договор с ютубом о рекламе
Выстраиваем сотрудничество с блогером без штрафов и потерь
Партнер юридического партнерства «Курсив»
специально для ГАРАНТ.РУ
Блогерам сегодня доверяют, возможно, больше, чем телевидению, радио, газетам и другим традиционным СМИ. Реклама у них дешевле, чем на некоторых других площадках, особенно, если выбрать блогера с небольшой и качественной аудиторией. У него размер аудитории зачастую выше, чем у популярного СМИ. Поэтому крупные международные и локальные компании, личности-бренды и эксперты покупают рекламу у блогеров. Сделать это можно как лично у них, так и через рекламное агентство.
Блогеры-индивидуалы не заключают договоры, а агентства, предоставляющие их услуги от своего лица, не гарантируют, что блогер выпустит рекламу в срок и выставит рекламодателя в нужном свете. Блогеры выпускают рекламу в нетоповое время, их лайкают «арабы», подписчики накручены, оплату принимают «помощники» блогеров и пропадают. Это только часть проблем, с которой сталкиваются рекламодатели в социальных сетях.
К ним добавляются риски штрафов за нарушение Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» и компенсаций за нарушение исключительных прав на интеллектуальную собственность. В первом случае ФАС России может оштрафовать юридическое лицо рекламодателя на сумму от 100 тыс. до 800 тыс. руб. (ст. 14.3 КоАП). Во втором случае правообладатель фотографии, музыки или видео из рекламы вправе потребовать от рекламодателя компенсацию в размере от 10 тыс. до 5 млн руб., а иногда больше (ст. 1301 Гражданского кодекса).
Так, например, реклама вина в новостном блоге Новороссийска в Инстаграме была признана незаконной, потому что в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» запрещена реклама алкоголя в Интернете (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 11 января 2019 г. № 311). Рекламодатель вина должен знать требования к рекламе его продукции, но на практике так происходит не всегда. Традиционные СМИ имеют, как правило, юристов, которые проверяют рекламу на соответствие законодательству. А вот блогеры не имеют ни юристов, ни юридического образования, чтобы проводить такую проверку.
В другой истории владелец бренда уличной одежды заплатил 63 720 руб. компенсации за использование в рекламе бренда в социальной сети «ВКонтакте» фотографии без разрешения автора, которую он взял из блога какого-то фотографа в Инстаграме (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 8 апреля 2019 г. № 33-8007/2019 по делу № 2-863/2018).
Грамотное оформление договоренностей по рекламе в блогах способно снизить описанные выше риски. На мой взгляд, оно предполагает:
Стороны заключают договор возмездного оказания услуг в письменной форме, даже когда у блогера «нет принтера», чтобы распечатать договор;
Содержание договора закрывает риски рекламодателя и предусматривает последствия их наступления.
Давайте рассмотрим способы, как оформить договоренности по рекламе у блогеров.
Как заключить договор с блогером или агентством?
Классический обмен оригиналами подписанных договоров может показаться слишком трудным для блогера, например, если он живет в другом регионе или не знаком с документооборотом компаний. Поэтому в качестве альтернативы предлагаю рассмотреть два варианта:
обмен сканами подписанных договоров по электронной почте;
подписание договора в специальных сервисах – DocuSign, HelloSign, AdobeSign.
Для первого варианта понадобится узаконить обмен сканами по электронной почте. Чтобы сделать это:
Добавьте в договор пункт о законности переписки, например, такого содержания:
«Переписка по адресам E-mail, указанным в договоре, имеет силу простой электронной подписи и равнозначна бумажным документам с личными подписями сторон»;
Укажите в договоре адреса E-mail и номеров телефонов обеих сторон;
Вставьте в договор заверения:
«Любые сообщения и документы, в том числе договор, отправленные с адресов электронной почты и/или номеров телефонов, указанных в договоре, являются исходящими от надлежащим образом уполномоченных представителей сторон. Настоящие заверения действуют и в том случае, когда сообщения не содержат сведений об отправителе».
Используйте для переписки E-mail и телефоны (если переписка будет вестись в мессенджерах, не забудьте в договоре указать их конкретные названия, где будете согласовывать материалы по размещению рекламы).
Для второго варианта не нужны ни сканер, ни принтер, только доступ к Интернету, что обычно есть у блогера, и авторизация в одном из специальных сервисов электронного подписания документов. Это платные сервисы, но есть ограниченный бесплатный функционал, дающий, например, возможность подписать бесплатно до 3 документов в месяц.
С позиции закона этот вариант жизнеспособен и имеет юридическую силу на основании абз. 2 п. 1 ст. 160 ГК РФ. Согласно указанному пункту, письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю.
Вне зависимости от выбранного варианта заключения договора рекомендуем перед его подписанием и оплатой рекламы проверить блогера или агентство на надежность https://www.garant.ru/article/511892/: действительность паспорта блогера, полномочия подписанта от имени агентства и т.д.
Что предусмотреть в договоре с блогером или агентством, чтобы он защищал рекламодателя?
Прежде всего, это обязанности, гарантии блогера или агентства и последствия их несоблюдения.
Отношения между рекламодателем и блогером оформляются договором возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ).
Во-первых, в нем должны быть условия размещения рекламы:
Дата(ы), время размещения рекламы, формат рекламного материала.
Договоренности о том, кто создает текст рекламы, картинку, сценарий для аудио- или видеорекламы, сами аудио- или видеоролики: блогер или рекламодатель.
Срок, когда блогер может (или должен) удалить рекламу.
Цена, порядок оплаты.
Если предполагается оплата на карту «помощника» блогера, в договоре стоит зафиксировать, что блогер (или агентство) просит произвести оплату третьему лицу и указать реквизиты третьего лица для оплаты.
Порядок согласования рекламных материалов. В какие сроки, куда направляется рекламный материал, обязаны ли обе стороны согласовать его содержание до даты размещения и в какие сроки. Дополнительно можно указать, если рекламу разрабатывает блогер, сколько раз можно ее переделывать/доделывать.
Во-вторых, полезно предусмотреть в договоре гарантии, что блог принадлежит блогеру, у блогера есть доступ к логину и паролю блога и возможность разместить рекламу.
В-третьих, важно установить в договоре ответственность блогера, если реклама не будет размещена в срок или в согласованном виде. Это может быть штраф, неустойка и т.п.
В-четвертых, рекламный материал – это результат интеллектуальной деятельности. Если рекламный материал создается блогером, и рекламодатель хотел бы использовать его вне аккаунта блогера, важно договориться о передаче рекламодателю права использования рекламы в том же договоре – да. Например, предусмотреть, что блогер отчуждает исключительные права на рекламу рекламодателю. Дополнительно нужно определить вознаграждение блогера за передачу права использования результата интеллектуальной собственности. Для этого можно договориться, что стоимость услуг блогера включает вознаграждение за отчуждение исключительных прав. Отразить в договоре это условие можно, например, так:
«Исполнитель отчуждает Заказчику исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении задания по Договору, в полном объеме с момента подписания Акта сдачи-приемки услуг, в рамках которых они созданы.
Стоимость услуг включает вознаграждение за отчуждаемые исключительные права на передаваемые результаты интеллектуальной деятельности».
В-пятых, в договоре стоит предусмотреть гарантию блогера, что созданные им рекламные материалы соответствуют закону о рекламе и не нарушают права интеллектуальной собственности третьих лиц. И в случае предъявления претензий со стороны третьих лиц или госорганов к рекламодателю блогер возмещает имущественные потери, убытки рекламодателя, которые возникли по его вине.
При заказе рекламы у блогера через агентство рекламодатель и агентство могут заключить агентский договор (ст. 1005 ГК РФ) или также договор возмездного оказания услуг, для которого важно предусмотреть перечисленные выше аспекты. В случае оформления агентского договора для рекламодателя выгоднее построить его по типу договору комиссии, где нести обязанности перед блогером будет агентство, а не рекламодатель.
В-шестых, дополнительные обязанности блогера кроме размещения рекламы: обязанность отвечать на комментарии под постом, обязанность привлекать рекламодателя к ответам на негативные комментарии в такой-то срок и т.п.
Итак, повторюсь, самое важное для безоблачной работы с блогером – это грамотно составленный договор, который защищает от рисков при соблюдении трех условий:
Что безопаснее: блогер-индивидуал или агентство?
Единого ответа нет, зависит от бизнес-задач, которые решаются рекламой у блогера.
Если важно подтвердить расходы на рекламу перед налоговой инспекцией, выгоднее работать с тем, кто подписывает договор, неважно – блогер это или агентство.
Если важнее подтверждения расходов на рекламу получить гарантии выхода рекламы в срок и в нужном виде, работаем с тем, кто дает больше гарантий, а гарантии тоже прописываются в договоре.
Как заключить партнерку с YouTube и начать зарабатывать?
Иначе говоря, партнерство с YouTube — это способ получить доход от контекстной рекламы, не имея собственного сайта, а также увеличить количество просмотров с помощью эффективных инструментов, предоставляемых сервисом:
Немного истории
YouTube доступен в 43 станах мира, его интерфейс переведен на 60 языков. Каждый месяц пользователи YouTube просматривают 3 миллиарда часов видео. Ежемесячная аудитория — 800 миллионов уникальных посетителей. Годовой доход сотен партнеров ресурса представлен шестизначными числами.
Можно ли стать партнером YouTube?
Еще совсем недавно в России стать партнерами YouTube могли только юридические лица. Сегодня простые пользователи наряду с крупными компаниями могут в статусе партнеров создавать и выкладывать видеоролики:
Как сделать пратнерку на YouTube – главные условия:
Отключение монетизации канала происходит, если без разрешения продюсеров или авторов ( представленного в письменном виде ):
Как получить доход от старых видеороликов?
От видео размещенных до того как вы решили заключить партнерку с YouTube также можно также получать доход. Для этого нужно включить в них рекламу.
Пошаговая инструкция, как это сделать:
Как получить партнерку на YouTube, если вы проживаете в странах СНГ?
Как подключить партнерку на YouTube жителям России, Украины, Италии и Турции? Для этого необходимо подавать соответствующую заявку. На ее рассмотрение может уйти много времени. Однако есть лазейка, позволяющая ускорить этот процесс.
Преимущества партнерки YouTube
Недостатки партнерства с YouTube
Перед тем как заключить партнерку с Youtube, стоит проанализировать слабые стороны. К ним относятся:
Монетизация канала через медиа-сети, сертифицированные YouTube
Медиа-сети – юридические гиганты, подключающие значительно число каналов, тем самым создавая сети. Цель их деятельности – монетизация контента, размещенного на каналах. Размер комиссионных, которые медиа-сеть возьмет с вашего дохода, составляет 20-50%. При этом на канале будет отображаться более релевантная реклама, которая, скорее всего, обеспечит больше откликов и полных воспроизведений видео, тем самым увеличивая доход. Вместе с тем после вычета комиссионных он, скорее всего, не уменьшится в сравнение с прямой партнеркой Youtube:
Преимущества работы через медиа-сети:
Партнерство с YouTube – а стоит ли?
Уделяя своему каналу или каналам достаточно внимания, вы быстро нарастите аудиторию и, возможно, очень скоро вам начнут поступать предложения о сотрудничестве. В этой ситуации вы будете тем, кто выбирает, а не тем, кого выбирают.
Также вы можете работать через медиа-сети, которые обеспечивают монетизацию любого контента, более удобный вывод денег и более качественную техническую поддержку. Как подключить партнерку на YouTube напрямую или через медиа-сети – решать только вам.
Как платить налог с монетизации на «Ютубе»?
Я веду свой видеоблог на «Ютубе». Недавно достиг отметки, при которой можно включать встроенную монетизацию. Деньги потом выводятся через «Адсенс». Как платить с них налоги?
Я видел в Т—Ж статью про налоги с донатов. Я же говорю про доход от монетизации: «Ютуб» платит блогеру за то, что показывает рекламу в его видеороликах. Получается, с этого надо платить налоги.
Могу ли я платить их как самозанятый? Но как тогда это оформить? Выписывать чеки «Ютубу»? Или «Ютуб» уже все налоги заплатил?
Что такое встроенная монетизация на «Ютубе»
Чтобы зарабатывать на «Ютубе», нужно набрать минимум тысячу подписчиков и четыре тысячи часов просмотров за год. После одобрения заявки на участие в партнерской программе в ваших видео начнут показывать рекламу.
«Ютуб» платит владельцу канала не за просмотры его видео, а за переходы по ссылке на рекламируемый продукт или просмотры рекламного ролика. Доход зависит от тематики, региона проживания зрителей, оптимизации, качества и частоты публикации контента.
Участие в партнерской программе — это только один из способов монетизации. Еще есть суперчаты, прямая реклама, спонсорство, раздел с сувенирной продукцией. О том, как зарабатывать на «Ютубе» мы уже рассказывали.
Как победить выгорание
Как платить налог с доходов от монетизации
В России нет законов, которые регулируют работу влогеров. Но получение дохода от монетизации канала считается предпринимательской деятельностью, за которую нужно отчитываться и платить налоги. Эта обязанность лежит на вас. «Ютуб» с рекламных доходов влогеров ничего не платит.
На предпринимательство указывают такие признаки:
Даже если вы ведете видеоблог для творчества, но при этом включаете платный показ рекламы, вы предприниматель. На начальном этапе заработок, скорее всего, будет небольшим, но даже с него по закону нужно заплатить налог.
Вам не нужно открывать ИП или платить 13% НДФЛ — достаточно стать самозанятым, то есть плательщиком НПД. Видеоблогерам это разрешено. Но есть условия:
Налоговая ставка составит 6% от доходов от монетизации, так как «Ютуб» — юридическое лицо. А первое время из-за налогового вычета для самозанятых ставка будет даже меньше — 4%. Если дохода не будет, то платить налог не придется.
Для регистрации самозанятости достаточно установить мобильное приложение «Мой налог». Влогерства в перечне доступных видов деятельности нет, но есть похожие: «Фото, видео, печать», «Информационные услуги». Вообще, в законе нет ограничений по количеству видов деятельности, которые может вести плательщик НПД. Например, вы можете одновременно быть видеооператором, поваром и парикмахером.
«Ютуб» — американская компания. Самозанятым не запрещено получать доход от иностранных заказчиков. Главное — быть гражданином России, Беларуси, Киргизии, Армении или Казахстана.
Письмо Минфина от 05.09.2019 № 03-11-11/68560 PDF, 48 КБ
При добавлении дохода в приложении «Мой налог» ИНН иностранной организации указывать не нужно.
Как формировать и куда передавать чек из приложения
Деньги от «Гугл-адсенс» будут приходить на ваш счет раз в месяц в долларах США. В день получения нужно сформировать чек в приложении «Мой налог»: полученную сумму нужно перевести в рубли по официальному курсу ЦБ и уже ее ввести в приложении для расчета налога.
Но в «Гугл-адсенс» ничего не знают про самозанятость, поэтому схемы приема чеков у них нет. Более того, как мне сказали в службе поддержки, никаких чеков присылать им не нужно, поскольку по условиям использования вы не оказываете, а получаете услуги от них. За всеми разъяснениями по вопросам уплаты налогов советуют обращаться в ФНС России.
Вам и не нужно добиваться, чтобы чек приняли, рассмотрели или провели через бухгалтерию. Главное — сформировать его в принципе и попытаться передать его заказчику: ответственности за неотправку чека нет.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
По мелочам беспокоиться думаю не стоит.
Деньги просто перечисляются тебе на карточку и всё. Мелкие суммы никого не заинтересуют, а т.к блог только создан, суммы будут мелкие
как раз недавно гугл обновил правила, теперь все должны заполнить налоговую информацию, чтобы избежать двойного налогообложения. но я еще не до конца разобрался.
Самым оптимальным вариантом для контентмейкера являются всякие Патреоны и их аналоги (отечественный boosty, например), а так же сбор на стримах при помощи donation alerts итп. НЕ ПРИ ПОМОЩИ ПЛАТНЫХ СООБЩЕНИЙ В ЧАТЕ! С них гугл забирает 50% (для сравнения: DA берет до 6).
Как зарабатывать на «Ютубе»
И сколько вообще можно заработать
Создать канал на «Ютубе» — дело нескольких минут, а раскрутить его и стать знаменитым — дело нескольких лет, а иногда и всей жизни.
Я развивала свой видеоигровой канал на «Ютубе» несколько лет, но забросила, потому что на него стало уходить слишком много времени. А мои друзья продолжили развивать свои каналы, и теперь у них десятки тысяч подписчиков и стабильный доход.
Я не расскажу, как правильно снимать и монтировать видео, чтобы стать звездой «Ютуба». Зато помогу разобраться, как работает самый популярный видеохостинг и сложно ли на нем зарабатывать.
Плюсы и минусы работы на «Ютубе»
Сколько можно зарабатывать
Как и в любой творческой деятельности, на «Ютубе» нет нижней и верхней границы заработка. Чтобы начать хоть что-то зарабатывать, придется вложить много времени, сил и денег на раскрутку своего канала. Но это может с лихвой окупиться.
По моему опыту, каналы начинают нормально зарабатывать после того, как наберут 100 тысяч подписчиков, — к владельцам таких каналов начинают обращаться с предложениями разместить рекламу. По самым грубым подсчетам, каждая тысяча подписчиков приносит владельцу канала минимум 100 Р в месяц.
Сколько зарабатывают блогеры. По данным журнала «Форбс», в 2019 году самым успешным российским видеоблогером стал Wylsacom. С рекламы на своем канале про технику он заработал 2,7 млн долларов. Популярный журналист Юрий Дудь заработал почти вдвое меньше — 1,4 млн долларов.
Блогеры, на которых подписан хотя бы миллион человек, в интервью говорят, что им хватает на приличную жизнь в Москве или Санкт-Петербурге. Точные цифры почти никто не сообщает, так как блогеры в основном живут на деньги рекламодателей, которые просят не разглашать детали договоров.
От чего зависит заработок
Денежность ниши. Зачастую платежеспособность аудитории важнее ее размера. На каналах с детскими мультиками десятки миллионов подписчиков, но рекламодатель, скорее всего, пойдет на канал про инвестиции, у которого 10 тысяч подписчиков.
Такая же ситуация с контекстной рекламой: чем платежеспособней зрители, тем больше владельцу канала заплатят за показ или клик.
Ниши с дорогой рекламой:
Ниши с дешевой рекламой:
Качество видеороликов. Чтобы привлечь зрителей на канал, необязательно иметь профессиональную камеру и дорогой микрофон. Современные смартфоны снимают достаточно качественно, на них же можно достойно обработать видео.
Главное — следить за тем, чтобы у видео не было технического брака: искажений звука, эха, расфокусированного изображения. На мой взгляд, качество звука даже важнее качества изображения: многие люди ставят ролик на фон и не особо смотрят на экран.
Если вы разбираетесь в том, о чем рассказываете, общаетесь с аудиторией и придумываете интересные форматы, это даст вам большее преимущество, чем освещение или монтаж.
Подбор сео-ключей. Сео-ключи — это запросы, по которым зрители чаще всего ищут ролики. Вы можете назвать свой ролик «История древнего ордена из „Звездных войн“», но, скорее всего, зрители будут писать в поисковой строке просто «История джедаев».
На «Ютубе» ключи называются тегами. Чтобы ваш видеоролик появился в поиске и рекомендациях, нужно грамотно подбирать теги, когда будете заливать файл на «Ютуб». Если вы выкладываете прохождение игры, поставьте в тегах название на нескольких языках, жанр игры и год ее выпуска.
Мои знакомые блогеры утверждают, что грамотный подбор тегов не гарантирует успех. Порой популярными становились ролики, для которых они вообще не ставили теги. Другие же невозможно найти через поиск даже по названию.
Регулярность обновления канала. Регулярность выхода новых видео зависит от загруженности автора и качества контента. Ролик с забавными моментами из игры можно сделать за день, а блог из путешествия придется монтировать неделю.
По моим наблюдениям, регулярность выпуска сильно влияет на просмотры. Если вы выпускаете ролики каждый день, а потом делаете перерыв на неделю, то, скорее всего, просмотры упадут и будут несколько месяцев восстанавливаться до прежних значений.
Если вы планируете уйти в отпуск, лучше заранее составить план выпуска, сделать видео и настроить отложенный выпуск в «Ютубе». Для этого загрузите видео и на вкладке «Параметры доступа» выберите «Запланировать публикацию».
На доход от рекламной интеграции просмотры влияют лишь косвенно. Если вас попросили за 5000 Р прорекламировать мобильную игру, то вам заплатят 5000 Р вне зависимости от количества просмотров. Но чем больше просмотров на ролике, тем больше шансов, что рекламодателю понравится результат и он вернется с новым предложением.
Качество монетизации. Если видео соответствует правилам монетизации, «Ютуб» будет показывать в нем рекламу. За это он поделится частью прибыли с автором.
Если алгоритмы «Ютуба» посчитают, что размещение рекламы в ролике неприемлемо для рекламодателей, то монетизацию отключат и автор ничего не заработает. Например, монетизацию отключат, если видео содержит шокирующие кадры или конспирологические теории.
Способы заработка
Прямая реклама в видеороликах. Это один из основных способов заработка для ютуберов. Рекламодатель просит автора видео рассказать про свой продукт и платит за это деньги. Сумма зависит от количества подписчиков, просмотров и тематики канала.
Обычно рекламодатели обращают внимание на каналы, у которых больше 100 тысяч подписчиков — рекламодателю легче один раз договориться с владельцем такого канала, чем договариваться с десятью владельцами каналов поменьше.
Следите за своей репутацией и не гонитесь за прибылью: если вы согласитесь на рекламу сомнительного финансового проекта, вряд ли к вам в будущем придет с рекламой банк.
Если у вас узкоспециализированный канал, например про настольные игры, попробуйте выйти на рекламодателей самостоятельно: напишите в магазины или производителям настольных игр, расскажите про свой канал и предложите посотрудничать.
И главное — не забудьте оставить контакты в описании канала, чтобы с вами могли связаться рекламодатели. Вы не представляете, сколько историй «почему мне никто не пишет по поводу рекламы» я слышала от людей, которые не добавили в описание свою почту.
Контекстная реклама Google Adsense. Наверняка вы видели рекламные видео перед роликами на «Ютубе». Рекламодатели размещают их через рекламную сеть Google Adsense, а «Ютуб» решает, что и кому показать.
Чтобы блогер получил вознаграждение, зритель должен посмотреть рекламу до конца либо хотя бы 30 секунд, если рекламный ролик длинный. Причем 45% от суммы, которую заплатил рекламодатель, «Ютуб» заберет себе.
Зрителям с подпиской «Ютуб-премиум» сервис рекламу не показывает. В качестве компенсации «Ютуб» платит авторам за каждый просмотр видео зрителем с такой подпиской.
Партнерские программы. Существуют различные агентства, которые предлагают ютуберам подписать партнерское соглашение. За это они будут брать еще 20—30% в дополнение к тому, что уже забрал «Ютуб». Взамен агентства предлагают помощь в раскрутке, обучение, техническую поддержку и обещают всячески упростить жизнь начинающего создателя контента.
Не могу однозначно посоветовать, стоит подключаться к партнерской сети или нет. Я слышала множество положительных и отрицательных отзывов. Одни говорят, что партнерка просто забирает деньги и ничего не делает, другие заявляют, что не смогли бы раскрутить канал без ее помощи. Думаю, все зависит от условий и качества работы конкретной партнерской сети, так что внимательно изучайте отзывы, прежде чем подписывать договор.
Продажа своих товаров или услуг. Канал на «Ютубе» поможет с привлечением клиентов. Если вы занимаетесь рукоделием, то можете записывать обучающие ролики, рассказывая в них о своих поделках. Если вы массажист — можете делиться интересными фактами о массаже и приглашать людей к себе на сеанс.
С помощью канала я продаю уроки живописи
По профессии я учитель рисования и за 20 лет стажа создала собственную методику обучения. У меня всегда было много учеников в офлайне, но хотелось давать что-то и тем, кто хочет научиться рисовать, но не может ходить на курсы очно. Для этого я завела свой канал на «Ютубе».
На первых роликах я пробовала, что заходит, а что нет. Длинные уроки заходили неважно, а вот короткие — лучше. Помимо практики рисования еще рассказывала, как правильно подбирать материал и с ним работать. Например, как выбирать кисточки, смешивать краску и правильно точить карандаши. В материале шла от простого к сложному.
Чтобы база подписчиков росла быстрее, я делала сезонные ролики. Например, зимой записывала урок о том, как нарисовать елку, весной — сирень или мимозу к празднику. Постепенно я поняла, что нужно улучшать качество видео, которое выкладываю на канал, и четко знать свою целевую аудиторию. Тогда легче понять, что рисовать ей нравится больше всего. Поскольку я художник, а не маркетолог, пришлось пройти специальные курсы.
Где-то спустя полтора года я начала записывать платные уроки и открыла свою онлайн-школу живописи «Найннокс». Я использую канал на «Ютубе», чтобы проводить бесплатные прямые эфиры. Это стимулирует людей смотреть их прямо сейчас, а не откладывать на потом. Помимо самого урока в эфирах я даю информацию о платных курсах. Получается, что всегда можно посмотреть что-то бесплатно, а если хочется большего или нужен совет и обратная связь, можно купить уроки. Еще на канале мы выкладываем небольшие ролики по технике и материалам, а также ознакомительные уроки. В связке с «Ютубом» я использую «Инстаграм» и «Вконтакте».
Изначально я записывала уроки на зеркальный фотоаппарат Nikon, который поддерживал видео. Его я купила еще до того, как начала вести канал. Штатив у меня тоже был. В процессе также приобрела освещение, микрофон, компьютер для монтажа роликов, карты памяти для фотоаппарата и пр. Если все посчитать, то сумма выйдет внушительная — больше 300 тысяч рублей. Это оборудование пригодилось мне и для контента в других соцсетях, например в «Инстаграме».
За 4 года, что я веду канал, я несколько раз хотела его бросить по разным причинам. Обидно было, когда контент стали воровать или когда один из роликов заблокировали, потому что посчитали, что мы наложили музыку без лицензии. Хотя мы всегда использовали музыку с открытой лицензией и указывали это. Еще канал отнимает очень много времени и сил, а выгода от него не перекрывает их. Почти все, что зарабатываю, вкладываю в развитие сайта или материалы, чтобы проработать новые идеи. Сказать, что канал содержит меня и поэтому можно не работать, пока я не могу.
Заработок на чужих видео. Формально зарабатывать на чужих видео запрещено: «Ютуб» хочет, чтобы вы создавали оригинальный контент.
Однако многие блогеры заработали популярность на «реакциях» — они смотрят чужие видео и комментируют происходящее. Это считается оригинальным произведением, даже если автор видео будет молча сидеть перед экраном.
Интеграция с другими социальными сетями. Если вы всерьез решили развивать канал на «Ютубе», я советую заводить странички и в других социальных сетях. Многие популярные блогеры создают паблики во «Вконтакте» и каналы в Телеграме, чтобы расширять аудиторию, развивать личный бренд и продавать дополнительную рекламу.
Стримы и донаты. На «Ютубе» не так много авторов, которые занимаются исключительно стримами. В основном авторы стримят, чтобы разнообразить контент и пообщаться с подписчиками. Хотя есть каналы, на которых стримят прохождение видеоигр, организуют онлайн-концерты или викторины, проводят лекции.
Во время трансляции авторы могут собирать пожертвования — донаты. Зрители, которые хотят материально поддержать автора, переводят деньги на карту, электронный кошелек или специальные сервисы.
Р комментировал дизайн квартиры по объявлению с «Авито»» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Доход с помощью Суперчатов и суперстикеров. Эти инструменты дают авторам возможность получать дополнительный доход от стримов. Зрители могут отправлять в чате платные сообщения, которые выделяются цветом и иногда на определенное время закрепляются в верхней части ленты. Размер пожертвования определяет сам зритель. Чем больше он заплатил, тем дольше его сообщение останется в чате.
Это особенно полезно для авторов популярных каналов: сообщений в обычном чате слишком много, чтобы отреагировать на все. Поэтому зрители могут привлечь внимание автора с помощью пожертвования.
Как начать зарабатывать
Выбор тематики канала. Мой главный совет — занимайтесь тем, что вам нравится и в чем вы разбираетесь, иначе вам быстро надоест. Тема, которую вы можете считать никому не нужной, может быть интересна десяткам тысяч человек по всему миру. Я до сих пор удивляюсь, как видео, в которых люди просто едят перед камерой, собирают миллионы просмотров.
Учтите, что правила «Ютуба» запрещают выкладывать:
Регистрация канала. У каждого пользователя «Ютуба» есть личный канал, куда можно заливать видео. Чтобы попасть в него, нужно нажать на значок профиля в правом верхнем углу сайта.
Персональным каналом может управлять только один человек — владелец профиля. К тому же имя канала будет совпадать с именем пользователя. Такой вариант подойдет, если вы хотите создать канал, на котором будете рассказывать про себя и свои увлечения.
Другой вариант — создать отдельный канал на специальной страничке. Таким каналом смогут управлять несколько пользователей, а «Ютуб» позволит выбрать название. Советую регистрировать канал именно этим способом. Если вы пригласите в команду других людей, то легко сможете дать им доступ к каналу.
Оформление канала. Чтобы ваш канал выделялся среди прочих, придумайте оригинальный логотип и шапку, которая находится вверху вашего канала. Если не получается нарисовать самостоятельно, рекомендую заказать оформление у профессиональных дизайнеров.
Придумайте фирменный стиль для обложек ваших видео. Как по мне, обложка даже важнее названия ролика — именно на нее в первую очередь обращает внимание глаз зрителя, который выбирает, что бы посмотреть. На обложке должно быть четко понятно, про что видео. Не рекомендую ставить много текста на обложку — сформулируйте тему видео коротким слоганом.
Оптимизация канала. Отредактируйте начальную страницу, которую будут видеть ваши подписчики и случайные зрители. Она должна максимально емко давать представление о вашем канале — разместите на ней ваши самые популярные и качественные видео, чтобы новый зритель захотел на вас подписаться.
Не забудьте поставить ссылки на ваши соцсети и оставить адрес электронной почты, по которому с вами смогут связаться зрители и рекламодатели.
Чтобы зрителям было удобнее находить определенные видео на вашем канале, создайте плейлисты. Например, если вы создаете канал о готовке, создайте плейлисты отдельно для салатов, супов, выпечки.
Подключение Google AdSense. Монетизация доступна каналам, у которых не менее 1000 подписчиков и набраны 4000 часов общего просмотра видео в открытом доступе.
Чтобы не пропустить момент, когда вам станет доступна монетизация, зайдите в «Творческую студию», перейдите на вкладку «Монетизация» и нажмите кнопку «Уведомить меня, когда показатели достигнут требуемых». Если вы уже выполнили требования, нажмите кнопку «Начать».
Чтобы стать партнером «Ютуба» и подключить монетизацию, необходимо связать аккаунт «Ютуба» и аккаунт рекламной сети Гугла — AdSense. После этого модераторы проверят канал на соответствие правилам монетизации — обычно это занимает месяц. Если канал не пройдет проверку, можно подать повторную заявку через 30 дней.
Деньги за рекламу в ваших видео поступают в аккаунт AdSense третьего числа каждого месяца. Сервис не поддерживает российский рубль, поэтому деньги начисляют в долларах США.
Раскрутка
Можно стать популярным и попасть в топы «Ютуба» без особых усилий: в один момент алгоритмы могут раскрутить ваше видео и привлечь аудиторию на канал. Некоторые блогеры становятся популярны уже после первого видео, некоторые годами делают качественный контент и ждут, когда на них обратят внимание.
Я не советую рассчитывать на чудо: лучше самостоятельно развивать и раскручивать свой канал. Вот что может сработать.
Просьбы подписаться на канал. Самый простой способ привлечь новых подписчиков — попросить подписаться на канал в самом видео. К сожалению, так делают практически все авторы, и для некоторых зрителей это уже стало раздражающим фактором.
Рекомендую не клянчить у зрителей лайк и подписку, а честно сказать, что это помогает развивать канал и мотивирует на создание новых роликов.
Реклама через каналы других блогеров. Начинающий автор может заказать рекламу на более популярных каналах. Стоит поискать каналы с похожей тематикой и не очень большим количеством подписчиков.
Например, у вас на канале 500 подписчиков и вы хотите заказать рекламу у канала с 100 000 подписчиков. Это не очень хорошая идея, потому что если качество вашего контента хотя бы немного не дотягивает до качества автора со 100 000 подписчиков, то зрители зайдут, посмотрят и уйдут.
Обратитесь к авторам, у которых на 5000—10 000 подписчиков больше, чем у вас. Если ваш канал растет и развивается, со временем можно заказывать рекламу у более крупных каналов.
Реклама стоит денег: у не очень популярных авторов она может стоить тысячу рублей, но если вы захотите заказать рекламу у блогера, у которого больше 100 000 подписчиков, будьте готовы выложить несколько десятков и даже сотен тысяч рублей.
Вряд ли вы найдете публичный прайс-лист. Во-первых, потому что блогеры не любят афишировать свои доходы. Во-вторых, потому что многие объявляют цену размещения после того, как ознакомятся с каналом. За рекламу образовательных проектов обычно берут меньше, а если вы ведете канал про авто или финансы, то придется заплатить больше.
Иногда авторы работают по бартеру. Например, если у вас примерно равнозначная аудитория, можно договориться о взаимной рекламе — другой автор на своем канале рекламирует ваш, а вы на своем — его.
Комментирование видео известных блогеров. Чтобы немного увеличить свою аудиторию, можно оставить комментарий под видео популярного блогера: попросить перейти на ваш канал и ознакомиться с контентом. Если зрителям понравится — они останутся.
Не все авторы любят, когда у них переманивают аудиторию, поэтому иногда такие сообщения удаляют.
Что делать в случае бана или страйков
Если видео нарушает авторские права или правила «Ютуба», то такой ролик удаляют, а каналу выносят предупреждение — страйк.
В первый раз «Ютуб» вынесет предупреждение. В последующие разы поблажек не будет. Если вы нарушите правила после предупреждения, то в течение недели не сможете:
Срок действия первого предупреждения — 90 дней. Если за это время вы нарушите правила еще раз, то канал ограничат уже на две недели. А если получите третье предупреждение — канал удалят без возможности восстановления.
Если считаете, что «Ютуб» ошибочно вынес предупреждение, его можно оспорить. Правила время от времени меняются, так что лучше сверяться со справочником «Ютуба».
Решение по спорам принимают люди. Часто все зависит от конкретного модератора и его настроения. Будьте готовы, что очевидно несправедливое предупреждение могут не отменить, с этим ничего не поделать — таков «Ютуб», и популярные блогеры с этим уже смирились.
Лучшие идеи для канала
Интересы зрителей «Ютуба» постоянно меняются, поэтому я рекомендую не гнаться за модными идеями, а делать то, в чем вы разбираетесь. Лучше делать то, что нравится, для тысячи зрителей, чем через силу снимать ролики для миллиона.
Вот темы и форматы, которые, как я думаю, еще долго будут популярными.
Контент про путешествия. Чтобы создавать ролики про путешествия, необязательно покупать дорогую технику и билеты в экзотические страны. Можно стать успешным, рассказывая и про необычные места своего города или района.
Обзоры техники. Обозревать можно все — от умных часов до автомобилей. Кто-то из зрителей просто интересуется техникой, а кто-то подбирает для себя качественное устройство, поэтому им важно знать плюсы и минусы.
Unboxing — это распаковка на камеру какого-то товара, необязательно техники. Мало кто хочет менять смартфон каждый месяц, но много кому интересно посмотреть на новый гаджет.
Распаковка техники требует больших затрат. Можно найти свою нишу, если распаковывать и делать обзоры на недорогие вещи, которым на «Ютубе» уделяют мало внимания.
Бьюти-блоги. Популярны каналы о новинках косметики, моде и тенденциях. Авторы показывают и рассказывают: как делать макияж, где можно покупать косметику и сопутствующие товары, какую косметику лучше не выбирать.
Видеоблоги о материнстве. В видеоблогах мамы рассказывают о тяготах и радостях материнства, помогают другим мамам лучше понимать ребенка, рассказывают, какие игрушки и одежда лучше, помогают с обучением.
Обзоры. Делайте обзоры на фильмы, игры, передачи, еду — на все, в чем вы разбираетесь. Ваше экспертное мнение поможет людям найти качественный контент, товар или услугу. Многие блогеры любят разбавлять обзоры юмористическими скетчами или исторической справкой.
Как я начал канал «Зубрага»
Где-то в 2014 году я рассказал знакомой занимательные факты про разные фильмы, а она сказала: «Почему бы тебе не завести канал». Я начал сравнивать то, что видел на «Ютубе», с тем, что, как мне казалось, могу сделать сам. В итоге начал даже без намерения разбираться в монтажных и звуковых программах.
Новичкам рекомендую брать рекордер Zoom h1. Универсальная штука, которая пишет отличный звук, плюс в него можно воткнуть петлю. Это лучший гаджет для начинающих, за свою цену в 7000 Р — просто чудо. Он лучше Blue Yeti, реклама которого слышна из каждого чайника.
И еще. Занимайтесь блогом на «Ютубе», только если вам нравится процесс. Тогда и заработок со временем придет. Хотя я после трех лет полноценного ведения блога еще не могу жить только на доходы от «Ютуба». Но надеюсь, все еще впереди.