договор с самозанятым на оказание услуг проводки
Расчеты с самозанятыми физлицами в 1С
В 2019 г. появилась новая категория физических лиц — самозанятые. Данная категория лиц применяет спецрежим «Налог на профессиональный доход» (плательщики НПД). НПД все больше распространяется по России, а организации все чаще сталкиваются с контрагентами-самозанятыми. Но как оформить и принять в расходы услуги самозанятых?
Кто может быть самозанятым
Любое физлицо, являющееся гражданином РФ или гражданином государства, входящего в состав ЕАЭС (ч. 2, 3 ст. 5 Закона № 422-ФЗ). Важно отметить, что наличие/отсутствие статуса ИП значения не имеет согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 422-ФЗ. Но при этом право применять специальный режим НПД есть только у тех физлиц, у которых нет работников, нанятых по трудовому договору (пп. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ).
Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ регулируется порядок осуществления сделок с самозанятыми и особенности налогообложения, в т.ч. страховыми взносами. С 1 июля 2020 г. субъектам РФ разрешено самостоятельно вводить специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД) (Федеральный закон от 01.04.2020 № 101-ФЗ).
Как убедиться в статусе самозанятого
Запросить у физического лица электронную справку о постановке на учет в качестве плательщика НПД из мобильного приложения «Мой налог». Она приравнивается к справке, выданной на бумажном носителе в налоговом органе. Или самостоятельно проверить статус самозанятого на сайте ФНС с помощью специального сервиса — https://npd.nalog.ru/check-status/. После того как мы убедились в том, что перед нами самозанятый, необходимо понять есть ли у нас право заключить с ним договор.
Кто может заключать договор с самозанятым
Любое физлицо (в т.ч. ИП) или организация. В Законе № 422-ФЗ предусмотрены налоговые ограничения для таких договоров:
При этом с самозанятыми можно заключить:
Получая вознаграждение за оказание услуги по любому из вышеперечисленных договоров, самозанятый обязан зарегистрировать его в личном кабинете (с помощью приложения «Мой налог») и сформировать онлайн-чек для заказчика (ч. 1 ст. 14 Закона № 422-ФЗ, ч. 3 ст. 14 Закона № 422-ФЗ). Именно данный чек организации и ИП принимают в целях признания расходов.
Законом № 422-ФЗ установлено, что для ООО и ИП наличие чека, сформированного плательщиком НПД, является обязательным для учета расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль, единому налогу при УСН, ЕСХН, НДФЛ (ч. 8-10 ст. 15 Закона № 422-ФЗ, п. 4 письма ФНС России от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@).
Кто платит налоги
Самозанятые перечисляют налог с полученного вознаграждения самостоятельно на основании уведомления от налогового органа (ч. 2 ст. 11 Закона № 422-ФЗ). Контрагенту удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ и страховые взносы самозанятого не нужно. Данная норма действует только при условиях:
Следовательно, если самозанятый не проследит за своей доходностью и нарушит данные границы, то его обязанность по уплате НДФЛ и страховых взносов перейдет на покупателя (заказчика).
Оформление бухгалтерских проводок при работе с самозанятыми
Формируются проводки по расчетам с самозанятыми с использованием счетов учета с поставщиками 60 или 76.
Расчеты с самозанятыми физлицами в «1С»
Автор: Валентина Петрова, специалист-консультант отдела сопровождения и поддержки компании «ГЭНДАЛЬФ»
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», декабрь 2020
В 2019 г. появилась новая категория физических лиц – самозанятые. Данная категория лиц применяет спецрежим «Налог на профессиональный доход» (плательщики НПД). НПД все больше распространяется по России, а организации все чаще сталкиваются с контрагентами-самозанятыми. Но как оформить и принять в расходы услуги самозанятых?
Кто может быть самозанятым
Любое физлицо, являющееся гражданином РФ или гражданином государства, входящего в состав ЕАЭС (ч. 2, 3 ст. 5 Закона № 422-ФЗ). Важно отметить, что наличие/отсутствие статуса ИП значения не имеет согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 422-ФЗ. Но при этом право применять специальный режим НПД есть только у тех физлиц, у которых нет работников, нанятых по трудовому договору (пп. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ).
Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ регулируется порядок осуществления сделок с самозанятыми и особенности налогообложения, в т.ч. страховыми взносами. С1 июля 2020 г. субъектам РФ разрешено самостоятельно вводить специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД) (Федеральный закон от 01.04.2020 № 101-ФЗ).
Как убедиться в статусе самозанятого
Запросить у физического лица электронную справку о постановке на учет в качестве плательщика НПД из мобильного приложения «Мой налог». Она приравнивается к справке, выданной на бумажном носителе в налоговом органе. Или самостоятельно проверить статус самозанятого на сайте ФНС с помощью специального сервиса – https://npd.nalog.ru/check-status/. После того как мы убедились в том, что перед нами самозанятый, необходимо понять есть ли у нас право заключить с ним договор.
Кто может заключать договор с самозанятым
Любое физлицо (в т.ч. ИП) или организация. В Законе № 422-ФЗ предусмотрены налоговые ограничения для таких договоров:
Если работодатель в течение двух лет после увольнения сотрудника заключил с ним договор ГПХ в качестве самозанятого (без статуса ИП), то с вознаграждения по договору платится НДФЛ и страховые взносы в общем порядке (п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ).
Если самозанятый зарегистрирован в качестве ИП, то он самостоятельно уплачивает НДФЛ и страховые взносы со своего вознаграждения.
При этом с самозанятыми можно заключить:
гражданско-правовой договор (ГПХ);
договор на выполнение работ (оказание услуг).
Получая вознаграждение за оказание услуги по любому из вышеперечисленных договоров, самозанятый обязан зарегистрировать его в личном кабинете (с помощью приложения «Мой налог») и сформировать онлайн-чек для заказчика (ч. 1 ст. 14 Закона № 422-ФЗ, ч. 3 ст. 14 Закона № 422-ФЗ). Именно данный чек организации и ИП принимают в целях признания расходов. Законом № 422-ФЗ установлено, что
для ООО и ИП наличие чека, сформированного плательщиком НПД, является обязательным для учета расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль, единому налогу при УСН, ЕСХН, НДФЛ (ч. 8-10 ст. 15 Закона № 422-ФЗ, п. 4 письма ФНС России от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@).
Кто платит налоги
Самозанятые перечисляют налог с полученного вознаграждения самостоятельно на основании уведомления от налогового органа (ч. 2 ст. 11 Закона № 422-ФЗ). Контрагенту удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ и страховые взносы самозанятого не нужно. Данная норма действует только при условиях:
самозанятый выдал покупателю (заказчику) чек (ч. 8 ст. 2, ч. 1 ст. 15 Закона № 422-ФЗ).
самозанятый не утратил статус плательщика НПД. В частности, когда его доход в текущем году превысил 2,4 млн руб. (ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ), и он не зарегистрировался как ИП.
Следовательно, если самозанятый не проследит за своей доходностью и нарушит данные границы, то его обязанность по уплате НДФЛ и страховых взносов перейдет на покупателя (заказчика).
Кстати, подробно про изменения в НДФЛ, страховых взносах и прямых выплатах ФСС будет рассказано на Едином семинаре «1С» (зарегистрироваться бесплатно можно через ростовского партнера – «ГЭНДАЛЬФ»).
Оформление бухгалтерских проводок при работе с самозанятыми
Формируются проводки по расчетам с самозанятыми с использованием счетов учета с поставщиками 60 или 76.
Самозанятые в 1С 8.3 — как завести, провести оплату, проводки
Налог на профессиональный доход все больше распространяется по России, и все чаще организации сталкиваются с контрагентами-самозанятыми. Не знаете, как проводить самозанятых в 1С и можно ли принять в расходы услуги самозанятого? Тогда читайте нашу статью.
В 1С с релиза 3.0.100 есть возможность оформлять реестры по выплатам самозанятым и отправлять их в банк. Об этом можно узнать в статье Перечисление оплаты самозанятым по реестру.
Учет самозанятых в 1С 8.3 — пошаговая инструкция
Организация заключила договор услуг с покупателем на монтаж и пусконаладку оборудования.
Пусконаладочные работы оборудования осуществляются через субподрядчика — самозанятое лицо.
28 июня субподрядчик-самозанятый осуществил пусконаладку оборудования на сумму 38 130 руб. (без НДС), подписан акт выполненных работ.
В тот же день самозанятому перечислена оплата за работы и получен чек.
Дата | Дебет | Кредит | Сумма БУ | Сумма НУ | Наименование операции | Документы (отчеты) в 1С | |
Дт | Кт | ||||||
Отражение в учете пусконаладочных работ выполненных подрядчиком | |||||||
28 июня | 20.01 | 76.09 | 38 130 | 38 130 | 38 130 | Учет затрат на работы стороннего лица | Поступление (акт, накладная, УПД)- Услуги |
Перечисление оплаты самозанятому | |||||||
28 июня | 76.09 | 51 | 38 130 | 38 130 | Перечисление оплаты самозанятому | Списание с расчетного счета — Оплата поставщику |
Как учитывать услуги самозанятых в БУ и НУ
Самозанятыми называют физических лиц, которые ведут предпринимательскую деятельность самостоятельно: не нанимаясь на работу по трудовому договору и не принимая наемных сотрудников:
В данной статье будем говорить именно о плательщиках НПД.
Сделки с гражданами, работающими на НПД, необходимо оформлять в соответствии с ГК РФ:
Получите понятные самоучители 2021 по 1С бесплатно:
Расходы на услуги самозанятого отражаются в зависимости от характера услуг как расходы:
Документы от самозанятого для подтверждения расходов (Письмо ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@):
Наличие чека от плательщика НПД ─ обязательное условие для того, чтобы признать расходы в налоговом учете и не платить за него взносы (абз. 2 п. 1, п. 8 ст. 15 Закона N 422-ФЗ, Письма ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@, Минфина РФ от 26.03.2020 N 03-11-11/24008).
Самозанятый гражданин обязан выдать чек (ч. 3 ст. 14 Закона N 422-ФЗ):
Таким образом, признание в расходах услуг самозанятого возможно:
В разъяснениях чиновников есть оговорка про немедленную сделку. Например, «…Таким образом документом, подтверждающим произведенные организацией-заказчиком затраты на оплату услуг, по сделке, исполняемой немедленно при заключении договора, является чек, выданный исполнителем — физическим лицом, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход…». Но осторожная позиция – действовать по этому алгоритму во всех случаях: и при исполняемой немедленно сделке, и в ситуации, когда оказание услуг и оплата приходятся на разные отчетные (налоговые) периоды.
Проверить действует ли статус самозанятого можно с помощью специального сервиса ФНС >>
Если окажется, что самозанятый утратил право на применение НПД во время исполнения договора, то работодатель обязан удержать из его дохода НДФЛ и начислить страховые взносы (Письмо ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).
Как завести самозанятого в 1С 8.3
Шаг 1. Создание самозанятого как контрагента в 1С 8.3.
Заполните остальные данные о контрагенте в обычном порядке.
Шаг 2. Создание договора с самозанятым в 1С 8.3.
Создайте договор с самозанятым в 1С по ссылке Договоры в карточке контрагента (либо в разделе Справочники — Договоры ).
По ссылке Счета учета расчетов с контрагентами укажите:
С релиза 3.0.100.16 реализован учет расчетов с самозанятыми на счете 76.16 «Расчеты с самозанятыми».
Этот счет имеет особенности:
Для более детальных расчетов следует использовать другие счета расчетов с контрагентами.
Счет расчетов с самозанятыми следует закрепить в учетной политике (60,76).
Как провести услуги самозанятых граждан в 1С 8.3
В БУ затраты, которые отражаются в себестоимости выполняемых работ, учитываются на счете 20 «Основное производство» (Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н).
В НУ организация самостоятельно определяет в учетной политике перечень прямых и косвенных расходов, связанных с выполнением работ (п. 1 ст. 318 НК РФ).
Рассмотрим особенности заполнения документа Поступление (акт, накладная, УПД) по примеру:
Проводки по самозанятым в 1С 8.3
Документ формирует проводку:
Как проводить чеки от самозанятых в 1С 8.3
Если чек от самозанятого получен позже подписания акта, отразите операции двумя документами Операция, введенная вручную ( Операции — Операции, введенные вручную ):
Как проводить оплату самозанятым в 1С
С 1 июня 2020 при выплате дохода физическому лицу через банк в платежных документах необходимо указывать код вида дохода в целях исполнительного производства. А также давать расшифровку суммы удержания из дохода при его наличии (ч. 5.1 ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, Указание Банка России от 14.10.2019 N 5286-У).
Проводки по документу
Документ формирует проводку:
Вопросы по расчетам с самозанятыми
Организация заключила договор с самозанятым на оказание услуг. Расчет с самозанятым происходит с расчетного счета ООО на расчетный счет самозанятого. Должно ли ООО пробивать чек самозанятому лицу с признаком расчета «РАСХОД» как обычному физлицу?
Согласно Закону N 54-ФЗ, чек выдает тот, кто продает товар (оказывает услугу, выполняет работу). В данном случае это самозанятый. Поскольку данную категорию налогоплательщиков освободили от применения онлайн-касс, то он пробьет и отправит вам чек через приложение «Мой налог». Необходимо, чтобы этот чек был направлен вам по электронной почте либо СМС — и тогда его можно принять в расходы (Письмо ФНС от 16.04.2019 N СД-4-3/7089@).
Формировать чек с видом РАСХОД при перечислении нет необходимости, поскольку вы являетесь покупателем, а не пользователем ККТ.
В организации все работники самозанятые физлица. Есть ли какие-нибудь особенности при приеме самозанятых на работу, начислении зарплаты?
Если речь идет о самозанятых, которые платят налог на профессиональный доход, то для организаций такие физические лица не являются сотрудниками. Следовательно, их не принимают на работу и не начисляют зарплату.
Кроме того, самозанятому нельзя применять НПД по доходам от услуг, оказанных работодателю или лицу, которое было работодателем менее 2 лет назад (пп. 8 п. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ).
Мы успешно разобрали как завести в 1С самозанятого контрагента, как проводить расчеты с самозанятыми в 1С 8.3.
См. также:
После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С:Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Похожие публикации
Карточка публикации
(7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Все комментарии (2)
А почему в проводках используется счет 76.09, если есть спец. субсчет для самозанятых 76.16?
Счет 76.16 имеет множество ограничений.
Он подходит под вариант, который рассмотрен здесь
Перечисление оплаты самозанятым по реестру
Например, с релиза 3.0.100.16 реализован учет расчетов с самозанятыми на счете 76.16 «Расчеты с самозанятыми». Этот счет имеет особенности:
-предназначен только для расчетов с самозанятыми по реестрам;
-имеет только одно субконто Контрагенты;
-в документе Акт сверки расчетов с контрагентом расчеты по нему не отражаются.
Если выполнение работ и оплата производится не в один день (образуется дебиторская или кредиторская задолженность), следует использовать другие счета расчетов с контрагентами.
Как отразить услуги самозанятого лица в 1С: Бухгалтерии ред. 3.0
В прошлом году в России была введена новая система налогообложения, которая называется налогом на профессиональный доход. Она необходима для самозанятых граждан. В соответствии с российским законодательством самозанятое население имеет право взаимодействовать как и с гражданами, так и с юридическими лицами. С физлицами все предельно просто, а вот у предпринимателей есть много вопросов. К примеру, многих бизнесменов интересует, можно ли считать тратами услуги, которые им оказали самозанятые. Если да, то как это правильно оформить в программе? Требуется ли начислять и уплачивать за самозанятого страховые взносы? Ответы на все вопросы можно узнать, прочитав эту статью.
Выгода от работы с самозанятыми для предпринимателей
До того, как в нашей стране появился режим НПД, предприятия могли сотрудничать с физическими лицами только двумя методами: заключением трудового договора или договора гражданско-правового характера. Оба решения обязывали предприятие осуществлять обязанности налогового агента, а именно: удерживать и перечислять подоходный налог из дохода гражданина, выполнять роль страхователя по начислению и оплате страховых взносов.
Сейчас предприятия имеют право использовать услуги физических лиц, при этом не внося дополнительные деньги в Пенсионный фонд.
Если физлицо является самозанятым, то работа с ним будет такой же, как и с организацией. Вам не нужно платить взносы за своих поставщиков при получении от них чего-либо. Тут работает тот же принцип.
Самозанятый сам должен оплачивать налог на доход, ориентируясь на полученные им средства. А значит, организации выгоднее сотрудничать с самозанятыми, чем с физическими лицами.
Документальное оформление совместной работы
Однако лучше все-таки составлять договор. Как минимум для того чтобы зафиксировать факт работы не с обычным физическим лицом, а с самозанятым. Это будет выступать гарантом того, что в последующем вам не понадобится доплачивать налоги и взносы за взаимодействие с физлицом.
Также необходимо проверить регистрацию самозанятого на официальном портале ФНС. Можно также попросить его дать вам выписку, подтверждающую регистрацию, находящуюся в личном кабинете программы «Мой налог».
Принятие к затратам
Получая вознаграждение за предоставление услуги, самозанятому требуется зафиксировать его в личном кабинете и создать для заказчика чек. А предприятия для принятия расходов, как правило, требуют акты выполненных работ. Каким образом поступить в этом случае?
Печатать чек не нужно, потому что он электронный. Предприятие вполне может его хранить в цифровом варианте.
А когда необходимо создавать чек? Согласно Закону №422-ФЗ чек обязательно должен быть оформлен во время получения наличных денег от заказчика. Однако при этом заказчик может рассчитаться и другими методами. Тогда создание чека возможно до 9 числа месяца, последующего за налоговым периодом, в котором осуществлены подсчёты.
Исполнитель превратился из ИП в самозанятого
Существует ещё один нюанс, касающийся договоров, ранее заключённых с ИП, которые стали самозанятыми. Требуется ли составлять новый договор при его перерегистрации?
ФНС утверждает, что такая необходимость отсутствует, если это не несёт изменений значительных условий договора. Какие условия договора для вас существенные решить нужно самостоятельно.
Лучшим решением будет перезаключить договор, на крайний случай составить дополнительное соглашение. Так как ваш партнёр меняет систему налогообложения, возможны некоторые последствия. К примеру, до этого вы получали от него услуги с НДС. Сейчас его не будет. До этого вы получали акт выполненных работ, а сейчас цифровой чек.
Если самозанятый лишился права на использование НПД
Частью 2 статьи 4 Закона №422-ФЗ определено ограничение доходов самозанятого населения в 2,4 миллиона рублей за один год. Если лимит будет превышен, самозанятый не сможет пользоваться режимом НПД. Он лишается права на использование НПД с даты превышения.
А значит, если самозанятый не будет контролировать свои доходы и выйдет за рамки, его налогообложение будет распространяется на вас. Нужно будет уплатить подоходный налог и различные страховые взносы.
Чтобы не попадать в такие ситуации, нужно указать в договоре обязанность лица, применяющего НПД, в случае окончания деятельности и снятия с учёта сообщить вам об этом. В договор можно включить санкции, используемые при нарушении условия. К примеру, самозанятый должен будет компенсировать налог, взносы, пени и штрафы, уплаченные за него организацией.
Отображение операций с лицами, применяющими НПД в 1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0
Чтобы самозанятый мог осуществить оплату, нужно создать «Платёжное поручение». Его можно сформировать в онлайн-банке или в 1С для последующей загрузки в приложение банка.
В строке «Вид операции» нужно указать «Прочие расчёты с контрагентами», чтобы приложение позволило ввести информацию о коде типа дохода, который следует указывать при перечислениях физлицам с июня текущего года.
Чтобы выгрузить из приложения подготовленный платёж, находясь в журнале «Платёжные поручения», требуется кликнуть «Отправить в банк». Затем в открывшемся окне указать нужные документы и кликнуть на клавишу «Выгрузить».
В списании с расчётного счёта требуется проверить счёт расчётов с контрагентом. Можно применять как счет 60.01, так и счет 76.09.
Затем укажем затраты организации. Для этого зайдем во вкладку «Покупки» и кликнем «Поступление (акты, накладные)».
Нажмем на клавишу «Поступление». Затем выберем из выпадающего меню действие «Услуги (акт)».
В строку «Акт №» можно внести номер акта (если он был создан) или номер цифрового чека. В табличной части нужно указать перечень оказанных услуг и к какому расходному счету их можно причислить.
При проведении документа программа сформирует проводки по дебету расходного счёта и в нашем примере кредит 60.01 (или кредит 76.09).