долг по дебету или кредиту
Что такое дебиторская и кредиторская задолженность
«Подбить дебет с кредитом» — эту фразу все мы слышали не раз. Очевидно, что пришла она в разговорную лексику из сферы финансов, точнее из бухучета. Разберемся, что означают эти термины, и каково их значение для бизнеса.
Представим ситуацию. Максим — студент финансового факультета государственного вуза. На экзамене по бухучету ему попадается билет с вопросом «Что такое дебиторская и кредиторская задолженность». Максим уверенно, но нудно излагает зазубренную главу учебника.
Профессор, которому наскучило слушать теоретическую «воду», задает студенту прямой вопрос: «А что хуже для предприятия на практике – дебиторская задолженность или кредиторская?» Максим чувствует подвох в словах экзаменатора – ответ вроде лежит на поверхности.
Давайте попробуем вместе разобраться в этом вопросе.
Кто такие дебитор и кредитор
Любой бизнес предполагает взаимоотношения с государством, другими организациями и обычными людьми. Большинство из этих участников рынка по отношению к вашему предприятию считаются контрагентами, то есть внешними партнерами. Они покупают у вас товар или услугу, или наоборот продают их вам.
Помимо контрагентов у большинства организаций есть штат работников, которые в обмен на денежную плату предоставляют профессиональные услуги. Сотрудники и подотчетные лица организации – ее внутренние партнеры.
Если рассматривать обе категории через призму финансовой деятельности, то по отношению к вам, как предпринимателю, они могут выступать в роли кредитора или дебитора. Это полярные и неотрывные друг от друга понятия.
Дебитор не может существовать без кредитора и наоборот. При этом одно и то же юридическое или физическое лицо может одновременно быть как в одной роли, так и в обеих сразу.
Дебитор – это должник, то есть предприниматель или организация, имеющие перед кредитором дебиторскую задолженность. Образоваться она может по разным причинам.
Дебиторами по отношению к организации, к примеру, будут считаться:
Кредитор – юридическое или физическое лицо, которому дебитор задолжал деньги или другие активы. В этом случае говорят о кредиторской задолженности.
В чем выгода этих взаимоотношений
Отношения кредитора и дебитора возникают в том случае, если одна из сторон не может выполнить обязательства на момент заключения сделки, однако для обоих партнеров она выгодна. Чтобы не упустить возможность, они договариваются растянуть исполнение договора «во временном масштабе».
Причины, по которым партнеры не могут провести сделку одномоментно, могут быть разными:
Такого рода финансовые взаимоотношения позволяют экономике государства быстрее развиваться. Для предпринимателя возможность взять в долг денежные средства, сырье или готовый продукт – катализатор роста, допинг, благодаря которому бизнес набирает силы для борьбы за «место под солнцем».
Почему возникает дебиторская и кредиторская задолженность
Вникать в нюансы бухгалтерского учета проще на реальных примерах. Давайте рассмотрим каждый случай в отдельности.
Дебиторская задолженность
Рассмотрим, как формируется дебиторская задолженность предприятия, сквозь призму различных жизненных ситуаций.
Кредиторская задолженность
Теперь перейдем к кредиторской задолженности. Для обывателя она, как правило, более очевидна.
Такая задолженность формируется в следующих ситуациях:
Все эти случаи бухгалтер отражает в графе «кредиторская задолженность» бухучета организации.
Виды дебиторской задолженности
Текущая (краткосрочная)
Срок погашения – менее 1 года.
Просроченная (неоправданная)
Как учитываются дебиторская и кредиторская задолженности
Чаще всего в «дебиторку» компании попадают покупатели либо контрагенты, берущие займы, в том числе физические лица.
Оба вида задолженности фиксируются при бухучете на отдельных счетах:
Как работать с дебиторами
Очевидно, что перед заключением сделки для кредитора важно тщательно проверить способность потенциального дебитора исполнить условия договора в назначенный срок.
Анализ следующих факторов позволит составить картину платежеспособности партнера и принять верное решение:
Причины просрочки дебиторской задолженности
Страхование рисков – надежный способ предотвратить финансовый ущерб при отказе партнера (его физической невозможности) от выполнения обязательств по договору.
Если страховка не оформлялась или не покрывает убытки, предприниматель может обратиться в Бюро по работе с дебиторами. Это учреждение взыщет ущерб с неплательщика, в том числе через суд.
Меры воздействия на недобросовестного контрагента могут быть разные, в том числе:
В любом случае обманутый бизнесмен вряд ли продолжит вести дела с недобросовестным партнером.
Вернемся к нашему студенту и каверзному вопросу профессора: Какая же задолженность лучше для бизнесмена? Казалось бы, очевидно, что дебиторская задолженность предпочтительнее, чем кредиторская, поскольку говорит о том, что должны ВАМ, а не ВЫ.
Однако, «дебиторка» – это «мертвые» деньги, которые предприниматель не может направить на расширение и развитие бизнеса, пока контрагент не вернет их. В то же время кредиторскую задолженность грамотный бизнесмен всегда сможет использовать с выгодой.
Как кредиторская задолженность отражается на счетах?
Кредиторская задолженность: какой счет использовать
Под кредиторской задолженностью понимается долг юридического или физического лица перед иными лицами. Бухучет может содержать проводки, отражающие как задолженность, срок исполнения обязательств по которой уже наступил, так и ту, для которой срок уплаты еще не подошел. Вся кредиторская задолженность отражается на счетах расчетов. Для этого определены следующие категории расчетов:
Каждой из приведенных расчетных категорий соответствует определенный счет бухучета. Объединяет их то, что все они являются счетами расчетов и поименованы в разделе VI плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
При составлении отчетности по бухгалтерии кредиторку отражают в пассиве баланса. Величина задолженности должна быть достоверной, поэтому организация обязана регулярно по утвержденному графику проводить ее инвентаризацию.
О том, как провести инвентаризацию кредиторки, см. в статье «Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности».
Сворачивать ни кредиторскую, ни дебиторскую задолженность не допускается.
Долг перед поставщиком или подрядчиком
Расчеты, производимые с поставщиками и подрядчиками после того, как они поставят продукцию, выполнят работы или окажут услуги, отражаются на счете 60. Кредиторка, возникшая после оприходования материальных (или нематериальных) ценностей, поступивших от таких лиц, указывается по кредиту, погашение долга — по дебету данного счета.
Дт 10 (43, 20, 23, 25, 26, 29, 44) Кт 60 — приобретен товар, материалы или услуги.
Дт 60 Кт 50, 51 — погашаем деньгами задолженность по приобретенным товарам.
Подробнее о том, как учитывать расчеты, если они проводятся с поставщиками и подрядчиками, см. статью «Особенности оборотно-сальдовой ведомости по счету 60».
Какие проводки составить и какие нюансы учесть при списании кредиторской задолженности, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.
Долг перед покупателем или заказчиком
Расчеты по операциям, производимым с покупателями и заказчиками, показываются на счете 62. Кредиторка по данному счету, как правило, образуется при получении авансового платежа от покупателя. Впоследствии при реализации товаров их стоимость следует отразить по дебету счета 62.
Дт 50, 51 Кт 62 — приходуем авансовый платеж в счет будущих поставок.
Дт 62 Кт 90 — реализуем покупателю товары, за которые получен аванс.
Подробнее о том, как учитывать расчеты с покупателями и заказчиками, см. статью «Особенности оборотно-сальдовой ведомости по счету 62».
Отражение заемной задолженности
Организация может брать ссуды на различные сроки. Если кредит и заем оформляется на период до 1 года, он считается краткосрочным, если период пользования ссудой превысит 1 год — долгосрочным. Для каждого из них существуют различные счета. Например:
Полученные банковские ссуды следует учитывать по кредиту 66 (или 67) счета. Проценты, начисленные по таким займам, а также понесенные при обслуживании займа расходы надо отражать на субсчетах к этим счетам (п. 4 ПБУ 15/2008).
О том, как учитывать проценты по кредиту в налоговом учете, см. статью «Ст. 269 НК РФ: вопросы и ответы».
Корреспонденция счетов такова:
Дт 51 Кт 66 (67) — получаем ссуду.
Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 66 (67) — начисляем проценты.
Дт 66 (67) Кт 51 — уплачиваем проценты по ссуде.
Дт 66 (67) Кт 51 — возвращаем часть ссуды.
Долг перед наемным персоналом
Существуют 3 вида кредиторской задолженности, образовавшейся перед наемными работниками.
Первый вид — это долги организации по оплате труда. Эта задолженность указывается по кредиту счета 70. Данный счет служит для того, чтобы учесть все формы оплаты труда. Кроме того, на нем же отражаются премии, пенсии пенсионерам, которые работают, различные пособия и прочие выплаты. Наконец, сюда относят долги перед сотрудниками предприятия по уплате дивидендов по ценным бумагам данного АО или ООО (план счетов, утвержденный приказом № 94н).
Подробнее о том, как учитывать расчеты с сотрудниками по зарплате, см. статью «Особенности оборотно-сальдовой ведомости по счету 70».
Когда участник (или акционер) общества не входит в число работников предприятия, корреспонденция будет иной: долг по начисленным такому участнику дивидендам отражается по кредиту счета 75.
О том, как начисляются дивиденды, см. статью «Бухгалтерские проводки по чистой прибыли».
Проводки надо сделать такие:
Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 70 — начисляем суммы, полагающиеся персоналу.
Дт 70 Кт 50 — выплачиваем доход сотрудникам.
Второй вид — это кредиторка перед сотрудниками по их расходам на командировки. В деловой практике подотчетники нередко тратят на нужды компании собственные средства. В дальнейшем организация возмещает им их затраты. Такие долги надо указывать по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Корреспонденция счетов будет выглядеть следующим образом:
Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 71 — принимаем авансовый отчет.
Дт 71 Кт 50 — погашаем задолженность перед подотчетником.
Третий вид — это другие расчеты с сотрудниками и наемными работниками, которые указываются на счете 73.
Если у вас образовалась невостребованная кредиторская задолженность, ее нужно списать. Воспользуйтесь подсказками экспертов КонсультантПлюс, получив пробный доступ, и бесплатно узнайте как правильно оформить проводки в бухучете.
Долги по налогам и сборам
Для отражения информации, которая свидетельствует о состоянии уплаты налогов и сборов, служит счет 68. На нем кредитуются суммы налогов, рассчитанные в декларациях и предназначенные к уплате, а дебетуются суммы налогов, уплаченные в казну и суммы НДС, списанные со счета 19. Аналитический учет по счету 68 проводится по видам налоговых платежей.
Дт 90 Кт 68 — начисляем НДС.
Дт 68 Кт 19 — предъявляем НДС к вычету.
Дт 68 Кт 51 — уплачиваем сумму налога в бюджет.
Кредиторка по соцстраху
Задолженность такого рода следует указывать по счету 69. Он, в свою очередь, содержит субсчета, на которых по кредиту приводятся платежи по соцстраху и на соцобеспечение работников. Здесь же по кредиту указываются суммы, предназначенные для перевода в фонды медицинского страхования.
Проводки будут выглядеть так:
Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 69-1 — начисляем взносы по соцстраху.
Дт 69-1 Кт 51 — уплачиваем эти взносы.
О том, как правильно исчислить страховые взносы, смотрите в материале «Предельные суммы для начисления страховых взносов».
Долги перед иными дебиторами и кредиторами
Для того чтобы суммировать информацию о других расчетах (не указанных в данной статье выше) по операциям, проведенным с дебиторами и кредиторами, применяется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
На приведенном счете, например, разрешено приводить расчеты по страхованию (как имущественному, так и личному), выставленным партнерам претензиям, средствам, которые подлежат удержанию из зарплаты сотрудников компании в адрес иных лиц по постановлениям контрольных органов, судов, различных исполнительных документов и пр. В свою очередь, тогда для каждой категории открывается отдельный субсчет.
Так, операциям, соответствующим страхованию, будут соответствовать следующие проводки:
Дт 44 Кт 76-1 — относим страховую премию на расходы.
Дт 76-1 Кт 51 — выплачиваем страховую премию.
Итоги
Подводя итоги, отметим, что кредиторская задолженность возникает при образовании денежного обязательства. При этом разным категориям обязательств в бухучете соответствуют вполне определенные счета расчетов.
Кредиторская задолженность подлежит учету до момента ее полного погашения. Если долг окажется непогашенным, то по истечении срока давности ее следует списать (пп. 7, 10.4 ПБУ 9/99).
Срок, в течение которого можно подавать иск о взыскании долга, равен 3 годам. Отсчет ведется с момента, в который возникли долговые обязательства (ст. 195, 196 ГК РФ). Только в этот период государство гарантирует, что претензия будет иметь судебное продолжение.
Для чего необходимы дебет и кредит
Бухгалтерский учет необходим для функционирования предприятия. Он позволяет получать доход от работы компании, фиксировать все поступления средств, расходы. Данные бухгалтерского учета постоянно меняются в зависимости от работы предприятия. Понятия дебета и кредита, можно сказать, являются одними из основных в бухучёте.
Что собой представляет дебет и кредит?
Дебет – это приход средств, прибыль компании. Источники поступлений могут быть самыми разными:
Кредит – это расходы. Несмотря на наводящее название, данный пункт не обозначает кредитование. Это любые убытки организации:
Кредит является уменьшением капитала, который принадлежит компании. Под капиталом подразумевается недвижимость, оборудование, деньги и прочие материальные объекты.
Особенности ведения счетов
Активно-пассивные счета в методологии бухгалтерского учета по ссылке
Бухгалтерский учет предполагает двойную запись. Составляется таблица, в левую колонку которой вписывается дебет, а в правую – кредит. Большинство счетов разделяются на две категории:
ВНИМАНИЕ! Значение дебета и кредита будет зависеть от того, к каким счетам они относятся. Если дебет находится на активном счете, он отображает приход средств, если на пассивном – расход.
Функции дебета и кредита
Любые операции, связанные с дебетом и кредитом, необходимо фиксировать для следующих целей:
ВАЖНО! Кредит и дебет – показатели работы предприятия. Они позволяют проверить стабильность компании и ее прибыльность. Правильное ведение бухгалтерской документации важно, прежде всего, для самой организации. К примеру, если дебет компании больше кредита, положение предприятия очень хорошее. Аналогичная оценка актуальна при совпадении показателей. Кредит, превышающий дебет, свидетельствует о дефиците бюджета.
Примеры
Понять функции и особенности рассматриваемых проводок проще на примере. Итак, предприятие совершило оплату за партию продукции, доставленной поставщиком. Дебиторская задолженность перед другими организациями увеличилась. Все изменения фиксируются на дебете счета №60. Данный счет отвечает за расчеты с поставщиками и прочими субъектами хозяйственной деятельности.
Активы предприятия, в связи с растратами, сокращаются. Поэтому нужно внести изменения в счет №51 под названием «Расчетный счет».
ВАЖНО! Бухгалтерский счет не может вестись произвольно. К нему предъявляются строгие требования. Сначала бухгалтер указывает дебет, а затем кредит.
Проводка, исходя из приведенных в примере условий, будет выглядеть следующим образом: Дебет 60, Кредит 51 «Оплата поставщику».
После оплаты поставщик предоставил товар предприятию. Он увеличил активы компании. Привезенная продукция фиксируется на счету 41 «Товары». Произошло также сокращение задолженности поставщика перед предприятием. Данное изменение фиксируется на счету 60 по кредиту.
Проводка будет выглядеть так: Дебет 41, Кредит 60 «Поставка товаров поставщиком».
Что значит «сводить дебет с кредитом»?
Сведение дебета с кредитом необходимо для получения баланса. Баланс предприятия дает представление о фактическом капитале компании. То есть, о материальных активах без учета расходов.
Рассмотрим простой пример. Расходы предприятия составили, в данном месяце, 100 000 рублей. Доходы его равны 150 000 рублей. То есть, баланс будет составлять 50 000 рублей.
Это самый примитивный пример, который в полной мере не отображает реальное ведение дел. Расходы и доходы включают в себя не только деньги, но и материальные ценности, оборудование и прочее имущество. Однако на примере денег проще понять особенности сведения дебета с кредитом.
В каких сферах используются проводки по дебету и кредиту?
Без приведенного бухгалтерского учета не обойдутся следующие предприятия:
Бухгалтерский учет необходим для любого зарегистрированного юридического лица. Он потребуется для расчета налогов, определения состояния компании.
Что такое сальдо?
ВАЖНО! Пример расчета сальдо по активному и пассивному счету от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Сальдо компании также рассчитывается на основании кредита и дебета. Представляет собой оно разницу между доходами и расходами за определенное время. Позволяет определить чистый доход от деятельности компании. Для получения сальдо достаточно вычесть из показателей дебета показатели кредита.
Если сальдо положительное, то есть, доход превышает расход, это отражается на активных счетах в качестве дебетового сальдо. Если же расходы будут больше прибыли, показатель фиксируется на пассивном счете в качестве кредитового сальдо.
ВАЖНО! Компания может называться прибыльной в тот момент, когда на активных счетах дебет становится больше кредита. Показатели прибыльности или убыточности рассчитываются ежегодно. Возможно также получение промежуточных значений.
Дебет и кредит – бухгалтерские термины. Предполагают учет доходов и расходов в бухгалтерских документах. Показатели являются принципиальными для всех зарегистрированных компаний. С полученными значениями можно проводить различные операции. К примеру, получив разницу между дебетом и кредитом, можно получить показатели чистой прибыли предприятия.
Что такое дебет и кредит простыми словами
Выражение «свести дебет с кредитом» знакомо, наверное, каждому. При этом многие даже примерно не понимают, что это значит. Поэтому ниже попытаемся как можно проще объяснить, что же такое дебет и кредит.
У любого действия в организации должно быть 2 операции — приходная и расходная.
Чтобы было легче вести такой учет, были введены понятия «дебет» и «кредит». В переводе с латыни языка «дебет» означает «должен он», а «кредит» — «должен я».
Таким образом, каждый счет делится на две половинки:
Чтобы было понятнее, рассмотрим простой пример. Представьте, что вы идете в магазин(назовем «Касса», достаете из кошелька 100 000 рублей и покупаете платье. В этом случае сумма уходит из кредита счета «Кошелек покупателя» и приходит дебету счета «Касса». Чтобы отразить это в бухгалтерском учете, надо взять оба этих счета и записать 100 000 рублей 2 раза:
Обратите внимание, что стоимость всегда уходит из кредита счета, а попадает в дебет. Такой перевод стоимости называется двойной проводкой.Следовательно:
Дебет – это часть бухгалтерской проводки, указывающая на получателя средств. КрЕдит показывает источник, откуда поступили эти средства.
Что такое дебетовое и кредитовое сальдо
Итак, вы решили открыть торговую точку по продаже теплиц. Дело было осенью. При этом, чтобы нам было проще, ни денег, ни долгов, ни даже самих теплиц у вашей организации пока нет. Но зато уже есть покупатель, который хочет купить у вас три теплицы на общую сумму 100 000 рублей и оставить их (теплицы) у вас на хранение до весны.
На этом первый месяц вашей работы закончился и пора подводить итоги.
Кредитовый и дебетовый оборот
В конце месяца необходимо подсчитать дебетовые и кредитовые обороты.
Для счета «Кошелек покупателя» кредитовый оборот составил 100 000 рублей, а дебетовый — 0.
«Касса»: дебетовый оборот — 100 000 рублей, кредит — 90 000 рублей.
«Р/с в банке»: дебетовый оборот — 90 000 рублей, кредит — 80 000 рублей.
«Поставщик»: дебетовый оборот — 80 000 рублей, кредит — 160 000 рублей.
«Склад»: дебетовый оборот — 160 000 рублей, кредит — 0.
Что такое дебетовое сальдо
Теперь остается вывести остаток, который получился по всем счетам. Эта величина будет называться «Итоговое сальдо». Чтобы посчитать сальдо, надо из большего оборота минусовать меньший.
Рассмотрим для примера «Р/с в банке». Оборот по дебету составляет 90 000 рублей, а по кредиту — 80 000. Первая сумма больше, значит, сальдо здесь дебетовое: 90 000–80 000=10 000 рублей. Запишем его в дебетовой части счета и заключим в красный прямоугольник.
Теперь обратите внимание на счет «Поставщик»: здесь сальдо по дебету 80 000 рублей, а по кредиту — 160 000. В данном случае сальдо получилось кредитовым: 80 000 – 160 000 = 80 000 рублей (также в красном прямоугольнике).
То же самое проделываем и с остальными счетами. В итоге у нас получается такой результат:
Разберем, что означает сальдо по каждому из этих пяти счетов.
По счету «Кошелек покупателя» сальдо кредитовое и оно напоминает, что весной вы должны отдать покупателю теплицы на сумму 100 000 рублей.
Сальдо на счете «Касса» дебетовое. Оно означает, что в кассе вашей организации лежит 10 000 рублей.
Дебетовое сальдо по третьему счету показывает, что на счете в банке у вас есть еще 10 000 рублей.
По четвертому счету получилось кредитовое сальдо, которое не даст забыть, что вы должны производителю 80 000 рублей.
Ну и последний счет с дебетовым сальдо рассказывает о том, что на вашем складе лежат теплицы на сумму 160 000 рублей.
Что дальше?
Вы продолжаете работать, и в балансе надо отражать последующие операции. Но вначале необходимо перенести конечные сальдо прошлого периода на начало нового. Такие сальдо будут называться входящими, записывать их надо в соответствующую колонку: дебетовое сальдо — в левую, кредитовое — в правую.
Вернемся к примеру. Вы решили перечислить из кассы на расчетный счет еще 7 000 рублей. Задействуются два счета. Сначала не забываем перенести по ним входящие остатки (на рисунке ниже обведены зеленым), затем записываем проводку на 7 000 (в Кт «Касса» и в Дт «Р/с»).
Больше никаких действий за этот период по счетам не проводилось.
В конце 2-го месяца сначала вычисляем обороты, при этом на входящее сальдо внимание пока не обращаем (обороты обведены голубым). Затем считаем итоговое сальдо (в красном прямоугольнике), уже учитывая входящий остаток. Получается следующая картина:
Конечно, это довольно примитивные примеры. На деле в бухгалтерском учете все гораздо сложнее. Но получить базовые понятия, что такое дебет, кредит и сальдо, из этой статьи вполне можно.