договор устанавливающий конституцию для европы

Конституционный договор (проект Конституции) Европейского союза

договор устанавливающий конституцию для европы. договор устанавливающий конституцию для европы фото. картинка договор устанавливающий конституцию для европы. смотреть фото договор устанавливающий конституцию для европы. смотреть картинку договор устанавливающий конституцию для европы.

Конституционный договор Европейского союза — международный договор, призванный играть роль конституции ЕС и заменить все прежние учредительные акты ЕС.

Значительное расширение Европейского союза за счет приема новых членов из Центральной и Восточной Европы, изменение политического веса Европы в мире потребовали реформы внутренней структуры ЕС и более четкого разграничения его компетенции с государствами-членами.

Разработка проекта Конституции ЕС стала одним из направлений реформирования Европейского союза.

Решение о начале работ по созданию общеевропейской конституции было принято на саммите ЕС в Ницце в декабре 2000 года.

По итогам первого года дискуссий на новой встрече в верхах в Лаакене (Бельгия) была одобрена Декларация о будущем Европейского Союза («Лаакенская декларация») от 15 декабря 2001 года. Именно в этом документе руководители всех государств-членов впервые заявили о своей готовности согласиться с принятием единого «документа конституционного характера», который мог бы стать результатом упрощения и кодификации существующих учредительных договоров.

Выработка проекта была поручена созданному через год на саммите в Брюсселе специальному временному органу — Европейскому конституционному собранию (Конвенту), состоящему из представителей Европейской комиссии, правительств и парламентов стран-членов во главе с бывшим президентом Франции Валери Жискар д’Эстеном.

Проект Конституции был представлен на саммите ЕС в Салониках 20 июня 2003 года, после чего над ним работала Межправительственная конференция, состоящая из всех министров всех стран Европейского союза с участием Европейской комиссии и Европейского центрального банка.

Окончательный текст документа был одобрен на специальном саммите ЕС в июне 2004 года.

29 октября 2004 года главы всех 25 государств-членов ЕC подписали в Риме Договор, устанавливающий Конституцию для Европы. Уникальность этого документа состояла в том, что он появился сразу на 20 языках и стал самой пространной и всеобъемлющей конституцией в мире.

Проект Конституции насчитывал 448 статей, состоял из четырех частей и преамбулы (цели и смысл учреждения ЕС). Первая часть документа содержала основные правовые принципы Конституции (учреждение Союза, его ценности, статус европейского права, распределение полномочий между странами-участницами и ЕС, институты ЕС, процедура выхода из ЕС); вторая часть включала Хартию фундаментальных прав как законодательную часть Конституции; третья часть содержала основные направления политики, четвертая — процедуру ратификации.

Представленный проект Конституции ЕС вносил значительные изменения в структуру и функции институтов ЕС:

— была предусмотрена должность президента, который назначался бы Советом сроком на 2,5 года. Планировалось, что президент ЕС будет представлять Союз на международной арене, в его компетенцию также входила подготовка саммитов Евросоюза;

— предусматривалась должность министра иностранных дел ЕС, который должен представлять общую европейскую внешнюю политику. В соответствии с Конституцией министру иностранных дел вменялись в ответственность «внешнеполитические действия Союза, а также координация иных аспектов внешней политики, руководство общей внешней политикой и политикой безопасности сообщества»;

— предполагалось сокращение состава Европейской комиссии. С 2014 года число еврокомиссаров должно было составить 2/3 от числа стран-членов;

— расширялись полномочия Европейского парламента, который, как предполагалось, должен был не только утверждать бюджет, но и заниматься проблемами, связанными с состоянием гражданских свобод, пограничного контроля и иммиграции, сотрудничества судебных и правоохранительных структур всех стран ЕС.

Проект Конституции предполагал отказ от принципа консенсуса и замену его принципом так называемого «двойного большинства»: решение по большинству вопросов (кроме вопросов внешней политики и безопасности, социального обеспечения, налогообложения и культуры, где сохраняется принцип консенсуса) могло бы считаться принятым, если за него проголосовали не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65% населения всего Европейского союза.

Конституция предусматривала глубокое структурное преобразование системы европейской безопасности. В ней прямо говорилось о создании федеральной структуры национальной безопасности, главенствующей над аналогичными структурами любого государства-члена, притом, что в компетенцию Европейского союза «войдут все сферы внешней политики и все вопросы, относящиеся к безопасности ЕС».

В Конституции содержалось прямое требование следовать общей политике безопасности и отдавать ей полное предпочтение. Европейский суд, который «обеспечивает уважение закона в толковании и применении Конституции», наделялся правом подвергнуть штрафу или другим мерам воздействия государство-члена, не поддержавшего внешнюю политику Европейского союза.

Проект общеевропейской Конституции включал также Хартию основных прав Евросоюза, которая «охватывала широчайший круг прав: от права на равную заработную плату для мужчин и женщин до права получения достойного медицинского обслуживания». В связи с этим предполагалось в 2007 году основать Агентство по основным правам в Вене с целью обеспечения «гарантии того, что ценности, обозначенные в Хартии, будут уважаться».

Еще одним предложением стала статья, регулирующая добровольный выход из Европейского союза, что раньше не предусматривалось ни в одном документе ЕС.

Для вступления Конституции в силу ее должны были ратифицировать все страны — члены ЕС либо голосованием в парламенте, либо путем проведения всенародного референдума. Проект Конституции Европейского союза ратифицировали (парламентским путем и на референдумах) 18 из 27 стран ЕС.

На референдумах, состоявшихся 29 мая 2005 года во Франции и 1 июня 2005 года в Нидерландах, проект Конституции ЕС был отвергнут. Во Франции против Конституции проголосовало 54,9%, при этом явка избирателей составила 70%, что явилось очень высоким показателем. В Нидерландах, где явка избирателей составила 63%, 61,6% проголосовавших отвергли проект Конституции Европейского союза, «за» высказались 38,4%.

На саммите Европейского союза, состоявшемся 16-17 июня 2005 года, Великобритания, Португалия, Дания и Ирландия объявили о переносе на неопределенное время своих национальных референдумов. Швеция заявила, что не ратифицирует Основной Закон ЕС до тех пор, пока Франция и Нидерланды не проведут повторных референдумов.

Летом 2005 года процесс ратификации конституционного акта был приостановлен.

Вплоть до конца 2007 года выдвигалось немало вариантов возрождения документа. На протяжении 2007 года Европейский союз под председательством сначала Германии, а затем Португалии готовил документ, призванный заменить не ратифицированный проект Конституции ЕС. Новый базовый договор должен был учесть реалии Европейского союза, число членов которого к 2007 году выросло с 15 до 27 стран. Результатом долгих поисков путей институциональных преобразований и политического реформирования Европейского союза стала разработка Договора о реформе (Лиссабонского договора). Новый базовый договор был подписан лидерами всех стран-членов ЕС 13 декабря 2007 года в Лиссабоне.

Лиссабонский договор одновременно вобрал в себя дополненные и переработанные положения ранее заключенных соглашений о принципах жизнедеятельности объединенной Европы — Римского договора (1957), Маастрихтского (1992), Амстердамского (1996) и Договора Ниццы (2000), на котором в период институционального кризиса основывалось функционирование институтов ЕС.

В отличие от проекта Конституции ЕС, «Договор о реформах» не содержит упоминания о конституционных символах Евросоюза — флаге, гимне и единой валюте. Вместе с тем, он предусматривает введение поста президента Европейского Совета, который будет избираться на два с половиной года, и представлять организацию на международном уровне.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

1.9 Проект Европейской конституции и Лиссабонский договор

В декабре 2001 г. на сессии Европейского совета было принято решение о созыве Конвента о будущем Европы, которому предстояло подготовить проект Конституции ЕС. 29 октября 2004 г. Договор, устанавливающий Конституцию для Европы, был подписан руководителями всех государств – членов ЕС.

Этот документ содержал в себе решение множества проблем, которые сдерживали демократическое и эффективное развитие ЕС как интеграционной организации, объединяющей территорию почти всей Западной и значительной части Восточной Европы[21].

Главные нововведения проекта Европейской конституции предусматривали:

• упрощение внутреннего устройства ЕС за счет ликвидации структуры трех «опор»;

• кодификацию всех учредительных документов и дополняющих и/или изменяющих их актов в единый конституционный договор ЕС;

• признание Хартии ЕС об основных правах в качестве составной части конституционного договора и соответственно высшей юридической силы ее норм в правовой системе ЕС;

• закрепление впервые в истории ЕС системы «демократических» принципов его функционирования (принципы демократического равенства, представительной демократии и др.);

• модернизацию внешнеполитической (включая вопросы обороны и безопасности), правоохранительной и ряда других сфер компетенции ЕС;

• более четкое разграничение предметов ведения и полномочий между ЕС и государствами-членами за счет признания и определения разных «категорий компетенции» ЕС (исключительная, совместная и др.) при сохранении остаточной компетенции за государствами-членами;

• широкомасштабную институциональную реформу, способствующую дальнейшей демократизации ЕС, ускорению и большей прозрачности процедур принятия решений на европейском уровне;

• наделение парламентов государств-членов дополнительными рычагами воздействия на правотворческий процесс ЕС.

Договор, устанавливающий Конституцию для Европы, был ратифицирован восемнадцатью государствами-членами, включая Германию, не ратифицирован двумя (Францией и Нидерландами), а еще семь государств-членов не определили свою позицию (не проводили ратификационных процедур). Поскольку для вступления в силу проекта Европейской конституции требовалась ее ратификация со стороны всех государств-членов, а ратификацию провели только 2/3 из них, ввести документ в действие оказалось невозможным.

После двухгодичного «периода обсуждения» из этой ситуации был найден следующий выход: основные положения конституционной реформы будут реализованы в жизнь, но не в форме Европейской конституции, а с помощью поправок в действовавшие учредительные документы ЕС. Решение провести конституционную реформу в виде модернизации учредительных документов ЕС было принято в июне 2007 г. на встрече в верхах руководителей государств – членов ЕС[22]. Межправительственная конференция завершила свою работу в октябре 2007 г., когда на встрече в верхах в Лиссабоне 17–18 октября 2007 г. проект «Договора о реформе» ЕС был одобрен руководителями всех его государств-членов. Следующие два месяца были посвящены технической и языковой корректуре документа на базе его оригинальной (франкоязычной) редакции. Эту работу вновь проводили правовые эксперты юридической службы Совета Европейского союза. 13 декабря 2007 г. документ был официально подписан на всех двадцати трех официальных языках ЕС, которые имеют одинаковую силу[23].

Его полное название «Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества»; краткое – «Лиссабонский договор». Неофициально (в правовой литературе и средствах массовой информации) он часто именуется «Договор о реформе» (англ. Reform Treaty; фр. traite modificatif).

Лиссабонский договор 2007 г. представляет собой трансформацию, хотя и не в полном виде текста официально подписанного, но не вступившего в силу проекта Европейской конституции 2004 г., в учредительные документы Европейского союза текст Договора вносит изменения в три основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского сообщества (Римский договор 1957 г.), Маастрихтский договор 1992 г. и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г.

Комплекс учредительных документов ЕС в редакции Лиссабонского договора:

• представляет собой совокупность актов, обладающих высшей юридической силой в иерархии сложившейся в Европейском союзе особой правовой системы;

• определяет основы общественного строя и экономических отношений внутри Союза и с третьими странами, вторгается в вопросы экономического планирования, налогообложения и денежного обращения;

• провозглашает и гарантирует основные права и свободы граждан Союза;

• определяет компетенцию Союза и составляющих его государств-членов;

• определяет распределение и взаимодействие полномочий союзных органов законодательной, исполнительной, судебной и контрольной власти;

• официально закрепляет ценности, институты и основополагающие принципы конституционного строя, основы надгосударственного правового регулирования общественных отношений на территории ЕС, стремится усиливать господство права, борьбу с преступностью и защиту границ и интересов Союза от посягательств извне.

Вместе с тем некоторые положения проекта Европейской конституции 2004 г., которые вызвали наибольшие опасения или критику со стороны некоторых государств-членов и политических сил, не были включены в Договор о реформе:

• термин «конституция», который ассоциируется с суверенным государством;

• термины «европейский закон» и «европейский рамочный закон», которые планировалось ввести для обозначения законодательных актов Европарламента и Совета ЕС (Лиссабонский договор сохранил традиционные названия форм вторичного европейского права – «регламент» и «директива»);

• принцип примата (верховенства) права ЕС над правом государств-членов, содержавшийся непосредственно в проекте Европейской конституции, перенесен в одну из деклараций Межправительственной конференции 2007 г., которая сама по себе не имеет юридически обязательной силы (указанный принцип, тем не менее останется в действии на основании сложившегося ранее прецедентного права Суда Европейских сообществ).

Кроме того, в Договоре о реформе:

• восстановлено право вето государств-членов в отношении отдельных вопросов;

• отсрочено введение некоторых институциональных преобразований, например принципа двойного большинства при принятии решений в межправительственных институтах ЕС (поддержка большинства государств-членов, представляющих большинство населения Союза);

• из списка целей Союза была исключена свободная конкуренция (принцип открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, тем не менее останется одной из первооснов экономической системы ЕС на основании других статей его учредительных документов);

• предусмотрены дополнительные изъятия для Великобритании, Ирландии и Польши, оформленные специальными протоколами.

Процесс ратификации и вступления в силу Лиссабонского договора планировалось завершить к 2009 г., однако в связи со сложностями, возникшими при ратификации документа, процесс затянулся до октября 2009 г. Во избежание дополнительных осложнений ратификационного процесса почти во всех государствах-членах его решено было проводить парламентским путем. Единственным исключением стала Ирландия, где проведение референдума по ратификации Лиссабонского договора было обязательным в силу требований ее национального права.

Первым государством-членом, ратифицировавшим Лиссабонский договор всего через несколько дней после его подписания, стала Венгрия. Осложнения с ратификацией возникли в таких странах, как Ирландия и Чешская Республика, где для одобрения необходима поддержка 3 /5 Парламента, а в случае с Ирландией еще и поддержка населением страны в форме референдума.

В Ирландии состоялось несколько референдумов по вопросу ратификации Договора о реформе. По итогам первого документ поддержан не был («против» проголосовали 53,4 % избирателей, принявших участие в референдуме, «за» – 46,6 %). Всего из 3 миллионов ирландцев, обладающих правом голоса, в референдуме участвовали 1 млн 620 тыс. человек (53,1 %). 11 декабря было подписано соглашение, согласно которому Ирландия проведет повторный референдум до ноября 2009 г. На повторном референдуме 2 октября 2009 г. большинство ирландцев проголосовали за одобрение Лиссабонского договора о реформировании деятельности ЕС.

В Чехии ратификация Лиссабонского договора сопровождалась документом на соответствие Конституции. 25 ноября 2008 г Конституционный суд Чехии постановил, что Лиссабонский договор не противоречит чешской Конституции. В феврале 2009 г прошло голосование в чешском парламенте, и большинство депутатов (125 при необходимых 120 из 200) высказалось за ратификацию договора. Однако подписание документа было отложено до окончания рассмотрения нового иска со стороны сенаторов-евроскептиков в сентябре 2009 г. Одним из ключевых вопросов ратификации Лиссабонского договора в Чехии были опасения возможных имущественных притязаний со стороны депортированных судецких немцев. В результате переговоров на проходящем в октябре 2009 г саммите ЕС государства-участники согласились с требованиями Чехии предоставить стране возможность не исполнять идущую в связке с договором Хартию о фундаментальных правах. 3 ноября 2009 г. Конституционный суд Чехии признал отсутствие в Лиссабонском договоре противоречия Конституции Чехии, после чего президент Чехии подписал Договор.

На следующий день после подписания Лиссабонского договора руководители государств – членов ЕС на встрече в верхах 14 декабря 2007 г. в Брюсселе приняли решение учредить независимую экспертную группу по рассмотрению проектов новых направлений развития и реформирования Европейского союза, но уже в долгосрочной перспективе – в расчете на 2020–2030 гг Мандат группы включает в себя более десяти стратегических сфер, проблем и задач европейской интеграции, а именно:

• усиление и модернизацию европейской модели, которая сочетает экономический успех и социальную солидарность;

• повышение конкурентоспособности ЕС;

• устойчивое развитие ЕС в целом;

• стабильность на мировой арене и борьбу с глобальной нестабильностью;

Таким образом, непосредственным результатом вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. служит рождение фактически «нового» Европейского союза. Последний будет отличаться от своего предшественника менее сложным устройством, большей эффективностью в принятии решений и более демократическим и прозрачным способом функционирования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Европейские Сообщества(1958–2009)
Европейское сообщество угля и стали(1952–2002)
Европейское Экономическое Сообщество(1958–1993)
Европейское сообщество по атомной энергии(1958 – настоящее время)
европейское сообщество(1993–2009)
Юстиция и внутренние дела(1993–2003)
Сотрудничество полиции и судебных органов по уголовным делам(2003–2009)
Общая внешняя политика и политика безопасности Столб(1993–2009)
Западноевропейский союз(1954–2011)
западный союз(1948–1954)
Парижский договор1951 г.
Римский договор1957 г.
Договор о слиянии1965 г.
Единый европейский акт1986 г.
Маастрихтский договор1992 г.
Амстердамский договор1997 г.
Договор о Ницце2001 г.
Лиссабонский договор2007 г.
Комиссия Хальштейна1958 г.
Комиссия Рей1967
Комиссия Мальфатти1970 г.
Комиссия Маншолта1972 г.
Комиссия Ортоли1973
Комиссия Дженкинса1977 г.
Комиссия Thorn1981 г.
Комиссия Делора1985 г.
Комиссия Сантера1994 г.
Комиссия Проди1999 г.
Комиссия Баррозу2004 г.
Комиссия Юнкера2014 г.
Комиссия фон дер Ляйена2019 г.

После периода размышлений был создан Лиссабонский договор, который заменил Конституционный договор. Он содержал многие изменения, которые изначально были внесены в Конституционный договор, но вместо того, чтобы отменить и заменить существующие договоры, просто внес в них поправки и отказался от идеи единой кодифицированной конституции. Подписанный 13 декабря 2007 года Лиссабонский договор вступил в силу 1 декабря 2009 года.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Черчение

Упоминание христианства в преамбуле

В конечном итоге в согласованной Конституции не содержалось прямых ссылок на христианство, а лишь упоминалось «культурное, религиозное и гуманистическое наследие Европы». Это решение вызвало разочарование в Ватикане, но удовлетворение у государства-кандидата Турции.

Подписание

Ратификация

договор устанавливающий конституцию для европы. договор устанавливающий конституцию для европы фото. картинка договор устанавливающий конституцию для европы. смотреть фото договор устанавливающий конституцию для европы. смотреть картинку договор устанавливающий конституцию для европы.

12 января 2005 года Европейский парламент проголосовал за резолюцию, не имеющую обязательной юридической силы, в поддержку Конституции 500 голосами против 137 голосов при 40 воздержавшихся.

Испания была первой страной, которая провела референдум по Конституции. 20 февраля 2005 г. испанские избиратели поддержали договор: 76% проголосовали за, 24% против при явке 43%.

29 мая 2005 г. французы отклонили Конституцию с перевесом от 55% до 45% при явке в 69%. 1 июня голландцы отклонили конституцию с перевесом от 61% до 39% при явке 62%.

Пост-отказ

Краткий обзор национальных процессов

Содержание

Институциональная структура

Согласно ТВК, Совет Европейского Союза был бы официально переименован в «Совет министров», что уже является его неофициальным названием. «Совет по общим делам» был бы формально отделен от «Совета по иностранным делам», который неофициально проводил свои заседания отдельно с июня 2002 года.

Согласие, субсидиарность, соразмерность

ТВК повторило бы несколько ключевых принципов функционирования Союза:

Примат союзного права

Среди европейских стран Европейский суд с 1964 года неизменно постановил, что право ЕС имеет приоритет над законами государств-членов в тех областях, где государства-члены разрешают ему принимать законы. Национальный закон, несовместимый с соглашением, уже заключенным на европейском уровне, считается «отклоненным», когда возникают вопросы в судах. Этот противоречивый и фундаментальный принцип права Европейского сообщества был впервые признан в деле Van Gend en Loos в 1963 году, которому последовали в деле Коста против ENEL в 1964 году.

Судебная защита и основные права

ТВК сохранило бы роль Суда Европейского Союза (статьи III-353 и последующие).

Общие ценности государств-членов Союза

Государства-члены также заявляют, что в их обществе преобладают следующие принципы:

Некоторые из этих положений были бы впервые кодифицированы в ТВК.

Цели Союза

Цели ЕС были заявлены ( статья I-3 ):

В своих отношениях с остальным миром цели Союза заключаются в следующем:

Сфера Союза

Компетенции

Положение о гибкости

Положение о гибкости ТВК позволяет ЕС действовать в областях, не указанных в ТВК, а только:

Общая внешняя политика и политика безопасности

Новые положения

Юридическое лицо

Новые компетенции

ТВК предоставило бы ЕС в качестве новой «совместной компетенции» области территориального единства, энергетики и пространства. Это области, в которых ЕС может действовать вместе со своими отдельными государствами-членами. ЕС выделил новые области «поддержки, координации или дополнительных действий» в области туризма, спорта и административного сотрудничества.

Уголовное судопроизводство

Государства-члены продолжили бы сотрудничество в некоторых областях уголовного судопроизводства, если бы они согласились на это, как в настоящее время. В рамках ТВК было бы добавлено семь новых областей сотрудничества:

Положение о солидарности

Европейский прокурор

Хартия основных прав Европейского Союза

ТВК включает копию Хартии, уже согласованную всеми странами-членами ЕС. Это включено в Конституцию, поэтому институты ЕС сами обязаны соблюдать одни и те же стандарты основных прав. Во время первоначального соглашения о Хартии британское правительство заявило, что она не имеет обязательной силы. Включение в ТВК не могло не усомниться в его важности.

Упрощение

Упрощенный жаргон и правовые инструменты

TCE попытался упростить жаргон и сократить количество правовых инструментов ЕС. Однако это длинный документ, сформулированный в технических терминах, который оказался непопулярным, когда был представлен (например) французским избирателям на их референдуме по ТВК.

ТВК объединяет правовые инструменты во всех областях политики (которые в предыдущих договорах назывались столпами Европейского Союза ). Конкретно:

Должность министра иностранных дел Союза

Функционирование учреждений

Квалифицированное большинство голосов

Президент Европейского Совета

Шестимесячное председательство в Европейском совете сменится председателем, выбранным главами правительств, сроком на два с половиной года с возможностью однократного возобновления. Сама роль останется административной и неисполнительной, но вместо того, чтобы председательствовать в государстве-члене, как в настоящее время, она будет принадлежать лицу, избранному Советом и подотчетному ему.

Председатель Совета Министров

Меньшая комиссия

К 2014 году Комиссия будет уменьшена в размерах с 27 до 18 членов. Членов Комиссии будет меньше, и государства-члены будут по очереди назначать членов Комиссии два раза из трех.

Парламентская власть и прозрачность

Дальнейшая интеграция, изменение и отзыв

Расширенное сотрудничество

Изменения договора

Традиционно поправки к договорам ЕС рассматривались на межправительственных конференциях, на которых Европейский совет собирался на длительные закрытые заседания для достижения единодушного согласия по предлагаемым изменениям. Конвенция, написавшая проект конституционного договора, в этом отношении была совершенно иной. Он собрался публично и состоял из смеси национальных и европейских политиков. Согласно Конституции поправки к Конституции будут разрабатываться конвентом, если Совет министров и Европейский парламент не договорились об ином.

Была создана упрощенная редакция для изменений, которые можно было бы предложить внести в Раздел III Части III ТВК, касающийся внутренней политики и действий Союза. Изменения в этот раздел могут быть внесены по решению Совета Европы при условии его ратификации всеми государствами-членами.

Конституция также предлагает общую « оговорку о непроходимости » ( статья IV-444 ), с которой Европейский совет может согласиться:

в определенной области политики.

Хотя сам Лиссабонский договор разрабатывался за закрытыми дверями, в нем были приняты процедуры внесения поправок, предложенные Конституцией.

Положение о выходе

Новый пункт в ТВК предусматривает односторонний выход любого государства-члена из Союза (пункт I-60). В соответствии с этим положением, когда страна уведомляет Совет о своем намерении выйти, в Совете согласовывается урегулирование с согласия Парламента. Если переговоры не будут согласованы в течение двух лет, страна все равно уедет. Впоследствии идентичное положение было включено в договоры Лиссабонским договором.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *