договор юридического лица с самозанятым налоговые риски
Риски ООО при работе с самозанятыми: как избежать доначисления НДФЛ и взносов
В последнее время бизнес, который заключил договоры гражданско-правового характера с самозанятыми, налоговики автоматически относят в зону риска. Инспекторы подозревают, что договор подряда «прикрывает» трудовые отношения. И если они это докажут, то начислят НДФЛ, взносы, а также пени и штрафы. Такой исход лучше предотвратить заранее. Мы подготовили чек-лист, который позволит определить ваши риски при работе с самозанятыми.
Кого подозревают налоговики
Сейчас многие ООО получают от налоговиков письма с просьбой предоставить сведения по самозанятым подрядчикам. Инспекторов интересуют договоры, акты выполненных работ и прочие документы по сделкам, где одной из сторон является плательщик налога на профдоход (НПД). Иногда инспекторы добавляют, что организация-заказчик находится в зоне риска «по злоупотреблению правом при применении труда самозанятых граждан».
Что это означает? Действительно ли компания, получившая такое письмо, злоупотребляла своими правами или нарушала закон?
Нет, дело в другом. Налоговики проводят масштабную акцию по выявлению налоговой схемы, которую (по их мнению) практикуют недобросовестные организации. Под подозрение попадают все, кто пользуется услугами самозанятых.
Какие злоупотребления ищут инспекторы
Суть схемы в следующем. Если организация нуждается в работниках, то по закону она должна совершать четко определенные действия. Набрать штат, заключить трудовые договоры, при выдаче зарплаты удерживать НДФЛ, начислять страховые взносы.
Вместо этого недобросовестные бизнесмены идут по другому пути. Они не принимают людей на работу, то есть уклоняются от заключения трудовых договоров. Потенциальных сотрудников просят зарегистрироваться в качестве самозанятых, после чего компания заключает с ними договоры гражданско-правового характера. Работодатель «превращается» в заказчика, работник — в исполнителя (подрядчика), а вознаграждение за труд — в оплату услуг или работ по договору ГПХ.
В результате происходит так называемая «налоговая оптимизация». Организация не удерживает из зарплаты сотрудника НДФЛ по ставке 13%. Налог на доходы физлиц заменяется налогом на профдоход по ставке 6%, который уплачивает самозанятый. Страховые взносы можно вообще не платить.
Ставка НПД составляет 4% (при получении дохода от физлиц) или 6% (при получении дохода от ИП или юрлиц) — ст. 10 Федерального закона от 27.11.18 № 422-ФЗ. Плательщик налога на профдоход не обязан перечислять пенсионные взносы. Но он вправе делать это добровольно. Тогда период самозанятости включат в стаж при назначении пенсии. В 2021 году добровольные взносы составляют: минимум 32 448 руб. в год; максимум 259 584 руб. в год (ст. 29 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ). В случае применения налоговой схемы уплату взносов может компенсировать работодатель.
Цель сотрудников ИФНС — обнаружить указанную схему и переквалифицировать договоры ГПХ в трудовые. А затем начислить страховые взносы и НДФЛ.
Что ответить налоговикам
В ответном письме компания-заказчик должна убедить инспекторов, что договоры ГПХ, заключенные с самозанятыми гражданами, не являются фиктивными, а описывают реально существующие гражданско-правовые отношения между организацией и самозанятым.
Существует перечень признаков, по которым налоговики могут опознать трудовые отношения, замаскированные под гражданско-правовые. Нужно разобрать каждый признак и продемонстрировать, что в данном случае он отсутствует.
Даже если письмо от ИФНС еще не пришло, полезно заранее проверить себя, чтобы выявить «подозрительные моменты» и устранить их. В этом поможет наш чек-лист.
Чек-лист для проверки рисков при работе с самозанятыми
1. Сохраняет ли подрядчик статус налогоплательщика НПД? Это можно проверить с помощью специального сервиса на сайте ФНС.
2. Не относится ли предмет договора к видам деятельности, которыми нельзя заниматься самозанятым? Об этом читайте в статье « Налог на профессиональный доход для самозанятых граждан (Федеральный закон от 27.11.18 № 422‑ФЗ) », а разъяснения чиновников приведены ниже в таблице.
3. Не состоял ли подрядчик в течение последних двух лет в трудовых отношениях с заказчиком? Если состоял, выплаты по договору не подпадают под НПД (п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ).
4. Были ли случаи, когда человек сначала оказывал услуги (выполнял работы) по договору ГПХ как самозанятый, а потом его зачислили в штат? Инспекторы могут расценить это обстоятельство как испытательный срок, замаскированный под подряд.
5. Нет ли в штатном расписании компании-заказчика должности, предполагающей наличие у работника обязанностей, аналогичным тем работам или услугам, которые выполняет самозанятый по договору ГПХ? Если есть — это явный признак схемы минимизации налогов (см. « ФНС выпустила памятку для самозанятых: оплата на чужую карту, работа с постоянным заказчиком, уплата налога через партнеров »).
6. Есть ли в договоре ГПХ положения, косвенно указывающие на трудовые отношения: обозначен режим рабочего времени; названа должность или профессия исполнителя; прописано, что подрядчик подчиняется должностному лицу компании; отсутствуют сроки выполнения работ и проч. (подробнее см. « Отличия между трудовым договором и договором ГПХ: как не ошибиться при оформлении «временного» сотрудника »)?
Какие виды деятельности подпадают (не подпадают) под НПД: разъяснения чиновников
Вид деятельности
Подпадает / не подпадает под НПД
Реквизиты письма
Организация отдыха и развлечений
Сдача в аренду и субаренду жилых помещений
Сдача в аренду нежилых помещений
Сдача в аренду земельных участков
Реализация имущественных прав (в частности, на результаты интеллектуальной деятельности)
Торговля через вендинговые аппараты
Сборка и последующая продажа компьютеров
Услуги доставки (с приемом платежей и применением ККТ)
Топ-5 деталей и рисков работы с самозанятыми в 2021 году
Контрагенты-самозанятые — это теперь не экзотика, а обыденность. Для решения определенных задач компаниям гораздо выгоднее нанимать физлиц, зарегистрированных в качестве плательщиков НПД, чем обычных физлиц по договорам ГПХ.
Но чтобы процесс такого сотрудничества прошел гладко, необходимо соблюдать определенные правила безопасности.
В этом материале расскажем об общих принципах работы с самозанятыми и ответим на некоторые вопросы, которые были заданы в ходе недавнего вебинара.
Деталь № 1. Проверяем статус
Перед тем, как начать сотрудничество с самозанятым исполнителем, необходимо проверить его статус — действительно ли данный человек на данный момент является плательщиком НПД.
Для этой цели можно воспользоваться специальным бесплатным сервисом, который выдает сведения о наличии статуса плательщика НПД на заданную дату.
Деталь № 2. Проверяем наличие трудовых отношений в прошлом
Закон запрещает сотрудничество в рамках НПД с лицами, которые являются штатными сотрудниками компании или являлись таковыми в течение последних 2 лет.
Поэтому проверьте кадровые документы. Самозанятый не должен быть вашим бывшим сотрудником, недавно работавшим по трудовому договору.
При этом если он ранее привлекался по договору ГПХ, это не будет помехой для заключения с ним договора в рамках НПД.
Деталь № 3. Составляем договор
При составлении договора следует указать, что исполнитель имеет статус плательщика НПД.
Например, в преамбуле договора с самозанятым можно написать так:
Иванов Сергей Сергеевич, являющийся налогоплательщиком налога на профессиональный доход, именуемый в дальнейшем Исполнитель.
Также будет нелишним прописать в договоре ответственность самозанятого исполнителя за утрату им статуса плательщика НПД в процессе сотрудничества.
Дело в том, что в случае трансформации самозанятого в обычное физлицо компании-заказчику грозят финансовые потери. На фирму возлагается обязанность по исчислению и уплате НДФЛ и страховых взносов в отношении физлица, с даты утраты последним права на применение НПД. Об этом, в частности, предупреждает ФНС в письме от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@.
Еще один нюанс, который следует учесть при составлении договора — это его формулировки. Договор ГПХ ни в коем случае не должен содержать признаки трудового договора.
Налоговики предупреждают, что схему подмены трудовых отношений гражданскими с привлечением самозанятых будут пресекаться. Проверки уже идут.
Деталь № 4. Оплачиваем услугу
Перед тем, как произвести оплату, еще раз проверьте наличие у самозанятого статуса плательщика НПД в сервисе ФНС. Ситуация может поменяться за один день. Поэтому важно знать, что на дату икс человек все еще самозанятый и выплаченная ему сумму не будет облагаться НДФЛ и взносами.
В своей профессиональной деятельности самозанятые используют обычный банковский счет физлица, к которому привязана карта.
При оплате не забывайте, что вы производите перечисление на счет физического лица и за это взимается комиссия.
Если в силу специфики своей деятельности у компании много контрагентов-самозанятых, то производить оплату можно по реестру.
Такую услугу, в частности, предоставляет МТС-банк при помощи онлайн-сервиса выплат вознаграждений на счета самозанятых. Перед отправкой платежей проверяется статус самозанятости, если ответ ФНС отрицательный, то деньги не уйдут до корректировки статуса. По перечисленным суммам банк сам пробьет чеки за самозанятых и пришлет документы. Бухгалтерии больше не нужно собирать чеки.
Кроме того, МТС-банк оказывает своим клиентам и другие услуги:
Бесплатный счет для бизнеса. Открытие без визита в банк — представитель доставит документы в удобные время и место.
Деталь № 5. Получаем документы
После оплаты самозанятый обязательно должен выдать чек, который он формирует в приложении «Мой налог».
При безналичном расчете чек должен быть сформирован и передан заказчику не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.
Чек — это наиважнейший документ при работе с самозанятыми. Без чека учесть эту выплату в составе расходов заказчик не может. Об этом, в частности, напоминает ФНС в письме от 22.12.2020 № ЗГ-3-20/8488@.
Обратите внимание на содержание чека. Там должен быть указан ИНН компании-заказчика. Если самозанятый ошибся при формировании чека, он должен аннулировать неправильный чек и сформировать новый, с правильными данными.
Имейте в виду, что чек плательщик НПД обязан вам выдать даже если он является индивидуальным предпринимателем.
Кроме чека компании потребуется акт выполненных работ. Этот закрывающий документ фиксирует дату оказания услуги и влияет на отражение расходов в налоговом учете, ведь даты в чеке и акте могут быть в разных отчетных периодах.
Еще раз озвучим риски и опасности, которые возможны при сотрудничестве с самозанятыми исполнителями. Избегайте таких нарушений.
Риск № 1. Самозанятый — ваш бывший сотрудник
Об этом в компании, кстати могут и не помнить, если штат большой и текучесть кадров внушительная.
Риск № 2. Самозанятый — вовсе не самозанятый
Статус плательщика НПД — это не константа. Человек может добровольно от него отказаться, или же быть снят с учета в принудительном порядке, например, из-за превышения дохода.
Риск № 3. В договоре с самозанятым — признаки трудового
Отношения с самозанятыми должны быть гражданско-правовыми и не должны по сути своей являться трудовыми. Самозанятый исполнитель — это не ваш сотрудник. Он не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка.
Помните, что по договору ГПХ исполнителем выполняется какая-то конкретная разовая работа, а по трудовому договору работник выполняет определенные трудовые функции.
Риск № 4. Самозанятый не выдал вам чек
Мало произвести оплату, надо еще получить от исполнителя чек из «Моего налога». Следите за тем, чтобы чек вам предоставили.
Риск № 5. В чеке ошибка
Самозанятый может ненамеренно ошибиться при указании ИНН вашей компании или вида оказанной услуги. Поэтому проверяйте чеки.
Отвечаем на ваши вопросы
Можно ли нанять самозанятого для создания сайта компании в интернете?
Перечень видов деятельности, разрешенных для самозанятых, не является закрытым. Разрешено все, что не запрещено.
В частности, под запретом — продажа покупных товаров и сдача в аренду нежилой недвижимости.
Несомненно самозанятый может заниматься созданием сайтов, оказывать услуги по их поисковой оптимизации и т.д.
При этом не важно, где находится заказчик сайта. Работу можно выполнять дистанционно, будучи зарегистрированным в качестве плательщика НПД по месту жительства.
Применяется ли «антиотмывочный закон» 115-ФЗ к самозанятым?
115-ФЗ касается всех — и организаций, и ИП, и обычных физлиц, и самозанятых.
В своей деятельности самозанятые используют обычные счета физлиц.
ФНС считает налог самозанятых на основании дохода по выданным чекам в приложении «Мой налог», а не на основе мониторинга поступления денег на карту.
На заре введения НПД в 2019 году самозанятые нередко сталкивались с негативной реакцией банков на активные движения по счету, который для предпринимательской деятельности не предназначен. Самозанятым блокировали счета по 115-ФЗ.
Между тем деятельность самозанятых не предпринимательская, а профессиональная.
ЦБ выпустил рекомендации для банков, в которых отметил, что при определении источников денег необходимо учитывать информацию о статусе клиента как самозанятого и фиксировать эту информацию в анкете.
Об этом говорится в письме № ИН-06-59/46 от 30.05.2019 «О подходах к порядку реализации кредитными организациями права, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в отношении самозанятых».
Кроме того, ЦБ в письме от 19.12.2019 № ИН-014-12/94 рекомендовал банкам не допускать необоснованные отказы от проведения операций по текущему банковскому счету только по причине поступления на такие банковские счета денежных средств в виде профессиональных доходов физических лиц, применяющих специальный налоговый режим НПД.
Но тем не менее самозанятым целесообразно завести отдельную карту, которая будет применяться только для профессиональной деятельности и на которую будут поступать доходы, облагаемые НПД.
Станьте самозанятым с бесплатной виртуальной картой #ЯСАМ: снимайте деньги в банкоматах любых банков, принимайте платежи от юрлиц без комиссий, переводите деньги на другие карты по номеру телефона.
Три опасных момента при сотрудничестве юрлиц с самозанятыми
Самозанятых становится все больше. НПДшниками регистрируются как новички, так и люди с бизнес-опытом в статусе ИП.
Многие юрлица уже вовсю сотрудничают с самозанятыми контрагентами, заключают с ними договоры на оказание услуг, выполнение работ.
В этом посте сделаю обзор проблемных моментов, которые выявляются в ходе такого сотрудничества.
Риск переквалификации договора
В законе о самозанятых четко прописан запрет на взаимодействие исполнителей, применяющих НПД, с юрлицам, с которые незадолго до этого (за 2 года) у данного физлица были трудовые отношения.
Кстати, если самозанятый ранее, до перехода на НПД, работал в организации по договору ГПХ, это не помешает ему сотрудничать с данным заказчиком и после регистрации в качестве самозанятого. Ведь запрет есть только на бывших работодателей, с которыми был заключен трудовой договор. Такое разъяснение дает ФНС на своем сайте.
Но даже если данный самозанятый ранее работал в данной конторе, это еще не значит, что при его найме к юрлицу не будет претензий со тороны налоговиков. Дело в том, что (чего греха таить) некоторые юрлица используют самозанятых для оптимизации налогов. Поэтому налоговики будут внимательно присматриваться к таким сделкам, проверяя их на предмет возможных трудовых отношений, завуалированных под гражданско-правовые.
Однако не все юрлица маскируют сотрудников под контрагентов на НПД. Большинство компаний заключает честные сделки с самозанятыми. Но под раздачу могут попасть все.
Нужен баланс: излишнее усердие фискалов может привести к тому, что добросовестные компании будут опасаться сотрудничать с самозанятыми. Такое мнение, в частности, выразили в ОНФ.
«Осложняет ситуацию отсутствие критериев, которые бы точно определили, в каком случае нужен трудовой договор, а в каком можно работать с самозанятым», — отметил замруководителя исполкома ОНФ Арсений Беленький.
Лимит дохода
Еще одна опасность при сотрудничестве с самозанятым — это неожиданное для заказчика прекращение статуса плательщика НПД у этого лица.
Произойти такой казус может в любой самый неподходящий момент по причине превышения лимита дохода.
Как известно, на НПД можно максимально зарабатывать 2,4 млн. рублей в год. Даже сам налогоплательщик может прошляпить тот момент, когда его доход превысил планку. А как об этом опасном моменте узнать его заказчику?
Напомню, как следует из письма ФНС от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@, на юрлицо возлагается обязанность по исчислению и уплате НДФЛ и страховых взносов в отношении физлица, не ИП, с даты утраты последним права на применение НПД (в том числе с даты превышения дохода 2,4 млн руб.).
ФНС в № СД-4-3/7496@ от 19.04.2019 советует контрагентам самозанятого проверять его статус в специальном сервисе. Однако это не спасет, если на момент заключения договора такой статус у исполнителя был, а в процессе сделки он его утратил.
Получается, что компания рискует нарваться на уплату страховых взносов за такого самозанятого исполнителя.
Поэтому иногда заказчики просят самозанятого предоставить справку о доходах, чтобы убедиться, что до превышения лимита дело пока не дошло. Сформировать такую справку можно в мобильном приложении «Мой налог» и в кабинете налогоплательщика НПД. Она будет подписана усиленной квалифицированной подписью налогового органа, которая приравнивается к собственноручно подписанной.
Однако далеко не каждый самозанятый захочет раскрывать информацию о своем доходе.
Еще эксперты советуют прописать в договоре обязанность самозанятого в случае снятия с учета незамедлительно уведомить об этом. При этом в договор включают условие о санкциях за нарушение данного условия. Например, что самозанятый обязуется компенсировать вынужденные расходы компании по уплате за него НДФЛ и страховых взносов.
Чек при безнале
Как известно, при получении денег от заказчика самозанятый должен сформировать чек в приложении «Мой налог» и отдать его заказчику. В чеке должны быть указаны наименование оказанных услуг и ИНН юрлица — заказчика услуг.
Этот чек для компании-заказчика будет служить основанием для принятия суммы сделки в расходы.
Если расчет с самозанятым происходит безналичным способом, то на формирование чека у него есть определенное время.
Чек должен быть сформирован и передан заказчику не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.
Если по какой-то причине самозанятый этот чек не выбил, у компании будут проблемы с учетом расходов, ведь чек из «Моего налога» — это главный документ при сотрудничестве с самозанятыми.
Новые риски при работе с самозанятыми. Как составить договор, чтобы его не посчитали трудовым
Поговорим о взаимоотношениях самозанятых и бизнеса. Как только приняли ФЗ «О налоге на профессиональный доход», многие находчивые предприниматели — владельцы бизнеса решили, что это идеальный способ оптимизации и снижения налоговой нагрузки.
Если мы обратимся к истории понятия «самозанятости», то в 2016 году это понятие относилось исключительно к няням, уборщицам и репетиторам. Думая о самозанятых, законодатель прежде всего хотел выманить из тени тех, кто получает доход от физических лиц. И даже странно, что в ФЗ «О налоге на профессиональный доход» не внесено данное ограничение.
Но зато Федеральная налоговая служба создала специальную скоринговую систему, которая анализирует перечисления в адрес плательщиков налога на профессиональный доход и выявляет признаки подмены трудовых отношений.
В анализе участвуют такие показатели как:
периодичность и источники выплат,
взаимосвязь самозанятых и работодателей.
При заключении договора с самозанятым мы должны четко понимать, что это договор гражданско-правового характера. И самый главный риск, которого нужно избежать — это риск переквалификации договора с самозанятым в трудовой договор.
Статья 15 Трудового Кодекса РФ содержит прямой запрет на замену трудовых отношений гражданско-правовыми: « Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается»
Если сотрудничество с самозанятым используется как схема уклонения от уплаты НДФЛ и страховых взносов, то риск того, что налоговая переквалифицирует гражданско-правовой договор в трудовой очень высок.
Семь правил для избежания риска переквалификации договора с самозанятым в трудовой договор
1. Стороны в договоре должны называться «Исполнитель» или «Подрядчик» и «Заказчик». Это самое простое, но от этого не менее важное. Я имею ввиду не только письменную договора, но и ежедневное общение. Часто задают такие вопросы: «А если я возьму на работу самозанятого?» или «А могут мне как самозанятому зарплату 3 раза в месяц перечислять?»
« Сотрудники, оформленные по гражданско-правовым договорам, осуществляют свою деятельность не по разовым заданиям Заказчика и не в один период (месяц, квартал), что могло бы относиться к гражданско-правовому договору, а перезаключают договоры без перерывов, выполняют лично однотипную работу, с одинаковыми условиями труда, то есть отношения носят системный, продолжительный характер» — это вывод Арбитражного суда по делу А57-4896/2019, на основании которого организации были доначислены страховые взносы
Приведу пример из решения Арбитражного суда: « договоры возмездного оказания услуг не содержат согласованного сторонами конкретного предмета договора, содержащего подробное описание характера и видов, необходимых заказчику услуг, их периодичности, а также иных индивидуализирующих конкретные услуги признаков, что свидетельствует об отсутствии существенных условий договоров гражданско-правового характера».
4. Самозанятый не должен работать только с вашей компанией . Согласно Гражданскому кодексу РФ «Предпринимательская деятельность — это деятельность, направленная на получение прибыли». А чем больше заказов и клиентов — тем больше прибыли. Согласитесь, что крайне редко можно встретить реального предпринимателя, у которого был бы всего один-единственный Заказчик.
5. Отсутствие постоянного рабочего места на территории вашего офиса, цеха. Странно будет выглядеть, если самозанятый бухгалтер будет сидеть постоянно в вашем офисе, пользоваться вашей оргтехникой и канцтоварами.
6. С родственниками — своими или своих работников — тоже лучше гражданско-правовые договоры не заключать. Напомню, что у ФНС есть доступ к данным ЗАГСа. Вот работал у вас в штате за 50 000 рублей слесарь. А тут раз, и договор с его братом-самозанятым. И тоже на выполнение слесарных работ. Только платят ему уже по 190 000 рублей в месяц.
При работе с самозанятыми мы не должны забывать о самом главном тренде налогового администрирования последних лет — проверки «реальности» сделок. Расходы должны быть документально обоснованными и экономически оправданными.
Решения судов, разъяснения ФНС и статья 54.1 Налогового Кодекса РФ дают четко понять: запрещено уменьшать налоговую базу на расходы по сделкам, если их единственной целью является налоговая экономия.
Реально совершенные операции оцениваются на предмет:
исполнения надлежащим лицом;
действительного экономического смысла;
наличия деловой цели (конкурентные преимущества, уникальность специалиста, отсутствие в штате должности с аналогичными функциями).
Также не забываем, что существует обширная судебная практика по переквалификации гражданско-правовых договоров в трудовые. Просто раньше такие судебные споры касались претензий налоговых органов относительно взаимоотношений с индивидуальными предпринимателями и просто физическими лицами. Теперь же эта практика может быть применима и в отношении плательщиков налога на профессиональный доход.
В случае признания таких отношений трудовыми, трудовые отношения считаются возникшими с момента фактического допущения к работе (пункт 15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 от 14.11.2018).
Доначисление НДФЛ и страховых взносов, а также штрафов и пеней.
Возможные претензии работников по выплате отпусков, больничных и оплате работы в выходные в двойном размере.
Штраф по пункту 4 статьи 5.27 КоАП РФ:
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что с самозанятыми можно работать только если они реально выполняют работы, существует четкая деловая цель и гражданско-правовой договор с плательщиком налога на профессиональный доход составлен с соблюдением всех необходимых требований.