договор подряда с авансовым платежом образец
Условие об авансе в договоре подряда
Условие об авансе очень характерно для договоров подряда. Этот платеж засчитывается в цену по договору, но передается до получения результата заказчиком. В передаче аванса заинтересованы обе стороны:
Ст. 711 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) гласит, что обязанность по оплате возникает у заказчика по общему правилу только по окончании выполнения всех работ.
Важно! До этого момента подрядчик не имеет права требовать выплаты ему каких-либо средств, если это не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 711 ГК РФ). Поэтому важно предусмотреть в договоре все нюансы авансирования.
Образец договора подряда с авансовым платежом
В договоре подряда необходимо прописать:
Примерная формулировка условия об авансе в договоре подряда выглядит так: «Заказчик обязуется уплатить подрядчику аванс в размере 200 000 (двести тысяч) руб., что составляет 20% от общей суммы договора, включая НДС, в срок до 1 августа 2020 года включительно».
Авансирование может осуществляться в несколько этапов. В таком случае необходимо указать точные сроки и суммы каждого платежа. То есть: «Оплата первого этапа работ производится в срок до «___»________ ______ г., второго этапа в срок до. и т.д.»
Если сторонам принципиально целевое использование аванса (для покупки строительных материалов, техники и т. д.), рекомендуется внести в договор и этот пункт.
Образец договора подряда с авансовым платежом вы можете скачать по ссылке.
Другие нюансы по договору подряда вы сможете узнать в путеводителе по договорной работе КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Если заказчик не вносит аванс
Если аванс необходим для начала работ, сторонам можно рекомендовать указать срок начала работ не как календарную дату, а привязать его к факту внесения аванса, например: «Подрядчик обязуется начать работы не позднее 5 дней с даты зачисления на его счет суммы аванса».
Такая формулировка позволит подрядчику в случае невнесения заказчиком платежа не начинать работы или отказаться от исполнения договора, не нарушая при этом своих обязанностей (см., например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 20.04.2016 по делу № А45-12587/2015).
Если заказчик не вносит аванс в сроки, согласованные в договоре, подрядчику можно рекомендовать следующий план действий:
Обратите внимание! Подрядчик не вправе взыскивать с заказчика аванс в судебном порядке, если такое право не предусмотрено договором подряда (постановление АС Западно-Сибирского округа от 20.04.2016 по делу № А45-12587/2015).
Все вышеуказанные последствия неисполнения заказчиком обязанности по авансированию следует предусмотреть в договоре подряда. Это позволит избежать судебных споров или упростить их.
Письмо на аванс: образец
Письмо на выплату аванса подрядчик составляет на своем фирменном бланке. Указывает дату составления и исходящий номер документа. Подробнее о правилах составления читайте в нашей статье Образец написания делового письма.
В тексте документа нужно указать:
Письмо подписывает генеральный директор подрядчика либо уполномоченное им лицо по доверенности. Документ можно отправить с курьером, тогда необходимо сделать его в 2-х экземплярах, чтобы на один из них заказчик поставил входящий номер. Либо отправить по почте.
Пример документа можно посмотреть по ссылке Образец письма на аванс по договору подряда.
Взыскание (возврат) аванса при расторжении договора подряда
На практике часто возникает вопрос: что делать с авансом, если он внесен, но договор расторгается сторонами по тем или иным основаниям? ГК РФ не содержит прямого ответа на него.
Анализ судебной практики позволяет сделать следующие выводы.
Если аванс не отработан, то он возвращается полном объеме, как неосновательное обогащение (определение ВС РФ от 10.01.2020 по делу № А40-216210//2018).
Если подрядчик успел выполнить работу, соответствующую сумме аванса, и заказчик принял ее, аванс не возвращается (определение ВС РФ от 10.06.2019 по делу № А56-35903/2018).
Ранее в судебной практике возврат неотработанного аванса квалифицировался некоторыми судами как убытки (определение ВАС РФ от 15.04.2010 № ВАС-3814/10 по делу № А60-12173/2009-С11) или как задолженность (постановление ФАС Московского округа от 17.05.2010 № КГ-А40/4538-10 по делу № А40-106509/09-49-527).
При этом для случаев взыскания аванса по договору строительного подряда ГК РФ установлена специальная норма п. 2 ст. 715, которая гласит, что в вышеуказанных случаях взыскиваются убытки.
Еще больше судебной практики по вопросу возврата аванса при расторжении договора подряда вы найдете в подборке КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
Таким образом, во избежание судебных споров при заключении договора подряда с условием об авансе сторонам следует:
Как прописать условия оплаты в договоре
Порядок оплаты по договору — это установленный сторонами в контракте способ расчета за выполненные обязательства.
Одной из основных частей контракта является порядок расчетов по договору, в этом вопросе важно достичь компромисса, учитывающего интересы обеих сторон. Недостаточно знать, что договор будет исполнен, для эффективного ведения бизнеса имеет большое значение, когда и каким образом.
Формы и способы: возможные варианты
Варианты расчета за выполненные обязательства предусмотрены в ГК РФ различные. Выбор конкретного способа зависит от волеизъявления сторон, вида заключаемого контракта, требований законодательства по нему. По общему правилу ст. 424 ГК РФ цена может быть и не установлена в соглашении, в этом случае она определяется по правоприменительной практике. Для некоторых видов контрактов существенным условием (без которого договор признается незаключенным) является сам порядок расчетов. Таковым является очень распространенное в бизнесе соглашение о поставке товаров.
В соответствии с ГК РФ и деловыми обычаями какие бывают формы оплаты по договору:
Варианты, как прописать сроки оплаты в договоре:
Несколько примеров, как прописать в договоре порядок оплаты (формулировки):
Чтобы выбрать подходящий способ и правильно составить формулировку, рекомендуется рассмотреть все варианты и учесть практику правоприменения. Например, для безналичного перечисления существует несколько способов (инкассо, аккредитив, чеки, электронные средства платежа), их конкретно указывают в контракте с реквизитами во избежание разногласий. Чаще всего используются переводы на расчетный счет по платежным поручениям. О смене реквизитов сразу уведомляют контрагента.
Как прописать расчет по факту
Расчет за выполненную работу, оплата товара по договору поставки по факту закладываются в контракт на практике не часто, этот вариант несет большие риски для исполнителя.
В соглашении рекомендуется прописать следующие моменты.
Конкретный срок расчета. Необязательно дату, допускается привязать срок к неизбежному событию (принятие работ, услуг, заключение соглашения).
Заказчик обязуется произвести оплату не позднее 10 календарных дней с момента подписания акта приемки оказанных услуг. |
Пени и штрафные санкции за просрочку. Обычно закладывается процент за каждый день, размер должен соответствовать практике, в противном случае может быть снижен в суде. Заказчику этот пункт включать невыгодно.
Как оговорить аванс
Это самый распространенный способ согласования порядка расчета. Заключить договор на оплату до получения товара (услуги, работы) частично одинаково выгодно как заказчику (продавцу), так и исполнителю (покупателю). Риски остаются, но минимизируются для обеих сторон.
Исходя из судебной практики, во избежание споров рекомендуется в контракте оговорить следующие условия:
Срок с указанием конкретной даты или определенного периода, события (чаще всего, заключения соглашения).
Заказчик обязуется внести аванс 20.08.2020 г.
Заказчик обязан внести аванс не позднее 7 календарных дней дней с момента подписания настоящего контракта.
Размер
Заказчик обязуется произвести расчет за работы в следующие сроки: в срок до 20.08.2020 г. — 50% цены по контракту; в срок не позднее 7 календарных дней с момента подписания акта приемки — оставшиеся 50%. |
Допускается ссылка на график платежей, который содержится в приложении. В этом случае в контракте обязательно надо прописать, что приложение является его неотъемлемой частью, само приложение подписать сторонами и подшить ко всем экземплярам.
Как прописать оплату наличными
Сейчас наличный расчет в договоре используется крайне редко, безналичный гораздо проще и эффективнее. Для наличных расчетов юрлиц и ИП существует лимит — не более 100 000 рублей, по указанию ЦБ РФ. При определении этого способа в соглашении прописывается конкретный адрес, где осуществляются платежи наличными в кассу.
Как указать условие об использовании иностранной валюты
В России оплата по договору производится только с использованием национальной валюты (ст. 317 ГК РФ). Допускается привязка цены контракта к иностранной валюте (доллар, евро), но оплата должна производиться исключительно рублями. Например, допустимо прописать этот порядок следующим образом:
Покупатель должен заплатить Продавцу за товары сумму в рублях, эквивалентную 10 000 долларам США (в том числе НДС — 20%), по курсу Центробанка РФ на момент оплаты, то есть составления платежного поручения на списания средств со счета Покупателя. |
То есть необходима ссылка на порядок определения этого момента (вторая сторона вправе посчитать моментом расчета дату поступления средств на собственный счет.
В итоге, как прописать условия оплаты в договоре, решают стороны. Основная рекомендация специалистов — прописывать способы расчетов максимально точно и четко, с указанием дат, сроков и способов их определения.
Договор подряда
Образец договора в 2021 году
Бланк договора подряда
Образец договора, подготовленный специалистами сервиса.
Рекомендации по оформлению договора подряда
Договор подряда — соглашение, по которому одна из сторон обязуется выполнить по заданию другой определенную работу.
Он необходим в случаях, когда одно лицо нанимает другое лицо для выполнения определенной работы, направленной на создание новой вещи или улучшение существующей.
В отличие от договора об оказании услуг, главная цель договора подряда — это не сама деятельность, а конечный результат.
Содержание договора
Документ составляется в свободной форме и содержит следующие условия:
Шапка договора
В шапке укажите дату и место заключения соглашения, и реквизиты сторон. Сторонами в данном случае будут являться Заказчик и Подрядчик.
Для юридического лица в шапке необходимо прописать наименование организации и лицо, которое будет действовать от имени организации. Для ИП указываем ФИО, ОГРНИП и дату регистрации. Для физического лица укажите фамилию, имя и отчество, а также паспортные данные и адрес регистрации.
Предмет договора
Предметом является как сама деятельность, так и результат деятельности подрядчика по изготовлению вещи, а также её обработке (улучшению качеств или изменению потребительских свойств имеющейся вещи) или переработке (созданию новой вещи в результате уничтожения имеющейся) либо выполнению иной деятельности по заданию заказчика.
В качестве результата выступает:
Деятельность подрядчика может быть направлена как на создание, так и на уничтожение того или иного объекта (демонтаж здания).
В договоре должны указываться начальный и конечный сроки выполнения работы. В нём также могут быть предусмотрены сроки завершения отдельных этапов (промежуточные сроки). Промежуточные сроки устанавливаются если договор предполагает длительный период исполнения.
Стоимость работ и порядок расчетов
Это денежная сумма, которую заказчик обязуется уплатить подрядчику за выполнение работы.
Цена определяется в виде конкретной суммы или определяется на основании заложенного в договоре способа исчисления.
Для расчета цены по усмотрению сторон составляется смета, т.е. документ, фиксирующий перечень работ и этапов их выполнения, используемых материалов с денежной оценкой каждой из составляющей и итоговой суммы.
Цена может быть твердой и приблизительной. Если в договоре не указано, какая из этих цен используется, признается, что установлена твердая цена.
Приблизительная цена указывается в случаях, если заранее невозможно определить перечень всех требуемых работ. Окончательные расчеты производятся по фактически произведенным подрядчиком затратам.
Пропишите в договоре порядок оплаты оказанных услуг: в наличной или безналичной форме, предоплата или оплата по факту и т.д.
Порядок выполнения и сдачи-приемки
Основной обязанностью подрядчика является выполнение по заданию заказчика определенной работы и сдача ему результата. Укажите в договоре, имеет ли подрядчик право привлекать к исполнению третьих лиц. Также пропишите, что подрядчик обязан выполнить работу в установленный срок и надлежащего качества.
После окончания работы подрядчик обязан предоставить заказчику акт выполненных работ, а заказчик обязан осмотреть и принять результат работы. При обнаружении отступлений от результата подряда, ухудшающие его заказчик должен заявить об этом подрядчику. Заказчик принявший результат без проверки лишается права ссылаться на недостатки, которые могли быть устранены при ее приемке (явные недостатки).
Иные положения
Укажите ответственность сторон за нарушение условий соглашения, а также за гибель, утрату, порчу материалов и оборудования, и за ущерб, причиненный третьим лицам.
Определите срок действия договора — обычно он вступает в силу с момента подписания и действует либо:
Также нужно предусмотреть порядок урегулирования споров. Можно прописать обязательный претензионный порядок, а также изменить подсудность рассмотрения спора.
Расчеты по договору ГПХ с авансом
Договоры ГПХ могут содержать различные условия, в том числе об авансе. В 1С предусмотрен специальный функционал для оформления договоров подряда. Но в случаях, когда по договору нужно выплатить аванс, использование этого функционала не подходит. В данной статье рассмотрен алгоритм, применяемый для гражданско-правовых договоров (ГПД) с физическими лицами, которые предусматривают выплату аванса.
Пошаговая инструкция
24 апреля заключен договор с физическим лицом, который не является сотрудником организации, Алехиным В.Н. на работы по созданию дизайн-проекта на сумму 100 000 руб. Договором предусмотрена выплата аванса — 50% от суммы проекта в день подписания договора. Аванс выплачен в сумме 50 000 руб. за минусом удержанного НДФЛ.
Алехин написал заявление и представил документы, подтверждающие право на вычет на первого ребенка в сумме 1 400 руб. с апреля.
17 июня подписан акт выполненных работ и выплачена оставшаяся сумма вознаграждения работнику.
Договор ГПХ с физлицом на оказание услуг
Договор гражданско-правового характера (ГПХ) с физлицом — договор, на который распространяются нормы не трудового, а гражданского кодекса. Причем физическое лицо может быть:
Для каждого из договоров учет вознаграждения за произведенные работы (оказанные услуги) будет иметь особенности. Мы рассмотрим пример договора с физическим лицом, который не является предпринимателем и не состоит в штате организации-заказчика.
Предлагаемый алгоритм подходит и для ГПД с сотрудником, если договором предусмотрен аванс.
Получите понятные самоучители 2021 по 1С бесплатно:
На вкладке Главная укажите:
На вкладке Адреса, телефоны укажите контактную информацию по физическому лицу.
Перечисление аванса по договору ГПХ
Нормативное регулирование
Авансы по договору ГПХ ни в налоговом, ни в бухгалтерском учете не признаются расходами организации (п. 3 ПБУ 10/99, п. 14 ст. 270 НК РФ).
Страховыми взносами облагаются начисленные выплаты после принятия работ (услуг) и подписания акта (п. 1 ст. 424 НК РФ).
С доходов, выплачиваемых в денежной форме, НДФЛ должен быть исчислен и удержан в день фактической выплаты дохода (п. 3, п. 4 ст. 226 НК РФ).
Учет в 1С
Чтобы заполнить платежное поручение, нужно рассчитать сумму к выплате, так как работник должен получить сумму аванса за вычетом удержанного НДФЛ.
В мае Алехину положен вычет за 1 ребенка – 1 400 руб.
С 1 июня 2020 при выплате дохода физическому лицу через банк в платежных документах необходимо указывать код вида дохода в целях исполнительного производства. А также давать расшифровку суммы удержания из дохода при его наличии (ч. 5.1 ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, Указания Банка России от 14.10.2019 N 5286-У).
В документе проверьте заполнение полей:
Статья ДДС зависит от характера работ, например:
Проводки по документу
Документ формирует проводку:
Уплата НДФЛ в бюджет с аванса
Нормативное регулирование
НДФЛ с вознаграждения по договору ГПХ уплачивается не позднее дня, следующего за днем его выплаты работнику (п. 6 ст. 226 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 13.11.2020 N 03-04-05/99236).
В документе укажите:
Проводки по документу
Документ формирует проводку:
Отражение в регистрах НДФЛ аванса по договору ГПХ
При выплате дохода любому физическому лицу, кроме ИП, организация выступает налоговым агентом по НДФЛ и должна исчислить, удержать из дохода и уплатить НДФЛ в бюджет (п. 1 ст. 226 НК РФ):
Налог исчисляется на дату фактического получения дохода нарастающим итогом с начала налогового периода. В установленные сроки налоговый агент представляет:
Обратите внимание на заполнение полей:
Вкладка Доходы :
Вкладка Исчислено по 13% (30%) кроме дивидендов :
Вкладка Предоставлено вычетов :
Прежде чем предоставить вычет работнику по договору ГПХ, убедитесь, что работник имеет право на него. Для подтверждения права на вычет за детей нужны:
Вкладка Удержано по всем ставкам :
Вкладка Перечислено по всем ставкам :
Отражение в учете услуг по договору ГПХ
Нормативное регулирование
В БУ стоимость работ (услуг) по договору ГПХ, в зависимости от характера и направления работ (услуг) может формировать:
В нашем примере затраты по договору ГПХ на работы по созданию дизайн-проекта зала для приема посетителей учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности и признаются в момент подписания акта оказания услуг (п. 5, п. 16 ПБУ 10/99):
Торговыми организациями для учета затрат по обычным видам деятельности будет использоваться счет 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность» (план счетов 1С).
В НУ стоимость вознаграждения работнику, не состоящему в штате и не являющемуся предпринимателем, признается в составе расходов на оплату труда (п. 21 ст. 255 НК РФ).
Если договор ГПХ заключен с работником организации, то затраты на его вознаграждение учитываются в составе прочих расходов (пп. 49 п.1 ст. 264 НК РФ), так как в ст. 255 НК РФ не предусмотрен отдельный расход на вознаграждение сотруднику по договору подряда (Письмо Минфина РФ от 21.09.2012 N 03-03-06/1/495).
Если ГПД заключен с индивидуальным предпринимателем, то в зависимости от содержания работ (услуг), затраты по нему могут учитываться в составе
Учет в 1С
Суммы удержанного НДФЛ и начисляемых страховых взносов придется исчислить самостоятельно.
Учет вознаграждения по договору ГПХ:
Для исчисления НДФЛ вычеты могут предоставляться за все календарные месяцы действия договора (Письмо Минфина РФ от 07.04.2011 N 03-04-06/10-81).
Вознаграждение за работы (услуги) по договору ГПХ — объект обложения страховыми взносами, за исключением вознаграждений лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы за себя (п. 2 ст. 420 НК РФ).
На вознаграждение следует начислить:
Страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством выплаты по договорам ГПХ не облагаются (пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ).
Страховыми взносами в ФСС от несчастных случаев и профзаболеваний вознаграждение будет облагаться только в случае, если договором ГПХ предусмотрено обязательное страхование работника от несчастных случаев (п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Договором не предусмотрено страхование работника от несчастных случаев.
Учет страховых взносов в ФФОМС:
Учет страховых взносов на ОПС:
Декларация по налогу на прибыль
В нашем примере вознаграждение Алехина В.Н. учитывается на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и в налоговом учете относится к косвенным (прочим) расходам.
Лист 02 Приложение N 2:
Перечисление вознаграждения по договору ГПХ
Вознаграждение по договору ГПХ выплачивается в соответствии с условиями договора. В нашем примере вознаграждение работнику перечисляется дважды:
Окончательная сумма к выплате рассчитывается бухгалтером вручную:
Оформляется оплата так же, как и перечисление аванса
Нужно ли применять ККТ при выплате вознаграждения по договору ГПХ физическому лицу-не ИП?
Нет, применять ККТ не требуется. Минфин разъяснил, что пробивать чек должна сторона, оказывающая услуги, в данном случае — физлицо. Но физлица, которые не являются ИП, не обязаны применять ККТ (Письмо Минфина от 25.07.2018 N 03-01-15/52265). Подробнее Контролеры внесли ясность: ККТ при выплатах по договорам ГПХ, для подотчетников и др.
Уплата НДФЛ в бюджет
После окончательного расчета с работником по договору необходимо не позднее следующего дня за днем выплаты ему дохода уплатить НДФЛ в бюджет.
Сумма к уплате — разница между исчисленным налогом и уже уплаченным ранее
Операция оформляется аналогично уплате НДФЛ с аванса.
Отражение в регистрах НДФЛ вознаграждения по договору ГПХ
В момент оплаты вознаграждения за работу по договору ГПХ нужно снова отразить в регистрах НДФЛ вторую часть вознаграждения по договору и исчисленный НДФЛ. Датой выплаты (в примере это 17.06.2020) создайте документ Операция учета НДФЛ ( Зарплата и кадры — НДФЛ — Все документы по НДФЛ — кнопка Создать ).
Оформление аналогично заполненному ранее подобному документу для дохода в виде аванса, но со своими показателями.
Вкладка Доходы
Вкладка Исчислено по 13% (30%) кроме дивидендов :
Вкладка Предоставлено вычетов :
Вкладка Удержано по всем ставкам :
Вкладка Перечислено по всем ставкам :
6-НДФЛ
В форме 6-НДФЛ начисление и выплата вознаграждение по договору ГПХ отражается в:
Разделе 1 «Обобщенные показатели»:
Отражение в регистрах страховых взносов вознаграждения по договору ГПХ
Все данные о начисленных страховых взносах по выплатам с договора ГПХ должны быть включены в Расчет по страховым взносам с периода начисления, а индивидуальные сведения по работнику — отражены в Разделе 3 расчета.
В отличии от НДФЛ, дата выплаты вознаграждения на начисление СВ не влияет. Страховые взносы начисляются в том периоде, когда работы (услуги) выполнены и приняты по акту (Письмо Минфина РФ от 23.06.2020 N 03-04-05/54027).
Обратите внимание на заполнение полей:
Вкладка Исчислено взносов :
Вкладка Сведения о доходах :
Расчет по страховым взносам
В Расчете по страховым взносам:
Сумма 100 000, начисленное вознаграждение по договору ГПХ отражается в составе общих выплат в:
Сумма 27 100, исчисленных страховых взносов отражается в общей сумме страховых взносов в:
Подразделе 1.1 Приложения 1 к Разделу 1 «Расчет суммы взносов на обязательное пенсионное страхование»:
Подразделе 1.2 Приложения 1 к Разделу 1 «Расчет суммы взносов на обязательное медицинское страхование»:
Проверка взаиморасчетов
Взаиморасчеты с работником
Отсутствие конечного сальдо по счету 76.10 «Прочие расчеты с физическими лицами» означает, что задолженность перед работником отсутствует.
Проверьте себя! Пройдите тест на эту тему по ссылке >>
См. также:
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Похожие публикации
Карточка публикации
(12 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Все комментарии (6)
Спасибо, статья очень помогла. Хотела оценить на 5 звездочек, но нажав на первую (думала надо нажимать по порядку на все 5) что-то с делала не так и ответ уже сформировался из 1 звезды (я делала это первый раз). А это не справедливо. Статья очень полезная, Вы молодцы. Как исправить свою оценку. Она заслуживает огромной пятерки! Спасибо большое.
Спасибо за вашу обратную связь! Очень рады, что материал был вам полезен.
Оценку уже не поменять. Но ваш отзыв под статьей ситуацию прояснит.
Если еще кто-то проголосует положительно, то общая оценка поднимется.
Добрый вечер. Можно ли в карточке Физ.лица или Сотрудника не заполнять следующие данные — Гражданство, паспортные данные, Адреса, телефоны, Банковские счета. Т.е. указать только ФИО, СНИЛС и ИНН. Заранее благодарю за помощь.
Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>
Личный кабинет
.