договор соисполнения и субподряда
Участие субподрядчиков в исполнении контрактов в рамках закупок по контрактной системе
Нормы гражданского законодательства.
В гражданском законодательстве возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей предусматривается при выполнении договоров подряда (привлечение субподрядчиков) и договоров возмездного оказания услуг (привлечение соисполнителей). В отношении договора подряда говорится: «Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков)» (ч. 1 ст. 706 ГК РФ). А о договорах возмездного оказания услуг сказано, что если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, то исполнитель обязан оказать услуги лично (ст. 780 ГК РФ). Кроме того, возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей (далее – субподрядчиков) допускается касательно договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 770 ГК РФ).
Нормы Закона о контрактной системе.
В самом Законе о контрактной системе также имеются два отдельных положения, которые касаются привлечения субподрядчиков или соисполнителей. Рассмотрим эти положения.
Возможность для заказчика требовать обязательного привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНКО.
Наконец, в Законе о контрактной системе присутствует норма, согласно которой заказчик обязан осуществлять контроль за предусмотренным контрактом привлечением подрядчиком к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 2 ст. 101 Закона о контрактной системе). Это лишний раз свидетельствует о значимости такого привлечения, а способом контроля на практике как раз является получение заказчиком соответствующей отчетности от подрядчика или исполнителя (см. выше).
Обязанность подрядчика в отдельных случаях предоставлять заказчику информацию о субподрядчиках.
Правомерность запрета привлечения субподрядчика.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о правомерности запрета со стороны заказчика на привлечение субподрядчиков для исполнения контракта. Сразу скажем, что правовая ситуация здесь неоднозначна, а официальные комментарии противоречивы.
Правомерность требования согласования субподрядчика.
Кроме того, следует уделить вниманию вопросу, который касается правомерности требования заказчика о согласовании с ним субподрядчиков. Здесь тоже все зависит от того, имеется ли соответствующее требование в документации о закупке (проекте контракта, заключенном контракте). И опять же правовая трактовка правомерности данного запрета не совсем однозначна.
С одной стороны, это требование может считаться неправомерным, поскольку Закон о контрактной системе не содержит такого требования, а заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки, не предусмотренные данным законом (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе). Причем в соответствии с гражданским законодательством исполнитель должен согласовывать с заказчиком привлечение соисполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ (ч. 1 ст. 770 ГК РФ).
С другой стороны, это требование может считаться правомерным, поскольку, как и в вышерассмотренном случае с запретом на привлечение субподрядчиков, оно представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора, соответственно, не является дополнительным требованием к участникам закупки и не противоречит условию Закона о контрактной системе, согласно которому заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение названного закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
[2] Статья 30 Закона о контрактной системе.
[3] Часть 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.
[4] См., например, Решение Челябинского УФАС от 03.10.2016 по делу № 718, 719-ж/2016, в котором подтверждается правомерность такого подхода.
[5] Решение Архангельского УФАС от 13.05.2016 по делу № 147мз-16.
[6] См., например, Постановление АС ДВО от 14.06.2016 № Ф03-1859/2016 по делу № А59-3392/2015, Решение ФАС РФ от 26.09.2016 по делу № К-1541/16.
[7] См., например, Решение Вологодского УФАС от 27.10.2016 № 5-2/249-16, 4244.
[8] Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».
[9] Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию».
[10] См., например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 № 15АП-18725/2016 по делу № А53-14983/2016.
[11] См., например, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1981/16, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1982/16.
[12] Часть 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Письмо Минэкономразвития РФ от 11.12.2015 № Д28и-3620.
[13] Часть 1 ст. 706 ГК РФ, Письмо Минэкономразвития РФ от 07.12.2015 № Д28и-3551.
[14] Например, Решение ФАС РФ от 20.10.2014 по делу № К-1505/14.
[15] Например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 N 13АП-8710/2015 по делу № А56-75576/2014, Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.08.2015 по делу № А59-2287/2015.
[16] Например, Постановление ФАС РФ от 09.06.2015 по делу № К-1048/14/АК286-15, Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2014 по делу № А12-10595/2014.
К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики города (Москва),
Письмо Минфина России от 16.04.2020 № 24-01-08/30644 «О привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО»
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить.
Согласно части 6 статьи 30 Закона N 44-ФЗ условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНКО в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлено указанное требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО, но победителем данной закупки становится СМП, СОНКО, требование, предусмотренное частью 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, к нему не предъявляется.
Также подпунктом «е» пункта 2 Требований к заполнению формы отчета об объеме закупок у СМП, СОНКО Приложения к Правилам подготовки отчета об объеме закупок у СМП, СОНКО, его размещения в единой информационной системе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 N 238, установлено, что в позиции 6 указывается сумма денежных средств, подлежащих уплате поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в отчетном финансовом году субподрядчикам (соисполнителям) из числа СМП, СОНКО, привлеченным к исполнению контрактов, заключенных в отчетном финансовом году, а также до начала отчетного финансового года по результатам определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в извещениях об осуществлении которых было установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП, СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП, СОНКО. При этом в этой позиции учитываются только объемы фактического привлечения в отчетном году к исполнению контрактов субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП, СОНКО, но не более объема, установленного условиями контракта в виде процента цены контракта. В случае если поставщик (подрядчик, исполнитель), с которым заключен контракт в соответствии с частью 5 статьи 30 указанного Федерального закона, является СМП, СОНКО, то в этой позиции учитывается объем, установленный условиями контракта в виде процента цены контракта.
Договор соисполнения и субподряда
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе в приведенной ситуации при осуществлении закупки включить в контракт условие о самостоятельном выполнении подрядчиком работ без привлечения субподрядчиков. К таким закупкам требования постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 не применяются.
К сведению:
Обязанность привлечения к выполнению работ субподрядчиков из числа СМП, СОНО может устанавливаться извещением об осуществлении закупки и контрактом в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ. В случае нарушения подрядчиком обязательного условия о привлечении к исполнению контракта СМП, СОНО, к нему применяются меры гражданско-правовой ответственности (смотрите Вопрос: Ответственность генподрядчика в случае, если государственным контрактом предусмотрено привлечение субподрядчика из числа СМП, однако привлеченный субподрядчик обязательства не исполнил, в связи с чем все работы по контракту выполнил генподрядчик (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2020 г.)). Однако вполне очевидно, что подобное условие включается в документацию о закупке и контракт по усмотрению заказчика.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
————————————————————————
*(1) Смотрите, например, решение УФАС по Амурской области от 27.04.2020 N 028/06/105-148/2020, решение УФАС по Кемеровской области от 18.05.2021 N 042/06/31-816/2021, решение УФАС по Республике Саха (Якутия) от 06.03.2020 N 014/06/59-550/2020, решение УФАС по Пермскому краю от 29.11.2019 N 059/07/3-1174/2019, решение УФАС по Оренбургской области от 09.11.2018 N 08-07-711/2018, решение УФАС по Красноярскому краю от 18.09.2019 N 024/06/105-1601/2019.
*(2) Смотрите, например, постановление Седьмого ААС от 16.03.2020 N 07АП-551/20 по делу N А27-19554/2019, постановление Тринадцатого ААС от 11.06.2015 N 13АП-8710/15, постановление Девятого ААС от 17.09.2019 N 09АП-34675/19, постановление Девятого ААС от 19.04.2019 N 09АП-7228/19, постановление Седьмого ААС от 16.03.2020 N 07АП-551/20 по делу N А27-19554/2019, постановление Восьмого ААС от 15.06.2021 N 08АП-4308/21 по делу N А70-18/2021.
*(3) Смотрите, например, решение УФАС по Курской области от 05.11.2020 N 046/06/64-691/2020, решение ФАС от 25.10.2018 N 18/44/99/466.
*(4) Смотрите, например, решение УФАС по Красноярскому краю от 18.12.2020 N 024/06/105-3561/2020, решение УФАС по Красноярскому краю от 06.06.2018 N 704, решение УФАС по Республике Саха (Якутия) от 28.12.2017 N 0-1445/17, решение УФАС по Ярославской области от 01.12.2017 N 05-02/351Ж-17.
Энциклопедия решений. Субподряд
См. Конструктор правовых документов (онлайн-сервис)
С согласия генерального подрядчика заказчик может поручать выполнение отдельных работ другим лицам. Такие лица самостоятельно отвечают перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующих обязательств (п. 4 ст. 706 ГК РФ). Представляется, что речь в указанной норме идет о работах, так или иначе связанных с объектом строительства (иначе было бы лишено смысла требование о получении заказчиком согласия заказчика на привлечение к выполнению работ третьих лиц). Договоры на выполнение отдельных работ могут заключаться заказчиком как с лицами, не состоящими в обязательственных отношениях с генеральным подрядчиком, так и с субподрядчиками (постановление АС Уральского округа от 02.09.2016 N Ф09-8477/16, АС Северо-Западного округа от 23.08.2016 N Ф07-5160/16).
Конструктор правовых документов (онлайн-сервис)
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
Материал приводится по состоянию на май 2021 г.
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока «Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки» использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, О. Сидоровой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
Чем отличается договор подряда от договора субподряда?
Договор подряда предусматривает комплекс взаимоотношений Заказчика и Подрядчика по выполнению определенной работы.
Российское законодательство выделяет:
Договор подряда заключается на изготовление или переработку вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.
Основные отличия договора подряда и договора субподряда
Договоры подряда и субподряда практически не отличаются друг от друга по предмету, структуре и целям заключения. Договор субподряда содержит те же условия, что и договор подряда. Существенным отличием двух документов является то, что на сделку с субподрядчиками могут влиять некие ограничения.
Чтобы понять, в чем отличие договора субподряда и договора подряда, нужно, в первую очередь, определить место субподрядчика в системе сделки.
Договор субподряда предполагает взаимодействие трех сторон – заказчика, подрядчика, который имеет право передать некую часть работ сторонним организациям, и субподрядчика, в качестве которого и выступают сторонние исполнители.
Несмотря на то, что конкретным исполнителем работы является субподрядчик, Ответственность перед Заказчиком несет Генеральный подрядчик.
Отношения субподряда весьма распространены в современной практике, когда имеет место выполнение комплекса подрядных работ, например, при строительстве зданий.
Договоры подряда и субподряда весьма специфичны и сложны для проработки.
Их заключение, исполнение, а тем более, разрешение споров по ним без профессиональной поддержки квалифицированных юристов, крайне нежелательно, поскольку это сопряжено с многочисленными финансово-правовыми рисками. Адвокат Попыванов имеет огромный опыт работы в области составления договоров подряда и субподряда, а также опыт в разрешении споров по этим договорам как в досудебном, так и в судебном порядке.
Особенности договора субподряда
Подрядчик может привлечь субподрядчика, если в договоре не прописано, что он должен выполнить работу лично. Требование о личном выполнении работы подрядчиком может содержаться в конкурсной документации.
Договор субподряда должен составляться с учетом неких ограничений, которые помогут защитить законные права и интересы заказчика в том случае, если привлеченный генеральным подрядчиком субподрядчик недобросовестно выполнит свои обязательства. По закону заказчик может контролировать подрядчика в вопросах, связанных с привлечением субподрядчиков. Это право должно быть отражено в договоре субподряда в виде таких обязательств:
Специалисты Адвокатского кабинета «Альянс» помогут оформить подрядную документацию и предоставит другие услуги, например, по абонентскому юридическому обслуживанию предприятий, в том числе выполняющих подрядные работы.