договор транспортной экспедиции риски клиента
Договор транспортной экспедиции риски клиента
Документальное оформление
Расходы экспедитора на организацию перевозки, возмещаемые клиентом
Оформление счетов-фактур экспедитором
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Организация-заказчик, применяющая общую систему налогообложения, заключила договор транспортной экспедиции с экспедитором на доставку грузов. Помимо заявки и экспедиторской расписки стороны после каждой поставки грузов составляют двусторонний акт оказанных услуг экспедитора, к которому в настоящее время не прикладываются никакие документы. Экспедитор ссылается на то, что подтверждение факта доставки можно получить на его официальном сайте. Какими первичными учетными документами должны быть подтверждены фактическое оказание услуг экспедитором по договору и расходы на эти услуги для целей бухгалтерского учета и налогообложения прибыли у заказчика? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.);
— Вопрос: Кто должен указываться в строке «Плательщик» в товарно-транспортной накладной в товарном разделе? Каков порядок составления товарно-транспортной накладной при транзитной торговле? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.);
— О документальном подтверждении расходов на доставку товара (Е.Л. Ермошина, журнал «Налог на прибыль: учет доходов и расходов», N 10, октябрь 2018 г.);
— Вопрос: Организация-покупатель доставляет товар от поставщика через экспедитора, заключая с ним договор транспортной экспедиции. Какие документы должны быть в наличии у организации-покупателя с целью подтверждения транспортных расходов при исчислении налога на прибыль? Нужна ли транспортная накладная? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2018 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Подводные камни в договорах транспортной экспедиции
Как правило, законодатель выстраивает систему защиты интересов клиента (грузоотправителя или грузополучателя) через регламентацию ответственности экспедитора. Но правовой статус клиента более обширный. Это означает, что права, обязанности и ответственность клиента во многом отданы на откуп соглашения сторон. Поэтому при заключении договора таким вопросам необходимо уделять особое внимание. Какие условия договора транспортной экспедиции таят в себе наибольшие риски для клиента и как их избежать?
В Гражданском кодексе РФ и Федеральном законе от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон о ТЭД) о правовом положении клиента сказано мало. Посмотрим на схему.
Случайно или намеренно, но все права клиента носят диспозитивный характер.
Выбираем маршрут и транспорт
Обычно маршрут перевозки и вид транспорта клиент определяет в заявке, направляемой экспедитору. Непосредственно в договоре их зафиксировать не всегда возможно. Но обязательно нужно оговаривать иные сопутствующие условия.
Если в договоре отсутствует соответствующая оговорка, право клиента на выбор маршрута и транспорта будет представлять собой простое пожелание, необязательное для экспедитора. Ведь по умолчанию согласно п. 2 ст. 3 Закона о ТЭД экспедитор имеет право выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки и последовательность перевозки груза различными видами транспорта. Конечно, при этом экспедитор обязан учитывать интересы клиента и незамедлительно сообщать ему об изменениях. Право остается правом, но у экспедитора оно есть, только когда иное не предусмотрено договором.
Итак, если клиент намерен лишить экспедитора возможности изменять выбранный маршрут и транспорт, это следует указать в договоре. Причем оговорка типа «маршрут и вид транспорта выбирает клиент» ничего не изменит. Необходима прямая формулировка, например: «Экспедитор не имеет права изменять маршрут и вид транспорта, указанный клиентом в заявке».
Ограничивая экспедитора в правах, нужно помнить, что все возможные риски, связанные с выбором маршрута и вида транспорта, переносятся на клиента. Кроме того, если он хочет получать от экспедитора информацию о процессе перевозки, то такое право также должно быть предусмотрено договором. Указания на это право в Законе о ТЭД недостаточно. Такая информация может предоставляться по запросам клиента или с установленной периодичностью.
Предоставляем информацию экспедитору
Обязанность клиента предоставлять экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иные сведения, необходимые для исполнения экспедитором своих обязанностей, императивна и не может быть изменена договором.
Какие последствия ожидают клиента за ее нарушение?
Во-первых, экспедитор может не приступать к исполнению обязанностей, если переданной ему информации недостаточно (п. 3 ст. 804 ГК РФ).
Во-вторых, клиент обязан возместить убытки, причиненные экспедитору из-за непредоставления необходимой информации (п. 4 ст. 804 ГК РФ).
Реально ли взыскать с клиента убытки?
Убытки не следует путать с дополнительными расходами экспедитора, в частности с командировочными расходами при простое транспортного средства или с оплатой стоянки. Так какие же убытки могут возникнуть у экспедитора? Например, повреждение транспортного средства, если груз был взрыво- или пожароопасным, но клиент об этом не сообщил. Такие случаи редки.
Но привлечь его к ответственности не так просто.
Рассмотрим постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.05.2008 № Ф08-2277/2008. Клиент заключил договор с экспедитором на вывоз алкогольной продукции в Беларусь. Но его перевозка по территории Беларуси допускается только под охраной и с сопровождением подразделениями МВД республики, о чем экспедитор не знал. В результате экспедитор был оштрафован. Сумму уплаченного штрафа, плату за стоянку автомобиля, командировочные, телефонные и судебные расходы экспедитор решил взыскать с клиента. Требование было обосновано тем, что клиент не предоставил необходимой информации об условиях перевозки алкогольной продукции по территории Беларуси и сам был обязан заключить договор на охрану и сопровождение груза.
Суд отказал экспедитору в иске, поскольку в силу п. 1 ст. 65 АПК РФ для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, а также размер убытков. В данном случае штраф был наложен на экспедитора по решению суда, что указывает на его вину. Таким образом, отсутствуют правовые основания для взыскания с клиента предусмотренных ст. 15 ГК РФ убытков, произведенных экспедитором вследствие своих же противоправных действий.
Кроме того, суду не были представлены доказательства того, что экспедитор принял все возможные меры, чтобы не допустить или уменьшить убытки, а именно: пытался заключить договор на охранное сопровождение груза, приостановил дальнейшее исполнение договорных обязательств по передвижению груза по таможенной территории республики.
ФАС Поволжского округа в постановлении от 06.09.2007 № А65-17442/06-СГ2-3 указал, что для взыскания с клиента убытков экспедитор должен доказать:
– нарушение им принятых по договору обязательств (п. 6 письма ВАС РФ от 10.09.93 № С-13/ОП-276);
– причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств клиентом (п. 5 письма ВАС РФ от 28.11.96 № С2-7/ОП-706);
– факт, что сам экспедитор принял все возможные меры для предотвращения убытков или уменьшения их размера (п. 2 письма ВАС РФ от 27.11.92 С-13/ОП-334).
Итак, при привлечении к ответственности клиента за предоставление неполной информации о товаре следует говорить не столько об убытках, причиненных экспедитору, сколько о снятии с экспедитора ответственности за невыполнение обязанностей по договору по этой причине. Как правило, это порча перевозимого товара. Если клиент не сообщил экспедитору необходимую информацию о товаре, то в случае его порчи суды освобождают экспедитора от ответственности. Например, в постановлении ФАС Московского округа от 15.12.2008 № КГ-А40/11353-08 суд отказал клиенту во взыскании суммы реального ущерба, состоящей из стоимости испорченной (замороженной) продукции при ее перевозке. Дело в том, что в товарно-транспортной накладной отсутствовали сведения о нужной температуре и клиент не направлял экспедитору уведомление о необходимости соблюдать температурный режим при перевозке груза. Аналогичные выводы сделали ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 04.09.2000 № А33-8092/99-С1-Ф02-1762/00-С2 и ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 26.04.2005 № Ф04-2347/2005(10684-А45-36).
Законодательством установлена обязанность предоставить информацию, но не определено, в каком объеме. То есть достаточность информации является категорией оценочной.
В связи с этим примечателен случай, рассмотренный в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 № 09АП-9617/2008-ГК. Перевозимые продукты питания испортились из-за несоблюдения температурного режима. Экспедитор убеждал, что клиент не сообщал ему об условиях перевозки. Как утверждал клиент, экспедитор знал, что перевозятся продукты питания. Значит, нужно было соблюдать температурный режим, предусмотренный для их хранения. Экспедитор должен был это предвидеть. Но суд указал, что простой осведомленности о виде товара недостаточно для установления именно причинной связи между принятием груза к перевозке и его утратой.
Может ли клиент в подобной ситуации минимизировать риски утраты груза, тем более что он, как правило, не специалист в области перевозочного процесса и может не знать, достаточна ли предоставленная экспедитору информация.
Согласно п. 2 ст. 804 ГК РФ экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае ее неполноты запросить у клиента дополнительные сведения. Значит ли это, что если экспедитор не запросил дополнительной информации, то все риски переходят на него?
Увы, суды считают иначе. По их мнению, запрос дополнительных документов – право, а не обязанность экспедитора (например, постановление ФАС Московского округа от 15.12.2008 № КГ-А40/11353-08). Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 804 ГК РФ экспедитор имеет право не приступать к исполнению обязанностей, если необходимая информация не предоставлена (см., например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2008 № 17АП-6953/2008-ГК). Однако отсутствие обязанности в законе не препятствует ее установлению в договоре. И если она в договоре закреплена, ответственность за неблагоприятные последствия, связанные с недостаточной информированностью, будет нести экспедитор. Так, ФАС Северо-Западного округа от 14.09.2007 № А56-36263/2006[1] взыскал с экспедитора ущерб в размере стоимости утраченного при перевозке груза, поскольку ответственность за ненадлежащее оформление товаросопроводительных документов на груз несет экспедитор, который в нарушение условий контракта не уведомил истца о том, какие документы необходимо представить для надлежащего исполнения договора.
Таким образом, если клиент хочет избежать ответственности за непредоставленную информацию и документы, то в договор надо включить условие о том, что «после принятия заявки экспедитор обязан уведомить клиента о необходимых документах для надлежащего исполнения договора». Представленные в соответствии с такими уведомлениями документы и информация свидетельствуют о надлежащем исполнении клиентом обязанности по предоставлению информации. Уведомление должно обязательно проводиться в письменном виде. Можно также в договоре перечислить передаваемые экспедитору информацию и документы и указать, что данный перечень исчерпывающий, а все дополнительные документы клиент представляет только по запросу экспедитора.
Но не забывайте, что в договоре нужно еще и точно прописать процедуру запроса экспедитором необходимых документов со сроками исполнения. Тогда можно ссылаться не только на судебную практику, но и на п. 4 ст. 3 Закона о ТЭД, в котором установлено, что «в случае предоставления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции».
Уплачиваем неустойку экспедитору
В принципе ничто не мешает закрепить в договоре неустойку за нарушение клиентом любых обязанностей, например за непредставление экспедитору необходимых документов или затягивание рассмотрения извещения экспедитора о его дополнительных расходах. Но при этом она должна быть конкретизирована для каждого обязательства. Общая формулировка «за нарушение обязанностей, предусмотренных настоящим договором, клиент несет ответственность в виде взыскания неустойки в размере 0,1% вознаграждения экспедитору» не допускается, поскольку не позволяет выполнить основное требование: размер неустойки должен быть соразмерен допущенному нарушению. Такая неустойка является договорной, то есть четко прописывается в договоре.
Но Закон о ТЭД, как уже отмечалось, предусматривает и два случая нарушения, за которые клиент обязан выплатить законную неустойку, независимо от того, закреплена она в договоре или нет (см. таблицу).
Договор транспортной экспедиции: важное для экспедитора + шаблон
🌍 Предпринимателям, которые организуют перевозку грузов: как заключить с клиентом договор транспортной экспедиции для удобной работы.
Когда нужен договор транспортной экспедиции
Если транспортная компания просто перевозит груз на своей машине из одного места в другое, с клиентом заключают договор перевозки. Как его оформить, мы рассказывали в другой статье.
Зачастую клиент обращается не к грузоперевозчику напрямую, а к посреднику — экспедиторской компании.
Экспедиторы организуют перевозку груза: выбирают выгодный маршрут, находят перевозчиков с подходящими условиями для груза, оформляют таможенные документы. Клиент полагается на опыт экспедиторов и поэтому экономит своё время: теперь ему нужно только просматривать регулярные отчёты о местоположении грузов.
Часто экспедиционная услуга — это продумывание целой цепочки перевозок грузовым, РЖД, морским и воздушным транспортом. А еще экспедиторы могут брать на себя хранение груза на складе между перевозками.
Экспедиторы могут перевозить грузы и на своей машине. Тогда они отвечают за потерю и порчу груза клиента. Если клиент сдал груз нанятому перевозчику, экспедитор не отвечает.
Заполняем шаблон договора транспортной экспедиции
Договор транспортной экспедиции заключают письменно — ст. 802 ГК РФ. Стороны в нём — экспедитор и клиент — физлицо, ИП или компания, заказавшая и оплатившая грузоперевозку.
Рассказываем, что экспедитор может поменять в договоре под себя, и о какой ответственности стоит помнить.
Предмет: что экспедитор делает для клиента
Экспедитор обязан организовать перевозку груза. Клиент — оплатить услуги экспедитора, включая саму грузоперевозку. Что делает экспедитор, перечисляют в предмете договора.
Экспедитор обязуется за вознаграждение от своего имени и за счёт Клиента организовать выполнение определенного настоящим договором комплекса транспортно-экспедиторских услуг по перевозке, хранению и доставке грузов Клиента.
Что ещё экспедитор берет на себя, перечисляют в виде допуслуг.
Для перевозки груза экспедитор заключает договоры с третьими лицами — ИП с газелью, курьерской службой, РЖД, складом. Но перед клиентом за качество их услуг будет отвечать экспедитор — ст. 805 ГК РФ.
По умолчанию экспедитор сам выбирает перевозчиков, вид транспорта и маршрут. Но в договоре можно написать, что все это выбирает клиент — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Экспедитор страхует груз, если такая обязанность есть в договоре.
Поручение экспедитору: что и куда везут
Пункт отправки и назначения, вид транспорта и характеристики груза можно вписать в текст договора.
Если с клиентом работают постоянно, каждую перевозку удобно оформлять отдельным документом. Например, поручением экспедитору из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23. Но заявка свободной формы тоже подойдёт.
Клиент обязан письменно сообщить экспедитору о свойствах груза: портящийся, хрупкий, негабаритный. Свойства груза вписывают в поручение экспедитору. В зависимости от свойств экспедитор подбирает транспорт, склад и упаковку.
Если по грузу нужны уточнения, экспедитор задает клиенту вопросы. До уточнения экспедитор ставит услугу на стоп. А клиент обязан возместить экспедитору простой. Правила — из ст. 804 ГК РФ и п. 18 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.
Если экспедитор заключил договоры перевозки от имени клиента по доверенности, оригиналы договоров передают клиенту — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Клиент может отменить перевозку, даже если груз уже в пути. Но только письменно, звонки по телефону не считаются. Если до отмены экспедитор уже заплатил перевозчикам, клиент компенсирует эти расходы — п. 10 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.
Экспедиторская расписка: что приняли на перевозку от клиента
Экспедитор выдаёт клиенту экспедиторскую расписку — в подтверждение приёма груза. Для расписки есть форма из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23.
Принципиально: если экспедитор взял груз по расписке или любому другому документу, считается, что он отвечает за утрату и порчу груза, пока не доставит его грузополучателю. Переложить ответственность на перевозчика не получится.
Если экспедитор взял на себя только подбор перевозчиков, то клиент должен сдать груз перевозчику. Приёмку груза оформляет перевозчик по транспортной накладной, и отвечает за груз тоже он.
Если в пути груз передают на склад, клиенту выдают складскую расписку.
Изменение экспедиции
Иногда по ходу перевозки надо поменять транспорт, маршрут или пункт доставки.
Все изменения экспедитор обязан согласовать с клиентом — но только если время терпит. Если клиент молчит больше суток, экспедитор вносит изменения в экспедицию без его согласия — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Порядок согласования изменений записывают в договор.
Экспедитор обязан запросить у Клиента согласие об отступлениях от его указаний. Если в течение суток Клиент не даст ответ на запрос, Экспедитор вправе отступить от указаний без такого согласия.
Экспедитор вправе отступать от указаний Клиента, если это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие Клиента.
Срок погрузки и доставки
В договор записывают срок погрузки и доставки груза в конечный пункт.
Экспедитор обязан организовать доставку груза грузополучателю и оказать все остальные услуги по настоящему договору в течение пяти дней с момента приёмки груза от грузоотправителя.
За срыв срока экспедитор возмещает клиенту убытки. Часто убытки клиента — это неустойки и штрафы, которые он заплатил своим клиентам.
Исключение — если экспедитор докажет, что срок сдвинулся по вине отправителя, получателя или из-за стихийных бедствий и карантинов — ст. 9 Закона № 87-ФЗ.
Если перевозку заказало физлицо для переезда или доставки товаров, экспедитор платит неустойку в размере 3 % от суммы своего вознаграждения. Но не больше 80 %. Неустойку начисляют сверх убытков.
Удержание груза за долг по оплате
Рекомендуем вписать в договор право экспедитора не отдавать груз получателю до полной оплаты услуг. По умолчанию такого права у экспедитора нет, но добавить его можно — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах Клиента расходов. В этом случае Клиент оплачивает расходы, связанные с удержанием. За порчу груза вследствие удержания ответственность несет Клиент.
Оплата услуг экспедитора
Клиент обязан оплатить услуги экспедитора + все траты на перевозчиков, растаможивание и склад — ст. 5 Закона № 87-ФЗ.
Сроки оплаты и суммы записывают в договор.
Ответственность за повреждение и утрату груза
Экспедитор отвечает за груз клиента, если:
— вёз груз на своем транспорте;
— лично принял его у отправителя и выдал документ, а потом сам передал перевозчику;
— поручился перед клиентом за груз — так пояснил Верховный Суд РФ в п. 25 Постановления Пленума № 26.
Экспедитор не отвечает за груз, если по договору он обязан только найти перевозчика, расплатиться и подготовить документы на перевозку. В этом случае ответственность переходит на перевозчика.
Экспедитор отвечает за порчу, недостачу и утерю груза, если не докажет, что груз унесло ураганом или клиент плохо запаковал его.
Экспедитор возмещает клиенту потери исходя из объявленной ценности груза. А если такой нет в договоре, то по стоимости из документов на груз. Например, по цене из накладной на покупку товара. Плюс экспедитор возмещает упущенную выгоду.
В договор можно вписать, что кроме реального ущерба экспедитор возвращает клиенту плату за свои услуги.
Груз считается потерянным, если его не нашли за 30 дней после срока предполагаемой доставки — ст. 7 Закона № 87-ФЗ.
С экспедитора снимается ответственность, если получатель не сообщил письменно о повреждении или утрате груза по время приемки — ст. 8 Закона № 87-ФЗ.
Смягчить или отменить ответственность экспедитора за груз в договоре нельзя — ст. 11 Закона № 87-ФЗ.
Ответственность клиента
— компенсировать убытки экспедитора, если не сказал о свойствах груза, например, в грузовик потекла краска, которую перегрели;
— заплатить штраф за отказ возместить расходы экспедитора на перевозчиков и оформление провозных документов в размере 10 % от этих расходов;
— заплатить неустойку за просрочку оплаты в размере 1 % от долга — ст. 10 Закона № 87-ФЗ.
Обмен претензиями и суд
Если возник спор, клиент до суда обязан отправить экспедитору письменную претензию. На претензию у клиента есть шесть месяцев со дня предполагаемой доставки.
Исключение — когда клиент физлицо и заказал перевозку для личных нужд. Он идёт сразу в суд без досудебной претензии.
К претензии об утрате, недостаче и повреждении груза клиент обязан приложить подлинники или заверенные копии документов на количество и стоимость груза. Это накладные, договоры, акты, платежки.
Экспедитор обязан ответить на претензию за 30 дней с момента ее получения.
У клиента есть год с момента нарушения экспедитором своей обязанности, чтобы подать на него в суд.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Досрочное расторжение договора
Стороны могут отказаться от договора транспортной экспедиции в любой момент, предупредив другую сторону в разумный срок — ст. 806 ГК РФ.
Сторона, которая выходит из договора, обязана возместить другой стороне убытки + штраф 10 % от вознаграждения.
Обычно убытки клиента — это переплата другой экспедиционной компании, которую пришлось нанять, если груз не успели довезти — ст. 6 Закона № 87-ФЗ.
Отменить в договоре штраф за отказ от договора нельзя.
Статья актуальна на 19.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
О возмещаемых расходах по договору транспортной экспедиции
Е.Н. Шкадова, менеджер «ФБК Право»,
Е.Е. Петровская, ведущий консультант
департамента развития и стандартизации учетных процессов ФБК.
Транспортно-экспедиционная деятельность является достаточно отрегулированной сферой деятельности с точки зрения нормативно-правовой составляющей. Однако и здесь есть тонкие моменты, о которых участникам следует договориться «на берегу», потому что в дальнейшем решающее значение будут иметь именно положения договора. В частности, к таким моментам относится вопрос возмещаемых расходов по договору транспортной экспедиции.
Возьмем самую распространенную ситуацию: экспедитор заключил с клиентом договор транспортной экспедиции, по условиям которого экспедитор в качестве агента оказывает услуги, связанные с перевозкой грузов, включая поиск и предоставление подвижного состава третьих лиц. Для этих целей экспедитор заключает договор с неким агентом, который, в свою очередь, также за вознаграждение оказывает экспедитору услуги по подбору и предоставлению подвижного состава (например, вагонов), принадлежащего третьим лицам.
По результатам оказания услуг (отгрузка груза клиента) агент выставляет экспедитору счет, состоящий из двух частей: возмещаемых расходов за предоставление вагонов, принадлежащих третьим лицам, а также вознаграждения агента за поиск предоставленных вагонов.
А вот дальше экспедитору с клиентом необходимо решить, какие расходы и в каком составе следует перевыставлять на клиента. Тут возможны два подхода:
1) экспедитор перевыставляет счет агента в полном объеме на клиента в качестве возмещаемых расходов, а также дополнительно выставляет экспедиторское вознаграждение, предусмотренное договором транспортной экспедиции;
2) к возмещаемым расходам экспедитора могут быть отнесены только расходы агента за предоставление подвижного состава, принадлежащего третьим лицам, в то время как вознаграждение агента является прямым расходом экспедитора, формирующим себестоимость его услуг, и, следовательно, должно увеличивать вознаграждение экспедитора.
Действующее законодательство в сфере транспортно-экспедиционной деятельности по этому вопросу имеет самое общее регулирование. Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» клиент обязан уплатить вознаграждение, причитающееся экспедитору, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы. Поэтому выбор соответствующего варианта как раз будет определяться исключительно условиями договора, а квалификация заключенного между сторонами договора будет обусловливать порядок бухгалтерского и налогового учета.
В настоящее время вопрос, является договор транспортной экспедиции самостоятельным видом договора или видом посреднического договора, весьма спорный. С одной стороны, судебная практика признает договор транспортной экспедиции самостоятельным видом услуг (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 26 января 1999 г. № 5056/98, Определение ВАС РФ от 7 мая 2009 г. № ВАС-2785/09). С другой стороны, согласно позиции Минфина России отдельные элементы и условия договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору (письма от 10 января 2013 г. № 03-07-09/01, от 29 декабря 2012 г. № 03-07-15/161).
Если экспедитор взимает с клиента определенную договором плату за оказанные услуги (без разделения на вознаграждение и компенсацию расходов), то данные взаимоотношения могут быть квалифицированы как оказание услуг. При такой конфигурации договора вопросов с возмещаемыми расходами не возникает в принципе.
Если же экспедитор получает за свои услуги вознаграждение, а его расходы компенсируются клиентом, то такие взаимоотношения могут быть оценены как посреднические.
Действующее гражданское законодательство, регулирующее как транспортно-экспедиционную деятельность, так и посреднические услуги, не содержит каких-либо исключений в части видов расходов, которые должны быть возмещены клиентом. По общему правилу возмещению подлежат любые виды расходов, понесенные экспедитором (посредником).
Уплата вознаграждения агенту за поиск товаров, предоставляемых клиенту, является расходом, понесенным экспедитором в связи с выполнением поручения клиента, следовательно, данный расход является возмещаемым.
Аналогичную позицию занимает и Минфин России. Так, в письмах от 29 декабря 2012 г. № 03-07-15/161 и от 30 марта 2005 г. № 03-04-11/69 прямо указано, что расходы, произведенные экспедитором в интересах клиента при исполнении договора транспортной экспедиции, в том числе в виде сумм, уплачиваемых перевозчику, а также организациям, осуществляющим погрузочно-разгрузочные работы, подлежат возмещению клиентом и в соответствии с п. 9 ст. 270 Налогового кодекса РФ не учитываются экспедитором при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Отметим, что судебная практика применительно к данной ситуации носит фрагментарный и косвенный характер, однако в целом подтверждает сделанный ранее вывод. Так, согласно Постановлению ФАС Московского округа от 15, 11 мая 2006 г. № КА-А40/2894-06 Гражданский кодекс РФ не содержит нормы, в соответствии с которой суммы субагентских вознаграждений должны являться составной частью агентского вознаграждения. Анализируя нормы заключенных агентских договоров, согласно которым принципал обязался уплатить агенту вознаграждение за исполнение поручения и возместить расходы, связанные с выполнением поручения, в том числе расходы по возмещению расходов субагентов и выплате вознаграждения субагентам, суд, основываясь на ст. 1001, 1011 ГК РФ, пришел к следующему выводу: несмотря на то что выплату вознаграждения субагентам производит агент на основании заключенных с субагентом договоров, субагентские вознаграждения и все остальные расходы, связанные с исполнением поручения принципала, возмещаются принципалом и не могут рассматриваться в качестве дохода агента.
Следует отметить, что судебной практике известен случай, когда возмещаемые согласно условиям договора расходы агента были признаны судом частью вознаграждения агента в связи с тем, что агент не перевыставлял клиенту оплаченные им счета своих контрагентов, а учитывал расходы по ним как свои собственные затраты (Постановление Президиума ВАС РФ от 18 мая 2010 г. № 17795/09).
Теоретически данный подход по аналогии может быть распространен на рассматриваемую ситуацию. В этом контексте стороны договора (клиент и экспедитор) могут договориться о том, что часть расходов экспедитора, связанная с уплатой вознаграждения агенту, не будет перевыставляться клиенту и в связи с этим будет являться расходом экспедитора, увеличивающим вознаграждение последнего.
Если же в договоре между экспедитором и клиентом такая договоренность отсутствует, применение данного подхода не может быть обосновано. В этом случае экспедитору следует перевыставлять счета агента в полном объеме на клиента в качестве возмещаемых расходов.
Теперь рассмотрим отношения экспедитора и клиента в рамках договора транспортной экспедиции с точки зрения законодательства о бухгалтерском учете.
Затраты, понесенные экспедитором и полностью возмещаемые клиентом, не признаются расходами экспедитора и относятся на расчеты с клиентом (п. 2 ПБУ 10/99 1 ).
При получении от клиента денежных средств в возмещение затрат в бухгалтерском учете экспедитора погашается дебиторская задолженность, дохода при этом не образуется (п. 2 ПБУ 9/99 2 ).
В соответствии с п. 3 ПБУ 9/99 не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц в виде сумм по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п. Исходя из смыслового содержания данного пункта, его можно расширить другими аналогичными поступлениями, которые получает экспедитор для покрытия расходов, понесенных в интересах третьих лиц (клиента).
В соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 4 при формировании учетной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета выбирается один способ из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. При этом если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из ПБУ 1/2008 и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
При использовании данного подхода в бухгалтерском учете должно быть учтено получение возмещения от клиента на покрытие затрат экспедитора, понесенных в рамках агентского договора, заключенного с агентом, записью по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту учета расчетов с клиентом. Перечисление компенсации агенту проводится бухгалтерской записью по дебету счета учета расчетов с агентом и кредиту счета 51. По факту оказания услуг по дебету счета учета расчетов с клиентом и кредиту счета учета расчетов с агентом отражается задолженность перед агентом за оказанные услуги, подлежащая погашению за счет клиента. Выручка экспедитора признается в сумме экспедиторского вознаграждения.
Схема бухгалтерских записей в учете экспедитора имеет следующий вид:
Д 51 — К 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с клиентом» — получены денежные средства по договору транспортной экспедиции;
Д 76, субсчет «Расчеты с агентом» — К 51 — перечислены денежные средства агенту по агентскому договору;
Д 76, субсчет «Расчеты с клиентом» — К 76, субсчет «Расчеты с агентом» — начислена задолженность по агентскому договору (по отчету агента), включая вознаграждение агента, подлежащее погашению за счет клиента;
Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты с клиентом» — К 90 «Продажи» (91 «Прочие доходы и расходы») — начислена выручка по договору транспортной экспедиции в сумме экспедиторского вознаграждения;
Д 76, субсчет «Расчеты с клиентом» — К 62, субсчет «Расчеты с клиентом» — зачтена задолженность по договору транспортной экспедиции в сумме экспедиторского вознаграждения (если вознаграждение перечислено одновременно с компенсацией затрат);
Д 51 — К 62, субсчет «Расчеты с клиентом» — получено экспедиторское вознаграждение (если вознаграждение уплачивается отдельно).
1 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.
2 Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н.
4 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.
5 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 18 «Выручка» введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н.