договоры по основной деятельности
Договоры
Договор, как документ — это основной способ оформления правоотношений в сфере гражданского оборота. По своей юридической природе договор — это сделка, заключенная между двумя или более участниками правоотношения.
Сделка и договор
Статья 154 ГК РФ гласит, что договор — это форма двухсторонней или многосторонней сделки, для осуществления которой необходимо свободное и согласованное волеизъявление двух или более лиц.
Из этого следует, что не каждая сделка есть договор, но каждый договор — это сделка.
Дифференциация проводится по признаку количества участников.
Так, в соответствии с положениями ст. 154 ГК РФ, сделка, для осуществления которой достаточно волеизъявления только одной стороны, не переходит в категорию договоров и остается сделкой.
Типы договоров
Помимо дифференциации договоров на двухсторонние и многосторонние, существует также их дифференциация по особым юридическим признакам. В соответствии с этой дифференциацией, договоры могут быть:
Договор, как свободное волеизъявление сторон
Гражданский кодекс РФ провозглашает безусловную свободу договоров в рамках, определенных законом. Говоря о рамках закона, можно сказать, что любой договор будет законным, если само правоотношение или предмет договора законом не запрещены.
То есть, договор, который пусть даже и не регламентируется прямо законом, но правоотношение или предмет договора при этом законом не запрещены, будет законным.
например, Гражданскому кодексу РФ неведомо понятие генерального подряда. Но поскольку условия генерального подряда законом не запрещены, договоры подобного типа заключаются повсеместно.
Регламентирование при этом осуществляется по аналогии. Договор генерального подряда, например, регламентируется статьями ГК, относящимися к подряду, а договоры бартера — статьями ГК, относящимися к договору мены.
Принуждение к заключению договора возможно только либо в силу закона, либо в случае, когда намерение заключить договор было принято в добровольном порядке.
Публичные договоры
Под публичными договорами понимаются двухсторонние и многосторонние сделки, заключенные на основании публичной оферты. Под публичной офертой, в свою очередь, понимается предложение к заключению сделки, адресованное каждому, кто пожелает эту сделку заключить.
На условиях публичной оферты работают коммерческие организации, предлагающие товар или услуги любому потенциальному покупателю или клиенту.
Принятие оферты именуется акцептом. С момента, когда покупатель или клиент изъявили акцепт на публичную оферту, договор будет считаться заключенным. Подтверждением заключения договора, при этом, станут платежные документы, подтверждающие, что акцептант оплатил товар или услугу, а офертант продал товар или выполнил услугу.
Договоры в иных отраслях права
Основная масса договоров заключается относительно тех или иных гражданских правоотношений, и регламентируются Гражданским кодексом РФ.
Трудовые договоры по своим юридическим характеристикам мало чем отличаются от гражданско-правовых договоров, поскольку в основе трудового договора лежит всё то же свободное волеизъявление сторон. Но сфера применения трудового договора выходит за рамки гражданского права и подпадает под действие трудового права.
То есть трудовой договор — это свободное волеизъявление работника и работодателя, направленное на взаимное вступление в трудовые правоотношения.
Не теряют своего основного признака свободного волеизъявления и договоры, заключаемые в сфере семейного права. При этом семейные договоры могут касаться только правоотношений, возникающих в связи с брачными отношениями сторон, либо с отношениями, возникающими в результате расторжения брака.
Условия договора
Под условиями договора понимается совокупность договорных положений, относящихся к предмету договору и к взаимным правам и обязанностям участников договора.
Выделяются три вида договорных условий, а именно:
Форма договора
Закон выделяет три формы договора — устную, простую письменную и нотариальную письменную.
Устный договор может быть заключен только физическими лицами по сделкам, цена которых не превышает 10-кратного размера МРОТ, либо по сделкам, для которых закон не предусматривает обязательной письменной формы.
Простая письменная форма применима для договоров, для которых закон не предусматривает обязательное нотариальное удостоверение.
Возможность составления договора в нотариальной форме ничем не ограничена. То есть стороны договора вправе обратиться к нотариусу даже в случае, если для конкретного вида договора закон не требует нотариальной формы.
Регистрация договора
Для ряда договоров закон предусматривает их обязательную государственную регистрацию. Так, подлежат регистрации:
Договор. Разновидности. Особенности
Заключение договора. Основные этапы
В общем случае процесс заключения договора идет в три этапа.
В общем случае договор состоит из нескольких разделов, которые описывают все многообразие отношений между сторонами, возникающих при их взаимоотношениях. Обычно типовой договор включает следующие разделы:
Также возможно включение в договор иных разделов, регулирующих взаимоотношения между сторонами с учетом особенностей предмета договора.
Условие договора
Это важнейший пункт договора, заключаемого между сторонами. Условие договора должно описывать процесс сотрудничества между сторонами. Обязательно они предусматривают следующие моменты:
Расторжение договора
Традиционно поводами для расторжения договора выступают следующие случаи:
Чаще всего при постоянном сотрудничестве компаний для предупреждения расторжения договора и снижения объема документооборота предусматривается автоматическое его продление на каждый год при отсутствии соответствующих уведомлений сторон.
Срок договора
Под термином срок договора подразумевается временной период, в течение которого должны быть выполнены обязательства всеми сторонами. Чаще всего в качестве подобного промежутка указываются следующие временные отсечки:
Свободные и обязательные договоры
Действующее законодательство определяет свободные и обязательные договоры. Первые встречаются в подавляющем большинстве случаев, представляя собой отражение добровольного подписания договора каждой из сторон. Обязательные договоры вынуждены подписать обе стороны вне зависимости от их желания. Встречаются они достаточно редко.
Плюсы договоров
Гражданский кодекс предусматривает возможность заключения широкого перечня видов договоров. Различные типы имеют свои особенности, требования к содержанию в связи с требованиями законодательства, нюансами отношений между сторонами, указанными в подобном договоре.
Договор купли-продажи
Договор купли-продажи – наиболее распространенный и часто заключаемый договор между юридическими, частными лицами и так далее. Подобный договор отличает возмездность, изменение собственника какого-либо имущества после совершения оплаты. Российское законодательство предполагает возможность заключения следующих типов договоров:
Договор услуг
Под термином договор услуг подразумеваются взаимоотношения между физическими и юридическими лицами, в рамках которого ведется оказание каких-либо услуг. К этой категории относится весь спектр деятельности, не связанный с обменом материальных веществ. Примером станут следующие варианты:
Договор аренды
Договора, предусматривающие передачу во временное пользование имущества, зданий, предприятий и прочих объектов, за что их реальный владелец будет периодически получать какую-либо денежную сумму, получать некие услуги и так далее. По действующему законодательству имеются определенные ограничения на возможность передачи имущества в рамках договора аренды. Одной из подобных характеристик станет сохранение их натуральных параметров и свойств в процессе эксплуатации.
Договор ренты
Договор ренты предусматривает передачу имущества в собственность другой стороне, за что бывший владелец получает ренту в виде денег, каких-либо услуг. Подобная рента может выплачиваться бессрочно или пожизненно. Договор ренты обязательно подлежит нотариальному заверению, а также государственной регистрации, так как имеет место отчуждение недвижимого имущества для последующей выплаты ренты.
Договор найма жилого помещения
Заключается между собственником жилой недвижимости и арендатором. В зависимости от типа объекта выделяют два вида:
Возмездные и безвозмездные договоры
В зависимости от необходимости проведения оплаты за получаемые товары или услуги выделяют возмездные и безвозмездные договоры. Примером последнего станет, например, договор безвозмездного пользования.
Он заключается при передаче владельца имущества другой стороне без взимания какой-либо оплаты. При этом вторая сторона обязуется произвести возврат имущества в том же состоянии, что и при принятии с учетом естественного износа (если допускается изменение состояние имущества, то оно оговаривается договором).
Подобный договор безвозмездного пользования имеет определенные ограничения. Так, запрещена передача имущества компании в безвозмездное пользование руководителю, учредителю, участнику общества и некоторым иным лицам.
Трудовой договор
Основной документ, на базе которого строятся отношения между работником и нанимателем. В трудовом договоре прописываются обязанности и права каждой из сторон, включая условия оплаты труда, ее размер, сроки выплаты, иные основные положения.
Достаточно распространенной разновидностью договора, заключаемого между исполнителем и работодателем, стал, так называемый, договор подряда. В его рамках подрядчик (исполнитель) обязуется с должным качеством и в установленные сроки выполнить работу заказчика, а последний обязуется ее принять и оплатить. подобный договор подряда часто используется при необходимости выполнить изыскательские, строительные, проектные и иные работы. заключаться он может с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом.
Договоры в пользу их участников и договоры в пользу третьих лиц
Традиционно договоры заключаются между двумя сторонами, одна из которых оказывает услуги или поставляет товар, а вторая выступает в качестве заказчиков (так называемые, договоры в пользу их участников). Кроме этого существуют договоры в пользу третьих лиц, в рамках которых выгодоприобретателем выступает третья сторона. Примером станет договор уступки требования, договор перевода долга, с помощью которых решается вопрос просроченной дебиторской задолженности.
Особенности заключения договора
Вне зависимости от вида договора он должен соответствовать действующему законодательству. Так, трудовой договор должен соответствовать действующему кодексу, уровень ответственности и размер пени находится в разумных пределах. В противном случае вторая сторона имеет право подать на судебное разбирательство и оспорить какие-либо положения договора, добиться его расторжения при условии, что он ставит в заведомо невыгодные условия одну из сторон.
Работа с договорами. На что обратить внимание
Ведение договорного документооборота является одной из ключевых задач в работе любой организации, а такой процесс, как заключение договора, требует повышенного внимания. Стоит отметить, что этот процесс включает в себя каждый шаг работы с договором, от создания и утверждения до внесения корректировок и контроля соблюдения обязательств сторон.
Полный цикл работы с договором — это сложный процесс, в который обычно вовлечены сразу несколько подразделений компании, что влечет за собой большие риски возникновения ошибок и весьма размытые сроки введения документа в силу.
Зачастую работа строится по принципу — кто свободен, тот и ответственный. Но это в корне не верно.
Правильно организованная и регламентированная работа с договорами заметно снижает эти риски, в то время как автоматизация согласования договоров полностью исключает их и делает этот процесс абсолютно прозрачным.
Зачем создавать регламент?
Но, прежде чем внедрять электронный документооборот, необходимо разработать регламент о договорной деятельности компании с такими разделами как: порядок согласования договора и сроки исполнения, ответственные лица, учет договоров, контроль соблюдения сроков. После создания подобного положения, можно приступать к выбору СЭД и автоматизации документооборота.
Регламент структурирует и четко расписывает все этапы работы с договорами, определяет ответственных лиц, регламентирует процесс согласования.
Если все сделано правильно, то в организации:
При этом можно поручить подготовку договоров специальному отделу, группе специалистов или по каждой сделке ответственными будут разные лица, например, менеджеры по продажам будут работать каждый со своим кругом клиентов.
Второй вариант более гибкий, т.к. можно дать менеджерам определенные права менять условия доставки, размер скидки и другие параметры, чтобы привлечь клиента.
Какой бы подход вы не выбрали, но в итоге все равно все контракты будут собираться в одном месте, к примеру, в бухгалтерии, или у руководителя подразделения. Их хранение — это тоже часть бизнес-процесса.
Независимо от организационных особенностей, необходимы единые для всех сотрудников правила и инструкции по работе с договорами. Ограничение прав и обязанностей отдельных работников — юрист будет рассматривать договор с точки зрения права, главбух — с финансовой точки зрения и налогообложения и т.д.
Стоит также определить, кто принимает окончательное решение и подписывает договор. Причем можно разделить разные виды сделок — с поставщиками, покупателями, на услуги связи, по командировкам и т.д.
Проще всего собрать все правила в едином документе, например. в Положении по договорной работе.
С чего начать?
В Положении предусмотрите несколько разделов:
По каждому этапу должен быть назначен ответственный, который будет вести учет, координировать работу и следить за исполнением.
Когда вы подготовили регламент, можно переходить к составлению стандартных форм, которые будут универсальны и могут использоваться без специального согласования.
В таком договоре можно сразу установить обычные условия для клиентов, например — срок поставки товара 10 рабочих дней, транспортные расходы за счет покупателя, 100% предоплата. Если какие-то условия будут меняться, их необходимо согласовать по регламенту.
Не забудьте о деталях
Определите формат проекта договора. Изначально ведь не обязательно иметь бумажный оригинал или электронный договор, достаточно обычного файла, составленного в Word или pdf.
Обговорить алгоритм действий на случай, если не получается прийти к единому мнению по тексту договора.
Если у вас есть юридический отдел или юрист, то, скорее всего он и сам знает, что делать. Если нет — постарайтесь обратить внимание на некоторые важные особенности:
Чем вы рискуете, заключая договор: ТОП рисков и способы, как их избежать
Если ваш контрагент ненадежен, то вам грозит в лучшем случае запрос на целую кучу документов, в худшем — серьезные финансовые потери и доплата налогов.
Пример преамбулы договора: ООО «Спутник», в дальнейшем именуемое Поставщик, в лице коммерческого директора Иванова И.И., действующего на основании доверенности № 456 от 01 февраля 2021 года, и ООО «Петров и Ко», именуемое в дальнейшем Покупатель, в лице менеджера Сидорова С.С., действующего на основании Приказа № 6 от 31 декабря 2020 года.
У предоставленных полномочий есть границы и сроки. Допустим менеджер может подписывать договор, но не имеет право вносить в него изменения, а его доверенность действует только 1 месяц.
Доверенность должна содержать данные о доверителе и доверенном лице, иметь номер и дату, срок действия.
В чем же плюсы СЭД?
Согласование договора является ключевым этапом при автоматизации электронного документооборота. В первую очередь, этот процесс должен быть основан на положении о договорной деятельности, включающем в себя список уполномоченных лиц, последовательность в движении договора и сроки его согласования.
На этом этапе система автоматически рассчитывает маршрут движения договора. Для этой работы СЭД использует матрицу согласования и визирования, с помощью которой система определяет документ по таким признакам как вид договора, ответственные лица, тип контрагента и т.д.
При ручном ведении договора время на его конечное утверждение равняется тому времени, которое требуется для утверждения каждым из ответственных лиц или отделов. Согласование договоров при помощи СЭД автоматизирует этот процесс и рассылает требующий утверждения договор по всем согласующим сотрудникам одновременно или в той последовательности, которая необходима. Это значительно упрощает процесс согласования.
После учета и внесения всех предложенных исправлений, договор снова выходит на тот же цикл согласования. Как только документ согласован, он отправляется на утверждение руководителю организации.
Поддержка работы с электронной подписью и интеграция с Диадок позволяет максимально ускорить подписание договора вашим контрагентом.
Подводя итоги, можно сказать, что автоматизация договорного документооборота делает работу с договорами максимально удобной и эффективной, значительно сокращает время работы с каждым из них и повышает уровень безопасности работы с документами.
С документами могут работать сразу несколько сотрудников, даже если они находятся на удаленке.
Приказы по основной деятельности — что это за документы?
Приказы по основной деятельности входят в одну из укрупненных документальных групп приказов, оформляемых внутри компании в процессе ее хозяйственной деятельности.
Общая группировка приказов такова:
Такая градация общепринята в делопроизводстве, однако тем, кто с ней не знаком, сложно разграничить те сферы деятельности компании, для которых используется та или иная группа приказов.
Для внесения ясности ниже приведем краткую характеристику каждой группы, чтобы вычленить сферу деятельности компании, для организации которой оформляются приказы:
О нюансах оформления приказов рассказали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Знакомьтесь с группой ПЛС с помощью материалов нашего сайта:
Подробно расшифруем группу ПОД в следующем разделе.
Перечень приказов по основной деятельности предприятия
Из содержания предыдущего раздела понятно, что группа ПОД — самая объемная и непредсказуемая по разнообразию, затрагивающая все стороны финансово-хозяйственной деятельности компании. Выделим основные подгруппы приказов:
Подгруппа «Структурные ПОД» сопровождает компанию с момента ее создания. Из их содержания становится понятным, как руководство видит структуру компании и какие меры принимает для ее разумного формирования. Эта же группа приказов используется и при структурных преобразованиях (расширении, слиянии и др.).
Если компания небольшая по масштабу деятельности и численности персонала, а ее структура стабильна, данная подгруппа приказов будет минимальна по объему и однообразна по форме.
Эта совокупность распоряжений руководства направлена на упорядочение всей деятельности компании. С их помощью утверждаются все внутрифирменные локальные акты (трудовой распорядок, положения о командировках, премировании, оплате труда, введении суммированного учета рабочего времени и др.), а также разнообразные методические разработки, инструкции и т. д.
Изучайте внутрифирменные локальные акты по материалам нашего сайта:
Данная подгруппа может включать следующие виды приказов:
В эту группу входят приказы, содержание которых связано с контрольно-надзорными функциями в компании, например:
Приказы отчетного характера обычно издаются в крупных холдингах, когда помимо бухгалтерской отчетности в недрах компании формируется множество иной отчетной документации: управленческой, финансовой, аналитической, статистической. Данными распоряжениями устанавливается периодичность отчетов, уточняются ответственные лица и исполнители, конкретизируются отчетные данные и пр.
Приказы данной группы могут перекликаться с ПОД из предыдущей подгруппы (надзорной). К примеру, приказ «О назначении внеплановой проверки промежуточной управленческой отчетности» можно отнести к обеим группам.
Данная подгруппа сопровождает финансовую деятельность компании — из содержания таких приказов можно понять о финансовой стратегии компании, решениях руководства в отношении основных финансовых потоков, о формах и видах инвестиций и т. д.
С помощью ПОД обеспечительного характера администрация решает вопросы материально-технического обеспечения компании, организует снабженческую деятельность, регулирует иные подобные вопросы.
Приказы этой подгруппы затрагивают широкий спектр вопросов и управленческих решений. К примеру, сюда можно отнести следующие приказы: «Об организации работы архива компании», «О введении в действие графика производственно-технического документооборота» и др.
Как долго хранить приказы по основной деятельности, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Приказы по основной деятельности: образцы-2020-2021
Общий вид ПОД имеет стандартную форму и обычно включает 3 компонента:
Пример
Публичное акционерное общество «Триатлон»
О введении в действие управленческого документооборота
В целях совершенствования управленческой отчетности компании и упорядочения системы документооборота
Генеральный директор /подпись/ Демьянов З. С.
С приказом ознакомлены:
Зам. директора по общим вопросам /подпись/ Самольенко М. Н. 29.12.2019ХХ
Начальники отделов /по перечню/
Подобным образом строятся и иные ПОД. Все без исключения приказы данного вида по структуре будут аналогичны указанному выше образцу, за исключением названия приказа и содержания 2-го раздела.
Пример
Публичное акционерное общество «Триатлон»
О создании комиссии по сомнительным долгам
В целях организации своевременного выявления сомнительных и безнадежных долгов, обоснованного формирования резерва по сомнительным долгам, а также получения достоверной информации о дебиторской задолженности
финансового директора Касимовой Г. Л.;
главного экономиста Светлова П. Н.;
специалиста 1-й категории отдела по работе с контрагентами Цветова А. А.;
бухгалтера по учету расчетов с контрагентами Гуляевой Н. Н.
Генеральный директор /подпись/ Демьянов З. С.
С приказом ознакомлены:
Главный бухгалтер /подпись/ Завьялова Н. Г.
Финансовый директор /подпись/ Касимова Г. Л.
Главный экономист /подпись/ Светлов П. Н.
Специалист 1-й категории отдела по работе с контрагентами /подпись/ Цветова А. А.
Бухгалтер по учету расчетов с контрагентами /подпись/ Гуляева Н. Н.
Нумерация приказов по основной деятельности
Процедура присвоения номера приказу по основной деятельности законодательно не регламентирована. Общепринято нумеровать ПОД отдельно от ПЛС и ПАД, начиная отсчет с каждого нового календарного года.
Нумерация позволяет не только организовать упорядоченную систему регистрации ПОД, но и дает возможность быстрого нахождения приказа по его номеру в огромном море управленческой документации компании.
Крупные холдинги со значительным и многообразным по форме и содержанию документооборотом разрабатывают самостоятельно нумерологическую систему, закрепляя ее в отдельном локальном акте. Таким образом организуется единая для всего предприятия система нумерации приказов (в том числе ПОД).
Для таких компаний характерно присвоение сложносоставных номеров с индексами после разделительной черты или дефиса, например, № 238/о или № 698-у. Значение каждого индекса расшифровывается в отдельной инструкции или локальном акте.