договор строительного контроля существенные условия
Договор строительного подряда
Когда необходимо заказать выполнение какой-либо работы, не всегда просто понять, какой именно договор нужно подписать с исполнителем. В этой статье мы расскажем о договоре подряда и чем он отличается от иных, с точки зрения зрения обычного человека (не юриста), схожих договоров. Отдельно подробнее рассматриваем наиболее распространённые виды договора строительного подряда, такие как договоры по строительству загородных домов, бань и стационарных теплиц.
1. Отличие договора подряда от других схожих договоров
Для начала разберем интуитивно понятные вещи, чем договор подряда отличается от смежных видов договоров: оказания услуг и договора купли-продажи вещи.
А. Договор возмездного оказания услуг отличается от договора подряда тем, что его сутью в первую очередь является само осуществление конкретных действий и (или) деятельности, то есть оказание услуги. Сама услуга и результат ее оказания в этом случае может вообще не иметь никакого материального выражения. Так, не всегда возможно “пощупать” результат оказания юридических или медицинский услуг, услуг по обучению ребенка или консультационных услуг, тем не менее сама по себе консультация юриста или часовая тренировка по плаванию с тренером является именно тем результатом работ, который оплачивает заказчик.
Б. Договор купли-продажи вещи отличается от договора подряда тем, что его используют для покупки уже, как правило, готовой, созданной вещи. А вот по договору подряда заказчик дает подрядчику индивидуальное задание для создания или улучшения конкретной вещи, и даже иногда предоставляет материалы для ее изготовления и создает определенные условия для выполнения этой работы.
2. Договор строительного подряда и его существенные условия
Российское гражданское законодательство предусматривает несколько видов договоров подряда:
б) строительный подряд;
в) подряд на выполнение проектных и изыскательских работ;
г) подрядные работы для государственных или муниципальных нужд.
Суть строительного подряда состоит в том, что заказчик дает конкретное задание подрядчику, чтобы тот построил какое-либо здание, сооружение, предприятие либо выполнил другие строительные работы, результат которых заказчик принимает и оплачивает.
К строительным работам стоит относить капитальный ремонт зданий, работы по установке и закреплению различных стальных, железобетонных и иных изделий на строительном объекте, проверка работы электрооборудования на объекте (пусконаладочные работы), плотничные, отделочные работы и другие.
В некоторых случаях стороны подписывают договор, в соответствии с которым подрядчик обязуется не только построить по заданию заказчика определенный объект в установленный договором срок, но и обеспечить эксплуатацию здания после его сдачи-приемки.
Заказчиком в таких отношениях может выступать физическое лицо, юридическое лицо и даже Российская Федерация в лице своих представителей (госорганов). Исполнителем подрядных работ выступает, как правило, профессионал со свидетельством допуска к определенным видам строительных работ, выданным строительной саморегулируемой организацией.
Итак, существенными условиями договора подряда на выполнение строительных работ являются:
а) условия о предмете договора (где и какие именно строительные работы осуществлять; при этом чаще всего сами работы подробно описываются в технических документах, которые являются приложениями к самому договору);
б) условия о создании подрядчику приемлемых условий для ведения строительных работ (это может быть и предоставление пригодного для строительства земельного участка, и к примеру, сооружения для реконструкции именно в том состоянии, которое описано в договоре);
в) условия о цене договора (ввиду того, что строительные работы, как правило, отличаются поэтапностью и на каждом этапе необходимы разные материалы и виды работ, разрабатывается смета, причем цена договора может быть твердой, так и приблизительной);
г) условия о сроке выполнения строительных работ (внутри общего срока можно также указать сроки этапов строительных работ).
Что же касается цены договора и сметы, то на практике нередко бывает, что после того, как работы уже начаты, подрядчик вдруг осознает, что учел в смете не все расходы и закрепил не все этапы работ. В этом случае он обязан сообщить об этом заказчику и попытаться согласовать увеличившуюся стоимость работ.
Если же заказчик никак не реагирует на это сообщение и попытки переговоров в течение 10 дней (или другого установленного договором срока), подрядчик останавливает все строительные работы, а свои убытки, связанные с простоем, перекладывает на заказчика.
В свою очередь заказчик имеет возможность доказать, что эти дополнительные расходы совершенно не нужны. В таком случае он не будет нести ответственности за простой подрядчика. К тому же помните, что если подрядчик не сообщил о необходимости согласования новой сметы и начал выполнять дополнительные работы, заказчик имеет право их не оплачивать. Впрочем, если подрядчик докажет, что если бы он остановил стройку и не начал выполнять дополнительные работы незамедлительно, то здание бы повредилось или обрушилось, он будет иметь право на оплату этих работ.
Важно также учесть, что закон четко регулирует, кто из сторон договора и в каких случаях несет риск случайной гибели или повреждения строящегося объекта. Одна сторона, подрядчик, несет эти риски до момента принятия второй стороной, заказчиком, построенного объекта. Вместе с тем из этого правила есть исключение: если здание уничтожается или повреждается из-за некачественных материалов или инструментов, переданных именно заказчиком, или если именно заказчик настоял на неправильном методе выполнения конкретных строительных работ, в таком случае именно заказчик несет риски порчи или уничтожения объекта.
В связи с этим в договоре можно предусмотреть обязанность застраховать подобные риски, однако сам факт страхования не означает того, что стороны не должны предпринимать все разумные меры для сохранности строящегося здания.
3. Последствия нарушения условий договора строительного подряда
Разумеется, заказчик имеет право проверять, как идут строительные работы: использует ли подрядчик согласованные материалы, укладывается ли в обусловленные договором сроки и др. Более того, заказчик может давать конкретные детальные указания подрядчику в рамках их договоренностей. Вместе с тем закон запрещает вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность строителей.
Если заказчик во время выполнения работ заметил какие-либо отступления от договора, однозначно ухудшающие качество строительных работ, со стороны подрядчика, он должен заявить об этом незамедлительно. В обратном случае заказчик лишается права заявлять о ранее замеченных недостатках спустя некоторое время.
Тем не менее важно понимать, что строители, выполнившие некачественную работу, не могут оправдываться тем, что заказчик не надзирал за ними должным образом и поэтому они нарушили условия договора.
Когда подрядчик считает, что работы полностью завершены, он должен сообщить об этом заказчику. Момент приемки работ очень важен.
! Акт приемки работ необходимо подписывать только после всестороннего обследования объекта строительства и установления его качественности и полного соответствия условиям договора.
Нередко условия договора или закон обязывает производить специализированные испытания перед тем, как сдать и принять объект строительства.
Если объект строительства не проходит испытания или заказчик вдруг обнаруживает какие-либо недостатки качества объекта, он имеет право не подписывать акт приема-передачи объекта.
Разумеется, подрядчик отвечает перед заказчиком в том случае, если без согласования отступил от детализированного задания заказчика или выполнил некачественную работу. К тому же, если подрядчик, проводя реконструкцию здания или его капитальный ремонт, снизил уровень надежности и прочности, он отвечает и за это. Вместе с тем, если строитель докажет, что незначительное отступление от задания заказчика в целом не снизило качество объекта, он не понесет за это ответственность.
Конечно, некоторые дефекты можно выявить, только начав пользоваться зданием, так что чаще всего устанавливается гарантийный срок, в течение которого подрядчик за свой счет должен устранять выявленные недостатки. Исключением являются случаи нормального износа здания или его неправильной эксплуатации. Как правило, предельный срок для предъявления дефектов подрядчику составляет 5 лет.
Итак, если подрядчик нарушил условия договора существенным образом, можно направить подрядчику уведомление об изменении или расторжении договора. Если он откажется или никак не отреагирует на это, можно подавать об этом требование в суд, также не забыв и о требовании возместить убытки, неустойку.
К тому же кроме условий заключенного договора, нельзя нарушать требования законодательства по охране окружающей среды, а также нормы, регулирующие условия безопасности проведения различных строительных работ. Именно подрядчик несет ответственность за нарушение указанных норм, даже если подобные указания исходили со стороны заказчика. Причем, как разъяснено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.07.2013 № 1488/13, чтобы обеспечить исполнение указанных обязанностей, в договор можно включить условие о неустойке, взыскиваемой в пользу заказчика.
Как закупить строительный контроль по 44-ФЗ
Строительный контроль 44-ФЗ — это закупка услуг по проведению проверки документов поставщиков на соответствие техническим требованиям, установленным стандартам и регламентам. Такие заказы осуществляют по особым правилам.
Формируем закупочную документацию и проект контракта
По правилам тендеры по строительному контролю включают в план-график, равно как и другие заказы: проводить закупки, не учтенные в документах планирования, нельзя (ст. 16 № 44-ФЗ).
Перед тем как провести торги, заказчик составляет основные регистры — закупочную документацию, техническое задание, проект контракта. Документы закупки следует формировать в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг (п. 20 Порядка, утв. Приказом Минфина № 113н от 19.07.2019). Из КТРУ берут название услуг, единицу измерения, описание основных характеристик. Поиск проводится по ОКПД2. Вот пример таких услуг:
Требования для закупки строительный контроль описывают по правилам, установленным ст. 33 Федеральной контрактной системы. Кроме того, при подготовке технического задания надлежит руководствоваться Градостроительным кодексом, ПП РФ № 468 от 21.06.2010 и другими отраслевыми нормативами.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как провести строительный контроль в соответствии с актуальными градостроительными нормами. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
В ТЗ указывают и перечень контрольных мероприятий. К ним относятся (п. 6 Положения, из ПП РФ № 468):
Ведомства не разработали типовой контракт строительного контроля: при подготовке проекта госконтракта учитывайте требования ст. 34 № 44-ФЗ.
Определяем НМЦК
Для закупок услуги строительного контроля действуют особые правила расчета начальной (максимальной) цены контракта. Если государственный или муниципальный заказчик проводит тендер или заключает государственный или муниципальный контракт на строительный контроль с единственным поставщиком, он использует методологию из приказа Минстроя № 841/пр от 23.12.2019 для расчета цены контракта (п. 1 Порядка № 841/пр).
Начальную цену определяют по ПСД, то есть по утвержденной смете на строительные работы. Обычно расходы на проведение стройконтроля включают в сводный сметный расчет — в главу 10 сводной сметы (п. 31 Положения, утвержденного ПП РФ № 87 от 16.02.2008). Для осуществления стройконтроля предусмотрены нормативные затраты. Они определены в ПП РФ № 468 от 21.06.2010.
Инструкция определения НМЦК на строительный контроль (п. 18 Порядка № 841/пр):
Расчет начальной цены проводят по форме, закрепленной в приложении № 3 к Порядку № 841/пр.
Выбираем способ определения поставщика
Возможные способы определения поставщика для закупки стройконтроля таковы:
Оформляем извещение и устанавливаем требования к участникам
Извещение составляем по тем же правилам, что и для других закупок, — вносим информацию в специальную электронную форму в Единой информационной системе. В извещении предъявляем единые требования к участникам торгов.
Кроме того, устанавливаем обязательное требование о членстве потенциального исполнителя в строительной саморегулируемой организации (п. 1 ч. 1 ст. 31 № 44-ФЗ). Стройконтроль относится к функционалу застройщика или технического заказчика, а такие функции вправе выполнять только члены СРО (п. 22 ст. 1, ч. 2 ст. 53 ГК РФ). Исполнитель подтверждает членство в саморегулируемой организации выпиской из реестра СРО (ч. 4, 5 ст. 55.17 ГК РФ). Выписка унифицирована: ее форма приведена в приказе Ростехнадзора № 86 от 04.03.2019.
Необязательно и членство в СРО для исполнителей услуг строительного контроля по контрактам на капитальное строительство, чья стоимость — не больше трех миллионов рублей (письмо Минстроя № 37059-ТБ/02 от 04.09.2018, п. 22 ст. 1, ч. 2.2 ст. 52 ГК РФ). Если заказчик откажет такому поставщику в участии и отклонит его заявку, исполнитель вправе обжаловать действия заказчик в антимонопольной службе. А ФАС с большой вероятностью поддержит позицию поставщика (решение Московского УФАС по делу № 077/06/57-16131/2020 от 29.09.2020, решение Челябинского УФАС по делу № 074/06/105-3007/2020 от 23.12.2020).
Министерство строительства не рекомендует передавать функцию по стройконтролю подрядчику строительства (письмо Минстроя № 55067-ОГ/08 от 20.12.2018). С Минстроем согласен и ФАС, который изложил собственную позицию в разъяснениях «О правомерности выполнения строительно-монтажных работ и проведения строительного контроля одной организацией. Но у региональных управлений антимонопольной службы иная позиция (решение Новосибирского УФАС № 054/06/69-1947/2020 от 06.10.2020). Специалисты ведомства ссылаются на то, что в Федеральной контрактной системе нет прямого запрета на проведение строительства и строительного контроля одним исполнителем.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»
В соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
2. Установить, что в отношении объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета:
а) если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки выполненных работ до вступления в силу настоящего постановления, заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без проведения дополнительных работ, связанных с осуществлением расчета размера затрат на проведение строительного контроля;
б) отсутствие расчета размера затрат на проведение строительного контроля в проектной документации, представленной на государственную экспертизу, в случае, указанном в подпункте «а» настоящего пункта, а также в случае если государственная экспертиза проектной документации не завершена до вступления в силу настоящего постановления, не является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации;
в) при отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства, в размере, не превышающем размер, рассчитанный в соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного настоящим постановлением, за исключением случаев, если затраты на проведение строительного контроля на дату вступления в силу настоящего постановления превысили установленный размер.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Положение
о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468)
ГАРАНТ:
См. также Положение по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (СДОС-03-2009), утвержденное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору
2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
3. Строительный контроль проводится:
4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.
5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
д) приемка законченных видов (этапов) работ;
е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
7. Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.
Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации.
В случае выявления при входном контроле продукции, не соответствующей установленным требованиям, ее применение для строительства не допускается.
8. В случае если в ходе проверки соблюдения правил складирования и хранения выявлены нарушения установленных норм и правил, применение продукции, хранившейся с нарушением, для строительства не допускается впредь до подтверждения соответствия показателей ее качества требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.
9. В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка:
соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;
соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.
10. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается.
11. В случае если контрольные мероприятия выполняются в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее, чем за 3 рабочих дня.
В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика.
12. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.
В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 11 настоящего Положения, подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия.
13. На объектах капитального строительства, возводимых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда.
14. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.
15. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль».
Приложение
к Положению о проведении
строительного контроля при
осуществлении строительства,
реконструкции и капитального ремонта
объектов капитального строительства
Нормативы расходов
заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля
Стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.
Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля
Норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль