договоры в области научно технического сотрудничества
Договоры в области научно технического сотрудничества
Статья 16. Международное научное и научно-техническое сотрудничество Российской Федерации
1. Органы государственной власти Российской Федерации создают необходимые условия для международного научного и научно-технического сотрудничества.
О правилах учета договоров о международном научно-техническом сотрудничестве, заключаемых государственными научными организациями, см. Приказ Минпромнауки РФ от 27.12.2000 N 168.
Субъект научной и (или) научно-технической деятельности вправе вступать в международные научные и научно-технические организации и объединения, участвовать в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные соглашения с иностранными юридическими лицами на работу как в Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На территории Российской Федерации в установленном порядке могут создаваться научные организации и научные центры с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.
2. Иностранные инвестиции в область науки и техники осуществляются в порядке и в формах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
3. Российская Федерация поддерживает научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными государствами на основе соответствующих международных договоров Российской Федерации, международных научных и научно-технических программ и проектов, а также содействует расширению научно-технического сотрудничества научных работников и научных и иных организаций.
4. Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют контроль за передачей научных и (или) научно-технических результатов, а также научной и (или) научно-технической продукции за пределы территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
Международное научно-техническое сотрудничество и интеграция
Одной из ключевых задач научно-технического развития России является обеспечение международного лидерства в том числе за счет повышения вклада Российской Федерации в определение глобальной научно-технологической повестки и ее реализации.
При этом лидерство в данной сфере не является самоцелью для нашего государства. Россия в целях достижения поставленных задач придерживается принципа взаимовыгодного и конструктивного сотрудничества с другими участниками НТР.
Приоритетные направления, цели и задачи политики Российской Федерации в области международного научно-технического сотрудничества определены Концепцией международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации.
Министерством проводится системная работа как в рамках двустороннего взаимодействия (к примеру, активно ведется работа по реализации двусторонних «дорожных карт» с Германией и Францией; совместно с министерствами иностранных дел проводится «Российско-Германский год научно-образовательных партнёрств»), так и многостороннего сотрудничества.
Российская Федерация вносит существенный интеллектуальный, организационный и финансовый вклад в реализацию важнейших международных исследовательских проектов, таких как Большой адронный коллайдер Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН), Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах (XFEL), Центр по исследованию ионов и антипротонов в Европе (FAIR), Европейский центр синхротронного излучения (ESRF), Международный термоядерный экспериментальный реактор ИТЭР (ITER). Во многих из них Россия является ключевым участником.
Ниже приведены данные о доле участия России в деятельности этих организаций.
Европейская организация ядерных исследований ( CERN )
Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах (XFEL)
Европейский центр по исследованию ионов и антипротонов (FAIR)
Международный термоядерный экспериментальный реактор ИТЭР (ITER)
Европейский центр синхротронного излучения (ESRF)
Европейская организация ядерных исследований (ЦЕРН)
Сотрудничество Российской Федерации с Европейской организацией ядерных исследований насчитывает десятки лет. 16 апреля 2019 г. подписано Соглашение о научно-техническом сотрудничестве в области физики высоких энергий и других областях взаимного интереса и Протокола к нему между Правительством Российской Федерации и Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН). Ежегодно проводятся заседания Комитета «Россия-ЦЕРН», 27 апреля 2020 г. состоялось очередное 42-е заседание указанного Комитета под со-председательством С.В. Люлина, заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации, и Ф. Джанотти, генерального директора ЦЕРН.
10 июня 2019 г. состоялся первый в истории визит Председателя Правительства Российской Федерации в ЦЕРН.
В настоящий момент в рамках межправительственных соглашений в XFEL участвуют 12 стран. Россия является вторым по величине инвестором проекта после ФРГ, доля российского участия составляет 27%. Проект XFEL расположен в Германии (Гамбург). Российская Федерация участвует в этом международном проекте на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 1025-р «Об участии Российской Федерации в проекте по строительству и эксплуатации установки Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах».
На мегаустановке протяженностью три с половиной километра генерируется рентгеновское электромагнитное излучение высокой интенсивности. Данный проект открывает возможности для изучения химических и физических процессов, происходящих в веществе, позволяя выйти на новый уровень исследований в области физики, химии, материаловедения, биомедицины.
Конвенция о сооружении и эксплуатации ФАИР подписана 4 октября 2010 г., распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2010 г. № 245-р. Доля участия Российской Федерации составляет порядка 17,45 % от общей стоимости этого международного научного мегапроекта в г. Дармштадте (Германия).
Цель проекта ITER – продемонстрировать возможности использования термоядерной энергии в мирных целях, что позволит овладеть неисчерпаемыми топливными ресурсами при их высокой степени безопасности.
ESRF представляет собой самый высокоэнергетичный источник синхротронного излучения третьего поколения, расположен в Гренобле (Франция). Комплекс основан в 1994 году. 23 июня 2014 года ратифицировано соглашение о членстве Российской Федерации в Европейском центре синхротронного излучения. Согласно подписанному протоколу о России отошло 6% от общей доли Управляющей компании Европейского центра синхротронного излучения.
Документ разработан на 10 лет и включает в себя четыре направления:
I. Сотрудничество в области развития крупной исследовательской инфраструктуры (направление «Крупная исследовательская инфраструктура»)
II. Совместные научно-исследовательские проекты в приоритетных для обеих стран областях научно-технического сотрудничества (направление «Приоритеты»).
III. Взаимовыгодная поддержка молодых учёных и молодых талантов в сфере высшего, а также среднего специального образования в обеих странах (направление «Молодые таланты»).
IV. Наука и научные исследования для наведения мостов между наукой, обществом и экономикой в обеих странах (направление «Инновации, наука и общество»).
Координацию деятельности, связанной с реализацией «Дорожной карты», осуществляет Смешанная Российско-Германская комиссия по научно-техническому сотрудничеству, очередное заседание которой состоялось 25 июня 2020 г. в формате видеоконференции под со-председательством С.В. Люлина, заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации, и В.-Д. Лукаса, статс-секретаря Федерального министерства образования и научных исследований Германии.
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Навигация
ПРАВОВОЙ ДЕПАРТАМЕНТ МИД РОССИИ
ПЕРЕЧЕНЬ ДВУСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О НАУЧНОМ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
СПИСОК ДОКУМЕНТОВ ДОСТУПНЫХ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ
СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ФРАНЦУЗСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ О НАУЧНОМ И
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Правительство Российской Федерации и Правительство
Французской Республики, именуемые в дальнейшем Сторонами,
руководствуясь Договором между Россией и Францией от 7
февраля 1992 г.,
убежденные в том, что научное и технологическое
сотрудничество составляет одну из важнейших основ двусторонних
отношений и является важным элементом их стабильности,
принимая во внимание положительный опыт, накопленный в
двусторонних научно-технических связях, и признавая
необходимость совершенствования такого взаимодействия,
учитывая темпы расширения научных и технологических знаний
и интернационализацию науки и технологии,
желая привести двустороннее сотрудничество в области науки
и технологий в соответствие с новыми политическими,
экономическими и социальными условиями, связанными, в частности,
с экономическими реформами в России, а также интеграционными
процессами в Европе,
принимая во внимание Соглашение между Правительством
Российской Федерации и Правительством Французской Республики о
культурном сотрудничестве от 6 февраля 1992 г. (статьи 7 и 8),
сознавая важность улучшения координации
российско-французских отношений во всех областях науки и
технологии,
согласились о нижеследующем:
Стороны обязуются содействовать развитию научного и
технологического сотрудничества в областях, определяемых по
взаимной договоренности, на сбалансированной и взаимовыгодной
основе.
Они будут поощрять осуществление всей совокупности научных
и технологических связей между двумя странами, и, в частности,
сотрудничества по крупным проектам или программам.
Стороны будут способствовать изучению основополагающих
проблем развития науки и технологии, включая научную и
технологическую политику.
Стороны будут развивать сотрудничество в области
фундаментальных исследований.
В этой области обе Стороны будут поощрять различные
инициативы, как двусторонние, так и многосторонние, направленные
на поддержку совместных работ и создание материальных условий их
реализации.
Признавая особую важность инноваций и технологического
прогресса для развития экономики. Стороны будут стремиться
всемерно расширять и стимулировать сотрудничество в сфере
промышленных исследований и новых технологий при надлежащем
соблюдении соответствующих национальных норм и законодательства,
а также международных обязательств в области интеллектуальной и
промышленной собственности.
В этих целях будет поощряться установление связей между
научно-техническими исследовательскими центрами, университетами,
предприятиями и организациями, заинтересованными во внедрении и
совместном освоении результатов исследований и разработок.
Исходя из национальных приоритетов, обе Стороны будут
способствовать разработке совместных научно-исследовательских и
опытно-конструкторских проектов.
С этой целью они будут развивать прямые контакты между
исследовательскими институтами, организациями и университетами,
которые могут привести к разработке совместных рабочих программ
и заключению специализированных соглашений.
Стороны будут содействовать разработке совместных проектов,
которые могли бы вписаться в европейские и международные
программы, как существующие, так и будущие, и способствовать
более активному подключению ученых и специалистов обеих стран к
их реализации.
Сотрудничество в рамках настоящего Соглашения может
реализовываться в следующих формах:
обмен учеными, специалистами и экспертами;
организация научных и технических стажировок;
проведение конференций, коллоквиумов и встреч экспертов;
осуществление научно-исследовательских и технологических
проектов;
породнение лабораторий;
поддержка инициатив, связанных с развитием технополисов и
смешанных внедренческих структур;
обмен научно-технической информацией и документацией.
В целях обеспечения реализации настоящего Соглашения
Стороны создадут Смешанный комитет по научному и
технологическому сотрудничеству, в задачи которого будут
входить:
обмен информацией и мнениями по вопросам научной и
технологической политики;
анализ и обсуждение хода работ и результатов сотрудничества
в рамках настоящего Соглашения;
подготовка и представление сторонам предложений по
программам сотрудничества, направленным на реализацию настоящего
Соглашения;
принятие рекомендаций по совершенствованию сотрудничества.
Каждая Сторона назначает представителей в Смешанный комитет
по научному и технологическому сотрудничеству.
Он будет проводить свои заседания поочередно в Москве и
Париже в сроки, согласованные по дипломатическим каналам.
Смешанный комитет по научному и технологическому
сотрудничеству может создавать по мере необходимости временные
рабочие группы, по конкретным областям научного и
технологического сотрудничества.
В соответствии с национальным законодательством и нормами,
а также международными обязательствами Стороны будут
обеспечивать защиту и в случае необходимости справедливое
распределение прав интеллектуальной и промышленной собственности
на результаты совместных работ, создаваемые в рамках
сотрудничества на основе настоящего Соглашения. Формы
распределения этих прав могут быть предметом отдельных
соглашений.
Аналогичная защита прав интеллектуальной собственности
будет обеспечиваться Сторонами применительно к
научно-технической информации, предоставляемой ими друг другу в
ходе совместных работ по сотрудничеству в рамках настоящего
Соглашения.
Каждая Сторона уведомит другую Сторону об осуществлении
процедур, необходимых для вступления в силу настоящего
Соглашения. Оно вступает в силу с даты получения последнего
уведомления.
Настоящее Соглашение заключается сроком на 5 лет и в
последующем будет автоматически продлеваться на тот же срок.
Соглашение может быть расторгнуто по истечении пятилетнего
периода с предварительным письменным уведомлением, направленным
за год до его денонсации.
В удостоверение чего представители обеих Сторон, наделенные
соответствующими полномочиями, подписали настоящее Соглашение.
Совершено в Москве 28 июля 1992 г. в двух экземплярах,
каждый на русском и французском языках, причем оба текста имеют
одинаковую силу.
За Правительство За Правительство
Российской Федерации Французской Республики
Заместитель Председателя Министр научных исследований
Правительства и космоса
Министр науки, высшей
школы и технической политики
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Навигация
ПРАВОВОЙ ДЕПАРТАМЕНТ МИД РОССИИ
ПЕРЕЧЕНЬ ДВУСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЯДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ЦЕРН) О НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ФИЗИКИ ВЫСОКИХ ЭНЕРГИЙ И ИНЫХ СФЕРАХ ВЗАИМНОГО ИНТЕРЕСА И ПРОТОКОЛ К НЕМУ
СПИСОК ДОКУМЕНТОВ ДОСТУПНЫХ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ
СОГЛАШЕНИЕ
между
Правительством Российской Федерации
Европейской организацией ядерных
исследований (ЦЕРН)
о научно-техническом сотрудничестве в области
физики высоких энергий и иных сферах взаимного
интереса
2019
Правительство Российской Федерации в лице Первого заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации, Акад. Григория Владимировича Трубникова с одной стороны, и Европейская организация ядерных исследований (ЦЕРН), межправительственная организация, осуществляющая свою деятельность в Женеве (Швейцария), в лице Генерального директора доктора Фабиолы Джианотти с другой стороны,
в дальнейшем именуемые Сторонами,
ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ:
научные исследования в области физики высоких энергий, играющие важную роль для дальнейшего развития фундаментальной науки и технологического прогресса;
долгосрочные и плодотворные отношения между Российской Федерацией и Европейской организацией ядерных исследований, исходя из ее статуса наблюдателя в Европейской организации ядерных исследований и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Европейской организацией ядерных исследований о дальнейшем развитии научно-технического сотрудничества в области физики высоких энергий от 30 октября 1993 г.;
специальные документы, регулирующие участие российских научных организаций и образовательных организаций высшего образования в сооружении и эксплуатации Большого адронного коллайдера в Европейской организации ядерных исследований, включая соответствующие экспериментальные детекторы;
намерение Сторон обновить существующий формат сотрудничества, обеспечить в долгосрочной перспективе возможности для взаимодействия в областях, представляющих взаимный интерес, включая разработку передовых научных проектов и технологических платформ, направленных на достижение значительного прогресса в науке;
взаимовыгодные результаты, которые Стороны намерены достичь в результате дальнейшего сотрудничества;
СОГЛАСИЛИСЬ О НИЖЕСЛЕДУЮЩЕМ:
СТАТЬЯ 1
Область применения
1.1 Настоящее Соглашение представляет собой основу, в рамках которой Стороны будут продолжать развивать свое научно-техническое сотрудничество в областях, представляющих взаимный стратегический интерес, включая разработку передовых научных проектов и технологических платформ, нацеленных на достижение существенного прогресса в науке.
1.2 В Приложении 1 являющемся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, перечислены текущие и возможные виды совместной деятельности на дату заключения настоящего Соглашения. Совместная деятельность в рамках Объединенного институтом ядерных исследований осуществляется посредством заключения отдельных соглашений между Сторонами и Объединенным институтом ядерных исследований и в соответствии с условиями таких соглашений.
СТАТЬЯ 2
Невоенные цели
Стороны используют результаты своего сотрудничества исключительно в невоенных целях.
СТАТЬЯ 3
Формы сотрудничества
В рамках настоящего Соглашения участие Сторон может осуществляться в форме предоставления кадровых ресурсов, информации, ноу-хау, оборудования, материалов, услуг, денежных средств или любой их комбинации.
СТАТЬЯ 4
Кадровая поддержка
4.1 В отношении кадровых ресурсов Европейская организация ядерных исследований рассматривает заявки ученых, инженеров и технических сотрудников из российских научных организаций и образовательных организаций высшего образования для их последующего отбора и назначения в качестве ассоциированных сотрудников Европейской организации ядерных исследований. Европейская организация ядерных исследований может в каждом конкретном случае принять решение об участии в покрытии расходов на проживание указанных лиц в районе места нахождения Европейской организации ядерных исследований в соответствии с ее правилами и положениями о персонале.
4.2 При наличии возможностей в рамках конкретной образовательной программы научные работники (исследователи), инженерно- технические работники российских научных организаций и студенты российских образовательных организаций высшего образования, отвечающие соответствующим критериям приемлемости, могут подать заявку на участие в школах Европейской организации ядерных исследований, включая Школу физики ускорителей, Вычислительную школу, Европейскую школу физики, а также Летнюю школу Европейской организации ядерных исследований для студентов.
4.3 Европейская организация ядерных исследований надлежащим образом рассматривает все заявки.
СТАТЬЯ 5
Исполнение настоящего Соглашения
5.2 В целях реализации настоящего Соглашения Стороны могут заключать протоколы и дополнительные соглашения между Европейской организацией ядерных исследований и Правительством Российской Федерации и(или) российскими научными организациями и образовательными организациями высшего образования, уточняющие для каждого проекта порядок сотрудничества по вопросам, касающимся дополнений к целям, программам, ресурсам, статусу персонала, интеллектуальной собственности, ответственности, и другим вопросам.
5.3 Положения настоящего Соглашения с соответствующими изменениями применимы к любому протоколу.
Каждая Сторона содействует осуществлению сотрудничества на своей территории, в том числе в отношении обеспечения защиты персонала, участвующего в проектах. К таким мерам относятся меры, необходимые для получения освобождения от налоговых и таможенных пошлин и аналогичных сборов в отношении оборудования, материалов и услуг, предоставляемых другой Стороной. С этой целью подразумевается, что предоставление любого такого оборудования, материалов и услуг должно считаться научным, а не коммерческим по своему характеру. Каждая Сторона обеспечивает соблюдение всех применимых ограничений экспортного контроля и использования.
СТАТЬЯ 7
Разрешение споров
Все споры между Сторонами относительно толкования или применения настоящего Соглашения разрешаются в соответствии с процедурой, предусмотренной Приложением 2 к настоящему Соглашению, которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
СТАТЬЯ 8
Вступление в силу, внесение изменений и срок действия
8.1 С даты подписания настоящего Соглашения прекращает действие Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейской организацией ядерных исследований о дальнейшем развитии научно-технического сотрудничества в области физики высоких энергий от 30 октября 1993 г., при этом предполагается, что любые дополнительные правовые документы, заключенные в соответствии с указанным Соглашением и действующие на дату вступления в силу настоящего Соглашения, впредь будут регулироваться положениями настоящего Соглашения.
8.2 После подписания Сторонами настоящего Соглашения оно вступает в силу в 1 день месяца, следующего за месяцем, в котором Правительство Российской Федерации направило Европейской организации ядерных исследований письменное уведомление о том, что Соглашение ратифицировано.
8.3 Настоящее Соглашение заключается на 5 лет и его действие автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды, если ни одна из Сторон не направит другой Стороне письменное уведомление о намерении прекратить его действие или если Стороны договорились о продлении на другой срок по крайней мере за 6 месяцев до даты истечения очередного периода.
8.4 В настоящее Соглашение мстут быть внесены поправки по письменному согласию Сторон.
Составлено в Женеве, 16 апреля 2019 г. в двух экземплярах на английском языке и в двух экземплярах на русском языке, при этом оба текста имеют одинаковую силу.
Акад. Г. В. Трубников
За Европейскую организацию
ядерных исследований (ЦЕРН)
Др. Фабиола Джианотти
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Текущая и возможная будущая совместная деятельность
В Европейской организации ядерных исследований
— Проведение экспериментов и модернизация детекторов ATLAS, CMS, ALICE и LHCb на Большом адронном коллайдере
— Программа модернизации Большого адронного коллайдера, в числе с целью достижения высокой светимости коллайдера
— Исследования в области физики нейтрино (на Нейтринной платформе)
— Физические исследования, осуществляемые вне коллайдеров
— Программа изучения антиматерии с использованием антипротонного замедлителя (AD)
— Эксперименты с использованием установки ISOLDE и спектрометра нейтронов NToF
На территории Российской Федерации
— Эксперименты на электрон-позитронном коллайдере в федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской академии наук
— Разработка нового компактного линейного протонного ускорителя для адронной терапии
— Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по методам обнаружения частиц
— Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по высокопольному материалу сверхпроводящего магнита
— Исследование радиоактивных изотопов с помощью нейтронной установки (ИРИНА) на реакторе ПИК
— Развитие информационных технологий и систем сбора и обработки данных, включая методы управления «большими данными»
— Физические исследования, осуществляемые вне коллайдеров
В Объединенном институте ядерных исследований
— Введение в эксплуатацию комплекса сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов NICA
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Любой спор между Сторонами, касающийся толкования или применения настоящего Соглашения, подлежит разрешению путем консультаций между Сторонами.
В уведомлении должна быть указана информация об арбитре, выбранном заявителем. Ответчик обязуется назначить второго арбитра и предоставить всю необходимую о нем информацию другой Стороне в течение 2 месяцев с момента получения заявления. Если ответчик не может представить информацию о втором арбитре в течение указанного периода времени в 2 месяца или если 2 арбитра не договорятся о выборе третьего арбитра в течение 2 месяцев после назначения второго арбитра, то второй или третий арбитр в зависимости от обстоятельств выбирается председателем Международного Суда по просьбе той Стороны, которая первой обратится в указанный суд.
Арбитраж принимает свои собственные правила процедуры. Его решения являются обязательными для Сторон, которые не имеют права на обжалование решения арбитража.
ПРОТОКОЛ
К СОГЛАШЕНИЮ
между
Правительством Российской Федерации
Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН)
о научно-техническом сотрудничестве в области физики высоких энергий и иных сферах взаимного
интереса
2019
Правительство Российской Федерации в лице Первого заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации, Акад. Григория Владимировича Трубникова с одной стороны, и Европейская организация ядерных исследований (ЦЕРН), межправительственная организация, осуществляющая свою деятельность в г.Женеве (Швейцария), в лице Генерального директора доктора Фабиолы Джианотти с другой стороны,
в дальнейшем именуемые Сторонами,
ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ:
статью 5 Соглашения о сотрудничестве 2019 года, которая предусматривает заключение Протоколов и дополнительных соглашений между Европейской организацией ядерных исследований и Правительством Российской Федерации и(или) российскими научными организациями и образовательными организациями высшего образования, в которых по каждому проекту подробно излагаются особенности сотрудничества между Сторонами в отношении целей, программ, ресурсов, статуса персонала, интеллектуальной собственности, ответственности и других вопросов,
СОГЛАСИЛИСЬ О СЛЕДУЮЩЕМ:
СТАТЬЯ 1
Предмет Протокола
Настоящий Протокол определяет операционные рамки для выполнения Соглашения о сотрудничестве 2019 года. Положения Соглашения о сотрудничестве 2019 года применяются с учетом соответствующих различий.
СТАТЬЯ 2
Организация
2.1 Выполнение настоящего Протокола подразумевает заключение дополнительных соглашений к настоящему Протоколу между Европейской организацией ядерных исследований и Правительством Российской Федерации и(или) российскими научными организациями и образовательными организациями высшего образования с подробным описанием каждого проекта, его целей, программы, ресурсов, статуса персонала и других вопросов.
Если Российская Сторона является научной организацией или образовательной организаций высшего образования, положения настоящего Протокола применяются к выполнению дополнительного соглашения, при этом понимается, что положения дополнительного соглашения не создают обязательств для Правительства Российской Федерации.
2.2 Участие российской научной организации или образовательной организации высшего образования в экспериментальной коллаборации в Европейской организацией ядерных исследований ре1улируется в соответствии с положениями применяемого меморандума о взаимопонимании.
2.3 Закупка любого оборудования, материалов и услуг при выполнении настоящего Протокола осуществляется в соответствии с правилами и процедурами закупающей Стороны.
2.4 Действие любого дополнительного соглашения прекращается после прекращения соответствующей деятельности, при этом положения дополнительного соглашения остаются в силе, если это требуется для реализации обязательств и прав, приобретенных по дополнительному соглашению до даты прекращения его действия.
СТАТЬЯ 3
Персонал
3.1 Стороны обеспечивают подбор персонала с необходимыми навыками и компетенцией для участия в проектах.
3.2 За исключением отдельно оговоренных случаев, каждая Сторона оплачивает дорожные расходы и проживание своих сотрудников.
3.3 Все сотрудники, участвующие в проектах, должны поддерживать юридические отношения со своим направляющим учреждением, которое в соответствии с применяемыми правилами и положениями обеспечивает оплату труда и предоставление достаточных финансовых ресурсов для содержания сотрудников, а также покрытие социального страхования. Для всех сотрудников, выполняющих работу в Европейской организации ядерных исследований, такое страховое покрытие включает страхование здоровья и страхование от несчастных случаев в размере, утвержденном в государствах места расположения Европейской организации ядерных исследований (Швейцария и Франция). Ответственная Сторона освобождает другую Сторону от ответственности, связанной с ее обязательствами по настоящей Статье.
СТАТЬЯ 4
Правила поведения и безопасность
4.1 Сотрудники каждой Стороны обязаны соблюдать правила поведения и безопасности, действующие в принимающей Стороне.
4.2 Любая деятельность, оборудование или другие элементы, предоставленные Стороной проекта, должны соответствовать правилам безопасности и особым требованиям безопасности, действующим в государстве принимающей Стороны, где такая деятельность будет осуществляться или такое оборудование либо другие элементы будут установлены и будут использоваться.
СТАТЬЯ 5
Интеллектуальная собственность
Если Стороны не договорились об ином, применяется следующая процедура:
5.1 Раскрытие информации в рамках настоящего Протокола не должно создавать каких-либо имущественных прав в отношении такой информации для получающей Стороны.
5.2 Права на интеллектуальную собственность, разработанную одной из Сторон (в том числе ее субподрядчиками) в ходе исполнения настоящего Протокола, принадлежат этой Стороне, которая, в свою очередь, предоставляет другой Стороне безвозмездную неисключительную лицензию в отношении такой интеллектуальной собственности для выполнения научной программы самостоятельно и через партнеров и подрядчиков, в том числе для коммерческого использования.
5.3 В тех случаях, когда интеллектуальная собственность разрабатывается совместно Сторонами (в том числе их субподрядчиками), они могут в письменной форме определить конкретные положения, относящиеся к такой интеллектуальной собственности, включая среди прочего положения в отношении подачи заявок и регистрации, распределения прав между Сторонами и вознаграждения авторов. Несмотря на вышесказанное, каждая Сторона может использовать такую интеллектуальную собственность для выполнения своей научной программы самостоятельно и через своих партнеров и подрядчиков, в том числе в коммерческих целях.
5.4 Предоставляющая Сторона не дает никаких гарантий в отношении интеллектуальной собственности, предоставленной ею другой Стороне, и получающая Сторона освобождает предоставляющую Сторону от какой-либо ответственности, связанной с использованием, в том числе ее партнерами и субподрядчиками, такой интеллектуальной собственности.
СТАТЬЯ 6
Публикации
6.1 В соответствии с принципом обеспечения максимально широкого доступа к результатам деятельности Сторон при условии соблюдения положений статей 5 и 8 Стороны обязуются совместно публиковать результаты своих проектов на условиях открытого доступа.
6.2 Во всех публикациях выражается признательность сотрудничеству Сторон, в том числе, если того требует Сторона, лицам, принявшим участие в достижении результатов, являющихся предметом публикации.
СТАТЬЯ 7
Ответственность
7.1 За исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 3, пунктом 4 статьи 5 и настоящей статьей, каждая Сторона самостоятельно покрывает свои убытки и потери, возникающие в связи с исполнением настоящего Протокола.
7.2 Ответственная Сторона возмещает другой Стороне потери, причиненные ей в результате халатности или намеренного противоправного поведения ответственной Стороны, либо несоблюдения правил поведения и безопасности, действующих у принимающей Стороны.
7.3 Несмотря на вышесказанное, Стороны не несут ответственности друг перед другом за любые косвенные убытки или ущерб, такие как потеря дохода или доступности данных либо оборудования.
СТАТЬЯ 8
Конфиденциальность
8.1 Каждая Сторона обеспечивает конфиденциальность любой информации, полученной от другой Стороны, а также информации, которая определена передающей Стороной как конфиденциальная. Если Стороны не договорились об ином, обязательство по обеспечению конфиденциальности информации продолжает применяться в течение 5 лет с даты прекращения действия настоящего Протокола. Получающая Сторона не должна использовать такую информацию для каких-либо целей, отличных от исполнения настоящего Протокола, и не должна раскрывать ее третьим лицам без предварительного письменного разрешения передающей Стороны.
8.2 Обязательство о конфиденциальности не применяется к информации, если принимающая Сторона имеет подтверждение, что такая информация: являлась общественным достоянием до ее передачи другой Стороной; стала частью общественного достояния после такой передачи, но не по вине получающей Стороны; уже была известна получающей Стороне во время подписания настоящего Протокола; была получена законным образом получающей Стороной от третьей стороны без каких-либо обязательств в отношении конфиденциальности; была разработана получающей Стороной независимо и вне рамок настоящего Протокола.
СТАТЬЯ 9
Отношения с другими соглашениями
Настоящий Протокол прекращает действие и заменяет любой действующий правовой документ, заключенный между Сторонами по предмету настоящего Протокола, при этом следует понимать, что его положения не ограничивают Протокол к Соглашению о сотрудничестве 1993 г. между Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН) и Правительством Российской Федерации по вопросу научного сотрудничества между ЦЕРН и Томским политехническим университетом, заключенный 21 марта 2017 г., Протокол к Соглашению о сотрудничестве 1993 г. между Правительством Российской Федерации и Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН) касающийся научно- технического сотрудничества между ЦЕРН и Институтом ядерной физики им. Г.И.Будкера, заключенный 18 июня 2013 г., Протокол к Соглашению о сотрудничестве 1993 г. между Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН) и Правительством Российской Федерации по вопросу научного сотрудничества между ЦЕРН и Московским физико-техническим институтом, заключенный 28 ноября 2013 г., Протокол к Соглашению о сотрудничестве 1993 г. между Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН) и Правительством Российской Федерации по вопросу научного сотрудничества между ЦЕРН и Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт», заключенный 12 марта 2013 г.
СТАТЬЯ 10
Вступление в силу, внесение изменений и срок действия
10.1 Настоящий Протокол вступает в силу с даты его подписания Сторонами при условии вступления в силу Соглашения о сотрудничестве 2019 года.
10.2 При условии продления действия Соглашения о сотрудничестве 2019 года настоящий Протокол действует в течение 5 лет, и его действие автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды, если одна из Сторон не направит другой Стороне письменное уведомление о намерении его расторгнуть или о том, что Стороны согласились изменить срок продления настоящего Протокола, не менее чем за 6 месяцев до истечения очередного 5-летнего периода. Пункт 3 статьи 3, сгатьи 5, 7, 8, 9 и настоящий пункт остаются в силе после прекращения действия настоящего Протокола независимо от причин прекращения его действия.
10.3 Стороны могут в любое время внести изменения в настоящий Протокол посредством заключения соглашения в письменной форме.
Составлено в Женеве, 16 апреля 2019 г. в двух экземплярах на английском языке и в двух экземплярах на русском языке, при этом оба текста имеют одинаковую силу. В случае необходимости толкования настоящего Протокола Стороны применяют текст на английском языке.