доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год

Титов докладывает Путину: половина предпринимателей называют свое положение катастрофой

Бизнес-омбудсмен Борис Титов опубликовал свой ежегодный доклад Владимиру Путину. «БИЗНЕС Online» изучил документ и выяснил, что предприниматели готовы вернуться в бизнес даже после уголовных дел, но при этом все еще жалуются на административное давление, просят снизить налоговую нагрузку… Кстати, Татарстан последние три года входит в топ регионов, откуда бизнес-обмудсмену чаще всего поступают обращения, связанные с уголовным преследованием.

доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год фото. картинка доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. смотреть фото доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. смотреть картинку доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год.Прогнозируемое снижение ВВП до –5,5% не кажется столь масштабным, однако для экономики России такой показатель будет носить драматичный характер, говорится в ежегодном докладе бизнес-омбудсмена Бориса Титова

СНИЖЕНИЕ ВВП РОССИИ БУДЕТ НОСИТЬ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР

Несмотря на то, что прогнозируемое снижение ВВП до –5,5% не кажется столь масштабным, для экономики России такой показатель будет носить драматичный характер. К таким выводам пришел бизнес-омбудсмен Борис Титов в своем ежегодном докладе, подаваемом на стол президента РФ Владимира Путина.

Пандемия COVID-19, как посчитали в аппарате уполномоченного, коснулась 4,17 млн компаний и ИП, то есть до 67% всего бизнеса. Согласно опросам, 53,3% респондентов характеризовали своие положение как «кризис» и «катастрофа», а 62,2% опрошенных компаний оценивали свой шанс на выживание ниже 50%. Ключевые трудности, с которыми столкнулся бизнес в этот кризис, — невозможность платить зарплату (52,4%), а также аренду и налог на имущество (42,8%). При этом хоть большинство и не стали увольнять сотрудников, но значительно урезали им зарплаты (60,88%) и отправили в отпуск за свой счет (57,6%).

В то же время довольны мерами поддержки правительства лишь 27,8% опрошенных предпринимателей, а действиями региональных властей еще меньше — только 23,4%. Больше половины опрошенных в том и другом случае оценили предложенные властями меры поддержки негативно.

доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год фото. картинка доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. смотреть фото доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. смотреть картинку доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год.«Сокращение ВВП России, по прогнозам Титова, будет куда больше, чем среднемировой показатель в 3%»

55,5% ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИВЛЕКАЮТ ЗА МОШЕННИЧЕСТВО

Больший интерес в докладе представляет раздел, посвященный уголовному преследованию предпринимателей. Забегая вперед, скажем, что и тут радости не прибавляется.

Несмотря на изменения, внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс, и разъяснения Верховного суда РФ, системные проблемы до сих пор остаются не решены. Как отмечается в докладе, треть всех поступивших бизнес-омбудсмену обращений связаны с уголовным преследованием. Причем Татарстан последние три года входит в топ регионов, откуда Титову чаще всего поступают подобные жалобы. Например, в 2017 году республика шла четвертой и на нее приходилось 5,2% всех обращений, связанных с уголовным преследованием. К 2019-му ситуация несколько улучшилась: теперь это, как и в Санкт-Петербурге, 3,05% жалоб и 6-е место в антирейтинге. Естественно, что лидерство в этом топе все время удерживает Москва, на которую приходится каждая четвертая жалоба бизнеса.

Значительная часть предпринимателей по-прежнему привлекается по ст. 159 УК РФ («Мошенничество») — на нее в 2019 году пришлось 55,5% всех обращений по уголовному преследованию. При этом причиной возбуждения уголовного дела опрошенные предприниматели называют конфликт с другим бизнесменом (37,6%) или личный интерес сотрудников правоохранительных органов и иных органов власти (41,3%).

доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год фото. картинка доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. смотреть фото доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. смотреть картинку доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год.Довольны мерами поддержки правительства лишь 27,8% предпринимателей, а действиями региональных властей еще меньше — только 23,4%

Нет явных сдвигов и по мерам пресечения, не связанным с ограничением свободы. Суды все так же чаще всего выбирают арест. Несмотря на требования УПК, невозможность избрания другой меры пресечения даже не удосуживаются аргументировать. Согласно статистике ВС РФ, в 2019 году суды рассмотрели 106 тыс. ходатайств о мере пресечения в виде заключения под стражу и удовлетворили 89,2% из них, а вот ходатайств о залоге было рассмотрено всего 90, из них удовлетворили 85,5%. Вместе с тем, согласно опросу экспертов, приведенному в докладе Титова, более половины предпринимателей считают, что российская система уже готова к более широкому применению залога вместо домашнего ареста или содержаниях в СИЗО. По мнению Титова, преодолеть «обвинительный уклон» судов способен перевод предпринимательских дел в юрисдикцию суда присяжных.

Однако и после приговора мучения бизнесменов не заканчиваются. Как отмечается в докладе, нет объективных параметров и системы оснований для условно-досрочного освобождения предпринимателей и замены неотбытой части наказания более мягким вариантом. «Осужденные предприниматели в подавляющем большинстве не имеют устойчивых связей с криминальной средой, их преступления носят ненасильственный характер, что повышает вероятность их исправления без полного отбывания назначенного судом наказания в виде лишения свободы», — пишет бизнес-омбудсмен Путину. Но суды, зачастую отказывая в УДО, ссылаются на отсутствие у заключенного поощрений, получение которого «может не зависеть от осужденного». «Такое положение формирует условия для коррупционных правонарушений», — указывается в докладе.

доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год фото. картинка доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. смотреть фото доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. смотреть картинку доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год.Ключевые трудности, с которыми столкнулся бизнес в этот кризис, — невозможность платить зарплату (52,4%), а также аренду и налог на имущество (42,8%)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ГОТОВЫ ВЕРНУТЬСЯ В БИЗНЕС ДАЖЕ ПОСЛЕ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

Традиционной частью доклада Титова также являются данные социологических опросов ФСО, в ходе которого опрашивались эксперты-юристы и предприниматели, подвергшиеся уголовному преследований. Всего были опрошены в феврале этого года 279 экспертов и 189 предпринимателей в 36 регионах страны. Выяснилось, что 74,3% из них не считают ведение бизнеса в России безопасным, при этом доля предпринимателей, давших такой ответ, составляет 93,7%. Отметим, что по итогам опроса 2017 года так считали 57,1% опрошенных. В то же время 71,1% опрошенных уверены, что российское законодательство не предоставляет достаточных гарантий для защиты бизнеса от незаконного уголовного преследования.

При этом с годами продолжает расти доля тех, кто не доверяет правоохранительным органам, — с 45% в 2017 году до 70,3% сейчас. Доверие судам, согласно опросам, многие также ставят под сомнение — так ответили 57,7% опрошенных экспертов. В то же время увеличивается от года к году доля тех, кто не считает правосудие в России независимым и объективным: в 2017 году так говорил каждый второй, а теперь — 73,8% опрошенных. Вызывает вопросы и квалификация следователей для ведения дел экономической направленности: 41,5% опрошенных заявили, что она недостаточная, а еще 32,1% ответили «скорее нет». При этом более половины — 76,7% опрошенных уверены, что преступления в сфере предпринимательской деятельности должны расследоваться одним специализированным органом.

Еще 74,1% считают неэффективной деятельность правоохранителей по противодействию коррупции. При этом почти в равных долях распределились те, кто считает, что уровень коррупции за год снизился и, наоборот, повысился — 23,3% и 24,2% соответственно. Большая часть (37,6%) уверены, что он не изменился.

доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год фото. картинка доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. смотреть фото доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. смотреть картинку доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год.Нет явных сдвигов и по мерам пресечения, не связанных с ограничением свободы. Суды все так же чаще всего выбирают арест

Только треть экспертов считают, что до суда доходят меньше половины всех возбужденных дел в экономической сфере. Главной причиной этого большинство (58,4%) называют необоснованность возбуждения дела. За год выросли доли тех, кто считает, что данная ситуация используется как способ давления и устранения конкурентов (49,8%) и для создания переговорной позиции и получения информация в корпоративных спорах (43,7%). Более половины респондентов также уверены, что следствие по экономическим преступлениям затягивается более года, а пятая часть респондентов (21,2%) свидетельствовали, что судебный процесс также длился более года.

Большинство опрошенных ФСО экспертов выступают за либерализацию наказаний для предпринимателей. Например, 73,8% респондентов поддерживают замену наказания в виде лишения свободы за экономические преступления штрафами, а 45,1% негативно оценивают возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям без представления налогового органа.

Последствия уголовного преследования для большинства предпринимателей обычно плачевны. 84,2% бизнесменов рассказали, что их бизнес полностью или частично был разрушен, а 65,6% отметили, что из-за уголовного дела их сотрудники потеряли работу. В то же время более половины опрошенных отметили, что из-за уголовного преследования потеряли репутацию и здоровье, а не только бизнес.

Удивительно, но даже испытав на себе все тяготы уголовного преследования, за год выросла доля тех, кто готов и после этого заниматься предпринимательством — с 46,9% в 2019-м до 63,5% в этом году. Однако…

доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год фото. картинка доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. смотреть фото доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. смотреть картинку доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год.Последствия уголовного преследования для большинства предпринимателей обычно плачевны. 84,2% бизнесменов рассказали, что их бизнес полностью или частично был разрушен

В 2019 ГОДУ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИВЛЕКЛИ КАЖДУЮ ЧЕТВЕРТУЮ КОМПАНИЮ

Доклад уполномоченного не мог обойтись без индекса административного давления на бизнес. Он был составлен еще до истории с COVID-19, поэтому, как отмечается в документе, в 2020 году этот фактор может оказаться существенным при выходе из кризиса.

По итогам 2019-го все 85 субъектов разбили на четыре группы по уровню админдавления. В тройке лидеров оказались Ульяновская область (2,8), Удмуртия (2,9) и Карелия (2,9), а тройку худших замыкают Иркутская область (4,4), Дагестан (4,5) и Кабардино-Балкария (4,5). Положение Татарстана как «середнячка» в этом смысле практически не изменилось: год назад это было 39-е место с индексом 3,8, а теперь 40-я строчка и индекс 3,7. Как отмечается в докладе, наибольший прорыв совершила Саратовская область, поднявшись с 81-го места до 28-го, также взлетела Тульская область с 70-го на 23-е место. «Совместная отработка показателей прошлогоднего индекса властями субъектов, органами прокуратуры и уполномоченными по защите прав предпринимателей показала большие возможности влиять на ситуацию, — отмечает Титов. — В результате позиции многих субъектов Федерации в индексе за год улучшились. Однако есть и регионы, которые стабильно остаются в рейтинге на низких позициях».

В докладе делается вывод, что число плановых и внеплановых проверок контрольно-надзорными органами с 2012 года снизилось на 41%. Однако уменьшение внеплановых проверок на федеральном уровне компенсировали ростом на региональном и муниципальном. Вместе с тем отнюдь не уменьшается число дел об административных правонарушениях, а по ряду ведомств доля таких дел без проверок продолжает расти или сохраняться на том же уровне.

доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год фото. картинка доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. смотреть фото доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. смотреть картинку доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год.Уменьшение внеплановых проверок на федеральном уровне компенсировали ростом на региональном и муниципальном

В то же время растет ответственность предпринимателей за нарушения. Так, в 2019 году, отмечается в докладе, к административной ответственности привлекли более 1 млн юрлиц (то есть каждого четвертого из всех действующих), а общий размер административных штрафов, по данным Росстата, превысил 240 млрд рублей. При этом почти половина опрошенных предпринимателей отметили ужесточение административных наказаний за последние три года. Чаще всего предпринимателей привлекают за уклонение от исполнения административного наказания, нарушение валютного законодательства, нарушение порядка и сроков представления сведений в ПФР. Зато должностные лица за нарушения при проведении проверок отделываются в 87% случаев лишь предупреждением. Так, за 2019 год письменное предупреждение было сделано 2 098 раз, а штраф до 5 тыс. рублей наложен на проверяющего лишь в 303 случаях.

Масла в огонь подливают приставы, которые отдают предпочтение во взыскании штрафов, а не сумм исполнительных листов по судебным решениям. Так, в аппарате уполномоченного посчитали, что менее 2,7% общей суммы приставы взыскали в спорах юрлиц друг с другом. Зато если речь идет о взыскании с юрлица платежей в бюджеты и внебюджетные фонды, то тут показатель вырастает до 12%. По взысканию штрафов (без учета штрафов ГИБДД и за валютные нарушения) доля фактически взысканных и вовсе достигает 20,1%. «Эти цифры показывают, что выигрыш в суде не гарантирует результата. На наш взгляд, неисполнение решений судов по хозяйственным спорам — одна из причин попыток разрешения хозяйственных споров в уголовном порядке», — говорится в докладе Титова.

68,3% ОПРОШЕННЫХ НЕГАТИВНО ОЦЕНИВАЛИ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В 2019 ГОДУ

О том, что ситуация с административным давлением на бизнес почти не меняется, также свидетельствует опрос ФСО, в котором приняли участие 7 733 человека, среди которых руководители компаний, их заместители и менеджеры. В итоге более 70% респондентов негативно оценили ситуацию с защитой прав и законных интересов предпринимателей в своем регионе, а каждый пятый отметил ухудшение ситуации за последний год. При этом 42,7% опрошенных считают, что административная нагрузка на их бизнес за последний год выросла, еще почти столько же утверждают, что она осталась прежней. Две трети респондентов подсчитали, что на общий объем налогов и страховых взносов в фонд оплаты труда обходится им до 30% от выручки.

доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год фото. картинка доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. смотреть фото доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. смотреть картинку доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год.Более 70% респондентов негативно оценили ситуацию с защитой прав и законных интересов предпринимателей в своем регионе, а каждый пятый отметил ухудшение ситуации за последний год

Любопытно, но 58,1% опрошенных заявили, что в 2019 году в их компании не было налоговых проверок, а 47,7% отметили, что не было и других. Те же, кто столкнулся с проверками, чаще всего заявляли, что ревизия длилась менее трех дней. Впрочем, у каждого второго были выявлены те или иные нарушения (причем половина из них согласились с обоснованностью претензий проверяющих органов), однако 41,5% заявили, что проверяющим не к чему было придраться. В то же время, по мнению 30% предпринимателей, сотрудники контрольно-надзорных органов формально исполняли свои обязанности, а 35,9% считали, что проверяющие были мотивированы на выявление реальных нарушений и помощь предпринимателям в соблюдении всех требований. Тем не менее более 40% опрошенных отметили, что административные наказания к ним не применялись. Еще почти 30% получили штраф, а еще четверть отделались предупреждением.

Настроения бизнеса уже в прошлом году оставляли желать лучшего. Так, по данным опроса ФСО, 78,9% респондентов жаловались на увеличение расходов на услуги естественных монополий (вода, газ, электроэнергия и другие), каждый второй отмечал ухудшение экономической ситуации в своем регионе, а 68,3% опрошенных негативно оценивали состояние российской экономики в 2019 году. При этом большинство респондентов отмечали, что именно снижение налоговой нагрузки будет наиболее эффективной мерой для запуска экономического роста, а в рамках административного давления просили снизить число проверок. При этом более трети опрошенных не надеялись ни на какие существенные изменения в связи со сменой правительства в конце января этого года.

При этом даже с учетом текущей экономической ситуации 42,3% респондентов не собирались ничего предпринимать, а те, кто все-таки собирался действовать, выбирали повышение стоимости на свои товары и услуги, а уже потом отказ от планов по развитию бизнеса и сокращение персонала.

Источник

Эксперты и омбудсмены по-разному оценили проблемы бизнеса из-за пандемии

доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год фото. картинка доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. смотреть фото доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год. смотреть картинку доклад уполномоченного по правам предпринимателей за 2020 год.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте Борис Титов представил доклад о системных проблемах российского бизнеса за 2021 год. Итоговый реестр пополнили 111 новых проблем предпринимателей, при этом 45 проблем, указанных в докладе прошлого года, по мнению федерального омбудсмена, удалось полностью или частично решить.

Документ также обобщил выводы уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ. Так, ключевыми сложностями в Черноземье региональные омбудсмены назвали необоснованно завышаемую кадастровую стоимость и, как следствие, высокие ставки земельных, имущественных налогов и арендных платежей (Белгородская область), регуляторную нестабильность и растущую неналоговую нагрузку (Воронежская область), исполнение обязательств по льготным кредитным договорам в рамках постановления правительства РФ от 16.05.2020 года № 696 (Курская область), отключение электроснабжения из-за неоплаты штрафов за «неучтенное» потребление электроэнергии, которые предприниматель оспаривает в суде (Липецкая область), превышение полномочий контрольно-надзорными органами при проведении выездных проверок (Орловская область), недостаточные меры поддержки пострадавшим отраслям (Тамбовская область).

«Региональную проблематику доклада можно свести к трем направлениям: снижение эффективности бизнеса из-за отмены ЕНВД, избирательность господдержки в период пандемии и особенности применения законодательства в субъектах РФ. Часть жалоб связана с проблемами на муниципальном уровне. Так, местные бюджеты серьезно зависят от собираемости налогов, в том числе — от ЕНДВ, который субъекты малого и среднего платили до 2021 года. Попытки минимизации налоговых платежей, «серая» выручка предприятий привели к системному кризису муниципального управления, который вылился в постоянные задержки и срыв муниципальных заказов. Фактически эта цепь взаимных упреков бизнеса и власти до сих пор не разорвана даже с учетом отмены ЕНВД. Из доклада очевиден также перекос в деятельности силовых ведомств, например, в Орловской области — одной из самых бедных в регионе, в том числе из-за неблагоприятного инвестиционного климата. Здесь контрольно-надзорные органы активно используют право на рассмотрение обращения с выездом, а также объявление субъектов предпринимательской деятельности в розыск при отсутствии у них намерения скрыться с целью избрания меры для заключения под стражу, когда для этого нет никаких предпосылок», — обратила внимание управляющий партнер ООО «Прагматик» Элла Гимельберг.

Эксперты отметили также отсутствие критериев, по которым те или иные проблемы бизнеса отнесены к ключевым в региональном срезе, что в значительной мере «распылило» итоговую статистику. «На фоне общего доклада Бориса Титова местный анализ проблем выглядит очень слабым, — полагает кандидат экономических наук Дмитрий Ломсадзе. — Мы видим некий выборочный подход с не вполне понятными критериями выбора. Например, курский уполномоченный по защите прав предпринимателей отмечает проблему завышения кадастровой стоимости, а воронежский не поднимает эту тему в своем отчете, хотя она актуальна для области в неменьшей степени. Появляется вопрос — чем руководствовались региональные омбудсмены при ранжировании проблем?»

«В целом доклад уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей консолидировал ранее известные проблемы МСП, многие из которых, как дорогие и недоступные кредиты и рост тарифов на электроэнергию, не имеют законодательного решения и вряд ли будут рассмотрены администрацией президента РФ как приоритетные. В то же время часть названных проблем можно решить без внесения изменений в действующие законы, так как в большинстве своем они связаны с неправомерными действиями муниципальных властей или компаний-монополистов на разных рынках (энергетики, операторы вывоз ТБО и т.п.)», — резюмировала Элла Гимельберг.

Источник

Ежегодный доклад

С текстом Доклада Президенту Российской Федерации можно ознакомиться на официальном сайте федерального бизнес-омбудсмена Б.Титова http://ombudsmanbiz.ru/#1 по активной ссылке http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2020.html

Опубликован ежегодный Доклад-2019 Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по итогам работы государственного правозащитного института в 2018 году

В ежегодный доклад Президенту России В.Путину вошел ряд проблем ведения бизнеса в Мурманской области, отмеченных региональным бизнес-омбудсменом Д.Барышевым.

Среди основных системных проблем бизнеса Мурманской области в докладе Президенту России отмечены следующие:

1. Отсутствие федеральных льгот по налогообложению для бизнеса, зарегистрированного в регионе, при повышенной себестоимости товаров и услуг из-за обязанности исполнения государственных социальных гарантий для работников на Крайнем Севере.

2. Антимонопольное регулирование не учитывает особенности ведения бизнеса в регионах с особыми климатическими условиями («дорогие» трудовые ресурсы, удаленность).

3. Практика закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ по критериям минимальной цены в условиях, когда себестоимость продукции/ услуг регионального бизнеса из-за «северного удорожания» изначально выше, ставит местный бизнес в неравные условия.

4. Изменения в законе от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», отказ от исторического принципа и перевод на аукционную систему формирования квот на вылов ВБР окажут негативное влияние на рыбную отрасль региона.

5. Режим закрытых территориальных образований (ЗАТО) существенно ограничивает предпринимателей в развитии их бизнес-инициатив.

Указанная проблематика была направлена в аналитический аппарат федерального бизнес-омбудсмена в составе отчетного доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Мурманской области по итогам работы правозащитного института в регионе в 2018 году.

Основой составления доклада-2019 (по итогам 2018 года) послужили обращения субъектов предпринимательской деятельности к региональному бизнес-омбудсмену, результаты проведенных им социологических опросов, анализ правоприменительной практики в регионе и другие данные.

Кроме того, в докладе Президенту РФ отмечена положительная судебная практика отстаивания прав предпринимателей по административным и уголовным делам в 2018 году с участием мурманского бизнес-омбудсмена Дмитрия Барышева, которая доказывает эффективность института в случаях, когда предприниматели не могут самостоятельно защищать свои законные интересы.

С текстом Доклада Президенту Российской Федерации можно ознакомиться на официальном сайте федерального бизнес-омбудсмена Б.Титова http://ombudsmanbiz.ru/#1 по активной ссылке http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2019.html


Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Мурманской области подготовлен по итогам 2018 года

Доклад подготовлен на основе анализа поступивших обращений (жалоб) субъектов предпринимательской деятельности и/или их представителей, на основе ситуационного анализа проблематики предпринимательской деятельности в регионе в 2018 году, а также по результатам рабочих встреч с предпринимательским сообществом в различных муниципальных образованиях региона, личных приемов заявителей.

При подготовке доклада также были использованы результаты взаимодействия с исполнительными органами государственной власти и органов местного самоуправления.

Доклад содержит ряд системных проблем осуществления предпринимательской деятельности в Мурманской области, а также предложения по включению выявленной региональной проблематики в ежегодный доклад Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

К проработке и обсуждению на федеральном уровне предложена следующая проблематика, значительно сдерживающая развитие предпринимательства в Мурманской области:

1. Отсутствие федеральных льгот по налогообложению для бизнеса, зарегистрированного в регионе, при повышенной себестоимости товаров и услуг в сравнении с предпринимателями из других регионов из-за обязанности исполнения местным бизнесом государственных социальных гарантий работникам на Крайнем Севере и связанные дополнительные издержки хозсубъектов, изначально ставят в неравные условия региональный бизнес по сравнению с предпринимателями из других регионов, где не действуют подобные требования и обязанности по ТК РФ.

2. Антимонопольное регулирование не учитывает особенности ведения бизнеса в регионах с особыми климатическими условиями, в отношении которых действуют особые требования к деятельности в таких условиях («дорогие» трудовые ресурсы, удаленность, обязательное исполнение хозсубъектами госгарантий работникам, без соответствующих льгот при ведении хоздеятельности)

3. Сложившаяся практика закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ по критериям минимальной цены в условиях, когда себестоимость продукции/услуг регионального бизнеса из-за «северного удорожания» изначально выше, ставит в неравные условия местный бизнес по сравнению с участниками конкурсных процедур из других регионов.

4. Изменения закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», отказ от исторического принципа и перевод на аукционную систему формирования квот на вылов ВБР вынудит местных рыбаков свернуть свои инвестиционные программы обновления флота, окажут негативное влияние на рыбную отрасль региона, создадут предпосылки для снижения эффективности деятельности предпринимателей, вплоть до их банкротства (единовременная потеря половины бизнеса, оставшаяся половина рискует быть потерянной в течение последующих 10-15 лет).

5. Антимонопольное регулирование не учитывает особенности ведения хозяйственной деятельности в регионах, относящихся к особым климатическим зонам и регионам, в отношении которых действуют особые требования к деятельности в таких условиях (трудовые ресурсы, удаленность, обязательное исполнение хозяйствующими субъектами государственных гарантий работникам, без соответствующих льгот при ведении хозяйственной деятельности

6. Режим закрытых территориальных образований (ЗАТО) существенно ограничивает предпринимателей в развитии их бизнес-инициатив


Опубликован ежегодный Доклад-2018 Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по итогам работы государственного правозащитного института в 2017 году

В ежегодный доклад Президенту России В.Путину вошел ряд проблем ведения бизнеса в Мурманской области, отмеченных региональным бизнес-омбудсменом Д.Барышевым.

Среди основных системных проблем бизнеса Мурманской области в докладе Президенту России отмечены следующие:

1. Отсутствие внятной федеральной стратегии развития арктических регионов, что вызывает неуверенность предпринимателей в будущем бизнеса на Крайнем Севере;

2. Государственное обременение при ведении бизнеса на Крайнем Севере и неравенство условий его ведения по сравнению с бизнесом в центральных районах РФ создают искусственное ограничение конкуренции в регионе. Существующие государственные гарантии для наемных работников на Крайнем Севере вместе с решением Конституционного суда от 07.12.2017г. о МРОТ в этой части перекладываются на региональный бизнес;

3. Многократный рост аренды муниципальной недвижимости, вызванный применением кадастровой оценки без учета рыночных критериев, снижает рентабельность бизнеса вплоть до его ликвидации;

4. Отток активного населения, снижение платежеспособного спроса, вызванное «северным удорожанием» из-за обособленности региона не обеспечивают благоприятных условий для бизнеса;

5. Избыточная налоговая нагрузка и возложение ответственности на добросовестных налогоплательщиков, вызванная претензиями к третьим лицам, отнесенными налоговыми органами к недобросовестным, мешают развитию остающихся на рынке региона хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности.

С текстом Доклада Президенту Российской Федерации можно ознакомиться на официальном сайте федерального бизнес-омбудсмена Б.Титова http://ombudsmanbiz.ru/#1 по активной ссылке http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2018.html


Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Мурманской области подготовлен по итогам 2017 года

Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей подготовлен по итогам соответствующих ситуационного анализа проблематики предпринимательской деятельности в регионе в 2017 году на основе поступивших жалоб, встреч с предпринимательским сообществом в различных муниципальных образованиях региона, взаимодействия с органами исполнительной власти Мурманской области

Предложения по реализации потенциала Мурманской области, вошедшие в совместную резолюцию по итогам конференции

При формировании элементов федеральной поддержки создания высокопроизводительных рабочих мест в России необходимо в первую очередь учитывать специфику субъектов Арктической зоны Российской Федерации.

Стратегическая цель развития Мурманской области – рост человеческого потенциала и качества жизни населения на основе инновационного развития, обеспечивающего сохранение статуса опорного центра России в Арктике.

Имеющийся потенциал Мурманской области, в части создания высокопроизводительных рабочих мест, в полной мере может быть реализован с учетом следующих предложений по совершенствованию законодательства:

1. Предусмотреть систему мер государственной поддержки и стимулирования деятельности, направленной на удовлетворение потребностей (включая экспортные) экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах Арктики, предусматривающей:

— компенсация затрат недропользователей на ранних стадиях геологоразведки, связанных с обеспечением работ по поиску новых участков недр стратегических видов минерального сырья, путем субсидирования или предоставления налогового вычета;
— снижение суммы стартового размера разового платежа за право пользования недрами и увеличение сроков его уплаты для месторождений стратегического минерального сырья, находящихся на территории Арктической зоны Российской федерации;
— распространение особого порядка исчисления налога на добычу полезных ископаемых с использованием в течение 10 лет с момента получения лицензии льготного коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого.

2. Установить на территории арктических субъектов Российской Федерации особые правовые режимы ведения хозяйственной деятельности в сфере налогообложения, градостроительства и землепользования, таможенного регулирования, тарифного регулирования и ценообразования в энергетике.

3. Установить для арктических субъектов Российской Федерации особенности государственного регулирования в области кадровой политики и трудовых отношений, предусматривающих установление особых норм налогообложения хозяйствующих субъектов Арктической зоны Российской Федерации в целях стимулирования работодателей к расширению мер социальной поддержки и увеличению затрат на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам сверх установленных действующим законодательством.

Резолюцию совместно подписали представители региональной власти и общественных организаций
Заместитель Губернатора Мурманской области Г.И.Стратий
Руководитель регионального исполкома ОНФ в Мурманской области М.Л.Сахневич
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Мурманской области Д.Д.Барышев

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *