договор жизненного цикла по 223 фз
Перечень случаев заключения контрактов жизненного цикла дополнят
Tsyhund / Depositphotos.com |
Правительству РФ поручено до 1 декабря 2019 года расширить перечень случаев заключения контрактов жизненного цикла на выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), включая дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью, последующее содержание (обслуживание), ремонт и при необходимости эксплуатацию указанных дорог (их участков) и дорожных сооружений, а также разработать методику определения их НМЦК (Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета (утв. Президентом РФ 17 июля 2019 г. № Пр-1381ГС)).
Кроме этого, в указанный срок Правительству РФ необходимо обеспечить возможность заключения контрактов, предусматривающих выполнение работ одновременно по содержанию (обслуживанию), ремонту и эксплуатации автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), а также разработать методику определения их НМЦК.
Узнайте последние изменения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, пройдя обучение по долгосрочной программе профессиональной переподготовки, и получите диплом установленного образца
Напомним, в соответствии с ч. 16 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случаях, установленных Правительством РФ, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла). Перечень таких случаев определен постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1087.
Когда и как заключать контракт жизненного цикла: новые случаи применения с 2021 года
Контракт жизненного цикла — это соглашение на комплекс работ от проектирования объекта до его изготовления и последующего обслуживания, включая утилизацию. В законодательстве оговорены случаи, когда разрешается подписать такой договор, к примеру строительство дорог, аэродромов или закупка самолетов, поездов, кораблей. А с 21.02.2021 появится новое основание для применения такого вида госконтракта.
Последние изменения
13.02.2021 на портале правовой информации опубликовали постановление правительства №160 от 11.02.2021, которое изменяет постановление правительства №1087 от 28.11.2013 об определении случаев заключения контракта жизненного цикла (КЖЦ) и вступит в силу 21.02.2021. Собрали все последние изменения в таблицу.
Дата вступления в силу изменений | Что изменилось | Скачать | |
---|---|---|---|
21.02.2021 |
Скачать проект постановления правительства об изменении постановления правительства №1087 от 28.11.2013 |
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы заключить контракт жизненного цикла без нарушений и штрафов.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Как регулируется
Помимо ч. 16 ст. 34 44-ФЗ, контракт жизненного цикла подпадает под действие постановления правительства №1087 от 28.11.2013, определяющего случаи, при которых заключают подобные соглашения. К ним относят работы по проектированию и строительству:
С 09.11.2018 это соглашение заключают для закупки на выполнение работ по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов (включая работы по установке приборов (узлов) учета, устройств сбора и передачи данных учета и по созданию программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета).
С 11.07.2019 госконтракты жизненного цикла используют в закупках у единственного поставщика по п. 47 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Когда приобретают товар, производство которого создано, модернизировано или освоено на территории России в рамках специального инвестиционного контракта, у организации оборонно-промышленного комплекса, включенной в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (формируется по постановлению правительства №96 от 20.02.2004 о сводном реестре таких организаций), которая является стороной — инвестором такого специнвестконтракта.
Особенности
Контракт жизненного цикла представляет собой обычную сделку, которую совершают в общем порядке с учетом процедур и ограничений, описанных в 44-ФЗ, но с определенными особенностями. Перечислим их:
Не забудьте про особенности контрактов, которые, помимо обслуживания и эксплуатации, одновременно содержат работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капстроительства, т. е. под ключ, в рамках ч. 16.1 ст. 34 44-ФЗ. В этом случае постановлением правительства №563 от 12.05.2017 установлен особый порядок. Помимо соблюдения общих требований закона о контрактной системе, для заключения таких контрактов жизненного цикла придется:
Примеры
На официальном сайте ЕИС есть информация о контракте жизненного цикла по 44-ФЗ по результатам закупки работ по проектированию, строительству и техобслуживанию объектов наружного освещения (№0162300000814001059 от 22.08.2014).
Заказчик — Администрация г. Нижний Тагил. НМЦК — 12 497 660 670 рублей. Договор заключили с АО «ПО «УОМЗ» ИМЕНИ Э.С. ЯЛАМОВА» на сумму 9 373 245 502,50 рубля. Сумма обеспечения сделки составила 15% от НМЦК. Соглашение действует до конца 2042 года.
В контракте жизненного цикла есть таблица максимальных выплат за каждый год.
А в разделе 3 указан срок выполнения каждого этапа работ.
Письмо Минфина России от 14.05.2020 № 24-03-07/39211 «О заключении контракта жизненного цикла, предметом которого является городская улица»
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок. Вместе с тем считаем необходимым отметить, что пунктом 8.2 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ установлено понятие контракта жизненного цикла, согласно которому это контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта капитального строительства, товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства, товара.
При необходимости в указанный контракт могут быть включены работы по эксплуатации в течение срока службы, ремонту и (или) утилизации созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства.
Также подпунктом «г» пункта 1 Постановления N 1087 предусмотрено заключение контракта жизненного цикла на выполнение работ по проектированию и строительству объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов.
При этом случай заключения контракта жизненного цикла, предметом которого будет являться городская улица, представляющая собой сложный линейный объект, включающий выполнение работ по проектированию и строительству автомобильной дороги и устройству коммунальной инфраструктуры, предусмотренных подпунктами «а» и «г» пункта 1 Постановления N 1087, законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрен.
При этом согласно статье 8 Закона N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, заказчик самостоятельно формирует объект закупки исходя из своих потребностей с учетом всех норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Контракт жизненного цикла (44-ФЗ)
КЖЦ: разработка проектов, процедура заключения, применение 44-фз, сферы
Контракт жизненного цикла (сервисный контракт) – относительное новшество законодательства в сфере госзакупок. Новшество для России. В практике многих стран данный институт успешно и обширно применяется длительное время. О сущности, особенностях и проблемах КЖЦ – в сегодняшнем материале.
Зарубежный опыт по контракт жизненного цикла
В опыте других стран контракты жизненного цикла (КЖЦ) являют собой разновидность взаимовыгодного партнерства публичных субъектов (государство или муниципалитет) и предпринимательских субъектов, в рамках которого компания проектирует, строит, реконструирует, обеспечивает обслуживание какого-либо объекта, а государство ему за это платит.
Такие контракты, как правило, заключаются в отношении автомобильных, железнодорожных дорог/магистралей, тоннелей, больниц и других важных объектов общественной инфраструктуры.
Чаще всего речь идет о платежах после начала эксплуатации объекта. Условия платежей зависят от конкретных обстоятельств – качества оказываемых услуг и качества самого объекта. Таким образом, предмет такого договора составляет обеспечение сервиса в течение «срока жизни» объекта – отсюда становится понятна и логика названия контракта. Другое применимое наименование – сервисный контракт.
Сущность КЖЦ у нас в России
Нормативное регулирование данный термин получил в России в 2014 году – благодаря № 44-ФЗ: КЖЦ – контракт на приобретение товара или работы, их дальнейшее обслуживание, ремонт, эксплуатацию, уничтожение товара (объекта). Предусмотрены оговорки, что данные действия могут при необходимости включать создание проекта, конструкции объекта.
Из комплексного толкования норм указанного закона (в совокупности с конкурентным законодательством) следует, что, если контракт предполагает действие на весь период существования объекта, это можно сделать только в рамках КЖЦ. Внесение в другой контракт нескольких видов работ из тех, что должны регулироваться КЖЦ, может повлечь ответственность за нарушение норм о защите конкуренции.
Правительство РФ в Постановлении № 1087 «Об определении случаев заключения КЖЦ» определило исчерпывающее количество объектов инфраструктуры, которые могут создаваться и обслуживаться с помощью КЖЦ. В перечень вошли объекты транспортной инфраструктуры: автодорожные объекты, порты, аэродромы, метро, железнодорожный, внеуличный и электрический транспорт на земле, водные и воздушные суда, а также уникальные объекты капитальной постройки и объекты коммунального хозяйства
Специалисты считают, что данный список было бы неплохо расширить и включить в него ряд других объектов, нуждающихся в комплексном обслуживании: например, стадионы, больницы и другие объекты социального назначения.
Тем самым законодатель ясно дал понять, что в России КЖЦ будет представлять собой не способ совместного сотрудничества государства и частного сектора, а одну из форм госзакупок. Этот фактор негативно сказывается на заинтересованности частной стороны контракта, поскольку сфера закупок в России строго регламентирована и требует большей подготовки для участия в ней, нежели для заключения другого вида контракта.
Кроме того, сфера закупок лишена гибкости регулирования в зависимости от складывающихся обстоятельств. Для госконтрактов невозможно участие нескольких исполнителей, изменение цены договора, нет четких механизмов компенсации при расторжении.
Проблемным для КЖЦ является и момент применения бюджетного законодательства о финансировании на длительный срок: БК РФ ограничивает оплату государственных контрактов трехлетними сроками. КЖЦ не исключение. Положения о контрактах с долгим производственным циклом на КЖЦ пока не распространены. Таким образом, до текущего времени вопрос с финансированием КЖЦ внятно не решен, что, несомненно, не может не быть еще одной причиной его незначительного распространения.
Все это в условиях текущего регулирования КЖЦ делает КЖЦ малопривлекательным для современных инвесторов.
Содержание КЖЦ и соотношение с концессией (концессионными соглашениями)
Что же входит в содержание КЖЦ? Можем ли мы считать, что заключение КЖЦ предполагает включение в него определенного набора обязанностей подрядчика. Однозначного ответа на данный вопрос нет.
В Постановлении Правительства РФ № 1087 указаны работы по проектированию и строительству. Тогда возникает вопрос относительно обслуживания – подразумевается ли оно автоматически или должно быть озвучено отдельно. Данный вопрос не решен ни нормативно ни в правоприменении, которое в случае с КЖЦ практически отсутствует. Минэкономразвития России считает, что обслуживание подразумевается, даже если об этом нет специального указания в контракте. Однако единого мнения специалистов нет.
В ряде случаев возникает вопрос о соотношении КЖЦ с концессионными соглашениями (которые, аналогично КЖЦ, включают в себя не одну стадию периода жизни объекта и эксплуатируются негосударственной компанией).
Концессия как раз является разновидностью партнерства государства с частными лицами, располагает инструментами регулирования отношений сторон по договору. Основное отличие концессии от КЖЦ заключается в том, что она в обязательном порядке включает целевую эксплуатацию объекта. Кроме того, использование концессии не всегда возможно. Некоторые аналитики считают, что отнесение КЖЦ к регулированию концессии было бы рациональным шагом в популяризации и повышении привлекательности данного вида контрактов. С этим нельзя не согласиться с учетом обозначенных проблем в регулировании КЖЦ как инструмента госзакупок.
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данной или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас, в том числе в целях подготовки контракта жизненного цикла, его анализа, оспаривания и/или расторжения.
Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.
Иные наши полезные и интересные материалы:
Что такое контракт жизненного цикла и его оформление по 44-ФЗ
Контракт жизненного цикла по 44-ФЗ — это сделка, включающая комплекс работ, начиная от проекта объекта и заканчивая его последующим обслуживанием, включая утилизацию. Законодательство устанавливает случаи, когда разрешено подписывать такие договоры. В 2022 году вступят в силу несколько изменений.
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Скачать бланк госконтракта жизненного цикла |
Скачать образец заполнения госконтракта жизненного цикла на содержание и ремонт автодороги |
Нормативное регулирование КЖЦ
КЖЦ — это договор на поставку или выполнение работ «под ключ», когда победитель тендера берет на себя обязательства выполнить работы или поставить товары от и до, включая обслуживание.
Часть 16 ст. 34 закона о контрактной системе содержит понятие и признаки контракта жизненного цикла, которые использует заказчик. Также заключение КЖЦ подпадает под действие ПП № 1087 от 28.11.2013. В постановлении указано, в каких случаях заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла по 44-ФЗ. А именно при размещении заказов на:
Также в 44-ФЗ указано, в каких случаях заказчик обязан заключать контракт жизненного цикла для закупок у единственного поставщика (п. 47 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ): при приобретении товара, производство которого организовано, модернизировано или освоено на пространстве РФ по специальному инвестиционному контракту у компании оборонно-промышленного комплекса, информация о которой содержится в сводном реестре организаций ОПК. Этот реестр формируется по ПП № 96 от 20.02.2004. Причем организация должна выступать как сторона-инвестор спецконтракта.
Новые особенности с 2022 года
Вот что такое контракт жизненного цикла по 44-ФЗ — это соглашение, которое заключается в обычном порядке, учитывая процедуры и ограничения, прописанные в 44-ФЗ, но имеются некоторые особенности КЖЦ. А именно:
Эксперты КонсультантПлюс разобрали три определения контракта жизненного цикла в российском законодательстве. Используйте эти инструкции бесплатно.
По 44-ФЗ, контракт жизненного цикла означает закупку товара или работ на проектирование, строительство, снос объектов, сохранение культурного наследие, капремонт и реставрацию.
С 01.01.2022 в проект контракта жизненного цикла включают (360-ФЗ от 02.07.2021):
Также с 2022 года действует новый порядок согласования изменений КЦЖ:
Законодатели разрешат однократно подлить действие КЖЦ с 01.01.2022, если:
В этом случае потребуется согласовать новый срок возврата обеспечения.
Есть особенности заключения сделок, в которых, помимо обслуживания и эксплуатации, содержатся работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства, то есть «под ключ» (ч. 16.1 ст. 34 44-ФЗ). Для подписания таких договоров ПП № 563 от 12.05.2017 устанавливает особый порядок. Кроме исполнения общих требований 44-ФЗ, для заключения подобных КЖЦ придется получить:
С 01.01.2022 заработают специальные условия изменения КЖЦ на строительные работы, капремонт, реконструкцию и проектирование, снос объектов, сохранение объектов культурного наследия. Объем закупки разрешат менять в пределах 30% от цены контракта, если:
Если по результатам экспертизы сметная цена окажется ниже стоимости договора, заказчику придется ее снизить.
Пример контракта жизненного цикла
На портале ЕИС есть примеры контрактов жизненного цикла в России по 44-ФЗ, которые доступны для просмотра. Например: договор под номером 08172000003200017680001 от 06.04.2020 на выполнение работ по ремонту и содержанию на принципах контракта жизненного цикла автомобильной дороги общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на участке Барнаул – АНИИЗиС в городском округе г. Барнаул.
Заказчиком является Краевое государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Алтайского края». В качестве НМЦК заявлена сумма 155 411 980 рублей. Другая сторона сделки — ООО «Барнаульское ДСУ №4», сумма договора — 155 411 980 рублей, а сумма обеспечения контракта — 10% от НМЦК. Срок действия сделки — до конца 2023 года.
Расчет максимальных выплат за каждый год.
В разделе 6 договора приведены сроки выполнения работ.
- договор жизненного цикла образец
- договор жизненного цикла это