договоры о предоставлении мощности
Производители и потребители электроэнергии согласны: договоры о предоставлении мощности можно разрывать
«Сообщество потребителей энергии» и «Совет производителей электроэнергии» предложили дать возможность расторгать договоры о предоставлении мощности (ДПМ), если производители электроэнергии срывают сроки ее поставки. Возможные основания для расторжения договоров обсуждали 18 апреля на совещании в Минэнерго. В нем принимали участие представители обеих ассоциаций, а также регулятора – «Совета рынка», сообщили «Ведомостям» два участника совещания и подтвердили в министерстве. Ассоциации направили свои предложения в Минэнерго, «Ведомости» ознакомились с письмами.
Договоры о предоставлении мощности введены для привлечения инвестиций в модернизацию энергетики. Они гарантируют инвесторам, строящим новые станции или модернизирующим имеющиеся, возврат средств с установленной доходностью в течение 10 или 15 лет соответственно. По первой программе в 2007–2018 гг. было построено более 30 ГВт новых мощностей на 1,3 трлн руб. В 2019 г. стартовала новая программа ДПМ, предусматривающая модернизацию примерно 40 ГВт мощностей на 2 трлн руб. Система предусматривает существенные штрафы для тех, кто не может вовремя ввести электростанции. Но расторгнуть ДПМ можно только по согласованию сторон или в случае ликвидации компании-поставщика. Это раздражает промышленных потребителей, которые оплачивают и затраты на строительство новых станций, и гарантированную доходность генерирующих компаний. В январе 2019 г. вице-премьер Дмитрий Козак поручил Минэнерго разработать список оснований для расторжения договоров.
По мнению потребителей энергии, ДПМ должны расторгаться, если энергетики более года не поставляли мощность, если после ввода оборудования выяснится, что оно не работает, а также если станция в течение двух лет поставляла меньше 30% от заявленной мощности или загружалась меньше чем на 30% от норматива. Также потребители предлагают и другие санкции – не платить поставщикам, если в течение шести месяцев оборудование поставляло менее половины заявленной мощности или в течение года было загружено в 2 раза меньше норматива. Причем эти требования стоит распространить ретроспективно и на уже введенные мощности, считают потребители.
«Совет производителей электроэнергии» согласен: должна быть возможность расторжения ДПМ. Но только при просрочке на три года ввода оборудования или его консервации в процессе модернизации на срок более шести месяцев. При этом производители резко возражают против возможности расторжения уже действующих ДПМ. «[Это] будет иметь негативное системное значение для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в отрасли и стабильности работы российского электроэнергетического рынка», – уверяет представитель ассоциации.
Против возможности расторжения ДПМ выступает «Совет рынка», говорит представитель регулятора: «Необходимо иметь в виду, что ДПМ и другие долгосрочные договоры уже заключены и работают. Они содержат минимальный перечень оснований для их расторжения и сбалансированную систему ответственности сторон, предусмотренные законодательством».
Чем больше будет формальных причин для расторжения ДПМ, тем больше риск и тем большего возврата будут требовать инвесторы от таких проектов, предупреждает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Скляр. За это в итоге заплатят сами потребители. При этом сниженная загрузка, которую хотят прописать потребители, может быть вызвана факторами, неподконтрольными поставщику. Позицию энергетиков эксперт называет «более разумной».
Представитель Козака не ответил на запрос «Ведомостей». Его коллега из Минэнерго отказался от комментариев.
Что такое программа ДПМ-2 и чем она обернется для энергетиков
После успешного проведения программы ДПМ, нацеленной на строительство новых генерирующих мощностей в российской электроэнергетике, Правительство разработало новую программу ДПМ-2 (ДПМ-штрих), в рамках которой планируется модернизировать имеющиеся старые мощности в общем объеме до 41 ГВт.
Для начала необходимо сказать несколько слов о современном рынке электроэнергии в России.
Ценовые зоны
Одной из задач реформы РАО ЕЭС, в рамках которой на рынке появилось множество отдельных экономических субъектов, генерирующих, сетевых и сбытовых компаний, было создание полноценного оптового рынка электрической энергии (ОРЭ).
Поставленная задача была выполнена. Там, где была возможность создать конкурентный рынок, страну разделили на I и II ценовые зоны, с учетом наличия сетевой инфраструктуры и необходимого количества генерирующих компаний. Там, где этого сделать не удалось, зоны остались неценовыми. Тарифы там регулируются преимущественно государством. В последнее время идет речь о создании дальневосточной III ценовой зоны.
ОРЭ — оптовый рынок электроэнергии
В рамках этих ценовых зон электроэнергия продается при помощи нескольких механизмов:
1. По регулируемым договорам (РД). В основном это поставки населению. Тарифы устанавливает государство. Общий объем электричества и мощности по таким договорам не должен превышать 35%.
2. В рамках механизма «Рынок на сутки вперед» (РСВ). Это полноценный оптовый рынок с заявками от покупателей и поставщиков и индикацией рыночной цены. Оператор торгов ОАО «АТС». Пример ценообразования представлен ниже.
3. Балансирующий рынок. Если у покупателя образуется избыток приобретенного электричества или его недостаток в рамках торгов на РСВ, торговля этими объемами осуществляется в реальном времени с помощью балансирующего рынка.
4. Рынок свободных договоров (РСД). Потребители и поставщики оптового рынка могут заключать договора между собой по нерегулируемым тарифам.
Однако специфика потребления электричества такова, что невозможно заранее просчитать точное его количество, необходимое потребителям. Это справедливо как по отношению к ежесуточному потреблению, так и к более продолжительным промежуткам времени (годы).
В случае увеличения нагрузки со стороны потребителей и при неизменных мощностях поставщиков будет происходить перегрузка сети, снижение напряжения, выход из строя оборудования (потребителей и поставщиков), что приведет к значительному увеличению аварийности.
ОРЭМ — оптовый рынок электроэнергии и мощности
Поэтому в рамках надежного предоставления услуг поставки электроэнергии необходим еще и оптовый рынок мощности. Продавцы мощности — генерирующие компании — обязаны обеспечить готовность генерирующего оборудования к выработке электрической энергии. Покупатели мощности на оптовом рынке обеспечивают покрытие затрат генерирующих компаний на обеспечение готовности оборудования к выработке электрической энергии, в том числе в пиковые моменты. Эти затраты должны быть оплачены даже если фактически поставки электроэнергии не произошло.
Для обывателя это в общем-то технический момент, но он является важным звеном в обеспечении надежных поставок электроэнергии, как физическим, так и юридическим лицам, бизнесу и промышленным предприятиям.
Мощность продается также по нескольким основным механизмам:
1. В рамках рынка КОМ (конкурентный отбор мощности). Генерирующие компании предъявляют объем имеющейся мощности, не превышающую установленной. Покупатели ценовой зоны обязаны оплатить отобранную мощность. Но не вся располагаемая мощность в итоге будет отобрана и оплачена. Это шаг к повышению ценовой конкуренции. Каждая компания несет различные затраты на поддержание оборудования в готовности. Соответственно цены на мощность будут разные в процессе отбора. Начиная с 2016 г. на КОМ отбираются мощности на 4 года вперед. Планируется увеличение срока до 6 лет.
2. В рамках свободных договоров купли-продажи мощности (СДМ). Механизм аналогичный продаже электроэнергии на РСД.
3. В рамках регулируемых договоров. В основном для населения и приравненных к нему потребителей.
4. По средствам ДПМ — договора о предоставлении мощности. Этот механизм оплаты мощности был введен для привлечения в сектор электроэнергетики инвестиций на постройку новых объектов генерации. Мощность по этим договорам оплачивается по повышенному установленному тарифу в течении определенного времени.
5. В режиме вынужденного поставщика.
За время действия первой программы ДПМ было обновлено около 15% всей установленной электрической мощности в РФ. За период 2008-2017 гг. было затрачено около 4 трлн руб. инвестиций.
Но прогноз роста спроса на электроэнергию с начала реформы РАО ЕЭС не оправдался. Рецессия и медленное восстановление экономики РФ в 2015-2018 гг. не принесли предполагаемого 4,3%-го среднегодового роста спроса на электроэнергию. В результате на рынке возник профицит мощности. Пиковая нагрузка 151 ГВт против установленной мощности 243 ГВт
Но Правительство решило воспользоваться временным профицитом мощности и обновить парк старых тепловых генерирующих объектов, ведь для этого модернизируемые мощности необходимо временно выводить из эксплуатации. Была специально разработана программа ДПМ-штрих, а ныне ДПМ-2. В сущности, она является аналогом первой программы ДПМ-1, но направлена на модернизацию самых старых тепловых генерирующих электрических мощностей (старше 45 лет) с целью снижения операционных затрат и повышения топливной эффективности. Ресурс обновленных электростанций должен быть продлен на 15-20 лет.
Инвестиции и сроки реализации
Новая программа должна привлечь в сектор до 1,5 трлн руб. (в ценах 2020 г.) инвестиций с целью обновления 41 ГВт старой тепловой мощности, включая старые электростанции Русгидро на Дальнем Востоке.
Минэнерго предлагает ограничить капитальные затраты для угольных станций на уровне 54 млрд руб. за ГВт и 33 млрд руб. за ГВт для газовых станций. Для последних потолок может быть поднят в связи с жесткими требования локализации. Также могут быть отменены штрафы за просрочку срока ввода объекта, если компания работает с экспериментальными российскими турбинами мощностью выше 65 МВт.
Средний срок реализации проекта оценивается в районе 24 месяцев. Действие программы регламентировано до 2035 г.
Инвестиционные контракты будут заключаться на 16 лет (против 10 лет по ДПМ-1), из которых 15 лет компании будут получать повышенные платежи за обновленную мощность с гарантированной ставкой доходности, так называемые «платежи по ДПМ».
Доходность
Норма доходности, согласно последней модификации программы, составляет 12% и привязана к 7,5% доходности ОФЗ с соответствующей дюрацией. Это значит, что в случае роста доходности 10-15 летних госбумаг, выплаты по ДПМ будут пересматриваться в сторону повышения. В случае снижения доходности ОФЗ будет иметь место обратная процедура.
Отбор проектов
В отличие от ДПМ-1, проекты по модернизации будут отбираться в рамках аукциона, одним из критериев которого будет наиболее низкая себестоимость будущих поставок электроэнергии.
Первый, так называемый «залповый» отбор заявок на модернизацию 11 ГВт должен пройти до конца ноября 2018 г. Сроки реализации проектов: до 2022-2024 гг. Далее каждый год будут отбираться проекты на 3-4 ГВт. Первые инвестиции по новой программе могут пойти уже в начале 2019 г.
Стоит отметить, что по первой программе привлечения инвестиций в отрасль условия были схожи. Эксперты оценивают их как довольно позитивные для компаний с долгосрочной точки зрения. На текущий момент, например, доходность проектов составляла бы около 13%. При учете даже 4-5%-ой инфляции — это весьма неплохое подспорье для компаний генерирующего сектора.
Однако в краткосрочной перспективе инвестиции для генерирующих компаний, как правило, означают повышение капекса и снижение свободного денежного потока. Дивидендные выплаты могут не расти, снижаться или расти, но медленнее, чем оценивалось ранее. Таким образом программа модернизации может даже оказаться краткосрочным негативным драйвером для акций некоторых эмитентов.
Сложности оценки
Стоит сразу оговориться, что компании только занимаются оценкой будущих проектов. Фактических цифр для каждого конкретного эмитента на сегодняшний день нет. На данный момент не совсем понятно, какой генератор может предложить наиболее эффективный проект и какие из них попадут в первый и последующие аукционные отборы.
Предварительно на модернизацию были заявлены проекты примерно на 58 ГВт, против требуемых 41 ГВт. Это предполагает наличие конкуренции в процессе отбора.
Также следует отметить, что отличием новой программы будет 90%-ый уровень локализации оборудования, который к 2025 г. планируется довести до 100%. Это значит, что оценка затрат может претерпевать изменения по мере увеличения локализации.
Среди критериев отбора проектов к модернизации нужно отметить требование выработки ресурса объекта на менее, чем на 125%, но при этом показатель востребованности должен быть не менее 60% (за последние 2 года).
Предварительная оценка
Генерирующие мощности в России одни из самых старых в мире. Около 30% объектов старше 45 лет. На 2017 г. установленной мощности, превышающей возраст 45 лет было порядка 64 ГВт. Часть из нее будет выведена в рамках программы ДМП-1 и по инициативе самих компаний. Ресурс другой части по предложениям Минэнерго будет продлен путем увеличения тарифа на рынке КОМ. А 41 ГВт подлежит модернизации.
Несмотря на сложности в оценке, можно попытаться предварительно, очень грубо оценить масштаб предполагаемых затрат в рамках программы ДПМ-2 для ключевых игроков на рынке, а именно Интер РАО, Мосэнерго, ОГК-2, ТГК-1, Энел Россия, Юнипро, Русгидро.
Для упрощения оценки, предположим среднюю цену модернизации 1 ГВт мощности любой станции на уровне 36,6 млрд руб. в ценах 2020 г. Минэнерго, кстати, обещает индексировать выплаты по ДПМ-2.
У тех генераторов, кто использует преимущественно уголь, капзатраты могут быть выше. На модернизацию электростанций с газовыми установками может потребоваться чуть меньше средств.
Из заявленных критериев программы и наличия у ключевых генерирующих компаний мощностей старше 45 лет, можно предположить следующее:
Интер РАО. У компании представлен самый большой процент старых мощностей. Согласно годовому отчету, компания предлагает 26,7% установленной мощности к модернизации. Это без малого 7,6 ГВт. Итого может потребоваться около 280 млрд руб. инвестиций.
Мосэнерго. Около 50% оборудования Мосэнерго по установленной мощности старше 45 лет. На модернизацию могут быть выставлены проекты порядка 6,5 ГВт. В таком случае на это может потребоваться около 240 млрд руб.
ОГК-2. Примерно четверть всей установленной мощности могла бы поучаствовать в программе модернизации. На новую инвестпрограмму компания может направить порядка 170 млрд руб.
ТГК-1. Эта дочка Газпром энергохолдинга направит на модернизацию меньше всего. На инвестиции в обновление чуть менее 1 ГВт мощности может понадобиться около 35 млрд руб. Значительная часть установленной мощности компании — гидрогенерация.
Энел Россия. Компания не так давно уже проводила модернизацию части блоков на Рефтинской ГРЭС. Но пока, без учета вероятной продажи этого актива, на модернизацию порядка 4 ГВт может быть потрачено около 145 млрд руб. Потенциальная продажа Рефтинской ГРЭС, скорее всего, изменит требуемую сумму инвестиции.
Юнипро. Чуть более 1 ГВт компания может представить в качестве проектов на модернизацию. Это может потребовать увеличения капекса примерно на 45 млрд руб. С учетом выполнения ремонта блока Березовской ГРЭС, дополнительные капзатраты на горизонте нескольких лет можно считать весьма небольшими.
Русгидро. Подлежащие модернизации мощности компании не входят в I или II ценовую зону. Для неценовых зон была согласована отдельная статья — 2 ГВт. Большая часть модернизируемых проектов придется на Дальний Восток.
Ранее в Русгидро сообщали, что подготовили проекты на 1,3 ГВт с общей суммой инвестиций порядка 150 млрд руб. Хотя, исходя из критериев программы ДПМ-2 по версии Минэнерго компания должна будет затратить около 50 млрд руб. (исходя из средней цены 36,6 млрд руб. за ГВт) Отбираться проекты в неценовых зонах будут специальной правительственной комиссией.
Вывод
По оценке менеджмента участвующих генерирующих компаний, новая программа ДПМ—2 будет полезной и выгодной в первую очередь самим компаниям. Соглашаются с этим и многие сторонние эксперты. Как мы видим, наибольший объем инвестиций может прийтись на Интер РАО. Также серьезно придется «вложиться» Мосэнерго и ОГК-2. Меньше всего ДПМ-2 может затронуть Юнипро и ТГК-1, что в краткосрочном горизонте окажется, скорее позитивом.
В долгосрочной перспективе ДПМ-2 обеспечивает весьма неплохую доходность проектов, которая в совокупности с увеличением топливной эффективности и рентабельности генераторов положительно скажется и на будущих производственных и финансовых показателях.
Что касается Русгидро, то есть некоторая неопределенность относительно будущих капзатрат группы по этой части. Но, по предварительным оценкам Минэнерго, дополнительный капекс не должен превысить 150 млрд руб.
БКС Брокер
Последние новости
Рекомендованные новости
Рынок США. Exxon Mobil и ConocoPhillips теряют более 4%
Татнефть определится с дивидендами 23 ноября. На что рассчитывать
Кто быстрее на волне
Последние новости вокруг Amazon. Как они влияют на акции
Главное за неделю. Геополитическая тревожность покачивает рынок
ВТБ выходит из Магнита. Что это значит и чего ждать от акций
Акции Cisco упали после отчета. Что не понравилось инвесторам
Крупнейшие автопроизводители на СПБ Бирже. Инфографика
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Рынок мощности
Все покупатели на оптовом рынке имеют обязательства по покупке определенного объема мощности. Эти обязательства обеспечивают поставщикам оплату поставляемой ими мощности.
Объем мощности, который должен купить каждый покупатель, определяется исходя из его фактического пикового потребления – потребления электрической энергии в пиковые часы, установленные системным оператором.
Объем покупки мощности на оптовом рынке равен произведению коэффициента фактического наличия мощности и фактического пикового потребления.
Коэффициент фактического наличия мощности определяется для каждой зоны свободного перетока исходя из принципа оплаты поставщикам всей поставленной мощности
Торговля мощностью по результатам конкурса инвестиционных проектов (МГИ) – оплата мощности генерирующих объектов построенных по итогам проведения отбора инвестиционных проектов в случае планируемого роста потребления в результате проведения конкурентного отбора мощности.
Мощность, производимая с использованием объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме (ВР) – мощность не прошедшая по своим техническим параметрам конкурентный отбор мощности, но необходимая для нормальной работы энергосистемы и теплоснабжения населения. Мощность вынужденных генераторов распределяется между покупателями пропорционально их пику потребления. Мощность генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, оплачивается покупателями, расположенными в той же зоне свободного перетока. Мощность оплачивается по цене, установленной ФСТ России, учитывающей маржинальный доход, получаемый такими поставщиками на рынке электроэнергии.
Торговля мощностью по регулируемым договорам (РД) – заключаются субъектами ОРЭМ к числу покупателей которых относиться население или приравненные к ним категории. Цена в них фиксируется на 1 год. Цену устанавливает ФСТ.
Торговля мощностью по результатам долгосрочного конкурентного отбора мощности (КОМ) – объем мощности рассчитывается по остаточному принципу как часть фактически поставленного/купленного на ОРЭМ объема мощности, не проданного по иным механизмам. Стоимость мощности, продаваемой и покупаемой по итогам КОМ, устанавливается исходя из цен, определенных по итогам КОМ.
Договоры о предоставлении мощности
VI. Правовые основы организации торговли электрической
энергией и мощностью по регулируемым договорам
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2018 N 534)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.2015 N 893, от 30.12.2017 N 1707)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 27.08.2015 N 893; в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.07.2017 N 810, от 25.01.2019 N 43)
(см. текст в предыдущей редакции)
Регулируемые договоры не заключаются в отношении гидроаккумулирующих электростанций, электростанций, установленная мощность которых составляет менее 25 МВт, мобильных (передвижных) генерирующих объектов, генерирующих объектов, мощность которых подлежит оплате по договорам, указанным в подпункте 14 пункта 4 настоящих Правил, а также по договорам купли-продажи (поставки) мощности, заключенным по итогам долгосрочного конкурентного отбора мощности генерирующих объектов, временно замещающих генерирующие объекты, подлежащие строительству по итогам долгосрочного конкурентного отбора мощности генерирующих объектов, подлежащих строительству.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 27.08.2015 N 893; в ред. Постановления Правительства РФ от 01.09.2021 N 1463)
(см. текст в предыдущей редакции)
63. Торговля электрической энергией и мощностью на оптовом рынке по регулируемым ценам (тарифам) на основании регулируемых договоров для населения осуществляется в объемах, которые определяются на основании объемов поставки электрической энергии и мощности населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, определенных в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.07.2017 N 810)
(см. текст в предыдущей редакции)
Коэффициент резервирования мощности, используемый для расчета объемов поставки мощности по регулируемым ценам (тарифам) в целях поставки населению, рассчитывается в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка как отношение суммарного объема мощности для поставки населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, определенного в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования для поставщиков электрической энергии и мощности, к суммарному объему мощности для поставки населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, определенному в прогнозном балансе на соответствующий период регулирования для покупателей, в соответствующей ценовой зоне оптового рынка.
Указанные доли с 1 января 2023 г. дополнительно снижаются коммерческим оператором оптового рынка в отношении соответствующих покупателей, функционирующих в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, в случаях и порядке, которые предусмотрены разделом VI(1) настоящих Правил.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.03.2019 N 334, от 28.06.2019 N 828, от 26.09.2019 N 1256, от 30.06.2020 N 969, от 28.12.2020 N 2302, от 29.09.2021 N 1636)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 64 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2018 N 534)
(см. текст в предыдущей редакции)
65. Объем поставки электрической энергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) определяется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка в отношении каждой электростанции поставщика и каждой группы точек поставки гарантирующих поставщиков (энергосбытовых, энергоснабжающих организаций, к числу покупателей которых относится население и (или) приравненные к нему категории потребителей) и покупателей, функционирующих в отдельных частях ценовых зон.
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.04.2014 N 374, от 07.07.2017 N 810, от 01.12.2020 N 1977)
(см. текст в предыдущей редакции)
66. В целях определения объемов электрической энергии, поставляемых (покупаемых) по регулируемым договорам в каждый час, соответствующие объемы электрической энергии распределяются по часам суток организацией коммерческой инфраструктуры в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка на основе статистики часовых объемов потребления электрической энергии, минимальных и максимальных почасовых значений мощности генерирующего оборудования за предыдущие годы, иной информации, определенной договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Стороны регулируемого договора для населения и объемы электрической энергии и мощности по такому договору определяются таким образом, чтобы по совокупности всех определенных для покупателя регулируемых договоров для населения в соответствующем периоде регулирования с начала их исполнения суммарная стоимость объема электрической энергии и объема мощности, скорректированных с учетом требований настоящего пункта, не превышала сумму стоимости объема электрической энергии для поставки населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, определенной для данного покупателя совокупно за год по индикативной цене на электрическую энергию для поставки населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, и стоимости объема мощности для поставки населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, определенной для данного покупателя совокупно за год исходя из индикативной цены на мощность для поставки населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей с учетом помесячного применения индикативных цен на электрическую энергию и мощность.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2018 N 534)
(см. текст в предыдущей редакции)
Объемы электрической энергии и (или) мощности, продаваемые (покупаемые) по регулируемым договорам, корректируются таким образом, чтобы определенные совокупно за год величины стоимости приобретаемых участником оптового рынка электрической энергии и мощности по совокупности заключенных им регулируемых договоров не превышали определенные совокупно за год величины стоимости электрической энергии и мощности, рассчитанные по соответствующим индикативным ценам с учетом помесячного применения индикативных цен на электрическую энергию и мощность.
68. Поставщики и покупатели электрической энергии и мощности по регулируемым договорам определяются организацией коммерческой инфраструктуры оптового рынка в соответствии с требованиями, установленными настоящими Правилами, и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Если при определении поставщиков и покупателей по регулируемым договорам поставщик и покупатель совпали в одном лице, то такой регулируемый договор не заключается, при этом:
соответствующий объем электрической энергии и (или) мощности учитывается при определении обязательств по поставке (покупке) электрической энергии и (или) мощности с использованием иных способов торговли в том же порядке, что и объемы, поставляемые (покупаемые) по заключенным регулируемым договорам;
в случае подачи в отношении соответствующих объемов электрической энергии ценопринимающих заявок на продажу эти объемы включаются в плановое почасовое производство в очередности, предусмотренной пунктом 92 настоящих Правил;
требования и обязательства на указанные объемы электрической энергии и мощности не формируются.
69. Срок действия регулируемых договоров устанавливается равным не более 1 календарному году.
70. В случае исключения покупателя электрической энергии и мощности из реестра субъектов оптового рынка и (или) прекращения в отношении его в соответствии с пунктом 36 настоящих Правил поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке:
с даты вступления в силу решения об исключении покупателя электрической энергии и мощности из реестра субъектов оптового рынка и (или) прекращении в отношении его в соответствии с пунктом 36 настоящих Правил поставки (покупки) электрической энергии и мощности на оптовом рынке до конца текущего периода регулирования электрическая энергия и мощность, необходимые для обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, а также потребителями, которые обслуживаются покупателями, функционирующими в отдельных частях ценовых зон, приобретается на предусмотренных настоящими Правилами условиях регулируемых договоров гарантирующим поставщиком, который принимает на обслуживание указанные категории потребителей, обслуживавшиеся на розничном рынке таким покупателем;
соответствующие объемы электрической энергии и мощности, определенные в прогнозном балансе для такого покупателя, включаются в объемы электрической энергии и мощности, определенные в прогнозном балансе для гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации), приобретающего электрическую энергию и мощность на оптовом рынке для целей поставки указанным категориям потребителей, обслуживавшихся на розничном рынке данным покупателем;
договоры поставки электрической энергии и (или) мощности по регулируемым ценам (тарифам) на соответствующие объемы в указанных случаях заключаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) в соответствии с требованиями настоящих Правил и с учетом договоров, ранее заключенных покупателем, который исключен из реестра субъектов оптового рынка и (или) в отношении которого прекращена в соответствии с пунктом 36 настоящих Правил поставка (покупка) электрической энергии и мощности на оптовом рынке.
71. Поставщик по регулируемому договору осуществляет поставку электрической энергии покупателю в определенном в регулируемом договоре объеме путем включения всего или части этого объема в свое плановое почасовое производство и приобретения оставшейся части этого объема на оптовом рынке в своей группе точек поставки по регулируемому договору, а покупатель оплачивает указанный объем по определяемой в соответствии с настоящими Правилами цене.
Для обеспечения поставки электрической энергии в объеме, проданном поставщиком по регулируемым договорам в отдельный час и не включенном в его плановое почасовое производство в данный час, поставщик покупает электрическую энергию в указанном объеме по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед по равновесной цене, сложившейся в соответствующих группах точек поставки в данный час.
Объем электрической энергии, купленный покупателем по регулируемым договорам для населения в отдельный час и не включенный в его плановое почасовое потребление в данный час, покупатель продает по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед в группах точек поставки поставщика по соответствующим регулируемым договорам по равновесной цене, сложившейся в соответствующих группах точек поставки в данный час.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2019 N 598)
(см. текст в предыдущей редакции)
Объем электрической энергии, купленный покупателем по регулируемым договорам сверх объема электрической энергии, поставляемого и оплачиваемого по регулируемым договорам для населения, в отдельный час и не включенный в его плановое почасовое потребление в данный час, покупатель продает по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед в группах точек поставки поставщика по соответствующим регулируемым договорам по индикативной цене на электрическую энергию для покупателей в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2019 N 598)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.05.2019 N 598)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае введения в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка второго этапа государственного регулирования в электроэнергетике:
для обеспечения поставки электрической энергии по регулируемым договорам в отдельный час в объеме, не включенном в плановое почасовое производство в этот час, поставщик покупает электрическую энергию в указанном объеме по регулируемой цене (тарифу) на электрическую энергию, используемой для расчетов по регулируемым договорам этого поставщика;
электрическую энергию в объеме, купленном покупателем по регулируемым договорам в отдельный час и не включенном в его плановое почасовое потребление в этот час, покупатель продает в группах точек поставки поставщика по регулируемой цене (тарифу) на электрическую энергию, используемой для расчетов по соответствующим регулируемым договорам.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.07.2017 N 810)
(см. текст в предыдущей редакции)
72. Регулируемые договоры, а также их изменения регистрируются организацией коммерческой инфраструктуры после определения сторон этих договоров и объемов электрической энергии и (или) мощности по ним с целью их учета при определении обязательств (требований) участников оптового рынка с соблюдением процедуры, предусмотренной договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.