договор с самозанятым реквизиты
Как компании платить самозанятому
1 января 2019 года в силу вступил закон о налоге на профессиональный доход. Теперь исполнители регистрируются как самозанятые и сами платят налоги, а компания не перечисляет за них НДФЛ и не сдает отчеты. Но кое-какие документы всё же понадобятся.
Подписать договор с самозанятым
Если компания или предприниматель оплачивает услуги самозанятого, понадобится договор. По закону, сделки между компаниями и гражданами должны совершаться в «простой письменной форме», то есть по договору. Самозанятые — не исключение.
Для работы с самозанятым подойдет самый простой договор: договор-счет-акт, или ДСА. Он занимает одну страницу и не требует согласования с юристами.
Самый простой договор
Договор-счет-акт описывает условия сотрудничества с самозанятым, показывает, сколько денег платить, а еще заменяет счет и акт. Такой договор вправе заключать компании, предприниматели и самозанятые.
Если у компании есть стандартный договор услуг, можно использовать его. Никаких ограничений нет: в договоре с самозанятым прописывают всё то же самое, что и в договоре с ИП или другой компанией.
Перевести деньги или оплатить наличными
Компании и предприниматели оплачивают услуги самозанятых с расчетных счетов или наличными. Наличными можно платить не больше 100 000 рублей в месяц.
Чтобы перевести деньги самозанятому с расчетного счета, понадобится три реквизита:
В назначении платежа компания вписывает номер, дату договора и за что платит. Например, оплата по договору-счету-акту № 1 от 1.01.2019 за редакторские услуги без НДС.
Получить от самозанятого чек
Итак, компания оплатила, теперь исполнитель формирует чек в приложении «Мой налог». Чек отправляется клиенту по электронной почте или в смс.
Так выглядит чек в приложении «Мой налог»:
Если компания переводит оплату частями, например половину авансом, а остальное потом, исполнитель должен отправить по чеку на каждый платеж.
В таком виде чек получает клиент:
Чек нужен, чтобы учесть оплату исполнителю в расходах компании на общей системе налогообложения или на упрощенке доходы минус расходы.
Расходы для упрощенки 15%
Налоги самозанятый платит сам. Компании не нужно сдавать отчеты или переводить за него НДФЛ. Если не заплатит вовремя — его проблемы.
Какие риски у компании
Риск есть в одном случаем: когда компания заплатила, и оказалось, что самозанятый не вправе использовать налог на профессиональный доход. Тогда налоговая может попытаться доначислить компании взносы и НДФЛ. Но судебной практики по таким делам еще нет.
Я советую проверить две вещи:
У налоговой есть сервис для проверки самозанятых, но пока он не работает. Сейчас компания может попросить у исполнителя скриншот из приложения или личного кабинета, на котором видно, что он зарегистрировался.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Договор с самозанятым реквизиты
5 МИН
Как самозанятым составлять договоры с клиентами
Самозанятым тоже нужно заключать договоры с клиентами. Например, если вы регулярно оказываете услугу, которая стоит дороже 10 тысяч рублей. Это защитит ваши права и поможет в споре. Рассказываем, в каких случаях составлять договор и как это сделать правильно.
Когда нужен договор
Если вы оказываете физическому лицу или компании разовую услугу, которая стоит не дороже 10 тысяч рублей, и сделка исполняется сразу после обсуждения условий, достаточно устной договорённости. Например, парикмахер делает стрижку, а репетитор проводит урок, не заключая договор с клиентом.
Не забудьте выдать чек после оказания услуги. Это важно для учёта финансовых поступлений и уплаты налога на профессиональный доход. Если самозанятый зарегистрировался в СберБанке, онлайн-чек можно сформировать в мобильном приложении СберБанк Онлайн.
Если сумма сделки больше 10 тысяч рублей, договор обязателен. С физлицами его можно написать от руки в свободной форме. Если услуга регулярная — например, вы сдаёте квартиру — удобнее распечатать и подписать стандартный договор — так имущество будет надёжнее защищено. Если работаете с компаниями, то распечатать и подписать договор вы должны по закону.
На практике договор может быть полезен даже если услуга подразумевает расчёт по бартеру. Это проверила на себе самозанятая-фотограф Мария Тимофеева. Для продвижения своего аккаунта в Инстаграме она бесплатно снимала для популярных блогеров в обмен на упоминание в посте или сторис. После нескольких случаев нарушения её прав Мария стала настаивать на заключении договора с заказчиком:
«Бывало так, что я фотографировала блогершу в определенной футболке, а потом она использовала фото в постах с рекламой этой марки одежды. Я могла заработать на этом, как на рекламной съёмке, но мою работу бесплатно использовали для целей, которые мы не обговаривали. С договором я бы этого не допустила»
Если вы продаёте услуги в интернете, например делаете сайты, разместите публичную оферту у себя на странице — электронный аналог договора. При онлайн-заказе клиент должен поставить галочку и подтвердить согласие с условиями.
Что написать в договоре
Содержание договора зависит от того, на чём вы зарабатываете. Это может быть договор аренды, подряда, оказания услуг, купли-продажи. Например, если вы перевозите мебель, заключите договор на оказание транспортных услуг, продаёте эклеры на корпоративы — договор на оказание услуг кейтеринга.
Необязательно составлять договор самостоятельно или покупать — проверенные юристами шаблоны есть в Конструкторе документов, который входит в бесплатный пакет услуг для самозанятых «Своё дело» от СберБанка. Заполненные шаблоны хранятся в личном кабинете сервиса или на устройстве. Их нужно только заполнить, распечатать и передать заказчикам. Чтобы пользоваться Конструктором и другими сервисами, зарегистрируйтесь как самозанятый в СберБанк Онлайн.
Какие поля заполнять в договоре
В поле об исполнителе напишите «Услуги оказывает самозанятый» и укажите регистрационные данные: ИНН и дату постановки на учёт. Добавьте фразу: «Компания-заказчик освобождается от обязанности по уплате налогов и взносов согласно п. 8 ст. 2 422-ФЗ от 27.11.2018».
Вот что ещё должно быть в договоре.
Заказчик может добавить в договор санкции за некачественные услуги. Например, если вы ремонтируете офис, договор обяжет вас возместить стоимость обоев, которые отклеились после сдачи работы. Если вас это не устраивает, обсудите и детально пропишите такие требования к качеству услуг, которые подходят обеим сторонам.
Особенности заключения договора с самозанятым
Договор с самозанятым — это договор гражданско-правового характера, заключаемый с гражданином, применяющим профессиональный налог. Такой договор отличается от обычного только субъектом, но в связи с этим рекомендуется включить в него дополнительные условия.
В связи с введением профналога в РФ нередко и у юридических, и у физических лиц возникает вопрос, как заключить договор с самозанятым. Работать самозанятый вправе и с теми, и с другими, но есть особенности применения этого режима, которые стоит предусмотреть при заключении контракта. Не стоит подходить к вопросу шаблонно, условия и налоги в договоре с самозанятым лицом необходимо периодически проверять на актуальность, так как нормы применения этого типа правоотношений еще не устоялись.
Особенности работы самозанятого с юридическим лицом
На основании 422-ФЗ от 27.11.2018, юридические лица, организации и компании вправе работать с гражданами, применяющими специальный налоговый режим — на профессиональный доход (в просторечье — самозанятыми). О том, кто вправе получить этот статус и как это сделать, читайте в статье «Как стать самозанятым».
Если заключается договор между юридическим лицом и самозанятым, используют форму соглашения гражданско-правового характера.
Преимущества работы с самозанятым:
Поэтому на практике вопрос, как работать юр лицам с самозанятыми, разрешается достаточно просто: оформляется контракт, осуществляется приемка работ и услуг и оплата по актам выполненных работ — все, как с обычными контрагентами.
Но в договоре стоит упомянуть несколько моментов. Прежде всего необходимо убедиться, имеет ли человек нужный статус, проверьте его на сервисе официального сайта ФНС РФ. Обязательно укажите, что заключаете контракт с самозанятым (рекомендуется даже приложить распечатку с сайта), чтобы не возникало лишних вопросов. Кроме того, в тексте отметьте, что физическое лицо самостоятельно учитывает полученные доходы и перечисляет профналог.
Структура, обязательные реквизиты
Включите в договор на оказание услуг с самозанятым лицом все обычные реквизиты:
Особенно четко стоит описать обязанности исполнителя (можно техзадание оформить приложением), порядок приемки работ.
Правила оплаты услуг и налогообложение
Оплата производится в порядке и сроки, предусмотренные в контракте, а не по правилам трудового права: два раза в месяц. Обычно оплата по контрактам на оказание услуг, выполнение работ (наиболее распространенные для юрлиц с физлицами) заключаются с условием частичной предоплаты. Налоги (часть из них, по заверениям руководства ФНС, идет и на взносы в Фонд медстрахования) физлицо на профналоге оплачивает самостоятельно, заказчику выдается чек. Рекомендуется предусмотреть в договоре пункт о полной ответственности физлица перед налоговой за неуплату, несвоевременную уплату положенных сборов.
Самозанятый или наемный работник: опасность подмены понятий
Работа такого гражданина на условиях трудового соглашения возможна — в этом случае все налоги за него платит работодатель, как за работника без особого статуса. Одновременно с работой по найму гражданин вправе зарегистрироваться в качестве плательщика профналога и в свободное от работы время оказывать услуги. В этом случае он сам платит за себя профессиональный налог с полученного дохода.
НО если работодатель пытается подменить трудовой договор ГПХ с самозанятым, есть риск, что такой контракт госорганы переквалифицируют в трудовой. Чтобы этого избежать, не указывайте в нем следующие пункты:
Не стоит маскировать трудовой контракт под взаимоотношения с самозанятым, налоговая и трудовая инспекции осуществляет за такими правоотношениями особенно жесткий контроль.
Итак, отвечая на вопрос, как самозанятому работать с юридическими лицами, необходимо обязательно отметить, что только в качестве самостоятельного субъекта, оплачивающего за себя налоги. Заключить трудовой контракт разрешается только в качестве наемного работника, не применяя новый режим по 422-ФЗ.
Договоры юрлиц с самозанятыми: правила, проблемы, отражение 1С
Четыре правила и три неприятности. Рассказываем об особенностях сотрудничества юрлиц с самозанятыми.
Заключение договоров ГПХ с самозанятыми — это новая реальность. То, что раньше было в диковинку, сейчас уже становится обыденностью и переходит в разряд массового явления.
Безусловно, компаниям сотрудничество с самозанятыми гораздо выгоднее, чем привлечение к выполнению работ обычных физлиц.
За самозанятых не надо платить взносы и отчитываться в налоговую и ПФР.
В этом материале разберем, какие нюансы нужно учесть при заключении договоров ГПХ с физлицами на НПД, какие подводные камни могут встретиться в процессе сотрудничества и как это взаимодействие юрлиц с самозанятыми отражать в 1С.
Особенности заключения договора ГПХ с самозанятыми
Заключая договоры с самозанятыми исполнителями, надо быть начеку и взять за правило учитывать все нюансы. Мы сформулировали 4 основных правила безопасности при сотрудничестве юрлиц с самозанятыми.
Правило № 1. Самозанятый не должен быть бывшим работником
Это одно из самых важных правил при сотрудничестве с самозанятыми. Федеральный закон № 422-ФЗ от 27.11.2018 запрещает применять НПД самозанятым, заказчик которых — это их бывший работодатель. Запрет действует в течение 2 лет после увольнения.
Поэтому если нашлась подходящая самозанятая кандидатура для выполнения какой-то разовой работы, убедитесь, что в последние 2 года этот человек не работал в вашей компании по трудовому договору.
Бухгалтер может и не помнить всех бывших сотрудников пофамильно. Кроме того, если бухгалтер новенький, то он в принципе не знает людей, когда-то работавших в фирме.
Если вы работаете в 1С, не поленитесь — загляните в справочник сотрудников, убедитесь, что данный гражданин в последние 2 года не числился в штате компании.
Кстати, запрет на сотрудничество с бывшими сотрудниками не распространяется на бывших исполнителей по договорам ГПХ.
Даже если совсем недавно у компании был договор с физлицом, по которому платились взносы и сдавались отчеты, то с этим же физлицом, ставшим самозанятым, можно заключать новый договор ГПХ, по которому уже не будет взносов.
Правило № 2. Доверяй, но проверяй
Если планируется заключить договор с физлицом, позиционирующим себя в качестве самозанятого, убедитесь, что это именно так и есть.
Аналогичную проверку рекомендуем проводить перед каждым перечислением денег самозанятому. Ведь если на момент оплаты исполнитель ушел с НПД (добровольно или вынужденно), придется удержать НДФЛ из договорной суммы, а сверху начислить взносы.
О том, что исполнитель по договору ГПХ является самозанятым, рекомендуем прописать в тексте договоре.
Так прямо и напишите: «Исполнитель является налогоплательщиком налога на профессиональный доход».
Правило № 3. Не допускайте в договоре ГПХ признаков трудового
Это тоже очень важное правило. Самозанятый может не быть вашим бывшим сотрудником, но его могут признать по факту вашим новым сотрудником.
В последнее время ведутся разговоры о некотором ужесточении регулирования деятельности самозанятых, чтобы компании не хитрили и не использовали плательщиков НПД в качестве завуалированных штатных сотрудников.
Правило № 4. Требуйте чек
Главным документом, подтверждающим произведенные организацией-заказчиком затраты на оплату услуг по сделке, является чек, выданный плательщиком НПД.
Если фирма платит самозанятому наличными, то чек он должен сформировать сразу.
Если расчет безналом, то самозанятый может не торопиться с чеком. У него есть время — до 9-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведены расчеты.
ФНС в письме № АБ-3-20/3616@ от 13.05.2020 напомнила об этих нюансах.
Не забудьте сохранить у себя этот чек, чтобы потом не было проблем с учетом расходов.
Проблемы
Кроме вышеуказанной проблемы по риску переквалификации договора ГПХ с самозанятым в трудовой договор с обычным «физиком», есть и другие опасные моменты.
Неприятность № 1. Превышение лимита дохода
Дело в том, что у плательщиков НПД есть лимит годового дохода — 2,4 млн. рублей. Если этот лимит будет превышен, статус НПД утрачивается.
Чтобы как-то снизить свои риски, заказчики иногда просят самозанятого предоставить справку о доходах из приложения «Мой налог», чтобы убедиться, что о превышении лимита речь пока не идет.
Неприятность № 2. Комиссия банка
Это лишние расходы. Сейчас, к сожалению, очень редко какие банки проводят такие операции без комиссии.
Неприятность № 3. Претензии налоговой
Уже сейчас некоторые компании стали получать требования из ИФНС, в которых сообщается, что был зафиксирован факт расчетов с самозанятым, менее 2 лет назад работавшем в фирме. Налоговики просят доначислить налоги и пересдать отчеты.
Такие требования получают те, кто привлекает самозанятых, ранее уже оказывающих услуги по договору ГПХ. Налоговики видят, что эти люди были отражены в расчете по страховым взносам и делают поспешный вывод о возможном наличии трудового договора в прошлых периодах.
Подозрения придется развеивать — пояснить налоговикам, что отношения с данным гражданином ранее не носили трудового характера.
Расчеты с самозанятыми в 1С
По сути самозанятый для целей отражения расчетов с ним в 1С — это обычный контрагент.
Но вернемся к самозанятым. Ставшего плательщиком НПД бывшего договорника отражать в 1С: ЗУП уже не нужно, ведь никаких налогов и взносов по расчетам с ним не возникает. В зарплатных отчетах он, к счастью, тоже уже не фигурирует.
И вообще, теперь уже это не обычный «рядовой физик», а официально зарегистрированный представитель малого бизнеса, уплачивающий налоги сам за себя.
Поэтому расчеты с самозанятыми (как с обычными физлицами, так и с ИП) проводят в 1С: Бухгалтерии :
Как оформить договор с самозанятым лицом
Кто такие самозанятые лица и какие нормативные акты приняты для регулирования их деятельности
2019 год ознаменовался появлением в законодательстве новой экономической единицы — самозанятое лицо. С 2021 года налоговый режим для самозанятых действует на всей территории России. Первоначальный планируемый срок его реализации составляет 10 лет, т. е. продлится он без изменения ставок до 2028 года включительно. Деятельность самозанятых лиц регламентирует закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»…» от 27.11.2018 № 422-ФЗ.
Что же представляет собой самозанятое лицо?
Это физическое лицо в статусе ИП или без такового, оказывающее услуги (выполняющее работы, продающее товары) прочим физическим лицам, в т. ч. ИП, и юридическим лицам, зарегистрированное соответствующим образом в налоговой инспекции и уплачивающее с полученных доходов так называемый налог на профессиональный доход (далее — НПД) по ставке 4% или 6% — в зависимости от того, кем является покупатель/заказчик.
Самозанятые лица освобождены от уплаты НДФЛ, единого налога по УСН в части тех доходов, с которых уплачивается НПД.
НПД будут рассчитывать налоговики исходя из данных, поступающих через личный кабинет «Мой налог», и высылать уведомление налогоплательщикам. Сдача отчетности на этом режиме не предусмотрена.
Самозанятое лицо вправе не уплачивать фиксированные страховые взносы на ОПС и ОМС. Это положение касается и индивидуальных предпринимателей. Однако по желанию эти лица могут перечислять взносы, чтобы обеспечить себе страховую пенсию.
Как правильно составить договор между юридическим лицом и самозанятым (ИП и самозанятым)
Оказание услуг, выполнение работ, продажу товаров самозанятыми лицами можно оформлять договором. Особенно это касается ситуаций, когда самозанятые оказывают услуги хозяйствующим субъектам, ведь в бизнесе любые отношения подлежат письменному оформлению.
Стандартный договор между ИП и самозанятым на выполнение работ, оказание услуг (или между юрлицом и самозанятым) должен содержать:
При необходимости в текст договора с самозанятым можно включить прочие дополнительные условия.
На другие важные моменты, которые нужно учитывать при заключении договора с самозанятым, обратили внимание эксперты КонсультантПлюс:
Если у вас нет доступа к правовой системе, пробный полный доступ к К+ можно получить бесплатно.
Дополнительные условия и налоги в договоре с самозанятым лицом
Если ИП или юрлицо решит заключить гражданско-правовой договор с самозанятым лицом, то в нем желательно уточнить некоторые моменты, касающиеся уплаты налогов и страховых взносов.
Дело в том, что в общих случаях, принимая на работу физлиц без предпринимательского статуса, работодатель (компания или ИП) выступает в качестве налогового агента по НДФЛ и плательщика страховых взносов с выплат, произведенных в пользу работника.
Однако самозанятый уплачивает с доходов не НДФЛ, а налог на профдоход. В связи с этим компании/ИП не нужно рассчитывать и перечислять подоходный налог с выплат, производимых в пользу самозанятого лица. Кроме того, заказчик освобождается от обязанности уплачивать страховые взносы с указанных выплат. Но данные освобождения действуют лишь при получении соответствующего чека от самозанятого. Кстати, чек является одним из оснований для учета в расходах пробитых сумм.
Исходя из вышесказанного, желательно сделать в тексте договора для самозанятых граждан оговорку о том, что они являются плательщиками налога на профдоход. Также можно прописать их обязанность письменно сообщать компании/ИП о снятии с «самозанятого» учета с указанием сроков отправки такого сообщения и ответственности за его неотправку. Нелишним будет и включение в текст условия о санкциях, например компенсации НДФЛ, взносов, пеней, штрафов, которые свалятся на заказчика в случае неинформирования исполнителем об утере самозанятого статуса.
Итоги
Самозанятые лица — это физические лица без предпринимательского статуса. Они могут оказывать услуги, выполнять работы, продавать товары как простым физическим лицам, так и зарегистрированным в качестве ИП, а также юрлицам.
При взаимодействии с юрлицами и предпринимателями может потребоваться заключение договора, в котором кроме стандартных условий, соответствующих условиям договора гражданско-правового характера, желательно обговорить моменты, касающиеся именно деятельности самозанятого. Среди них: уплата последним налога на профдоход, получение от него чека при осуществлении расчетов, отсутствие обязанности у заказчика уплачивать страховые взносы.