договор займа между физическим лицом нерезидентом и физическим лицом резидентом
Новый порядок возврата займов: нужно возвращать деньги от нерезидентов
С 14 апреля вступают в силу новые требования к валютным операциям и станет больше поводов для штрафов. Изменения касаются тех, кто сам является резидентом и дает в долг нерезидентам.
Теперь всем нужно указывать в договоре срок возврата займа. А если деньги не возвращают вовремя, могут оштрафовать того, кто дал в долг (но не всех).
С 14 мая появятся новые штрафы для должностных лиц. Директор компании, которая работает с нерезидентами, может потерять до 30 тысяч рублей из-за одного нарушения. Уже сейчас штрафы для компании или ИП составляют до 100% от суммы займа. Обычных людей штрафы не касаются, но срок все равно надо указать.
Что такое репатриация?
Репатриация средств — это возврат денег из других государств в Россию. Под разными законными и незаконными предлогами деньги граждан РФ иногда выводятся за границу. А назад по каким-то причинам не возвращаются. Государство не всегда могло это проконтролировать. Например, за внешнеторговыми сделками банки следили по паспортам сделки, но были нюансы, из-за которых не получалось полноценно контролировать договоры займа с нерезидентами.
Государство беспокоится о репатриации и вводит требования, которые заставят возвращать выведенный капитал.
Как было раньше?
Есть закон о валютном регулировании и контроле. Если какая-то компания заключает внешнеторговый контракт, то вести расчеты она будет по правилам, которые установил закон.
Раньше контроль сроков возврата денег касался только внешнеторговых сделок, когда предметом договора является поставка товара или оказание услуг. За нарушения срока расчетов за товары и услуги могли оштрафовать.
Но сроки по договорам займа с нерезидентами банк не контролировал, а за их нарушение не штрафовали.
Новые требования по договорам займа с нерезидентами
С 14 апреля 2018 года появилось новое требование по репатриации средств, которые перечислены нерезидентам. Вот главное:
Какие будут штрафы
За нарушение валютного законодательства штрафуют по ст. 15.25 КоАП. Пока в эту статью просто добавили нарушение сроков возврата денег по договору займа. Эта норма уже работает.
Если кто-то дал в долг нерезиденту, а тот не вернул деньги вовремя, заимодавцу могут начислить такие варианты штрафов:
Штраф может быть один, а могут применить оба сразу. Штрафы выписывает не банк. Он не имеет отношения к санкциям для клиентов и в свою пользу ничего не получает. Обязанность банка — проконтролировать, как клиент выполняет требования закона, и помочь ему правильно оформить документы.
С 14 мая 2018 года появится штраф для должностных лиц компаний, которые нарушили валютное законодательство: минимум 20 тысяч рублей. До мая за нарушения правил репатриации выручки и займов их не штрафуют. Но штрафы для ИП и компаний есть уже сейчас.
Для обычных граждан штрафов за нарушение сроков возврата займа не будет ни сейчас, ни в мае. Но им тоже нужно указывать срок в договоре, иначе банк не одобрит платеж.
Когда не нужно возвращать деньги в уполномоченный банк
Для репатриации средств по договору займа есть исключения, когда возвращать деньги в уполномоченный банк необязательно.
Список таких исключений был и раньше, но теперь он действует для договоров займа и его расширили. Например, сначала вы дали в долг нерезиденту, а потом он дал вам в долг и перевел деньги на счет в уполномоченном банке. У вас появились встречные обязательства, вы их зачли друг другу — и, хотя формально ваш заем не возвращен, нарушения нет.
Если оформлена и получена страховка от невозврата денег по договору займа, претензий к резиденту тоже не будет.
Если договор займа уже действует
Требования о возврате долгов нужно соблюдать только по новым договорам займа с нерезидентами — по тем, которые будут заключены с 14 апреля.
Для уже действующих договоров новые требования не работают. Если вы полгода назад заключали договор займа, не указывали там срок и вам не возвращают долг, штрафов не будет.
Но если изменятся существенные условия этого договора, придется указывать и соблюдать сроки возврата. Сумма договора займа — это существенное условие. А порядок и срок возврата денег — нет.
Расчеты между резидентом и нерезидентом
Сделка купли-продажи недвижимости осуществляется между физическими лицами (резидентом и нерезидентом) в рублях наличными через банковскую ячейку. Нет ли в данном случае нарушения валютного законодательства, когда расчеты должны производиться через спецсчет уполномоченного банка?
В соответствии с пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные операции – приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление незаконных валютных операций, т.е. валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100% суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц – от 20 до 30 тыс. руб. То есть штраф может достигать размера стоимости самого объекта недвижимости.
Таким образом, сделка с нерезидентом, если расчеты по ней произведены не через расчетный счет в уполномоченном банке, может привести к серьезным финансовым потерям.
Как не нарушить закон, когда заключаешь договор займа с нерезидентом
Здесь про репатриацию займа. Этот материал будет полезен тем, кто выдает займы в рублях или в валюте нерезидентам.
С 14 апреля 2018 года в России есть требование о репатриации займов, предоставляемых гражданами РФ иностранным заемщикам. Это значит, что граждане РФ-займодавцы должны получить от заемщиков-нерезидентов деньги на свои российские счета в срок, установленный договором займа.
Требование о репатриации займов относится ко всем гражданам РФ, независимо от места проживания и срока нахождения в РФ и за её пределами. Это требование распространяется и на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в РФ на основании вида на жительство.
При выдаче займа, валютный резидент РФ представляет в банк договор займа, заключенный между ним и нерезидентом.
Согласно абзацу 1 пункта 2.26 инструкции 181-И, физическое лицо – валютный резидент РФ при списании в пользу нерезидента иностранной валюты или рублей со своего банковского счета (вклада) в иностранной валюте или в рублях, открытого в российском банке, при предоставлении займа нерезиденту по договору займа должно представить в российский банк договор займа, заключенный между физическим лицом – валютным резидентом РФ и нерезидентом.
Документы представляются в банк лично физическим лицом или его представителем. Договор представляется в оригинале или в виде копии. Верность копии договора заверяет само физическое лицо или нотариус. Для самостоятельного заверения на копии договора укажите “Копия верна” и распишитесь. Если договор представлен в оригинале, то сотрудник банка сам снимет копию и заверит ее своей подписью. Оригинал договора возвращается клиенту. Договор, написанный полностью или частично на иностранном языке, переводится на русский язык.
Эти документы покажите банку не позднее дня предоставления распоряжения о списании денег по договору займа.
Если размер займа равен или больше 3 млн рублей, то кроме договора займа, валютный резидент РФ сообщает банку информацию об ожидаемых сроках возврата денег. Эквивалент 3 млн рублей в другой валюте пересчитывается по курсу Центрального Банка на дату заключения договора займа или на дату заключения последних изменений суммы займа.
Согласно абзацу 2 пункта 2.26 инструкции 181-И, при списании физическим лицом – валютным резидентом РФ в пользу нерезидента иностранной валюты или рублей со своего банковского счета (вклада) в иностранной валюте или в рублях, открытого в российском банке, при предоставлении займа нерезиденту по договору займа, сумма обязательств которого равна или превышает 3 млн рублей, физическое лицо – валютный резидент РФ должно представить в российский банк одновременно с договором займа информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты или рублей.
Правила передачи этой информации устанавливаются каждым банком самостоятельно.
При возврате займа и выплате процентов, валютный резидент РФ сообщает банку информацию о назначении каждого входящего платежа и указывает сведения о договоре займа. Это делается в течение 30 рабочих дней со дня зачисления денег.
Согласно абзацу 3 пункта 2.26 инструкции 181-И, физическое лицо – валютный резидент РФ при зачислении иностранной валюты или рублей на свой банковский счет (вклад) в иностранной валюте или в рублях, открытый в российском банке, по операции, связанной с возвратом займа, осуществлением процентных и иных платежей нерезидентом по договору займа, должно сообщить российскому банку информацию о назначении такого платежа и сведения о договоре займа, в срок не позднее тридцати рабочих дней после дня зачисления иностранной валюты или рублей на счет физического лица – валютного резидента РФ.
Информация о назначении каждого входящего платежа представляется в банк сообщением в произвольной форме независимо от суммы договора, суммы зачисления и наличия этих сведений в выписке по счету или в ином документе, подтверждающим зачисление денег на счет.
Информация о назначении каждого входящего платежа – это, например, погашение основного долга, уплата процентов, оплата премий или комиссий, предусмотренных договором займа, возврат излишне или ошибочно перечисленных денег.
В случае возврата займа или выплаты процентов (по договору, сумма которого равна или больше 3 млн. рублей), на счет в другом российском банке, проинформируйте об этом первоначальный банк. Такая информация предоставляется также в произвольной форме с приложением копии документа, подтверждающего зачисление денег. Это может быть SWIFT-сообщение или выписка по счету. Эта информация сообщается в течение 30 рабочих дней после зачисления денег.
SWIFT-сообщение – электронный межбанковский документ, которым банк–отправитель валютной выручки извещает банк–получатель (банк–корреспондент) о направлении валютной выручки клиенту этого банка.
На основании SWIFT-сообщений банк–корреспондент зачисляет поступившую валюту на свой корреспондентский счет, и с него в течение одного операционного дня производит зачисление поступившей валютной выручки на счет клиента с составлением выписки банка. Этот документ содержит сведения о назначении платежей и другую необходимую информацию (например, ссылки на договор, реквизиты отправителя и получателя).
Банк откажет в проведении операции по выдаче займа в двух случаях:
Банк откажет в проведении операции по выдаче займа в этих случаях, если договор займа заключен 14 апреля 2018 года или позднее, а также если существенные условия договора, заключенного до 14 апреля 2018 года, изменены после 14 апреля 2018 года.
В случае невыполнения физическим лицом в установленный срок обязанности по получению от нерезидента денег на свои российские счета, банк зафиксирует нарушение пункта 3 части 1 статьи 19 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле”. Согласно этому пункту при предоставлении валютными резидентами РФ иностранной валюты или рублей в виде займов нерезидентам валютные резиденты РФ, обязаны в сроки, предусмотренные договорами займа, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в российских банках иностранной валюты или рублей, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.
Невыполнение обязанности по получению денег в установленный срок – это:
Иногда валютные резиденты РФ могут не выполнять требование о репатриации. Но большинство не подпадают под исключения.
В законе есть исчерпывающий перечень случаев, когда валютные резиденты РФ могут не зачислять на свои российские счета деньги, причитающиеся по договору займа.
Во-первых, речь идет о зачете встречных однородных требований по договорам займа, заключенным между валютным резидентом РФ и нерезидентом. Встречное требование нерезидента к валютному резиденту РФ должно возникать также из-за предоставления займа. Заем от нерезидента обязательно зачисляется на российский счет.
Согласно пункту 9 части 2 статьи 19 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле”, валютные резиденты РФ вправе не зачислять на свои банковские счета в российских банках иностранную валюту или рубли при проведении зачета встречных однородных требований по договорам займа, заключенным между валютным резидентом РФ и нерезидентом, если встречное требование нерезидента возникло в результате предоставления валютному резиденту РФ займа посредством зачисления денег на счет валютного резидента РФ, открытый в российском банке.
К примеру, если гражданин РФ выдал заем иностранцу (договор займа № 1), а иностранец выдал заем гражданину РФ (договор займа № 2) и перечислил деньги на его российский счет, то гражданин РФ может не выполнять требование о репатриации в отношении договора займа № 1. В такой ситуации возникают встречные однородные требования по договорам займа: гражданин РФ одновременно является и заемщиком, и займодавцем.
Во-вторых, речь идет о получении страховой выплаты по договору страхования в случае невозврата валютному резиденту РФ денег по договору займа.
Согласно части 4 статьи 19 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле”, валютный резидент РФ признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 статьи 19, если он обеспечил получение страховой выплаты в иностранной валюте или в рублях по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по заключенному с таким нерезидентом внешнеторговому договору (контракту), договору займа на свои банковские счета, открытые в российских банках, или на банковские счета, открытые в российских банках валютных резидента РФ, являющегося выгодоприобретателем по такому договору страхования, в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских или политических рисков, если определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.
Получение страховой выплаты вместо валютной выручки приравнивается к исполнению обязанности по репатриации. Но есть условия:
Ответственность за неполучение от нерезидента денег, причитающихся по договору займа, установлена статьей 15.25 КоАП РФ.
Раньше ответственность предусматривалась только для юридических лиц, должностных лиц и ИП. Это означало, что к физическому лицу ответственность в принципе не применялась.
Начиная с 31 июля 2020 года физические лица могут быть привлечены к административной ответственности, если заемщик-нерезидент не вернет заем вовремя.
Если заем не вернется вовремя, будет штраф в размере 1/150 ключевой ставки Центрального банка от суммы денег, зачисленных на российские счета с нарушением срока, за каждый день просрочки. Размер ключевой ставки можно узнать на сайте Центрального банка.
Если заем не вернется вообще, штраф составит от 5 до 30 процентов от неполученной суммы.
На моем сайте эти статьи я постоянно дополняю и обновляю.
Валютные операции между резидентами и нерезидентами
За исключением каких случаев запрещены валютные операции между резидентами?
В соответствии с п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ валютные операции между резидентами в России находятся под запретом, за исключением ограниченного числа случаев.
Валютные операции между резидентами разрешено проводить:
Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Валютные счета: есть ли ограничения в операциях между резидентами и банками?
Не имеют ограничений валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, если они касаются:
Резиденты вправе проводить расчеты при помощи открытых в уполномоченных банках счетов в любой иностранной валюте. В случае необходимости они могут проводить конверсионные операции по согласованному с банками курсу. При этом не имеет значения, в какой именно иностранной валюте был открыт счет.
Уполномоченные банки, которые сами являются профессиональными участниками рынка ЦБ, могут самостоятельно открывать и обслуживать собственные брокерские счета, необходимые нерезидентам, которые являются их клиентами, с целью учета денежных средств. Кроме того, сами профессиональные участники рынка ЦБ открывают в своих уполномоченных банках специальные счета для учета денег при совершении брокерских сделок.
В случае нарушения условий совершения валютных операций, в частности сроков зачисления средств на счета резидентов, к правонарушителям могут применяться санкции, для расчета которых используется ставка рефинансирования Центробанка.
Разрешен ли валютный заем между резидентами?
При оформлении валютного займа заимодавец передает заемщику некоторую сумму в иностранной валюте при условии ее возврата через установленный период. Подобные займы могут предоставляться на процентной или безвозмездной основе.
Проведение валютных операций между резидентами РФ, к которым причисляются и займы в иностранной валюте, не допускаются. Однако в п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ предусмотрены исключения, позволяющие резидентам получать кредиты в валюте в уполномоченных финансовых учреждениях при оформлении соответствующих соглашений. То есть если такой заем берется в банке, нарушения законодательства не происходит.
Если же договор займа заключается между 2 хозяйствующими субъектами — резидентами, в нем должны присутствовать исключительно рублевые суммы. При желании указать их в валюте на момент расчетов окончательную сумму следует привязать к курсу валюты по ЦБ РФ.
Если же валютная операция по оформлению займа осуществляется между резидентом и нерезидентом РФ, по ней ограничений нет.
Особенности осуществления валютных операций между нерезидентами
В соответствии со ст. 10 закона № 173-ФЗ валютные операции между нерезидентами разрешены в России без каких-либо ограничений. Так, нерезиденты могут свободно переводить друг другу иностранную валюту и российские рубли с/на банковские счета в уполномоченных банках на/с заграничных счетов. Также нет ограничений относительно произведения расчетов между нерезидентами без открытия банковских счетов как при получении средств из-за границы, так и при переводе валюты и рублей за границу.
Нерезидентам разрешены любые операции с внутренними ЦБ на территории России при условии соблюдения федерального антимонопольного законодательства. При этом нерезиденты должны осуществлять валютные операции между собой с использованием рублей лишь через банковские счета, открытые в РФ.
О том, какие налоги с взносами надлежит уплачивать нерезидентам на территории Российской Федерации, читайте в материалах:
Порядок осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами
В России не ограничиваются валютные операции между резидентами и нерезидентами. Исключение составляют случаи, когда определенные ограничения установлены для предотвращения уменьшения валютных запасов в России.
До 2006–2007 годов действовало гораздо больше таких ограничений. Однако на сегодняшний день осталось лишь ограничение, указанное в ст. 11 закона № 173-ФЗ. В частности, сделки по приобретению или продаже иностранной валюты, а также чеков в такой валюте могут проводиться только через банки, уполномоченные на совершение валютных операций.
Кроме того, Центробанк устанавливает для кредитно-финансовых учреждений ряд требований по документальному оформлению сделок с наличной иностранной валютой. Так, финансовым регулятором предусмотрено требование о проведении обязательной идентификации персоны, покупающей или продающей иностранную валюту. Персональные данные могут вноситься в документы, оформляемые при совершении сделок с иностранной наличностью.
Все заграничные транзакции между резидентами и нерезидентами подлежат валютному контролю. Подробности — в материале «Валютный контроль при переводе денег за границу».
Итоги
Подводя итоги, можно сделать вывод, что валютные операции между резидентами запрещены, за исключением ограниченного числа случаев. Все эти исключения перечислены в законе № 173-ФЗ и могут быть расширены только путем внесения изменений в указанный закон.
Что касается валютных операций между резидентами и нерезидентами, а также расчетов, проводимых нерезидентами между собой, то существенных ограничений для них нет. Имеется лишь ряд требований по оформлению совершаемых сделок.
Данные требования, а также порядок оформления и бланки необходимой документации детально расписаны в нормативных актах, издаваемых федеральным финансовым регулятором.
Договор займа между физическим лицом нерезидентом и физическим лицом резидентом
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 декабря 2016 г. N 03-08-05/78852 О применении положений налогового законодательства РФ при выплате процентов по займу резиденту иностранного государства
Вопрос: ЗАО (Заемщик) получило процентный заем от юридического лица, являющегося резидентом Республики Кипр (Заимодавец).
Пунктом 3 статьи 247 Кодекса предусмотрено для иностранных организаций, не имеющих в Российской Федерации постоянного представительства, объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 309 Кодекса установлено, что процентный доход от долговых обязательств российских организаций, полученный иностранной организацией, который не связан с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относится к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежит обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Согласно пункту 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса.
Статьей 7 Кодекса установлен приоритет норм международного договора Российской Федерации, содержащего вопросы, касающиеся налогообложения и сборов, по отношению к правилам и нормам, содержащимся в российском налоговом законодательстве.
Согласно пункту 1 статьи 11 Соглашения проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве.
В силу п. 1 статьи 312 Кодекса при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого, налоговый агент, выплачивающий доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации вправе (а с 01.01.2017 года обязан) запросить у иностранной организации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
При предоставлении иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанного подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.
При этом пункт 1 ст. 312 Кодекса не содержит конкретного перечня документов, которые налоговый агент обязан запросить у иностранной организации в качестве подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода и фактического постоянного местонахождения в Республике Кипр.
Заимодавец, являясь резидентом Республики Кипр, для подтверждения постоянного местонахождения в Республике Кипр предоставил Заемщику нотариально заверенные копии нижеперечисленных апостилированных документов, с приложением нотариально заверенного перевода на русский язык:
— Свидетельство о создании юридического лица, выданное Регистратором компаний Республики Кипр.
Заимодавец не является налоговым резидентом Российской Федерации, так как не признается налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, а также в связи с тем, что Российская Федерация не является его местом управления.
Согласно пункту 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
На основании предоставленных Заимодавцем документов и учитывая тот факт, что заседания директоров Заимодавца проводятся вне территории Российской Федерации, исполнительный орган и руководящие лица осуществляют свою деятельность в отношении Заимодавца вне территории Российской Федерации, и руководствуясь нормами статьи 246.2 Кодекса, Заемщик пришел к выводу, что Заимодавец не является налоговым резидентом Российской Федерации, и на перечисляемые ему процентные доходы распространяется Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, просим разъяснить:
1) Подлежат ли налогообложению на территории Российской Федерации проценты, уплаченные по договору займа, если получателем средств является иностранная организация, являющаяся налоговым резидентом Республики Кипр, одним из директоров и бенефициарным владельцем которой является гражданин Российской Федерации, не являющийся налоговым резидентом Российской Федерации, с учетом положений Соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.98 г.
2) Какие документы Заемщик имеет право (а с 01.01.2017 года обязан) запросить у компании Заимодавца, согласно п. 1 ст. 312 Кодекса, в качестве подтверждения, что Заимодавец имеет фактическое право на получение соответствующего дохода?
3) Достаточно ли для подтверждения того, что Заимодавец не является налоговым резидентом Российской Федерации и имеет постоянное местонахождение на территории Республики Кипр Свидетельства о состоянии юридического лица, Свидетельства о налоговом резиденте и Свидетельства о создании юридического лица.
Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики в связи с письмом в отношении применения положений налогового законодательства Российской Федерации при выплате процентов по займу резиденту иностранного государства сообщает следующее.
Согласно статье 7 Кодекса если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях Кодекса и применения международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения признается лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, либо контроля над организацией, либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом. При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые лицами, указанными в данном пункте, а также принимаемые ими риски.
То есть при применении международных соглашений в части предоставления права на использование льгот (пониженных ставок и освобождений) при налогообложении пассивных видов доходов от источников в Российской Федерации необходимо оценить, является ли лицо, претендующее на применение льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных соглашением, фактическим получателем соответствующего дохода.
Для признания лица в качестве фактического получателя дохода необходимо не только наличие правовых оснований для непосредственного получения дохода, но это лицо также должно быть непосредственным выгодоприобретателем, то есть лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу. При определении фактического получателя дохода следует также учитывать выполняемые функции и принимаемые риски иностранной организации, претендующей на получение льготы в соответствии с международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.
При определении фактического получателя дохода для целей применения пониженных ставок, установленных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, могут приниматься во внимание следующие документы (информация):
1) документы (информация), подтверждающие (опровергающие) наличие у получателя дохода права усмотрения в отношении распоряжения и пользования полученным доходом, в том числе:
документы, подтверждающие (опровергающие) наличие договорных или иных юридических обязательств перед третьими лицами (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым Российской Федерацией не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения), ограничивающих права получателя дохода при использовании полученных доходов в целях извлечения выгоды от альтернативного использования;
документы подтверждающие (опровергающие) предопределенность последующей передачи получателем дохода денежных средств третьим лицам (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым Российской Федерацией не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения);
2) документы (информация), подтверждающие возникновение у получателя дохода, местом регистрации или резидентства которого является государство (территория), с которым Российской Федерацией заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, налогообложения, налоговых обязательств, подлежащих уплате, наличие которых подтверждает отсутствие экономии на налоге у источника в Российской Федерации при последующей передаче полученных денежных средств третьими лицами (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым Российской Федерацией не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения);
3) документы (информация), подтверждающие осуществление получателем дохода в государстве (территории), местом регистрации или резидентства которого является государство (территория), с которым Российской Федерацией заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, фактической предпринимательской деятельности.
По нашему мнению, отсутствие в Кодексе упоминания о конкретных документах, необходимых для определения фактического получателя дохода, свидетельствует о том, что законодатель не ограничивает налоговых агентов каким-либо перечнем, отдавая предпочтение содержательной части полученной налоговым агентом информации.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | А.А. Смирнов |
Обзор документа
Как пояснил Минфин, при применении международных соглашений об избежании двойного налогообложения в части предоставления права на использование льгот (пониженных ставок и освобождений) при налогообложении пассивных видов доходов от источников в России необходимо иметь в виду следующее.
Нужно оценить, является ли лицо, претендующее на применение налоговых льгот, предусмотренных соглашением, фактическим получателем соответствующего дохода. Приводится примерный перечень документов (информации), которые позволяют определить такого получателя дохода.