договор при худайбии праздник
В марте 628 года по григорианскому календарю, когда у мусульман начался месяц лунного календаря под названием Зуль-Када, был заключен договор между пророком Мухаммедом и курайшитами неподалеку от Мекки.
Однажды пророк Мухаммед направился в Мекку для совершения паломничества. Курайшиты опасались, что будет нападение и выслали ему навстречу свои отряды. Встреча состоялась в Худайбии. Это место считалось священным и там были запрещены всякие военные действия.
На переговоры с курайшитами был отправлен посланник, который долго задержался в Мекке. А когда вернулся, принес мусульманам условия договора, которые гласили, что курайшиты предлагают на 10 лет остановить войну, мусульмане не трубуют возврата своих мусульман. Перешедших к курайшитам, но сами возвращают пришедших к ним мусульман. Также в условиях договора было. Что в этот раз мусульмане во главе с Мухаммедом не совершают паломничества и возвращаются домой, а возвращаются на Умру через год, когда курайшиты покинут эти места. Кроме того, мусульмане должны были разрешить арабам. Желающим присоединиться к мусульманам или курайшитам сделать это.
Пророк Мухаммед принял все условия договора и выполнил их, однако договор просуществовал всего год и был разорван по вине курайшитов. Он имел важные политические последствия, в результате которых мусульмане стали равноправной стороной с курайшитами и получили возможность общаться с жителями Мекки и торговать с Сирией.
Как был заключен договор, ставший поворотной точкой в истории ислама?
Договор при Худайбя
Однако в момент его заключения, из-за казавшихся на тот момент невыгодными и тяжелыми условий для мусульман, многие сахабы восприняли его как победу мекканских многобожников, а не победу Ислама. После блистательного триумфа при Бадре, кровопролитного противостояния при Ухуде, после стольких пережитых и пройденных испытаний, они всей душой переживали при подписании этого тягостного соглашения, хотя при этом все сохраняли покорность повелениям Всевышнего и Его Посланника. Всевышний же совсем скоро, щедро одарил за проявленное терпение и старание всех тех, кто поклялся следовать по Его пути до самого победного конца. И уже через два года Кааба была очищена от идолов, а сердца людей озарялись лучом веры далеко за ее пределами. Но на шестом году со дня переселения Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в лучезарную Медину никто не мог этого даже предположить.
Как-то Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел сон, в котором Он, смог беспрепятственно вместе с сахабами совершить таваф вокруг Священной Каабы. Кто-то из сахабов обрил волосы, а кто-то коротко подстриг, чтобы выйти из ихрама. Мекка все еще была в руках врагов Ислама и Его врагов, однако Посланник Аллаха, совершив два рака’ата намаза и облачившись в ихрам (мир ему и благословение Аллаха) в сопровождении своих сахабов, число которых не превышало полутора тысяч, отправляется для совершения умры (малого хаджа) дабы воплотить свой сон в реальность.
Достигнув места под названием Худайбия (24 км от Мекки) верблюд Благословенного Пророка (мир ему и благословение Аллаха) остановился и сел на землю, а все попытки поднять его, чтобы продолжить путь оказались тщетными. Посланные ранее люди в Мекку для определения там обстановки вернувшись сообщили, что мекканцы собрали свои силы на подходе к городу, полагая, что мусульмане хотят напасть на Мекку, и серьезно настроены дать отпор. Как раз в это время Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стали поступать жалобы на нехватку питьевой воды. Единственный колодец, глубина которого составляла около тридцати метров, был пересохшим.
Тогда Благословенный Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел выстрелить из лука в дно колодца. Когда же стрела вонзилась в безжизненную затвердевшую почву, из этого места стала сочиться вода, спасая всех от мучительной жажды.
К мекканцам был отправлен Хираш бин Умайятуль Хузаи, который должен был сообщить им о мирных намерениях мусульман, и то, что они пришли безоружными. Но неверующие убили верблюда Хираш бин Умайятуль Хузаи, а сам он едва спасся бегством. Тогда в качестве посла к мекканцам был отправлен Усман (да будет им доволен Аллах), которого уважали в Мекке. Выслушав его, многобожники сказали:
– Мы не сможем этого позволить, но если ты хочешь, то можешь совершить таваф вокруг Каабы.
При этом они задержали Усмана в Мекке еще на три дня, от чего в лагере мусульман возник слух и домыслы, что якобы Усмана (да будет им доволен Аллах) убили многобожники.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)получив от Всевышнего очередное откровение повелел своим сахабам принести клятву в верности Пророку (мир ему и благословение Аллаха) до последнего, прямо под деревом которое там росло. Прижав свою левую ладонь к правой ладони, Посланник Аллаха(мир ему и благословение Аллаха) сам произнес клятву вместо Усмана, которого задержали мекканцы.
Всевышний был доволен своими рабами, о чем гласит следующий аят Священного Корана:
لَقَدْ رَضِيَ اللَّهُ عَنِ الْمُؤْمِنِينَ إِذْ يُبَايِعُونَكَ تَحْتَ الشَّجَرَةِ فَعَلِمَ مَا فِي قُلُوبِهِمْ فَأَنزَلَ السَّكِينَةَ عَلَيْهِمْ وَأَثَابَهُمْ فَتْحًا قَرِيبًا
«Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом в Худайбии. Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им покой и вознаградил их близкой победой» (сура аль-Фатх, аят-18).
Обеспокоенные полутора тысячи мусульман находившиеся буквально под боком, мекканцы послали в качестве своих представителей Сухайль бин Амра и Хувайтаиб бин Абдуль-Узза для заключения соглашения. После долгих и упорных переговоров было решено составить соглашение и скрепить его своими подписями. Али (да будет им доволен Аллаха) сев, начал писать под диктовку Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «С именем Аллаха Милостивого и Милосердного», но Сухайль бин Амр тут же остановил его со словами:
– Для нас это незнакомо! Должно быть написано, так как известно и вам, и нам: «О, Аллах, с именем Твоим!».
Многие сахабы стали противиться этому, но Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел записать так, а затем продолжил:
– Это соглашение составлено между Посланником Аллаха Мухаммедом и Сухайлем бин Амром.
Но Сухайль вновь возразил:
– Если бы мы признали тебя Пророком, то не препятствовали бы сейчас тебе. Напишите так, как знаем мы: «Мухаммад сын Абдуллаха».
На это Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха), чьим девизом был главный принцип Ислама «облегчайте и не усложняйте», ответил так:
– И это тоже хорошо. Клянусь Аллахом я и Мухаммад сын Абдуллаха и Посланник Аллаха. Клянусь, сколько бы вы не упорствовали в своем неверии, я все равно Посланник Аллаха.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) попросил чтобы Али (да будет им доволен Аллах) стер «Посланник Аллаха» и вписал вместо этого «Мухаммад, сын Абдуллаха», однако тот сказал, что не будет стирать эту запись. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) попросил показать, где именно это написано и своей рукой вычеркнул ее.
Так был прописан каждый пункт соглашения, по которому:
Как раз когда договор был составлен, в раскаленных песках показался Абу Джандаль, сын самого Сухайля бин Амра, которого отец долгое время держал в заточении и подвергал пыткам из-за того, что Абу Джандаль принял Ислам. Но увидевший своего сына Сухайль потребовал исполнения условий договора, то есть потребовал его возвращения в Мекку. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что соглашение еще не подписано, Сухайль и слушать ничего не хотел, твердо, стоя на своем.
Ставшие свидетелями этому мусульмане, некогда сами испытавшие на себе все бремя пыток и лишений просили не возвращать Абу Джандаля обратно в Мекку. Но Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) согласился отдать его Сухайлю, взяв обещание, что никто ему не причинит больше вреда.
Многие были под впечатлением, и до глубины души были задеты условиями договора.
Умар (да будет им доволен Аллах) возмущенный спросил у Пророка(мир ему и благословение Аллаха):
– Почему мы позволяем им унижать нашу религию?
– Я Посланник Аллаха. Приняв эти пункты соглашения, я избежал неповиновения Аллаху, – ответил ему Пророк.
– Но разве ты не сказал, что мы совершим таваф вокруг Каабы? – вновь спросил Умар.
– А разве я сказал, что мы сделаем это именно в этом году? – задал ему встречный вопрос Пророк (мир ему и благословение Аллаха).
– Нет, – ответил ему тут Умар, осознав, что погорячился и был не прав в своих выводах.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел принести в жертву приведенных с собой специально для этой цели верблюдов, и выйти из ихрама обрив голову. Но сахабы ожидавшие, что быть может Всевышний ниспошлет аят, и ситуация изменится как бы им сейчас хотелось, не торопились исполнять Его повеление.
Зайдя к себе в шатер, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал своей супруге, что сахабы слушают Его, но никто не торопиться исполнять повеление Пророка. На что мудрая женщина посоветовала Посланнику Аллаха:
– Если ты сам принесешь жертву, и обреешь голову, то люди увидев это последуют за тобой.
Что и было сделано.
По прошествии двух лет Мекка была возвращена мусульманам, а Кааба очистилась от идолов.
Порой бывает так, что ввиду своей ограниченности и собственных слабостей, мы можем не замечать глубокого смысла и великих благ, в событиях происходящих вокруг нас. Однако терпение и смирение, позволяющее сохранить свое достоинство истинного верующего человека, являются ключом к великим победам и покорениям новых вершин, как это случилось при Худайбия.
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!
Худайбийский мирный договор был заключен в шестом году по хиджре. Причиной этому послужило следующее.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) намеревался совершить малый хадж – умру. Вместе с ним отправились в путь тысяча четыреста сподвижников. Дойдя до озера Аштат, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) узнал, что все курайшиты и другие племена из близлежащих местностей ополчились против мусульман с тем, чтобы не допустить их в Мекку для совершения умры.
Пророк спросил совета у сподвижников. Абу Бакр сказал: «О, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ты вышел в путь, намереваясь отправиться к священной Каабе, а не для сражений и не для убийства кого-либо, однако если они встанут у нас на пути, мы будем сражаться!». Когда мусульмане дошли до местности Санийат аль-Мирар, верблюдица Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) по имени Касваъ остановилась и опустилась на колени. Люди сказали, что Касваъ заупрямилась. Пророк возразил им: «Она не заупрямилась, однако ее удерживает здесь Аллах, который удержал и слона Абрахи, отправлявшегося разрушить Каабу! Клянусь Аллахом, во власти которого находится моя душа, если курайшиты потребуют от меня выполнить любое условие, в коем есть почитание по отношению к Каабе, то я соглашусь выполнить это их требование».
Потом они двинулись дальше, пока не дошли до источника в Худайбийи, в котором было очень мало воды, и те из мусульман, что прибыли туда раньше других, выпили ее, поэтому сподвижники пожаловались Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) на сильную жажду. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вынул стрелу и отдал им, сказав, чтобы они вонзили ее там, где находится источник. Вода начала бить фонтаном так, что хватило всем.
Затем к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл представитель курайшитов ‘Урва ибн Мас‘уд. Он был изумлен, увидев, как сподвижники возвеличивают и почитают своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). По возвращении он сказал язычникам: «О люди! Мне приходилось встречаться со многими владыками и царями, видел я императора Византии, царя Персии и негуса Эфиопии, но, клянусь Аллахом, не припомню я, чтобы приближенные кого-либо из этих царей относились бы к ним с таким почтением, с каким сподвижники Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) относятся к нему!»
После этого курайшиты отправили к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Сухайла ибн Амра, чтобы заключить с ним перемирие. Посланник Аллаха согласился записать условия договора, зачитанные Сухайлом, на бумаге. Вместо слов «Бисмиллахи ррахмани ррахим» (С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!), записать которые велел Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), Сухайл предложил написать «Бисмика Аллахумма» (С Твоим именем, о Аллах!), и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) согласился. А вместо выражения «От Посланника Аллаха – Мухаммада» Сухайл настоял, чтобы написали «От сына Абдуллаха – Мухаммада», и это тоже было принято. Взамен слов «совершить паломничество (умру) в этом году» написали «совершить паломничество (умру) в следующем году».
Сухайл настоял еще на одном условии: «Того из курайшитов, кто перейдет к мусульманам, приняв Ислам, мусульмане должны будут вернуть к нам. Если же кто-нибудь из мусульман придет к нам, отрекшись от Ислама, то мы не будем обязаны возвращать его мусульманам».
Мусульмане возразили: «Субханаллах (Пречист Аллах!), как можно возвращать язычникам того, кто, приняв Ислам, пришел к нам?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-нибудь из нас уйдет к курайшитам, да отдалит его Аллах еще больше, а если кто-нибудь из курайшитов придет к мусульманам и его придется вернуть, то таким Аллах когда-нибудь пошлет облегчение». Зафиксировав все эти условия, обе стороны также заключили договор «о прекращении военных действий между обеими сторонами на десять лет».
Умар-асхаб в растерянности пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил: «О, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), почему же мы, будучи последователями истинной религии, соглашаясь с тем, что они говорят, должны унижаться перед ними?»» В ответ ему Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, я – Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и я повинуюсь Его воле, а Он непременно поможет мне!». Умар пошел к Абу Бакру и рассказал ему обо всем этом. И Абу Бакр ответил ему так же, как и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Вслед за этим был ниспослан аят Корана, повествующий о том, что заключение этого перемирия является явной победой для мусульман.
Пока писцы записывали текст этого договора, к мусульманам пришел искать убежища сын Сухайля Абу Джандаль, который принял Ислам. Сухайла тут же начал требовать: «Согласно заключенному договору верните мне моего сына!» Он взял сына за шею и потащил, а Абу Джандаль в это время кричал: «О, мусульмане, неужели вернут меня многобожникам, которые хотят отвратить меня от моей религии?!» На это Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «О, Абу Джандаль, прояви терпение, и поистине Аллах облегчит и твое положение, и положение других слабых мусульман!»
Смысл ниспосланного аята, в котором говорилось, что Худайбийское перемирие – это явная победа мусульман, заключался в следующем: заключение договора о прекращении всяких военных действий между мусульманами и неверными способствовало успеху дела Исламского призыва, так как мусульмане получили возможность свободно встречаться с представителями всех арабских племен, и открыто рассказывать им об Исламе. И разумные люди из язычников, которые действительно стремились к истине, стали принимать Ислам.
Благодаря этому за два года Ислам приняло больше людей, чем за первые девятнадцать лет существования этой религии.
Зухри отмечал: «Худайбийское перемирие фактически являлось самой большой победой мусульман, которую они одержали со дня начала пророческой миссии Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) до заключения этого договора». Обратите внимание, какие хорошие последствия имел этот договор, при заключении которого Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) принял все условия, продиктованные Сухайлом. В этом состоит мудрость заключения такого, казалось бы, несправедливого по отношению к мусульманам договора. Кроме того это является одним из больших чудес Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который еще раз доказал, что он – истинный Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Умар-асхаб и другие сподвижники, которых заключение этого договора привело в растерянность и замешательство, впоследствии поняли, что это была самая настоящая победа мусульман. Умар-асхаб, да будет доволен им Аллах, испытывая угрызения совести за свои слова, которые он высказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), раскаявшись, пытался искупить свой проступок с помощью поста, намазов, освобождения рабов и раздачи милостыни и продолжал делать это до конца своей жизни.
Паломничество и договор в Худайбии 628 года
Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не было в Исламе большей победы, чем худайбийская, однако люди близоруки и не видели того, что было между Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха и Господином его».
В первые месяцы 628 г. в конфликте между Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) и мекканцами произошёл эпизод, названный впоследствии “высшим достижением Пророка (мир ему и благословение) в государственной политике”.
В конце шавваля (начале марта 628 г.) Пророк (мир ему и благословение) объявил, что совершит малый хадж (умру) в Мекку. Сборы были окончены к 1-зу-л-каада (13 марта), и огромный караван выступил из Медины. Данные о количестве мусульман, принимавших участие в паломничестве, в исторической литературе достаточно противоречивы, в силу чего средневековые арабские авторы приводят различные данные.
Ат-Табари приводит свидетельство ибн Халида о том, что в паломничестве принимало участие 700 человек, которые гнали 70 жертвенных животных. Он же приводит слова Джабира, который сообщал своему сыну, что в паломничестве «в день Худайбии было 1400 человек».
«Жизнеописание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)» ибн Хишама содержит хадис с длинным иснадом (цепочка передатчиков хадиса – авт.), восходящим к Мухаммаду ибн Муслиму, в котором говорится: «Пророк выступил (мир ему и благословение Аллаха) в год аль-Худайбии, желая посетить Каабу… Вёл с собой в качестве жертвенных животных 70 верблюдов. Людей было 700 человек…».
Аль-Мубаракфури, обобщая эти данные, останавливается на цифре 1400.
Однако курайшиты вознамерились воспрепятствовать его вступлению в Мекку и, чтобы остановить мусульман, выслали Халида ибн аль-Валида навстречу во главе 200 всадников, переодетых, по арабским источникам, в тигровые шкуры.
Курайшиты всё же не пустили паломников в Мекку. К ним был направлен Осман бин Аффан с тем, чтобы выяснить их подлинные намерения. Осман задержался с возвращением и среди паломников прошёл слух, что его убили. В ответ на это мусульмане, собравшись под деревом, присягнули Пророку (мир ему и благословение) в отмщении за Османа. Эта присяга получила название присяги Ридвана (удовлетворения, т.е. заслуживающей одобрения Аллаха).
Однако вскоре Осман вернулся с Сухайлом ибн Амром для заключения договора. Сухайл предложил следующие условия, некоторые пункты которых были несправедливы и неприемлемы для мусульман:
Когда Мухаммад (мир ему и благословение) диктовал Али: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного», Сухайль возразил: «Пиши: «Именем твоим, Боже», мы не знаем милосердного». Пророк (мир ему и благословение) приказал писать так, как сказал Сухайль. Затем Пророк (мир ему и благословение) продиктовал: «Это то, на чём мы примирились. Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), Посланник Аллаха и…». Сухайль опять возразил: «Если бы мы верили, что ты Посланник Аллаха, то не враждовали бы мы с тобой и пустили бы тебя к Дому. Пиши: «Мухаммад бин Абдулла».
Условие о беглецах пришлось исполнять в первый же день: сын Сухайля, мусульманин, которому во время переговоров удалось бежать из домашнего заточения, пришёл искать прибежища у Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Увидев его, Сухайл потребовал вернуть сына, так как он пришёл после заключения соглашения. Мухаммаду (мир ему и благословение) пришлось вернуть беглеца, слёзно молившего защитить его. Это произвело тяжёлое впечатление на мусульман, многие из которых были вообще против переговоров с неверующими. Даже ближайшее окружение Мухаммада (мир ему и благословение) недоумевало, что же они выгадали, заключив этот договор, кроме проблематичной возможности посетить Мекку через год.
После подписания договора Пророк (мир ему и благословение) сбрил голову, как после совершения паломничества и приказал резать жертвенных животных.
Что же касается недовольства мусульман в связи с заключением этого договора о перемирии, то оно, по мнению аль-Мубаракфури, было вызвано двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что они должны были вернуться в Медину, не совершив умры, а во-вторых, тем, что этот договор был неравноправным, так как мусульмане были обязаны возвращать перебежчиков, а курайшиты – нет. Однако Посланник Аллаха (мир ему и благословение) успокоил людей, сказав, что они обязательно совершат умру в следующем году, а необходимость возвращения в Медину продиктована тем, что следует принимать в расчёт чувства обеих сторон. Что же касается второго, то он объяснил им, что если кто-нибудь из мусульман уйдет к курайшитам, это будет означать, что Аллах удалил его от милости Своей, а если кто-нибудь из курайшитов придёт к мусульманам, и его придётся вернуть, то таким Аллах пошлёт облегчение и укажет им выход.
Тогда Умар (да будет доволен им Аллах), гнев которого ещё не остыл, пошёл к Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) и сказал ему то же самое, что говорил и Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), но Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) ответил ему точно так же, а потом добавил: «Держись за стремя его, пока ты жив, ибо, клянусь Аллахом, он, да благословит его Аллах и приветствует, прав!».
А через некоторое время Всевышний ниспослал суру, что начинается с аята: «Поистине, даровали Мы тебе явную победу» (48:1), после чего Посланник Аллаха (мир ему и благословение) призвал к себе Умара (да будет доволен им Аллах) и прочитал ему то, что было ниспослано свыше. Услышав слова Всевышнего, Умар (да будет доволен им Аллах) спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), так, значит, это победа?». Он (мир ему и благословение) сказал: «Да!», и тогда Умар (да будет доволен им Аллах) успокоился. Испытывая угрызения совести за свои слова, он пытался искупить это с помощью поста, намазов, освобождения рабов и раздачи милостыни и продолжал делать это, пока у него не появилась надежда на то, что он загладил свою вину.
На первый взгляд казалось, что договор в аль-Худайбийи был выгоден только мекканцам. Но победой было уже одно признание Пророка (мир ему и благословение) равноправной договаривающейся стороной, а разрешение союзникам курайшитов присоединяться к любой из сторон фактически означало распад договорной системы, на которой держалось могущество Мекки. После заключения договора пал железный занавес, существовавший между общинами, и стали налаживаться контакты мусульман с язычниками. За 2 года после худайбийского соглашения Ислам приняло больше людей, чем за весь период с 610 года.
Ближайший соратник Пророка (мир ему и благословение) Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) сказал по этому поводу: «Не было в Исламе большей победы, чем худайбийская, однако люди близоруки и не видели того, что было между Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) и Господином его».
Также особенностью этих событий является то, что в аль-Худайбии был ниспослан 196 аят второй суры Священного Корана «Корова», регламентирующий обрядность хаджа. В частности, аль-Бухари приводит хадис Пророка (мир ему и благословение), в котором Каб бин Уджра (да будет доволен им Аллах) передаёт: «В аль-Худайбии Посланник Аллаха (мир ему и благословение) остановился рядом со мной. Увидев, что с головы моей сыплются вши, спросил: «Они мучают тебя?». Я сказал: «Да». Он сказал: «Тогда побрей себе голову». Тот аят, где сказано: «А если кто-нибудь из вас болен или голова его доставляет ему страдания, он может обриться, искупив это соблюдением поста, или милостыней, или жертвоприношением» – и был ниспослан из-за меня. А потом Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Постись три дня, или раздай в качестве милостыни фарак (три саа – авт.) фиников шестерым неимущим, или принеси в жертву что сможешь»».
В другой версии этого хадиса сообщается, что Каб бин Уджра (да будет доволен им Аллах) также сказал: «Этот аят был ниспослан только из-за меня, но касается он всех вас».
Договор в аль-Худайбии также имел большие политические последствия. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и его сподвижники показывали, что Кааба признаётся ими как наиболее почитаемое святилище и что они считают для себя обязательным выполнение традиционных религиозных обрядов, то есть признавалось величие и значение Мекки и Каабы. Это должно было в известной степени умерить беспокойство курайшитов за свои экономические и политические интересы.