договор сбр что это втб
4 риска потерять деньги при заключении сделки с недвижимостью
Передача денег — самый главный этап покупки недвижимости. И самый ответственный, поскольку речь идет о крупных денежных суммах. Сегодня мало кто приходит на сделку с чемоданом наличных и просто передает их под расписку. Есть другие, гораздо менее рискованные способы, но и их нельзя назвать на 100% безопасными.
Рассказываем об основных способах взаиморасчетов между продавцом и покупателем, уязвимых местах и о том, на что нужно обратить внимание.
Аккредитив — это, по сути, безналичная форма расчета покупателя с продавцом. Покупатель открывает специальный банковский счет, вносит туда необходимую для покупки квартиры сумму, после регистрации сделки продавец предъявляет банку договор купли-продажи с печатью регистрационной палаты, затем деньги с аккредитива переводятся на его счет.
Каковы риски
Это самый безопасный вид передачи денег, заверяют эксперты рынка недвижимости. Банк выступает в некоторой степени гарантом правильных взаиморасчетов по сделке.
«Во-первых, можно не использовать наличные и, следовательно, легче избежать связанных с ними рисков — краж, фальшивых купюр и т. п., — поясняет управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая. — Во-вторых, поступление денег на аккредитив, их полную сумму и подлинность удостоверяет банк, а не физическое лицо. В-третьих, при оформлении аккредитивного договора защищена вся сумма, тогда как количество наличных в ячейке никому не известно».
В то же время безналичные расчеты на вторичном рынке жилья не распространены, отмечают эксперты: многие люди вообще не знают, что это такое, и боятся прибегать к такому способу передачи или получения денег. Они зачастую скептически относятся к банковской системе, ведь банки по-прежнему «лопаются», и даже лидеры отрасли подвергаются санации. Поэтому, как отметил брокер агентства недвижимости Century 21 Panorama Realty Константин Ламин, в настоящее время сделки с использованием аккредитива в основном проводятся в крупных банках с государственным участием (Сбербанк, ВТБ).
«При банкротстве финансовой организации люди теряют средства, лежащие на счету в этом банке, а вот содержимое банковских ячеек принадлежит их арендаторам, — добавил директор департамента вторичного рынка компании «Инком-Недвижимость» Михаил Куликов. — К тому же многие клиенты хранят свои накопления в валюте, и они не собираются использовать безналичный расчет, так как опасаются, что колебания валютных курсов могут привести к изменению стоимости недвижимости».
Чаще всего (в 90% случаев) на вторичном рынке Москвы при сделках купли-продажи квартир используют банковские ячейки. Передача денег происходит следующим образом. Стороны заключают договор купли-продажи, после этого покупатель закладывает деньги в банковскую ячейку. Как только право собственности зарегистрировано, продавец берет экземпляр договора, едет в банк, открывает ячейку и забирает деньги. Стоимость аренды банковской ячейки составляет порядка 4–5 тыс. руб. в месяц, которые оплачивает покупатель.
«Договор аренды ячейки может быть и двух-, и трехсторонним, соответственно, в договоре участвуют банк и покупатель или банк, покупатель и продавец, — рассказала управляющий партнер компании «Миэль-Сеть офисов недвижимости» Татьяна Саксонцева. — В договоре аренды ячейки прописываются условия, при которых может быть открыта ячейка и кто может ее открыть. Чаще всего ячейка арендуется на один-два месяца. В этот срок договор купли-продажи недвижимости проходит процедуру государственной регистрации».
Каковы риски
При проведении таких расчетов банк не контролирует закладываемую в ячейку сумму, не проверяет, какие там купюры и сколько их. Существует дополнительная услуга по описи вложения в банковскую ячейку, она платная и ее оказывают не все банки.
«Теоретически здесь возможны мошеннические действия при передаче средств: подмена пакета с деньгами, закладка фальшивых купюр, — пояснил Константин Ламин. — Даже не исключен сговор с сотрудником банка, когда мошенники незаконным путем получают доступ к ячейке. За последние несколько лет подобные случаи были в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому во избежание подобных неприятностей следует выбирать надежные банки, зарекомендовавшие себя, и обязательно заказывать там услугу по проверке подлинности денежных знаков перед их закладкой в ячейку».
Стоимость такой услуги составляет от 0,1% от объема проверяемой суммы. Кроме того, есть компании, предлагающие в аренду счетные машины с возможностью проверки купюры на подлинность. Цена услуги — от 6 тыс. руб. за два часа.
«При сумме сделки более 10 млн руб. уже есть смысл взять в аренду счетную машину, а не пользоваться услугами банка», — советует Мария Литинецкая.
Это еще одна из форм безналичных расчетов, где, в отличие от аккредитива, счетом, с которого происходит перечисление денежных средств по сделке, является специальный счет нотариуса, открытый в банке.
Этот вид расчетов не распространен, он применяется в основном в сделках, требующих обязательного нотариального удостоверения. Для сделок, совершаемых в простой письменной форме, этот способ передачи денег влечет за собой немалые расходы — около 0,5% от суммы сделки.
Каковы риски
Здесь есть два важных момента: доверие к нотариусу, проводящему сделку, а также надежность банка, где у этого нотариуса открыт счет.
«По законодательству, счета нотариусов не входят в конкурсную массу при банкротстве банка. Тем не менее перспектива затягивания процедуры возврата денежных средств со счета нотариуса при банкротстве банка вполне реальна», — считает Константин Ламин.
Передача денег из рук в руки
Это самый старый, простой и при этом самый небезопасный способ передачи крупной суммы денег. В этом случае по договоренности сторон наличные передаются продавцу сразу после подписания договора купли-продажи или после оформления всех документов. На заре рынка недвижимости именно таким образом осуществлялось большинство взаиморасчетов между продавцами и покупателями. Сейчас сделки, в которых деньги передаются из рук в руки, крайне редки. Но все-таки изредка это происходит.
Каковы риски
Рисков, напоминает Михаил Куликов, очень много. Продавцы (особенно если они сильно нервничают во время расчетов) могут банально недоглядеть за покупателями, неправильно подсчитать деньги и получить в результате меньшую сумму. Еще один случай, когда они могут пострадать из-за своей невнимательности, — получение «куклы», то есть сумки с деньгами, где сверху лежат настоящие купюры, а под ними — нарезанная бумага. Наконец, есть риск того, что после передачи денег продавца ограбят. Это может случиться и с покупателем, приехавшим на сделку с большой суммой наличных. Поэтому такой способ передачи денег эксперты настоятельно советуют не использовать совсем.
Аккредитив в банке ВТБ для физических лиц
Сделки с недвижимостью, дорогими товарами и услугами всегда сопряжены с рисками обмана со стороны обоих участников. Плательщик боится потерять деньги, продавец — имущество. Чтобы обезопасить обе стороны банки предлагают использовать безналичную форму расчетов через аккредитив. Такой порядок минимизирует риски. Как оформить в ВТБ аккредитив, сколько он будет стоить, и какие выгоды дает участникам сделки, разобрался Бробанк.
Макс. сумма | 5 000 000 Р |
Ставка | От 5,9% |
Срок кредита | До 7 лет |
Мин. сумма | 50 000 руб. |
Возраст | 18-70 лет |
Решение | От 2 минут |
Зачем нужен аккредитив
Чтобы защитить интересы каждой из сторон, которые задействованы в сделке покупки-продажи, оформляют договор оплаты через аккредитив. При использовании этого порядка расчетов покупатель вносит средства на специальный банковский счет, а продавец их получает тогда, когда выполнит ряд условий, которые прописаны в договоре. Например, оформит документы на имущество или дорогостоящий товар. К тому же он уложится в тот период времени, который предусмотрен по сделке.
Аккредитивную форму расчетов применяют при оформлении договоров на покупку или продажу:
Банк ВТБ предлагает оформление аккредитивной формы расчетов не только частным лицам, но и для коммерческих организаций. Документарный аккредитив помогает свести к минимуму риски и защищает интересы обеих сторон участниц. В этой форме расчетов заключены одновременно две функции — гарантийная и расчетная. Документарное оформление для юридических лиц отличается своей спецификой проведения операции и набором документов.
Стоимость от | 0 Р |
Кэшбек | До 15% |
% на остаток | До 4,5% |
Снятие без % | До 350000 р. |
Овердрафт | Нет |
Доставка | Банк/курьер |
В рамках этой статьи больше внимания уделено аккредитиву, где плательщиком выступает физическое лицо, а продавцом — физическое, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
Основные условия
ВТБ работает только с депонированными аккредитивами, то есть теми, у которых есть финансовое обеспечение. Сделка оформляется в безотзывном порядке, ее нельзя отменить по собственному решению со стороны покупателя. Но и для получения денег продавцом, ему потребуется соблюсти все выдвинутые требования в полном объеме и в установленный срок.
Участники сделки соблюдают такие формальности:
Документы на объект сделки будут переданы владельцу только после их тщательной проверки.
Выгоды ВТБ аккредитива
При выборе для расчета аккредитивной сделки в ВТБ выгоды получают все участники сделки. Основные преимущества:
Кто участвует в сделке
При оформлении аккредитивной сделки в ней участвуют:
Последние два участника могут быть одним и тем же юрлицом, если счета участников открыты в одном финансовом учреждении.
Документы
Покупателю понадобится принести в ВТБ:
После этого покупателю понадобится оформить распоряжение специалисту банка на перевод средств со своего счета на специальный счет, который открывается под аккредитив.
Получатель средств по аккредитивной сделке обязан:
В договоре на аккредитив прописываются такие данные:
Документы подписывают все стороны участницы.
Тарифы
Банк ВТБ установил при оформлении аккредитива такие тарифы:
Наименование услуги
Тарифы, в рублях
Оформление ипотечного аккредитива в Москве и Санкт-Петербурге
Открытие ипотечного аккредитива во всех остальных регионах РФ
Уведомление получателя об оформлении аккредитива на его имя
Без взимания комиссии
Прием, проверка, отсылка документов по раскрытию аккредитива
Отзыв аккредитива по инициативе клиента
Открытие аккредитива с дальнейшим его раскрытием на счет эскроу в ВТБ
Без взимания вознаграждения
Открытие любого другого аккредитива для частных лиц
Оплата взимается с плательщика в день оформления аккредитива ВТБ.
Этапы оформления аккредитива
Тем, кто никогда не сталкивался с расчетами через аккредитив, процедура кажется очень запутанной и непонятной. На деле ее можно представить в виде такой последовательности этапов:
Все гарантии по исполнению договоренностей сторон ложатся на банк-эмитент аккредитива.
А может быть сейфовая ячейка?
Не все знают разницу между аккредитивными сделками и хранением наличности в сейфовой ячейке. Там тоже деньги лежат в надежном месте и никуда не денутся за время переоформления документов. На самом деле разница между этими банковскими услугами существенная:
«Метр квадратный» повысил скорость обработки альтернативных сделок в 7 раз
Экосистема недвижимости «Метр квадратный» (проект группы ВТБ) разработала новый оцифрованный сервис для риэлторов. Он показывает цепочку из нескольких сделок по продаже и покупке жилых объектов, благодаря чему риелторы и агентства недвижимости смогут сократить процесс оформления сделок с несколькими участниками до 1 часа.
Альтернативные сделки представляют собой единовременную продажу одного объекта недвижимости и покупку другого с участием нескольких продавцов и покупателей. Риелтор собирает всех участников в одну цепочку, и М2 предоставляет для него удобный инструмент контроля и реализации сделки. Раньше для расчетов между участниками сделки использовались банковские ячейки, и клиенту приходилось посещать отделение минимум два раза (положить деньги в ячейку и забрать их), а также тратить на процесс оформления документов до 7 часов. Кроме того, ответственность за их проверку полностью лежала на риелторе.
М2 автоматизировал процесс, и клиентам больше не придется посещать банковское отделение — cделка проходит полностью онлайн. Система собирает деньги от всех ее участников на специальный счет (СБР) и регистрирует объекты недвижимости в Росреестре. Кроме того, М2 проверяет документы и контролирует процесс сделки.
Сервис представляет собой интерфейс, куда риелтор записывает участников и условия сделки. Далее система генерирует схему работы — кто, кому и в какое время передал или должен передать денежные средства. Согласно договору купли-продажи (ДКП) покупатель вносит деньги на СБР, после чего отправляет пакет документов в Росреестр.
Сервис отображает схему проведения сделки и процесс перевода денег от одного участника к другому, каждый из которых может вносить свою сумму в рамках оформленного с ним договора и любым удобным способом: например, онлайн-переводом или через кассу банка. «Метр квадратный» переводит средства всем участникам в соответствии с условиями договора только тогда, когда будут зарегистрированы все сделки цепочки.
«Сейчас мы сотрудничаем с более чем 700 агентствами и 3 тыс. частных риелторов, и нашей целью является дальнейшее и активное расширение числа партнеров. С апреля мы провели уже более 310 альтернативных сделок на общую сумму 1,8 млрд рублей. Если раньше их оформление могло занимать до 7 часов, то сейчас ввиду простоты проведения сделки и отсутствия необходимости посещать отделения банка весь сложный и долгий процесс занимает всего один час», — прокомментировал Вячеслав Дусалеев, генеральный директор экосистемы недвижимости «Метр квадратный».
Технология уже используется во всех регионах страны. Особенно это удобный инструмент для межрегиональных сделок — когда человек, проживая в одном городе, хочет приобрести жилье в другом.
Справка
Экосистема «Метр квадратный» — проект группы ВТБ, открытая цифровая платформа в сфере недвижимости. Партнеры — крупные застройщики, банки, агентства недвижимости и ремонтные компании. Впервые на рынке реализован полностью цифровой клиентский путь от поиска объекта до сделки и организации ремонта. За два года работы подключили к платформе более 1100 застройщиков, 20 банков и более 700 агентств недвижимости. С марта 2021 М2 сделал доступными для физических лиц сервисы для покупки квартир. Теперь клиенты смогут выбрать квартиру из более чем 140 тысяч объектов на рынке вторичной недвижимости двух столиц. Работа с новым сегментом клиентов позволит компании по итогам 2021 г. в 6 раз увеличить число сделок с недвижимостью — до 260 тысяч.
Договор сбр что это втб
4 МИН
Безопасные расчёты: зачем заключать сделки с аккредитивом
Вы заключаете сделку с контрагентом и не уверены, что он выполнит обязательства. Поможет аккредитив — инструмент безопасных расчётов, который защищает обе стороны сделки. Рассказываем, как он работает.
Что такое аккредитив
ООО «Осмотрительный бизнес» хочет купить у компании «Лучшие сувениры» партию ковров. «Лучшие сувениры» не против, но им нужны гарантии, что оплата поступит вовремя и в полном объёме, поэтому просит предоплату. А ООО «Осмотрительный бизнес» сомневается, что получит товар в срок, так как поставщик новый. Взаимное недоверие мешает заключить сделку.
Решение
Расчёт с участием банка. Стороны договариваются о сделке с аккредитивом, после чего ООО «Осмотрительный бизнес» переводит деньги за ковры на специальный счёт. Теперь компания «Лучшие сувениры» уверена в том, что у покупателя есть деньги, поэтому поставляет партию ковров и передаёт в банк подтверждающие документы. Банк проверяет документы и перечисляет деньги продавцу.
Аккредитив — это гарантия, что сделка состоится только при выполнении всех условий.
У него четыре ключевых преимущества:
Защищённая форма расчётов
Нет рискованных авансовых платежей, оплата только за фактически выполненные обязательства. Отказ от выполнения или изменение условий аккредитива возможны только с согласия обеих сторон.
Юридическая безопасность сделки
Расчёты по аккредитиву подчиняются Гражданскому кодексу и правилам Центрального Банка.
Банк бесплатно консультирует, как корректно отразить аккредитивную форму расчётов в договоре и помогает оформить заявление на открытие аккредитива.
Аккредитив — гибкий финансовый инструмент, который подходит для разных сделок: покупки недвижимости, партии товаров, оборудования, акций компании, поставок по внешнеторговым контрактам, оказания любых услуг и т. д. Открыть аккредитив в Сбербанке можно за один день без посещения офиса.
Схема расчётов по аккредитиву
Общий порядок такой:
Продавец и покупатель договариваются о сделке с использованием аккредитива в качестве инструмента расчётов и готовят документы.
Покупатель предоставляет банку проект договора с контрагентом. Банк анализирует договор, помогает включить в него условия расчётов по аккредитиву и оформить аккредитив.
Покупатель вносит деньги на специальный счёт в банке.
Продавец выполняет обязательство по договору: поставляет товар, оформляет продажу доли и т. п. А потом предоставляет подтверждающие документы в банк.
Банк проверяет документы, подтверждающие выполнение обязательств, и переводит деньги покупателю.
Сколько платить банку
Банк берёт три основных вида комиссий:
Эти комиссии может оплатить как продавец, так и покупатель, или они могут разделить расходы. Размер комиссий зависит от типа товара, суммы, срока и других особенностей сделки. Например, расчёты по аккредитиву при покупке жилой недвижимости обойдутся в 2 000 рублей.
Короче
— 
Аккредитив — это способ безопасных расчётов с партнёрами без рискованных авансовых платежей, предоплаты или предпоставки. Продавец уверен, что получит деньги, покупатель знает, что получит товар. Гарантом выполнения обязательств выступает банк.
— 
Покупатель не следит за сроком оплаты — этот вопрос под контролем банка. Все расходы по аккредитиву может оплатить как продавец, так и покупатель.
ВТБ предложит клиентам других банков бесплатно «протестировать» свои продукты и сервисы
ВТБ запускает для клиентов других банков упрощенную версию ВТБ Онлайн. Она включает в себя 25 наиболее популярных функций для повседневных платежей и переводов, позволит пройти регистрацию только по номеру телефона, моментально получить карту банка и совершать операции без дополнительной идентификации на сумму до 15 тысяч рублей. По оценкам ВТБ, только за первый год ей воспользуются до 750 тысяч клиентов других банков.
ВТБ Онлайн для клиентов других банков на этапе запуска включает в себя 5 финансовых и 20 нефинансовых сервисов. Клиенту доступен моментальный выпуск бесплатной цифровой карты ВТБ. Доставку ее физического аналога можно заказать с курьером. Пользователи смогут мгновенно и бесплатно совершать переводы с карты на карту по России и более чем в 100 стран мира, без комиссии проводить оплату коммунальных услуг, мобильной связи, платежи по штрафам ГИБДД, привязать карту стороннего банка, получать кешбэк за покупки. Доступно оформление заявки на ипотеку, кредит наличными, автокредит или кредитную карту. Сервис позволит оформить сим-карту ВТБ Мобайл и взять в аренду велосипед у «Велобайка». Также в ноябре у клиентов появится возможность пополнять и снимать деньги с карт в банкоматах по технологии NFC.
«По нашей оценке, в среднем каждый житель России обслуживает свои счета в двух банках. Потенциально эта цифра может быть и выше, но бесплатно „протестировать“ финансовые услуги других игроков зачастую крайне сложно. Это связано с определенными ограничениями — вам обязательно нужно быть клиентом понравившегося банка, пройти идентификацию личности и заключить с ним договор обслуживания. Но как минимум на первом этапе для вас это может быть неудобно, затратно и долго. Мы предлагаем клиентам других банков революционно новый подход — теперь вы можете бесплатно воспользоваться нашими базовыми услугами и сервисами, и если вам все понравится — стать нашим пользователем без ограничений», — заявил Анатолий Печатников, заместитель президента-председателя правления ВТБ.
«Наш новый сервис позволит клиентам других банков мгновенно получить доступ к большинству самых востребованных финансовых продуктов и услуг ВТБ, включая мобильный банк ВТБ Онлайн. Пользователи смогут моментально и бесплатно совершать денежные переводы с карты на карту по России и более чем в 100 стран мира, оплачивать без комиссии коммунальные услуги, мобильную связь, штрафы ГИБДД и многое другое. Мы видим, как растет спрос на эти сервисы среди наших действующих клиентов — в сентябре они совершили на 132% больше переводов, чем годом ранее, платежей — на 71%. При этом, чтобы получить дополнительные преимущества, можно в любой момент заказать классическую карту ВТБ, которую привезут курьерской доставкой или подготовят к выдаче в офисе банка. С появлением новой возможности мы рассчитываем увеличить аудиторию и клиентов — по нашим прогнозам, только за первый год после запуска этот сервис позволит привлечь до 750 тысяч новых пользователей», — добавил Святослав Островский, член правления ВТБ.
«ВТБ в рамках цифровой трансформации создает решения, которые являются основой для реализации стратегических целей банка. Один из ее основных приоритетов — возможность обеспечивать 100% доступности финансовых услуг онлайн. В ходе трансформации уже полностью перестроена ИТ-инфраструктура, изменена модель работы ИТ-специалистов, ускорен ввод новых продуктов и сервисов для наших клиентов. Благодаря новому решению, разработанному на основе современного технологического стека, мы предоставляем возможность оценить удобства наших сервисов и клиентам других банков», — сообщил Вадим Кулик, заместитель президента-председателя правления ВТБ.
Мгновенный доступ к продуктам и услугам ВТБ можно получить, скачав ВТБ Онлайн. Для регистрации достаточно ввести номер телефона, ФИО и дату рождения. Затем пользователь сможет моментально выпустить цифровую Мультикарту с бесплатным обслуживанием. Ее можно без комиссий пополнять с карт других российских банков или привязать к любому Pay-сервису. За покупку по ней ВТБ начислит до 1,5% кешбэка при подключении опции лояльности. Для полного доступа ко всем услугам и продуктам ВТБ, пользователям необходимо будет заказать пластиковую карту, оформить ее доставку с курьером или забрать в офисе банка. Клиенты, прошедшие полную идентификацию, получат 1 000 рублей на счет после первой покупки по дебетовой карте.