договор сша и ссср о ликвидации ракет
Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности
Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (РСМД) подписан 8 декабря 1987 года в Вашингтоне генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым и президентом США Рональдом Рейганом. Договор вступил в силу 1 июня 1988 года.
После распада СССР практическое выполнение договора, помимо России и США, осуществляли Белоруссия, Казахстан и Украина. В соответствии с договором, стороны обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и меньшей (от 500 до 1000 километров) дальности.
Помимо этого, стороны в течение трех лет обязались уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров.
К 1991 году ликвидации подлежали советские баллистические ракеты средней дальности (БРСД) типа «Пионер», Р-12, Р-14 (по классификации США и НАТО соответственно SS-20, SS-4 и SS-5), крылатые ракеты наземного базирования (КРНБ) РК-55 (SSC-Х-4 Slingshot), а также баллистические ракеты меньшей дальности – ОТР-22 (SS-12M Scaleboord) и ОТР-23 «Ока» (S-23 Spider).
В США предусматривалось ликвидировать БРСД Pershing-2, КРНБ BGM-109G, а также ракеты меньшей дальности (РМД) Pershing-1A.
В мае 1991 договор был выполнен полностью. Советская сторона ликвидировала 1752 баллистических и крылатых ракеты наземного базирования, США – 859.
Ликвидация советских ракет осуществлялась методом подрыва (полное уничтожение ракет-носителей), при этом 72 БРСД «Пионер» были ликвидированы методом пуска с полевых позиций. Ликвидация американских ракет Pershing проводилась методом прожига с сохранением отсеков системы управления, которые были использованы при производстве ракет-мишеней средней дальности.
Были ликвидированы технологическая оснастка для производства ракет, а также оперативные базы и места обучения специалистов (всего 117 советских объектов и 32 — американских).
В целях контроля за выполнением договора до 30 мая 2001 года сторонами осуществлялись инспекции на местах, в том числе на постоянной основе на проходных пунктах объектов по производству – Воткинского машиностроительного завода (Удмуртия) и завода «Геркулес» в городе Магна (штат Юта, США).
Вопросы выполнения договорных обязательств, согласования мер повышения жизнеспособности и эффективности договора рассматривались в Специальной контрольной комиссии (СКК). К октябрю 2003 года состоялось 29 сессий СКК. После этого комиссия длительное время не созывалась, поскольку к тому времени Россия и США завершили выполнение мероприятий, требовавших наблюдения по Договору.
25 октября 2007 года на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было распространено совместное российско-американское заявление по Договору о РСМД. В нем, в частности, содержался призыв ко всем заинтересованным странам обсудить возможность придания глобального характера обязательствам по ДРСМД путем отказа от баллистических и крылатых ракет наземного базирования с дальностью 500-5500 километров.
На пленарном заседании Конференции по разоружению в Женеве 12 февраля 2008 года глава МИД РФ Сергей Лавров предложил приступить к совместному поиску оптимальных путей продвижения этой инициативы. Он также внес на экспертное обсуждение проект Основных элементов международно-правовой договоренности о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности (наземного базирования), открытой для широкого международного присоединения. Несмотря на усилия России, дальнейшего практического развития данная инициатива не получила.
С 2013 года США стали выдвигать России претензии в нарушении Договора о РСМД. Американская сторона утверждает, что принятая на вооружение российская крылатая ракета наземного базирования (КРНБ) 9М729 имеет запрещенную по договору дальность в диапазоне 500-5500 километров. Российская сторона это опровергает. Несмотря на настойчивые призывы РФ, США отказывались конкретизировать обстоятельства, легшие в основу их претензий.
Российская сторона также имеет претензии к США в контексте выполнения ими Договора о РСМД. Они заключаются в следующем:
— неправомерный односторонний вывод из-под охвата ДРСМД ударных беспилотных летательных аппаратов соответствующей дальности, полностью подпадающих под содержащееся в договоре определение термина «крылатая ракета наземного базирования»;
— поддержание технологического потенциала в сфере ракет средней и меньшей дальности наземного базирования путем его отработки на широком спектре ракет-мишеней в ходе испытаний, заявляемых как противоракетные;
— наземное развертывание на европейских объектах глобальной ПРО США в составе комплексов «Иджис Эшор» (Aegis Ashore) универсальных ПУ Мk-41, которые могут применяться для пусков крылатых ракет средней дальности Tomahawk и других ударных ракетных средств.
Озабоченности сторон являлись предметом экспертных консультаций в двустороннем формате. 15-16 ноября 2016 года в Женеве (Швейцария) была созвана сессия Специальной контрольной комиссии (СКК) по договору о РСМД, не собиравшаяся до этого 13 лет. Еще одна сессия СКК состоялась 12-14 декабря 2017 года. Однако ни по одному из проблемных вопросов прогресса не было достигнуто.
Договор о РСМД является бессрочным, однако каждая из сторон вправе его расторгнуть, представив убедительные доказательства о необходимости своего выхода.
В конгрессе США неоднократно звучали призывы разработать законопроект, который прямо обвинит Россию в нарушении договора и подготовит почву для выхода США из него по той же схеме, по которой Вашингтон вышел из договора по ПРО.
Летом 2018 года президент США Дональд Трамп подписал оборонный бюджет страны на 2019 финансовый год, в котором, как и в предыдущих бюджетах, содержатся обвинения России в нарушении ДРСМД.
20 октября 2018 года президент Дональд Трамп заявил, что США выйдут из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности.
Договор РСМД: 30 лет баланса между страхом и предательством
Ровно 30 лет назад вступил в силу один из самых спорных договоров о разоружении между СССР и США. Сегодня Соёдиненные Штаты из него выходят
США пугливо, но решительно выходят из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). Как раз сегодня, только 30 лет назад, в 1988 году, он вступил в действие.
Почему решительно – тоже понятно: ждать некогда, война, уже явно запланированная обслуживающими «глубинное государство» американскими элитами, на пороге. И решение о выходе из ДРСМД принимается законодательно, на уровне Конгресса США.
А вот откуда парадоксальная при этом пугливость, понять сложнее. Но она есть, ибо тот же конгресс решился на днях только принять проект военного бюджета, в котором обозначен годичный мораторий на соблюдение договора. Да ещё и ссылки идут на Китай, который договор не подписывал, а потому, по словам командующего Индо-Тихоокеанского командования вооружённых сил США Филиппа Дэвидсона,
договор о РСМД сегодня несправедливо ставит Соединённые Штаты в заведомо невыгодное положение и подвергает наши силы риску».
Что регулирует договор?
Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности был подписан 8 декабря 1987 года генеральным секретарём ЦК КПСС Михаилом Горбачёвым и президентом США Рональдом Рейганом в Вашингтоне. Вступил в действие 1 июня 1988 года.
Согласно документу, под ликвидацию подпадали советские и американские ракеты с радиусом действия от 500 до 1000 км и от 1000 до 5500 км.
И вообще СССР уничтожил тогда 1846 ракет, а США – всего 846.
Горбачёв любил жесты доброй воли. За которые на Западе его и ценили.
Обстоятельства принуждения
Тут важны обстоятельства, в которых всё происходило. Потому что они очень похожи на нынешние. В 1981 году к власти в США пришел Рональд Рейган.
Р. Рейган. Фото: www.globallookpress.com
Человек обаятельный и решительный, в жизни продолжавший исполнять роли ковбоев, сыгранных им в кино. А реально делами за его спиной и от его имени заправляла его жена Нэнси – дама, решительная во всех отношениях. И, скорее всего, управлявшая им от имени уже тогда заканчивавшего складываться надмирового, но глубинного «государства». Этот опыт был апробирован ещё во времена, когда Рейган был губернатором Калифорнии. Реальными делами при нём заправляли крупные наднациональные корпорации. А он был не более чем портретом на стене, так как для большего никакой компетентностью не обладал.
Его приход к власти тоже сопровождался решительными заявлениями. Например, про то, что нужно «поставить на место» Советский Союз – примерно в том же духе, что Дональд Трамп начал с Северной Кореей. (Такое вот измельчание Америки, заметим в скобках).
И то же было у России с Европой: вроде и враги по блокам, и идеологические противники – а вот тянет друг к другу, ибо хозяйственно необходимы. Вот и наследие Второй мировой войны преодолели, договорились в 1975 году при прежних американских слабаках-президентах о нерушимости послевоенных границ. Так и до партнёрств-союзов дело могло дойти, чего доброго…
И вскоре после прихода в Белый дом Рейган проявляет жуткое беспокойство о судьбе европейских союзников США. И с гневом указав пальчиком на советские ракеты в ГДР и Чехословакии, приказывает установить в Европе свои ракеты средней дальности «Першинг-II».
Предпосылки и причины
Многие решили, что это – конец, война. Появилась даже фраза, рождённая рекламным гением какой-то туристической фирмы, но ставшая крылатой: «Спешите посетить Европу, покуда она ещё существует!»
А тут ещё в Советском Союзе начались «гонки на лафетах» – регулярные похороны престарелых вождей, сопровождавшиеся естественными политическими пертурбациями.
Однако русских военных и военного производства это всё касалось мало. Наоборот, в 1984 году война в Афганистане пошла с нарастающим успехом, и готовилось уже восстание пуштунов в Зоне племён в Пакистане, которое выводило бы ту страну из игры. А при весьма вероятном – если не включённом в план – вмешательстве Индии выводило бы Пакистан и из списка государств вовсе, а Афганистан прирастал бы отнятыми у него ранее территориями Белуджистана. Кому он был бы за это благодарен? Вот именно. И никаких возможностей поддерживать войну дальше у США не было бы – просто не через кого.
М. Тэтчер и М. Горбачев. Фото: www.globallookpress.com
Нет, это, конечно, не было так, как в шпионских детективах. Никто Горбачёву не предлагал поделиться шифрами и картами ракетных позиций, посулив за это миллион долларов и домик в Майами (хотя по факту это он тоже получил). Там было другое – обещание помочь с захватом власти через свою агентуру и агентуру «глубинного государства» в СССР. И далее – улучшать, поднимать, торговать и всё прочее, что могло бы действительно сделать Горбачёва величайшим миротворцем и вождём процветшей при нём страны.
Да и логично всё выглядело: надо улучшить отношения с Западом, это позволит уменьшить траты на вооружение, даст миллиарды в народное хозяйство, а заодно сильно ослабит слишком много взявших на себя военных и производственных генералов оборонно-промышленного комплекса.
Что из этого вышло, все мы сегодня знаем. Но домик на Западе Горбачёв получил, да.
Так всё и сошлось: желание Запада избавиться от страха перед советскими ракетами и желание его агентуры в Москве избавиться от врагов своих и Запада. И одним из важнейших шагов к этой цели и стал Договор о ракетах средней и меньшей дальности…
Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности
Из Википедии — свободной энциклопедии
Договор о РСМД | |
---|---|
Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности | |
Президент Рейган и Генеральный секретарь Горбачёв подписывают Договор о РСМД в восточной комнате Белого дома. | |
Дата подписания | 8 декабря 1987 года |
Место подписания | Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД, РСМД) (англ. Intermediate-Range Nuclear Forces Treaty, IRNFT ) — договор между СССР и США, подписанный Михаилом Горбачёвым и Рональдом Рейганом 8 декабря 1987 года в ходе советско-американской встречи на высшем уровне в Вашингтоне. Договор вступил в силу 1 июня 1988 года. Договор впервые в истории позволил ликвидировать целый класс вооружений: стороны обязались уничтожить все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1000—5500 км) и меньшей (от 500 до 1000 км) дальности, а также не производить, не испытывать и не развёртывать такие ракеты в будущем. В соответствии с Договором стороны в течение трёх лет должны были уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров, включая ракеты как на европейской, так и на азиатской территории СССР. Договор предусматривал процедуры проверки инспекторами, которым надлежало следить за уничтожением ракет противоположной стороны. До подписания Договора в США баллистические ракеты подразделялись [ источник не указан 2206 дней ] на межконтинентальные (свыше 5000 км), средней (от 500 до 5000 км) и малой (от 150 до 500 км) дальности. В СССР до середины 1980-х [ источник не указан 2206 дней ] выделялись и оперативно-тактические ракеты (от 1 до 500 километров). В США тактические (оперативно-тактические) ракеты имели [ источник не указан 2206 дней ] дальность полёта от 1 до 150 километров. В 1987 году, с подписанием Договора, была окончательно установлена новая классификация. Применительно к периоду до середины 1980-х годов в исторических работах правомерно использование обеих классификаций. Согласно ст. 3 Договора, уничтожению подлежали: Договор СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальностиПредставитель Белого дома Джош Эрнест во вторник официально обвинил Россию в нарушении договора 1987 года о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД); он уточнил, что президент США Барак Обама направил письмо на эту тему президенту России Владимиру Путину. Договор между СССР и США о ликвидации их РСМД подписан 8 декабря 1987 года (вступил в силу 1 июня 1988 года). После распада СССР все страны СНГ стали участниками договора. Практическое выполнение договора, помимо России и США, осуществляли Белоруссия, Казахстан и Украина. В соответствии с договором стороны обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и меньшей (от 500 до 1000 километров) дальности. Помимо этого стороны в течение трех лет обязались уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров. К 1991 году ликвидации подлежали советские баллистические ракеты средней дальности (БРСД) типа «Пионер», Р-12, Р-14 (по классификации США и НАТО соответственно SS-20, SS-4 и SS-5), крылатые ракеты наземного базирования (КРНБ) РК-55 (SSC-Х-4 Slingshot), а также баллистические ракеты меньшей дальности — ОТР-22 (SS-12M Scaleboord) и ОТР-23 «Ока» (S-23 Spider). В США предусматривалось ликвидировать БРСД «Першинг-2» (Pershing-2), КРНБ BGM-109G, а также ракеты меньшей дальности (РМД) «Першинг-1А» (Pershing-1A). Согласно меморандуму о договоренности об исходных данных к договору, на момент его подписания речь шла о ликвидации пяти типов ракет СССР с общей численностью в 1752 единицы и трех типов ракет США с общей численностью в 859 единиц. В мае 1991 договор был выполнен полностью. Ликвидация советских ракет осуществлялась методом подрыва (полное уничтожение ракет-носителей), при этом 72 БРСД «Пионер» были ликвидированы методом пуска с полевых позиций. Ликвидация американских ракет «Першинг» проводилась методом прожига с сохранением отсеков системы управления, которые были использованы при производстве ракет-мишеней средней дальности. Были ликвидированы технологическая оснастка для производства ракет, а также оперативные базы и места обучения специалистов (всего 117 советских объектов и 32 — американских). В целях контроля за выполнением договора в течение первых 13 лет осуществлялись инспекции на местах, в том числе на постоянной основе на Воткинском машиностроительном заводе (Удмуртия) и заводе «Геркулес» (Магна, штат Юта, США). Все вопросы по выполнению договорных обязательств и согласованию мер повышения жизнеспособности и эффективности договора рассматривались в специальной контрольной комиссии (СКК). Состоялось 29 сессий СКК, с 2004 года сессии не проводились. Права государств-участников на проведение инспекций на месте в рамках договора закончились 31 мая 2001 года, но использование спутников наблюдения для сбора данных продолжается. Государства-участники могут созвать СКК в любое время. В октябре 2007 года военно-политическое руководство РФ выдвинуло инициативу о придании глобального характера обязательствам, зафиксированным в договоре о РСМД. Эта идея была поддержана американцами, что позволило подготовить и распространить совместное заявление на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Договор о РСМД является бессрочным, однако каждая из сторон вправе его расторгнуть, представив убедительные доказательства о необходимости своего выхода. Договор между СССР и США о ликвидации РСМДДоговор между СССР и США о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности (РСМД) подписан 8 декабря 1987 года (вступил в силу 1 июня 1988 года). После распада СССР все страны СНГ стали участниками договора. Практическое выполнение договора, помимо России и США, осуществляли Белоруссия, Казахстан и Украина. В соответствии с договором, стороны обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и меньшей (от 500 до 1000 километров) дальности. Помимо этого, стороны в течение трех лет обязались уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров. К 1991 году ликвидации подлежали советские баллистические ракеты средней дальности (БРСД) типа «Пионер», Р 12, Р 14 (по классификации США и НАТО соответственно SS 20, SS 4 и SS 5), крылатые ракеты наземного базирования (КРНБ) РК 55 (SSC Х 4 Slingshot), а также баллистические ракеты меньшей дальности – ОТР 22 (SS 12M Scaleboord) и ОТР 23 «Ока» (S 23 Spider). В США предусматривалось ликвидировать БРСД «Першинг 2» (Pershing 2), КРНБ BGM 109G, а также ракеты меньшей дальности (РМД) «Першинг 1А» (Pershing 1A). Согласно Меморандуму о договоренности об исходных данных к Договору, на момент его подписания речь шла о ликвидации 5 типов ракет СССР с общей численностью в 1752 единицы и 3 типов ракет США с общей численностью в 859 единиц. В мае 1991 договор был выполнен полностью. Ликвидация советских ракет осуществлялась методом подрыва (полное уничтожение ракет носителей), при этом 72 БРСД «Пионер» были ликвидированы методом пуска с полевых позиций. Ликвидация американских ракет «Першинг» проводилась методом прожига с сохранением отсеков системы управления, которые были использованы при производстве ракет мишеней средней дальности. Были ликвидированы технологическая оснастка для производства ракет, а также оперативные базы и места обучения специалистов (всего 117 советских объектов и 32 американских). В целях контроля за выполнением Договора в течение первых 13 лет осуществлялись инспекции на местах, в том числе на постоянной основе на Воткинском машиностроительном заводе (Удмуртия) и заводе «Геркулес» (Магна, штат Юта, США). Все вопросы по выполнению договорных обязательств и согласованию мер повышения жизнеспособности и эффективности Договора рассматривались в Специальной контрольной комиссии (СКК). Состоялось 29 сессий СКК, с 2004 года сессии не проводились. Права государств участников на проведение инспекций на месте в рамках договора закончились 31 мая 2001 года, но использование спутников наблюдения для сбора данных продолжается. Государства участники могут созвать СКК в любое время. В октябре 2007 года военно политическое руководство РФ выдвинуло инициативу о придании глобального характера обязательствам, зафиксированным в Договоре о РСМД. Эта идея была поддержана американцами, что позволило подготовить и распространить Совместное заявление на 62 й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Российская сторона призывает сделать российско американский Договор о РСМД универсальным, придав ему многосторонний характер. Договор о РСМД является бессрочным, однако каждая из сторон вправе его расторгнуть, представив убедительные доказательства о необходимости своего выхода. Российская сторона неоднократно заявляла и заявляет, что не намерена инициировать разрыв соглашения. При этом власти РФ подчеркивают, что дальнейшее участие России в договоре во многом будет зависеть от действий США в области противоракетной обороны.
|