договор работы на высоте
Допуск подрядчика к работам на высоте
Здравствуйте, коллеги! В этой статье давайте разберем как работать с подрядными организациями, если работа подрядчика будет предполагать работы на высоте.
Рассмотрим наиболее часто встречающуюся ситуацию:
Вы, как Заказчик, заключаете договор подряда с подрядчиком на выполнение строительно-монтажных работ на своих объектах. При этом конструктивные особенности зданий и сооружений предполагают выполнение работ на высоте.
Что нужно предусмотреть до начала работ, а также как проконтролировать исполнение норм безопасности во время проведения работ.
Порядок допуска подрядных организаций
Вы знаете способы передачи объекта подрядчику:
После подписания акта подрядчик имеет право выходить на объект. Какие же действия нужно предпринять до подписания сторонами акта? Общий план мероприятий перед началом работ по договору подряда:
Проверяем документы
Проверьте у Подрядчика полноту документации:
Конечно же, тут представлен полный перечень документов, которые следует запросить у исполнителя работ. Когда на первое место выходит стоимость работ и взаимоотношения между сторонами, охрана труда часто отодвигается на второй план.
Действия подрядчика до начала работ
Первым делом перед выполнением работ на высоте подрядчик должен провести оценку рисков и понять, как он собирается обеспечивать безопасность при проведении работ на высоте, а именно:
В идеальном случае, представитель Заказчика должен провести оценку рисков вместе со специалистом подрядчика. Это позволит получить ответы на вопросы, касающиеся мест расположения и присоединения анкерных устройств. Дело в том, что подрядчик не знает особенностей объекта, он не имеет право устанавливать анкерные устройства на объекте Заказчика. Кроме того, подрядчик не может однозначно оценить прочность конструкций.
Отвечая на эти вопросы, подрядчик формулирует ППР и ПСЭР и при необходимости, технологические карты. Затем подрядчик предоставляет заказчику эти документы с оформленным нарядом-допуском для выполнения работ на высоте.
Наряд-допуск обязательно согласовывается с ответственным лицом заказчика. Заказчик должен убедиться в наличии основных документов (ППР, ПСЭР, ТК, удостоверений) и поставить свою подпись на наряд-допуск. Таким образом стороны намерены согласовать мероприятия по обеспечению безопасности работ на высоте.
После подписания наряда-допуска можно оформлять акт-допуск.
Кто несет ответственность за охрану труда
Конечно же, в договоре вы прописываете ответственность Подрядчика за выполнение правил охраны труда. Теперь думаете, что вы, как Заказчик передали объект по акту-допуску и можете «умывать руки», так как ответственность с себя сняли.
За безопасность проведения работ на высоте в одинаковой мере отвечает как Подрядчик, так и Заказчик. Дело в том, что в наряде-допуске на высотные работы есть следующий пункт:
Ваша подпись в этой строке говорит о том, что вы знаете, какие меры безопасности работы на высоте предпринял Подрядчик, и выражаете согласие с ними. Если на объекте произойдёт несчастный случай, вы будете нести такую же ответственность, как и представитель Подрядчика, который допустил происшествие.
Поэтому в п. 9 формы Наряда-допуска, рекомендуемой Правилами охраны труда на высоте, обязательно должна стоять подпись Заказчика.
Как только представитель Заказчика согласовывает, указанные в Наряде-допуске мероприятия, он берёт на себя ответственность за их эффективность. Сразу же отметим, что без подписи представителя Заказчика Подрядчик имеет право не выходить на объект!
Рекомендованная форма наряд-допуска скачать
Проверяем во время выполнения работ
Проверкой документации все не ограничивается. Вы не хотите, чтобы на вашем предприятии случались непредвиденные ситуации. Поэтому, во время выполнения работ вы соблюдаете бдительность.
Требования к Подрядчику
Если Вы осуществляете строительство, монтаж, производите ремонтные или другие работы для крупных заказчиков, то сталкиваетесь с требованиями по охране труда.
Как видит идеального Подрядчика, выполняющего работы на высоте, платежеспособный заказчик:
Для компаний, не предъявляющим требований к охране труда, решающим будет стоимость выполнения работ либо другой затратный для подрядчика метод подписания договора. Если демпинг и минимизация прибыли не ваши стратегии на рынке, то рекомендуем соответствовать этим требованиям.
Основные рекомендации
Заказчику:
Подрядчику:
При выполнении работ заказчик обязан согласовать в наряде-допуске подрядчика мероприятия по обеспечению безопасности работ на высоте.
Итак, подпись Заказчика свидетельствует о том, что подрядчик получил разрешение проводить на объекте работы на высоте, а мероприятия по обеспечению безопасности согласованы (в соответствии с п. 2.22 ПОТ РО-14000-005-98). Своей подписью Заказчик утверждает, что предложенный Подрядчиком порядок работы полностью безопасен как для сотрудников самого Подрядчика, так и для сотрудников Заказчика.
Кроме того, при расследовании несчастного случая, государственные контролирующие органы (Прокуратура и ГИТ) обращают внимание на наличие подписи Заказчика в Наряде-допуске Подрядчика. А значит, Заказчик будет привлечён к ходу расследования, минимум, как свидетель со всеми вытекающими обязанностями и ответственностью. В первую очередь ответственность несет лицо, которое предоставило допуск подрядной организации к работам на высоте.
Опять про новые правила охраны труда: что нужно знать про ПОТ при работе на высоте
Сегодня предлагаем рассмотреть основные изменения в Правилах по охране труда при работе на высоте. Как вы знаете, регуляторная гильотина отменила предыдущую версию Правил, утвержденную Приказом Минтруда №155н от 28.03.2014 года, а новая версия Правил, утвержденная Приказом Минтруда №782н от 16.11.2020 года, вступила в силу 01.01.2021 года.
Ниже предлагаем рассмотреть основные изменения и сравнить их с предыдущей версией.
Что изменилось
Как мы уже знаем из сравнительных анализов других Правил по охране труда, работодателям предоставили возможность вести электронный документооборот в области охраны труда и использовать электронную цифровую подпись для сотрудников.
Также во всех новых Правилах появилось понятие оценки уровня профессионального риска, а работодатель на основе такой оценки рисков сможет устанавливать дополнительные требования в области безопасности, которые не противоречат Правилам.
Кроме того, работодателям предоставили возможность использовать дистанционный контроль и вести аудио, фото и/или видео фиксацию производственных процессов на рабочих местах.
Из новых Правил по максимуму убрали ссылки на другие нормативно-правовые акты во избежание дублирования, противоречия и утраты информации при пересмотре документов или их отмены.
В новой версии Правил отсутствует пункт про разделение работ на высоте на работы с применением и без применения средств подмащивания.
Все формы документов из прошлой версии Правил, в том числе наряд-допуск, стали рекомендуемыми (также, как и во всех остальных Правилах по охране труда).
На переносных лестницах и стремянках теперь работать можно, но с соблюдением системы обеспечения безопасности работ на высоте, типа дополнительных креплений сотрудников к анкерным линиям.
Выводы
В статье представлены самые основные изменения в Правилах по охране труда при работе на высоте, которые чаще всего встречаются на производственных площадках.
Поэтому обращаем ваше внимание на то, что, если в вашей организации проводятся работы на высоте, вам необходимо ознакомиться с полной версией новых Правил по охране труда и обязательно актуализировать локальную документацию в соответствии с изменениями.
Также вам следует провести внеплановый инструктаж на рабочем месте и внеочередную проверку знаний требований охраны труда в размере произошедших изменений.
Договор на высотные работы с физическим лицом образец
Договор на высотные работы с физическим лицом образец
Договор
подряда на выполнение высотных работ N _____
г. _____________
«___»__________ ____ г.
______________________, именуем__ в дальнейшем «Заказчик», в лице ______________________, действующ___ на основании ______________________, с одной стороны, и ______________________, именуем__ в дальнейшем «Подрядчик», в лице ______________________, действующ___ на основании ______________________, с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. В соответствии с настоящим Договором Подрядчик принимает на себя
обязательство выполнить высотные работы — ______________________________ в
(указать вид высотных работ)
объеме ________________________ по адресу: _______________________________,
а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
1.2. Качество работ, выполняемых по настоящему Договору, должно соответствовать ____________________________________.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Подрядчик обязуется:
2.1.1. Выполнить высотные работы своими силами и средствами в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Договором.
2.1.2. В ходе выполнения работ соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и безопасности проведения работ, в том числе соблюдать правила противопожарной безопасности, требования по охране труда и технике безопасности.
2.1.3. Обеспечить производство работ в полном соответствии с техническими условиями и настоящим Договором.
2.1.4. Представить Заказчику Акт выполненных работ (Приложение N ______) после завершения высотных работ.
2.2. Подрядчик вправе:
2.2.1. Требовать возмещения расходов, которые понесены им в связи с установлением и устранением дефектов в технической документации, представленной Заказчиком. Размер расходов Стороны устанавливают в дополнительном соглашении к настоящему Договору.
2.2.2. Привлекать для исполнения настоящего Договора третьих лиц.
2.2.3. При обнаружении в ходе выполнения работ необходимости в выполнении работ, не учтенных технической документацией, или работ, увеличивающих стоимость работ, Подрядчик приостанавливает работы и в срок _____ дней сообщает об этом Заказчику. Время с момента приостановления работ по вышеизложенному основанию до момента его урегулирования продлевает сроки выполнения работ.
2.2.4. В случае отказа Заказчика от дополнительных работ, возникающих вследствие причин, указанных в п. 2.2.3 настоящего Договора, Подрядчик вправе расторгнуть настоящий Договор и требовать от Заказчика оплаты выполненных работ, а также возмещения убытков, связанных с расторжением настоящего Договора по этому основанию.
2.3. Заказчик обязуется:
2.3.1. В течение всего срока выполнения работ обеспечить доступ Подрядчика к месту проведения работ в рабочее время и возможность проезда транспорта Подрядчика.
2.3.2. Представить Подрядчику необходимую техническую документацию (Приложение N ______) в течение ____ дней с момента подписания Сторонами настоящего Договора.
2.3.3. При отсутствии замечаний подписать предъявленный Подрядчиком Акт выполненных работ после его получения и оплатить работы Подрядчика в соответствии с условиями настоящего Договора или представить Подрядчику письменный мотивированный отказ.
2.3. Заказчик вправе:
2.3.1. В любое время проверять ход и качество работ, выполняемых Подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
2.3.2. Заказчик имеет право в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения настоящего Договора и потребовать от Подрядчика возврата стоимости не выполненных на момент отказа от настоящего Договора работ. Подрядчик удерживает часть стоимости работ пропорционально части работ, выполненных до получения извещения об отказе Заказчика от исполнения настоящего Договора. Заказчик также обязан возместить Подрядчику убытки, причиненные прекращением настоящего Договора, в пределах разницы между ценой, определенной за все работы, и частью цены, выплаченной за выполненные работы.
3. УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ И ПОРЯДОК СДАЧИ-ПРИЕМКИ
3.1. Работы по настоящему Договору будут выполняться в соответствии с утвержденной Сторонами сметой и на основании технической документации, полученными Подрядчиком от Заказчика и являющимися неотъемлемой частью настоящего Договора.
3.2. Работы, предусмотренные настоящим Договором, осуществляются Подрядчиком в следующие сроки:
3.2.1. Начало работ: ___________________________;
3.2.2. Окончание работ: ___________________________.
3.3. Приемка высотных работ осуществляется после выполнения Сторонами всех обязательств, предусмотренных настоящим Договором.
3.4. После завершения выполнения работ Подрядчик представляет Заказчику подписанный со своей стороны Акт выполненных работ (Приложение N ______), а также исполнительную документацию.
3.5. Заказчик в течение ____ дней в случае отсутствия замечаний обязан отправить Подрядчику подписанный со своей стороны Акт выполненных работ или мотивированный отказ от приемки работ.
3.6. В случае мотивированного отказа Заказчика от приемки работ Сторонами составляется двусторонний акт с перечнем необходимых доработок и сроков их выполнения без дополнительной оплаты. Сроки проведения доработок согласовываются Сторонами.
3.7. Заказчик, принявший работы без проверки, лишается (или не лишается) права ссылаться на недостатки работ, которые могли быть установлены при обычном способе их приемки (явные недостатки).
4. ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК РАСЧЕТА
4.1. Цена работ Подрядчика по настоящему Договору составляет ______ (___________) рублей, в т.ч. НДС _____ (____________) рублей. Полный перечень и стоимость каждого вида вспомогательных работ, включенных в комплекс высотных работ, утверждены Сторонами в Смете (Приложение N _____ к настоящему Договору).
4.2. Сумма, указанная в п. 4.1 настоящего Договора, уплачивается Заказчиком в течение ____ дней после подписания Сторонами Акта выполненных работ и получения счета от Подрядчика (или: ______________________________).
4.3. Все расчеты по Договору производятся в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на указанный Подрядчиком расчетный счет. Обязательства Заказчика по оплате считаются исполненными на дату зачисления денежных средств на корреспондентский счет банка Подрядчика.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ФОРС-МАЖОРНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору Стороны несут ответственность, предусмотренную настоящим Договором и действующим законодательством Российской Федерации.
5.2. В случае нарушения Подрядчиком сроков выполнения и сдачи работ Заказчик вправе потребовать уплату штрафа (пени) в размере ____% от стоимости несвоевременно выполненных работ за каждый день просрочки.
5.3. В случае несвоевременной оплаты Заказчиком выполненных работ, Подрядчик вправе потребовать уплаты штрафа (пени) в размере ____% от не уплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
5.4. Уплата штрафов (пени) не освобождает Стороны от исполнения своих обязательств по настоящему Договору.
5.5. Подрядчик несет ответственность за обеспечение пожарной безопасности в зоне выполняемых работ, по технике безопасности, охране окружающей среды.
5.6. Подрядчик несет ответственность за качество выполненных работ в течение _________ после подписания Акта выполненных работ и возмещает Заказчику затраты, связанные с некачественным выполнением работ.
5.7. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего Договора в результате обстоятельств чрезвычайного характера, которые стороны не могли предвидеть или предотвратить.
5.8. При наступлении обстоятельств, указанных в п. 5.7 настоящего Договора, каждая Сторона должна без промедления известить о них в письменном виде другую Сторону.
Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также официальные документы, удостоверяющие наличие этих обстоятельств и, по возможности, дающие оценку их влияния на возможность исполнения Стороной своих обязательств по настоящему Договору.
5.9. В случае наступления обстоятельств, предусмотренных в п. 5.7 настоящего Договора, срок выполнения Стороной обязательств по настоящему Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия.
5.10. Если наступившие обстоятельства, перечисленные в п. 5.7 настоящего Договора, и их последствия продолжают действовать более двух месяцев, Стороны проводят дополнительные переговоры для выявления приемлемых альтернативных способов исполнения настоящего Договора.
6. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
6.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении условий настоящего Договора, Стороны будут стремиться разрешать путем переговоров.
6.2. Споры, не урегулированные путем переговоров, разрешаются в судебном порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
7. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА. ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ
И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА
7.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания его обеими Сторонами и действует до момента исполнения Сторонами всех взятых на себя обязательств.
7.2. Условия настоящего Договора могут быть изменены по взаимному согласию Сторон путем подписания письменного соглашения.
8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
8.1. Все изменения и дополнения к настоящему Договору должны быть совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями Сторон.
8.2. Стороны обязуются письменно извещать друг друга об изменении реквизитов, адресов и иных существенных изменениях.
8.3. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой Стороны.
8.4. Ни одна из Сторон не вправе передавать свои права и обязанности по настоящему Договору третьим лицам без письменного согласия другой Стороны.
8.5. Во всем остальном, что не урегулировано настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
8.6. Неотъемлемой частью настоящего Договора являются:
8.6.1. Копия свидетельства о допуске Подрядчика к работам.
8.6.2. Смета (Приложение N _____).
8.6.3. Техническая документация (Приложение N _____).
8.6.4. Акт выполненных работ (Приложение N _____).
8.6.5. _________________________________________.
9. РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН
Подрядчик Заказчик
___________ «______________________» ___________ «_____________________»
Юридический/почтовый адрес: ________ Юридический/почтовый адрес: _______
____________________________________ ___________________________________
ИНН/КПП ____________________________ ИНН/КПП ___________________________
ОГРН _______________________________ ОГРН ______________________________
Телефон: ___________Факс: __________ Телефон: __________Факс: __________
Адрес электронной почты: ___________ Адрес электронной почты:___________
_____________ ________________ _____________ ________________
(Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.) (подпись)
М.П. М.П.
Работы на высоте
Вопрос
Рекламная Компания заключает с физическим лицом, не зарегистрированным в качестве ИП договор подряда, согласно которому он выполняет разовую работу: установку и крепеж букв на крыше многоэтажного дома. Компания не намерена нести ответственность за безопасность этого гражданина и намерена прописать в договоре подряда, что Подрядчик обязуется иметь все необходимые допуски к вышеназванным работам, кроме того обязуется соблюдать технику безопасности и у нормы по охране труда. Т.е. действует на свой страх и риск. Вот в таком случае, Вопрос № 1 если вдруг что- то с этим гражданином случится — будут ли претензии к компании в отношении возмещения, какого- либо ущерба здоровью гражданина — Подрядчика. Вопрос № 2: И приемлемо, с точки зрения, законодательства такой характер взаимоотношений при данном виде работ? Вопрос №2: что нужно предусмотреть Заказчику, чтобы снять с себя ответственность за безопасность Подрядчика — физ. лицо?
Ответ
1. Да, претензии к компании могут возникнуть в том случае, если гражданско-правовой договор подряда признают трудовым.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ на отношения, возникающие между организациями и гражданами, которые работают в этих организациях на основании гражданско-правового договора, нормы трудового законодательства не распространяются, поэтому по закону их инструктировать по технике безопасности не нужно. При этом, в соответствии изменениями, введенными Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ в настоящее время прямо установлено, что заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается (ст. 15 ТК РФ).
Статья 11 ТК РФ устанавливает, что в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Таким образом, риск того, что то или иное физическое лицо, работающее на территории организации на основании гражданско-трудового договора, будет фактически признано работником этой организации, существует всегда, а при несчастных случаях этот риск возрастает на порядок.
Поэтому целесообразно проводить инструктажи по технике безопасности и фиксировать эти действия в соответствующих журналах со всеми физическими лицами, работающими на территории организации на основании трудовых или гражданско-правовых договоров.
Кроме того, помимо ст. 212 ТК РФ взаимоотношения в части обучения по охране труда урегулированы в Порядке обучения по охране труда и проверки знаний, требований охраны труда работников организаций, утвержденном постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.
Согласно п. 2.1.2 Порядка обучения не только принимаемые на работу лица, но и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж. Инструктаж проводится специалистом по охране труда или работником, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности. Такова позиция Минтруда РФ и, соответственно, скорее всего, именно ее разделят судебные органы в случае возникновения судебного спора по такому вопросу. Конечно, взаимоотношения по гражданско-правовым договорам регулируются в рамках ГК РФ и, соответственно, предполагается, что каждая из сторон выполняет принятые на себя обязательства на свой страх и риск и сама несет ответственность за те негативные последствия, которые могут возникнуть при исполнении гражданско-правовых договоров.
Однако ошибки, которые может допустить при работе исполнитель, не обладающий необходимым объемом знаний, с большой долей вероятности могут причинить вред не только ему лично, но и неопределенному кругу лиц, которые находятся в зоне работы такого исполнителя. Поэтому организациям, заключающим гражданско-правовые договоры с физическими лицами, не следует игнорировать требования выше указанных Правил обучения.
Ответственность работодателя за нарушение государственных нормативных требований охраны труда предусмотрена в ст. 5.27.1 КоАП РФ. Штраф может составить от пятидесяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
2. Законодательство не запрещает заключать договоры подряда с физическим лицом на выполнение работ на высоте.
3. Изучите Правила по охране труда при работе на высоте, утв. Приказом Минтруда РФ от 28.03.2014 № 155н. Проверьте у Подрядчика наличие всех необходимых сертификатов и свидетельств, позволяющих ему работать на высоте. У него обязательно должно быть удостоверение о допуске к работам на высоте, документ о прохождении медосмотра. Оформите Подрядчику заказ-наряд, выдайте в случае необходимости средства индивидуальной защиты. Обеспечьте безопасность работ на высоте в соответствии с Правилами, проведите технико-технологические и организационные мероприятия.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».
Статья: Особенности работы на высоте
Какой труд относят к работам на высоте
К работам на высоте относятся работы, при которых (п. 3 Правил работы на высоте, утвержденных приказом Минтруда России № 155н):
– есть риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе:
– при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м или спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;
– при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также если высота защитного ограждения этих площадок менее 1,1 м;
– существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами.*
Важная статья: «Какие нарушения по охране труда чаще всего допускают работодатели и как их исправить» (№ 8, 2014)
Работы на высоте можно проводить на площадках с защитными ограждениями высотой 1,1 м и более, высотой менее 1,1 м или вообще без ограждений. Их могут выполнять с применением средств подмащивания (лесов, подмостей, вышек, люлек, лестниц, стремянок и т. д.) или без них. Последние виды работ являются более опасными, особенно если их выполняют на высоте 5 м и более или на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов высотой более 5 м (п. 3.1Правил работы на высоте, утвержденных приказом Минтруда России № 155н).
Условия допуска сотрудника к работе на высоте
К выполнению работ на высоте допускаются работники не моложе 18 лет. Они должны иметь необходимую теоретическую и практическую подготовку, пройти медицинский осмотр и не иметь противопоказаний по состоянию здоровья. Кроме того, они обязательно проходят обучение:
– по оказанию первой помощи пострадавшим 2 ;
– безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте (п. 8 Правил работы на высоте, утвержденных приказом Минтруда России № 155н).
В отношении новых или командированных сотрудников работодатель также должен провести следующие виды инструктажей по охране труда: вводный и первичный на рабочем месте (п. 2.1.2–2.1.4 Порядка, утвержденного постановлением № 1/29).
Обучение работников. Его проводит аттестационная комиссия, состав которой руководитель утверждает приказом. Члены аттестационной комиссии предварительно проходят обучение в специализированной образовательной организации, которая имеет соответствующую лицензию.
Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте завершается экзаменом (п. 13 Правил работы на высоте, утвержденных приказом Минтруда России № 155н). Его проводит все та же аттестационная комиссия.
Стажировка. Чтобы закрепить теоретические знания, по окончании обучения все работники проходят стажировку продолжительностью не менее двух рабочих дней, смен. Информацию о ее прохождении фиксируют в удостоверении о допуске к работам на высоте (Приложение № 4 к Правилам работы на высоте, утвержденным приказом Минтруда России № 155н) и в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.
Алексей СУТЯГИН, главный редактор журнала «Охрана труда: просто и понятно»
При работе на высоте обеспечьте сотрудников необходимыми средствами индивидуальной защиты
В частности, каждому сотруднику нужно выдать (п. 110 Правил работы на высоте, утвержденных приказом Минтруда России № 155н): специальную одежду и обувь, защитные очки, перчатки и каски с застегнутым подбородочным ремнем и др. Типовых норм выдачи СИЗ для работы на высоте нет. Их перечень зависит от отрасли, в которой заняты работники. Без положенных СИЗ сотрудников нельзя допускать к работе. А перед началом высотных работ нужно проверить их исправность. Также важно убедиться, что элементы любой системы безопасности (удерживающей, страховочной, системы позиционирования, спасения и эвакуации) совместимы друг с другом. Условия совместимости можно найти в инструкции к СИЗ.
Как оформить результат обучения
Работникам, которые успешно прошли проверку знаний требований охраны труда, выдают удостоверение установленного образца. Оно должно быть подписано председателем комиссии по проверке знаний требований охраны труда и заверено печатью организации, которая проводила обучение (п. 3.7 Порядка, утвержденного постановлением № 1/29).
Сотрудник, который успешно прошел проверку знаний методов работы на высоте, получает допуск на право выполнения соответствующих работ. Вид допуска зависит от специфики работ, которые он будет выполнять (таблица ниже).
Как правильно составить договор подряда с физическим лицом
Что это и зачем нужно
В обычной хозяйственной деятельности юридического лица периодически появляется необходимость в работах или услугах, которые выполняются разово, не относятся к его основному производственному направлению. В таком случае компании может понадобиться образец договора подряда с физическим лицом на оказание услуг (2019) или выполнение работ.
Если рассматривать пример договора подряда и трудовой контракт, в них много отличий. Подробно они описаны в статье «Переквалификация трудового договора».
Как выглядит документ: особенности
Договор бытового подряда заключают в письменном виде, и он имеет целью предоставить уникальный результат, конкретную работу, представляющую ценность для заказчика. Особенно важно, чтобы документ детально описывал этот результат.
Если рассматривать образец договора на выполнение работ с физическим лицом, то предмет, а также сроки выполнения поставленной задачи являются существенными условиями договора подряда в соответствии с пунктом 1 статьи 702, пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса РФ. В условиях контракта целесообразно указать средства труда (инструменты, компьютеры, оргтехника) и материалы, используемые в работе (кто и каким образом их предоставляет, когда их необходимо вернуть, какая предусмотрена ответственность за их порчу или утерю).
В таблице приведены примеры, какие условия должен содержать «гражданский» контракт с физическим лицом в разных ситуациях.
Образец договора ГПХ — содержание
Как указать цель, объем работ
На выполнение дизайна логотипа компании.
Техническое задание должно содержать требования по цвету, размеру, предпочтения по стилю, в каком виде его оформлять (используемое ПО, электронный, бумажный носитель) и каким образом передается и принимается результат.
Об оказании услуг по проведению корпоративных занятий по английскому языку.
Время и место проведения занятий, их цель, методика, кто и какие демонстрационные, учебные материалы предоставляет.
На организацию корпоративного праздничного мероприятия.
Программа праздника, используемые материалы, подарки, реквизит, оборудование, длительность выступлений артистов.
В качестве примера приведем две типовых формы соглашений с гражданином, которые вы можете использовать, адаптировав под свои производственные особенности.
Образец: договор подряда с физическим лицом
Существенные условия договора подряда, указанные в соглашении с физическим лицом, не должны совпадать с должностными обязанностями штатных сотрудников и особенно с сотрудниками, выполняющими работы по основной экономической деятельности компании. Например, для инжиниринговой компании возможными подрядчиками являются физические лица, которые могут выполнить задачи:
Оплата по договору подряда с физическим лицом
Сторонами договора ГПХ являются заказчик (клиент) и исполнитель (подрядчик). Реквизиты заказчика стандартные: наименование, ИНН, КПП, юридический адрес, банковские реквизиты.
Чтобы составить образец договора подряда 2019, от исполнителя (физического лица) потребуют предоставить паспортные данные, ИНН, СНИЛС, банковские реквизиты (номер счета как минимум) при оплате по безналичному расчету.
Стоит особое внимание уделить разделу «Оплата». Дело в том, что в соответствии с п. 6 ст. 208 Налогового кодекса РФ, юридическое лицо является налоговым агентом, поэтому обязано удержать подоходный налог и перечислить его в УФНС. В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пп. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 о страховых взносах в ПФР, ФСС и ФОМС, компания-заказчик также принимает обязательство по перечислению и выплате взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Чтобы избежать разногласий с исполнителем по поводу оплаты при выполнении работ, услуг по подряду, необходимо, чтобы в контракте была цена, которую заказчик обязывается выдать исполнителю «на руки». Также необходимо указать, будет оплата осуществляться по итогам выполнения всей работы либо поэтапно. Но в последнем случае придется добавить, какие действия (например, завершить мониторинг или проанализировать целевую аудиторию) должен совершить исполнитель, чтобы получить аванс.
Пример условия об оплате
«Общая стоимость настоящего Договора, включая стоимость оказываемых услуг, вознаграждения Исполнителя и всех расходов, понесенных Исполнителем в связи с оказанием услуг по Договору, определяется из расчета стоимости одного занятия 3000 (три тысячи) рублей 00 копеек.
Из указанной стоимости услуг Заказчик, который выступает налоговым агентом в соответствии с действующим законодательством, удерживает НДФЛ размере 13% и перечисляет налог в бюджет по месту своего учета в налоговом органе.
На стоимость услуг по Договору начисляются страховые взносы обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования».
Приведенный пример (образец) договора с физлицом позволяет определить, что исполнитель получит на руки:
3000 × 87% (100 – 13) = 2610 рублей.
Эта сумма не уменьшится на страховые взносы, поскольку они не могут удерживаться с физического лица. Это расходы исключительно из фонда заказчика, которые относятся к затратам на производство.
Обратите внимание, если в ходе выполнения задания исполнитель несет дополнительные расходы (стоимость билетов, проживания, топлива, расходные материалы), требуется указать порядок их оплаты — всей суммы или ее части. Но помните: отправить в служебную командировку физическое лицо по такому соглашению невозможно, поскольку исполнитель не является штатным работником организации.
Акт выполненных работ
Акт выполненных работ (или акт об оказании услуг), хотя и не является обязательным документом в силу закона, является необходимым доказательством того, что стороны достигли окончательного результата по соглашению и не имеют взаимных претензий. Кроме того, актом определяют дату окончания работ. На основании акта заказчик выплачивает физическому лицу вознаграждение либо производит окончательный расчет.
Целесообразно в контракте прописать срок подписания акта, порядок его направления на подпись, приемки работ по качеству и объему. Часто образец акта является приложением к договору. В зависимости от специфики исполнения задач желательно установить условия расторжения контракта: механизмы увольнения, определенные Трудовым кодексом, в данном случае не работают.
Риски по договору подряда для заказчика и исполнителя
Исполнителям важно понимать, что, в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Регистрация статуса ИП — несложная и относительно недорогая процедура. Кроме того, в случае регистрации ИП возможен выбор оптимальной схемы налогообложения, при которой подоходный налог в настоящее время существенно ниже, чем по договору подряда с физическим лицом (6% от полученного дохода вместо 13%).
Для юридического лица как заказчика риском является возможный судебный спор с исполнителем по поводу признания договора подряда трудовым. Это нужно учитывать при составлении проекта контракта. Контракты не являются трудовыми, если физическими лицами выполнялись конкретные задания, соглашения не содержали каких-либо условий относительно трудового распорядка и социальных гарантий. Кроме того, физические лица при выполнении условий соглашения ограничивались исключительно качеством и установленными сроками, выполненные по контрактам задания принимались по актам приемки и оплачивались в размере, согласованном сторонами в договорах. При рассмотрении подобных споров суды учитывают следующие обстоятельства:
Суды также исследуют правила внутреннего трудового распорядка, графики режима работы и отдыха работников, табели учета рабочего времени за спорный период времени. Оценка всех обстоятельств в совокупности позволяет суду сделать вывод о том, какой характер отношений был между сторонами, был ли заключен договор на выполнение работ или трудовой.
Договор подряда с физическим лицом
Последние изменения: Июнь 2019
Выполнение работы единовременного характера, получение максимума материальных благ с минимальными затратами побуждают юридические лица заключать договор подряда с физическим лицом. Оформление двухсторонних отношений требует индивидуального подхода при выборе в качестве подрядчика работника предприятия, стороннего физического лица или индивидуального предпринимателя. Достигаемая оптимизация налогообложения находится «под прицелом» проверяющих структур.
Правовые аспекты
Отличительная особенность типовых соглашений, относящихся к категории гражданско-правовых, заключается в регулировании взаимоотношений вне зависимости от статуса участников Гражданским Кодексом вместо Трудового. В соответствии со статьёй 702 ГК РФ договор подряда – это правоотношение, обязывающие одну сторону, именуемую подрядчиком, выполнить работу для другой стороны, именуемой заказчиком, со сдачей в оговоренный срок.
Работа по договору подряда регламентируется статьями 740-757 ГК РФ и подразделяется на следующие виды:
Договорные нюансы при участии физических лиц
Оформление по договору подряда работника организации или гражданина, не состоящего в трудовых правоотношениях с работодателем, имеет нюансы в части желания проверяющих признать заключённую сделку притворной и скрывающей трудовые отношения. При наличии доказательств, подтверждённых судейскими решениями, работодатель вынужден осуществлять доначисление платежей до уровня обычной заработной платы за наём работников и платить штрафные санкции.
Документальное оформление
Типовой формы договора подряда не существует. Правильно оформить документы для предприятия – минимизировать риск привлечения к административной ответственности за «притворное» соглашение, приравниваемое к трудовому. Как заключить договор подряда и какую терминологию использовать, во избежание приравнивания к трудовым правоотношениям представлено в таблице:
Образец договора подряда с физическим лицом (25,8 KiB, 6 663 hits)
Может ли подрядчиком быть физическое лицо, не зарегистрированное в качестве субъекта предпринимательской деятельности? Ответ положительный только в случае одноразовости сделки. Систематическое заключение договора на выполнение идентичных работ с одним и тем же физическим лицом проверяющие структуры могут легко переквалифицировать в трудовой контракт, а гражданина приравнять к члену трудового коллектива.
В документе ошибочной будет оговорка квалификации и мастерства исполнителя, акцент необходимо сделать на сроки и перечень работ.
Договор подряда с физ.лицом на оказание услуг (работ). Пример (59,0 KiB, 2 997 hits)
Судебная практика
Неучтённые работодателем особенности составления договора подряда имеют негативную практику приравнивания судами заключённых соглашений к категории трудовых. Ситуации и судебные решения представлены в таблице:
Суды нередко принимают решения в пользу работодателя при указании штрафных санкций в любых размерах, поскольку расценивают данный пункт как риск подрядчика. Поэтому включить в образец соглашения информацию о наказании за некачественно выполненную работу – «убить одним выстрелом двух зайцев», прибавляя ответственности исполнителю и снижая опасность приравнивания сделки к разряду трудовых контрактов.
Рекомендации по составлению
Типовой договор, разработанный в организации, должен содержать ряд ключевых моментов, присущих гражданско-правовым отношениям, полностью исключая трудовые. При составлении следует руководствоваться общей стоимостью материального объекта, грандиозностью строительства и статусом подрядчика. Правовые тонкости, на которые необходимо обратить внимание:
- Форма договора подряда. Теоретически соглашение можно заключить в устной форме при одновременном соблюдении следующих условий:
Хотя статья 161 ГК РФ рекомендует оформлять сделку в простой письменной форме.
Бухгалтерский учёт и налогообложение
При заключении сделки с юридическим или физическим лицом, зарегистрированным в качестве субъекта предпринимательской деятельности, заказчик не является налоговым агентом и не обязан удерживать налоги и сборы у источника выплаты.
При вступлении в правоотношения с компаниями следует удостовериться в правоспособности фирмы — исполнителя. Перед заключением сделки следует обратить внимание на наличие разрешительных документов у подрядчика, поскольку строительная деятельность может осуществляться при получении специальных разрешений или лицензий. При заключении сделки с ИП важно приложить документы, подтверждающие статус предпринимателя, поскольку факт регистрации субъектом предпринимательской деятельности не лишает его статуса гражданина.
Договор подряда с физическим лицом ставит предприятие автоматически в категорию налогового агента, обязанного одновременно с выплатой денежных средств физическому лицу начислить обязательства и произвести оплату в бюджет и внебюджетные фонды.
Статьи 420-422 НК РФ содержат требования начислять взнос в пенсионный фонд РФ и взнос в фонд медицинского страхования и освобождают от начисления взноса в соцстрах по временной нетрудоспособности и взносов на «травматизм». Предприятие обязано удерживать НДФЛ по ставке 13 % с гражданина России, 30 % — с доходов нерезидентов.
Бухгалтерские проводки по учёту операций расчётов с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями:
Начисление взносов отражается на тех же счетах, что и приёмка работ – на счетах учёта затрат либо капитальных вложений с дальнейшим вводом объекта в эксплуатацию и начислением амортизации.
При заключении договора подряда с физическим лицом следует руководствоваться нормами Гражданского Кодекса, поскольку трудоустройство или регистрация в качестве ИП не лишают его статуса гражданина и возможности в гражданском статусе заключать сделки и получать дополнительные доходы, не запрещённые ни одним Кодексом страны.
Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:
Договор между физическими лицами на выполнение работ
Бытовой ремонт – насущная необходимость для абсолютного большинства взрослого самостоятельного населения. Заменить лампочку, передвинуть мебель по силам многим. Однако, для более сложных работ требуется определенная квалификация и опыт.
Существуют специальные фирмы, которые предлагают услуги специалистов по ремонтно-отделочным работам, по принципу «муж на час».
Однако стоимость услуг таких фирм дороже, чем если бы вы напрямую договорились с мастером.
Желание сэкономить понятно. Но, к сожалению, это палка о двух концах.
Привлекая независимого специалиста, мы не можем быть до конца уверены, что он выполнит работы качественно, и наши деньги не будут потрачены напрасно.
Во взаимоотношениях с фирмой нас защищает закон о защите прав потребителей. Некачественно или не в срок оказанные услуги грозят исполнителю штрафом и потерей репутации. Тут в нашу пользу заключенный договор и документы, подтверждающие оплату.
Нанимая же частное лицо, мы зачастую верим ему на слово, никак не формализуя свои отношения и не требуя подтверждения оплаты. Если завтра такой «мастер» перестанет отвечать на телефонные звонки, а установленный им унитаз даст течь, то нам останется в аварийном порядке искать другого специалиста и ликвидировать последствия собственной бережливости. Что поделать, скупой платит дважды.
Впрочем, не все так плохо.
Взаимоотношения между двумя физическими лицами, когда один человек выполняет для другого работы или услуги за вознаграждение, также поддаются правовому регулированию.
Права и обязанности между работником и исполнителем регулирует договор между физическими лицами на выполнение работ.
Я специально выбрал несколько договоров, наиболее распространенных. Вы можете воспользоваться любым из них, скачав бесплатно.
Если специальные договора кажутся вам слишком сложными, рекомендую использовать первую форму – на оказание услуг. Она подходит под каждый случай.
Договор на оказание услуг между физическими лицами (общая форма)
Договор строительных работ между физическими лицами
Договор на отделочные работы между физическими лицами
Договор на ремонтные работы между физическими лицами
Договор ремонтно-отделочных работ между физическими лицами
Договор на электромонтажные работы между физическими лицами
Договор на демонтажные работы между физическими лицами
Договор на сантехнические работы между физическими лицами
Договор на кровельные работы между физическими лицами
Договор на проведение фотосессии между физическими лицами
Договор между физическими лицами на выполнение работ – общие требования:
Договор между физическими лицами на выполнение работ заключается в простой письменной форме.
Это значит, что не требуется его нотариального удостоверения или заверения другим способом. Не выдумывайте себе лишние сложности!
В идеале, вам достаточно скачать образец договора отсюда, вбить в него на пустые места нужные данные и подписать со своей стороны и со стороны исполнителя. Всё!
С этого момента ваши отношения формально определены: есть предмет договора, есть срок, в течение которого следует выполнить работу, есть обязанности по оплате и взаимные гарантии.
Допускаю, что нет возможности распечатать договор. На этот случай кратко расскажу, как заключить договор между физическими лицами на выполнение работ:
Вам потребуется два листа бумаги и шариковая ручка. Содержание обоих листов будет совершенно одинаковым – один экземпляр для вас, второй для исполнителя. Если исполнителю экземпляр договора не нужен, достаточно одного листа.
Полученных сведений достаточно, чтобы заключить договор между физическими лицами на выполнение работ.
И самое время перейти к отдельным видам договоров, с образцами.
Договор строительных работ между физическими лицами
Договор выполнения строительных работ между физическими лицами содержит все те же общие элементы:
Особенностями договора подряда строительных работ между физическими лицами является указание, за чей счет приобретаются расходные материалы и оборудование, существуют ли гарантии на выполненные работы.
Если строительные работы предполагают создание нового объекта недвижимости, либо изменение параметров существующего, то ответственность за получение разрешений на строительство, реконструкцию, изготовление проекта лежит на заказчике работ.
Исполнитель отвечает лишь за качество и сроки строительства.
В качестве дополнительных гарантий можно прописать в договоре ответственность сторон за нарушение сроков производства работ или оплаты.
Договор на отделочные работы между физическими лицами
Отделочные работы не затрагивают изменения инженерных конструкций объекта недвижимости. Их назначение изменение общего облика объекта, как снаружи, так и внутри.
Поэтому ответственность исполнителя касается эстетического качества работ и устойчивости их результата к влиянию внешних факторов. Для отделки фасадов – к воздействию атмосферных осадков и перепадов температур, для внутренних работ – к износу в результате взаимодействия с физическими лицами и оборудованием.
Другие вопросы, требующие урегулирования, такие же, как описаны выше, в договоре на строительные работы.
Договор на ремонтные работы между физическими лицами
Разнообразие ремонтных работ сложно представить. Сантехника, электричество, крыша, кровли, фасады, автомобильная и бытовая техника…
Главное указать в договоре, в течение какого времени исполнитель гарантирует работоспособность отремонтированной вещи.
Договор на электромонтажные работы между физическими лицами
В результате износа или повышенной нагрузки, из строя могут выйти отдельные розетки или вся электропроводка.
Для ее ремонта и замены рекомендуется привлекать специалистов, а не действовать самому. Потому что электромонтаж опасен для здоровья и несет риск возгорания.
Нужно знать, что у электриков существует градация разрядов и допусков. Квалификация работника определяется в зависимости от того, к работе с каким напряжением он имеет допуск.
В быту это не очень важно. Но при производстве работ на более серьезных объектах, чем замена розетки в квартире, желательно предварительно убедиться в квалификации работника.
В остальном это стандартный договор между физическими лицами на выполнение работ.
Договор ремонтно отделочных работ между физическими лицами
Ремонтно отделочные работы, по сути, симбиоз договора на отделку, то есть чисто дизайнерского, и строительного.
Соответственно он вобрал в себя элементы обоих договоров.
За исключением общих моментов, внимание нужно обратить на точную формулировку предмета договора, перечня выполняемых работ, источника финансирования приобретения расходных материалов и гарантии на работы.
Договор на демонтажные работы между физическими лицами
Демонтаж суть разрушение. А потому, особенность этого договора в возложении на исполнителя обязанности по возмещению вреда за разрушение конструкций и предметов, не оговоренных в договоре.
Дополнительно в договоре следует оговорить, на ком лежит обязанность по вывозу и утилизации строительного мусора с места демонтажа. Обычно расходы на транспортные услуги существенно удорожают демонтаж
Договор на сантехнические работы между физическими лицами
При формулировке предмета договора на сантехнические работы, желательно заранее проконсультироваться со знающим специалистом или основательно покопаться в интернете.
Потому, что формулировка «замена крестовины фановой трубы» может звучать для нормального обывателя полной бессмыслицей. А вам необходимо конкретно указать, за что вы платите деньги.
Кроме того, учтите, что санитарно-технические инженерные сети, такие как трубы, стояки, радиаторы отопления – это источники повышенной опасности в плане протечек и затопления.
Если в результате некачественной установки радиатор даст течь и зальет в ваше отсутствие соседей, договор на сантехнические работы позволит взыскать сумму ущерба с исполнителя работ в регрессном порядке.
В остальном все как обычно: предмет договора – подробно, сроки работ и условия оплаты – конкретно, наличие гарантии – желательно.
Договор на кровельные работы между физическими лицами
При заключении этого типа договора имеет существенное значение квалификация исполнителя. Желательно собрать отзывы о нем, посмотреть на объекты, на которых он работал, поговорить с хозяевами.
Неправильная установка кровли чревата большими затратами. Это расходы на латание дыр, или демонтаж, в случае ошибок в конструкции. У меня в практике был случай, когда заказчик сэкономил на кровельщике, набиравшемся опыта. В результате неправильно установки деревянных балок, поддерживающих кровлю, нагрузка от выпавшего снега проломила крышу и потоки растаявшей воды хлынули на голову удивленным хозяевам.
Поэтому: договор в письменной форме, гарантии по качеству работы – обязательно.
Договор на проведение фотосессии между физическими лицами
Запечатление торжественных мероприятий задача для профессионального фотографа.
Если вы экономите на съемке в профессиональной фотостудии, то следующий договор позволит закрепить свои правоотношения с частным фотографом.
На этом обзор договоров, заключаемых между физическими лицами на выполнение работ, считаю завершенным. Вопросы и пожелания – в комментарии!