договор подряда на устройство асфальтобетонного покрытия

Замена дорожного покрытия – ремонт или реконструкция?

Автор: Баянова Л. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта или модернизации (реконструкции, технического перевооружения).

Для целей исчисления налога на прибыль затраты на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, относятся к прочим расходам и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Это следует из ст. 260 НК РФ.

Расходы налогоплательщика, связанные с достройкой, дооборудованием, реконструкцией, модернизацией и техническим перевооружением, определение которых дано в п. 2 ст. 257 НК РФ, к расходам текущего периода не относятся, а увеличивают первоначальную стоимость основного средства. Соответственно, в данных случаях затраты на восстановление ОС будут списаны не единовременно, а включаться в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль через амортизационные отчисления.

Поэтому так важно правильно разграничивать понятия ремонта и реконструкции (модернизации), чтобы не учесть в текущих расходах затраты, относящиеся к капитальным, и тем самым необоснованно завысить облагаемую базу по налогу на прибыль.

В консультации «Ремонт и модернизация. О различиях в налоговом учете» мы уже разбирали вопросы о различиях капвложений и капремонта». Обычно речь шла об объектах недвижимости или автотранспорта.

В данном материале хотим предложить вашему вниманию на примере из арбитражной практики (см. Постановление АС СКО от 22.01.2018 по делу № А53-23697/2016) рассмотреть, как правильно квалифицировать «ремонтные» затраты в отношении автодороги, какими нормативными документами следует при этом руководствоваться.

Претензии налоговиков

Суть дела, которое рассматривалось в вышеупомянутом постановлении, заключается в следующем. Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ООО «П.» декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2015 года, в которой среди прочих отражены расходы на ремонт площадки, используемой под погрузо-разгрузочные работы, в размере 28,2 млн руб.

ИФНС посчитала, что общество необоснованно включило в состав расходов эту сумму, так как, по ее мнению, в отношении площадки проведена реконструкция, стоимость которой не должна учитываться единовременно, а должна увеличить первоначальную стоимость основного средства.

При этом налоговики сослались на следующие правовые нормы.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ затраты на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также затраты на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (работ, услуг).

В соответствии с п. 5 ст. 270 НК РФ к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли, относятся расходы на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

К сведению: к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В силу п. 14.2 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

К сведению: отнесению к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, подлежат лишь затраты на ремонтные работы. Затраты на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование учитываются в стоимости основных средств.

Итак, налоговая инспекция доначислила обществу налог на прибыль, посчитав, что работы, связанные с площадками, носили характер реконструкции.

Общество с указанным выводом инспекции не согласилось, полагая, что им проведена не реконструкция, а капитальный ремонт, поэтому в предмет доказывания по делу входило выяснение вопроса о том, являются ли работы на площадках реконструкцией или капитальным ремонтом.

В обоснование своих доводов о капитальном ремонте площадок общество представило:

акты общего осмотра площадки для хранения грузов;

дефектные ведомости, которыми установлены дефекты площадок;

приказы о проведении ремонтных работ по асфальтированию площадок;

проект на капитальный ремонт площадок.

Общество (заказчик) заключило с подрядчиком договор подряда, по условиям которого последний обязуется выполнить по заданию заказчика с использованием своих материалов, а заказчик принять и оплатить работы по устройству асфальтобетонного покрытия площадок согласно утвержденным локальным сметам.

В предмет указанного договора входили следующие работы: разборка, перевозка, уплотнение грунта; устройство основания из щебня; устройство трехслойного асфальтобетонного покрытия.

Представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ и справками о стоимости выполненных работ и затрат подтверждено выполнение подрядчиком работ по названному договору в полном объеме.

До начала производства работ по договору собственными силами и средствами общество произвело демонтаж всех имеющихся дорожных плит, а после проведения подрядчиком работ по разборке и уплотнению грунта данные плиты силами общества уложены в основание площадок. При этом до начала работ площадки имели дорожное покрытие из бетонных плит, после проведения работ – асфальтобетонное покрытие.

Инспекция в обоснование доводов о том, что данные работы относятся к реконструкции, ссылалась на представленные обществом документы, а также на заключение экспертов, в котором сделан такой вывод: существовавшая на площадках одежда с покрытием из сборных железобетонных плит покрытия являлась жесткой одеждой и относилась к Iв и IIв категории дороги – дорожная одежда с покрытием из сборных плит дорожного покрытия. После выполнения комплекса работ по устройству асфальтобетонного покрытия изменены технические параметры дорожной одежды площадок и изменена категория внутриплощадочных дорог – на III в.

В связи с этим экспертами, а впоследствии и инспекцией сделан вывод о том, что в результате комплекса проведенных работ осуществлено изменение параметров дороги, ведущее к изменению ее категории, что является реконструкцией автомобильной дороги.

Доводы арбитров

Признавая обозначенный вывод инспекции неверным, суды указали следующее.

Реконструкция автомобильной дороги – комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Аналогичные нормы содержатся в СП 34.13330.2012 «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*», утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 266 (далее – СП 34.13330.2012).

К сведению: реконструкция автомобильной дороги – совокупность работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги (п. 3.28 СП 34.13330.2012).

Реконструкция включает: спрямление отдельных участков, смягчение продольных склонов, устройство обходов населенных пунктов, уширение земляного полотна и проезжей части, усиление конструкций дорожных одежд, уширение или замену мостовых и инженерных сооружений, переустройство пересечения и примыканий и т. д.

Что примечательно, данными определениями реконструкции руководствовался и эксперт при даче заключения.

Судьи установили, что в результате проведенных работ не изменены параметры площадок, тогда как для отнесения данных работ к реконструкции необходимо установить изменение класса и (или) категории автомобильной дороги либо усиление конструкции дорожной одежды.

Как следует из п. 4.3 СП 34.13330.2012, автомобильные дороги в зависимости от условий проезда (интенсивности движения) и доступа к ним транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные дороги и обычные дороги.

Так, к обычным дорогам категории Iв относятся дороги с интенсивностью движения свыше 14 000 единиц в сутки, категории IIв – свыше 6 000 единиц в сутки, категории IIIв – свыше 2 000 до 6 000 единиц в сутки.

К сведению: для отнесения дороги к той или иной категории имеет значение такой показатель, как интенсивность движения, а не жесткость дорожного покрытия. Интенсивность движения определяется на основе данных экономических изысканий, а не тем, какая интенсивность движения является возможно допустимой для определенной жесткости дорожного покрытия.

Учитывая указанные нормы права и фактические обстоятельства дела, судебные инстанции пришли к выводу о том, что изменение категории или класса автомобильной дороги в данном случае не произошло, поскольку материалами дела констатировано только изменение жесткости покрытия автомобильной дороги, а не изменение интенсивности ее движения, условий движения или доступа транспортных средств. При этом суды учли, что после выполнения комплекса работ по устройству асфальтобетонного покрытия изменены технические параметры дорожной одежды площадки: вместо верхнего слоя, состоящего из бетонных плит, данный слой стал состоять из асфальтобетонной смеси, то есть дорожная одежда стала более мягкой (указанное следует из заключения эксперта).

Между тем реконструкцией являются работы, в результате которых произошло усиление конструкции дорожной одежды, а не замена дорожной одежды, то есть изменились постоянные (ширина проезжей части и земляного полотна, радиусы и продольные уклоны и т. д.), а не переменные (ровность, прочность, сцепные качества и т. д.) параметры дороги.

В результате проведенных работ не увеличилась пропускная способность площадок, не изменились параметры площадок.

Все допрошенные в качестве свидетелей работники общества подтвердили, что проведение работ на площадках обусловлено неудовлетворительным состоянием поверхности площадок (просадкой бетонных плит, наличием ям, выбоин, провалов, нарушением уклонов стоков воды). В результате произведенных работ улучшились качественные и технические характеристики площадок.

Представленные в материалы дела документы свидетельствуют о намерении общества осуществить именно капитальный ремонт площадок и о фактическом осуществлении именно капитального ремонта данных объектов.

Согласно заключению эксперта проведенные работы в рамках договора подряда связаны с заменой и восстановлением конструктивных элементов дорожной одежды исследуемых площадок – без изменения транспортно-эксплуатационных показателей (скоростного режима, схемы организации движения, их классификации, назначения, объема перевозок), без перевода дорог в целом либо их отдельных участков в более высокую категорию, без изменения площади (без уширения) земляного полотна и проезжей части – и относятся к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог (линейных объектов).

При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требование общества, признав недействительным решение инспекции в оспариваемой части.

Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).

В рассмотренном примере из арбитражной практики судьи пришли к выводам, что спорные работы обладают признаками, которые позволяют отнести их к капитальному ремонту, поскольку необходимость произведенных работ вызвана физическим износом площадок, в результате проведения работ параметры площадок не изменились, равно как и границы полосы отвода дороги, категория дороги осталась прежней. Какие-либо иные доказательства того, что при проведении комплекса работ на площадках осуществлена реконструкция указанных объектов, а не их капитальный ремонт, инспекция суду не представила.

Полагаем, что доводы, изложенные в данном постановлении, и упомянутые нормативные документы помогут вам отстоять правоту при аналогичном споре с налоговыми органами либо, если вы действительно проводили реконструкцию (модернизацию) автодороги, думая, что осуществляете капремонт, избежать ошибок при начислении облагаемой базы по налогу на прибыль.

Источник

Договор подряда на выполнение работ по асфальтированию дороги

Договор подряда на выполнение работ по асфальтированию дороги

[место заключения договора] [число, месяц, год]

[Полное наименование юридического лица] в лице [должность, Ф. И. О.], действующего на основании [наименование документа, подтверждающего полномочия], именуемое в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и

[полное наименование юридического лица] в лице [должность, Ф. И. О.], действующего на основании [наименование документа, подтверждающего полномочия], именуемый в дальнейшем «Подрядчик», с другой стороны, а совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.2. Указанный в п. 1 договора участок дороги протяженностью [значение] км расположен [указать признаки, позволяющие определить границы участка].

1.3. Все необходимые для проведения асфальтовых работ материалы, дорожно-строительное оборудование, технику, передвижные ремонтные мастерские предоставляет Подрядчик. Стоимость данных материалов входит в стоимость услуг настоящего договора.

1.4. Подрядчик гарантирует соответствие поставляемых материалов, оборудования проекту асфальтирования, стандартам и техническим условиям.

1.5. В комплекс работ по укладке асфальтового покрытия входит:

— подготовка проекта в соответствии с техническим заданием;

— проведение подготовительных работ (расчистка дорожной полосы, вывоз отходов расчистки, закрепление границ земельного участка, осушение грунта и др.);

— формирование подстилающего слоя (устройство слоев оснований и прослоек, фиксирование слоев битумом);

— обустройство дренажной системы, ливневой канализации, бордюров, установка люков;

— асфальтировка горячей асфальтобетонной смесью;

— уплотнительные работы с применением специализированной техники.

2. Объем и срок выполнения работ

2.1. Объем работ по настоящему договору определяется в Акте приемки выполненных работ (форма КС-2).

2.2. Дата начала работ по настоящему договору определяется датой подписания настоящего договора.

2.3. Работы должны быть завершены в срок до [число, месяц, год].

Срок выполнения работ может быть изменен по согласованию сторон в случае продолжительности неблагоприятных погодных условий, при которых выполнение работ по асфальтированию дорожного полотна невозможно (согласно действующим СНиП).

3. Стоимость работ и условия расчетов

3.1. Стоимость работ по настоящему договору определяется на основании сметы и составляет [сумма цифрами и прописью] рублей. Смета утверждается Сторонами и является неотъемлемой частью настоящего договора.

3.2. Цена договора включает в себя стоимость работ по укладке асфальтового покрытия на объекте и компенсацию издержек Подрядчика.

3.3. Стоимость работ является твердой.

3.4. Если объемы работ или стоимость материалов в ходе выполнения работ по укладке асфальтового покрытия превысят показатели, утвержденные в проектно-сметной документации, то Стороны заключат дополнительное соглашение к настоящему договору об уточнении стоимости работ.

3.5. Оплата работ Заказчиком производится в соответствии с утвержденным Графиком производства и финансирования работ на основании актов выполненных работ (форма КС-2) и справок о стоимости выполненных работ (форма КС-3).

3.6. Заказчик оплачивает выполненные работы не позднее [срок] дней с момента выставления счета Подрядчиком.

3.7. Стороны ежемесячно производят сверку объемов выполненных работ.

3.8. Окончательный расчет производится Заказчиком в течение [срок] дней с момента выполнения Подрядчиком всех работ по настоящему договору и сдачи результата работ государственной комиссии.

4. Права и обязанности сторон

4.1. Подрядчик обязуется:

4.1.1. Своими силами и средствами выполнить работы в объеме согласно смете качественно и в срок, установленный пунктом 2.3 настоящего договора, поставить своими средствами все необходимые для выполнения работ материалы, строительное оборудование и технику.

4.1.2. Известить Заказчика о завершении работ по настоящему договору и о готовности к сдаче объекта Заказчику.

4.1.3. Незамедлительно предупредить Заказчика и до получения его указаний приостановить работы при обнаружении:

— возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

— иных, не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

4.1.4. В случае возникновения необходимости в проведении дополнительных работ и в связи с этим существенного повышения цены работы сообщить об этом Заказчику.

4.1.5. При осуществлении работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ.

4.1.6. Самостоятельно и за свой счет осуществлять уборку и вывоз мусора, образовавшегося в ходе выполнения работ, с территории объекта и прилегающей к ней территории.

4.1.7. Своевременно устранять недостатки и дефекты, выявленные при приемке работ.

4.1.8. Обеспечивать меры по предотвращению повреждений с причинением любого ущерба сооружениям, коммуникациям и сетям.

4.2. Заказчик обязуется:

4.2.1. Произвести оплату выполненных работ в порядке и сроки, установленные настоящим договором.

4.2.2. С участием Подрядчика осмотреть и принять результат выполненной работы.

4.2.3. Возместить Подрядчику убытки, причиненные прекращением настоящего договора, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.

4.3. Заказчик вправе:

4.3.1. Осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставленных Подрядчиком материалов, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика.

4.3.2. Если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению настоящего договора или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

4.3.3. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от настоящего договора либо поручить исправление работ другому лицу за счет Подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

4.4. Подрядчик вправе:

4.4.1. Сдать объект досрочно по соглашению с Заказчиком.

4.4.2. Привлекать к исполнению своих обязательств третьих лиц (субподрядчиков).

4.4.3. Не приступать к работе, а начатую работу приостановить или отказаться от исполнения настоящего договора и потребовать возмещения убытков, в случаях, когда нарушение Заказчиком своих обязанностей по настоящему договору препятствует исполнению договора Подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение Заказчиком указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.

4.5. Если при выполнении работ обнаруживаются препятствия к надлежащему исполнению настоящего договора, каждая из Сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий. Сторона, не исполнившая этой обязанности, утрачивает право на возмещение убытков, причиненных тем, что соответствующие препятствия не были устранены.

5. Порядок приема работ

5.1. Подрядчик в течение [срок] дней с момента завершения работ уведомляет Заказчика о готовности объекта к сдаче.

5.2. Приемка Заказчиком дорожного полотна осуществляется в течение [срок] дней с момента получения уведомления о его готовности.

5.3. Заказчик с участием Подрядчика осматривает и принимает результат выполненной работы, а при обнаружении отступлений от настоящего договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявляет об этом Подрядчику.

5.4. При приемке выполненных работ Заказчик или Подрядчик в присутствии Заказчика производит освидетельствование работ в натуре: делает контрольные замеры и проводит испытания, проверяет результаты испытаний строительных материалов и контрольных образцов, оценивает ровность поверхности дорожного полотна, проверяет записи в общем журнале работ.

5.5. Заказчик имеет право отказаться от приемки выполненных работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность нормальной эксплуатации дороги, до полного их устранения.

5.6. Риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки Заказчиком несет Подрядчик.

6. Гарантии качества

6.1. Подрядчик гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации Объекта в соответствии с настоящим договором на протяжении гарантийного срока.

6.2. Гарантийный срок на выполненные работы устанавливается в течение [срок] месяцев с момента подписания акта о сдаче-приемке результата работ государственной комиссией.

7. Ответственность сторон

7.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ.

7.2. Сторона, причинившая неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязательств другой Стороне убытки, обязана их возместить.

7.3. За просрочку исполнения обязательств Подрядчик выплачивает Заказчику пени в размере [значение] % стоимости услуг за каждый день просрочки.

7.4. В случае просрочки оплаты стоимости работ Заказчик выплачивает Подрядчику пени в размере [вписать нужное] % от суммы долга за каждый день просрочки.

7.5. Выплата штрафных санкций, установленных настоящим договором, не освобождает Стороны от выполнения принятых на себя обязательств.

7.6. Ответственность за любой ущерб, причиненный Заказчику или третьим лицам по своей вине в процессе выполнения работ, несет Подрядчик.

7.7. Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных СНиП, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта.

7.8. Подрядчик несет ответственность за недостатки, обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта, неправильной его эксплуатации.

7.9. Подрядчик освобождается от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если он докажет, что оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения договора в результате событий чрезвычайного характера, которые Подрядчик не мог ни предвидеть, ни предотвратить, ни принять обстоятельства в расчет при заключении договора.

Наличие обстоятельств непреодолимой силы, их влияние и продолжительность действия должны быть подтверждены компетентным органом или организацией.

8. Порядок разрешения споров

8.1. Все споры и разногласия между Сторонами, возникающие в период действия настоящего договора, разрешаются Сторонами путем переговоров.

8.2. В случае невозможности урегулирования споров и разногласий путем переговоров спор подлежит разрешению [указать наименование суда] в соответствии с законодательством РФ.

9. Заключительные положения

9.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного выполнения Сторонами своих обязательств по настоящему договору.

9.2. Все изменения или дополнения к настоящему договору действительны, если они подписаны уполномоченными лицами обеих Сторон.

9.3. Настоящий договор может быть расторгнут досрочно по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

9.4. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, подлежит применению действующее гражданское законодательство Российской Федерации.

10. Реквизиты и подписи сторон

[вписать нужное] [вписать нужное]

[должность, подпись, инициалы, [должность, подпись, инициалы,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *