договор помещика с крестьянами в котором формулировались условия выкупной сделки 1861

Тест по истории «Россия в XIX веке»

Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую методическую разработку «Тест по истории»

Тест по истории «Россия в XIX веке»

(Выполняется на урок по проверке, оценке и коррекции знаний учащихся)

Курс: 1 или Класс:10.

Задания на выбор одного верного положения из 4-х предложенных

1. Восстание декабристов произошло в:

2. Сражение на реке Березине произошло в:

3. Строительство Транссибирской магистрали началось в:

Б) русско-турецкой 1877-1878 гг.

Г) русско-турецкой 1806-1812 гг.

5. Александра I на российском престоле сменил император:

6.Высота, господствовавшая над Севастополем, взятие которой неприятелем сделало оборону города невозможной:

Г) Шипкинский перевал.

7. Перовская, Желябов, Морозов, Фигнер – это участники организации:

Г) «Северный союз русских рабочих».

8. Обособленная группа людей, имеющая строго определенные права и обязанности, передаваемые по наследству – это:

9. Деятельность генералов М Скобелева, И. Гурко связана с войной:

Б) русско-турецкой 1877-1878 гг.

Г) русско-турецкой 1806-1812 гг.

10. В период правления Николая I была проведена реформа:

Г) реформа в области народного образования.

11. Участки земли, отторгнутые у крестьян, в результате реформы 1861 г., назывались:

12. Идеолог народничества, сторонник свершения революции посредством стихийного народного бунта:

13. Автор административной реформы управления «инородческим населением Сибири»:

14. Договор помещика с крестьянами, в котором формулировались условия выкупной сделки в ходе проведения реформы 1861 г. – это:

Б) уставная грамота

15. Путешественником был:

16. Герой Севастопольской обороны, генерал:

17. Прочитайте отрывок из воспоминаний современников и укажите, как называлась война, о событиях которой идет речь в отрывке:

«С 23 сентября по 1 октября армия наша при селе Тарутине пришла в грозное могущество через присоединение к ней резервов, рекрутских депо, партий и команд, выздоровевших от ран и болезней…» Подполковник М.М. Петров.1

Б) русско-турецкая 1877-1878 гг.

Г) русско-турецкая 1806-1812 гг.

18.Установите хронологическую последовательность исторических событий XIX в.:

Б) открытие Казанского университета

В) указ о вольных хлебопашцах

Г) денежная реформа С.Ю. Витте.

19. Выберите лишнее.

Отрицательные черты развития сельского хозяйства в пореформенной России:

А) экстенсивное развитие

Б) малоземелье крестьян

В) развитие капиталистических отношений

20. Выберите лишнее.

Значение присоединения Средней Азии к России.

А) прекратилась работорговля

Б) началось хозяйственное освоение региона

В) было введено крепостное право

Г) прекратились междоусобные войны.

21. Выберите лишнее.

Сражения Отечественной войны 1812 г.

Б) Сражение на реке Березине

В) Сражение при Инкермане

Г) Сражение под Малоярославцем.

22. Установите соответствие между названием произведения и его автором.

1) «Арест пропагандиста» А) Брюллов К.П

2) «Всадница» Б) Иванов А.А.

3) «Явление Христа народу» В) Федотов П.А.

4) «Сватовство майора» Г) Репин И.Е.

23.Установите соответствие между реформами, преобразованиями, мероприятиями и именами российских монархов.

Реформы, преобразования, Имена монархов

1) «Указ о вольных хлебопашцах» А) Александр II

2) Учреждение III отделения императорской Б) Александр I

3) Реформа городского самоуправления В) Николай II

4) Создание Дворянского банка Г) Александр III

24. Напишите правильный ответ.

Имя императора, о котором идет речь:

«Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца» (А.И. Герцен)_____________________

25. Напишите правильный ответ

Известный писатель – участник обороны Севастополя____________

1-Б; 2-Г; 3-Б; 4-А; 5-Б; 6-В; 7-А; 8-Б; 9-Б; 10-Б; 11-Б; 12-В; 13-Б; 14-Б; 15-В; 16-Б; 17-Б; 18-В, Б, А, Г; 19-В; 20-В; 21-В; 22- 1-Г, 2-А, 3-Б, 4-В; 23— 1-Б, 2-Д, 3-А, 4-Г;

24-Александр I; 25-Л.Н. Толстой.

1 – А.Г. Важенин Конспекты уроков для учителя истории. М. – Владос-Пресс, 2001- с. 92

Источник

Выкупная сделка крестьян: путь к свободе или государственная афера?

Главная проблема, которую надо было решить, – отмена крепостного права.

договор помещика с крестьянами в котором формулировались условия выкупной сделки 1861. договор помещика с крестьянами в котором формулировались условия выкупной сделки 1861 фото. картинка договор помещика с крестьянами в котором формулировались условия выкупной сделки 1861. смотреть фото договор помещика с крестьянами в котором формулировались условия выкупной сделки 1861. смотреть картинку договор помещика с крестьянами в котором формулировались условия выкупной сделки 1861.

Нарастание социального напряжения в обществе

Задолго до реформы, которая и ввела понятие «выкупная сделка», в стране нарастало социальное напряжение. Страна активно развивалась по капиталистическому сценарию, многие купцы и промышленники начали богатеть. Помещики, которые до сих пор жили за счет крестьянских оброков, начали спускаться вниз по иерархической лестнице. Земля с крестьянами уже не давала доходов и высокого социального положения как ранее. Некоторые помещики нечерноземных земель часто отпускали крестьян за денежный оброк. Помещики же черноземных земель были лишены и этого: крестьяне отказывались уходить на заработки и предпочитали отрабатывать барщину. Естественно, что при кризисе натурального традиционного хозяйства в период развития фабричного капитализма это не приносило прибыли. Многие помещики в одностороннем порядке стали требовать оброк в денежной форме, а крестьяне просто не знали, где достать нужные суммы.

Император Александр Второй понимал все эти проблемы. Ему принадлежит фраза, ставшая крылатой: «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу». Она била в самое сердце помещикам: у многих на подсознательном уровне сидел страх «пугачевщины». Дворяне – образованный народ, они всегда хорошо помнили уроки истории.

Цель реформы

Для подготовки будущей реформы создавалась редакционная комиссия. Будущий манифест об отмене крепостного права не должен был вызвать революции и крестьянских бунтов. Поэтому он должен выполнять сразу несколько задач: дать свободу крестьянам, не навредить помещикам, не быть затратным для государства. Другими словами, выполнять невыполнимое. Для этого и была придумана выкупная сделка, которая, скорее, ограбила крестьян, нежели дала им реальную свободу.

Знаменитая крылатая фраза В. Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда» лучше всего бы подошла при описании данной реформы.

Отмена крепостного права и выкупные платежи

Манифест 19 февраля 1861 года освобождал крестьян. Хотя понятие «освобождал» здесь условное. Крестьянам давалась личная свобода, но они должны были возместить убытки помещиками, связанные с потерей оброка.

До реформы каждый крестьянин должен был платить примерно 10 рублей в год. Цифры колебались в зависимости от местоположения. Банковский депозитный процент на момент принятия Манифеста составлял 6% годовых. Крестьяне должны были внести такую сумму, которая при размещении ее в банк должна была давать 10 рублей в год в качестве процентов. Конечно, инфляцию и прочие сложные макроэкономические показатели в расчет не брали. Таким образом, отмена крепостного права только улучшала положение помещиков: теперь они получали оброк реальными деньгами в банке, что значительно упрощало им жизнь. Мы подошли к тому, что такое выкупная сделка.

договор помещика с крестьянами в котором формулировались условия выкупной сделки 1861. договор помещика с крестьянами в котором формулировались условия выкупной сделки 1861 фото. картинка договор помещика с крестьянами в котором формулировались условия выкупной сделки 1861. смотреть фото договор помещика с крестьянами в котором формулировались условия выкупной сделки 1861. смотреть картинку договор помещика с крестьянами в котором формулировались условия выкупной сделки 1861.

Первые в России ипотеки

Крестьяне фактически выкупали свою свободу. Суммы были огромные для бывших холопов. Для этой цели государство выдавало ссуду. Придумали то, что сегодня называется ипотекой: огромный долг перед государством крестьяне должны были отдавать в течение 49 лет по 6% в год. Фактически переплата составляла около 300%. Т.е. государство не только упрощало жизнь помещикам, но и извлекало прибыль.

договор помещика с крестьянами в котором формулировались условия выкупной сделки 1861. договор помещика с крестьянами в котором формулировались условия выкупной сделки 1861 фото. картинка договор помещика с крестьянами в котором формулировались условия выкупной сделки 1861. смотреть фото договор помещика с крестьянами в котором формулировались условия выкупной сделки 1861. смотреть картинку договор помещика с крестьянами в котором формулировались условия выкупной сделки 1861.

Государство «временнобязанных»

Вышеперечисленные кабальные условия – это еще не все сюрпризы, которые приготовило государство: ссуда, выдаваемая на 49 лет, шла помещикам в объеме 80% от необходимой. Остальные 20% должны были вернуть сами должники. Крестьянина, который до совершения выкупной сделки оставался у помещика, называли «временнообязанный». Произошла парадоксальная ситуация: холопы стали должны и помещику, и государству. Их положение значительно ухудшилось: ранее они принадлежали помещику, и те несли за них ответственность, теперь же они получили «свободу» и сами должны были выживать в тех грабительских условиях, в которые их кинуло государство. До реформы помещик хоть и называл холопов «говорящими орудиями», но считал их своими, заботился о них. Теперь «временнообязанный» становился «свободным», поэтому с него необходимо «выжать» как можно больше средств.

договор помещика с крестьянами в котором формулировались условия выкупной сделки 1861. договор помещика с крестьянами в котором формулировались условия выкупной сделки 1861 фото. картинка договор помещика с крестьянами в котором формулировались условия выкупной сделки 1861. смотреть фото договор помещика с крестьянами в котором формулировались условия выкупной сделки 1861. смотреть картинку договор помещика с крестьянами в котором формулировались условия выкупной сделки 1861.

Итоги

Выкупная сделка крестьян в ходе реформы по отмене крепостного права – грандиозная афера, которую государство провернуло с собственным народом. Помещики получили суммы за потерю земельных наделов, которые в несколько раз превышали их реальную рыночную стоимость. И это при условии, что продать наделы было практически невозможно. Сами крестьяне всю жизнь должны были отрабатывать свою свободу, их положение только ухудшилось. Однако массовых протестов не было: многие жили ради свободы будущих поколений, понимая, что сами они ее не увидят.

Источник

Крестьянская реформа 1861 года: СПРАВКА

Подготовка реформы

3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек (бывший шеф жандармов А. Ф. Орлов, М. Н. Муравьёв, П. П. Гагарин и т. д.) 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки.

В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу (преобразован из Секретного комитета). Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения

Новая программа Главного комитета по крестьянскому делу была утверждена царём 21 апреля 1858 года. Программа строилась на принципах рескрипта Назимову. В программе было предусмотрено смягчение крепостной зависимости, но не её ликвидация. Одновременно с этим участились крестьянские волнения. Крестьяне не без основания беспокоились по поводу безземельного освобождения, утверждая, что «одна воля хлебом кормить не станет».

4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. В отличие от предыдущей, эта программа была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения (наряду с давлением оппозиции). Эта программа была разработана Я. И. Ростовцевым. Основные положения новой программы были следующими:

* получение крестьянами личной свободы

* обеспечение крестьян наделами земли (в постоянное пользование) с правом выкупа (специально для этого правительство выделяет крестьянам специальный кредит)

* утверждение переходного («срочнообязанного») состояния

В конце августа 1859 года были вызваны депутаты от 21 губернского комитета. В феврале следующего года были вызваны депутаты от 24 губернских комитетов. Более либеральный проект вызвал недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в октябре 1860 года, и при его обсуждении в Государственном совете с конца января 1861 года.

19 февраля (3 марта) 1861 года в Петербурге император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17-и законодательных актов.

Манифест был обнародован в Москве 5 марта (ст. ст.) 1861 года, в Прощёное воскресенье в Успенском соборе Кремля после литургии; тогда же был обнародован в Петербурге и некоторых иных городах; в остальных местах — в течение марта того же года.

Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.

Основные положения реформы

Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

* Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землей.

* Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.

* Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.

* Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.

* За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.

* Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;

* Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.

* Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

Размер наделов

Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума (т. н. «прирезки»), или снизить повинности. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети (в степных зонах — половины) земель. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина — 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья. Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий. Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы.

Повинности временнообязанных крестьян

Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался. 28 декабря 1881 года он в конце концов был установлен. Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912—1913 гг.

Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8—12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк (12 рублей в год) платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже.

Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.

Освобождение дворовых крестьян

«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Дворовые слуги в то время составляли 6,5 % крепостных крестьян. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию.

Выкупные платежи

Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства.

Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20 % выкупной суммы, а остальные 80 % вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6 % выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294 % выкупной ссуды. В современных терминах, выкупная ссуда была кредитом с аннуитетными платежами на срок 49 лет под 5,6 % годовых. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически (с учетом процентов по кредиту) уплачивали тройную сумму. Ставка кредита в 5,6 % годовых, учитывая неипотечный характер кредита (за неуплату выкупных взносов можно было изъять личное, не имеющее производственного значения, имущество крестьян, но не саму землю) и проявившуюся ненадежность заемщиков, была сбалансированной и сообразной со сложившимися ставками кредитования всех других видов заемщиков в то время.

«Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 10 апреля (в Петербурге и Москве — 5 марта). Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. д.). Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское выступление 1861 и Кандеевское выступление 1861.

Всего в течение только 1861 года было зафиксировано 1176 крестьянских восстаний, в то время как за 6 лет с 1855 г. по 1860 гг. их было лишь 474. Таким образом, число крестьянских восстаний в 1861 г. в 15 раз превысило прежний «рекорд» второй половины 1850-х годов. Восстания не утихали и в 1862 году, и подавлялись очень жестоко. За два года после объявления реформы правительству пришлось применить военную силу в 2115 селах.

Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 г. Уставные грамоты заключались не с каждым крестьянином по отдельности, а с «миром» в целом. «Мир» представлял собой общество крестьян, находившихся в собственности отдельного помещика. На 1 января 1863 г. крестьяне отказались подписать около 60 % грамот.

Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в нечерноземной полосе в среднем в 2—2,5 раза (в 1854—1855 гг. цена всех крестьянских земель составляла 544 миллиона рублей, в то время как выкуп составлял 867 миллионов). В результате этого в ряде районов крестьяне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях (Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др.) появилось значительное число крестьян-дарственников.

Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К 1881 оставалось во временнообязанных отношениях 15 %. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс., 44 %; Нижегородская 119 тыс., 35 %; Тульская 114 тыс., 31 %; Костромская 87 тыс., 31 %). Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки.

Переход из «временнообязанных» в «выкупные» не давал крестьянам права покинуть свой участок (то есть обещанной свободы), но значительно увеличивал бремя платежей. Выкуп земли по условиям реформы 1861 г. для подавляющего большинства крестьян растянулся на 45 лет и представлял для них настоящую кабалу, поскольку они не были в состоянии выплачивать такие суммы. Так, к 1902 году общая сумма недоимок по крестьянским выкупным платежам составляла 420% от суммы ежегодных выплат, а в ряде губерний превышала 500%. Лишь в 1906 г., после того как крестьяне в течение 1905 года сожгли порядка 15% помещичьих имений в стране, выкупные платежи и накопившиеся недоимки были отменены, и «выкупные» крестьяне, наконец, получили свободу, обещанную им 45 лет назад.

Законом 24 ноября 1866 года началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп. По собственному желанию крестьянин мог либо продолжать платить оброк государству, либо заключить с ним выкупную сделку. Средний размер надела государственного крестьянина составлял 5,9 десятин.

Крестьянская реформа 1861 г. положила начало процессу быстрого обнищания крестьян. Средний крестьянский надел в России в период с 1860 г. по 1880 г. уменьшился с 4,8 до 3,5 десятин (почти на 30%), появилось множество разорившихся крестьян, сельских пролетариев, живших случайными заработками – явление, практически исчезнувшее в середине XIX в.

Источник

Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий

Примечание.
Право крестьян на выкуп их усадебной оседлости распространяется только на те крестьянские усадьбы, которые находятся на земле, отведенной крестьянам в постоянное пользование на основании местных положений о крестьянах.

Примечание 2.
Крестьяне, усадьбы коих, по предъявленному помещиком требованию, будут подлежать обязательному перенесению, могут выкупать лишь те усадьбы, которые будут устроены для них на новых местах, а не прежние.

Глава II. Об определении размера выкупной суммы за усадебную оседлость

Упоминаемая в сей статье разверстка выкупной суммы делается или при составлении уставной грамоты, или по утверждении оной, но в последнем случае не позже, как через год по введении грамоты. Наблюдение за сим возлагается на мировых посредников.

Глава I. Положения общие


Примечание.

Уставные грамоты для имений, владельцы коих пожелают приступить к выкупу, должны быть во всяком случае составлены на общем основании, отдельно от выкупных сделок.

Примечание.
При приобретении земли в личную собственность домохозяевами, владеющими отдельными участками, не воспрещается им составлять товарищества для взаимного друг за друга поручительства в исправном взносе следующих с них за приобретаемую землю платежей.

Примечание.
Уменьшение надела при таковом приобретении допускается по желанию крестьян в пределах, указанных в ст. 56-59-й, и с соблюдением правил, установленных в ст. 97-й сего Положения.

Примечание.
Сделки сего рода могут быть заключаемы помещиком как с целым сельским обществом, так и с каждым домохозяином порознь, на точном основании ст. 34-й.

8) вообще все новые предположения о лучшем устройстве и направлении выкупной операции.

Примечание.
Рассмотрение сделок в Главном выкупном учреждении должно производиться возможно облегченным и ускоренным порядком, определение коего предоставляется министру финансов по соглашению с министром внутренних дел.

Примечание.
Если помещик пожелает продать крестьянам и большее против отведенного им в надел количество угодий, то это может быть предметом отдельных условий, но выкупная ссуда, выдаваемая при посредстве правительства, ограничивается суммою, какая будет причитаться собственно за надел, следующий к отводу крестьянам в постоянное пользование. За остальную же землю плата производится по условию и в порядке, какие будут постановлены договаривающимися сторонами.

Примечание.
Статья сия применяется также к Земле Войска Донского и к Ставропольской губернии, на основании особо составленных для них Дополнительных правил.

Примечание.
Если крестьяне при совершении выкупной сделки внесут часть капитала, причитающегося в ссуду на основании сей статьи, то выкупная от правительства ссуда дается на остальную за тем часть.

Примечание.
Крестьяне освобождаются от взноса всего или части дополнительного платежа в том только случае, если сам помещик откажется от получения с них сего платежа.

Примечание.
Правила сии соблюдаются при приобретении в собственность крестьянского надела как целым сельским обществом в совокупности, так и каждым крестьянином-домохозяином порознь (когда сей последний способ приобретения допускается настоящим Положением).

Примечание.
Пространство приобретаемых земель показывается на основании инструментальной съемки, а если съемки произведено не было, то на основании домашнего измерения.

Примечание.
Означение пространства и границ угодий делается тем же порядком, какой установлен для договоров о выкупе (ст. 75).

7) Как велик причитающийся с крестьян за приобретаемые ими земли денежный оброк.

93. По получении выкупного договора с следующими к нему документами мировой посредник входит прежде всего в рассмотрение, соблюдены ли при составлении их изложенные в сем Положении правила. Если договор или документы окажутся неполными, неясными или написанными с отступлением от установленных правил, то мировой посредник возвращает их для исправления в чем следует. В противном случае он входит в дальнейшее рассмотрение и поверку оных.
94. При таковой поверке мировой посредник удостоверяется, последовало ли действительно добровольное соглашение обеих сторон на все условия, включенные в выкупной договор, а также согласны ли все заключающиеся в сем договоре сведения и расчеты с действительностию и установленными правилами.
95. Для удостоверения в верности заключающихся в договоре и документах сведений мировой посредник сличает их с уставною грамотою по имению, поверяет, буде нужно, сведения сии на месте, даже посредством измерения земли и личных расспросов крестьян, применяясь в сем случае к тем правилам, какие постановлены для поверки уставных грамот.

Примечание.
Для измерения в случае надобности приобретаемых крестьянами наделов мировые посредники могут употреблять состоящих при них землемеров или межевщиков.

Если земли уже измерены в достаточной подробности на плане, то измерение производится только по тем частям, кои не обозначены ясными межевыми признаками, или если возникнет достаточный повод к сомнению в пространстве отдельной площади.

96. При рассмотрении и поверке договора и приложенных к оному документов и по окончательном удостоверении, что обе договаривающиеся стороны согласны на условия, в договоре прописанные, мировой посредник означенные договор и документы с своим заключением и со всеми собранными им дополнительными сведениями представляет в местное губернское присутствие.
97. Когда земля приобретается крестьянами не по договору, а по требованию помещика, то мировой посредник предъявляет оное сельскому обществу, о чем составляется мирской приговор. Если при этом крестьяне изъявят желание уменьшить для выкупа надел, состоящий в их постоянном пользовании, то соблюдаются следующие правила:
1) крестьянское общество обязано в течение месяца со дня предъявления ему требования помещика составить по большинству голосов крестьян, имеющих право участвовать в сходе, мирской приговор о размере земель, которые общество желает приобрести в собственность (буде между владельцем и крестьянами не состоялось по сему предмету добровольного соглашения до подачи первым из них объявления о выкупе); при этом приобретаемый надел не может быть уменьшаем ниже размеров, указанных в ст. 56-59-й сего Положения;
2) означенный в предыдущем пункте приговор представляется крестьянами мировому посреднику до истечения указанного месячного срока;
3) если в указанный месячный срок крестьяне не представят мировому посреднику означенного приговора, то требование помещика о выкупе получает дальнейший ход установленным порядком, и приобретению крестьянами посредством выкупа подлежит весь надел, состоящий в постоянном их пользовании;
4) если крестьяне представят в срок означенный приговор, то копия с приговора сообщается мировым посредником помещику, а сей последний доставляет отзыв, какие именно земли и угодья и в каких местах он предоставляет крестьянам на приобретение из их надела, руководствуясь в сем случае установленными в местном положении о крестьянах правилами для первоначального отвода надела; к отзыву сему прилагается точный план отводимой крестьянам земли в указанном ими на основании 1-го пункта размере;
5) мировой посредник по поверке на месте проектированного помещиком отвода земли и по удостоверении, что отвод сей произведен согласно с правилами местного положения о крестьянах, представляет о том на утверждение мирового съезда, а вместе с тем крестьяне обязываются внести в уездное казначейство дополнительный платеж в размере, указанном в п. 2-м ст. 68-й;
6) приговор крестьян о размере приобретаемой ими части надела и утвержденный мировым съездом проект отвода сей части надела представляются мировым посредником губернскому присутствию вместе с объявлением и документами, полученными от помещика.
98. Когда выкуп производится по объявлению, поданному крестьянами на основании ст. 88-й, вследствие принятого на себя помещиком обязательства предоставить им приобрести вместе с усадьбами полевые земли и угодья, то мировой посредник при поверке заключающихся в сем объявлении и приложенных к оному документах (ст. 89 и 90) сведений и расчетов руководствуется правилами, изложенными в ст. 93 и 95-й, а по окончании поверки представляет с своим заключением губернскому по крестьянским делам присутствию.
99. Получив от мирового посредника представление о выкупе, губернское присутствие относится в местную Гражданскую палату о доставлении сведений, не имеется ли по имению, в коем находятся приобретаемые земли, каких-либо споров, исков, казенных взысканий, указного ареста или запрещения, и если имеются, то какие именно.
100. Гражданская палата обязана доставить означенные сведения без всякого замедления и не позже как в течение месяца.
101. Независимо от сношений с Гражданскою палатою губернское присутствие может собирать нужные сведения по предметам, до выкупной сделки относящимся, посредством сношения со всеми другими местами и лицами в губернии.

Примечание.
Для дополнения и разъяснения сведений, доставленных мировым посредником, губернское присутствие может поручать ему собрание на месте новых сведений.

102. Если имение заложено в местном приказе общественного призрения, то губернское присутствие относится в приказ о доставлении надлежащих по сему предмету сведений.

Примечание.
Сказанное в этой статье о приказах общественного призрения относится и к другим местным кредитным установлениям, существующим в некоторых губерниях.

103. По получении всех требованных отзывов Губернское присутствие входит в подробное рассмотрение выкупной сделки и постановляет по оной свое заключение.
104. Если губернское присутствие признает выкупную сделку правильною, то копия с журнала его о сем представляется начальником губернии в Главное выкупное учреждение с приложением в подлиннике полученных выкупного договора (или объявления) и других документов.
105. Получив представление начальника губернии, Главное выкупное учреждение сносится с подлежащим кредитным установлением (если под имение выдана была банковая ссуда и такового сношения не было сделано самим губернским присутствием, на основании ст. 102), а между тем с своей стороны входит в подробное рассмотрение доставленных начальником губернии бумаг, обращая особенное внимание на то, верны ли сделанные исчисления и не допущено ли при заключении и рассмотрении на местах выкупной сделки каких-либо отступлений от установленного порядка.
106. По получении отзыва кредитного установления и по удостоверении, что к допущению выкупной сделки не имеется никаких препятствий, Главное выкупное учреждение окончательно разрешает выкупную ссуду и сообщает о том чрез начальника губернии губернскому присутствию, с возвращением представленных документов; причем препровождает самые выкупные свидетельства и государственные пятипроцентные банковые билеты, сколько будет причитаться их, на основании ст. 70 и 92-й, за вычетом из выкупной ссуды банкового долга (буде таковой был на имении).

Примечание.
Если имение состоит в опеке, то на приведение в действие выкупной сделки испрашивается разрешение Правительствующего сената в тех случаях, когда на основании общих законов такое разрешение требуется для отчуждения имения.

107. В то же время Главное выкупное учреждение извещает о разрешенной сделке то кредитное установление, в котором имение заложено (если оно заложено не в местном кредитном установлении), и относится в сенатскую типографию о наложении запрещения на выкупленную землю или о соответственном изменении прежнего запрещения, сообщая при этом в типографию и надлежащую запретительную статью.

108. Получив окончательное разрешение Главного выкупного учреждения (ст. 47) на выкупную ссуду, губернское присутствие немедленно объявляет о том как помещику, установленным порядком, так и крестьянам, приобретающим землю, чрез их волостное и сельское начальства и публикует в Сенатских и Губернских ведомостях для извещения кредиторов помещика и вообще всех, до кого дело относится.
109. Вместе с тем губернское присутствие выдает помещику и его кредиторам или отсылает, куда будет следовать, полученные государственные пятипроцентные банковые билеты и свидетельства, а также делает распоряжение насчет выдачи, по принадлежности, дополнительного денежного платежа крестьян (если таковой был внесен ими в уездное казначейство, на основании ст. 68-й, п. 2 и 3), руководствуясь правилами, изложенными в ст. 71-73-й. Независимо от сего губернское присутствие сообщает в то же время в Гражданскую палату или в местный уездный суд о выдаче крестьянам данной.
110. Гражданские палаты и уездные суды по получении от губернских присутствий сообщений о выдаче на приобретенные крестьянами в собственность земли данных обязаны выдавать таковые не позже как в три дня, применяясь к порядку, указанному Свод. Зак. 1857 г., т. X Зак. Гражд., ч. 1-й в ст. 1508-й, и того же т. X, ч. 2-й в ст. 2176-й, для выдачи купчих на имения, приобретенные с публичных торгов, и вместе с тем сделать распоряжение о вводе крестьян во владение означенными землями.
111. Крестьяне вводятся местной полицией во владение приобретенною ими землею не позже девяти месяцев со дня выдачи им данной; но хозяйственные обязательные отношения их к помещику прекращаются независимо от ввода во владение с указанного в ст. 156-й срока.
112. Окончательное отделение приобретенных крестьянами угодий от помещичьей земли, буде такого отделения не сделано до совершения выкупной сделки, производится на основании общих узаконений для полюбовного размежевания дач частных владельцев или по распоряжению правительства на основании правил, какие будут для сего установлены.

113. Крестьяне, приобретшие в собственность землю при посредстве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно взамен следовавшего помещику за сию землю оброка по шести копеек на рубль с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до погашения оной. Таковые платежи именуются выкупными.
114. Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в продолжение сорока девяти лет со дня выдачи ссуды.
115. Выкупные платежи не могут быть ни в каком случае увеличиваемы, но крестьянам предоставляется по собственному усмотрению делать особые взносы сверх годичного выкупного платежа. Такие взносы зачитываются в уплату капитального по выкупной ссуде долга и на сем основании с следующего после взноса года делается сбавка в годичных выкупных платежах в размере шестидесяти копеек на каждые десять рублей взнесенной суммы.

Примечание.
Упоминаемые в сей статье взносы должны быть каждый раз не менее десяти рублей и во всяком случае состоять из целых десятков рублей для избежания дробности в расчетах.

116. Пред окончанием каждого года губернское присутствие составляет надлежащий расчет, сколько с каждого сельского общества или отдельного домохозяина, выкупившего землю, причитается выкупного платежа в наступающем году, на основании ст. 113 и 115-й, и расчет этот отсылает к 1-му ноября в Казенную палату, а эта последняя включает оный в виде особого приложения как в общий по уезду окладной лист следующих в том году денежных сборов, отсылаемый в уездное казначейство, так и в частные окладные листы по каждому сельскому обществу, передаваемые через уездное казначейство в волостные правления.

Примечание.
В частном окладном листе сельского общества должны быть означены:
1) имена домохозяев, с коих следует выкупной платеж, если выкуп сделан не всем обществом, а отдельными домохозяевами;
2) с какого года начался взнос выкупных платежей и в каком году должен прекратиться;
3) сколько причитается выкупного платежа в том году, на который составлен окладной лист.

126. Выкупные платежи взыскиваются с крестьян преимущественно перед частными их долгами, а потому до погашения выкупной ссуды взыскание с крестьян по таковым долгам не может быть обращено на приобретенную при посредстве выкупной операции землю и необходимые принадлежности хозяйства и сельского промысла крестьян.

I. Меры взыскания при приобретении земли целым обществом.
127. Когда земля приобретена целым сельским обществом, то оно обязано непременно вносить в уездное казначейство всю следующую с общества сумму к положенным срокам, разлагая в случае нужды недоимку на все общество по мирской раскладке либо пополняя сию недоимку из мирских сумм или иных общественных средств. При сем для пополнения недоимок с отдельных неисправных плательщиков общество может принимать следующие меры взыскания:
1) обратить на возмещение недоимки доход с принадлежащего недоимщику в собственность недвижимого имущества;
2) отдать самого недоимщика или кого-либо из членов его семейства в посторонние заработки в том же уезде или соседственном, с условием выработанные деньги обращать в мирскую кассу; отдавать же в заработки в другие, не отдаленные губернии дозволяется только по приговору сельского схода, утвержденному мировым посредником, и притом только таких неисправных плательщиков, кои не платят недоимок по упорству, нерадению или распутству;
3) определить к недоимщику опекуна, без разрешения которого не дозволять неисправному хозяину отчуждать что-либо из его имущества и из его доходов до пополнения недоимки, или вместо неисправного хозяина назначить старшим в доме другого члена той же семьи;
4) подвергнуть продаже принадлежащее недоимщику лично недвижимое имущество, за исключением лишь выкупленной крестьянином усадьбы;
5) продать ту часть движимого имущества и строений недоимщика, которая не составляет необходимости в его хозяйстве;
6) отобрать у недоимщика часть отведенных ему полевых угодий или даже весь его полевой надел.

Примечание.
Самому обществу предоставляется в каждом случае выбрать одну или несколько из указанных мер взыскания; но последние три меры, означенные в пунктах 4, 5 и 6-м, общество может принимать только в крайних случаях, когда все другие меры взыскания окажутся недостаточными для пополнения недоимки.

128. Ближайшее наблюдение за своевременным принятием со стороны общества указанных в предыдущей 127-й статье мер взыскания с недоимщиков и приведение сих мер в исполнение возлагаются на сельское и волостное начальства.

Примечание.
Продажа движимого имущества и строений недоимщика на основании 5-го пункта ст. 127-й производится волостным правлением по представлению сельского начальства, а продажа недвижимого имущества на основании пункта 4-го той же статьи производится с торгов в волостном правлении; причем относительно срока назначения торгов и объявления о них соблюдаются правила, установленные в ст. 135-й для продажи приобретенных крестьянами участков.

129. Если следующий с общества выкупной платеж за которое-либо полугодие в установленный срок внесен не будет, то местная полиция по получении из уездного казначейства ведомости, упомянутой в ст. 124-й, сообщает о том мировому посреднику, который обязан немедленно приступить ко взысканию недоимки; причем он может принять следующие меры:
1) предписать сельскому начальству несостоятельного общества никого не увольнять по паспортам из селения без письменного на то согласия мирового посредника и не возобновлять паспортов находящимся в отлучке крестьянам;
2) вместо избранных обществом должностных лиц назначать других по своему усмотрению;
3) распорядиться, чтобы общество ставило неисправных крестьян на заработки по контрактам;
4) произвести через земскую полицию опись всего крестьянского движимого имущества и, исключив из оного то, что составляет необходимость в крестьянском хозяйстве и не может быть продано без разорения крестьян, распорядиться через земскую же полицию продажею остальной части означенного имущества.

Примечание.
Из числа означенных в сей статье мер взыскания мировой посредник применяет в каждом особом случае те меры, которые признает по местным обстоятельствам наиболее удобными.

130. В тех крайних случаях, когда недоимка по каким бы то ни было причинам возрастет до годового оклада и не пополнится мерами, указанными в предыдущих статьях, тогда по получении о том представления мирового посредника губернское по крестьянским делам присутствие обязано войти в рассмотрение, не произошла ли несостоятельность сельского общества от каких-либо особых несчастных событий: пожара, наводнения, повальной болезни, общего неурожая или падежа скота и т.п., и не нужно ли в таком случае оказать обществу какие-либо от правительства облегчения и льготы. О таких предположениях своих губернское присутствие входит с представлением к высшему правительству. Если же недоимка произошла единственно от нерадения и дурного поведения крестьян, то губернское начальство принимает строгие меры ко взысканию недоимки и для исправления крестьян.

II. Меры взыскания при приобретении земли отдельными домохозяевами.
131. Когда земля приобретена одним или несколькими отдельными крестьянскими дворами, то каждый домохозяин отвечает за исправный взнос выкупного платежа лично, если только приобретшими землю крестьянами не было составлено товарищества для взаимного друг за друга ручательства (на основании примечания к ст. 34-й).
132. Ближайшее наблюдение за своевременным взносом домохозяевами выкупных платежей возлагается на сельское и волостное начальства.
133. Если крестьянин не внесет в установленный в ст. 121-й срок следующего с него выкупного платежа, в таком случае волостное начальство по представлению сельского начальства обязано немедленно принять следующие меры:
1) обратить на пополнение недоимки доход с принадлежащего недоимщику в собственность недвижимого имущества;
2) отдать самого недоимщика или кого-либо из членов его семейства в заработки односельному крестьянину до пополнения недоимки;
3) отдать недоимщика или кого-либо из членов его семейства в заработки на сторону в том же уезде или в соседственном до пополнения недоимки, если чрез это дом не лишится единственного работника; отдавать же в заработки в другие губернии дозволяется только по приговору сельского схода, утвержденному мировым посредником, и притом только таких неисправных плательщиков, кои не платят выкупных платежей по упорству, нерадению или распутству;
4) определить к недоимщику опекуна, без разрешения которого не дозволять неисправному хозяину отчуждать что-либо из своего имущества или доходов до пополнения недоимки, или вместо неисправного хозяина назначить другого, не выселяя несостоятельного хозяина и его семьи из их усадьбы;
5) подвергнуть описи и продаже принадлежащее недоимщику лично недвижимое имущество, за исключением лишь выкупленной крестьянином усадьбы, которая в течение первых девяти лет с утверждения Положения продаже на пополнение недоимки не подлежит;
6) распорядиться о продаже части движимого имущества и строений недоимщика, которая не составляет крайней необходимости в его хозяйстве.

Примечание.
Сельскому начальству предоставляется выбрать одну или несколько из указанных мер взыскания, но меры, означенные в пунктах 5 и 6-м, сельское начальство может принимать только в крайних случаях, когда все другие меры взыскания окажутся недостаточными для пополнения недоимки.

134. Местная полиция по получении из местного уездного казначейства упоминаемой в ст. 124-й ведомости о недоимках в выкупных платежах немедленно удостоверяется на месте: приняты ли волостным и сельским начальствами указанные в предыдущих статьях меры для взыскания недоимок, и если недоимка еще не пополнена, то полиция по замеченным в принятии сих мер упущениям делает безотлагательно надлежащее распоряжение.
135. Если недоимка исчисленными в предыдущих статьях мерами не будет пополнена, то приобретенный недоимщиком участок подвергается полицией продаже с публичных торгов, с переводом долга по выкупной ссуде, на нижеследующих основаниях:
1) для производства таковых торгов назначаются губернским присутствием, по ближайшем соображении с местными обстоятельствами, постоянные сроки, один или два раза в году, для каждой волости;
2) перед наступлением каждого такового срока полиция обязана привести в известность, по каким из участков в волости накопившаяся недоимка не пополнена, и затем все таковые участки назначить в публичную продажу, сообщая о сем в волостные и сельские управления как того уезда, где находятся означенные участки, так и в смежные волости и общества других уездов для объявления крестьянам на сходах не позже как за месяц до дня торга;
3) в объявлении о продаже должно быть означено особо по каждому участку: селение, в коем находится участок, имя домохозяина, величина участка, сколько следует с него ежегодного выкупного платежа, в течение скольких лет остается вносить сей платеж, как велика недоимка, за которую участок назначен в продажу;
4) торги производятся в местном волостном правлении; участвовать же в них могут все лица земледельческого сословия, кроме евреев;
5) торги начинаются с суммы накопившейся на участке недоимки по выкупным платежам;
6) пока торги не состоялись, недоимщик может уплатою недоимки удержать за собою продаваемый участок;
7) из вырученной на торгах суммы вносится в уездное казначейство следовавшая недоимка; остаток же возвращается недоимщику, буде на него не предъявлено других казенных или частных взысканий;
8) купивший участок приобретает все права и принимает на себя все обязанности, лежащие по владению сим участком на прежнем хозяине оного, отправляя, независимо от взноса выкупных платежей по выкупной ссуде, обеспеченной участком, все казенные и общественные повинности наравне с прочими членами общества.
136. Если на торги в волостном правлении не явится желающих приобрести участок на условиях, указанных в пункте 8-м предыдущей статьи, то производятся новые торги в уездном городе на следующих основаниях:
1) для сих торгов составляется особое присутствие из уездного предводителя дворянства, одного или нескольких мировых посредников, исправника, городничего и городского головы;
2) для производства торгов губернское по крестьянским делам присутствие установляет один или два постоянные в году срока для каждого уезда;
3) за месяц до дня торга о всех продаваемых участках сообщается местного полициею в волостные сельские управления как того уезда, где находятся означенные участки, так и в соседние волости и общества других уездов для объявления крестьянам на сходах; кроме того, объявляется о продаже в уездном городе через городскую полицию, а также публикуются в губернских ведомостях;
4) участвовать в сих торгах могут все лица земледельческого сословия, кроме евреев;
5) относительно объявлений о продаже, порядка производства и последствий торга соблюдаются правила, указанные в пунктах 3, 5, 6, 7 и 8-м предыдущей статьи;
6) до производства торгов назначаются от мирского общества опекуны к продаваемым участкам для наблюдения за сохранением их ценности.
137. Если на торги в уездном городе не явится желающих приобрести участок на условиях, указанных в пункте 8-м статьи 135-й, то с особого каждый раз разрешения губернского по крестьянским делам присутствия производятся в уездном городе тем же уездным присутствием, о коем упомянуто в предыдущей статье, новые торги, без перевода долга по выкупной ссуде, на следующих основаниях:
1) объявление о торгах делается порядком, указанным в пункте 3-м предыдущей статьи;
2) торги начинаются с числящейся на участке суммы долга по выкупной ссуде, выданной правительством;
3) к торгам допускаются лица всех сословий, кроме евреев;
4) из вырученной на торгах суммы пополняется прежде всего долг, лежащий на участке по выкупной ссуде, а затем предъявленные за неисправного владельца участка казенные и частные взыскания; остаток же возвращается недоимщику.
138. Если на торги, произведенные на основании предыдущей статьи, не явится желающих или предложенная на сих торгах цена не будет покрывать всего лежащего на участке долга по выкупной ссуде, то в сем случае, с разрешения Главного выкупного учреждения, применяются правила, постановленные Свод. Зак. 1857 г., т. X, ч. 2, Уст. кред. устан. в ст. 518-й, а непополненная при этом часть означенного долга обращается на счет запасного капитала, о котором упоминается ниже в ст. 143-й.

III. Меры взыскания при приобретении земли товариществом домохозяев.
139. Когда приобретение земли совершается товариществом домохозяев, то в случае неисправности во взносе ими выкупного платежа применяются меры, установленные для взыскания недоимок с отдельных домохозяев, но в следующей постепенности:
1) сначала меры взыскания, указанные в ст. 133-й, обращаются на домохозяев, накопивших недоимку; а если сим способом не пополнится недоимка, то взыскание обращается на прочих товарищей;
2) если и за сим недоимка не будет пополнена, то приступается к продаже, на основании ст. 135, 136 и 137-й, участков домохозяев, накопивших недоимки;
3) если продажею участков неисправных домохозяев накопленная ими недоимка не будет пополнена и если встретится затруднение в отделении исправных хозяев от неисправных, то невзысканная недоимка распределяется между всеми товарищами по величине их участков, и затем продаются участки тех домохозяев, которые не внесут в течение двух недель своей доли недоимки.

140. Государственные пятипроцентные банковые билеты, назначаемые для выдачи по выкупным ссудам, подлежат в отношении их наружного вида, присвоенных им преимуществ, платежа по ним процентов и возврата капитала правилам, установленным в высочайше утвержденном 1-го сентября 1859 года Положении о государственных пятипроцентных банковых билетах; но выпускаются особою серией и погашаются особыми тиражами.
141. По выкупным свидетельствам до замена их билетами владельцы получают по пяти процентов ежегодно.
142. Исправный платеж процентов по билетам и свидетельствам и погашение билетов обеспечиваются как выкупными платежами крестьян, так и всеми средствами, в распоряжении правительства состоящими.
143. Из поступающих от крестьян выкупных платежей отчисляется прежде всего то, что следует на уплату процентов по билетам и свидетельствам на погашение билетов и на уплату банкового долга (если таковой был на имении и удержан из следовавшей помещику выкупной ссуды). Затем все остальное обращается в запасный капитал выкупной операции, предназначаемый для покрытия издержек по управлению оною, а также особых расходов и потерь.

Примечание.
В видах скорейшего погашения банковых билетов дозволяется Главному выкупному учреждению с разрешения министра финансов производить усиленный тираж оных по нарицательной цене или покупать билеты, продающиеся на бирже по существующей биржевой цене, относя потребные в том и другом случае расходы на счет остатков от упомянутого в сей статье запасного капитала.

144. На всю сумму, следующую помещику сверх назначенной к выдаче государственными пятипроцентными банковыми билетами, выдается свидетельство, если только сумма сия не менее 300 рублей. На сумму, не достигающую сего размера, вместо свидетельства выдаются билеты.
145. Дробление свидетельств допускается:
1) по желанию помещика — на суммы не менее 3000 рублей и
2) при разделе оставшегося после него наследства и для удовлетворения его кредиторов — на суммы не менее 300 рублей.
146. При расчете с помещиками мелкие суммы ниже 50 рублей, которые не могут быть выданы ни свидетельством, ни банковыми билетами, уплачиваются из уездных казначейств наличными деньгами из казенных сумм с возвратом впоследствии из выкупных платежей.
147. Свидетельства могут быть только именные и передаются в другие руки не иначе как крепостным порядком, установленным для продажи недвижимых имений, но без взимания крепостных пошлин.
148. Свидетельства принимаются в залоги по подрядам, поставкам и вообще обязательствам частных лиц с казною на том же основании, как билеты государственных кредитных установлений.
149. Утраченные свидетельства возобновляются порядком, указанным Свод. Зак. 1857 г., Т. XI, ч. 2-й Уст. кред. устан. в ст. 267—271-й.

Примечание.
Об утрате свидетельств объявляется в ближайшем полицейском месте и Главному выкупному учреждению с соблюдением правил, изложенных в вышеприведенных статьях Устава кредитных установлений.

150. Свидетельства назначаются к выдаче, и течение по оным процентов начинается: или 1-го февраля, или 1-го мая, или 1-го августа, или 1-го ноября, смотря по тому, который из сих сроков должен наступить вслед за окончательным разрешением выкупной ссуды.

Примечание.
Сроки, в сей статье назначенные, распространяются и на государственные пятипроцентные банковые билеты, выдаваемые вместе со свидетельствами.

151. Проценты по свидетельствам уплачиваются по истечении каждых шести месяцев. Владельцы свидетельств вправе получать проценты и по прошествии нескольких лет, впрочем, не более 10-ти. По истечении 10-ти лет неистребованные проценты обращаются в фонд погашения государственных пятипроцентных билетов (ст. 143). Проценты на не взятые в свое время проценты ни в каком случае не начисляются.
152. Платеж процентов по свидетельствам производится во всех уездных казначействах. Впрочем, для получения процентов из уездных казначейств в городах негубернских необходимо, чтобы владельцы свидетельств извещали о том сии казначейства по крайней мере за месяц до явки своей за деньгами. Желающие же получать следующие им проценты постоянно из одного какого-либо казначейства подают (или посылают по почте) объявления о сем в Главное выкупное учреждение, применяясь к форме, изложенной в Свод. Зак. 1857 г., т. XI, ч. 2-й Уст. кред. устан. к ст. 169-й. По получении такового объявления учреждение сие делает безотлагательно надлежащее по сему предмету распоряжение.
153. Проценты по свидетельствам выдаются в уездных казначействах по предъявлении подлинных свидетельств. Об уплате процентов делается на свидетельствах надлежащая надпись и выставляется установленный штемпель.

Примечание.
Порядок учета процентов, уплаченных по свидетельствам, должен производиться по правилам, какие установлены будут на сей предмет министром финансов.

154. По истечении первых пяти лет с того дня, когда, по ст. 150-й, началось течение процентов по тому или другому выкупному свидетельству, одна третья часть суммы, в нем заключающейся, заменяется государственными пятипроцентными банковыми билетами; на остальные же две трети выдается новое свидетельство. Затем, по прошествии следующих пяти лет уплачивается владельцу билетами еще одна треть первоначальной цены свидетельства, с выдачею на остающуюся треть нового свидетельства. Наконец, по истечении новых пяти лет выдается билетами и эта последняя треть.
155. Постепенный замен свидетельств государственными пятипроцентными банковыми билетами на основании ст. 154-й производится в губернских присутствиях, в которые владельцы таковых свидетельств и должны представлять оные по прошествии каждых пяти лет.

156. Крестьяне, приобретшие в собственность при посредстве выкупной операции отведенный им в постоянное пользование усадебный и полевой надел или определенную выше в ст. 56—59-й часть такового надела, поступают в разряд крестьян-собственников по утверждении выкупной сделки с того срока, в какой, на основании ст. 150-й, будет назначена к выдаче выкупная ссуда. Вместе с тем прекращаются все обязательные поземельные отношения их к помещику.

Примечание 1.
Если крестьяне приобретут в собственность не весь свой надел, а часть оного, не менее, однако, указанной в ст. 56—59-й, то остальная за тем часть надела поступает в распоряжение помещика порядком, указанным в местных о поземельном устройстве крестьян положениях.
Примечание 2.
Наравне с крестьянами, приобретшими землю при содействии правительства, поступают в разряд крестьян-собственников и крестьяне, приобретшие в собственность усадьбы и полевые угодья в размере, указанном в ст. 56—59-й сего Положения, без содействия правительства.

157. Каждое сельское общество, приобретшее землю у помещика, остается в составе той же волости и управляется тем же порядком и под наблюдением того же волостного и сельского начальств, как и до выкупа. Равным образом один или несколько крестьянских дворов, приобретших землю в личную собственность, остаются в составе своего прежнего общества и подчиняются прежним сельским и волостным начальствам.

Примечание.
Если из числа крестьян, составляющих сельское общество, половина или более домохозяев приобретут свои земли в собственность, то они могут составить отдельное общество установленным порядком.

158. Крестьяне-собственники отправляют казенные и мирские повинности, как денежные, так и натуральные (в том числе и повинность рекрутскую), наравне с другими крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, и тем же порядком, как и сии последние.

159. Правила, изложенные в нижеследующих статьях, относятся до земель, по коим выкупная ссуда еще не уплачена. По уплате сей ссуды распространяются на выкупленные земли правила, установленные в Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, в отношении земель, приобретенных самими крестьянами в собственность.
160. Когда земля выкуплена целым сельским обществом, то она признается собственностью всего общества, которое пользуется правом разверстки оной между своими членами. Как первоначальная разверстка земли, так и всякие последующие переделы оной между крестьянами допускаются не иначе как по приговору, утвержденному по крайней мере двумя третями общего числа всех крестьян, имеющих право голоса на сходе.
161. В течение первых девяти лет со времени утверждения сего Положения общество не может отчуждать приобретенных им в собственность земель.
162. По истечении девяти лет, но до уплаты выкупной ссуды, общество может отчуждать приобретенные им земли, под которые выдана сия ссуда, не иначе как с разрешения губернского присутствия и со взносом вырученных за проданные земли денег в счет остающегося по выкупной ссуде долга.
163. По согласию двух третей голосов на сходе общество может разделить приобретенные земли на подворные участки, но если выкупная ссуда еще не уплачена, то приговор о разделе должен быть засвидетельствован мировым посредником, который копию с приговора представляет в губернское присутствие для сведения и утверждения сделанного обществом распределения выкупных платежей между домохозяевами.

Примечание.
При разделе земли на подворные участки сумма выкупных платежей, лежавшая на всем обществе, распределяется сельским обществом между домохозяевами по величине подворных участков.

164. Право на участие в общем владении приобретенною обществом землею каждый отдельный крестьянин может уступить постороннему лицу не иначе как с согласия мира.
165. До уплаты выкупной ссуды выдел участков отдельным домохозяевам из земли, приобретенной обществом, допускается не иначе как с согласия общества. Но если домохозяин, желающий выделиться, внесет в уездное казначейство всю причитающуюся на его участок выкупную ссуду, то общество обязывается выделить крестьянину, сделавшему такой взнос, соответственный оному участок по возможности к одному месту по усмотрению самого общества, а впредь до выдела крестьянин продолжает пользоваться приобретенною им частью земли в составе мирского надела без взноса выкупных платежей.
166. Участки, приобретенные не всем обществом, а отдельными домохозяевами, составляют личную собственность каждого и переходят по наследству согласно существующим местным обычаям.
167. До погашения выкупной ссуды подворные участки, приобретенные домохозяевами, не могут быть раздробляемы при переходе по наследству, отчуждении или другим каким бы то ни было образом.

Примечание.
Впрочем, по особому ходатайству владельцев участков губернское выкупное учреждение может разрешать разделы обширных участков, если от того не уменьшится обеспечение казны в исправном поступлении выкупных платежей.

168. В случае неимения у умершего крестьянина-собственника наследников принадлежавший ему участок как имение выморочное обращается в собственность того сельского общества, в пределах коего участок сей находится.
169. Участки, приобретенные отдельными крестьянами в личную собственность, могут быть отчуждаемы с соблюдением следующих условий:
1) в течение первых девяти лет со времени утверждения сего Положения каждый таковой участок может быть продан только одному из членов того же сельского общества (как прежних, так и вновь вступающих в оное), с тем притом, чтобы с покупкою участка приобретатель принимал на себя все обязательства по уплате выкупной ссуды, и
2) по истечении первых девяти лет приобретенный участок может быть продан и постороннему лицу, если только сие последнее уплатит весь числящийся на участке долг по выкупной ссуде.
170. До погашения выкупной ссуды приобретенная сельским обществом или отдельным крестьянским двором земля не может быть представлена в залог ни для получения ссуды из кредитного установления, ни по обязательствам с казною или частными лицами.
171. Никакою частною сделкою крестьян и крестьянских обществ по отдаче в наем выкупленных ими земель или по другим обязательствам не стесняется право правительства обращать законное взыскание на сии земли в случае неисправности во взносе выкупных платежей и вообще во всех тех случаях, в которых общими законами и положениями о крестьянах такое взыскание допускается.

172. Крестьяне-собственники могут переходить в другие общества и сословия с соблюдением лишь общих правил, установленных в Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Но при увольнении из обществ крестьян-собственников, обязанных взносом выкупных платежей, для погашения выкупной ссуды соблюдаются, сверх упомянутых правил, особые условия, изложенные в нижеследующих статьях.
173. Когда земля приобретена от помещика целым сельским обществом, то отдельным членам сего общества дозволяется увольнение из оного по уплате половины капитального долга, причитающегося по выкупной казенной ссуде на участок, состоящий в пользовании увольняемого, буде мирское общество примет на себя ручательство за остальную половину уплаты. В таком случае вышеозначенный взнос обращается на погашение соразмерной части выкупного долга с уменьшением выкупных платежей общества, а полевой надел и усадебная земля увольняемого крестьянина поступают в распоряжение общества; усадебные же строения он может снести или продать на своз в шестимесячный срок или же уступить их тому члену мирского общества, которому передается упраздненный усадебный участок. Если из сельского общества, приобретшего свой надел, уволено до одной трети членов оного на означенном выше основании и члены сии не заменены другими, то дальнейшее увольнение членов общества без предварительного взноса капитала, соответствующего лежащей на них доле выкупной уплаты, не иначе может быть разрешено, как с утверждения губернского по крестьянским делам присутствия.
174. Из крестьянского общества, на котором числится недоимка по выкупным платежам или казенным податям, никто не может быть уволен без предварительного на то согласия губернского присутствия.
175. Каждый домохозяин, приобретший отдельный участок в личную собственность с выдачею от правительства выкупной ссуды, может беспрепятственно выйти из общества во всякое время; но до погашения ссуды он обязан предварительно продать приобретенный участок другому лицу на основаниях, изложенных в ст. 169-й.
176. Каждый крестьянин, принадлежащий к составу крестьянского двора, приобретшего землю в личную собственность с выдачею от правительства выкупной ссуды, может требовать увольнения из общества, если на сие изъявит согласие домохозяин, на ближайшей ответственности которого лежит исправный взнос выкупных платежей.
177. Изложенные в предыдущих статьях ограничения не относятся до принадлежащих к семействам крестьян-собственников лиц женского пола, которые увольняются из общества на основании Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Из сего правила изьемлются лица женского пола, которые сами содержат участки земли, за кои причитаются выкупные платежи.
178. Выходящему из общества крестьянину выдается увольнительное свидетельство от волостного старшины порядком, указанным в Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.
179. Прием посторонних лиц в общества крестьян-собственников и прием крестьян-собственников в другие общества и сословия, а также причисление их в оклад, исключение из оного и перечисление из одного оклада в другой производятся на основании правил, изложенных в Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

Выверено по изданию: / Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.7. Документы крестьянской реформы. Отв. ред. О.И.Чистяков. М., Юридическая литература, 1989.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *