договор с копирайтером самозанятым
Готовый шаблон договора с копирайтером (физлицо). Скачать в PDF или DOCX
Как мы видим, государство все сильнее поджимает бизнес и фрилансеров. Прошлые “серые” схемы становятся все более опасны и грозят проблемами с налоговой.
Да и сами заказчики все чаще требуют подписание договора на тексты даже в том случае, если ты физическое лицо и вообще ничего никогда не подписывал.
Проблема? Вовсе нет: законодательство РФ предусматривает заключение договора даже с физическим лицом, причем сделка эта является вполне официальной. От вас требуется лишь указать паспортные данные, а затем подписать договор.
Затем подписанными договорами желательно обменяться по почте (настоящей, не электронной). Впрочем, это уже не всегда обязательный момент. Зачастую заказчикам хватает самого факта подписания договора.
Зачем копирайтеру подписывать договор?
Если ты зарегистрирован как ИП или ООО, тут вопросов нет – так надо, вот и все. Если же ты вполне себе физическое лицо, то договор нужен для следующих вариантов:
Компания готова платить только по безналичному расчету. Если вы заключаете договор, то компания уже имеет полное право перевести вам средства на расчетный счет.
Правда, есть один нюанс: расчетные счета физических лиц не предусмотрены для регулярного приема платежей за услуги.
По идее, у банка могут возникнуть вопросы. На практике же – всем плевать. Пока у меня не было юридического лица, я регулярно получал платежи как физлицо по договору. Никаких проблем вообще не было.
Если все же очень сомневаетесь, дополнительно проконсультируйтесь в вашем банке.
Компания хочет гарантий. Гарантий, что вы не потеряетесь. Гарантий, что сделаете правки. Гарантий, что не станете потом предъявлять права и так далее. Договор с физлицом, представленный ниже, все эти гарантии дает.
Если компания требует какие-то дополнительные гарантии от копирайтера, их также можно прописать на основе уже готовых шаблонов.
Словом, скачивайте договор на написание текстов и спокойно давайте клиенту, если он вдруг попросит. Есть такой документ не просит, а пригодиться может триллион раз.
Да, один момент: договор прописан для наиболее частых вариантов текстов: продающих SEO-статей. Если нужно, например, написать текст ” О компании” или сценарий ролика, просто меняем описание услуги в договоре. Там все просто. Разберетесь.
Еще один момент: договор подойдет и в том случае, если вы – юридическое лицо, нужно лишь изменить описание исполнителя и вставить свою реквизитку ( ИП и ООО знают, что это такое).
Как фрилансеру перейти на самозанятость
Многие фрилансеры боятся налоговиков, но не работают официально: не хотят платить социальные взносы и возиться с отчетностью. Им может подойти новый налоговой режим — налог на профессиональный доход или самозанятость. Самозанятым не надо сдавать отчетность, общаться с инспекторами и покупать кассу. Достаточно зарегистрироваться в приложении «Мой налог», а при поступлении денег от клиента пробить чек и передать заказчику.
О том, как фрилансеру работать официально и без бюрократии, я поговорила с копирайтером Вероникой Чурсиной. Она рассказала, почему выбрала самозанятость и как заказчики относятся к новому налоговому режиму.
Переход с наемной работы на фриланс
Почему решили заняться копирайтингом?
Я работаю с текстами 20 лет: 10 лет журналистом и уже 10 лет копирайтером. Была спецкором в «Новой газете», сидела в Государственной Думе, записывала речи спикеров и брала интервью. Затем возвращалась в редакцию и писала статьи. После декрета мне предлагали вернуться обратно, но я не захотела. Начала искать варианты работы с текстами из дома, муж моей знакомой подсказал сайт Fl.ru.
Как появились первые постоянные клиенты?
Первые заказчики пришли с сайта фриланса. Сначала создавала свое портфолио — выложила журналистские работы, сама придумывала себе задания, писала тексты и выкладывала на странице. Мне кажется, копирайтеру не нужно сразу думать про деньги и заработок, надо наработать опыт и прокачать навык писательства. Затем я стала откликаться на проекты, так пришел первый клиент, с которым я проработала 6 лет.
Как сейчас продвигаете свои услуги?
Я мало использую платное продвижение, хватает бесплатных методов. Например, продвижение в соцсетях, особенно, в Facebook. У меня активная страница, много друзей-подписчиков, я каждый день размещаю посты.
Иногда оплачиваю аккаунт на Fl.ru, публикую бесплатные объявления на Avito. В основном работаю с постоянными клиентами, которые найдены несколько лет назад.
Где искать клиентов новичкам?
Биржи фриланса. Совсем «зеленым» новичкам я рекомендую начать с биржи фриланса. Биржи часто ругают за низкие цены, но большой плюс в том, что заказ может получить любой человек. Не думайте в первое время про деньги, думайте про опыт и портфолио. Как наберется 5-6 работ, можно идти на сайты фриланса (Fl.ru, freelance.ru и другие) и поднять цены.
Сайты поиска работы — HH.ru, SuperJob.ru и т. д. Ищите вакансии, отвечайте на них, пишите сопроводительные письма. Сделайте интересное резюме, и оно будет приводить заказчиков.
Сообщества в социальных сетях — на Facebook, во «ВКонтакте», есть чаты в Telegram. Там можно бесплатно прорекламировать услуги, получить поддержку от новичков и опытных авторов.
Как оформляли документы и получали оплату, когда были фрилансером?
Работала по-разному: официально и «вчерную». Разовые заказы клиенты оплачивали наличностью, и меня это напрягало. Правда, это была небольшая часть дохода. В основном, работала постоянно с крупными клиентами по договору услуг, как физическое лицо. Они платили за меня страховые взносы, отчитывались в фонды и у меня шел пенсионный стаж.
Что важно знать фрилансерам о самозанятости
Почему выбрали самозанятость, а не ИП или работу по гражданско-правовому договору?
В интернете постоянно появляются новости, что банки фиксируют переводы физических лиц с карты на карту. И это становится опасно — человек может лишиться всех денег, которые лежат на счету.
Поэтому решила легализоваться. Весь прошлый год следила за новостями о самозанятости, читала посты в соцсетях и задавала вопросы экспертам. Выбирала между самозанятостью и ИП. Но ИП для меня сложно: оформление документов, ведение бухгалтерии, сдача деклараций, общение с налоговиками. Можно было продолжить работать по гражданско-правовому договору, но не все заказчики готовы платить дополнительные налоги и отчитываться в фонды.
Передача прав на произведение: как ИП работать с дизайнером, копирайтером, фотографом
Как оформить передачу прав на произведения при заказе услуг, чтобы обезопасить свой бизнес
Алексей Башук
Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер юридической фирмы «Башук Чичканов, юридическая фирма»
Предприниматель заказывает у дизайнера логотип и оформляет с ним договор на оказание услуг. Через год дизайнер ставит предпринимателя перед фактом: использовать логотип нельзя, права на него он не передавал. Просит выкупить права и угрожает, что пойдет в суд за компенсацией.
Такой сценарий может случиться при заказе услуг фотографа, видеографа, копирайтера, программиста. Рассказываем, как предпринимателю обезопасить себя и оформить передачу прав на произведения.
Какие права может передать автор
У автора есть два вида прав на произведение: имущественные, личные, и неимущественные, исключительные. Личные права принадлежат только автору, и передать он их не может. Автор может распоряжаться только исключительным правом — имущественным.
Копирайтер Иван Иванов написал статью и передал исключительное право на статью предпринимателю. Тот разместил статью в блоге. Написать под статьей «Автор: ИП Петров» нельзя, это нарушение личных прав автора — права на имя. Правильно подписать статью «Автор: Иван Иванов» или не подписывать вовсе, если автор разрешил. При этом предприниматель может печатать статью в каталоге, выкладывать в блоге или отправлять в рассылке — в общем, использовать как угодно для своего бизнеса.
Если предприниматель получает исключительное право, это значит, что никто, кроме него, не может использовать произведение без его разрешения.
Чем грозит отсутствие передачи прав
Со стороны предпринимателей чаще всего встречаются две ошибки:
Типовой договор об оказании услуг описывает сами услуги, сроки их оказания, порядок оплаты, но в большинстве случаев не описывает судьбу прав на произведение. Если заказчик не оформил передачу исключительных прав, у него появляются риски.
Конкуренты могут тоже использовать произведение. Исполнитель может продать свою работу повторно — например, конкурентам. Заказчик не сможет запретить конкурентам использовать эти произведения: исключительное право осталось у автора, он может использовать произведение по своему усмотрению и разрешать другим компаниям использовать его.
Фотограф в цветочном салоне делал студийные фото для сайта и соцсетей. Передачу исключительных прав салон не оформил. Через год фотограф продал снимки другому цветочному салону. Второй салон разместил фото в своем каталоге. Первый салон это заметил, но запретить их использовать не может: исключительные права на фото ему не принадлежат.
Предприниматель может лишиться разработок. Если автор работал над созданием программы и предприниматель не оформил передачу прав, все права остаются у автора.
Предприниматель придумал идею системы для менеджеров и хочет продавать ее компаниям. Он обратился к программисту, чтобы тот написал код. Предприниматель считал, что это его разработка, хотя передачу прав не оформил. Позже программист запретил использовать и продавать программу: система принадлежит ему.
Автор может потребовать компенсации. Автор может предложить компании выкупить права на его произведения. Если компания откажется, автор обратится в суд с требованием компенсации. По закону суд может взыскать компенсацию за нарушение исключительных прав на произведение в размере от 10 000 до 5 000 000 ₽.
Редактор написал для онлайн-школы методические пособия и учебники. Позже он поссорился с компанией и узнал, что может потребовать у компании деньги за то, что та использует его тексты. Редактор предлагает компании выкупить у него исключительные права. Если компания откажется, она нарушит закон. Если редактор подаст в суд, компании придется платить компенсацию.
Если исключительные права остались у автора, он может потребовать компенсацию даже спустя несколько лет.
ИП заказал фотосъемку товаров, а через три года выплатил фотографу 300 000 ₽ за нарушение авторских прав
Ситуация. Предприниматель занимается производством одежды. Он договорился с фотографом, что тот сделает фото одежды для каталога на сайте. Все обсудили по эл. почте. Фотограф сделал фотографии и отправил их предпринимателю. Предприниматель заплатил фотографу его гонорар — 10 000 ₽. Каждый выполнил, что обещал.
Через три года фотограф написал предпринимателю и потребовал удалить фотографии с сайта. Предприниматель не ответил на письмо, и фотограф подал иск в суд о нарушении авторских прав и потребовал компенсации.
Суд рассмотрел дело и обязал предпринимателя выплатить фотографу компенсацию 300 000 ₽.
Что не так. Предприниматель и фотограф не заключили договор и не описали, кому переходят исключительные права на фотографии. По закону все права на фото остались у автора — фотографа. В переписке стороны вроде как договорились об условиях работы, сроках и оплате, но не о передаче прав. А по закону договор на передачу прав должен быть заключен только в письменной форме. Если договора не было, значит, не было и передачи прав. Получается, предприниматель нарушил права фотографа.
Как оформить передачу прав
Есть три варианта, как предприниматель может оформить с автором передачу прав на произведение. Тип договора зависит от того, готово произведение или его еще нужно создать.
Если произведение готово, компания может получить исключительное право или право на использование этого произведения.
Договор об отчуждении исключительного права. Подходит, когда автор уже сделал произведение. Вы покупаете исключительное право на готовое произведение и можете использовать его в любых целях: для рекламы, на выставках, передавать другой компании. Теперь произведение только ваше, и никто другой не может пользоваться им без вашего согласия.
Предприниматель купил у музыканта исключительное право на мелодию и оформил передачу исключительных прав. Он может создавать с этой музыкой рекламу, записывать видео для клиентов и даже выложить на сайте для бесплатного скачивания.
Договор о предоставлении права пользования. Предприниматель покупает у автора лицензию на использование готового произведения. Лицензия описывает, как предприниматель может использовать это произведение.
В этом случае исключительное право остается у автора. Компания покупает только право на использование в оговоренных договором пределах. Автор может продать лицензию нескольким компаниям, если в договоре с предпринимателем не будет условий, ограничивающих автора.
Если произведения еще нет и предприниматель просит автора его создать, они заключают договор авторского заказа.
Договор авторского заказа. Предприниматель заключает договор и дает автору техническое задание: что именно нужно создать и за какой срок. Автор создает произведение по этим требованиям и специально для предпринимателя.
Предпринимателю нужен видеоролик о компании. Он оформляет с видеографом авторский заказ. В заказе предприниматель описывает, что именно он хочет: ролик на 10 минут с видео на производстве и в офисе, записать интервью с клиентами.
В договоре на авторский заказ стороны устанавливают судьбу прав на то произведение, которое в итоге получится: получит ли предприниматель исключительное право или только право использования произведения.
Вне зависимости от типа договора есть несколько правил.
В договоре должно быть указано, на какое произведение автор передал или предоставил права. Многие предприниматели в таких договорах пишут просто «текст» или «фотографии». Потом, когда дело доходит до суда, выясняется, что из договора невозможно установить, на какой именно текст и на какие конкретно фотографии передавалось право. Поэтому самый надежный способ — подписать приложение к договору, в котором будут прямо напечатаны нужные фотографии или текст. Тогда всем будет понятно, на что именно передаются права по договору.
К договору нужно заключать акт приема-передачи произведения. В акте фиксируют, что автор передал или предоставил исключительные права, предприниматель заплатил деньги и получил произведение.
Для авторского заказа потребуется техническое задание. В техзадании заказчик описывает задачу, требования к произведению, его формат.
Если предприниматель хочет сотрудничать с автором постоянно, например заказывать в течение года статьи в блог, он может включить пункты о передаче исключительных прав в договор об оказании услуг.
Важно понимать, что одного пункта о передаче прав в договоре недостаточно. В зависимости от компании и характера произведений условия передачи прав, обязанности сторон, описание произведений и их сдачи будут отличаться.
Договоры о передаче прав обычно составляют с профильным юристом. Конечно, в интернете можно найти типовые шаблоны, но едва ли они будут учитывать обстоятельства конкретной сделки.
Для одной компании автор может ограничить права на использование: разрешает использовать произведение только на сайте компании и на определенный срок. Для другой — запрещает использовать произведение за рубежом. Использование произведения в портфолио, возможность внесения изменений в произведение, порядок согласования таких изменений, правила указания имени автора и десятки других обстоятельств зависят от договоренностей между автором и предпринимателем в их конкретной ситуации.
Еще нужно учитывать судебную практику. Например, если автор хочет передать предпринимателю права на тысячу фотографий, которые отправит ему ссылкой на облако, то нужно почитать решения судов и выяснить, признают ли суды такую передачу надлежащей, позволяет ли она потом в случае спора установить, какие именно произведения передавались. Чтобы договор действительно мог помочь в конфликтной ситуации, положения в договоре нужно заранее написать с учетом этих судебных решений. Сделать это правильно сможет только юрист.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Оферта: что это и зачем она нужна
Одному бизнесу оферта поможет ускорить заключение договоров с клиентами, а другому — будет нужна по закону. Что включить в оферту и как избежать типовых ошибок — в статье
Что может проверить Роспотребнадзор в продуктовом магазине
Каким санитарным нормам должен соответствовать продуктовый магазин и что будет проверять Роспотребнадзор
Как ИП оформить банкротство
Пошаговый план действий для ИП при оформлении банкротства и другие способы погасить долги
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Договор копирайтинга
Для продвижения сайта и рекламы своих товаров и услуг компаниям часто нужны продающие тексты. Их написанием занимается копирайтер. И если в организации нет такого специалиста, то его привлекают извне. Заключение договора с копирайтером имеет свои особенности.
Что представляет собой договор копирайтинга
Копирайтер — гражданин или ИП: в чем нюансы
Копирайтер, как правило, это:
В этом случае также надо учитывать требования Указа N 314, т.к. выполнять задание по договору будет гражданин.
Обратите внимание!
Юрлицо, ИП, который предоставляет работу гражданину по гражданско-правовому договору, должен обеспечить защиту отдельных прав этого гражданина ;
На заметку
То же самое касается и случая, когда исполнителем по договору копирайтинга является юрлицо.
Обратите внимание!
Договор, который содержит элементы различных договоров, предусмотренных законодательством, является смешанным. К нему применяются правила об этих договорах в соответствующих частях. Иное может следовать из соглашения сторон .
Условия договора копирайтинга
Обязательными условиями для договора создания и использования объекта авторского права являются: :
1) предмет договора — обязательство копирайтера создать конкретный текстовый материал и передать (предоставить) заказчику права на него.
Обратите внимание!
В договоре копирайтинга также нужно указать цели либо способы использования создаваемого материала ;
2) срок написания и передачи заказчику материала;
3) размер вознаграждения или порядок его определения.
Дискуссионным является вопрос о том, можно ли в договоре с физлицом-гражданином согласовать не конкретную сумму вознаграждения, а порядок его определения. Это связано с тем, что согласно Указу N 314 в договоре нужно прописать “суммы, подлежащие выплате”. Одни специалисты полагают, что обязательно указывать конкретную сумму, другие считают, что можно в т.ч. прописать порядок ее определения.
Для того чтобы избежать споров о заключенности договора, соблюдении требований законодательства при привлечении физлиц по гражданско-правовому договору, рекомендуем указывать в договоре конкретный (фиксированный) размер вознаграждения.
Обратите внимание!
В договоре нужно обязательно предусмотреть размер вознаграждения за создание материала. При этом использование материала может быть и безвозмездным . На это следует прямо указать в договоре, т.к. при отсутствии иных положений договоры предполагаются возмездными ;
4) порядок выплаты вознаграждения.
В договорах копирайтинга, которые заключаются с физлицом-гражданином, нужно дополнительно указать следующие обязательные условия :
а) обязательство заказчика по уплате за копирайтера обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в ФСЗН;
б) обязательство заказчика по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Обратите внимание!
Такое обязательство возникает у заказчика, только если копирайтер пишет материал в месте, предоставленном заказчиком. Если копирайтер работает у себя дома, то прописывать это условие в договоре, а также уплачивать взносы не нужно;
в) обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы и ответственность за их невыполнение;
г) основания досрочного расторжения договора;
д) ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате. Она закрепляется в виде неустойки, размер которой должен составлять не менее 0,15 процентов невыплаченной суммы за каждый день просрочки.
Обратите внимание!
Если в договоре не согласовано хотя бы одно из обязательных условий, договор является незаключенным . Заказчик не сможет потребовать от копирайтера исполнения такого договора, а также не сможет осуществлять правомерное использование полученных материалов.
Стороны также могут предусмотреть любые другие условия, которые будут им удобны при исполнении договора. Например, порядок и сроки вычитки, доработки материала, порядок передачи заказчику итогового результата.
Передача заказчику материала и прав на него
Порядок передачи заказчику материала устанавливается в договоре. Здесь целесообразно определить, в каком виде нужно предоставить готовый текст, куда его направить.
Но передать сам материал недостаточно. Чтобы заказчик мог пользоваться этим текстом, размещать его на своих страницах, копирайтер должен передать права на его использование заказчику.
На заметку
Когда материал создан, все права на него автоматически возникают у копирайтера .
Если заказчику предоставляются ограниченные права, то в договоре целесообразно прописать конкретные способы использования материала, которые разрешены заказчику. Также рекомендуем указать срок предоставления таких прав. Это позволит сторонам избежать споров при исполнении договора.
Обратите внимание!
Личные неимущественные права всегда сохраняются за копирайтером. Это, например, право авторства, право на имя. Так, заказчик не может опубликовать статью под чужим именем, если это не псевдоним автора .
Форма договора копирайтинга
Обратите внимание!
Ничтожная сделка не влечет юридических последствий. Каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по такой сделке .
Обратите внимание!
Самым надежным вариантом подписания является собственноручная подпись. Кроме нее можно использовать факсимиле, электронную цифровую подпись или другой аналог собственноручной подписи, который обеспечивает идентификацию стороны по договору .
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex