доходы и расходы это в бухгалтерском учете
Что такое доходы и расходы
Среди предпринимателей распространено мнение, что доходы — это деньги, которые получены от покупателей, а расходы — выплаченные контрагентам суммы. И это опасное заблуждение. Оно приводит к тому, что тратятся ещё не заработанные деньги. В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов объясняет, почему так считать не нужно и рассказывает, как правильно определять доходы и расходы.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на Клерке.ру я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом. Сегодня разберёмся с доходами и расходами.
Доходы
Среди предпринимателей распространено мнение, что доходы — это деньги, которые получены от покупателей. И это заблуждение. Так доходы могут определяться для конкретных прикладных целей — например, для определения суммы налога по упрощённой системе налогообложения. Но, если считать любые поступления на счёт своим доходом, недолго и прогореть. Поэтому в бухгалтерском учёте доходы определяются по-другому.
Не самое простое определение, но зато оно чётко отделяет поступления денежных средств от доходов. В нем важно понять два момента.
Вчера руководитель компании договорился о продаже товаров покупателю за 100 руб. Вчера же на расчётный счёт компании поступила предоплата 50 руб. Сегодня покупатель забрал со склада всю партию товара. Оставшиеся 50 руб. покупатель обещает заплатить завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Когда компания получила доход и сколько он составил?
Простое и неправильное решение — признать доход 50 руб. вчера. Ведь вчера на расчётном счёте появилось 50 руб., то есть поступили активы. Но это предоплата за товар. Если компания не отгрузит товар, то предоплату придётся вернуть. Значит, вчера вместе с активом у компании появились обязательство. Для его погашения нужно отгрузить товара на 50 руб. или вернуть деньги покупателю. Экономические выгоды не увеличились. Поэтому вчера дохода у компании ещё не было.
Чтобы увеличение активов стало доходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее увеличение обязательств. Чтобы уменьшение обязательств стало доходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее уменьшение активов.
В нашем примере сегодня компания отгрузила товары покупателю. 50 руб. она получила вчера — сегодня эти деньги стали доходом, потому что обязательство погашено поставкой товаров. Сегодня компания получила ещё один актив — дебиторскую задолженность покупателя. Это ещё 50 руб. Если покупатель её не погасит, компания сможет взыскать долг в суде. Таким образом, сегодня компания получила доход 100 руб.
Вот ещё пара ситуаций, когда поступление денег не является доходом. В отличие от предоплаты, эти деньги доходом не станут никогда.
Расходы
Как и с доходами, нельзя считать расходом, суммы, которые уплачены компанией. Выплата — ещё не обязательно расход. Всё несколько сложнее.
Расходы — это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала компании. Исключение — уменьшение капитала по решению собственников компании. Так гласит ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Знакомо? Расходы определены зеркально доходам. И так же чётко в этом определении отделены выплаты денег от расходов. Здесь важно понять два момента.
Вчера продавец и покупатель договорились о купле-продаже партии товаров за 100 руб. Вчера же покупатель перечислил предоплату 50 руб. Сегодня он забрал со склада всю партию товара. Оставшиеся 50 руб. покупатель заплатит завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Когда покупатель понес расход и сколько он составил?
Вчера с расчётного счёта ушло 50 руб. Это предоплата за товар. Если продавец не отгрузит товар, то предоплату придётся вернуть. Значит, вчера вместе с выбытием одного актива (денежных средств) у компании появился другой актив (дебиторская задолженность). То есть меньше активов не стало и экономические выгоды не уменьшились. Поэтому вчера расхода у покупателя ещё не было. Сегодня у покупателя появился новый актив — товары, которые он забрал со склада продавца. Их стоимость — не расход, потому что активов стало больше, а не меньше. То есть сегодня расхода тоже нет.
Снова напомню капитальное уравнение, из которого следует, что капитал равен разности между активами и обязательствами.
Чтобы уменьшение активов стало расходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее уменьшение обязательств. Чтобы увеличение обязательств стало расходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее увеличение активов.
Так может в нашем примере расход появится завтра, когда покупатель выплатит вторые 50 руб.? Ведь активы-то уменьшатся. Нет. Сегодня покупатель получил товаров на 100 руб. Это не доход, потому что на эти же 100 руб. возникло обязательство перед продавцом. Частично оно погашено вчера, когда покупатель перечислил предоплату. Завтра оно будет погашено полностью. Покупатель останется при своих активах, просто они изменят форму: 100 руб. денежных средств поменяется на 100 руб. товаров.
Вчера компания взяла в кредит 100 руб. За пользование деньгами банка она при возврате кредита должна будет заплатить 20 руб. процентов. Являются ли расходом выплаты по кредиту?
При получении кредита вместе с активом ( деньгами) возникает обязательство. При его погашении — обязательство списывается. Нет ни дохода, ни расхода. Но это относится только к телу кредита — сумме, которая была взята в долг. В нашем примере это 100 руб. Проценты по кредиту — это увеличение обязательств перед банком, в обмен на которые заёмщик не получает никаких активов. Другие обязательства при этом не уменьшаются. Следовательно, начисленные проценты уменьшают экономические выгоды компании. Поэтому 20 руб. процентов — это расход. Причем расход этот возникает не когда проценты выплачиваются, а когда банк получает право их истребования по договору.
Как и для доходов, важно запомнить, что расходы никак не связаны по времени с поступлением денег. Деньги могут выплачиваться раньше, позже или одновременно с признанием расхода. Выплаты могут вообще не быть связаны с расходами. Поэтому планировать и учитывать расходы нужно отдельно от планирования и учёта платежей. Иначе можно потратить деньги, которые вы ещё не заработали.
Кстати, в интернет-бухгалтерии «Моё дело» доходы и расходы определяются автоматически при осуществлении сделок. Для бухгалтерского учёта по своим правилам, для налогового — по своим. Определять вручную момент признания доходов и расходов не нужно — система делает это сама. Попробуйте — это удобно и экономит массу времени!
Порядок и принципы учета доходов и расходов в организации
Что относится к доходам и расходам предприятия в бухучете
Каждая коммерческая фирма создается с целью извлечения прибыли. Чтобы вывести финансовый результат, необходимо грамотно организовать правильное ведение учета доходов и расходов организации.
Итоги работы компании интересуют не только ее участников, но и инвесторов, а также фискальные органы. При этом налоговый учет и бухучет доходов и расходов несколько отличаются.
В бухучете понятие и алгоритм учета доходов и расходов регламентируют ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 соответственно. При этом перечни прочих доходов и расходов являются открытыми.
Доходом компании является увеличение экономических выгод организации вследствие поступления денежных средств или иных активов, а также погашения обязательств, повлекшего прирост капитала (п. 2 ПБУ 9/99). Доходы бывают 2 видов: от обычных видов деятельности и прочие. Что относится к каждому из них, можно увидеть в таблице:
Доходы
От обычной деятельности (п. 5 ПБУ 9/99)
Прочие (п.7 ПБУ 9/99)
Выручка от продажи ТМЦ и услуг
Поступления от реализации ОС
Иные доходы, являющиеся предметом основной деятельности фирмы
Неустойки, пени и штрафные санкции за несоблюдение договорных обязательств
Активы, полученные в дар
Доходы от передачи в аренду активов компании
Выручка в бухучете отображается при наличии следующих условий (п. 12 ПБУ 9/99):
В случае несоблюдения вышеприведенных условий в бухучете образуется кредиторка.
Расходами компании является снижение экономических выгод компании, полученное в результате выбытия денежных средств или прочих активов предприятия, а также формирования обязательств, приведших к снижению капитала (п. 2 ПБУ 10/99).
В бухучете затраты компании также делятся на 2 вида: прочие и от обычных видов деятельности.
Расходы
От обычной деятельности (п. 5 ПБУ 10/99)
Прочие (п. 11 ПБУ 10/99)
Издержки, сопряженные с производством и сбытом продукции
Отчисления в оценочные резервы
Расходы на покупку и продажу товаров
Траты, сопряженные с выбытием ОС
Издержки, связанные с выполнением работ
Проценты, перечисляемые фирмой по кредитным договорам
Иные траты, которые являются предметом деятельности компании
Издержки, связанные с передачей активов во временное использование
П. 16 ПБУ 10/99 приводит следующие факторы для принятия издержек в бухучете:
1. Обоснованность затрат подтверждена определенным договором, нормами НПА или правилами делового оборота.
2. Величина издержек может быть выявлена.
3. Наличие уверенности в том, что по итогам данной хозоперации произойдет снижение экономических выгод компании.
В случае несоблюдения хотя бы одного из вышеперечисленных условий в бухучете признается дебиторка.
Существует 2 метода учета доходов и расходов: кассовый и метод начисления. Первый способ применяется, как правило, при УСН.
Об отличиях в методах учета доходов и расходов узнайте здесь.
ВАЖНО! Кассовый метод в бухгалтерском учете могут применять только организации, применяющие упрощенные способы ведения учета и сдающие упрощенную бухотчетность.
О нюансах учета доходов и расходов кассовым методом в бухгалтерском учете узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Доходы и расходы с точки зрения налогообложения
Налоговый учет доходов и расходов осуществляется с целью подсчета налогооблагаемой прибыли (и некоторых других видов налогов, уплачиваемых на спецрежимах) и регламентируется главой 25 НК РФ. И если в бухучете необходимо отображать абсолютно все произведенные хозоперации компании, то в налоговом существует перечень доходов и расходов, которые нельзя учитывать.
Доходы — это экономическая выгода, выраженная в денежной или натуральной форме (п. 1 ст. 41 НК РФ). В налоговом учете предусмотрены 2 вида доходов: от реализации и внереализационные. А также существует перечень не облагаемых налогом доходов.
Доходы
Поступления, не облагаемые налогом
От реализации
Внереализационные
Выручка от реализации товаров (работ и услуг) как собственного производства, так и покупных, уменьшенная на сумму НДС
Доходы от аренды активов
Взносы участников в УК
Проценты, полученные по договорам займа, кредита или банковского вклада
Безвозмездно полученные активы (учитываются по рыночным ценам, но ограничиваются остаточной стоимостью передающей стороны)
Излишки, выявленные в ходе инвентаризации
Имущество, полученное по агентским договорам
Иные доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ
Иные поступления, перечисленные в ст. 251 НК РФ
Подробности — в материалах:
К налоговым расходам предъявляются особенные требования (п. 1 ст. 252 НК РФ):
Они подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией и внереализационные.
Расходы
Издержки, не учитываемые при налогообложении прибыли
Связанные с производством и реализацией
Внереализационные
Материальные (ст. 254 НК РФ)
Зарплатные (ст. 255 НК РФ)
Амортизация (ст. 256–260 НК РФ)
Иные (ст. 261-264 НК РФ)
Перечень состоит из 20 видов расходов (ст. 265 НК РФ). К ним также относятся те, что поименованы в ст. 266-267.4 НК РФ.
Перечень трат, приведенных в ст. 270 НК РФ
Как правильно учитывать налоговые расходы, узнайте в разделе «Расходы по налогу на прибыль — перечень».
Для определения налоговой прибыли необходимо сделать отдельный расчет, отобразив сведения по учитываемым в налоговой базе доходам и расходам в специальных налоговых регистрах. Объектом налогообложения является прибыль, которая рассчитывается путем уменьшения доходов на величину расходов.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы учитываете доходы и расходы в налоговом учете. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Принципы учета доходов и расходов организации
В бухучете выделяют следующие основные принципы ведения учета доходов и расходов компании:
Налоговым законодательством предусмотрены следующие принципы учета доходов и расходов компании:
Алгоритм учета доходов и расходов компании
Бухгалтерский учет доходов и раٜсхٜодٜов организации осуществляется на осٜноٜваٜниٜи закона «О буٜхуٜчеٜтеٜ» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, ноٜрм ПБУ 9/99, 10ٜ/9ٜ9 и иных НПٜА.
Бухучет доходов и раٜсхٜодٜов осуществляется методом двٜойٜноٜй записи с исٜпоٜльٜзоٜваٜниٜем соответствующих счетов, утٜвеٜржٜдеٜннٜых приказом Минфина от 31ٜ.1ٜ0.ٜ20ٜ00 № 94н. Аналитика ведется по каждому виду доходов и расходов с возможностью выявить финансовый результат по каждой операции.
Для обобщения свٜедٜенٜий о доходах и раٜсхٜодٜахٜ, полученных от обٜычٜныٜх видов деятельности, плٜанٜом счетов предусмотрен счٜет 90 «Продажи», к коٜтоٜроٜму открываются основные субсчета:
Для учета инٜых расходов орٜгаٜниٜзаٜциٜи могут открывать к счٜетٜу 90 и другие субсчета.
Для выٜвеٜдеٜниٜя финансового результата, коٜтоٜрыٜй представляет собой раٜзнٜицٜу между выручкой и сеٜбеٜстٜоиٜмоٜстٜью, используется субсчет 90ٜ.9 «Прибыль/убыток от прٜодٜажٜ». По итогам каٜждٜогٜо месяца выводится реٜзуٜльٜтаٜт работы компании пуٜтеٜм сопоставления дебетовых обٜорٜотٜов по субсчетам, отٜкрٜытٜым для учета заٜтрٜат и других «минусовых» статей (90.2-90ٜ.8ٜ), с кредитовым обٜорٜотٜом по субсчету 90ٜ.1ٜ. Выявленная сумма спٜисٜывٜаеٜтсٜя проводкой Дт 90.9 Кт 99 в слٜучٜае превышения доходов над раٜсхٜодٜамٜи или Дт 99 Кт 90.9 — в слٜучٜае получения убытка. Саٜльٜдо по субсчетам наٜкаٜплٜивٜаеٜтсٜя в течение гоٜдаٜ, в конце коٜтоٜроٜго они закрываются внутренними прٜовٜодٜкаٜмиٜ:
Дт 90.1 Кт 90ٜ.9 — списано саٜльٜдо субсчета «Выручка»;
Дт 90.9 Кт 90ٜ.2 (90.3, 90.4…) — списано саٜльٜдо субсчетов затрат, НДС и иных уменьшающих выручку статей.
Для учета прٜочٜих доходов и раٜсхٜодٜов используется счет 91 «Пٜроٜчиٜе доходы и раٜсхٜодٜы»ٜ, к которому отٜкрٜывٜаюٜтсٜя следующие субсчета:
Аналогично учету доходов и расходов от обычных видов деятельности бухгалтер в конце месяца сопоставляет сальдо счетов 91.1 и 91.2 и полученный результат списывает проводкой Дт 91.9 Кт 99 — при получении прибыли или Дт 99 Кт 91.9— убытка по итогам месяца. Субсчета закрываются по окончании года внутренними проводками.
Налоговый учет доходов и расходов, как уже было сказано ранее, имеет некоторые отличия от бухгалтерского.
Пример
При расчете налогооблагаемой прибыли можно учесть не более 1 200 руб. (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). То есть, в бухучете в расходах отразится на 6 300 руб. (7 500 – 1 200) больше затрат, чем в налоговом. Аналитику налогового учета можно отобразить следующим образом:
НУ 91.2 «Прочие расходы»
Расходы, принимаемые в целях налогообложения
Не учитываемые расходы при подсчете прибыли
В данном случае образуется постоянное налоговое обязательство, которое отображается в бухучете проводкой Дт 99 Кт 68 — 6 300 руб.
Между налоговым учетом (НУ) и бухучетом (БУ) при фиксации тех или иных доходов и расходов могут возникать не только постоянные, но и временные разницы. Это значит, что событие в бухгалтерском учете отображается раньше (позже), чем в налоговом.
Правила учета постоянных и временных разниц отображен в таблице ниже.
Постоянные разницы (между НУ и БУ возникают в одном налоговом периоде)
Признак
В БУ прибыль больше, чем в НУ
В БУ прибыль меньше, чем в НУ
Последствие
Постоянное налоговое обязательство (ПНО)
Постоянный налоговый актив (ПНА)
Налоговые нюансы
Проводка
Временные разницы (между БУ и НУ возникают в разных налоговых периодах)
Признак
В НУ прибыль признается раньше, чем в БУ
В БУ прибыль признается раньше, чем в НУ
Последствие
Вычитаемая временная разница (ВВР)
Налогооблагаемая временная разница (НВР)
Налоговые нюансы
Отложенный налоговый актив (ОНА)
Отложенное налоговое обязательство (ОНО)
Проводка
Дт 09 Кт 68 — формируем;
Дт 68 Кт 09 — погашаем
Дт 68 Кт 77 — формируем;
Дт 77 Кт 68 — погашаем
Подробнее с алгоритмом учета постоянных и временных разниц можно ознакомиться в материале «Расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом».
Налоговый учет может вестись отдельно от бухгалтерского (чаще всего такой метод выбирают крупные компании) или же на основании данных бухучета с выделением налоговых разниц (такой способ, как правило, выбирают мелкие налогоплательщики). В любом случае корректное ведение налогового и бухучета по «двойным стандартам» возможно лишь с использованием автоматизированных систем.
Программа для учета доходов и расходов
На сегодняшний день рынок пестрит разнообразием программного обеспечения, позволяющего вести учет доходов и расходов организации. Самой популярной среди них является программа 1С-Предприятие. Последние версии позволяют учитывать большой объем информации и работать нескольким пользователям одновременно. Программа имеет различные модули с интуитивно понятным интерфейсом. Производитель отслеживает все законодательные изменения и своевременно выпускает необходимые обновления. Минусом данного программного обеспечения является значительная стоимость, а также необходимость оплаты услуг обслуживающих специалистов.
Что касается бесплатных программ для учета доходов и расходов, их можно скачать в интернете, но с ограниченным функционалом.
Итоги
Целью бухгалтерского и налогового учета является формирование полной и достоверной информации о финансовом положении предприятия для обеспечения ею заинтересованных внутренних и внешних пользователей. Организация корректного учета доходов и расходов является важнейшим аспектом деятельности предприятий любого масштаба.
Фискальные органы проявляют пристальное внимание к порядку учета доходов и расходов налогоплательщиками. При этом налоговый учет значительно отличается от бухгалтерского, в связи с чем бухгалтерам приходится разрабатывать дополнительные учетные регистры.
Бухгалтерский и налоговый учет доходов: шпаргалка для бухгалтера
Бухгалтеры, особенно начинающие, не всегда могут понять, какие доходы являются для компании обычными, а какие прочими. Как следствие, нет полной ясности, по какому счету (90 или 91) необходимо отразить выручку в каждом конкретном случае. Будем разбираться по порядку.
Доходы, полученные организацией, согласно нормам законодательства о бухгалтерском учете, подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Организациям предоставлено право самостоятельно квалифицировать доходы, учитывая их характер, условия получения, а также направление деятельности организации.
Коммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, информацию о доходах должны формировать, руководствуясь Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 6. 05.1999 № 32н (далее — ПБУ 9/99).
Доходом организации в соответствии с пунктом 2 ПБУ 9/99 признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации. Между тем не все полученные организацией денежные средства и имущество могут быть признаны доходом организации. Не признаются доходами организации вклады участников (собственников имущества). В соответствии с пунктом 3 ПБУ 9/99 не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:
Критерии отнесения поступлений в состав доходов от обычных видов деятельности определяются организацией самостоятельно и закрепляются в учетной политике компании.
Критерий существенности, используемый организацией для классификации доходов, также закрепляется в учетной политике (обычно применяется 5%).
По сути, доходами от обычных видов деятельности организации является выручка от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Соответственно, все иные поступления, отличные от выручки, в том числе возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности организации, считаются прочими доходами.
Условия признания выручки от обычных видов деятельности в бухучете
Выручка от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности и от участия в уставных капиталах других организаций, признается при одновременном выполнении лишь трех условий:
Сумма выручки от обычных видов деятельности, а именно от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг, при признании в бухгалтерском учете отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Для учета поступления активов, признаваемых выручкой, предусмотрен субсчет 90–1 «Выручка», записи на котором производятся накопительно в течение отчетного года.
Пример. В 2018 году Организация получила выручку от продажи товаров в сумме 1 770 000 руб. (в том числе НДС — 270 000 руб.). Себестоимость проданных товаров составила 900 000 руб., расходы на продажу товаров — 255 000 руб.
В учете необходимо сделать следующие проводки:
Прочие доходы в бухгалтерском учете
К счету 91 «Прочие доходы и расходы» рекомендуется открывать следующие субсчета:
Учет на счете 91 ведется следующим образом. Накопительно в течение отчетного года производятся записи по субсчетам 91–1 и 91–2. Каждый месяц определяется сальдо прочих доходов и расходов сопоставлением оборотов по дебету субсчета 91–2 и кредиту субсчета 91–1, которое затем списывается с субсчета 91–9 на счет 99 «Прибыли и убытки». То есть счет 91 сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года субсчета, открытые к счету 91 «Прочие доходы и расходы», за исключением субсчета 91–9, закрываются внутренними записями на субсчет 91–9. По счету 91 следует вести аналитический учет по каждому виду прочих доходов и расходов таким образом, чтобы была возможность выявления финансового результата по каждой операции.
О том, в каком порядке признаются в бухгалтерском учете организации прочие доходы, сказано в пункте 16 ПБУ 9/99. При выполнении всех пяти установленных условий для признания выручки, прочие поступления признаются в бухгучете в следующем порядке:
Пример. Организация заключила договор аренды, по условиям которого она передает в аренду принадлежащее ей оборудование сроком на 1 месяц. Предоставление имущества в аренду не является для организации основным видом деятельности. Стоимость аренды — 36 580 руб., в том числе НДС 18% — 5580 руб. Указанная сумма перечислена на расчетный счет организации по окончании срока аренды. Расчеты с арендатором организация ведет на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
— Дебет 76 Кредит 91–1 «Прочие доходы» — 36 580 руб. — начислена арендная плата;
— Дебет 91–2 «Прочие расходы» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» — 5580 руб. — начислена сумма НДС по арендной плате;
— Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 76–36 580 руб. — поступила на расчетный счет сумма арендной платы.
Срок полезного использования, установленный организацией при принятии автомобиля к учету, — 5 лет, фактический срок эксплуатации до момента продажи — 3 года.
Амортизация начислялась линейным способом, сумма начисленной амортизации — 202 176 руб. Остаточная стоимость автомобиля — 134 784 руб.
— Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 91–1 «Прочие доходы» — 172 280 руб. — учтена задолженность покупателя за проданный автомобиль;
— Дебет 91–2 «Прочие расходы» Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» — 26 280 руб. — начислен НДС с суммы реализации;
— Дебет 01–2 «Выбытие основных средств» Кредит 01–1 «Основные средства в организации» — 336 960 руб. — отражено выбытие автомобиля в результате продажи;
— Дебет 02 «Амортизация основных средств» Кредит 01–2 «Выбытие основных средств» — 202 176 руб. — списана сумма амортизации, начисленной за время эксплуатации автомобиля;
— Дебет 91–2 «Прочие расходы» Кредит 01–2 «Выбытие основных средств» — 134 784 руб. — списана остаточная стоимость проданного автомобиля;
— Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») — 172 280 руб. — поступили денежные средства от покупателя;
— Дебет 91–9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит 99 «Прибыли и убытки» — 11 216 руб. — отражена прибыль от продажи автомобиля.
Пример. Организация-заимодавец предоставила организации-заемщику 1 июля 2018 года заем в денежной форме в сумме 326 000 руб. сроком на 1 месяц. Процентная ставка по договору займа составляет 14% годовых. Условиями договора займа определено, что проценты по договору уплачиваются одновременно с возвратом суммы займа.
В бухгалтерском учете организации-заимодавца операции по предоставлению займа и начислению процентов будут отражены следующим образом:
Классификация доходов в налоговом учете
Расшифровки понятия «экономическая выгода» не дает ни ПБУ 9/99, ни НК РФ. Этот термин содержится в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике РФ, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров РФ 29.12.1997. В соответствии с пунктом 7.2.1 Концепции будущие экономические выгоды представляют собой потенциальную возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:
Таким образом, перечень доходов от обычных видов деятельности в бухучете и доходов от реализации в целях налогообложения прибыли может быть сформирован одинаково, за исключением доходов от участия в уставных капиталах других организаций.
В состав внереализационных доходов в целях налогообложения прибыли относятся доходы, не признаваемые доходами от реализации. Перечень внереализационных доходов достаточно большой. Тем не менее формулировка, данная в статье 250 НК РФ, о том, что «внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы. », позволяет сделать вывод, что перечень остается открытым. Не следует забывать и о том, что не все денежные средства и имущество, полученные организацией, могут быть признаны ее доходом в целях налогового учета (ст. 251 НК РФ содержит закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль).
Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, значительно шире перечня доходов, не признаваемых доходами в бухгалтерском учете. Это приводит к тому, что некоторые доходы будут учитываться при определении бухгалтерской прибыли, но не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В такой ситуации следует руководствоваться ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н, устанавливающим порядок отражения и учета разниц, возникающих между данными бухгалтерского и налогового учета.