договор с медучреждением об оказании мед услуг

Договор с медучреждением об оказании мед услуг

договор с медучреждением об оказании мед услуг. договор с медучреждением об оказании мед услуг фото. картинка договор с медучреждением об оказании мед услуг. смотреть фото договор с медучреждением об оказании мед услуг. смотреть картинку договор с медучреждением об оказании мед услуг.Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»

В соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьей 39№ Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 194).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Правила
предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг
(утв. постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг.

2. Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:

Понятие «медицинская организация» употребляется в настоящих Правилах в значении, определенном в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

3. Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.

4. Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены другие требования.

5. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся исполнителем до сведения потребителя (заказчика).

II. Условия предоставления платных медицинских услуг

Отказ потребителя от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы в рамках программы и территориальной программы.

7. Медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальной программы, имеют право предоставлять платные медицинские услуги:

а) на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:

установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;

применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

б) при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

8. Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.

Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.

9. При предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации.

10. Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

III. Информация об исполнителе и предоставляемых им медицинских услугах

11. Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:

б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

12. Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.

13. Исполнитель предоставляет для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика:

б) копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией.

14. При заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:

а) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

г) другие сведения, относящиеся к предмету договора.

15. До заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

IV. Порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг

16. Договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме.

17. Договор должен содержать:

а) сведения об исполнителе:

фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;

б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);

в) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;

г) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;

д) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;

е) должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;

ж) ответственность сторон за невыполнение условий договора;

з) порядок изменения и расторжения договора;

и) иные условия, определяемые по соглашению сторон.

19. На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора.

20. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика).

Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

21. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

22. В случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается. Исполнитель информирует потребителя (заказчика) о расторжении договора по инициативе потребителя, при этом потребитель (заказчик) оплачивает исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

23. Потребитель (заказчик) обязан оплатить предоставленную исполнителем медицинскую услугу в сроки и в порядке, которые определены договором.

24. Потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца)).

25. Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному представителю потребителя) медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.

26. Заключение договора добровольного медицинского страхования и оплата медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с указанным договором, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

V. Порядок предоставления платных медицинских услуг

В случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно соответствовать этим требованиям.

28. Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

29. Исполнитель предоставляет потребителю (законному представителю потребителя) по его требованию и в доступной для него форме информацию:

о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения;

об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.

30. Исполнитель обязан при оказании платных медицинских услуг соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления.

VI. Ответственность исполнителя и контроль за предоставлением платных медицинских услуг

31. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

32. Вред, причиненный жизни или здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

33. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий.

Обзор документа

Установлены новые правила предоставления медорганизациями платных услуг.

Закреплено, что при заключении договора об их оказании гражданину должны предоставить информацию о возможности получить соответствующие виды и объемы медпомощи бесплатно. Отказ пациента от платных услуг не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых бесплатно в рамках ОМС.

Определено, какие медуслуги могут быть платными. Это все то, что не входит в программы ОМС. Например, установление индивидуального поста медицинского наблюдения при стационарном лечении; анонимное оказание медуслуг; применение лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших. Однако нельзя взимать плату, если такие препараты должны быть назначены по жизненным показаниям или из-за индивидуальной непереносимости других лекарств.

Придется заплатить за применение медицинских изделий и лечебного питания, не предусмотренных стандартами медпомощи. Платно оказываются медуслуги иностранцам, не застрахованным в системе ОМС. Также взимается плата при самостоятельном обращении за получением медуслуг (кроме первичной медико-санитарной и скорой помощи).

Порядок определения цен на медуслуги бюджетных и казенных медучреждений определяют их учредители. Иные медорганизации самостоятельно устанавливают цены.

Определен перечень информации об услугах и их исполнителе, доводимой до потребителей. Медорганизации обязаны представлять по требованию для ознакомления копии учредительных документов и лицензии. При заключении договора пациенту по его просьбе должны сообщить, кто конкретно будет оказывать услугу, какие будут применяться методы, каковы возможные риски, их последствия и результаты оказания медпомощи.

Приведены требования к содержанию договора об оказании платных медуслуг. Прописан порядок его заключения. Можно потребовать составить смету. Все дополнительные услуги, не указанные в договоре, могут предоставляться платно только с согласия пациента (по экстренным показаниям их оказывают бесплатно).

Данные правила должны в наглядной и доступной форме доводиться до потребителей.

Постановление вступает в силу с 1 января 2013 г.

Источник

Договор оказания платных медицинских услуг

В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации под договором возмездного оказания услуг подразумевается сделка, в силу которой одна сторона обязуется оказать определенные услуги в пользу другой за денежное вознаграждение.

Подвидом такого соглашения является договор оказания платных медицинских услуг.

Сторонами по настоящему соглашению выступают Заказчик и Исполнитель. То есть, заказчик – это лицо, которое оплачивает нужные ему услуги, а исполнитель – лицо, предоставляющее эти услуги.

С таким договором мы сталкиваемся очень часто. К примеру, гражданин, приходя в частную клинику, перед приемом у врача, заключает вышеупомянутое соглашение.

В связи с этим, ниже мы представим типовой вариант оформления договора оказания платных медицинских услуг при этом, обратив внимание на важные составляющие договора.

Преамбула

Договор оказания платных медицинских услуг

Общество с ограниченной ответственностью ООО «ЛОР ЦЕНТР», в лице генерального директора Прудникова Анатолия Анатольевича, действующего на основании Устава общества, именуемого в дальнейшем Исполнитель, с одной стороны
И
Дружинин Сергей Сергеевич, 05.05.1981 года рождения, проживающий по адресу Курганская область, город Курган, улица Максима Горького, дом 345, квартира 977, паспорт: серия ХХХХ номер ХХХХХХ, выданный отделом УФМС России по Курганской области в городе Кургане 05.05.2001, телефон: + 7 (777) 777 – 77 – 77, именуемый в дальнейшем Заказчик, с другой стороны
Заключили настоящий договор о нижеследующем:

В преамбуле договора фигурирует следующая информация:

Существенными условиями по настоящему соглашению являются:

Предмет

Информация о предмете договора является основой любой сделки. В случае договора возмездного оказания услуг, предметом выступают непосредственно сами услуги. В нашем случае предметом выступают платные медицинские услуги.
В тексте документа данные о предмете выглядят следующим образом:

В соответствии с настоящим договором Исполнитель обязуется оказать медицинские услуги Заказчику, а Заказчик. В свою очередь, обязуется их оплатить.
Перечень предоставляемых услуг указан в приложении к настоящему договору.
Услуги отвечают требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики лечения, которые разрешены на территории Российской Федерации в соответствии с Перечнем видов медицинской деятельности.
Исполнитель вправе оказывать медицинские услуги в соответствии с Лицензией на медицинскую деятельность согласно Прайс-листу платных медицинских услуг.
Перечень услуг может изменяться с согласия Заказчика в процессе установления диагноза.

Цена договора

Согласно правилам предоставления платных медицинских услуг, у каждой услуги есть своя стоимость. Таким образом, Заказчик оплачивает предоставленные ему услуги в соответствии с прейскурантом организации.

Следует отметить, что в самом договоре не указывается четкий размер оплаты, так как он зависит от назначения врачом процедур.

Как правило, вначале оплачивается прием, а далее уже устанавливается, в каких дополнительных услугах нуждается пациент.

Оплата может осуществляться различными способами:

Оплата услуг подтверждается актом об оказании услуг, а также чеком.

Права и обязанности

В этом разделе фигурируют положения об обязательствах Контрагентов по соглашению, а также их правах. В основном в подобных документах прописываются следующие формулировки:

Заказчик вправе:
• Требовать получения информации об услугах Исполнителя в полном объеме, а также требовать их качества.
• Отказаться от исполнения обязательств, в случае оплаты понесенных исполнителем расходов, связанных с осуществлением этих Услуг.
• Требовать надлежащего исполнения обязательств Исполнителя.
Заказчик обязуется:
• Оплатить предоставляемые ему услуги согласно Прайс-листу организации.
• Предоставить все необходимые сведения (жалобы, хронические заболевания, аллергия на препараты, перенесенные заболевания) для успешной реализации оказания медицинских услуг.
• Выполнять все назначения и рекомендации врача.
• Соблюдать правила поведения и техники безопасности, утвержденные организацией.
Исполнитель вправе:
• Отказаться от исполнения обязательств, в случае нарушения заказчиком правил, установленных организацией.
• Давать рекомендации и назначать лечение.
• При неявке или опоздании Заказчика на прием перенести его на другое время, сообщив об этом.
Исполнитель обязуется:
• Обеспечить качественное оказание медицинских услуг.
• Вести карточку пациента и иные официальные документы, сопровождающие лечение.
• Гарантировать неразглашение персональных данных Заказчика.

Ответственность сторон

В этом разделе обозначаются положения об обстоятельствах, при наступлении которых стороны несут материальную ответственность. Ниже мы представим основные формулировки положений, которые могут прописываться в тексте документа:

• Стороны несут материальную ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему договору.
• В случае некачественного оказания услуг Исполнитель несет ответственность.
• В случае неисполнения Пациентом рекомендаций Врача, Исполнитель ответственности не несет.

Порядок разрешения споров

В этом разделе зачастую указываются следующие формулировки:

• В случае возникновения каких-либо споров, стороны разрешают их путем переговоров.
• Если же в процессе переговоров стороны не пришли к компромиссу, споры разрешаются в судебном порядке.

Заключение

В конце документа указываются юридические адреса и реквизиты сторон. После подписания соглашения Контрагентами, договор оказания медицинских услуг считается заключенным.

Источник

Как читать договор с медицинской клиникой

И можете ли вы внести в него изменения

По статистике, лишь 10% претензий пациентов к медучреждениям доходят до суда — остальные удовлетворяют в досудебном порядке, по соглашению сторон.

Клиникам невыгодно идти в суд, если правда не на их стороне. Однако получить желаемое пациент сможет, только если у него на руках есть грамотно составленный договор на платные медицинские услуги.

Если не читать договор с клиникой, вам могут сделать только одну процедуру вместо десяти, о которых договорились в регистратуре. Или выяснится, что лекарства надо оплачивать отдельно, а зуб, из которого на следующий день выпала пломба, перелечивать за свой счет. Если вы сами поставили подпись под не подходящими для вас условиями, то не сможете предъявить клинике претензию.

Расскажу о том, что должно быть указано в договоре на платное оказание медицинских услуг и на что стоит обратить внимание.

Как победить выгорание

Что относят к платным медицинским услугам

Медицинские услуги — это любые медицинские вмешательства, которые проводятся для профилактики, диагностики и лечения заболеваний либо реабилитации.

Платные медицинские услуги — это медуслуги, которые медучреждения оказывают за деньги. Оплачивать их могут обычные граждане или компании по договору. То есть любые медицинские услуги могут быть платными, если найдется желающий за них заплатить.

При этом услуги, которые финансирует государство из бюджетов всех уровней или за счет средств государственных внебюджетных фондов, не должны быть платными для граждан — их получают по ОМС. Перечень услуг, которые можно получить бесплатно, утверждается правительством и ежегодно корректируется. Платными для пациента будут все услуги, которые он захочет получить сверх этого перечня.

Например, вакцинацию по национальному календарю профилактических прививок в государственных клиниках делают бесплатно. Но если вы хотите в той же клинике привиться еще от какой-то болезни, вне календаря, или использовать другую вакцину, эту услугу могут оказать платно.

Другой пример: в муниципальной поликлинике вы можете по ОМС бесплатно прийти на прием к врачу по общей записи, а можете заплатить за прием — если у вас нет полиса или вы хотите попасть к узкому специалисту быстрее сроков, прописанных в программе государственных гарантий. А еще муниципальная клиника может делать анализы бесплатно или платно: если есть направление, услуга будет бесплатной, а если направления нет, можно получить ее за деньги.

Направление в таком случае дает лечащий врач. Если он решит, что при вашем заболевании анализ не нужен — например, не входит в клинические рекомендации — то направления вы не получите. Если вы не согласны с мнением врача, придется либо обратиться к заведующему поликлиникой, либо обследоваться платно. Договор на услуги ОМС с пациентами не заключают, ведь оплачивает их государство.

Клиники могут по желанию оказывать за плату не только медицинские, но и дополнительные — немедицинские — услуги, их тоже можно включать в договор платных услуг. К ним относят:

Клиники всегда оказывают платные услуги только по договору, который вы подписываете в двух экземплярах: один останется в клинике, второй у вас.

Цены на платные услуги должны быть размещены на сайте медучреждения. А прайс-лист на бумаге обязаны разместить в самой клинике — на видном месте в регистратуре или кабинете, где вы подписываете договор. У вас должна быть возможность быстро проверить, что в договоре укажут верные расценки, не возьмут больше чем нужно. Если вам отказывают в такой возможности, это нарушение законодательства о правах потребителей. Также прейскурант должен быть утвержден руководителем медучреждения — проверьте наличие его подписи и печати.

Кто может оказывать платные медицинские услуги

Платные услуги могут оказывать частные врачи и медицинские организации, у которых есть лицензия на медицинскую деятельность. В приложении к лицензии должны быть перечислены все платные услуги, предлагаемые клиникой пациентам.

Лицензии выдает Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения — Росздравнадзор — или аналогичные органы субъектов РФ. Например, в Краснодарском крае это министерство здравоохранения Краснодарского края.

Клиника получит лицензию, если у нее в порядке документы и оборудование, помещение отвечает санитарным нормам и штат укомплектован специалистами с подходящими дипломами. При этом лицензия не гарантирует качество услуг на 100%: лицензирующий орган не может проверить, насколько хорошо лечат врачи, работающие в клинике.

Проверить, есть ли у учреждения или частнопрактикующего врача лицензия, можно в Едином реестре лицензий. Введите в поле поиска ФИО частнопрактикующего врача или название организации, ее ИНН или ОГРН — там появится номер и дата выдачи лицензии, можно будет посмотреть список услуг, которые вправе предоставлять клиника или врач.

Лицензия обычно размещена и на сайте клиники, но ее все равно лучше проверить в реестре: ведь ее могли отозвать или у нее уже закончился срок действия. В таких случаях клиника не вправе оказывать медицинские услуги.

Что такое договор платных медицинских услуг

Договор на оказание медицинских услуг — это соглашение между клиникой или частным врачом с одной стороны и пациентом с другой. Это публичный договор, то есть предполагается, что клиника или врач оказывают медуслуги каждому, кто обратится, и не вправе отказать пациенту, если может оказать нужную услугу. Также при заключении договора клиника или частнопрактикующий врач не вправе отдавать предпочтение одному пациенту перед другим — например, отказать вам в госпитализации, чтобы освободить место в палате для другого человека.

К договору платных медуслуг применяются те же нормы гражданского законодательства, что и к другим договорам услуг. Исполнитель, то есть клиника, должен по заданию заказчика, то есть вас, оказать услуги, а заказчик обязуется их оплатить.

Однако есть еще специальные нормы, относящиеся только к правоотношениям между учреждениями здравоохранения и пациентами. Существуют стандарты медицинской помощи — нормативные акты, где прописаны диагностические и лечебные процедуры, которые должен провести врач при определенном заболевании, количество и длительность этих процедур, а также рекомендуемые лекарства, включая их дозировку.

Такие стандарты устанавливают для конкретных видов заболевания. В них прописаны средние параметры медицинских услуг, на которые ориентируется врач. Например, сколько раз при этом заболевании он должен провести осмотр или какие инъекции и на какой срок назначить. Так, при сахарном диабете первого типа врач по стандарту назначает до 60 единиц инсулина аспарт в сутки.

В стандарты может быть включено любое лечение, в том числе имплантация медицинских изделий. Скажем, при том же сахарном диабете первого типа по стандарту предусмотрена одна установка и одна замена инсулиновой помпы.

В медицинских стандартах указаны средние показатели, поэтому врач может назначить больше или меньше процедур — по вашей просьбе или если этого требует течение болезни. Например, при сахарном диабете инсулиновую помпу могут поменять и дважды: большинству пациентов достаточно одной замены, но ситуация конкретного человека может быть иной. То есть договор с клиникой может быть заключен на все услуги, указанные в стандарте, или только на те, о которых вы попросите.

Скажем, при платной диагностике клиника может провести все исследования, указанные в стандарте, либо часть их, если вы уже сдали ряд анализов в другом учреждении. Также можно добавить исследования сверх стандарта — любую диагностику, не входящую в обычное обследование при конкретной болезни.

Еще заключение договора с клиникой регулируется Правилами предоставления платных медицинских услуг. В них описано, на каких условиях клиника может оказывать платные услуги, какую информацию обязана вам предоставить, как должен быть заключен договор, предоставлены и оплачены услуги. Там же прописана ответственность клиники.

Например, по правилам договор на платные медуслуги нужно заключить в простой письменной форме. Его можно просто подписать, не надо заверять у нотариуса, но устная договоренность не подойдет. Если клиника окажет услугу без подписанного договора, это будет нарушением закона. В любом случае, когда вы обращаетесь за платной медицинской помощью, с вами должны заключить договор.

Также платные медицинские услуги клиника может предоставить, только если пациент подпишет информированное добровольное согласие на это. До этого лечащий врач должен в доступной форме рассказать о том, зачем и как будет оказана медицинская помощь, какие могут быть риски. А также проговорить, какие есть варианты лечения или процедур, их последствия и результаты.

Если в клинике ничего не объяснили, а просто дали на подпись бумаги, вы вправе ничего не подписывать, пока вам не расскажут про лечение, его риски и результаты. Такую информацию должен дать ваш лечащий врач.

Зачем нужен договор на оказание медицинских услуг

Поэтому до того как поставить подпись под договором, стоит убедиться, что перечень услуг, их стоимость и сроки оказания соответствуют вашим ожиданиям. Если подписать договор, рассчитывая на определенные процедуры, но не проверив, все ли они указаны в тексте, не получится потом доказать, что вас не устраивали такие условия.

Также вы не сможете доказать, что не понимали, под чем подписывались. Поэтому если какие-то условия непонятны, попросите сотрудников клиники объяснить, что имеется в виду. В случае дорогостоящего лечения, например, протезирования или экстракорпорального оплодотворения — ЭКО, может быть полезно дополнительно проконсультироваться с независимым юристом, если вы не уверены, что правильно трактуете условия договора.

Однако надо понимать, что договор защищает и клинику тоже. Если услуги оказаны качественно, то иск в суд не поможет. Например, одна жительница Тулы обратилась в клинику за обследованием и медицинской помощью. А потом решила, что помощь ей оказали не по медицинским стандартам, специалисты клиники допустили грубые нарушения. Она захотела вернуть плату за лечение, а еще получить компенсацию морального вреда, неустойку и возврат стоимости юридических услуг.

Суд назначил экспертизу. Комиссия экспертов проанализировала медицинские документы и пришла к выводу, что медпомощь в клинике была оказана правильно. Кроме того, женщина подписала добровольное согласие, которым подтвердила, что ей рассказали о лечении, процедурах, осложнениях и других особенностях. В результате суд решил, что правда на стороне клиники, а пациентке в исковых требованиях следует отказать.

Получить налоговый вычет на лечение. Государство возвращает часть денег, потраченных на лечение. На обычное лечение есть ограничение по сумме — не больше 120 тысяч рублей в год. С суммы, потраченной в пределах лимита, вернут 13% уплаченного государству НДФЛ. На дорогостоящее лечение — протезирование, ЭКО — ограничений нет, то есть 13% вернут с любой потраченной суммы.

Чтобы получить вычет, надо приложить к заявлению на возврат НДФЛ документы, в том числе копию договора на оказание медицинских услуг.

Кто заключает договор на платные медицинские услуги

Договор оказания платных медицинских услуг подписывают заказчик и исполнитель или потребитель и исполнитель:

А вот если вы покупаете услуги для себя, то будете и заказчиком, и потребителем в одном лице. Здесь достаточно двух экземпляров документа: один останется в клинике, а второй вы получите на руки.

Что нужно проверить в договоре оказания медицинских услуг

В договоре платных медицинских услуг обязательно прописывают ряд условий, при этом некоторые из них, например, требование вписать номер медицинской лицензии, не встречаются в обычных договорах услуг. Если этих сведений в тексте не окажется, договор все равно будет действительным, но в случае обращения в суд могут возникнуть некоторые проблемы.

Сведения об исполнителе, то есть клинике. Если это юридическое лицо, то должно быть ее полное наименование, адрес, сведения о внесении компании в Единый государственный реестр юрлиц: дата, серия и номер документа, налоговая, где компания зарегистрирована. Если это индивидуальный предприниматель, то указывают его фамилию, имя и отчество, адрес проживания и работы, данные документа о внесении ИП в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Эта информация обычно есть в преамбуле договора — самом начале, где перечислены стороны, либо в самом конце — там, где указаны реквизиты. Если вы не видите этих сведений в договоре, попросите клинику, чтобы она их вписала. Иначе в суде придется доказывать, что стороной по договору была именно эта клиника, вы там получали услуги.

Информация о медицинской лицензии. Должен быть вписан номер лицензии, дата ее регистрации, указан список услуг, которые вправе оказывать медорганизация. Перечень всех услуг часто оформляют приложением к договору. Также вписывают название, адрес и телефон органа, выдавшего лицензию.

Лицензия тоже может упоминаться в преамбуле или в других разделах договора — в его предмете или особых условиях. Но если в договоре ее не будет, вам это ничем не грозит, хотя по правилам клиника должна указывать эту информацию.

Сначала читать, потом подписывать

Сведения о заказчике и потребителе. Для обычных граждан указывают фамилию, имя, отчество, адрес места жительства и телефон, для компаний необходимо название и адрес. Эта информация должна быть в преамбуле, но может дублироваться в разделе с реквизитами сторон.

Если указать в договоре только фамилию, имя и отчество, будет трудно идентифицировать пациента в случае судебного разбирательства, то есть у вас могут возникнуть проблемы в суде — ведь людей, у которых полностью совпадают ФИО, не так уж и мало.

Список платных медицинских услуг, которые вы получите по договору. Он может быть прописан в самом договоре — как правило, в разделе о предмете договора, либо указан в приложении к договору или смете. В этом случае в договоре должно быть написано, что полный перечень услуг указан в приложении или смете, которые являются неотъемлемой частью договора. Обязательно проверьте, что в договор попали все услуги, которые вы рассчитываете получить, — если что-то упустите, потом не сможете потребовать эту услугу с исполнителя.

В предмет договора могут входить только те медицинские услуги, на которые у клиники есть лицензия. Однако если в этот раздел клиника вставит услуги, на которые у нее нет лицензии, договор все равно будет действительным, и вы сможете в случае чего требовать от клиники возмещения убытков. Если клиника должна вам оказать дополнительные услуги помимо медицинских, например, организовать питание или отдельную палату, их тоже можно вписать в договор.

Если стоимость услуг не прописана в договоре, то только из чека может быть непонятно, за что вы платили. Это может создать проблемы в суде. Например, при попытке пациента отсудить деньги за некачественно оказанные услуги клиника может сказать, что в чеке 75% суммы приходится на продажу лекарств, а только четверть на услуги. И доказательств обратного у пациента не будет.

Сроки, в которые клиника должна оказать услуги. Как правило, их выносят в отдельный раздел договора, который так и называется. Если сроки по договору не указаны, непонятно, когда требовать от клиники исполнения договора. То есть может не получиться прийти в суд с исковым заявлением о том, что вас не лечат, ведь неизвестно, когда должны начать лечить.

Условия предоставления услуг. Они могут быть прописаны в отдельном разделе с таким названием, в разделах о предмете договора или о правах и обязанностях сторон.

Здесь нет каких-то обязательных условий, но по согласованию с клиникой в раздел можно включить то, что для вас важно. Например, можно прописать в договоре, что возле вашей палаты будет установлен индивидуальный пост медицинского наблюдения, а вашим лечащим врачом будет специалист с определенной ученой степенью. Или добавить место предоставления услуг, если у медучреждения несколько филиалов либо есть возможность оказать услуги на дому. Тогда клиника не сможет изменить адрес, где вы будете получать услуги. Другой пример — время посещения врача: если клиника открывается в восемь утра, а вы позднее семи часов никак не можете туда приехать.

Ответственность сторон за невыполнение условий договора. Клиника может обязать вас не только оплатить услуги, но и сообщать о своем состоянии, соблюдать режим стационара, выполнять назначения врача. Однако ответственность обычно касается только факта оплаты, например, может быть прописана неустойка за несвоевременное внесение средств. Если есть такие санкции для пациента, в идеале нужно предусмотреть зеркальные санкции для клиники: она должна быть готова принять и свою ответственность за то, что не выполнила услугу в срок или выполнила ее некачественно.

Однако если ответственность в договоре не прописана, это не значит, что ее не будет — она уже предусмотрена законом. Также не будут работать условия, заведомо ущемляющие права второй стороны и ухудшающие их по сравнению с правами, установленными законами, даже если они прописаны в договоре. Так, клиника не может указать, что берет деньги авансом и не возвращает их, если вы откажетесь от услуг. Даже если такое условие будет в договоре, суд заставит медучреждение вернуть плату за то, от чего вы отказались, также может выписать ему штраф и присудить вам компенсацию морального ущерба.

Завершение договора. После исполнения договора клиника обязана передать вам или вашему представителю медицинские документы, их копии или выписки из них, отражающие состояние здоровья после получения платных медицинских услуг. И эта обязанность тоже должна быть прописана в договоре, иначе есть риск не получить нужные бумаги.

Срок передачи также надо указать — обычно прописывают, что документы будут переданы сразу после оказания услуги. Ведь в выписках часто содержится не только медицинская информация, но и рекомендации по лечению или восстановлению.

Что такое смета к договору медицинских услуг и зачем она нужна

Вы можете потребовать, чтобы к договору составили смету — расчет предстоящих расходов на оплату медуслуг. Она будет неотъемлемой частью договора.

В смете подробно перечисляют все медицинские услуги, стоимость и количество по каждой из них, а также рассчитывают общую стоимость услуг. В договоре обычно указывают только общую сумму стоимости услуг, а из сметы вам будет понятно, откуда взялась эта сумма.

Этот документ не нужен, когда вы получаете какую-то единичную услугу, например, разовую консультацию врача-эндокринолога. Зато он будет удобен, если к консультации добавляются анализы, УЗИ, повторная консультация, биоимпедансный анализ массы тела, разработка индивидуальной диеты и другие услуги.

С помощью сметы легко оценить, сколько стоит каждая составляющая услуг. Если сумма не по карману, можно отказаться от отдельных пунктов, попросить их заменить или разбить лечение на этапы, когда это возможно в конкретном случае. До согласования смету можно менять любое количество раз — пока обе стороны не будут согласны с результатом.

Вы всегда можете потребовать, чтобы вам составили смету, и клиника не вправе отказать. Но если для вас этот документ не важен, ценообразование понятно из условий договора, его можно не составлять.

Что делать, если в процессе лечения понадобились дополнительные услуги

Иногда в ходе лечения выясняется, что нужны дополнительные услуги, не предусмотренные договором. Предположим, вы хотите сделать ринопластику — коррекцию формы носа — и вам предлагают пройти дополнительное обследование, чтобы проверить аллергическую реакцию на анестезию. В таких случаях клиника обязана вас предупредить и получить письменное согласие на новую услугу.

Пока составлять дополнительное соглашение к договору клиника в этом случае не обязана. Хотя Роспотребнадзор разработал новый проект Правил предоставления платных медуслуг, и такая обязанность будет предусмотрена, если его примут.

В любом случае лучше оформить дополнительные услуги отдельным соглашением, не дожидаясь вступления в силу новых правил. В нем можно прописать состав услуги, ее стоимость и порядок оказания. Если в последующем возникнут претензии к качеству услуг, такой документ повысит шансы отстоять свои интересы в суде.

Если клиника будет требовать с вас деньги за такие экстренные услуги, нужно написать жалобу в Росздравнадзор вашего города или региона или в Роспотребнадзор.

Что делать, если в договоре есть условия, которые вас не устраивают

Чаще всего клиники разрабатывают типовые договоры платных услуг и неохотно что-то в них меняют. Ваши действия могут зависеть от важности условий, которые вас не устраивают, и той услуги, за которой вы обращаетесь.

Бывает, что клиника действует в рамках закона, просто вы не сходитесь в объеме или сроках оказания услуги. Допустим, вы хотите сделать общий анализ крови, а в договоре указано, что результат будет готов за 1—3 дня. Вам результат нужен завтра, но лаборатория не готова менять условия. Если срок для вас критичен, а лаборатория несговорчива, проще поискать другую — общий анализ крови распространенная услуга.

Иногда случается, что клиника хочет навязать удобные для себя условия и немного выходит за рамки закона. Например, вы хотите сделать операцию по восстановлению зрения — допустим, это сложный случай, поэтому за него готовы взяться не в каждой офтальмологической клинике. Однако вас не устраивает послеоперационное восстановление, которое не обязательно по стандарту, зато добавляет большую сумму в чек.

Вы можете попробовать договориться с клиникой, чтобы это условие исключили из договора. Тем более что оно противоречит положениям закона о защите прав потребителей, запрещающего обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением других.

Если клиника категорически откажется, возможны такие варианты:

Проблема в том, что вы можете заставить клинику изменить условия договора, если это условие противоречит закону, только с помощью контролирующего органа или через суд:

Но это небыстрый процесс: результаты рассмотрения жалобы или судебного иска будут через три месяца и даже позже. Поэтому в большинстве случаев, если клиника не идет на уступки, проще поискать другую организацию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *