договор с моделью на фотосъемку с передачей прав на изображение

Авторские права фотографов: 7 вопросов

договор с моделью на фотосъемку с передачей прав на изображение. договор с моделью на фотосъемку с передачей прав на изображение фото. картинка договор с моделью на фотосъемку с передачей прав на изображение. смотреть фото договор с моделью на фотосъемку с передачей прав на изображение. смотреть картинку договор с моделью на фотосъемку с передачей прав на изображение.

Фотограф обязан отдавать клиенту файлы RAW? Какие права на фото есть у модели? Можно выкладывать фотосессии клиентов на свой лендинг? Мы подготовили ответы на эти и другие насущные вопросы фотографов по авторским правам.

🇷🇺 Раздел VII ГК РФ про интеллектуальную собственность,

🇷🇺 Статья 152.1 ГК РФ про изображение гражданина.

📷 1. Кому после съёмки принадлежат авторские права на фото: фотографу или заказчику?

Коротко. Обычно споры разгораются по поводу так называемых исключительных прав. У кого исключительные права, тот делает с фото что хочет и зарабатывает. Фотограф может отдать исключительные права заказчику или оставить себе.

Подробно. Фотограф делает фото и автоматически получает авторские права по ст. 1228 ГК РФ:

Право авторства — то есть право считаться автором. Оно навсегда остаётся с автором, и его нельзя продать. Фотограф ставит вотермарк и указывает своё имя.

Исключительное право — это право зарабатывать на фото: иллюстрировать статью в журнале, вставлять в карточку товара, печатать на рекламном баннере, продавать в сток. Исключительное право продают клиенту навсегда или отдают на время по лицензии. Для этого в договор на фотосъемку добавляют специальный пункт. На словах вопросы по исключительным правам не решают.

Фотограф-одиночка заключает с клиентами договор авторского заказа из ст. 1288 ГК РФ. Бывает три ситуации:

В договоре ни слова про исключительные права — они остались у фотографа.

Сказано, что исключительные права отчуждаются — заказчик выкупил их и забрал навсегда.

Сказано, что заказчик получает права пользования — у него пятилетняя лицензия на фото.

Фотоагентства заключают с клиентами договор подряда из ст. 1296 ГК РФ. Тут другие правила:

Исключительное право на фото автоматом получает заказчик.

Но в договоре может быть условие, что исключительное право осталось у фотоагентства, а заказчик получил только лицензию. Так можно.

📸 2. Что записать в договор, чтобы клиент использовал снимки только в одном проекте, а не тиражировал до конца дней?

Коротко. Чтобы ограничить заказчика, фото отдают по лицензии. В договоре пишут, что именно можно делать. Если заказчик покупает исключительные права, ограничить не получится.

Подробно. Когда фото отдают клиенту по лицензии, пределы использование можно ограничить — ст. 1235 ГК РФ. Запишите в договор, где и сколько раз заказчик публикует фото. За остальное можно требовать отдельную плату.

Заказчик получает лицензию на использование фотосета в составе печатного корпоративного календаря формата А4 в количестве не более 500 штук, предназначенного для организации ООО «Строймонтаж».

📷 3. Обязан ли фотограф отдавать исходники?

Коротко. Фотограф не обязан отдавать исходники, если такого условия нет в договоре с клиентом.

Подробно. Фотограф обязан провести фотосессию и отдать клиенту готовые фото — ст. 1288, 1296 ГК РФ. О подробностях пишут в договоре, переписке или договариваются на словах. Если о передаче файлов RAW не договаривались, такой обязанности у фотографа нет.

Пример, когда нет обязанности отдать исходники:

В рамках настоящего договора Исполнитель обязан:

— провести репортажную фотосъёмку свадьбы Заказчика на 30-40 фотографий;

— обработать выбранные фотографии: цветокоррекция, баланс белого, кадрирование, резкость и контраст;

— передать фотографии Заказчику.

📸 4. Какие права на фото есть у модели. А у стилиста?

Коротко. Чаще всего у модели нет авторских прав на фото. Но у модели есть право на изображение гражданина — из-за этого у фотографа бывают проблемы. Стилист считается соавтором, если внёс творческий вклад.

Подробно. Если модель не придумывала уникальный образ, авторских прав нет — ст. 1228 ГК РФ. С моделями не делят гонорар, не спрашивают разрешение на продажу. Снимок девушку в пальто для карточки товара — это не совместное творчество.

У модели есть право на изображение гражданина по ст. 152.1 ГК РФ. Если за съёмку платили, фотограф публикует фото где хочет без согласия. Без оплаты есть риск: публиковать фото можно только с согласия. Иначе модель может через суд заблокировать сайт с фото и взыскать компенсацию морального вреда. Заказчик одного фотографа пострадал от такого иска — дело № 33-17319/2019.

Чтобы не рисковать деньгами и репутацией, с моделей берут согласие на публикации. Подойдёт любая форма, например, пункт в модельном релизе. Это следует из п. 46 Постановление Пленума ВС РФ № 25.

Стилист может считаться соавтором, если создал уникальный художественный образ для съемки — ст. 1258 ГК РФ. Нет точного критерия, какой образ уникальный, а какой скопирован сотый раз. Если стилист докажет в суде творческий вклад, придётся делиться гонораром.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

📷 5. Сделал снимок в толпе или на важном событии. Эти снимки можно продавать и публиковать без согласия людей?

Коротко. Фото с публичного мероприятия можно выкладывать в интернете и продавать без разрешения. Авторских прав у запечатлённых людей нет.

Подробно. Снимки толпы или посетителей мероприятия публикуют без разрешений по ст. 152.1 ГК РФ. Исключение одно — когда в кадре конкретный человек, а не общий вид.

Авторских прав у людей нет. Продать фото сайту новостей или в сток может только фотограф.

📸 6. Может ли фотограф выложить в интернете фотосессии клиентов для рекламы услуг?

Коротко. Может, если не продал клиенту исключительные права и взял согласие на публикацию. Но стоит убедиться, что клиенты действительно не против.

Подробно. У фотографа могут быть проблемы, если клиент не соглашался на публикацию фотосессии. Клиент может через суд забанить лендинг и взыскать моральный вред по ст. 152.1 ГК РФ.

Часто клиенты не вчитываются в договор и не замечают пункт о публикации снимков для рекламы услуг. Получается, формально согласие есть, но на деле человек не хочет, чтобы его семейные фото выложили на всеобщее обозрение. Поэтому спросить согласие клиента лучше дважды — так сохранится имидж.

📷 7. Мои фото скопировали, что я могу сделать?

Коротко. Нарушитель должен заплатить компенсацию за каждое фото от 10 000 до 5 000 000 ₽, удалить контент или указать автора.

Подробно. За копирование фото и удаление вотермарка автору полагается компенсация по ст. 1301 ГК РФ. Нарушители редко соглашаются заплатить добровольно после письма по электронной почте. Чаще за компенсацию судятся.

Фотограф приносит в суд заверенную у нотариуса страницу сайта и исходники снимков. Если украли популярное фото, можно рассчитывать на компенсацию в сотни тысяч рублей.

Статья актуальна на 28.01.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Источник

Договор с моделью на фотосъемку

Сегодня мы рассмотрим юридические аспекты взаимоотношений между фотографом и моделью. Тема не такая простая, как кажется на первый взгляд, случаи обращения в суд фотографа или фотомодели, которые не сумели разрешить своих споров самостоятельно, не такие уж и редкие. Спорными являются вопросы о распределении авторских прав и исчерпание прав модели на собственное изображение.

договор с моделью на фотосъемку с передачей прав на изображение. договор с моделью на фотосъемку с передачей прав на изображение фото. картинка договор с моделью на фотосъемку с передачей прав на изображение. смотреть фото договор с моделью на фотосъемку с передачей прав на изображение. смотреть картинку договор с моделью на фотосъемку с передачей прав на изображение.

В практике часто применяются расписки фотомодели о передаче прав моделью фотографу, так называемый «модель-релизы». Причем вариантов таковых релизов вы можете найти в интернете множество. Является ли модель-релиз состоятельным документом по законодательству?

Любая попытка урегулирования взаимоотношений между фотографом и моделью является сделкой, так как это действие, в результате которого возникают, передаются или прекращаются права и обязанности. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. И сделка таковая является двухсторонней, так как для ее совершения необходимо волеизъявление по крайней мере двух сторон (фотографа и фотомодели), то есть квалифицируется как «договор». Вы можете возразить: для совершения таковой сделки необходимо и достаточно волеизъявление только фотомодели. Это не так, фотограф должен принять (признать) таковое волеизъявление.

Что такое договор

Итак, подписание модель-релиза только моделью является недостаточным в вопросе передачи прав, и мы сталкиваемся с понятием договора. Что же это такое? Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор может быть письменный или устный. Устная форма договора имеет существенный недостаток — ее сложно доказать.

Авторство

Кто же является автором снимков? Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Исключительное право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

Если модель претендует на авторские права снимков, то оптимальным решением будет признать их за моделью и перераспределить их в пользу фотографа или же оставить за фотографом и моделью совместно. Но тогда мы имеем дело с уступкой (отчуждением) прав, а это — договор, который должен быть заключен в письменной форме. Устный договор влечет за собой его недействительность. По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).

Согласие на изображение и публикацию снимков

Целенаправленное изображение человека допустимо только с его согласия. Изъявление такового согласия (или же факт оплаты, автоматически приравнивающийся к таковому согласию) оптимально подтвердить в письменной форме. Обнародование и дальнейшее использование изображения допускаются только с согласия изображенного.

Согласие на публикацию не требуется в случаях, когда:
1. использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2. изображение получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и т.д.), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом съемки;
3. съемка производилась за плату.
Даже если у фотографа есть все права на фотографии, то их использование не должно порочить честь и достоинство модели. Если фотография использована в откровенно порочащем модель контексте (например, в рекламе интим-услуг), модель имеет полное право подать в суд даже при наличии договора.

Форма договора

Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Если модель-релиз подписан только одной стороной — фотомоделью, то по своей форме он не может считаться состоятельным как документ. Следовательно, в случае с модель-релизом никаких прав по нему не возникает и не передается.

И в завершение приведем пример договора между фотографом и моделью.

ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

И ПЕРЕДАЧИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ АВТОРСКИХ ПРАВ

г. N «01» ноября 2015 г.

Фотограф, в лице _____________________________________, далее именуемый «Заказчик», с одной стороны, и _______________________________________, именуемая в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны, а совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

По настоящему договору Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по созданию фотографий (фотосъемка, подготовка к фотосъемке), далее именуемые «Фотоуслугами», за обусловленную Договором плату. Заказчик обязуется создать условия, необходимые для успешного выполнения Исполнителем обязанностей по Договору, и оплатить оказанные услуги в определенный Договором срок.

2. Права и обязанности сторон.

2.1 Исполнитель предоставляет Заказчику прайс-лист своих фотоуслуг, в котором цены не включают в себя НДС. а также по запросу Заказчика дополнительную информацию об оказываемых услугах.

2.2. После ознакомления с прайс-листом услуг Исполнителя, а также (в соответствующих случаях) с дополнительной информацией об оказываемых услугах и выбора Заказчиком конкретных видов фотоуслуг, Стороны подписывают настоящий Договор.

2.3. Перечень согласованных фотоуслуг и их стоимость указывается в Приложении к настоящему Договору, которое после подписания являются неотъемлемой его частью.

2.4. Приложение к Настоящему Договору должно быть подписано Сторонами в 3-дневный срок от даты подписания настоящего Договора.

2.5. По согласию Заказчика Исполнитель вправе произвести корректировку оплаченной фотоуслуги. В случае такой корректировки Заказчик подписывает Приложение № 2 к Настоящему Договору, при этом п.п. 3.1.1. и 3.1.2. Настоящего Договора не применяются.

2.6. Исполнитель вправе для выполнения договора привлекать третьих лиц, оставаясь ответственным за их действия, как за свои собственные.

2.7. Исполнитель передает Заказчику исключительные права на использование результатов оказания фотоуслуги, а также на использование, повторное использование, публикацию и повторную публикацию фотопортретов и других моих снимков или тех снимков, на которых изображён Исполнитель, сделанных Заказчиком, полностью или частично, в качестве части составного изображения или в искаженной форме и содержании, без ограничений в допускаемых на фотографии изменениях.

2.8 Заказчик имеет право подписывать фотографии как настоящим, так и вымышленным именем Исполнителя, репродукции могут печататься как в цвете, так и в монохроме, и распространяться любым способом, в целях иллюстрации, продвижения товаров, как искусство, в публикациях, рекламе, торговле, издательстве и для любых других целей.

2.9. Исполнитель отказывается от всех прав на просмотр и одобрение готового продукта или продукции.

2.10. Исполнитель не иметь никаких прав на дополнительное возмещение или вознаграждение, и обязуется в дальнейшем не предъявлять никаких требований Заказчику и его Правопреемникам по каким бы то ни было причинам, включая обвинения в клевете и вторжении в личную жизнь.

2.11. Стороны подтверждают свое согласие с тем, что перечисленное и подписанное в данном документе носит обязательный характер для них, их наследователей, юридических представителей и правопреемников.

2.12. Исполнитель подтверждает, что передача исключительных прав окончательна, имеет всемирную силу и неограниченный срок действия.

3. Ответственность сторон.

3.1. Ответственность Исполнителя.

3.1.1. В случае невыполнения Исполнителем конкретной фотоуслуги, указанной в Приложении к настоящему Договору, исполнитель обязан выплатить штраф, в размере 20% стоимости данной услуги, а также вернуть 100% стоимости или предоплату данной услуги, если она была оплачена.

3.1.2. В случае оказания конкретной фотоуслуги, указанной в Приложении к настоящему Договору, ненадлежащего качества, Исполнитель обязан выплатить штраф, в размере 20% стоимости данной услуги.

3.1.3. В случаях, указанных в п.п. 3.1.1 и 3.1.2., денежная компенсация морального вреда производится по соглашению Сторон или на основании судебного решения.

3.2. Ответственность Заказчика.

3.2.1. При отказе Заказчика от оплаченной услуги, менее чем за 14 (четырнадцать) календарных дней до наступления срока оказания фотоуслуги, Исполнитель удерживает 50% от полной стоимости услуги.

3.2.2. При отказе Заказчика от оплаченной фотоуслуги более чем за 14 (четырнадцать) дней до наступления срока оказания услуги, Исполнитель удерживает 10 % от полной стоимости данной услуги.

3.3. При надлежащем выполнении Исполнителем или его представителями фотоуслуги, Заказчик или его представитель подписывают Акт об оказании услуг, находящийся у Исполнителя, именуемый в дальнейшем «Акт».

3.4. В «Акте» Исполнитель или его представитель указывают фактически оказанные услуги, а также указывают дополнительное время оказания услуги, если оно имело место.

3.5. Заказчик обязан оплатить указанное в «Акте» дополнительное время оказания фотоуслуги Исполнителем не позднее 14 (четырнадцати) дней с момента оказания услуги.

3.6. Заказчик несет ответственность за невыполнение условий оплаты, указанных п.3.5 в размере 5% от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа.

4. Порядок расчетов.

Оплата по Настоящему Договору производится путем 50% предоплаты, вносимой Заказчиком не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней до начала Мероприятия. В случае заключения Договора в срок менее 15 (пятнадцати) дней до начала Мероприятия 50% предоплата вносится в момент заключения Договора.

5. Прочие условия.

5.1. Своевременное информирование Заказчиком Исполнителя об изменениях в проведении Мероприятия.

5.2. Претензии Заказчика по качеству и количеству услуг принимаются Исполнителем в письменном виде не позднее 5 (пяти) календарных дней с момента оказания услуги. Исполнитель обязуется рассмотреть претензию в течение 7 (семи) календарных дней и дать ответ Заказчику в письменном виде.

5.3. Услуги по подготовке фотосъемок оказываются в срок до 30 календарных дней.

5.4. Исполнитель не несет ответственности за имущество Заказчика и третьих лиц и не оказывает услуги по его хранению, при проведении Мероприятия.

5.5. Ущерб, причиненный при оказании услуг, возмещается лицом его причинившим.

5.6. Все изменения в Настоящий Договор и Приложения допускаются только с письменного согласия обеих сторон, после чего все устные договоренности теряют силу.

5.7. Стороны освобождаются от ответственности по Настоящему Договору в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, если они препятствовали исполнению ими своих обязательств.

5.8. Все споры и разногласия, вытекающие из настоящего Договора, стороны решают в соответствии с действующим законодательством.

5.9. Договор составлен в двух экземплярах для Исполнителя и Заказчика, которые имеют равную юридическую силу.

6. Срок действия договора.

Договор вступает в силу с момента подписания его обеими Сторонами и утрачивает ее после выполнения Сторонами своих обязательств

7. Адреса и реквизиты сторон.

Не забудьте, что если в качестве модели выступают дети или несовершеннолетние, фотографу необходимо подписать «Договор с представителем несовершеннолетней модели». По тексту он мало чем отличается от приведенного выше за исключением того, что подписывается он не только с моделью как исполнителем, но и с представителем исполнителя.

Источник

Как законно выложить фото клиента для саморекламы

договор с моделью на фотосъемку с передачей прав на изображение. договор с моделью на фотосъемку с передачей прав на изображение фото. картинка договор с моделью на фотосъемку с передачей прав на изображение. смотреть фото договор с моделью на фотосъемку с передачей прав на изображение. смотреть картинку договор с моделью на фотосъемку с передачей прав на изображение.

Выложить в интернете фото своих работ — отличный способ рекламы. Но если на фото есть человек, нужно его согласие на публикацию. Иначе предприниматель рискует попасть на деньги.

Наша статья поможет фотографам и мастерам из сферы услуг публиковать в портфолио фото клиентов без нарушения закона.

Внутри статьи — шаблон согласия на публикацию 🎁

Фото публикуют с согласия человека

Каждый человек сам решает, хочет он всеобщего внимания или нет. Поэтому фотографии, видео и рисунки с изображением человека публикуют только с его согласия. Так сказано в ст. 152.1 ГК РФ.

Опубликовать — значит, выложить в соцсети, на личном сайте, напечатать в журнале или рекламном буклете. Главное — фото человека увидят другие люди. Авторские права фотографа или мастера публиковать работы где угодно и зарабатывать в этом случае ограничены — п. 34 Постановления Пленума ВС № 10.

Фото без лица — не исключение. Согласие нужно, даже если на фото замазано лицо, или в кадре только окрашенные волосы, похудевший живот, брекеты или руки с маникюром. Человека нетрудно узнать по части тела.

Особенно важно брать согласие, если фото людей выкладывают постоянно. Так больше вероятность, что прилетит претензия. Сбор согласия лучше поставить на поток как часть ритуала работы с клиентами.

В жизни согласие на фото понадобится:

💅 Парикмахерам, мастерам маникюра, визажистам, эстетистам, фитнес-тренерам — чтобы показать работу «до и после». Даже если на снимке не видно лица.

🎨 Художникам — чтобы опубликовать фото нарисованных портретов.

👩‍💼 Работодателям — чтобы выложить на сайте фото персонала в разделе типа «Наши замечательные сотрудники».

☕ Кофейням — выложить фото гостей за столиками.

🎓 Учебным центрам, репетиторам — для фото в духе «Так проходят наши занятия».

Исключения, когда согласие не нужно

В законе есть три случая, когда можно публиковать фото с человеком без его согласия.

Общественный интерес

Можно выкладывать фото известных политиков, спортсменов, актёров, блогеров. С условием, что фото нужно для сообщения новостей, а не для хвастовства.

Например, в группе кофейни сделали пост про бесплатную лекцию блогера для студентов. Фото блогера прикрепляют без согласия. Но опубликовать пост, что блогер утром купил кофе себе и подруге — нельзя. Это ход, чтобы заработать деньги — п. 44 Постановления Пленума ВС № 25.

Фото с открытого мероприятия

Съёмку с открытых выступлений, ярмарок, соревнований можно выкладывать без согласия посетителей.

К примеру, фотограф заснял толпу слушателей на бесплатной лекции. Такие снимки можно добавлять в портфолио. Только важно, чтобы из альбома в целом было понятно, что показывают лекцию, а не конкретного человека с задумчивым лицом — п. 45 Постановления Пленума ВС № 25.

Фото с платными моделями

Когда модели платят за съёмку, брать согласие на публикацию фото в портфолио и рекламе не нужно. Сняли девушку в одежде своего бренда — фотосессия ваша, публикуйте в каталоге и контекстной рекламе. Для защиты от претензий лучше сохранить договор с моделью и чек на оплату фотосессии. А в договоре с моделью не ограничивать публикации количеством и площадками.

А вот с бесплатных моделей надо брать согласие. К примеру, попросили знакомую участвовать в постановочной фотосессии. Чтобы добавить снимки в портфолио, надо спросить согласие.

Репостить можно без согласия человека

Бывает, человек сам выкладывает фото на странице и рассказывает, что был в кофейне или сделал маникюр в салоне.

Репостнуть фото себе можно без его согласия, если пользователь открыл доступ к своим публикациям в настройках приватности. Хотя споры о законности репостов доходили до судов.

Магазин Hoff репостнул в инстаграме фото клиента в интерьере своего магазина. За репост без согласия клиент потребовал компенсацию морального вреда в сумме 50 000 ₽. Магазин удалил фото, но в деньгах отказал. Клиент пробовал доказать в суде, что магазин нарушил его право на изображение. Но суд сказал, что Hoff никаких денег не должен. Клиент сам выложил фото в открытом доступе — дело № 88-11641/2020.

А вот скачать фото и выложить у себя без репоста или виджета нельзя — п. 43 Постановления Пленума ВС № 25.

Как брать согласие на публикацию фото

Согласие можно брать устно или письменно. Строгих требований нет. Согласие может следовать даже из поведения человека. Например, когда клиент позировал фотографу в спортзале и махал рукой в кадр.

Письменное согласие — надёжное. Бумагу можно предъявить суду. На устное согласие полагаться не стоит. Доказать, что клиент говорил «да, выкладывайте мои волосы у себя в блоге» будет сложно.

На публикацию фото детей до 18 лет разрешение берут у родителей. Если человек умер, спрашивают его детей или супруга.

Если на фото несколько человек, берут согласие с каждого.

Оформить письменное согласие клиента можно так.

На отдельном листе

Клиенту дают подписать листок с текстом. Такое согласие подойдёт для сферы услуг, когда работают без отдельного договора на бумаге.

Пункт в договоре

Вариант подойдет фотографам и предпринимателям, которые подписывают с клиентами договор на свои услуги. Например, договор на свадебную фотосессию. Чтобы не плодить лишние бумаги, в договор добавляют пункт о согласии на публикацию.

Заказчик даёт Исполнителю согласие на публикацию созданных по настоящему договору фотографий в некоммерческих целях и целях саморекламы, в частности на публикацию на личном сайте и во всех социальных сетях без выплаты Заказчику вознаграждения.

В переписке

Если встретиться с клиентом проблематично, можно спросить согласие в соцсети, по смс или электронке. Важно, чтобы страница клиента была с реальным именем. К вопросу можно сразу прикрепить фото, которое надо выложить. От клиента достаточно ответа «да» в переписке.

У согласия по переписке есть невыгодный нюанс. Если дойдёт до спора, переписку придётся показывать суду на бумаге. Скрин для суда заверяют у нотариуса. Услуга стоит примерно десять тысяч рублей за страницу. Если клиент проиграет, расходы на нотариуса присудят ему. Но сначала заплатить придётся из своего кармана.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Что будет, если выложить фото без согласия

Если согласие не брали, есть за что переживать.

Удаление фото

Самое безобидное — клиент потребует удалить фото и больше к вам не придёт.

Деньги за моральный вред

Более серьёзное — клиент может подать в суд на компенсацию морального вреда. Ему достаточно сказать, что фото слили, и теперь он переживает. Предприниматель обязан доказать, что согласие давали — но не словами, а документами.

Если у клиента претензии, лучше удалить фото до суда. Чем дольше фото висит в интернете и набирает просмотры, тем больше присудят компенсацию.

Суммы за моральный вред присуждают примерно такие.

10 000 ₽ женщина отсудила у клиники за фото в инстаграме до и после ринопластики носа — дело № 33-19269/2017.

30 000 ₽ на двоих отсудили супруги у загородного клуба, который организовал их свадьбу. Фото свадьбы для рекламы выложили вконтакте, напечатали в журнале и в брошюрах — дело № 33-17772/2017.

5000 ₽ женщина отсудила у диетолога за публикацию в инстаграме ее фото к посту о курсах для похудения — дело № 33-813/2020.

Штраф за рекламу

За фото человека в рекламе без его согласия можно ввязаться в историю с антимонопольщиками. Они следят, чтобы реклама не ущемляла людей. Штрафуют по ст. 14.3 КоАП РФ. ИП грозит до 20 000 ₽, компаниям — до 500 000 ₽.

К примеру, на детскую студию развития пожаловалась мама девочки. Фото девочки напечатали в рекламном сертификате без разрешения. На студию завели административное дело в ФАС.

Уголовное дело

Если из-за фото весь интернет узнал, что человек был толстым, а потом шесть месяцев пил бады и похудел, на предпринимателя могут завести уголовное дело по ст. 137 УК РФ за нарушение частной жизни. Это редкость, но наказание светит до тюремного срока на два года.

Статья актуальна на 18.01.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *