доклад республиканская форма правления

Республика как форма правления. Республики в составе РФ, республики СССР

доклад республиканская форма правления. доклад республиканская форма правления фото. картинка доклад республиканская форма правления. смотреть фото доклад республиканская форма правления. смотреть картинку доклад республиканская форма правления.

Что такое республика. Суть республиканской формы правления

Республика может быть президентской, парламентской или смешанной. Об их различиях читайте ниже.

Президентская республика. Признаки и примеры

Президент формирует правительство, а иногда и сам возглавляет его; вносит законопроекты в парламент; является верховным главнокомандующим; представляет страну на мировой арене.

Примеры президентских республик: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Белоруссия, Бразилия, Мексика, Турция, Южная Корея.

Признаки президентской республики:

Президент избирается не парламентом, а напрямую населением (Россия) либо коллегией выборщиков, которых выбирает народ (США).

Президент формирует парламент: назначает главу правительства либо сам возглавляет кабинет министров.

Правительство несет ответственность перед президентом. Президент имеет право распустить кабинет министров.

Президент обладает широкими полномочиями: подписывает законы, зачастую имеет право распускать парламент, ведет международные переговоры от лица страны.

Парламентская республика. Признаки и примеры

Избранный парламент формирует правительство. Премьер-министром (главой исполнительной власти) становится представитель победившей на выборах политической партии. Правительство несет ответственность перед парламентом. В случае утраты большинства в законодательном собрании правительство уходит в отставку.

В парламентских республиках может существовать должность президента, но он либо избирается парламентом (Швейцария, ЮАР), либо не является главой исполнительной власти и играет в государстве второстепенную роль (Германия, Израиль).

Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Индия, Израиль, Греция, Польша, Швейцария.

Признаки парламентской республики:

Правительство формируется парламентом из лидеров партии, победившей на выборах.

Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству.

Полномочия президента чаще всего номинальны, он выполняет в основном представительские функции.

Парламент определяет внешнюю и внутреннюю политику, пути социально-экономического развития.

Смешанная или полупрезидентская республика. Признаки и примеры

Парламент смешанной республики может вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. А президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы. Таким образом, для эффективной работы парламент и президент должны искать компромисс и договариваться.

Примеры смешанных республик: Австрия, Франция, Хорватия, Египет, Литва, Украина, Грузия.

Президент избирается внепарламентским путем. Однако правительство формируется президентом из лидеров победившей на парламентских выборах политической партии. Парламент утверждает состав правительства.

Двойная ответственность правительства: перед парламентом и частично перед президентом.

Президент является главой государства. Полномочия исполнительной власти разделены между президентом и правительством.

Что такое теократическая республика

Какая республика в России? Форма правления в РФ

Конституция РФ. Статья 1

Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, подписывает законы и имеет право вето, издает обязательные к исполнению на всей территории страны указы и распоряжения. Президент с согласия Госдумы назначает премьер-министра, определяет структуру правительства, может отправлять кабинет министров в отставку.

Республики в составе Российской Федерации. Список республик РФ

Республиками исторически называется ряд субъектов Российской Федерации. При этом все субъекты РФ (области, края, республики) равноправны. В Конституции РФ республики названы «государствами», однако это не означает, что у них есть суверенитет.

Республики принимают собственные конституции, которые не могут противоречить федеральной Конституции. Республики имеют право устанавливать свои государственные языки, а также имеют столицы.

В составе России насчитывается 22 республики:

Источник

Республика как форма правления: понятие, признаки, виды

доклад республиканская форма правления. доклад республиканская форма правления фото. картинка доклад республиканская форма правления. смотреть фото доклад республиканская форма правления. смотреть картинку доклад республиканская форма правления. доклад республиканская форма правления. доклад республиканская форма правления фото. картинка доклад республиканская форма правления. смотреть фото доклад республиканская форма правления. смотреть картинку доклад республиканская форма правления. доклад республиканская форма правления. доклад республиканская форма правления фото. картинка доклад республиканская форма правления. смотреть фото доклад республиканская форма правления. смотреть картинку доклад республиканская форма правления. доклад республиканская форма правления. доклад республиканская форма правления фото. картинка доклад республиканская форма правления. смотреть фото доклад республиканская форма правления. смотреть картинку доклад республиканская форма правления.

доклад республиканская форма правления. доклад республиканская форма правления фото. картинка доклад республиканская форма правления. смотреть фото доклад республиканская форма правления. смотреть картинку доклад республиканская форма правления.

доклад республиканская форма правления. доклад республиканская форма правления фото. картинка доклад республиканская форма правления. смотреть фото доклад республиканская форма правления. смотреть картинку доклад республиканская форма правления.

Можно выделить следующие основные признаки республики:

— существование единоличного или коллегиального главы госу­дарства;

— выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

— осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

— юридическая ответственность главы государства в случаях, пред­усмотренных законом;

— обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

— преимущественная защита интересов граждан государства, вза­имная ответственность личности и государства;

— имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Президентская республика это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства. Коста-Рика, Уругвай, Замбия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Франция, США, Бразилия.

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля. Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1958 года), Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Сербия, Хорватия, Черногория, Россия, Киргизия.

Монархия как форма правления: понятие, признаки и виды.

Монархияформа правления, при которой:

1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.);

2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно;

3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.

Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).

Монархии могут быть двух видов:

1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;

2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.

Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.

Признаки парламентской монархии:

1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;

2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).

При дуалистической монархии:

1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;

2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.

Форма государственного устройства: понятие и виды.

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями.

доклад республиканская форма правления. доклад республиканская форма правления фото. картинка доклад республиканская форма правления. смотреть фото доклад республиканская форма правления. смотреть картинку доклад республиканская форма правления.

В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

— Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

— Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Признаки унитарного государства:

1) единство и суверенитет;

2) административные единицы не имеют политической самостоятельности;

3) единый, централизованный государственный аппарат;

4) единая законодательная система;

5) единая налоговая система.

В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:

1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра); 2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;

4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета.

Можно выделить следующие виды сложных государств:

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.

Признаки федерации:

1) наличие самостоятельности у субъектов государства;

2) союзное государство;

3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;

4) двухканальная система выплаты налогов.

В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:

В зависимости от юридической основы различают федерации:

1) договорные; 2) конституционные.

Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:

1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;

2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;

3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории. Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

Источник

Реферат: Республика как форма правления

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра политологии и государства и права.

« Республика как форма правления»

Выполнила: Костинская В.С.

Студентка 3 курса, гр. №633з

Проверил: Ожиганов Н.И.

1. Понятие, признаки и виды республики.

-прочие виды республики.

2. Республиканская форма правления на примере Франции.

Словарь юридических терминов.

Республика или республиканская форма правления является весьма древней формой государственной организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III в. до н.э.), как в последствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру. И в этой структуре верховенство власти зачастую оставалось за демократическим органом – собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета.

То или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те или иные способы образования собраний, советов определяют различные республиканские формы правления. Но всегда при этом республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются.

В первой части настоящей работы будут рассмотрены признаки, виды республиканской формы правления, во второй части, проанализировав конституцию Франции Я попытаюсь определить ее форму республиканского правления.

1. Республиканская форма правления характеризуется наличием следующих юридических признаков.

Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную.

Иными словами, органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти. Несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласовано, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга.

Следовательно, разделение властей позволяет, во-первых, более качественно решать возложенные на каждую из властей задачи, во-вторых, предотвращать злоупотребление властью, которое становится весьма вероятным при монополизме власти, а в-третьих, осуществлять контроль за действиями государственных органов.

В республике органы власти избираются на определенный срок. В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность. Таким образом, в республике реализуется принцип сменяемости.

Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет прежде всего политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв, уход в отставку, роспуск парламента, снятие с должности и т.д. именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо.

Республиканская форма правления в большей степени соответствует характеру демократического конституционного государства. При этом общественное сознание исходит из принципа формального равенства людей, их солидарности, объединённости в государстве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах. Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе.

Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики: президентскую (дуалистическую) и парламентскую.

Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Яркими примерами президентской республики являются США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др. В республике данного вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент ( конгресс, национальное собрание и т.д.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти ( так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышлено, грубо нарушает Конституцию.

Президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. Президентская республика является довольно гибкой формой правления, поэтому она получила достаточное распространение. Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентские системы правления.

Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, он оно так же весьма распространена. Примером данной формы правления являются Германия, Финляндия, Индия, Турция и др.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Отличительной особенностью данного вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти. Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность.

Иногда встречаются смешанные формы правления, парламентско-президентские, которые не укладываются четко в основную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей. Однако, такое сочетание бывает различным. Например, в Российской Федерации существующая форма правления сочетает в себе черты парламентской и президентской республик. Смешение признаков находит отражение в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых признаков парламентской формы правления – таких, как наличие поста председателя правительства, возможность отстранить от власти правительство парламентом, роспуск парламента президентом. Сейчас в России полупрезидентская ( смешанная ) форма правления, при которой президент избирается всеобщим голосованием, он располагает широкими полномочиями, позволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, ответственные перед президентом и парламентом.

Кроме того, история знает еще один вид республики – Советскую республику. Данная форма правления применяется только в «социалистических» странах, где политический режим, как правило, тоталитарный, то есть максимально удаленный от демократического. Главным признаком данного вида республики является верховенство и полновластие советов либо «представительных» органов под иными наименованиями – все остальные государственные органы формируются советами соответствующего уровня, ответственны перед ними или подотчетны им. Разделение властей даже теоретически не признается; ему противопоставлен принцип единства власти трудового народа, воплощенной в советах.

Задачи и функции Президента определены ст.5 Конституции. Президент следит за соблюдением Конституции и обеспечивает нормальное функционирование публичных властей. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории и соблюдения международных договоров.

В сфере исполнительной власти к полномочиям Президента относится назначение Премьер-министра и прекращение его полномочий по заявлению об отставке Правительства. Однако, при назначении Премьер-министра Президенту приходится считаться с позицией партийного большинства Национального собрания. Согласно ст. 9 Конституции, Президент председательствует в Совете министров. В Конституции определен ряд весьма важных полномочий Президента, относящих к внешним сношениям, обороне и безопасности. Ст. 12 Конституции закрепляет за Президентом право распускать Национальное собрание.

Согласно ст. 6 Конституции Президент избирается на семь лет прямым всеобщим голосованием. Если Президент выбыл досрочно или Конституционный совет по запросу Правительства абсолютным большинством голосов констатировал наличие обстоятельств, препятствующих Президенту осуществлять его функции, Президента замещает председатель Сената.

Как указано, в ст. 68 Конституции, Президент республики не несет ответственности за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, кроме случаев государственной измены. Обвинение может быть предъявлено ему только обеими палатами Парламента, которые должны принять идентичное решение открытым голосованием и абсолютным большинством голосов своих членов.

Аппарат Президента достигает нескольких сотен человек. Он включает кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, чиновников для особых поручений. Сотрудники аппарата назначаются лично Президентом.

Французский Парламент состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Срок полномочий Национального собрания составляет пять лет и полное его обновление при каждых выборах. Члены Сената избираются на девять лет, и обновляются на 1/3 каждые три года.

Законодательная инициатива принадлежит Премьер-министру и парламентариям. Законопроекты рассматриваются сначала Государственным советом, который выступает как консультативный орган Правительства, затем обсуждаются в Совете министров и потом вносятся в бюро одной из палат. На первом чтении проводятся общая дискуссия по докладу комиссии, постатейное обсуждение и голосование в целом, после чего одобренный на первом чтении акт передается в другую палату. Принятый Парламентом закон поступает для промульгации Президенту, который в течение 15 дней после передачи закона Правительству может потребовать нового обсуждения закона или его частей.

Согласно ст. 20 Конституции, Правительство ( Совет министров ) определяет и проводит политику нации, распоряжается администрацией и Вооруженными силами. Глава Правительства назначается Президентом, а по его представлению Президент назначает остальных членов Правительства. Составив Правительство, Премьер-министр после обсуждения в Совете министров выносит на одобрение Национального собрания программу Правительства. Правительство несет политическую ответственность перед Национальным собранием. Реализуется она путем принятия Национальным собранием резолюции порицания. Резолюция порицания – это вотум недоверия Правительству по инициативе Национального собрания. Она должна быть подписана не менее, чем 1/10 общего числа депутатов.

На Конституционный совет возложена функция обязательного предварительного контроля за конституционностью органических законов и регламентов палат Парламента, а так же факультативного предварительного контроля конституционности обычных законов. Объявленное не конституционным положение не может быть введено в действие. Конституционный совет следит за правильностью избрания Президента республики, рассматривает протесты и объявляет результаты голосования. Конституционный совет выполняет функции избирательного суда. Решения Конституционного совета не подлежат обжалованию. Конституционный совет состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. По три члена назначаются Президентом республики, председателем Национального собрания и председателем Сената. Должность члена Конституционного совета не совместима с членством в Правительстве и Парламенте.

Так как Президент республики избирается гражданами, является первым человеком государства и обладает обширными полномочиями (признак президентской республики), а назначаемое им Правительство несет политическую ответственность перед нижней палатой Парламента (признак парламентской республики), то можно сделать вывод, что во Франции форма правления определена как смешанная республика.

Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции лишь с принятием Конституции 1875 года после двукратной реставрации монархии. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же современных европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений ХХ века, связанных прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий так же, как правило, порождала республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке, и в Азии распад колониальных систем в середине ХХ века привел, за единичными исключениями, к образованию республик.

При прочих равных условиях республика – наиболее демократичная форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой из ветвей власти, любого ее высшего органа, включая главу государства основаны на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.

Дело в том, что существуют извращенные разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться как угодно – президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республикой, но ее демократическая сущность опустошается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.д.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечению срок полномочий – словом, когда узурпирует власть. Так поступали А. Гитлер в Германии в 1933 году, А. Пиночет в Чили в 1973 году. Примеры к сожалению можно продолжать. Есть примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики Тропической Африки, где несмотря на наличие парламента, формально независимых судов, власть президента фактически неограниченна. (так называемые монократические республики). Смена президентов происходит здесь лишь обычно в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не на всеобщих выборах. Перевыборы на новый срок носят скорее ритуальный характер. В Малави, например, до недавнего времени Президент вообще считался находящимся в должности пожизненно. В данной работе были рассмотрены действительно демократические республики. При этом надо помнить, что и в президентской, и в парламентской республике есть и президент, и парламент, а различие между этими двумя разновидностями республиканской формы правления заключается в характере отношений между законодательной и исполнительной властью.

Список использованной литературы:

1. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная часть. Под ред. Б.А. Страшун. М.: БЕК. 1996.

2. Конституции зарубежных государств. Под ред. В.В. Маклаков. М.: БЕК. 1996.

3. Венгеров А.Б. теория государства и права. М.: Новый юрист. 1998.

4. Основы государства и права. Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юристь. 1998.

5. Ардан Ф. Франция: государственная система. М.: ЮЛ., 1994.

6. Энциклопедический юридический словарь. Под ред. В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 1998.

7. Ковалев А.М. Современное состояние Конституции V республики во Франции // Государство и право, 1997, №4.

Словарь юридических терминов.

Администрация президента – объединенные в систему рабочие органы (службы)призванные содействовать президенту в осуществлении его конституционных полномочий.

Большинство – в конституционном праве – количество участников процесса коллективного принятия решений, совпадающая позиция которых определяет характер и содержание принятого в конечном итоге решения.

Верховенство закона – признание закона высшим источником права, устанавливающим наиболее общие правила поведения и имеющим обязательную силу для всех других правовых актов.

Верховный главнокомандующий – высший руководитель вооруженных сил государства. Им обычно является глава государства – президент.

Вето – (от лат. veto – запрещаю) – в современных государствах акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения каких-либо органов.

Вотум – (от лат. votum желание, воля) – мнение или постановление, выраженное или принятое большинством голосов избирательного корпуса.

Выборность – один из способов образования государственных органов, заключающийся в избрании депутатов населением и соответствующих должностных лиц – населением или представительными органами.

Глава государства – высшее должностное лицо государства, получающее свои полномочия в порядке наследования (монарх) или выборов (президент).

Глава правительства – обобщенное наименование лиц, возглавляющих правительство государства. Чаще всего используется словосочетание: председатель правительства, председатель кабинета министров, премьер-министр, канцлер.

Голосование – одна из стадий избирательного процесса. Проходит в один или два тура. Осуществляется путем подачи бюллетеня.

Государственный строй – система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного права.

Демократическая республика – обозначение существующей в данном государстве республиканской формы правления при которой органы власти формируются народом. Глава государства избирается либо непосредственно народом, либо парламентом. При необходимости проводятся референдумы.

Закон – нормативный правовой акт, принимаемый парламентом или непосредственно народом путем референдума, регулирующий наиболее важные общественные отношения и имеющий общеобязательную силу.

Законодательная власть – разновидность государственной власти, осуществляемая парламентом. Главное выражение З.в. заключается в принятии законов государства.

Законодательный процесс – процесс принятия парламентом законопроекта к рассмотрению его обсуждения, принятия и обнародования закона.

Законопроект – письменный текст, представляемый субъектом права законодательной инициативы в парламенте для рассмотрения и принятия его в качестве закона.

Импичмент – процедура привлечения к ответственности и отстранение от должности ряда должностных лиц.

Исполнительная власть – один из видов государственной власти. Органами И.в. являются Правительство, министерства, государственные комитеты и т.д. Основная функция – реализация законов, исполнение их требований, управление и обеспечение повседневного функционирования государственного механизма.

Кабинет министров – наименование правительства в ряде республик.

Конституционный строй – отражение в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства.

Министерство – (от лат. ministro – служу, управляю) – родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства.

Министр – должностное лицо государства, член правительства. Как правило, является руководителем министерства.

Народовластие – принадлежность всей полноты власти народу. Один из существенных элементов демократии.

Обнародование закона – официальное доведение закона до всеобщего сведения компетентными на то органами или должностными лицами.

Обсуждение – один из конституционных признаков непосредственной демократии, суть которого заключается в рассмотрении населением проектов решений государственных органов, а так же важных вопросов жизни государства.

Отставка – добровольное или недобровольное оставление должности отдельным должностным лицом или прекращение полномочий коллегиального органа.

Палата парламента – структурное подразделение парламента.

Парламент – один из органов государственной власти. П. – представительное учреждение, депутаты которого избираются народом и представляют его интересы. П. Осуществляет законодательную власть, т.е. имеет исключительное право принимать законы.

Парламентская республика – разновидность государства с республиканской формой правления.

Политическая система – характер организации власти в соответствующем обществе и государстве, система ее институтов, соотношение государственных и общественных начал в управлении публичными делами, положение личности, реальный политический режим.

Политический режим – совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, характеризующая политическую обстановку в стране.

Правительство – высший исполнительный орган государства.

Ратификация – (от лат. ratificatio) – окончательное утверждение международного договора высшим органом государства.

Тайное голосование – вид голосования, при котором исключен контроль за волеизъявлением голосующего.

Территория государства – часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. Составными частями Т.г. являются сухопутные, водные, поземные и воздушные пространства. Т.г. – материальная база государства, без которой оно как суверенный субъект международного права существовать не может. Территория одного государства отделяется от другого границами.

Толкование закона – деятельность органов государства, организаций, должностных лиц, отдельных граждан по установлению содержания норм права, раскрытию в них воли законодателя.

Устав – установленный государством, либо общественной организацией свод правил.

[1] Словарь юридических терминов. М.: «АЗЪ» 1995. С.666.

[2] Венгеров А.В. Теория государства и права. М.: «Новый Юрист», 1998. С.136.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Республика как форма правления
Раздел: Рефераты по теории государства и права
Тип: реферат Добавлен 07:16:42 06 июля 2005 Похожие работы
Просмотров: 12741 Комментариев: 25 Оценило: 16 человек Средний балл: 3.9 Оценка: 4 Скачать