договор с блогерами шаблон
Договор-оферта оказания услуг
на условиях бартера
Настоящий договор является офертой ИП Богданова Никиты Юрьевича, действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации (ОГРН 310774633401570), именуемого в дальнейшем «Заказчик», физическому лицу, именуемому в дальнейшем «Блогер».
Полным и безоговорочным принятием условий настоящей Оферты (акцептом) является совершение Блогером действий, направленных на подписание договора, а именно ввод данных (ФИО, ссылка на соц.сеть, номера телефона) и кода, который предоставил заказчик в личной переписке, в специальное поле на сайте Заказчика.
1. Предмет договора
Стороны взаимно обмениваются товаром и услугами без денежной оплаты.
1.2. В течение 7 (Семи) календарных дней после получения товара Блогер размещает не менее одной рекламной публикации о продукции Заказчика на указанной ранее Instagram-странице, а также не менее трех упоминаний о продукции Заказчика в разделе Stories.
1.3. Параметры рекламной публикации и Stories:
✔ наличие в сообщении оригинальной фотографии Блогера, сделанной им в предоставленном Заказчиком товаре с отметкой Instagram-страницы Заказчика @hooli_truly.
✔ упоминание уникального промокода на 10% скидку на продукцию Заказчика (далее – «промокод»);
✔ упоминание Instagram-страницы Заказчика @hooli_truly.
1.4. Рекламная публикация и Stories должны соответствовать следующим требованиям:
✔ текст должен быть написан грамотным русским языком;
✔ сообщение должно соответствовать техническому заданию, предоставленному Заказчиком;
✔ текст, видео и все изображения должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Федеральному закону «О рекламе» и не должны нарушать права интеллектуальной собственности третьих лиц.
2. Права и обязанности сторон. Порядок сдачи-приемки выполненных работ и оказанных услуг
2.1. Блогер обязуется:
2.1.1. В течение 10 (Десяти) рабочих дней с момента акцепта договора согласовать с Заказчиком индивидуальные мерки и пожелания для пошива и доставки товара.
2.1.2. В течение 7 (Семи) рабочих дней с момента передачи товара Заказчиком подготовить рекламную публикацию с учетом требований, указанных в п.1.3 и 1.4 настоящего договора.
2.1.3. Разместить рекламный информационный материал о продукции Заказчика на странице, указанной ранее (в том числе не менее трех раз в разделе Stories), в надлежащем качестве в соответствии с условиями настоящего договора. Блогер обязуется не удалять данный контент в течение 24 часов для сторис и 30 дней для поста.
2.2. Блогер предоставляет Заказчику неисключительное, безвозмездное, бессрочное, переуступаемое, безотзывное и полностью передаваемое право использовать, воспроизводить, изменять, адаптировать, переводить, распространять, публиковать, создавать производные работы и публично демонстрировать и исполнять рекламный информационный материал о товаре, опубликованный Блогером, во всём мире в любых средствах массовой информации, известных сейчас или разработанных в будущем.
2.3. В период действия настоящего договора Заказчик обязуется:
2.3.1. Предоставить Блогеру товар в соответствии с п.1.1 настоящего договора.
2.3.2. В течение 5 (Пяти) рабочих дней со дня подписания договора предоставить информацию, которая будет содержаться в рекламном сообщении (промокод, техническое задание).
3. Стоимость услуг и порядок расчетов
3.1. Стоимость товара, предоставляемого Заказчиком, оценивается в зависимости от цены выбранных Блогером изделий на сайте Заказчика
3.2 Стороны исходят из того, что взаимопредоставляемые услуги и товар по настоящему договору являются для каждой из них равноценными.
3.3. В случае невозможности исполнения обязательств, возникшей по вине Блогера, товары подлежат оплате в полном объеме другой стороне.
3.5. Товар отправляется Блогеру за счет Заказчика. С момента отправки товара обязательство Заказчика по поставке и передаче права собственности на товар считается исполненным.
3.6. Услуги считаются оказанными после выполнения Блогером условий, указанных в п. 1.2 настоящего договора.
4. Порядок изменения и расторжения настоящего договора.
Ответственность сторон
4.1. Стороны вправе расторгнуть настоящий договор по взаимному соглашению.
4.2. Если во время оказания услуг по настоящему договору возникнет необходимость внесения каких-либо изменений и дополнений в условия настоящего договора, то такие изменения и дополнения будут действительны в случае оформления их в письменном виде, включая переписку по электронной почте, которая имеет силу простой электронной подписи и равнозначна бумажным документам с личными подписями сторон.
4.3. Стороны несут материальную ответственность за неисполнение и за ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4.4. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения договора, которые стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами, либо действий чрезвычайного характера.
4.5. В случае задержки срока подготовки рекламного информационного материала или товара по вине Заказчика, срок публикации сдвигается на соответствующий задержке срок.
4.6. Заказчик вправе отказаться от исполнения обязательств по настоящему договору и расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке письменно уведомив об этом Блогера.
4.7. Блогер вправе отказаться от исполнения обязательств по настоящему договору и в одностороннем порядке расторгнуть настоящий договор, письменно уведомив об этом Заказчика лишь при условии полного возмещения Заказчику убытков (Блогер обязан оплатить Заказчику стоимость товара и услуги доставки либо вернуть товар).
5. Срок действия договора, заключительные положения
5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его акцепта Блогером и действует до исполнения сторонами своих обязательств по договору.
5.2. Все споры и разногласия, возникающие между сторонами по вопросам исполнения обязательств по настоящему договору, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства.
5.3. В случае неурегулирования спорных вопросов, в процессе переговоров споры разрешаются в суде в порядке, установленном действующим законодательством.
5.4. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороны руководствуются действующим законодательством.
Выстраиваем сотрудничество с блогером без штрафов и потерь
Партнер юридического партнерства «Курсив»
специально для ГАРАНТ.РУ
Блогерам сегодня доверяют, возможно, больше, чем телевидению, радио, газетам и другим традиционным СМИ. Реклама у них дешевле, чем на некоторых других площадках, особенно, если выбрать блогера с небольшой и качественной аудиторией. У него размер аудитории зачастую выше, чем у популярного СМИ. Поэтому крупные международные и локальные компании, личности-бренды и эксперты покупают рекламу у блогеров. Сделать это можно как лично у них, так и через рекламное агентство.
Блогеры-индивидуалы не заключают договоры, а агентства, предоставляющие их услуги от своего лица, не гарантируют, что блогер выпустит рекламу в срок и выставит рекламодателя в нужном свете. Блогеры выпускают рекламу в нетоповое время, их лайкают «арабы», подписчики накручены, оплату принимают «помощники» блогеров и пропадают. Это только часть проблем, с которой сталкиваются рекламодатели в социальных сетях.
К ним добавляются риски штрафов за нарушение Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» и компенсаций за нарушение исключительных прав на интеллектуальную собственность. В первом случае ФАС России может оштрафовать юридическое лицо рекламодателя на сумму от 100 тыс. до 800 тыс. руб. (ст. 14.3 КоАП). Во втором случае правообладатель фотографии, музыки или видео из рекламы вправе потребовать от рекламодателя компенсацию в размере от 10 тыс. до 5 млн руб., а иногда больше (ст. 1301 Гражданского кодекса).
Так, например, реклама вина в новостном блоге Новороссийска в Инстаграме была признана незаконной, потому что в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» запрещена реклама алкоголя в Интернете (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 11 января 2019 г. № 311). Рекламодатель вина должен знать требования к рекламе его продукции, но на практике так происходит не всегда. Традиционные СМИ имеют, как правило, юристов, которые проверяют рекламу на соответствие законодательству. А вот блогеры не имеют ни юристов, ни юридического образования, чтобы проводить такую проверку.
В другой истории владелец бренда уличной одежды заплатил 63 720 руб. компенсации за использование в рекламе бренда в социальной сети «ВКонтакте» фотографии без разрешения автора, которую он взял из блога какого-то фотографа в Инстаграме (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 8 апреля 2019 г. № 33-8007/2019 по делу № 2-863/2018).
Грамотное оформление договоренностей по рекламе в блогах способно снизить описанные выше риски. На мой взгляд, оно предполагает:
Стороны заключают договор возмездного оказания услуг в письменной форме, даже когда у блогера «нет принтера», чтобы распечатать договор;
Содержание договора закрывает риски рекламодателя и предусматривает последствия их наступления.
Давайте рассмотрим способы, как оформить договоренности по рекламе у блогеров.
Как заключить договор с блогером или агентством?
Классический обмен оригиналами подписанных договоров может показаться слишком трудным для блогера, например, если он живет в другом регионе или не знаком с документооборотом компаний. Поэтому в качестве альтернативы предлагаю рассмотреть два варианта:
обмен сканами подписанных договоров по электронной почте;
подписание договора в специальных сервисах – DocuSign, HelloSign, AdobeSign.
Для первого варианта понадобится узаконить обмен сканами по электронной почте. Чтобы сделать это:
Добавьте в договор пункт о законности переписки, например, такого содержания:
«Переписка по адресам E-mail, указанным в договоре, имеет силу простой электронной подписи и равнозначна бумажным документам с личными подписями сторон»;
Укажите в договоре адреса E-mail и номеров телефонов обеих сторон;
Вставьте в договор заверения:
«Любые сообщения и документы, в том числе договор, отправленные с адресов электронной почты и/или номеров телефонов, указанных в договоре, являются исходящими от надлежащим образом уполномоченных представителей сторон. Настоящие заверения действуют и в том случае, когда сообщения не содержат сведений об отправителе».
Используйте для переписки E-mail и телефоны (если переписка будет вестись в мессенджерах, не забудьте в договоре указать их конкретные названия, где будете согласовывать материалы по размещению рекламы).
Для второго варианта не нужны ни сканер, ни принтер, только доступ к Интернету, что обычно есть у блогера, и авторизация в одном из специальных сервисов электронного подписания документов. Это платные сервисы, но есть ограниченный бесплатный функционал, дающий, например, возможность подписать бесплатно до 3 документов в месяц.
С позиции закона этот вариант жизнеспособен и имеет юридическую силу на основании абз. 2 п. 1 ст. 160 ГК РФ. Согласно указанному пункту, письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю.
Вне зависимости от выбранного варианта заключения договора рекомендуем перед его подписанием и оплатой рекламы проверить блогера или агентство на надежность https://www.garant.ru/article/511892/: действительность паспорта блогера, полномочия подписанта от имени агентства и т.д.
Что предусмотреть в договоре с блогером или агентством, чтобы он защищал рекламодателя?
Прежде всего, это обязанности, гарантии блогера или агентства и последствия их несоблюдения.
Отношения между рекламодателем и блогером оформляются договором возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ).
Во-первых, в нем должны быть условия размещения рекламы:
Дата(ы), время размещения рекламы, формат рекламного материала.
Договоренности о том, кто создает текст рекламы, картинку, сценарий для аудио- или видеорекламы, сами аудио- или видеоролики: блогер или рекламодатель.
Срок, когда блогер может (или должен) удалить рекламу.
Цена, порядок оплаты.
Если предполагается оплата на карту «помощника» блогера, в договоре стоит зафиксировать, что блогер (или агентство) просит произвести оплату третьему лицу и указать реквизиты третьего лица для оплаты.
Порядок согласования рекламных материалов. В какие сроки, куда направляется рекламный материал, обязаны ли обе стороны согласовать его содержание до даты размещения и в какие сроки. Дополнительно можно указать, если рекламу разрабатывает блогер, сколько раз можно ее переделывать/доделывать.
Во-вторых, полезно предусмотреть в договоре гарантии, что блог принадлежит блогеру, у блогера есть доступ к логину и паролю блога и возможность разместить рекламу.
В-третьих, важно установить в договоре ответственность блогера, если реклама не будет размещена в срок или в согласованном виде. Это может быть штраф, неустойка и т.п.
В-четвертых, рекламный материал – это результат интеллектуальной деятельности. Если рекламный материал создается блогером, и рекламодатель хотел бы использовать его вне аккаунта блогера, важно договориться о передаче рекламодателю права использования рекламы в том же договоре – да. Например, предусмотреть, что блогер отчуждает исключительные права на рекламу рекламодателю. Дополнительно нужно определить вознаграждение блогера за передачу права использования результата интеллектуальной собственности. Для этого можно договориться, что стоимость услуг блогера включает вознаграждение за отчуждение исключительных прав. Отразить в договоре это условие можно, например, так:
«Исполнитель отчуждает Заказчику исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении задания по Договору, в полном объеме с момента подписания Акта сдачи-приемки услуг, в рамках которых они созданы.
Стоимость услуг включает вознаграждение за отчуждаемые исключительные права на передаваемые результаты интеллектуальной деятельности».
В-пятых, в договоре стоит предусмотреть гарантию блогера, что созданные им рекламные материалы соответствуют закону о рекламе и не нарушают права интеллектуальной собственности третьих лиц. И в случае предъявления претензий со стороны третьих лиц или госорганов к рекламодателю блогер возмещает имущественные потери, убытки рекламодателя, которые возникли по его вине.
При заказе рекламы у блогера через агентство рекламодатель и агентство могут заключить агентский договор (ст. 1005 ГК РФ) или также договор возмездного оказания услуг, для которого важно предусмотреть перечисленные выше аспекты. В случае оформления агентского договора для рекламодателя выгоднее построить его по типу договору комиссии, где нести обязанности перед блогером будет агентство, а не рекламодатель.
В-шестых, дополнительные обязанности блогера кроме размещения рекламы: обязанность отвечать на комментарии под постом, обязанность привлекать рекламодателя к ответам на негативные комментарии в такой-то срок и т.п.
Итак, повторюсь, самое важное для безоблачной работы с блогером – это грамотно составленный договор, который защищает от рисков при соблюдении трех условий:
Что безопаснее: блогер-индивидуал или агентство?
Единого ответа нет, зависит от бизнес-задач, которые решаются рекламой у блогера.
Если важно подтвердить расходы на рекламу перед налоговой инспекцией, выгоднее работать с тем, кто подписывает договор, неважно – блогер это или агентство.
Если важнее подтверждения расходов на рекламу получить гарантии выхода рекламы в срок и в нужном виде, работаем с тем, кто дает больше гарантий, а гарантии тоже прописываются в договоре.
Как оформить договор на размещение рекламы с блогером
Сила инфлюенсер маркетинга настолько велика, что хочется как можно скорее начать сотрудничество с понравившимся лидером мнений. Но прежде чем сделать это, проведите подготовительную работу и заключите договор с блогером, чтобы определить условия ваших рабочих отношений. Ведь только так можно гарантировать, что вы получите от сотрудничества именно то, что ожидаете.
Что такое рекламный контракт с блогером
Рекламный контракт с блогером — юридически действующее соглашение между сторонами, в котором изложены условия рабочих отношений между маркетологом и лидером мнений. Документ охватывает все аспекты сотрудничества, тем самым помогая направить его в нужное направление и избежать возможных осложнений в дальнейшем.
Соглашение дает возможность обеим сторонам понять свои обязанности. Типовый контракт с блогером обычно включает в себя следующие пункты:
Формально, контракт с блогером — четкий план действий, прописанный на бумаге, который гарантирует выгодное партнерство и соответствие результатов ожиданиям обеих сторон.
Конечно, оговорить условия можно и устно, но в таком случае остается надеяться лишь на профессионализм и честность. Более того, всегда остается риск остаться непонятым, получить контент с другой эмоцией или не того формата.
Почему важно заключить договор с блогером перед началом сотрудничества
Прежде чем разместить рекламу в Инстаграм или любой другой социальной сети, обязательно следует позаботиться о заключение договора. Инфлюенсеры и бренды вкладывают немало средств и времени в сотрудничество, и только контракт о рекламе может гарантировать, что все усилия не будут потрачены зря.
Договор — дисциплина, гарантирующая, что рекламодатель получит контент в том виде, в котором он был согласован, а блогер получит обещанное ему вознаграждение. Кроме того, письменный договор поможет избежать многих недоразумений в сотрудничестве. Нарушение сроков публикации, выставление бренда в неподходящем свете, использование некачественного или неуникального контента — лишь одни из немногих возможных проблем при рекламе через лидеров мнений.
Важно понимать, что рекламный материал — это всегда продукт интеллектуальной собственности. Договор позволяет установить права на данный продукт. Например, если бренд хотел бы использовать контент, выпущенный блогером в рамках рекламного сотрудничества в дальнейшем, в контракт можно включить пункт, который бы передавал рекламодателю права на его использование и сумму вознаграждения за это. Аналогичным образом в договор может быть включен пункт, запрещающий использование рекламного контента блогером в дальнейшем.
Перед началом сотрудничества рекомендуем проверить блогера на накрутки через trendHERO. Сервис предоставляет 90+ метрик для аналитики аккаунта, в том числе качество аудитории, % вовлеченности, геолокация, пол, и многое другое.
Какие пункты должен содержать в себе договор на размещение рекламы
Договор на продвижение в Инстаграм или в другой соцсети должен содержать четко прописанные права и обязанности сторон, а также последствия за их несоблюдение.
Во-первых, в контракте должны быть четко прописаны требования к рекламному контенту и его размещению:
Во-вторых, соглашение должно давать гарантию, что публикация будет размещена в выбранном аккаунте. Для этого в контракте следует четко идентифицировать аккаунт и попросить блогера подтвердить, что аккаунт действительно принадлежит ему и у него есть техническая возможность (доступ к аккаунту), чтобы разместить в нем рекламу.
В-третьих, в договоре важно прописать ответственность блогера за невыполнение обязательств с его стороны.
В-четвертых, в контракте нужно предусмотреть пункт, который бы гарантировал, что рекламные материалы, созданные блогером, не нарушают авторских прав третьих лиц.
В-пятых, в договоре обязательно следует вписать дополнительные обязанности блогера, если таковые от него требуются. Например, общаться с пользователями под постом, привлекать внимание в комментариях и так далее.
Как создать рекламный контракт
Соглашение о рекламном сотрудничестве с инфлюенсером отличается в зависимости от целей проекта и сторон соглашения. В каждом конкретном случае договор нужно адаптировать под ситуацию и конкретную рекламную компанию, но общие принципы создание контракта всегда остаются неизменными и включают в себя следующие пункты.
Идентификация сторон
Пропишите имя инфлюенсера, у которого заказываете рекламу, и название своего бренда в качестве обратившегося клиента. В договоре следует также идентифицировать аккаунты, в которых будет размещена реклама. Дело в том, что многие блогеры ведут страницы в нескольких социальных сетях одновременно, бренд же выбирает инфлюенсера непосредственно по его стилю и аудитории на площадке. И тут могут возникнуть разногласия.
Пропишите длительность соглашения
Установите дату вступление соглашения в силу и конечную дату сотрудничества. Маркетинг влияния наиболее эффективен при длительном сотрудничестве с инфлюенсером. Поэтому если планируете сотрудничать не в рамках одноразового размещения, обязательно оговорите и пропишите данный пункт.
Установите требования к контенту
Каждый инфлюенсер имеет свой уникальный “почерк”, который и сделал его популярным. Никто не станет спорить, что именно блогер лучше других знает, как воздействовать на свою аудиторию и создавать для нее привлекательный контент, но и полагаться исключительно на импровизацию инфлюенсера не стоит.
Рекламодатель должен строго прописать свои требования к контенту:
Контракт — отличная возможность четко сформулировать, какой контент вы ходите получить. В данном пункте можно подробно расписать, какие тезисы должны быть использованы при написании постов, а что не нужно включать в них, чтобы реклама была эффективной.
Если вы планируете использовать полученные в результате сотрудничества материалы в дальнейшем, то рационально включить в соглашение и требования к размерам текста, расширениям изображений, длине видео с учетом особенностей платформ, на которых контент будет размещаться в дальнейшем.
Требования к контенту обычно обсуждаются на творческом брифинге, а затем включаются в письменном виде в договор.
Время публикации и сроки размещения
Время публикации напрямую влияет на ее распространение среди аудитории, что играет далеко не последнюю роль в эффективности маркетингового продвижения. Поэтому стороны должны договориться о точном времени размещения поста, и прописать его в договоре.
В договоре также прописывается дата, ранее которой блогер не имеет права самостоятельно удалять публикацию.
Процедура согласования
Пропишете в договоре пункт, обязывающий блогера показать черновик поста до его размещения, а также условия и сроки предварительного показа. Это поможет убедиться в том, что рекламный пост соответствует вашим ожиданиям, разделяет ценности бренда и выполнен в нужной тональности.
Пропишите дополнительные услуги
Рекламодателю нужно быть максимально точным касательно услуг, которые он хочет получить от инфлюенсера. Подробно опишите все дополнительные обязанности, которые должен соблюсти блогер. Например, должен ли он отвечать на комментарии пользователей под публикацией, порядок реагирования на вопросы или отработки негатива.
Стоимость и условия оплаты
Одним из пунктов договора следует четко прописать сумму оплаты и методы перечисления средств. Варианты оплаты могут быть различными. Чаще всего встречается фиксированная цена за одну публикацию. В таком случае четко прописывается сумма за один или несколько постов, соответствующих изложенным в контракте требованиям.
Если же вы сотрудничаете по бартеру, или готовы делиться выгодой от фактически привлеченных клиентов, распишите подробно, что конкретно будет получать блогер от сотрудничества.
Впишите в контракт пункты, описывающие, как и по каким реквизитам будет выплачена компенсация. Например, если сначала вы даете аванс, то пропишите его сумму и условия перечисления остатка.
Доказательства успеха
В большинстве случаев, чтобы показать статистические данные поста, блогеру необходимо будет предоставить доступ к показателям, доступным исключительно из личного кабинета. Будьте предельно ясны касательно того, какую информацию вы хотите получить в результате рекламной кампании. После завершения сотрудничества вы уже не можете требовать эти данные.
Установите права собственности
По умолчанию все права на контент принадлежат блогеру, но в соглашение можно включить пункт, позволяющий рекламодателю повторно публиковать и использовать полученные рекламные материалы.
Форс-мажоры и штрафы
Пропишите в договоре причины расторжения договора и штрафные санкции, которые будут наложены на стороны, в случае нарушения действующего соглашения.
Например, если блогер нарушит сроки размещения публикаций, это поможет вернуть назад потраченные деньги.
Соглашение с правами, обязанностями, и подписями сторон
Чтобы договор имел юридическую силу, стороны соглашения должны ознакомиться с установленными правами и обязанностями, а также подтвердить свое согласие с ним, поставив подписи.
Как заключить договор с блогером
Чтобы договор вступил в юридическую силу, он должен быть подписан обеими сторонами. Но не стоит впадать в панику. Конечно же, вам не придется ехать в Москву, чтобы подписать договор с московским блогером. Но в целом, такая возможность тоже присутствует.
Сегодня большинство договоров заключается в электронном формате. Алгоритм действий в таком случае выглядит следующим образом:
Подписанный в таком формате договор будет признан действительным, несмотря на отсутствие оригинала.
Примеры контрактов
Учитывая важность контракта, обязанности по его составлению часто перекладываются на плечи профессионального адвоката. Но составить договор можно и самостоятельно, адаптировав под свои цели готовые шаблоны.
В большинстве случаев рекламодатель и блогер сотрудничают по договору оказания услуг. Скачать его можно по ссылке. В соответствующих разделах шаблона достаточно подробно расписать ожидаемые от блогера услуги, их стоимость и сроки выполнения.
Пример составления договора на услуги инфлюенсера:
Маркетинг влияния может быть чрезвычайно эффективным для повышения узнаваемости бренда и стимулирования продаж. Однако привлекая к сотрудничеству лидеров мнений, следует учитывать множество факторов. Еще лучше – детально прописать их в условиях контракта. Составление контракта должно стать неотъемлемой частью любого сотрудничества с инфлюенсерами. Это поможет юридически защититься и исключить возможные недопонимания.