договор с муниципалитетом на благоустройство территории
Муниципалитеты вправе обязывать собственников содержать прилегающую к их объектам муниципальную территорию за собственный счет
Dudaeva / Depositphotos.com |
Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, должно участвовать, в том числе деньгами, в содержании прилегающих территорий общего пользования, а размер этих прилегающих территорий определяется муниципальными правилами благоустройства. На это обратил внимание Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая дело об оспаривании некоторых положений городских Правил благоустройства (Определение ВС РФ от 5 июля 2019 г. № 2-АПА19-5).
Спорные Правила требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Владельцам разных объектов «досталось» по-разному: например, для ларьков такая территория определялась в 10 м по периметру, для рекламных конструкций – 5 м, а для МКД – аж целых 15 метров по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства, но не более 15 метров от границ МКД.
Одна из управляющих МКД организаций сочла, что муниципалитет незаконно возлагает на нее – как на лицо, ответственное за содержание МКД, – обязанность содержать «чужую» территорию, не входящую в общее имущество собственников. И попыталась признать спорные положения недействующими с момента издания.
Напомним, что еще год назад подобные нормы муниципальных правил благоустройства признавались недействительными чуть ли не в массовом порядке, потому что противоречили ст. 210 Гражданского кодекса о том, что собственник несет бремя содержания лишь принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (определение ВС РФ от 17 апреля 2018 г. № 50-КГ18-6 и определение ВС РФ от 17 апреля 2018 г. № 50-КГ18-7, определение ВС РФ от 20 декабря 2017 г. № 56-АПГ17-21, определение ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4).
Сейчас же суды – и областной, и затем ВС РФ, – полностью отказали в административном иске :
Таким образом, основания для признания недействующими подобных норм из муниципальных правил благоустройства могут быть разве что процедурными, – если при принятии правил был нарушен порядок их принятия. В рассмотренном случае процедура принятия спорных положений не нарушалась – и в административном иске было отказано.
Приложение N 3. Форма договора о благоустройстве прилегающей территории
Приложение N 3
к постановлению Администрации
города Ростова-на-Дону
от 02.11.2015 N 1007
Форма
договора о благоустройстве прилегающей территории
В соответствии с Правилами благоустройства территории города Ростова-на-Дону, утвержденными решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 13.06.2012 N 282,
Ростова-на-Дону в лице главы администрации
именуемая в дальнейшем Сторона 1, действующая на основании решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.02.2011 N 72 «Об утверждении положений об администрациях районов города Ростова-на-Дону» и постановления Администрации
города Ростова-на-Дону от
«Об утверждении Порядка заключения и форм договоров об уборке (благоустройстве)
прилегающих территорий», и
именуемый в дальнейшем Сторона 2, действующий на основании
заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Благоустройство территории, расположенной в административных границах
района города Ростова-на-Дону,
с адресным ориентиром:
прилегающей к земельному участку с кадастровым номером
находящемуся в собственности (на ином праве) Стороны 2 на основании
2. Срок действия договора
2.1. Срок действия договора устанавливается на
лет с момента подписания.
3. Права и обязанности Сторон
3.1. Сторона 1 обязуется оказывать Стороне 2 консультативную помощь в правовых и технологических вопросах озеленения, благоустройства, уборки территории.
3.2. Сторона 2 вправе благоустраивать прилегающую территорию в соответствии с функциональными зонами, предусмотренными проектом благоустройства, не получая при этом права собственности, владения или распоряжения в отношении земельного участка, закрепленного в качестве прилегающей территории.
3.3. Благоустройство и содержание территории, прилегающей к объекту благоустройства, находящемуся в собственности Стороны 2, осуществляется за счет сил и средств Стороны 2 в соответствии с Правилами благоустройства территории города Ростова-на-Дону и согласованным проектом благоустройства, дендропроектом в сроки, установленные графиком выполнения работ.
4. Изменения условий и расторжение договора
4.1. Изменения и (или) дополнения к договору оформляются Сторонами в виде дополнительного соглашения.
4.2. Договор может быть досрочно прекращен (расторгнут) по инициативе одной из Сторон после направления предложения о расторжении другой Стороне. В случае отказа от расторжения либо неполучения ответа в срок 30 дней, заинтересованная Сторона вправе предъявить требование о расторжении договора в суд.
4.3. Расторжение договора оформляется письменно путем заключения соглашения, включающего основания расторжения договора. Обязательства по договору прекращаются с момента заключения указанного соглашения или с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении договора.
4.4. Основанием для расторжения договора о благоустройстве может служить:
прекращение прав Стороны 2 на объект, к которому прилегает территория;
изменение нормативных правовых актов Российской Федерации, Ростовской области и (или) города Ростова-на-Дону, регулирующих взаимоотношения Сторон в сфере благоустройства прилегающей территории;
невозможность реализации Стороной 2 проекта благоустройства в связи с вновь открывшимися обстоятельствами;
существенное нарушение Стороной 2 сроков, видов работ и условий их выполнения, предусмотренных проектом благоустройства.
4.5. Споры, возникающие при исполнении договора, разрешаются по соглашению между Сторонами. При невозможности достижения соглашения между Сторонами, споры разрешаются в гражданско-правовом порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Ответственность за нарушение договора
5.1. За неисполнение обязательств, предусмотренных настоящим договором, Стороны несут ответственность на условиях и в порядке, установленных настоящим договором и действующим законодательством Российской Федерации.
5.2. В случае нарушения Стороной 2 требований «Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону» и (или) «Правил охраны зеленых насаждений в городе Ростове-на-Дону» при реализации проекта благоустройства либо последующем содержании прилегающей территории она несет ответственность, предусмотренную статьями 4.4, 5.1 и 5.2 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС «Об административных правонарушениях».
5.3. В случае допущения Стороной 2 отступлений от согласованного проекта благоустройства Сторона 1 вправе потребовать уплаты штрафа в размере 2% от общей стоимости реализации проекта благоустройства, предусмотренной настоящим договором, за каждый выявленный факт отступления от проекта благоустройства.
5.4. В случае выявления более 5 фактов отступления от согласованного проекта благоустройства Сторона 1 вправе потребовать расторжения договора о благоустройстве прилегающей территории с взысканием со Стороны 2 штрафа в размере 20% от общей стоимости реализации проекта благоустройства, предусмотренной настоящим договором.
5.5. В случае если Стороной 2 не начаты работы по благоустройству прилегающей территории в срок, равный половине установленного графиком срока реализации проекта благоустройства, Сторона 1 вправе потребовать расторжения договора о благоустройстве прилегающей территории с взысканием со Стороны 2 штрафа в размере 10% от общей стоимости реализации проекта благоустройства, предусмотренной настоящим договором.
Проект формы соглашения о выполнении работ по благоустройству
ГЛАВА ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СМЫШЛЯЕВКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛЖСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОЕКТ Постановления
Об утверждении формы соглашения о выполнении работ по благоустройству прилегающей территории городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области»
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Законом Самарской области « О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области» от 13.06.2018г № 48-ГД, Правилами благоустройства городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области, Уставом городского поселения Смышляевка
1.Утвердить форму соглашения о выполнении работ по благоустройству прилегающей территории городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области согласно Приложению №1
2.Опубликовать настоящее Постановление в газете « Мой поселок».
Глава администрации городского поселения Смышляевка В.М. Брызгалов
Приложение 1
к Постановлению администрации
О ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СМЫШЛЯЕВКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛЖСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
п.г.тСмышляевка “__” __________ 20__ г.
Администрация городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области, именуемая в дальнейшем “Администрация”, в лице Главы Администрации______________________________действующего на основании Устава с одной стороны и _____________ в лице _____________________, действующей(его) на основании ___________________, именуемое(ый) в дальнейшем “Благоустроитель”, с другой стороны, вместе именуемые “Стороны”, руководствуясь Правилами благоустройства городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области, заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
1.1. Предметом соглашения является сотрудничество Сторон по
благоустройству территории, прилегающей к _________________________________
(далее – Объект), расположенному по адресу: _______________________________
1.2. Настоящее соглашение заключается на добровольной и безвозмездной основе.
2.1. Благоустроитель обязан:
2.1.1. Обеспечить выполнение работ по благоустройству прилегающей к Объекту территории в границах, установленных схемой (приложение к соглашению), самостоятельно или посредством привлечения иных лиц за свой счет в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данным видам работ Правилами благоустройства и, в том числе:
2.1.1.1. в холодный период (с 1 ноября по 31 марта):
– уборку территории от мусора;
– сгребание и подметание снега;
– обработку противогололедными материалами покрытий дорог, тротуаров;
– вывоз собранного мусора, смета, листвы, веток (при необходимости);
– прочие работы: _____________________________________________________;
(вывоз снега и льда (снежно-ледяных образований),
2.1.1.2. в теплый период (с 1 апреля по 31 октября):
– уборку территории от мусора, листвы;
– покос травы (при высоте более 15 см);
– вывоз собранного мусора, смета, листвы, скошенной травы, веток в течение суток;
– сгребание и подметание снега (при необходимости);
– прочие работы: _____________________________________________.
2.1.2. Соблюдать срок (периодичность) выполнения работ, установленных Правилами, по благоустройству прилегающей к Объекту территории.
2.1.3. Обеспечить беспрепятственный доступ Администрации для осуществления контроля за соблюдением Благоустроителем условий настоящего соглашения, Правил благоустройства.
2.1.4. Устранить допущенные при выполнении работ по благоустройству прилегающей к Объекту территории нарушения, выявленные Администрацией.
2.1.5. В случае любых изменений данных о Благоустроителе (наименование юридического лица; фамилия, имя, отчество физического лица либо индивидуального предпринимателя, юридический адрес, телефон и т.п.) в срок не позднее 10 календарных дней сообщить о произошедших изменениях в Администрацию.
2.2. Благоустроитель вправе получать от Администрации информационно-консультационную поддержку в вопросах благоустройства.
2.3. Администрация обязана:
2.3.1. Осуществлять контроль за качеством и сроками (периодичностью) выполнения Благоустроителем работ по благоустройству прилегающей к Объекту территории с составлением актов о недостатках работ, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Благоустроителя.
2.3.2. Оказывать информационно-консультационную поддержку в вопросах благоустройства.
2.4. Администрация вправе при выявлении фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения Благоустроителем обязательств, предусмотренных настоящим соглашением, выдавать предписания (требования) об устранении нарушений по благоустройству с указанием срока исполнения предписаний (требований).
3.1. Настоящее соглашение заключено на срок с “__” __________ 20__ г. по “__” __________ 20__ г. и вступает в силу с даты его подписания.
3.2. Соглашение может быть расторгнуто досрочно по соглашению Сторон в письменной форме.
Сторона, желающая расторгнуть соглашение, направляет другой стороне письменное уведомление о расторжении не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты расторжения соглашения (в случае, если соглашение заключено на срок, превышающий 1 месяц).
4.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий соглашения Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
4.2. Ущерб, причиненный Благоустроителем третьим лицам в результате исполнения и (или) неисполнения своих обязательств по настоящему соглашению, возмещается им самостоятельно.
5.1. Настоящее соглашение заключено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, один экземпляр –у Администрации, один экземпляр – у Благоустроителю.
5.2. Любые изменения и дополнения к настоящему соглашению действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями Сторон.
5.3. Если ни одна из Сторон не заявит о прекращении соглашения не менее чем за 30 дней до окончания срока его действия, на который заключено соглашение, то его действие продлевается на тот же срок и на тех же условиях.
5.4. Все разногласия по настоящему соглашению решаются путем переговоров. Соблюдение претензионного (досудебного) порядка урегулирования споров обязательно. В случае невозможности решить спорные вопросы путем переговоров они решаются в судебном порядке.
6.1. К настоящему соглашению прилагается схема, являющаяся его неотъемлемой частью.
Договор с муниципалитетом на благоустройство территории
от 29 марта 2018 года N 429
Об утверждении типовой формы соглашения о благоустройстве объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
1. Утвердить типовую форму соглашения о благоустройстве объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (приложение 1).
2. Наделить администрации районов в городе Твери следующими полномочиями:
— осуществление контроля за исполнением соглашений;
— обеспечение согласования соглашений с департаментом архитектуры и строительства администрации города Твери и департаментом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери до их заключения;
— ведение реестра соглашений, заключаемых на территории района, по форме согласно приложению 2 к настоящему Постановлению;
— направление реестров заключенных соглашений и копий заключенных соглашений в департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным.
3. Департаменту архитектуры и строительства администрации города Твери и департаменту дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери осуществлять согласование соглашений.
4. Департаменту дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери обобщать реестры заключаемых соглашений, направляемых в соответствии с пунктом 2 настоящего Постановления.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
Временно исполняющий полномочия
Главы города Твери
В.И.КАРПОВ
Приложение 1
к Постановлению администрации
города Твери
от 29 марта 2018 г. N 429
ТИПОВАЯ ФОРМА СОГЛАШЕНИЯ
о благоустройстве объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
г. Тверь «__» __________ 20__ г.
Администрация ______________________ района в городе Твери, именуемая в
дальнейшем «Уполномоченная организация», в лице главы администрации
_____________________ района в городе Твери _________________, действующего
на основании Положения об администрации ___________________ района в городе
Твери, с одной стороны и ___________________________________________ в лице
_______________________, действующей(его) на основании ___________________,
именуемое(ый) в дальнейшем «Благоустроитель», с другой стороны, вместе
именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ
1.1. Предметом соглашения является сотрудничество Сторон при реализации
мероприятий по благоустройству ____________________________________________
(указывается объект недвижимого имущества)
расположенного по адресу: _________________________________________________
(указываются адрес расположения объекта и кадастровый номер)
1.2. Объект находится в _______________________________________________
(указывается собственность или пользование)
«Благоустроителя» на основании ___________________________________________.
(указываются свидетельство, договор и т.д.)
1.3. Настоящее соглашение заключается на добровольной и безвозмездной
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Благоустроитель обязан:
2.1.2. Обеспечить выполнение работ по благоустройству в сроки, установленные в приложении к настоящему соглашению, но не позднее 2020 года.
2.1.3. Обеспечить беспрепятственный доступ Уполномоченной организации для осуществления контроля за соблюдением Благоустроителем условий настоящего соглашения.
2.1.4. Устранить допущенные нарушения при выполнении работ по благоустройству, выявленные Уполномоченной организацией.
2.1.5. В случае любых изменений данных о Благоустроителе (наименование юридического лица; фамилия, имя, отчество физического лица либо индивидуального предпринимателя, юридический адрес, телефон и т.п.) в срок не позднее 10 календарных дней сообщить о произошедших изменениях в Уполномоченную организацию.
2.2. Благоустроитель вправе получать от Уполномоченной организации информационно-консультационную поддержку в вопросах благоустройства.
2.3. Уполномоченная организация обязана:
2.3.1. Осуществлять контроль за качеством и сроками (периодичностью) выполнения Благоустроителем работ по благоустройству с составлением актов о недостатках работ, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Благоустроителя.
2.3.2. Оказывать информационно-консультационную поддержку в вопросах благоустройства.
2.4. Уполномоченная организация вправе при выявлении фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения Благоустроителем обязательств, предусмотренных настоящим соглашением, выдавать предписания (требования) об устранении нарушений с указанием срока исполнения предписаний (требований).
3. СРОК ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ
3.1. Настоящее соглашение заключено на срок с «__» __________ 20__ г. по «__» __________ 20__ г. и вступает в силу с даты его подписания.
3.2. Соглашение может быть расторгнуто досрочно по соглашению Сторон в письменной форме.
Сторона, желающая расторгнуть соглашение, направляет другой стороне письменное уведомление о расторжении не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты расторжения соглашения (в случае, если соглашение заключено на срок, превышающий 1 месяц).
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
4.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий соглашения Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
4.2. Ущерб, причиненный Благоустроителем третьим лицам в результате исполнения и (или) неисполнения своих обязательств по настоящему соглашению, возмещается им самостоятельно.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.2. Любые изменения и дополнения к настоящему соглашению действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями Сторон.
5.3. Все разногласия по настоящему соглашению решаются путем переговоров. Соблюдение претензионного (досудебного) порядка урегулирования споров обязательно. В случае невозможности решить спорные вопросы путем переговоров они решаются в судебном порядке.
6.1. К настоящему соглашению прилагается перечень работ по благоустройству, являющийся его неотъемлемой частью.
7. АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН
«Уполномоченная организация» «Благоустроитель»
___________________ (Ф.И.О.) ___________________ (Ф.И.О.)
Начальник департамента Начальник департамента
дорожного хозяйства, благоустройства архитектуры и строительства
и транспорта администрации города Твери администрации города Твери
«__» __________ 20__ «__» __________ 20__
Ф.И.О. печать Ф.И.О. печать
Начальник правового управления
администрации города Твери
И.М.ВУЙМИНА
Приложение
к соглашению
от «__» __________ 20__ г. N ___
Перечень работ по благоустройству
(указывается объект недвижимого имущества)
расположенного по адресу:
(указывается адрес расположения объекта)
Как благоустроить двор за счет государства
И заплатить за это только своим временем
Мой знакомый Виталий из Иркутска вместе с соседями добился благоустройства своего двора.
Во дворе появилась детская площадка, дорожки, новые деревья, лавки, урны и фонари. На дороге около дома поменяли асфальт и установили лежачих полицейских. Все это бесплатно.
Вот двор до благоустройства. Ветхие деревья опасно склонились над дорогой, от детской площадки остались только качели, а на асфальте — ямы:
Вот двор после благоустройства. НЕ ИДЕАЛЬНО, НО ЛУЧШЕ, ЧЕМ БЫЛО:
Добиться ремонта своего двора могут жители любого города. Расскажу, как это сделать.
Как устроена программа благоустройства дворов
Чтобы решить проблему убитых дворов, в 2017 году запустили федеральную программу «Формирование комфортной городской среды». По ней за прошлый год отремонтировали 19 000 дворов по всей стране.
Деньги на благоустройство дворов выделяют из федерального бюджета и распределяют по регионам. Региональные власти добавляют деньги из своего бюджета и распределяют получившуюся сумму по городам и районам.
В программе участвуют населенные пункты, где есть тысяча жителей. Конкретный двор отремонтируют, только если жители проявят инициативу. Они коллективно решают, что сделать во дворе, чертят схему и подают заявку в городскую администрацию.
Если подать заявку до сентября 2018 года, работы во дворе начнутся уже в 2019 году.
Что отремонтируют во дворе
На федеральные деньги ремонтируют внутридворовые проезды, устанавливают скамейки, урны и фонари. Эти работы полностью оплачивает государство, дополнительных сборов с жителей не требуется.
Если хотите еще высадить клумбы и деревья, сделать детскую площадку и парковку, надо договариваться с администрацией города. Это дополнительные работы, их может оплатить мэрия, но жителям тоже придется поучаствовать в благоустройстве: выделить деньги или выйти на субботник.
За счет федерального бюджета сделают ремонт проездов, поставят скамейки и урны, установят освещение. За счет муниципалитета и жителей — детские и спортивные площадки, парковки, клумбы, деревья, контейнеры для мусора, пешеходные дорожки.
Как участвовать в благоустройстве, выбирают не жильцы, а региональные власти. В Иркутске жителям достаточно выйти на субботник, в Самаре — оплатить 1% от суммы дополнительных работ. Можно использовать деньги, которые жильцы перечисляют управляющей организации на текущий ремонт. Этот вопрос стоит заранее выяснить в администрации города.
Для Виталия и его соседей администрация согласилась выполнить дополнительные работы полностью за счет муниципального бюджета: убрать аварийные деревья, посадить новые, оборудовать парковку и две новые площадки. Жители только вышли на субботник после окончания работ и убрали мусор.
в год выделяет государство на благоустройство дворов
Какие дворы отремонтируют
Не будут благоустраивать двор, если:
Лучше заранее спросить у администрации, включат ли двор в программу.
Чтобы двор отремонтировали, собственники готовят документы, проводят общее собрание и подают заявку в администрацию.
Подать заявку может любой житель, который собрал в поддержку проекта две трети голосов соседей. Теоретически вы можете не знать о заявке, поэтому сначала убедитесь, что двор еще не участвует в программе.
Зайдите на сайт администрации города: она разрабатывает программу на год. На главной странице будет ссылка на приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды». Перейдите по ссылке, чтобы узнать адреса домов, дворы которых обустроят в этом году.
Если дома в списке еще нет, можно подавать заявку.
Жильцы определяют, кто из них готов собирать подписи в поддержку проекта и готовить документы в администрацию. Для этого организуют инициативную группу.
Инициативная группа — руководители проекта. Они решают, что не так во дворе, чертят план изменений, согласовывают его с другими жильцами и контролируют работы.
Виталий организовал инициативную группу вместе с соседями. До этого они учредили товарищество собственников недвижимости, объединяющее два дома. В группу вошел сам Виталий как председатель товарищества, бухгалтер, два члена правления организации и еще два активных жителя. Двор общий у трех домов, поэтому в группу пригласили представителя еще одного дома.
Инициативная группа следила за проектом в течение шести месяцев. С апреля по май готовили документы и утверждали дизайн-проект, с августа по ноябрь следили за работами подрядчика.
Участники инициативной группы определяют проблемы двора и чертят схему с необходимыми объектами. На ее основе администрация подготовит подробный дизайн-проект благоустройства. Схему рисуют от руки или на компьютере, с нуля или поверх карты из «Гугл-карт».
У Виталия и его соседей на эту работу ушли выходные. В субботу обмерили двор и его отдельные части рулеткой, определили ветхие деревья и сфотографировали. В воскресенье Виталий перенес предложения на схему. На плане изобразили дома, дороги, стоянку и площадки. У каждого объекта указали размеры.
Пример схемы двора, которую жители приложили к заявке в администрацию
План благоустройства согласовывают с другими собственниками — для этого проводят общее собрание жильцов. Две трети жильцов должны проголосовать за участие в программе, утвердить план благоустройства, форму участия жильцов — субботник или деньги — и назначить ответственного за проект.
Чтобы провести собрание, инициативная группа готовит пакет документов: протокол голосования собственников, схему благоустройства и заявление на включение двора в программу. Обычно собрание проводят в два этапа: сначала встречу во дворе, а следом за ней — поквартирное голосование. Собрание может быть общим для жильцов нескольких домов.
Собрание проходит в очной форме — это встреча и обсуждение во дворе. Инициативная группа определяет дату и оповещает жильцов — развешивает объявления, рассылает сообщения. Собственники приходят в назначенное время, обсуждают повестку и голосуют. По итогам составляется протокол, шаблон можно скачать на сайте администрации.
В протоколе указывают адрес дома, инициатора — конкретного собственника или управляющую организацию, — время и место проведения, количество собственников в доме, его площадь, имена присутствующих на собрании и результаты голосования.
Страница протокола с повесткой общего собрания собственников. Протокол подписывает председатель собрания, секретарь и член счетной комиссии
Заочное голосование — письменный поквартирный опрос жильцов, которые не пришли на собрание. Таких будет большинство. Для голосования используются бюллетени — по одному на каждого собственника. Шаблон бюллетеня также доступен на сайте администрации. Члены инициативной группы обходят соседей и указывают в шаблоне имена, данные паспортов, ответы на вопросы собрания и получают недостающие подписи.
Для Виталия этот этап был наиболее сложным. Ему нужно было самостоятельно и с помощью других активных жильцов обойти соседей и убедить их поставить подпись в бюллетенях. Молодежь соглашалась легко, а стариков пришлось уговаривать. На эту работу ушло несколько вечеров. В итоге в каждом доме собрали по 95% голосов за.
В том числе жители согласились выйти на субботник, чтобы помочь с благоустройством. Позже Виталий предоставил в администрацию гарантийное письмо с именами людей, которые согласны помогать. Письмо подписывает уполномоченный.
Жильцы подают в администрацию заявку, заполненную по шаблону. К ней прикладывают копию протокола общего собрания, бюллетени заочного голосования и план благоустройства c фотографиями двора.
Дальше в администрации формируют общественную комиссию, которая оценивает заявки и принимает решение. Администрация публикует списки дворов на сайте до 1 апреля следующего года. Поскольку бюджет на год ограничен, конкурсная комиссия включит в программу не все дворы — часть заявок перенесут на следующий год.
Если двор подходит под условия программы, но его не принимают, можно пожаловаться в региональное правительство и в Минстрой РФ.
Бланк заявки и примеры заполнения Виталий нашел на сайте администрации. Сначала заполнил ее неаккуратно и чиновники попросили переделать. Со второй попытки администрация приняла заявление. Позднее из администрации позвонили и уточнили количество аварийных деревьев во дворе. Еще через неделю сообщили, что двор вошел в программу.
После того как двор включат в программу, администрация подготовит дизайн-проект благоустройства. Это детальная схема двора и окружающих его объектов, по ней подрядчик будет выполнять работы. Дизайн-проект утверждают до 1 июля года, когда будет проходить благоустройство. Этим занимается ответственный за проект.
Виталий обнаружил, что в дизайн-проекте не учтен снос аварийных деревьев. Он попросил администрацию доработать документ и подписал его от имени жильцов после внесения правок.
Ответственный за проект контролирует подрядчиков. Если строители нарушают план, уполномоченный письменно сообщает об этом в администрацию.
Виталий ежедневно наблюдал за процессом, общался с прорабом и рабочими. Это помогло предотвратить проблемы: строители собирались работать по устаревшему дизайн-проекту, хотели заменить асфальт до спила аварийных деревьев, начали монтаж электростолбов с нарушением плана. Виталий вел переговоры, привлекал администрацию и добился того, что двор благоустроили в соответствии с дизайн-проектом.
Работу подрядчиков принимает комиссия из сотрудников администрации при участии представителя жильцов — они подписывают акт сдачи выполненных работ. Если работы выполнены с нарушениями, жильцы вправе отказаться от подписи и подать жалобу в администрацию или Минстрой.
По условию программы работы должны завершить до конца года. Во дворе Виталия работы шли до ноября. Жильцы подписали акт приема не полностью, они ждут завершения работ на детской площадке и установки перил на лестнице. В целом результатом соседи остались довольны.