договор с самозанятым водителем экспедитором
Договор с самозанятым водителем экспедитором
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Формально в рассматриваемой ситуации можно использовать услуги самозанятого гражданина (его доходы не облагаются НДФЛ и страховыми взносами), если с этим физическим лицом у организации не было трудовых отношений в последние два года.
Вместе с тем полагаем, что заключение договора с водителем бурильной установки в статусе самозанятого содержит существенный риск переквалификации данного гражданско-правового договора в трудовой, с соответствующим пересчетом налоговых обязательств организации (работодателя).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Организация планирует заключать с физическими лицами (резиденты РФ, не имеют статуса ИП) договоры гражданско-правового характера (подрядные работы) вместо трудовых договоров. Каковы отличия при налогообложении (в части НДФЛ и страховых взносов) трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера? Каковы налоговые риски? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2019 г.)
— Вопрос: Что является подтверждением произведенных расходов при расчетах с самозанятыми для юридических лиц или ИП, кроме чека, полученного от самозанятого? Некоторые источники утверждают, что это должен быть ГПД. Но сразу возникнет база для начисления НДФЛ и взносов. Есть ли официальные рекомендации по поводу необходимости иметь договор с самозанятым? Каким он должен быть? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2019 г.)
— Сколько самозанятых может привлекать компания, и как доказывать в суде необходимость именно этой формы трудоустройства? (И. Симич, журнал «Административное право», N 3, III квартал 2019 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Энциклопедия решений. Налогообложение самозанятых лиц.
*(2) Следует также отметить, что согласно ч. 2 ст. 15 ТК РФ заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
*(3) Исключением из этого правила является ситуация, когда самозанятое лицо в процессе исполнения договора утрачивает свой статус. В этом случае с указанной даты (даты снятия с регистрации в качестве самозанятого, даты превышения максимального дохода) организация-заказчик должна удержать с дохода физлица НДФЛ и исчислить страховые взносы (п. 10 письма ФНС России от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).
*(4) По вопросу переквалификации гражданско-правовых договоров с физическими лицами в трудовые рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом: Энциклопедия решений. Отличие трудового договора от договора подряда и иных гражданско-правовых договоров.
Правовой договор на оказание Транспортных услуг при работе с Самозанятым
Область транспортных услуг охватывает деятельность многих организаций и включает в себя перевозку грузов, пассажиров, экспедиционные услуги и пр.
Договор на оказание транспортных услуг является основным документом при сопровождении такого рода сделки. Согласно норм действующего законодательства одной из сторон договора, в нашем случаем Исполнителем, может выступать Самозанятый ИПэшник.
Да, именно Индивидуальный предприниматель, перешедший на специальный налоговый режим может осуществлять грузоперевозки. Ведь в п. 13 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ говориться о том, что данный вид услуги могут оказывать только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Грамотное заключение контракта между Заказчиком и Исполнителем гарантирует соблюдение условий сотрудничества сторонами, защищает их интересы, регулирует правовые отношения.
Документальный образец в 2021 году
Составляете договор впервые? Боитесь ошибиться?, читайте материал до конца.
О законе
Напомним, Самозанятые — это физические лицо (в том числе индивидуальные предприниматели), ведущее определенный вид деятельности самостоятельно, без привлечения наемных работников и зарегистрированные в установленном законом порядке.
Договор с Самозанятым гражданином на оказание транспортных услуг регулируется теми же нормами, что и обычная гражданско-правовая сделка. Гражданский кодекс не содержит особых правил для его оформления, кроме соответствия общим нормам заполнения договорной документации.
Хранить документ после закрытия сделки полагается не менее 5 лет.
Кто и когда составляет или выдает
Законодательством не установлено, какая из сторон должна заниматься оформлением договора на грузоперевозку. На практике, в большинстве случаев, составлением документа занимается Исполнитель. Это оправдано тем, что у этой стороны имеется опыт в сфере договоренностей и знание специфики. Заказчик также вправе взять на себя эту обязанность и внести свои предложения в соглашение.
Составлением соглашения на предприятии может заниматься как специализированный отдел, так и уполномоченный работник в профильном подразделении. Все зависит от уровня организации и масштаба предприятия.
Перед тем как подписать, договор тщательно изучает главный бухгалтер, юрист, финансист, директор, служба безопасности и другие уполномоченные лица. Самозанятый, в свою очередь, может самостоятельно изучить документ, или привлечь для этих целей юриста.
Право подписи договора имеют руководитель организации, на основании устава, либо другие лица при наличии уполномочиваемых документов.
Правила составления
Унифицированной формы договора с Самозанятым закон не предусматривает. Предприятие или предприниматель могут самостоятельно разработать собственный бланк соглашения или, используя типовой образец, добавить условия, отражающие характер сделки. Документ должен содержать пункты соответствующие общим нормам заполнения договорной документации.
Как известно юридическую значимость документу придают правильно заполненные реквизиты. Ниже перечислены обязательные атрибуты для заполнения:
Печать предприятия ставится всегда. Исключения — ИП (если не использовалась при регистрации) и физические лица.
С учетом того, что сделка совершается с Самозанятым, некоторые разделы договора подлежат дополнению. Основные пункты рассмотрим ниже.
«Самозанятых перевозчиков не бывает!» 09:10, 16 октября 2020 Версия для печати
Подходит ли новый налоговый режим для автоперевозчиков и какие подводные камни ждут водителей, решивших его использовать?
Сегодня налоговый режим для самозанятых (налог на профессиональный доход, НПД) действует на всей территории России. Он позволяет предпринимателям платить налоги по упрощенной схеме. Самозанятые граждане не сдают налоговую отчетность, им не нужен кассовый аппарат, а регистрация проще, чем в качестве ИП. При этом доход за год не должен превышать 2,4 млн рублей; запрещается использовать труд наёмных работников.
Налог для самозанятых – 4% от дохода, если за услуги платят физические лица и 6%, если контрагенты – юридические лица или индивидуальные предприниматели.
Зарегистрироваться в качестве самозанятого и оплатить налоги можно через приложение. Новый налоговый режим пользуется популярностью: им воспользовалось уже более миллиона россиян.
Нужен ли этот режим перевозчикам?
СМИ активно освещали события, связанные с новым налоговым режимом. Вот несколько преимуществ, которыми теоретически могут воспользоваться владельцы грузовиков, выбравшие НПД.
При этом у нового налогового режима есть и объективные минусы:
Мнение экспертов
Чтобы выяснить, подходит ли этот налоговый режим для водителей-частников мы побеседовали с экспертами и юристами. По мнению координатора ассоциации «Дальнобойщик» Валерия Войтко, граждане, выбравшие налог на профессиональный доход, в автоперевозках работать не могут.
— Самозанятых автоперевозчиков не бывает! Грузоперевозки автомобильным транспортом возможны, если они осуществляются субъектом бизнеса: юрлицом или ИП. Это сказано в Уставе автомобильного транспорта, в Правилах перевозки грузов и в Гражданском кодексе. Слова «самозанятый» в этих документах нет! – заявил наш собеседник.
Валерий Войтко отмечает, что перевозчики, выбравшие НПД, фактически являются «чёрными» перевозчиками и уходят от налогов – вне зависимости от того, осознанно они так поступают или нет.
— Формально грузоперевозки являются вполне легальным видом деятельности самозанятого лица, – пояснил нам Управляющий Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» Роман Образцов. – Но есть одно противоречие. Согласно 152 приказу Минтранса, водитель должен иметь при себе путевой лист.
Но путевой лист выдаётся юрлицом или ИП, а самозанятый не попадает ни под одно из этих определений.
Юрлицо в качестве сопроводительного документа предоставляет самозанятому перевозчику транспортную и товарную накладные на перемещаемые ценности. Когда заказчиком услуг является физическое лицо, исполнителю придётся совершать рейс без сопроводительной документации, что неприемлемо с точки зрения проверяющих органов (например, ГИБДД).
О пробелах в транспортном законодательстве говорит и руководитель юридической компании «Богатов Групп» Сергей Богатов.
— Это очень неблагодарная тема: в законодательстве много дыр, а судебной практики пока нет, – отмечает юрист.
— Я не согласен с тем, что перевозчики, регистрируясь в качестве самозанятых, нарушают закон; новый налоговый режим был введён в качестве эксперимента и государство само разрешило так работать.
Эксперт отмечает, что во многих нормативных документах граждане, выбравшие самозанятость, не упоминаются. К примеру, в КоАП предусмотрены штрафы для физических лиц, ИП и компаний. Возникает вопрос: какие санкции следует применять в отношении нарушивших закон самозанятых?
— По логике, граждане, выбравшие НПД, признаются физлицами, и взаимоотношения с ними необходимо выстраивать как с физлицами, а не как с ИП. Но я знаком с ситуациями, когда они несли ответственность как индивидуальные предприниматели. В то же время у меня есть два контрагента, которым я плачу как самозанятым, и банк проводит платежи как переводы частным лицам.
По мнению Сергея Богатова, главное несоответствие кроется в самой сути понятия самозанятого. Законодательство рассматривает его как обычного гражданина, который платит меньше налогов, но по сути самозанятый занимается именно предпринимательской деятельностью.
Новый налоговый режим на сегодняшний нельзя назвать оптимальным для перевозчиков с небольшим уровнем дохода из-за пробелов в законодательстве, а по мнению некоторых экспертов его и вовсе нельзя использовать в сфере автоперевозок. Вполне вероятно, что уже в обозримом будущем пробелы будут устранены. Но пока этого не произошло, перевозчики могут регистрироваться в качестве самозанятых на свой страх и риск: узнать, какие штрафы будут выписаны за банальные нарушения ПДД и какую позицию займёт суд в ходе разбирательств можно будет только постфактум.
Договор с самозанятым водителем экспедитором
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В настоящее время для применения самозанятым гражданином специального налогового режима Налог на профессиональный доход в отношении грузоперевозок необходимо быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.
Если организация примет решение заключить договор перевозки с плательщиком НПД, то, кроме чека, у заказчика должна быть и транспортная накладная. Акт оказания услуг (выполнения работ), исходя из разъяснений ФНС России, можно не оформлять.
Законодательством установлен запрет на перевозку груза без оформления путевого листа на транспортное средство. В связи с этим полагаем, что при заключении договора перевозки такой документ надлежит оформить и самозанятому лицу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Договор с самозанятым на оказание услуг по управлению ТС и экспедированию груза
Организация А (ООО) заключила договор с Б (ООО) на оказание услуг по перевозке их груза по заявкам.
У организации А есть арендованный транспорт, но нет водителя
Законно ли привлечение САМОЗАНЯТОГО под предлогом «оказания услуг по управлению и экспедированию» на нашем ТС?
Официально трудоустраивать водителя неудобно, тк нет стабильной и ежедневной загруженности (в месяц 10-15 дней занятости)
Даже если мы будем оплачивать Самозанятому за каждый его рейс (образно 1км = 3руб), все равно можно квалифицировать как трудовые отношения?
Законно ли привлечение САМОЗАНЯТОГО под предлогом «оказания услуг по управлению и экспедированию» на нашем ТС?
Формально в рассматриваемой ситуации можно использовать услуги самозанятого гражданина, если с этим физическим лицом у организации не было трудовых отношений в последние два года.
При этом, есть риски переквалификации договора в трудовой.
НА самом деле грань очень тонкая.
Согласно ч. 4 ст. 11 ТК РФ что если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в установленном порядке признаны трудовыми отношениями, к ним применяются положения трудового законодательства.
Соответственно, выплаты и иные вознаграждения, производимые физическому лицу по Договору, будут подлежать обложению страховыми взносами, в том числе и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в общеустановленном порядке
Есть признаки, что отношения между сторонами по существу являются трудовыми и лишь прикрываются таким договором:
— выполнение работы в течение всего срока действия договора, отвечающего признакам трудовой функции (вместо определенной работы, результат которой сдается заказчику) — в данном случае как раз он может быть водителем.
— подчинение работника (формально именуемого Исполнителем/Грузоперевозчиком) распоряжениям работодателя и правилам внутреннего трудового распорядка),
— получение вознаграждения за работу периодически и вне зависимости от объема и характера работы.
Безусловно, при составлении договора можно снизить риски. Необходимо, чтобы отсутствовали обязательные для включения в трудовой договор условия о месте работы, характере работы, о должности работника и его трудовой функции, режиме его рабочего времени и времени отдыха, перечень трудовых обязанностей, обязанности работодателя по обеспечению условий труда, предоставлению оплачиваемого отпуска, выплате заработной платы в установленные сроки в соответствии с требованиями трудового законодательства, условий, обязывающих исполнителя подчиняться распоряжениям заказчика, который вправе по условиям договора только оценивать ход исполнения договора и качество оказываемых исполнителем услуг.Кроме того, из электронной переписки и фактических обстоятельств аналогично, не должно следовать указанных признаков. Только в этом случае трудовые отношения могут не признать.
все равно можно квалифицировать как трудовые отношения?
Риски в этом всегда есть.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 года № 597-О-О суды общей юрисдикции, разрешая споры о признании сложившихся отношений между работодателем и работником трудовыми либо гражданско-правовыми, должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в статьях 15 и 56 ТК РФ.
Т.е. суд будет исходить не только из того, что написано в договоре, но из фактических обстоятельств.
Каждая сторона при наличии судебного спора будет предоставлять доказательства. Суд их оценит. На этот счет (вопроса) есть как положительная практика, так и отрицательная практика.
Если вас такие обстоятельства устраивают, то вы вправе составить договор ГПХ, при этом как ранее пояснил, что для снижения рисков, лучше, чтобы составил документов юрист.