договорные отношения между субъектами хозяйствования
Договорная работа: современный подход и регламентация (часть 1)
П равильно разработанный Договорный регламент лежит в основе эффективной договорной работы любой организации. Налаженная договорная деятельность может предотвратить ненужные ошибки и недоразумения, которые оттягивают на себя людские и финансовые ресурсы. Кроме того, она поможет избежать многих судебных споров. И если несколько лет назад обсуждался вопрос по поводу того, нужен ли Договорный регламент или нет, то сейчас он звучит по другому: как сделать так, чтобы утвержденный Договорный регламент отражал все этапы договорной работы конкретной организации, т.е. был оптимальным с точки зрения организации процессов управления в конкретной компании, минимизировал все риски и, самое главное, чтобы он был «рабочим документом», а не подготовленным для галочки, и который бы исполнялся всеми работниками организации, включая ее руководителя.
Здесь заметим, что в соответствии со сложившейся судебной практикой 1 совершение генеральным директором сделки без соблюдения принятых в данном юридическом лице внутренних процедур рассматривается судами в качестве доказательства отсутствия добросовестности и разумности в действиях директора при совершении сделки и является основанием для взыскания с него убытков, причиненных в результате ее совершения. Как говорится, комментарии излишни.
См. статью «Как хранить доверенности?»
Любой Договорный регламент разрабатывается в целях минимизации экономических, правовых, налоговых и иных рисков и является внутренним документом, который отражает порядок договорной работы в организации.
В среднем порядка 90% управленческих решений документируются. И ни одна легальная хозяйственная связь между хозяйствующими субъектами не осуществляется без оформления соответствующих документов. А это означает, что в той или иной форме необходимо заключать договор.
См. статью «Создаем для документа предметный указатель средствами MS Word»
Поскольку договорная работа сквозной нитью проходит через все структурные подразделения организации, то именно Договорный регламент представляет собой некий единый алгоритм для совместных действий.
Внутренние документы организации, охватывающие договорную работу, являются достаточно своеобразными для каждой отдельно взятой компании, сделать их единообразными для всех просто невозможно. Далее в статье вас ждут конкретные рекомендации по отдельным важным аспектам и алгоритмам договорной работы, которые были буквально выстраданы автором в результате многолетней практики. Офицеры говорят новобранцам, что военный устав писан кровью, и это правда. В случае с Договорным регламентом цена вопроса конечно ниже, но тоже весьма высока!
См. статью «Делаем ЛНА более наглядным» про использование скриншотов (фотографий изображений экрана)
См. статью «Электронный документооборот договоров в СЭД: от проекта до подписания» в № 8′ 2020
Предмет Договорного регламента
Какой же документ является основным объектом регулирования Договорного регламента? Конечно, договор, ответят многие. Но тут не все так просто и следует дать кое-какие разъяснения.
Во-первых, договор – это сделка, выражающая согласованную волю двух или более лиц и их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, т.е. обязательств (ст. 153, 154, 420 Гражданского кодекса РФ – далее ГК РФ). К договорам применяются правила о двухсторонних и многосторонних сделках.
См. статью «Удобная навигация по ЛНА: возможности Microsoft Word», чтобы создать оглавление и систему внутритекстовых ссылок, которые избавят пользователя от утомительной прокрутки страниц в поисках нужных фрагментов
Во-вторых, договор – это письменный документ, в котором отражены условия вышеуказанных обязательств. Напомним, что согласно подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и гражданами должны совершаться в письменной форме.
Договор, согласно п. 2 ст. 432 ГК РФ, может также заключаться посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Получается, что подписание сторонами единого документа (привычного нам договора) – является далеко не единственным способом заключения договора. Приведем примеры:
Пример 1. Заключение сделки путем выставления счета и его оплаты
Организация А выставила счет от 14.03.2016 № 345 организации Б, который содержит все существенные условия договора купли-продажи. Поэтому он может быть квалифицирован как оферта, а его оплата организацией-покупателем – как акцепт. Соответственно, письменная форма заключения сделки в этом случае соблюдается.
Пример 2. Заключение сделки путем обмена несколькими документами
Организация А направила организации Б документ «Заявка на участие в выставке», которая содержит существенные условия договора (оферта). Организация Б направила письмо «О подтверждении участия в выставке» (акцепт). Письменная форма договора здесь также соблюдена.
Пример 3. Заключение сделки путем совершения конклюдентных действий
Организация А направила организации Б проект договора подряда (оферту), изложив в нем все существенные условия сделки. Организация Б приступила к выполнению работ, полностью соответствующих условиям договора, в срок, установленный для акцепта ГК РФ, не подписав договор. И оферта, и акцепт в данном случае налицо. Поэтому данная сделка считается заключенной путем совершения конклюдентных действий, даже без подписания проекта договора второй стороной.
При этом из зоны ответственности Договорного регламента следует исключить договоры, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, а также договоры из сферы трудовых отношений. Группу исключений можно дополнить и договорами, содержащими сведения конфиденциального характера, в т.ч. сведения, составляющие коммерческую тайну. Целесообразность этих исключений обусловлена спецификой документооборота таких документов, потому, как правило, работа с ними регламентируется отдельными организационными документами.
Предложенный перечень документов каждая организация может дополнять и изменять по своему усмотрению. Например, в исключительных случаях, учитывая специфику деятельности отдельных организаций, можно предусмотреть заключение договора путем обмена документами посредством почтовой, факсовой, электронной или иной связи с обязательным указанием условия о переоформлении договора путем создания единого документа, подписанного сторонами, с указанием о том, когда и каким образом он был заключен.
Но самое главное, что нужно уяснить: под действие Договорного регламента попадают все договоры гражданско-правового характера, заключаемые в виде единого документа, а также все документы, подготавливаемые в рамках заключенных договоров, которые содержат существенные условия и подписание которых приводит к возникновению правоотношений между сторонами сделки (именно несогласование последних в установленном в организации порядке ввиду непонимания их важности отдельными руководителями приводит к серьезным проблемам).
Поэтому без юристов при разработке Договорного регламента вам никак не обойтись!
Схема 1. Этапы договорной работы
Этапы договорной работы
Рассмотрим сначала основные этапы договорной работы и дадим рекомендации читателям по их отражению в Договорном регламенте. А уже разобравшись с содержанием каждого этапа, перейдем к структуре Договорного регламента в целом.
Этапов работы много: начиная с принятия решения о заключении договора и заканчивая его архивным хранением (см. Схему 1). Все они важны, но вот не все стоит регламентировать в одном локальном нормативном акте (ЛНА) – нельзя объять необъятное.
Принятие решения о заключении договора и выбор контрагента
Принятие решения о заключении договора обычно связано с необходимостью приобретения (закупки) товаров, работ, услуг или их продажи. Оно должно осуществляться компетентным лицом.
Выбор контрагента может производиться одним из следующих основных способов, в т.ч. предусмотренных законодательством для отдельных категорий юридических лиц или внутренними локальными актами самой организации:
Обычно данные этапы договорной работы в Договорный регламент не входят, за исключением порядка подготовки и согласования проекта договора для включения в документацию процедуры закупки.
Большинство привыкло к тому, что Договорный регламент прежде всего регулирует процессы, связанные непосредственно с документом под названием «договор», т.е. с его подготовкой, проверкой контрагента, согласованием, подписанием, регистрацией, исполнением. Но на практике возможны и другие подходы к содержанию регламента.
Проверка контрагента
В последнее время значительно возросло количество неблагонадежных компаний на рынке, а это значит, что ваша организация может понести значительный ущерб, заключив договор с проблемным контрагентом.
На актуальность вопросов проверки контрагентов обратила внимание и ФНС России в письме от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124, настоятельно посоветовав налогоплательщикам самостоятельно, проявляя должную осмотрительность, проверять правовой статус налогоплательщиков.
Сразу оговоримся, что законодательством не предусмотрена обязанность проверять контрагентов по признакам добросовестности. Но доначисление налогов, наложение штрафных санкций, отказ в возврате НДС – это далеко не весь перечень рисков, которым подвергнется ваша организация, если заключит договор с «неблагонадежным» партнером.
С 19 декабря 2011 года Уголовный кодекс дополнен ст. 173.1, предусматривающей уголовную ответственность за создание фирм-«однодневок». Соответствующие поправки внесены в УК РФ Федеральным законом от 07.12.2011 № 419-ФЗ.
Правильно организовав проверку контрагента, вы сможете доказать проверяющим органам, что ваша организация проявила должную осмотрительность перед заключением договора, и тем самым снизить свои риски!
Теперь попробуем разобраться, на каком этапе договорной работы лучше проверять контрагента, вопрос этот достаточно спорный. Объясним почему:
Поэтому рекомендуем осуществлять проверку контрагента до этапа подготовки проекта договора.
Теперь самое время вспомнить о творческом подходе, т.к. нельзя всех контрагентов «причесывать под одну гребенку». К «новичку» и давнишнему партнеру, с которым у вас многолетнее положительное сотрудничество, должен быть разный подход. К только что зарегистрированной фирме и госкорпорации – тоже.
Проанализировав договоры, заключаемые вашей компанией, вам стоит определить:
Пример 4. Группы риска заключаемых договоров
Тема 2. Субъекты хозяйственных отношений
Ознакомившись с данной главой, Вы будете:
Оглавление
2.1. Понятие субъектов хозяйственного права.
Граждане и юридические лица
Субъектами хозяйственных правоотношений являются конкретные участники, стороны правоотношения, наделенные правами и обязанностями в сфере хозяйствования. Для возникновения субъекта необходимо три условия:
Субъекты хозяйственного права, являющиеся носителями хозяйственных прав и обязанностей, обладают совокупностью следующих признаков:
Хозяйствующие субъекты классифицируются по следующим критериям:
Основная характеристика коммерческих организаций содержится в табл. 1, 2.
Организационно-правовые формы
Виды коммерческих организаций
хозяйственные товарищества
хозяйственные общества
Организационно- правовая основа
Объединение лиц, предполагающее личное участие каждого учредителя (участника) в делах предпринимательской деятельности товарищества (общества)
Объединение капиталов, не требующее личного участия учредителей (участников) в делах общества
Коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели. Каждый из участников может быть членом только одного товарищества. Государственные и муниципальные органы не вправе выступать в качестве участника
Граждане (не зарегистрированные в качестве предпринимателей), индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, некоммерческие организации. Каждый из участников может быть участником и других обществ. Государственные и муниципальные органы не вправе выступать в качестве участника- вкладчика
Число учредителей (участников)
Права учредителей (участников)
Обязанности учредителей (участников)
Ответственность учредителей (участников)
Неограниченная ответственность полных товариществ по долгам товарищества всем своим имуществом
Риск убытков (утраты внесенных вкладов)
Учредительный договор (кроме АО); устав
Организационно- правовые формы
Виды коммерческих организаций
кооперативы
государственные и муниципальные унитарные предприятия
Организационно- правовая основа
Объединение лиц, предполагающее личное трудовое участие каждого. Объединение имущественных взносов (паев) на основе равенства всех участников
Это коммерческие организации, которые не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество. Это имущество не может быть распределено во вкладам. долям, паям, в том числе между работниками предприятия.
В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым они наделяются, находятся соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежат предприятиям на праве хозяйственного владения или оперативного управления.
Собственник имущества, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, но и предприятие не отвечает по долгам собственника имущества.
Уставный фонд полностью оплачивается собственником до государственной регистрации. Размер уставного фонда – 1000 МРОТ.
Унитарное предприятие может создавать дочернее унитарное предприятие путем передачи ему части имущества в хозяйственное ведение.
Собственник сам решает вопросы:
Собственник имеет право на получение части прибыли.
владеют и пользуются имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника;
распоряжаются имуществом лишь с согласия собственника;
самостоятельно реализуют продукцию, если иное не установлено правовыми актами.
Собственник вправе изъять излишнее или не по назначению используемое оборудование
Граждане, не являющиеся предпринимателями
Число учредителей (участников)
Права учредителей (участников)
Ответственность учредителей (участников)
Субсидиарная ответственность по обязательствах кооператива, его членов в размерах и порядке, предусмотренных законом и уставом
Учредительные документы
Устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления
Граждане как субъекты хозяйственных правоотношений
Граждане (физические лица) выступают участниками самых всевозможных гражданско-правовых отношений. Однако не каждый гражданин является субъектом хозяйственного права, так как, чтобы самостоятельно участвовать в них, гражданин должен обладать правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность – это способность гражданина иметь гражданские права и нести обязанности, которая возникает в момент рождения и прекращается со смертью и не зависит от возраста, состояния здоровья и других обстоятельств (ст. 17 ГК РФ). При этом все граждане обладают одинаковой правоспособностью.
Содержание правоспособности граждан состоит в том, что они имеют право:
Дееспособность гражданина – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность), которая возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста (кроме других случаев, предусмотренных законом) (ст. 21 ГК РФ).
Государство гарантирует правоспособность и дееспособность граждан (ст.22 ГК РФ). Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности, иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом; полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.
Предпринимательская деятельность граждан – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск, деятельность на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицом, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке.
Глава фермерского хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства (ст. 23 ГК РФ).
Правовой статус предпринимателя приобретается путем государственной регистрации. Порядок государственной регистрации предпринимателей определен ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей». С 1 января 2004 года регистрация предпринимательской деятельности граждан осуществляется в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей» (в ред. 2003 г).
Отказ в регистрации предпринимателя и юридического лица допускается только (в случаях, предусмотренных ст. 23 указанного закона. Отказ в регистрации может быть обжалован в суде.
Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании его банкротом либо в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации.
Предпринимательская деятельность без регистрации не допускается, и доходы, полученные от этой деятельности, могут быть изъяты по решению суда. Для осуществления деятельности, требующей лицензирования, должна быть получена лицензия.
Предприниматель наделен такими же правами и обязанностями, как и юридические лица, с учетом специфики индивидуальной деятельности. Он вправе: заключать гражданско-правовые договоры, заключать трудовые договоры с гражданами, т. е. использовать наемный труд, соблюдая при этом все нормы трудового законодательства, регулирующего труд наемных работников, совершать сделки; устанавливать цены и тарифы на свою продукцию, товары и услуги и т. д. Вместе с тем предприниматель несет множество обязанностей. Он должен соблюдать Конституцию и российское законодательство; осуществлять свою деятельность в рамках закона, не нарушая прав и законных интересов других лиц, соблюдая требования морали и нравственности, правила общежития. Он отвечает за результаты своей деятельности, за качество товаров, работ и услуг. Предприниматель обязан платить установленные налоги и выполнять многие другие обязанности, вытекающие из законодательства.
По всем своим обязательствам предприниматель отвечает своим имуществом, т. е. при необходимости взыскание может быть обращено на личное имущество предпринимателя. Закон допускает признание несостоятельности (банкротства) предпринимателя по решению суда, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с его предпринимательской деятельностью. При банкротстве предпринимателя свои требования вправе предъявлять также его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Законом установлена последовательность удовлетворения требований кредиторов за счет имущества предпринимателя. В первую очередь удовлетворяются требования граждан, касающиеся ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, а также о взыскании алиментов. Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда наемных работников, выплате вознаграждения по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего предпринимателю имущества. В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью. Сохраняют силу требования граждан, перед которыми он несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также иные требования личного характера.
Понятие и порядок создания юридических лиц
Юридическое лицо – это коллективный субъект права. Это организация, т. е. коллектив людей, объединенных для осуществления определенной деятельности, которое, как правило, имеет определенную организационную структуру (подразделения, отделы, цехи и др.) и возглавляется органом юридического лица.
Орган юридического лица – это одно лицо или группа лиц, выступающие от имени юридического лица, представляющие его во внешних и внутренних отношениях. Оно обладает обособленным имуществом, которое обеспечивает ему экономическую самостоятельность. Имущество находится либо в собственности (у негосударственных юридических лиц), либо в хозяйственном ведении (у государственных и муниципальных унитарных предприятий, кроме казенных), либо в оперативном управлении (у казенных предприятий и учреждений). Кроме этого, юридическое лицо несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам, закрепленным за ним имуществом, за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом, и может самостоятельно, от своего имени, заключать договоры, совершать сделки, выступать в качестве истца и ответчика в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Учредительными документами юридического лица являются: устав (для акционерных обществ), учредительный договор (для полных товариществ и товариществ на вере) или устав и учредительный договор (для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью). Учредительный договор заключается, а устав утверждается его учредителем. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом РФ от 13.07.01 г. (в ред. «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей» Отказ в регистрации возможен лишь в двух случаях:
1) если представлен не весь перечень документов;
2) заявитель обратился не в свой регистрирующий орган. За необоснованный отказ в регистрации предусматривается штраф от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).
Законодательство устанавливает способы создания субъектов хозяйственного права, которые представлены в табл. 3.
Способы создания юридических лиц
Используется при создании государственных и муниципальных предприятий путем издания актов государственных органов и регистрируется в Государственном реестре
Применяется при создании предприятий с частной формой собственности по решению собственника имущества
Применим при 2-х и более учредителей предприятия, согласованно определивших условия деятельности в учредительном договоре
Предусматривает, что при создании предприятия на основе государственной и муниципальной формах собственности необходимо решение трудового коллектива, так как его создает не учредитель – собственник, а трудовой коллектив, не располагающий собственной имущественной базой, а только соответствующим разрешением собственника
Процесс создания субъектов предпринимательского права состоит из следующих стадий:
Принятие решения и его оформление.
Подготовка учредительных документов.
Проверка фирменного наименования на неповторяемость (по желанию).
Формирование уставного капитала, паевого фонда, уставного фонда в порядке, определяемом законодательством.
Подача документов для регистрации.
Оформление свидетельства о государственной регистрации и внесение юридического лица в Единый государственный реестр.
Регистрация в органах статистики.
Открытие расчетного счета в банке и внесение на него денежной части сформированного уставного капитала, складочного капитала, паевого фонда, уставного фонда.
Постановка на учет в налоговом органе.
Постановка на учет государственных внебюджетных социальных фондах.
Порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц
Прекращение деятельности юридического лица происходит посредством реорганизации или ликвидации.
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, добровольно или принудительно.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. При необходимости реорганизация юридического лица поручается решением суда внешнему управляющему. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Документы, оформляющие правопреемство: передаточный акт и разделительный баланс, которые утверждаются учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемника к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано в следующих случаях:
Порядок ликвидации субъекта хозяйственного права предусматривает следующие стадии (ст.63 ГК РФ):
а) возбуждение процедуры банкротства при недостаточности имущества лица для полного удовлетворения требований кредиторов;
б) удовлетворение требований кредиторов в порядке, предусмотренном законодательством;
в) представление в налоговые органы, с согласованием с органом, осуществляющим государственную регистрацию: ликвидационного баланса, распределение ликвидационной квоты, закрытие расчетного счета в банке, аннулирование статистических идентификационных кодов, уничтожение печатей, штампов и бланков, сдача документов по личному составу и финансово-хозяйственной деятельности в государственный архив, внесение записи о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности (ст. 64 ГК РФ):
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
2.2. Предприятие, биржи, фонды, трудовые коллективы как субъекты хозяйственного права
Предприятие как субъект хозяйственного права
В хозяйственном праве предприятием является субъект, созданный в установленном законом порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, то есть предпринимательской деятельности.
Предприятие вправе пользоваться кредитом в иностранной валюте, приобретать валюту на аукционах, валютных биржах, у юридических лиц и граждан в соответствии с законодательством.
Виды предприятий многообразны, поэтому их правовое положение различается на основании определенных нормативно-правовых актов.
В качестве примера рассмотрим правовое положение казенного предприятия.
Казенное предприятие – это предприятие, имеющее определенные черты:
1) это государственное унитарное предприятие;
2) оно образовано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
3) основано на праве оперативного управления;
4) учредительный документ – устав, который утверждается Правительством РФ;
5) предприятие финансируется государством при недостаточности собственных средств для ведения хозяйственной деятельности;
6) при недостаточности его имущества по обязательствам субсидиарную ответственность несет Российская Федерация;
7) осуществляет свою хозяйственную деятельность в соответствии с обязательным планом, утверждаемым компетентным государственным органом;
8) перечисляет свободный остаток прибыли в доход федерального бюджета.
Биржи как субъекты хозяйственного права
Федеральный закон «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20.02.92 г. определяет биржи, которые бывают двух видов (товарные и фондовые), как организации с правами юридического лица, формирующие оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемые в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.
Биржи могут создавать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, в том числе для организации совместных торгов. Высшим органом управления биржей является общее собрание членов биржи, которое обеспечивает реализацию всех прав и обязанностей. Ликвидация биржи может быть осуществлена по решению высшего органа управления биржи, а также судом или арбитражным судом в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Не допускается вмешательство высших и местных органов государственной власти и управления в деятельность бирж, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Биржа не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Данное ограничение не распространяется на юридическое и физическое лицо, являющееся членом биржи. Биржа не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции предприятий, учреждений и организаций, кроме случаев, предусмотренных законом.
Биржевой деятельностью является система осуществляемых биржевых сделок, их организация и регулирование биржевой торговли. Гласность и публичность торгов обеспечивается участием посредников-брокеров, аукционным методом торговли, подчинением участников торгов особым правилам биржевой торговли и особыми правилами о биржевых сделках.
Понятие, виды, участники биржевой сделки представлены в табл. 4, 5.
Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается биржей. Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Все биржевые сделки оформляются только через биржевых брокеров
Участниками биржевой торговли являются:
члены биржи (лица, участвующие в формировании уставного капитала биржи либо внесшие членские или целевые взносы в ее имущество). Полные члены биржи имеют право на участие в биржевых торгах во всех секциях биржи, неполные члены только в соответствующих секциях
разовые и постоянные посетители биржевых торгов (лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок)
Вид сделки
Содержание сделки
Сделка, связанная со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара
Сделка, связанная со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки
Сделка, связанная со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара
Сделка, связанная с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара
Сделки, связанные в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли
Биржевым товаром является не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.
Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности. Совершение фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле осуществляется биржевыми посредниками, биржевыми брокерами на основе лицензий, выдаваемых Комиссией по товарным биржам
Государственное регулирование деятельности товарных бирж осуществляется: Комиссией по товарным биржам и государственным комиссаром на товарной бирже.
Комиссия по товарным биржам: выдает лицензии на организацию биржевой торговли; осуществляет или контролирует лицензирование биржевых посредников, биржевых брокеров; контролирует соблюдение законодательства о биржах; организует изучение деятельности и развития бирж; разрабатывает методические рекомендации по подготовке биржевых документов; организует рассмотрение в Комиссии жалоб участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушение законодательства в биржевой торговле.
Государственный комиссар на бирже осуществляет непосредственный контроль за соблюдением биржей и биржевыми посредниками законодательства, а также вправе: присутствовать на биржевых торгах; участвовать в общих собраниях членов биржи и в общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи с правом совещательного голоса; знакомиться с информацией о деятельности биржи, включая все протоколы собраний и заседаний органов управления биржей и их решения, в том числе конфиденциального характера; вносить предложения и делать представления руководству биржи; вносить предложения в Комиссию по товарным биржам; осуществлять контроль за исполнением решений Комиссии по товарным биржам.
Комиссия по товарным биржам вправе применить к бирже санкцию в виде приостановки действия лицензии, а также аннулировать выданную бирже лицензию на организацию биржевой торговли и санкции в виде штрафа.
Фонды как субъекты хозяйственного права
Основной целью ее деятельности является организация гласных и публичных торгов, которые проводятся только между членами биржи, являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Другие участники рынка ценных бумаг могут совершать операции на бирже исключительно через посредничество членов биржи. Служащие фондовой биржи не могут быть учредителями и участниками профессиональных участников рынка ценных бумаг – юридических лиц, а также самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности фондовой биржи. Порядок вступления в члены фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется фондовой биржей самостоятельно на основании ее внутренних документов. Фондовая биржа вправе устанавливать количественные ограничения числа ее членов. Неравноправное положение членов фондовой биржи, временное членство, а также сдача мест в аренду и их передача в залог лицам, не являющимся членами данной фондовой биржи, не допускаются.
Основные права и обязанности фондовой биржи:
Порядок допуска ценных бумаг к биржевой торговле
К обращению на фондовой бирже допускаются:
Ценные бумаги в процессе размещения и обращения, прошедшие предусмотренную законодательством процедуру эмиссии и включенные фондовой биржей в список ценных бумаг, допускаемых к обращению на бирже в соответствии с ее внутренними документами.
Ценные бумаги, не включенные в список обращаемых на фондовой бирже, могут быть объектом сделок на бирже в порядке, предусмотренном ее внутренними документами; иные финансовые инструменты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Биржа обязана оповещать своих членов о месте и времени проведения торгов, о списке и котировке ценных бумаг, о результатах торговых секций.
Федеральная комиссии по рынку ценных бумаг осуществляет государственное регулирование деятельности фондовых бирж. Споры, возникающие в связи с осуществлением торговли ценными бумагами на фондовой бирже между членами фондовой биржи, членами фондовой биржи и их клиентами, рассматриваются судом, арбитражным судом и третейским судом.
Трудовой коллектив как субъект хозяйственного права
Трудовой коллектив предприятия является особым субъектом хозяйственного права, так как, несмотря на то, что не принимает участия в предпринимательской деятельности или же ее руководстве, имеет экономический интерес и влияет на хозяйственную деятельность. Имущественной базой деятельности трудового коллектива являются фонды, сформированные в соответствии с коллективным договором с собственником предприятия или предпринимателем, это предприятие возглавляющим. Эти фонды используются трудовым коллективом с тем, чтобы в дальнейшем предоставлять определенные социальные льготы по оплате труда, предоставлению материальной помощи и т. п.
Особый статус в соответствии с Законом РФ от 19.07.98 г. «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» имеет АО работников (народные предприятия), которое создается путем преобразования любой коммерческой организации (кроме государственных и муниципальных предприятий и открытых АО). Работникам принадлежат менее 49 % уставного капитала. Работники этих предприятий дают согласие на создание народного предприятия и создается общество на основе письменного договора между работниками и участниками (учредителями) коммерческой организации, подлежащей преобразованию.
Трудовой кодекс, введенный в действие с 1 февраля 2002 г. регламентирует отношения по социально-трудовым отношениям.
К хозяйственной компетенции трудового коллектива вне зависимости от организационно-правовой формы относится: