договор с фитнес клубом на приобретение абонемента в тренажерный зал
Договор с фитнес клубом на приобретение абонемента в тренажерный зал
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Фитнес-клуб заключил с клиентом договор об оказании услуг, по которому предоставил клиенту право безлимитного посещения занятий клуба в течение одного месяца (месячный безлимитный абонемент). Абонемент продан клиенту по сниженной цене с условием, что он обмену и возврату не подлежит. Клиент посетил одно занятие, затем отказался от посещения занятий; устно пояснил, что узнал о внезапной болезни, при которой противопоказаны физические нагрузки. Теперь клиент требует вернуть деньги по договору, вопреки условию, что абонемент обмену и возврату не подлежит.
Обязан ли фитнес-клуб в указанном случае вернуть деньги и в каком размере?
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Не потерять деньги на абонементах
Юрист Елена Янина рассказывает, сколько обычно возвращают компании, где ловушка и как снизить сумму возврата.
Рассказ — на примере фитнес-клуба, но советы подходят для любой компании с абонементами на массаж, ремонт машин, уроки английского или готовки.
Что не так с абонементами
Есть компании, которые продают услуги не по одной, а комплектом и на какой-то срок. Простой пример — фитнес-клуб. Клуб продает посещения сразу на месяц, полгода или год.
Обычно клиентам выгоднее длинные абонементы. Чем больше месяцев в абонементе, тем дешевле каждый месяц:
Клубу тоже выгоднее работать с длинными абонементами. Так можно продать услуги большему числу клиентов. Один из частых аргументов: если купить абонемент на год, месяц стоит всего ничего, а пользы — гора.
Проблемы начинаются, когда клиенты возвращают абонемент раньше срока и просят за него деньги. Сам по себе возврат — это нормально. У клиентов могут быть объективные причины: в клубе душно, клиент переехал, врач запретил тренировки, надо закончить диссертацию.
Плохо, если клиенты таким образом нарочно экономят. Это называется потребительским экстремизмом.
Иван покупает десять занятий с тренером за десять тысяч рублей. Одно занятие по абонементу стоит тысячу.
Отдельное занятие — полторы.
Иван отказывается от абонемента через два занятия и просит вернуть деньги за оставшиеся. Два занятия обошлись ему в две тысячи рублей. Если бы Иван купил два занятия отдельно, он заплатил бы три тысячи рублей.
Если таких клиентов два, клуб потеряет не так много, но если больше, выручка просядет. А вот насколько просядет, зависит от того, сколько клуб возвращает клиентам.
Сколько клуб обязан вернуть
В законе нет требований к точной сумме возврата за абонемент. Закон говорит, что если клиент возвращает абонемент, клуб должен выплатить:
стоимость абонемента минус расходы клуба на абонемент клиента.
Расходы клуба — всё, что клуб потратил для того, чтобы оказать услугу. В расходы может входить оплата абонемента, реклама, зарплата тренеров, аренда зала, закупка оборудования.
Не каждый расход можно списать с клиента. Подходят только расходы, которые относятся к конкретному человеку. Вот клуб закупил тренажеры на миллион рублей. Вроде бы клуб может снизить сумму возврата на стоимость тренажеров, но тогда придется доказывать, что он закупал тренажеры ради конкретного Ивана, а это невозможно. Явно тренажеры для всех клиентов.
На практике клубу легко доказать только один расход — стоимость абонемента. Поэтому сумма, которую возвращает клуб, зависит от того, как клиент пользовался абонементом.
Клуб возвращает сто процентов стоимости абонемента, если клиент его не использовал. Иван купил абонемент на год за восемнадцать тысяч рублей, передумал, не ходил и дня, клуб возвращает все восемнадцать.
Клуб возвращает часть стоимости, если клиент ходил в клуб хотя бы раз.
При частичном возврате клуб возвращает деньги за неиспользованные месяцы. Допустим, Иван купил абонемент на двенадцать месяцев, а отходил три — клуб возвращает деньги за девять месяцев. Осталось разобраться, сколько стоят неиспользованные месяцы.
Как обычно считается возврат
Итак, клиент сколько-то отзанимался в клубе и теперь просит вернуть деньги за неиспользованные месяцы. Я знаю два способа рассчитать цену таких месяцев.
Сначала о способе, которые клубы используют чаще всего. Для этого надо открыть договор клуба и посмотреть, что написано о цене. Скорее всего, там общая стоимость абонемента, без разбивки на месяцы или дни:
Если в договоре только общая стоимость абонемента, цена неиспользованных месяцев зависит от цены одного дня в клубе.
Иван покупает годовой абонемент за 18 000 рублей, ходит в клуб три месяца и отказывается. Теперь клуб должен вернуть деньги за неиспользованные месяцы. Таких месяцев девять, и за девять месяцев клуб возвращает 13 475 рублей. Показываю, как считаем.
Сначала стоимость дня. Стоимость абонемента разделить на количество дней в абонементе: 18 000 рублей / 365 дней = 49 рублей.
Теперь, за сколько дней надо вернуть деньги. Количество дней в абонементе минус дни, которые отходил Иван: 365 — 90 = 275 дней.
И сумму для возврата. Количество дней, за которые надо вернуть деньги, умножить на стоимость дня: 275 * 49 = 13 475 рублей.
Клуб возвращает 13 475 рублей.
Если в договоре общая цена за абонемент, это единственный способ рассчитать стоимость неиспользованных месяцев. Но можно изменить описание цены, и выплату получится сократить раза в два.
Как снизить сумму возврата
Любой клуб может снизить сумму, которую надо вернуть клиенту. Для этого понадобится исследование и новый договор.
Фокус в том, чтобы разбить стоимость абонемента на месяцы. По договору клиент покупает не год за одну цену, а каждый месяц за свою цену. Я называю это принципом раздельной цены.
Годовый абонемент стоит 18 000 рублей.
В договоре пишем общую стоимость абонемента — восемнадцать тысяч — и из чего она складывается:
В сумме — всё равно восемнадцать тысяч. Поэтому когда клиент покупает абонемент, для него общая стоимость не меняется.
Следующий шаг — выбираем сколько-то месяцев и повышаем на них цену. Схема работает так: если клиент отказывается от абонемента во время месяцев с повышенной ценой, клуб выплачивает меньше.
Показываю пример своего клиента: я заменила цифры, но порядок такой же.
Самые дорогие месяцы в абонементе — первые три, они стоят 10 500 рублей. Теперь считаем.
Формула возврата: стоимость абонемента минус оплата за месяцы, когда клиент ходил в клуб.
Иван бросает клуб через три месяца, и клуб возвращает ему:
18 000 минус 10 500 = 7500 рублей.
Клуб сам решает, какие месяцы сделать дороже. Мой клиент просчитал, за сколько месяцев отбиваются затраты на привлечение клиента, и поднял на них цену. Если клиент откажется от абонемента в эти месяцы, клуб меньше потеряет при возврате.
Еще можно оценить рискованные месяцы. Это месяцы, когда клиенты перестают ходить в клуб, сдают абонемент и просят вернуть деньги. По опыту знакомого клуба, рискованные месяцы — второй, четвертый и шестой, но в вашем клубе может быть иначе.
Принцип с раздельной ценой принимает суд.
Клиент подал в суд на фитнес-клуб и хотел взыскать девятнадцать тысяч: это штраф, ущерб и компенсация морального вреда.
Всё дело в сумме возврата за абонемент. Клиент покупал абонемент на 15 месяцев, отказался от абонемента через семь и ждал выплату за оставшиеся восемь месяцев.
Клиент насчитал выплату в четыре тысячи рублей, и так получилось бы, если бы клуб не использовал принцип раздельной цены. А клуб его использовал, поэтому выплата обошлась в тысячу рублей.
У каждого месяца была своя цена. Вот цена за неиспользованные восемь месяцев: 375 р. + 300 р. + 225 р. + 150 р. + 72 р., + 1 руб. + 1 р. + 1 р.
Суд признал выплату и расчет цены законными и клуб сэкономил на возврате три тысячи рублей.
Есть еще способы снизить сумму возврата. Например, можно продавать абонементы через акцию: платишь за семь месяцев и пять в подарок. Если клиент отказывается от абонемента на восьмой месяц, клуб ничего не платит. Пять месяцев клиент получил в подарок, у них нет цены, возвращать нечего.
Можно придумать другие способы. Главное — использовать принцип раздельной цены и выбрать, какие месяцы сделать дороже.
Не платить без заявления
Не только описание цены помогает снизить стоимость возврата. Возможно, совсем не придется платить или платить меньше. Всё дело в правильном расторжении договора с клубом.
Есть клиенты, которые считают, что достаточно не ходить в клуб полгода, а потом попросить деньги за эти полгода. Так не работает: пока клиент не расторг договор, компания ничего не должна.
Чтобы у клуба появилась обязанность вернуть деньги, клиент подает заявление на выплату. По форме заявления у юристов разные точки зрения. Есть судебное дело, где суд разрешил клиенту отказаться от договора устно, речь шла о туристических услугах. Если клиент настаивает на устном отказе от договора, возможно, он прав.
Я не советую соглашаться на устный отказ, иначе клубу будет сложно что-то доказать в суде или ответить на вопросы налоговой о переводе денег. Сотрудник, который общается с клиентом, может сослаться на требования своих руководителей или сказать про суд. Без письменного заявления клиенту тоже сложно доказать: он тут был, такого-то числа расторг договор.
Дата заявления помогает снизить сумму возврата. Я рассказывала, что сумма зависит от неиспользованных месяцев. Так вот: клуб считает неиспользованные месяцы со дня, когда клуб получил заявление клиента, а не когда клиент передумал заниматься.
Иван купил годовой абонемент первого января. Тридцать первого декабря приходит и требует вернуть деньги: «Я весь год не ходил, где мои деньги».
В этом случае клуб ничего не платит. Клуб не отменял занятие, не ремонтировал зал, не блокировал пропуск — Иван мог заниматься, сколько хочет. О желании не ходить в клуб Иван не говорил — выходит, клуб ничего не должен.
Есть риск, что клиент скажет: «Я не знал о заявлении, рассчитывал получить всю сумму». Даже если клиент подаст в суд, он ничего не добьется, зато потратит время клуба. Чтобы избежать разбирательств, советую выделить в договоре абзацы с описанием условий возврата.
Условия можно описывать как угодно. Главное требование: условия должны быть выполнимыми и не затратными. Нельзя требовать от клиента привезти заявление в другой город, спеть «Кукарачу» по телефону или купить подарок секретарю.
Если не возвращать деньги
По закону о защите прав потребителей клиент вправе отказаться от любой услуги и получить за нее деньги. Поэтому клуб не может сказать, что не вернет деньги. Не важно, что за услуга: абонемент на год, индивидуальное занятие с тренером, аренда зала для сквоша.
Клиент не обязан объяснять, почему он отказывается от клуба, и для отказа не нужно согласие клуба. Юристы это называют «односторонним немотивированным отказом».
Есть клубы, которые хитрят в договоре и на сайте, мол при таких-то условиях ничего не возвращаем или не возвращаем столько. Это не законно.
Некоторые пишут: «Мы не возвращаем деньги за абонементы». И как бы поэтому такая большая скидка на занятия. Да, это незаконно.
Еще один незаконный способ — прописать в договоре штраф за досрочное расторжение договора. Например, 10% от стоимости абонемента, если клиент отказывается от абонемента в первые полгода.
Клиент купил абонемент на год, но отказался от него во время первых трех месяцев действия абонемента.
За отказ клуб заплатил клиенту меньше на десять процентов от стоимости абонемента. Вроде клуб сделал всё, как в договоре. А там условие: если клиент возвращает абонемент в первые девяносто дней, клуб удерживает десять процентов.
Клиент подал в суд и выиграл его. Суд решил, что пункт об удержании 10% при отказе от договора, по сути — штраф за досрочное расторжение договора, а это противоречит закону.
У клиента безусловное право на расторжение договора оказания услуг, это право нельзя ограничить, в том числе за счет штрафа.
Апелляционное определение от девятого февраля 2015 г. по делу N 33-1131/2015.
«Незаконное условие» — не просто слова. Если клиент подаст в суд на клуб, суд признает условие недействительным и всё равно заставит клуб выплатить деньги.
После суда есть риск заплатить больше, чем клуб должен был клиенту:
Даже без суда клиент может потрепать нервы. Клиент пишет жалобу Роспотребнадзору, и тогда клуб рискует штрафом до двадцати тысяч рублей. Кажется, двадцать тысяч — это немного, но кроме штрафа начнутся разбирательства с Роспотребнадзором. А это занимает время и силы.
Мой совет — использовать принцип раздельной цены для абонемента и не нарушать закон при отказе клиенту.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Короче
Сколько клуб должен заплатить
Сто процентов от стоимости, если клиент не пользовался клубом
Частичную стоимость, если сколько-то ходил в клуб
Как снизить сумму
Рассчитывать сумму возврата с даты заявления клиента
Защита прав потребителей в городе Ростове-на-Дону
Прежде, чем лезть в карман за кошельком, попросите показать вам контракт между вами и клубом. И внимательно его прочитайте, а ещё лучше – попросите дать вам копию и покажите знакомому грамотному юристу, если у вас таковой имеется. Я, конечно, понимаю, что в России любят подписывать всё, не читая, однако советую вам всё-таки прочитать этот документ и попросить разъяснений по пунктам, которые вызовут у вас вопросы. Уверяю вас, что это может избавить вас от некоторых неожиданностей в повседневной практике тренировок. Если такого контракта в клубе нет, я советую вам вежливо попрощаться и уходить. Контракт (договор) с клубом – главный документ, который регламентирует все стороны ваших взаимоотношений. Если вам дадут просто бумажку с парой пунктов – это не контракт. Но доходить в создании контактов до уровня контрактов американских фитнес – клубов тоже не стоит. Там контракт – это книга. Что-то вроде сопроводительных инструкций на западные лекарства, которые вкладывают в коробочки с препаратами. Список возможных противопоказаний, перечисленных там, заставляет вспомнить медицинскую энциклопедию.
Выше мы говорили с вами о том, что доход от продаж карт клуба определяет его прибыль. Больше продаем абонементов и карт – больше прибыль. Но есть один вариант, весьма неприятный для любого руководителя. Речь идёт о досрочном прерывании членства в клубе. В один чёрный день клиент приходит к руководителю и пишет заявление о том, что он не будет посещать клуб по некоторым причинам, и просит аннулировать его карту с возвратом неиспользованных денежных средств. С такой ситуацией сталкиваются многие клиенты и клубы. Ситуация неприятная. Но причин её возникновения только две. Первая: у вас, клиента, есть уважительные, непреодолимые мотивы для этого шага. Работа. Переезд и так далее. Вторая: вас не устраивает качество услуг, которые вам предоставляет клуб.
Возврат карты клуба – это прерывание юридических и финансовых отношений между клубом и клиентом. Эти отношения в клубах, которые работают как цивилизованные коммерческие структуры, с самого начала базируются на документах. Есть два базовых документа. Об одном знают все, а о другом – практически никто не знает. Первый – это Договор между клубом и клиентом, второй – это Правила клуба. Еще раз напомню простую юридическую истину: для того, чтобы документ был признан двусторонним договором, регламентирующим взаимные обязательства сторон, необходимо и достаточно соблюдение двух условий:
· Этот документ должен быть скреплён подписями данных лиц или их законных представителей
· Этот документ не должен противоречить законодательству Российской Федерации
Если Правила клуба не существуют в виде отдельного двустороннего договора, или клиент не подписался под документом под названием «Правила клуба», то юридически он не обязан их выполнять. И никто не вправе потребовать от него выполнения.
Представим ситуацию, когда виновник нарушения отдал по требованию управляющего штраф. При свидетелях или без них, это уже не так важно. Факт оплаты зафиксирован платежным документом, как полагается. А как иначе? И управляющий моментально попадает вот под это:
Статья 163 УК РФ. Вымогательство.
1. Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких,
— наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.
2. Вымогательство, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) неоднократно;
в) с применением насилия,
— наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.
3. Вымогательство, совершенное:
а) организованной группой;
б) в целях получения имущества в крупном размере;
в) с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего;
г) лицом, ранее два или более раза судимым за хищение либо вымогательство, —
наказывается лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества.
Именно группой лиц – руководителей клуба, по предварительному сговору, да ещё и неоднократно. И, что особенно замечательно, организованной группой. Формально так оно и есть, поэтому перед весьма вероятным судом вы будете выглядеть очень бледно.
Меня чрезвычайно позабавил ещё один пункт, запрещающий клиентам в клубе «действия сексуального характера». Я предполагаю, что эту книгу сейчас в руках держит дама, поэтому стараюсь даже не вспоминать от тех ассоциациях, которые возникли у меня в голове при прочтении этого шедевра юридической мысли. Я все пытался представить, что же автор этого перла имел в виду…? Естественно, за эти «действия сексуального характера» тоже полагался штраф в 1 000 рублей.
Там были ещё забавные пункты, но я не буду описывать всё. Главное, что эти Правила не являются никаким «документом». Это просто пачка бумажек.
Второй документ, регламентирующий отношения клуба и клиента – Договор. В нем прописаны права и обязанности сторон. Давайте поговорим об этих договорах.
Напомним, что договоры по форме могут быть любыми. Они должны удовлетворять только одному условию: соответствовать действующему законодательству. Точнее, несоответствие действующему законодательству Российской Федерации любого документа, регламентирующего отношении клуба и клиента, рассматриваются как нарушение, а любой документ в этом случае признаётся, как мы говорили, «юридически ничтожным документом». Это не оборот речи, а юридический термин. То есть его ценность приравнивается к стоимости листочка бумаги, на котором он написан. Очень часто договоры содержат в себе довольно оригинальные трактовки законодательства. И мы сейчас это продемонстрируем.
Обычно проблемы у клиентов начинаются тогда, когда они по каким-то причинам хотят прервать членство в клубе досрочно. Многие договоры предусматривают неустойку, которую оставляет за собой клуб, если вы досрочно прервали членство. У некоторых особо жадных клубов «губа раскатывается» на удержание аж 35% от полной стоимости карты! Только они почему-то явно не процветают…
В конфликтной ситуации первое же возражение клиента наталкивается на то, что ему показывают подпись под договором, в котором содержится такой пункт. Но, как я уже сказал, если какой-то пункт является нарушением закона, то договор не является обязательным для исполнения документом.
Расторгнуть договор на оказание физкультурно-оздоровительных услуг в любой (!) момент можно на основании статьи 32 Федерального Закона о Защите прав потребителей. На основании статьи вы обязаны компенсировать исполнителю только обоснованные расходы, связанные с оказанием услуги. Никакие «неустойки», пени и иные удержания, если они не являются компенсацией фактически понесённых клубом затрат, не применяются в силу Статьи 16 ФЗ ЗОПП.
Согласно этому положению условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В то же время договор регулируется правилами Главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». Согласно Статье 782 ГК РФ, заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании закона каждый клиент обязанкомпенсировать фитнес-клубу фактические затраты на оказание услугпо той цене, которую фитнес-клуб сам установил. Как правило, цена договора установлена исходя из оказания услуг каждый день. Значит, компенсация расходов идет за каждый день оказания услуги. Если клиент купил годовую клубную карту, то он оплатил услугу авансом, однако не использовал её полностью. Заметим, что проводить здесь аналогии с покупкой товара, имеющего вещественную форму, неправомерно. Нет услуги – нет компенсации. Расторжение договора прекращает оказание услуг, а значит, нет и расходов, которые потребитель обязан компенсировать фитнес-клубу. Все. Круг замкнулся: никаких непонятного свойства компенсаций клубу не положено по закону. Стоимость бумаги, работы персонала и прочего, по оформлению контракта в расходы по оказанию услуг по конкретному контракту не входит, а проходит в фитнес-клубе и любом предприятии как производственные расходы, также как и отопление, свет, вода, вне связи с вашим контрактом. Клиент компенсирует клубу расходы, только связанные с посещением клуба, то есть реальным оказанием услуги.
Вот, кстати, и сама статья 32 ЗОПП.
Статья 32 ЗОПП. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг).
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Когда в процессе решения вашего вопроса о возврате средств перед клиентом козыряют словом «неустойка», то не будет лишним процитировать Пункт 1статьи 330 ГК РФ, который гласит следующее: «Неустойкой считается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения». Напомним, что ни в одном договоре нет пункта, обязывающего клиента не прерывать членства. А отказ от исполнения договора предусмотрен статьёй 32 ЗОПП, то есть он не может быть признан ненадлежащим исполнением обязательств. Так о какой же неустойке можно говорить?
Можно «зайти» на это вопиющее нарушение прав клиента и с другой стороны, неожиданной для клуба, который пытается вас обмануть.
В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ договор на предоставление спортивных и оздоровительных услуг является публичным договором.
Статьей 3 ЗОПП предусмотрены права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.
Учитывая публичный характер договора с потребителем, исполнитель (фитнес-клуб) обязан при заключении договора с потребителем для правильного выбора способа оплаты (по разовому факту оказания услуг или по карточкам с предварительной оплатой на тот или иной срок резервирования доступа в клуб) информировать потребителя о его возможностях требовать составления сметы (см. п.1 ст. 33 ЗОПП).
Также потребитель должен быть достоверно проинформирован о способе расчета возвращаемой суммы в случае досрочного расторжения договора, исходя из требований статьи782 ГК РФ об оплате только фактических расходов исполнителя при досрочном расторжении договора потребителем услуг.
Так что, если клуб будет и дальше настаивать на своих глупостях, клиент может потребовать от него сметы фактически понесённых расходов. При этом, напомним, клиент по закону вообще может не мотивировать своего решения о прекращении членства в клубе. Никто не имеет права этого от него требовать, даже суд.
Вы скажете, что клуб вполне может предоставить вам смету. Но напомню, что смета должна быть полной, а это означает, что клуб публично распишет все свои доходы-расходы-себестоимость. Клиент на судебном заседании даже может потребовать независимого аудита всей деятельности клуба! И суд, скорее всего, это требование удовлетворит, так как у него нет оснований для отказа. Думаю, для налоговой инспекции отчёт по такому аудиту будет увлекательнейшим чтением! Особенно в свете понимания тех ухищрений, на которые идут российские фитнес-клубы в условиях балансирования на грани рентабельности.
Кстати, не забывайте, что по закону вам обязаны вернуть деньги клиенту в десятидневный календарный(!) срок после подачи соответствующего заявления. Никаких других вариантов закон не предусматривает. И уж тем более не допускает появления шедевров типа «30 банковских дней на выплату».
Ну и на закуску можете процитировать представителям клуба Часть 2 статьи 14.8 КоАП, устанавливающей ответственность за использование в деятельности договоров, противоречащих Федеральному Законодательству. Это грозит клубу суммой в 20 000 руб. штрафа за каждый(!) экземпляр такого «договора».
Есть и другие способы избежать ответственности перед клиентом. Не менее наивные и глупые.
В договоре с клиентом одного из новых питерских клубов я прочитал буквально следующее: «при досрочном прекращении членства клиенту возвращаются неиспользованные денежные средства, … исходя из следующего расчёта: стоимость первого месяца занятий исчисляется в размере 40% общей стоимости, второго – 20% и далее – по 10%».
Давайте просто посчитаем.
Получается, что занимаясь только два месяца из 12, клиент уже «выбрал» услуг на 60% общей стоимости. Прекратив действие своей клубной карты через два месяца, он получает от клуба не 10/12 ≈ 83% своих денег, как положено по закону, а 100%-60% = 40%. Вылезла та же «франшиза». С теми же правовыми последствиями для клуба в случае чего. Посмотрел бы я, как он на суде будет доказывать, что в течение этих двух месяцев клиенту были оказаны услуги «по повышенному тарифу». Но и это ещё не всё. Продолжим подсчет дальше: если клиент решит разорвать отношения с клубом через 6 месяцев, то он не получит НИЧЕГО. А вы как думали? 40%+20%+4х10% = 100%. Если следовать логике создателя этого шедевра юридической мысли, если клиент надумает разорвать отношения с его клубом через 8 или 10 месяцев, он будет клубу ещё ДОЛЖЕН! Тогда умник пришлёт к нему коллекторов за долгом. С утюгами и паяльниками.
Подробное описание этих юридических ляпов может вызвать гнев у моих коллег и обвинения в нарушении корпоративной солидарности. Но будем справедливы, уважаемые коллеги. Пока у наших потенциальных клиентов есть основания для того, чтобы обвинять клубы в нечестности и жадности, это не прибавит нам ни уважения, ни клиентов, ни денег. К сожалению, уже сейчас у многих клиентов в больших городах сформировалось четкое убеждение в том, что фитнес-клуб – это «кидалово на бабки» и низкий профессионализм везде. Люди несправедливы, но даже ложные мнения сейчас распространяются очень быстро. Беда в том, что такие мнения становятся подсознательными, и вот это уже очень плохо для всего бизнеса в целом. Увы, массы людей уже убеждены в том, что фитнес-клуб – это место, где работают только мошенники, цель которых – обмануть клиента любым способом. Если вы мне не верите, выходите на блоги клубов в социальные сети, там вы такого начитаетесь! Так давайте работать нормально, честно и с умом, тогда и проблем таких не будет. От этого выиграют все.
Конечно, не стоит предполагать, что они приглашают всех подряд. Действие акции не распространяется на
· бывших клиентов клуба. И это, с одной стороны, справедливо, ибо акция направлена на привлечение новых. Но всё не так просто. Давайте рассуждать последовательно. Если клиент когда-то ушёл из клуба, значит, ему что-то не понравилось. Знать, что не нравится клиентам, куда важнее, чем понимать то, что нравится. Ошибки нужно выявлять и после анализа безжалостно искоренять. Если человек ушёл недовольным, но выказал желание посетить ещё раз, клуб получает уникальную возможность показать ему, что он когда-то сделал ошибку. «У нас уже всё лучше, мы исправились! Приходите к нам снова!» Логика в таких рассуждениях есть? Несомненно.
· бывших специалистов клуба. Да, наверное, это справедливо. Но, как говорил один выдающийся человек, «кто без греха, пусть первым бросит в меня камень!» Почему бы не дать бывшим специалистам убедиться, что они были не правы?
· лиц, не достигших возраста 18 лет. Это не понятно, так как в клубе разрешается заниматься самостоятельно лицам с 14 лет.
· лиц старше 65 лет. А вот это истинный шедевр в свете того, о чём мы говорим в данном разделе. Я бы, по совести, отсёк голову тому «мудрецу», который это придумал. Наверняка он измыслил что-то вроде «да опасно у нас в клубе таким клиентам. Случиться что – кто ответит?». Тогда есть несколько вопросов. Как же вы, ребята, работаете в вашем «клубе здоровья», если людям там опасно заниматься? А вы что, рассчитываете этих «рекламных клиентов» просто запустить в зал и не обращать на них внимания? В чём тогда смысл «акции»? А человек в этом возрасте что, только на кладбище годиться? Вы не надеетесь дожить до этого возраста? Или, думаете, что в 65 вашими приоритетами будут только валенки летом и манная каша? Или вы считаете, что купюры в кармане пожилого человека отличаются от купюр «правильных клиентов»?
· инвалидов. Как человек прагматичный и циничный, я не буду говорить о каких-то общечеловеческих ценностях, о понимании и милосердии. Я не буду говорить о том, что мы живём в обществе, которое ещё не выбралось из болота тотальной злобы и жестокости по отношению ко всем, кто отличается от нас. Я не буду упоминать недавнее прошлое и не менее «славное» настоящее, в котором любой инвалид – это лицо, о котором государство произносит очень правильные слова, но при этом фактически считает обузой. Я не буду ещё раз указывать, что мы – единственная страна, в которой нет пандусов для инвалидов в общественном транспорте, их не пускают в метро, им не дают возможности летать самолётами многих авиакомпаний. Я знаю, что вы руководствуетесь очень простой логикой, о автор селекции (хорошо, не эвтаназии) инвалидов в клубах: «мне неприятно смотреть на инвалида. Моим клиентам неприятно смотреть на инвалида, поэтому я сделаю всё, чтобы их не было. Нет человека – нет проблемы». Знакомо? Единственное, что я могу пожелать автору от всей своей грешной души – чтобы с ним или его близкими в будущем не случилось ничего, что заставило бы его посмотреть на эту проблему с другой стороны. Даже за его феерическую глупость и абсолютное бессердечие я не могу ему или ей такого пожелать.
А теперь долой лирику, и обсудим вопрос о дискриминации (а вы как думали, именно таким словом ЭТО и называется) трезво и последовательно. Цинично, так сказать, если вам больше нравится. Ну а что еще можно от меня услышать?
Итак, клуб ограничивает доступ в свой людям старше 65 лет и инвалидам. Каковы правовые оценки этого деяния?
У них это записано в Уставе предприятия? В Правилах клуба? Или вы настолько уверены, что на частном предприятии они имееют право нарушать федеральное законодательство? Ну, посмотрим.
Каждый человек имеет право устанавливать свои обычаи в своём доме. Но, продавая услуги, все вступают в гражданско-правовые отношения с другими людьми. Если разница не понятна, тогда следуем дальше.
Но рассмотрим возможные аргументы против.
Ответ. Клуб, надо думать, официально зарегистрирован и оказывает платные услуги согласно законодательству РФ. А если так, то, хоть это и частная лавочка, ее владелец не имеет права устанавливать собственные ограничения, противоречащие законам РФ. Дискриминация по признаку инвалидности этим законам противоречит. Здесь мы имеем явное нарушение договорных обязательств, а именно «Договора о розничной купле-продаже», регулирующий данную деятельность, который является разновидностью публичного договора. В ст. 426 ГК сказано: «Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы, не допускается».
Возражение. У инвалидов есть права, но есть права и у здоровых людей. Они приходят в фитнес-клуб, чтобы позаниматься и получить удовольствие. И если они увидят инвалидов, у них может испортиться настроение. Они не смогут заниматься в присутствии тех, кто не может даже ходить. Клуб потеряет своих постоянных посетителей и разорится.
Цитирую далее статью 426 ГК:
1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
2. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
3. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Суть этой статьи в следующем. Если какая-либо коммерческая организация (магазин, отель, клуб, фитнес-центр и т.п.) предлагает свои услуги публично (то есть круг лиц, кому предлагается услуга, не ограничен четко), то такое предложение признается публичной офертой, то есть предложением заключить упомянутый в п.1 публичный договор.
Клуб публично предлагает свои услуги, и это уже приглашение заключить публичный договор, то есть оферту. Если бы клуб предусмотрел в своих правилах посещение только для обладателей клубной карты, тогда это было бы не публичным предложением, ибо круг лиц, на которых направлено предложение услуг, четко ограничен. Но в нашей ситуации это не имеет места. Кстати, если клуб на своем рекламном баннере меленько так, внизу, пишет, что предложение не является публичной офертой, то жизнь его юриста не облегчится. Ибо в законе сказано ясно: круг людей, для которых предлагается услуга на ЛЮБОМ рекламном носителе, должен быть очерчен чётко. Тогда нужно написать на баннере, только крупно, по закону, чётко, а не самым мелким шрифтом, следующее: «Наш клуб будет счастлив видеть в своих стенах только молодых, физически полноценных жителей нашего города! Оценку возраста мы производим на основании паспорта, вопрос о физической полноценности решается в нашем медицинском кабинете или на глаз». Вот в этом случае буква закона будет соблюдена.
Процитированная выше статья указывает, что отказ может иметь место только в случаях, «предусмотренных законом и иными правовыми актами». Но на данный момент нет нормативно-правовых актов, предусматривающих такие основания для отказа в заключение публичного договора, как «слишком старый» или «инвалид».
Повторяю, существует весьма распространенное заблуждение: частный собственник вправе сам решать, «кого казнить, а кого миловать», кого пускать, а кому сказать, что он «мордой не вышел». Это не просто заблуждение, а проявление полной правовой импотенции и безграмотности. Для собственника такое незнание может плохо закончится, если он нарвётся на человека, которому захочется отстоять свои права в суде. Между прочим, я лично такому человеку помогу. Безвозмездно, из любви к искусству.
Возражение. Инвалидов не пускают в их же интересах: клуб не приспособлен для колясочников, даже в туалет не заехать.
И, в качестве десерта получите залп тяжелой артиллерии – статью из Уголовного Кодекса РФ. Итак,
Статья 238 УК РФ. Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, если они:
а) совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;
б) повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью двух или более лиц;
наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
И в качестве закуски, предлагаю вам комментарии к ситуации, когда клубы при оформлении договора агрессивно предлагают клиентам страховой полис, а именно, навязывают дополнительной услуги.
Статья 16 ЗОПП. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя.
1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.
Есть еще ряд положений законодательства, которые имеют самое прямое отношение к деятельности фитнес-клубов.
Статья 1068 ГК РФ. Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником.
Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Статья 1084. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных либо иных обязательств.
Вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Статья 1096 ГК РФ. Лица, ответственные за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги.
Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению по выбору потерпевшего продавцом или изготовителем товара.
Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем).
Вред, причиненный вследствие непредоставления полной или достоверной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению лицами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.
Статья 1099 ГК РФ. Общие положения.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Статья 1100 ГК РФ. Основания компенсации морального вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;
в иных случаях, предусмотренных законом.
Вот так, уважаемые друзья, вы отнюдь не бесправны. А теперь найдите засунутый далеко ваш договор с вашим клубом и прочитайте его. Узнаете? Это и не удивительно, почти все договоры списаны с одного образца. Мало кто хочет думать самостоятельно. А уж юристы фитнес-клубов. как показывает мой личный опыт общения, вообще не способны к мыслительной деятельности, если судить по результатам оной.