договорное правовое регулирование отношений в сфере образования

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Источник

Договорное правовое регулирование отношений в сфере образования

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

6.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра «Сколково», на территории международного медицинского кластера, на территориях опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток, на территориях инновационных научно-технологических центров и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 160-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 29.07.2017 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории «Сириус» может устанавливаться специальное регулирование осуществления образовательной деятельности, в том числе в части государственной регламентации образовательной деятельности, в федеральной территории «Сириус». Требования нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории «Сириус» по вопросам осуществления образовательной деятельности не могут быть ниже соответствующих требований, устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы публичной власти федеральной территории «Сириус» вправе вводить экспериментальный правовой режим в федеральной территории «Сириус», направленный на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных программ, образовательных технологий, образовательных ресурсов, средств обучения и воспитания.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(часть 9 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

Источник

Правовое регулирование договорных отношений в сфере образования

договорное правовое регулирование отношений в сфере образования. договорное правовое регулирование отношений в сфере образования фото. картинка договорное правовое регулирование отношений в сфере образования. смотреть фото договорное правовое регулирование отношений в сфере образования. смотреть картинку договорное правовое регулирование отношений в сфере образования.

Правовое регулирование договорных отношений в сфере образования

2 курс, магистратура ЗМПОПМ 21-19

В статье рассматриваются особенности правового регулирования договорных отношений в сфере образования, связанные с оказанием образовательных услуг, а также возникающие в результате осуществления иных видов экономической деятельности образовательными организациями. Анализируются договоры между родителями и школой, а также школой (работодателем) и работником.

Правовое регулирование; сфера образования; образовательные организации; образовательная услуга; договорные отношения; гражданско-правовой договор.

На сегодняшний день, аспекты регулирования договорных отношений встречаются повсюду. В современный период сложных экономических преобразований, направленных на формирование инновационной экономики, возрастает роль «системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества»[1]. Изменения в законодательстве, связанные с принятием поправок в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании)[2], направлены на совершенствование правового регулирования отношений в данной сфере и ориентированы «на повышение доступности и качества образования, подготовку квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования, способных быстро реагировать на запросы рынка труда, повышать уровень своей квалификации в течение всей жизни, использовать свои знания, навыки и компетенции, полученные в процессе обучения»[3]. Согласимся с мнением С. В. Барабановой о том, что в динамично меняющихся условиях важно «сохранить в законах и подзаконных актах сферы образования фундаментальные подходы к правовому регулированию, классические формы (источники) права и традиционную юридическую лексику»[4]. Изменения в образовательном и гражданском законодательстве, направленные на совершенствование правового регулирования договорных отношений в сфере образования, увеличили количество видов договоров, расширили круг субъектов образовательного права — участников договорных отношений, сферу применения договоров и объем «образовательных услуг, на бесплатное получение которых может претендовать каждый гражданин»[7]. Законом об образовании определены такие понятия, как «образовательная деятельность», «качество образования», «отношения в сфере образования» и др. (ст. 2); установлены требования к образовательной деятельности — лицензирование образовательной деятельности (ст. 91), государственная аккредитация образовательной деятельности (ст. 92), государственный контроль (надзор) в сфере образования (ст. 93); закреплены государственные гарантии реализации права на образование (ст. 5) и ответственность образовательной организации за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих функций (ст. 28) и др. Гражданское законодательство определяет гражданско-правовой статус образовательных организаций, вещные права на имущество, ответственность по обязательствам, специфику регулирования договорных отношений и др. В научных исследованиях указывается, что «гражданско-правовая деятельность публичных субъектов в любом случае является проявлением их публичных функций, хотя и осуществляется путем вступления в гражданские правоотношения»[8].

Если затрагивать вопрос, о складывании отношений договорного права в школе, то нужно отметить, что существует очень много видов складывания отношений, между школой и организацией питания, предоставление платных образовательных услуг и других. Договорные отношения школы позволяют руководителю ОО более рационально осваивать бюджет, заключая договора с педагогами, арендаторами, поставщиками товаров и услуг, ремонтными службами, грантодателями.

Закон об образовании (п. 3 ст. 46) прямо устанавливает договорную основу взаимоотношений образовательной организации и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей).

Основными принципами договорных отношений являются:

— установление интересов каждого из партнёров,

— совместное формирование целей и задач деятельности,

— осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблемы,

— выработка чётких правил действий в процессе сотрудничества,

— значимость социальной программы для каждой из сторон.

Таким образом, договорные отношения в деятельности образовательных организаций могут возникать по различным основаниям. В первую очередь это связано с оказанием образовательных услуг, которые имеют специфику правового регулирования, связанную со сферой образования. Однако в процессе осуществления хозяйственной деятельности образовательные организации могут вступать в договорные отношения с другими хозяйствующими субъектами. Договорные отношения возникают в большинстве случаев по поводу различного рода услуг, которые оказываются дополнительно и относятся к вспомогательной деятельности образовательной организации.

Договорные отношения, в которые вступают субъекты образовательного права, постоянно развиваются и усложняются, изменяются форматы образовательных и сопутствующих услуг, корректируются их функции. Правовое регулирование договорных отношений в сфере образования нуждается в совершенствовании, «требует учета и достижения баланса публичных и частных интересов, что позволит избежать нежелательных конфликтов, обеспечит возможность эффективного развития деятельности образовательных организаций и оказания качественных образовательных услуг» и должно быть нацелено на ограничение чрезмерной коммерциализации деятельности образовательных организаций в современных условиях

1.Барабанова, С. В. Актуальные вопросы правового обеспечения образовательной деятельности: теория и практика подзаконного регулирования / С. В. Барабанова // Ежегодник российского образовательного законодательства. — 2015. — Т. 10. — С. 4–24.

2.Кабанова, И. Е. Влияние принципа баланса частных и публичных интересов на правовое регулирование предпринимательской деятельности / И. Е. Кабанова // Проблемы реализации принципов права в предпринимательской деятельности : монография / кол. авт. МГУ им. М. В. Ломоносова, РАНХиГС при Президенте РФ; отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. — М. : Юстицинформ, 2016. — С. 249–258.

3.Насонкин, В. В. Основные проблемы государственной образовательной политики в условиях глобализации : монография / В. В. Насонкин. — СПб. : Изд-во РГПУ им. И. А. Герцена, 2013. — 123 с.

4.Насонкин, В. В. Национальное и региональное измерение государственной образовательной политики в контексте глобализации (на примере ЕС) : автореф. дис. … д-ра полит. наук : 23.00.02 / Насонкин Владимир Владиславович. — СПб., 2015. — 40 с.

5.Насонкин, В. В. Гражданско-правовое регулирование экономической деятельности высших учебных заведений [Электронный ресурс]. URL: http://www.lexed.ru/pravo/notes/?nasonkin_01.html (дата обращения: 01.02.2017).

6.Сюбарева. И. Ф. Правовое регулирование финансово-экономического механизма сферы образования: соотношение публичного и частного / И. Ф. Сюбарева // Журнал российского права. — 2013. — № 10. — С. 28–34.

7.Сюбарева, И. Ф. Реализация принципа свободы договора и его ограничение при осуществлении экономической деятельности образовательными организациями / И. Ф. Сюбарева // Юрист. — 2015. — № 4. — С. 32—36.

8.Сюбарева, И. Ф. Экономическая деятельность образовательных организаций. Право и экономическая деятельность: современные вызовы : монография / Н. Г. Доронина, Н. Г. Семилютина, Н. М. Казанцев и др.; отв. ред. А. В. Габов. — М. : ИЗиСП при Правительстве РФ. — М. : Статут, 2015. — С. 161–165

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Право. 11 класс

Конспект урока

Урок №17. Правовое регулирование отношений в области образования

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Какова государственная политика в области образования?

2. Как можно реализовать свое право на образование?

Образовательные правоотношения — урегулированные нормами законодательства в области образования общественные отношения, складывающиеся, как правило, между образовательными организациями и обучающимися в процессе их обучения и воспитания.

Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательный требований к образованию определенного уровня и профессии, специальности и направлению подготовки, утверждённых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Образовательное право – совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере образования.

Ключевые слова: Образовательное право; образовательное правоотношение; устав образовательной организации; единый государственный экзамен.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.2/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр.120-132.

На уроке мы узнаем, какова государственная политика в области образования.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов образовательного права

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Принципы государственной политики в области образования

– гуманистический характер образования с приоритетом таких общечеловеческих ценностей, как жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности; привитие черт трудолюбия, гражданственности, уважения прав и свобод человека, патриотизма, любви к природе, семье;

– единство федерального образовательного и культурного пространства; защита и развитие национальных, региональных культурных традиций и особенностей в многонациональном государстве;

– общедоступность образования, соответствие его системы уровню и особенностям развития и подготовки учащихся, воспитанников;

– светский характер образования, получаемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

– свобода и плюрализм;

– демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений;

– толерантность по отношению к социально незащищенным группам населения.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

В числе основных видов правовых статусов субъектов образовательных отношений можно выделить следующие:

— учредители образовательных учреждений;

— органы управления образованием;

— органы управления образовательным учреждением;

— работники образовательного учреждения (педагогические работники, административные работники, учебный и технический вспомогательный персонал);

— трудовой (педагогический и административный) коллектив образовательного учреждения;

— общественные организации, действующие в образовательной сфере;

— государство как субъект определения и осуществления образовательной политики.

Основными объектами образовательного правоотношения выступают:

а) содержание, объем, уровень и характер приобретаемых обучающимся (учащимися) и передаваемых обучающими (педагогами) в ходе образовательной деятельности (образовательном процессе) или при оказании образовательных услуг знаний, умений, навыков (ЗУН), соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта и образовательным программам соответствующего уровня и направленности образования;

б) условия, обеспечивающие качество и эффективность образовательного процесса, т.е. учебной работы самого учащегося, труда педагога, организации учебно-воспитательного процесса со стороны образовательного учреждения и др.;

в) качество обучения, выражающееся в соответствии установленным правовым требованиям процессу и результатам учебной работы учащихся и педагогическому труду учителя (преподавателя);

г) качество воспитательной деятельности, выражающееся в обеспечении соответствия содержания и характера таких личностных черт учащихся, в частности, их социально-ценностных и правомерно направленных ориентаций и установок.

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Виды общеобразовательных организаций:

2. общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования

3. профессиональная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения

4. образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Применительно к сфере образования целями правового регулирования отношений в сфере образования законодатель определил:

— установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования;

— создание условий развития системы образования;

— защиту прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Целями правового регулирования становятся, как правило, упорядочение общественных отношений и их охрана. Правовое регулирование нацелено на формирование вариантов правомерного поведения и защиту от возможных правонарушений.

Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования названы следующие:

— обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

— создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

— создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

— определение правового положения участников отношений в сфере образования;

— создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

1. Право на получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

2. Право на обучение в рамках государственного образовательного стандарта по индивидуальным учебным планам, в порядке, определяемом уставом школы

3. Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме

4. Право на получение информации, соответствующей его возрасту, целям и задачам учебно-воспитательного процесса.

5. Право на уважение человеческого достоинства.

6. Право на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

1. Добросовестно учиться.

2. Выполнять требования устава школы.

3. Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

4. Беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок на территории школы.

5. Придерживаться правил поведения, установленных учителем на занятиях.

Методы регулирования в образовательном праве.

1. Императивный метод регулирования образовательных отношений на уровне усвоения обучающимися образовательных программ начального общего и среднего общего образования присущ не только образовательному праву. Это основной метод и административного права. И все же метод образовательного права отличается от метода административного права тем, что для образовательного права он не является всеобщим. Образовательные отношения на уровне освоения образовательных программ среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования регулируются при помощи диспозитивно-императивного метода.

Императивный метод образовательного права сохранятся в отношениях обучающихся и образовательными учреждениями, обучающимися и педагогами. От обучающихся, как известно, требуется своевременное выполнение учебного плана, посещение занятий, выполнение устава образовательного учреждения и правил внутреннего распорядка. Ненадлежащее исполнение этих правил образует состав дисциплинарного проступка, влекущего за собой применение мер дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из образовательного учреждения.

2. Диспозитивность метода образовательного права выражается в праве граждан Российской Федерации по своему желанию решать вопрос о продолжении образования после освоения программы основного общего образования, об уровне и форме образования. Свободный выбор уровня и формы обучения сохраняется и для обучающихся, успешно освоивших программу среднего (полного) общего образования, чему во многом способствует общедоступность среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Разбор типового тренировочного задания

Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.

2. обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

3. целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни

1. деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства

договорное правовое регулирование отношений в сфере образования. договорное правовое регулирование отношений в сфере образования фото. картинка договорное правовое регулирование отношений в сфере образования. смотреть фото договорное правовое регулирование отношений в сфере образования. смотреть картинку договорное правовое регулирование отношений в сфере образования.

Разбор типового контрольного задания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *