доля государственных субсидий в финансировании здравоохранения наиболее высока укажите 2 страны
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
001. В мире есть следующее число моделей здравоохранения:
002. Младенческая смертность наименьшая:
в) в Великобритании
003. Использование коечного фонда самое эффективное:
в) в Великобритании
004. Наибольшие затраты на здравоохранение в расчете на душу населения в Европе
г) в Великобритании
005. Государственная модель здравоохранения работает
д) в Великобритании
006. Радикальная реформа государственного здравоохранения наиболее выражена
д) в Великобритании
007. Первичная медико-санитарная помощь как глобальная программа выдвинута
008. Семейные врачи имеют наибольшее распространение
г) в Великобритании
009. Доля государственных субсидий в финансировании здравоохранения наиболее высока (укажите 2 страны)
010. Здравоохранение максимально децентрализовано
а) в Великобритании
а) частной, не коммерческой
012. Наибольший взнос в регулярный бюджет ВОЗ делает
г) Саудовская Аравия
013. Важным достижением ВОЗ в мире является:
а) ликвидация малярии
б) ликвидация полиомиелита
г) ликвидация холеры
014. Не является преимущественным направлением ВОЗ в современных условиях
а) прямая финансовая поддержка национальных программ
б) сбор и распространение информации и оказание экспертно- консультативной помощи
в) разработка международных классификаций, стандартов, нормативов, правил
015. ВОЗ существует
016. ВОЗ объединяет
017. Россия как правопреемница ВОЗ входит
а ) в Восточно-Средиземноморский регион ВОЗ
б) в Африканский регион ВОЗ
в) в Американский регион ВОЗ
г) в регион Юго-Восточной Азии
д) в Европейский регион
е) в регион Западной части Тихого океана
018. Основной целью ВОЗ, закрепленной в ее Уставе, является
а) борьба с болезнями
б) достижение всеми народами возможности высшего уровня здоровья
в) совершенствование служб здравоохранения
019. В функции ВОЗ не входит
а) действовать в качестве руководящего и координирующего органа в области международного здравоохранения
б) поощрять и развивать борьбу с болезнями и медицинские научные исследования
в) оказывать техническую помощь правительствам по их запросам
д) разрабатывать и распространять международные стандарты
а) избавление человечества от всех болезней
б) обеспечение всему населению доступа к медицинскому обслуживанию и уменьшение разрыва в состоянии здоровья населения разных стран
021. ВОЗ планировал, что к 2001 году будет сокращена до минимума распространенность следующих болезней
а) столбняк новорожденных, лепра, корь
022. Европейские региональные задачи по достижению здоровья для всех предусматривают, что к 2000 году в регионе не должно быть местных случаев заболевания, за исключением
в) столбняк новорожденного
д) эпидемический паротит
023. Европейской региональной организацией ВОЗ поставлена задача, чтобы к 2010 году продолжительность предстоящей жизни при рождении составляла не менее
024. Всемирный день здоровья, установленный ВОЗ, ежегодно отмечается
Квалификационные тесты по организации здравоохранения и общественному здоровью (стр. 35 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 |
б) государственная система наблюдения, анализа и оценки состояния здоровья населения и среды обитания, а также определения причинно-следственных связей показателей состояния здоровья с воздействием факторов среды обитания
в) деятельность органов и учреждений здравоохранения по наблюдению за состоянием здоровья населения, разработке и обеспечению реализации мер, направленных на устранение влияния вредных факторов среды обитания на здоровье
066. Основным направлением перспективного развития Госсанэпидслужбы России является
а) построение сети центров госсанэпиднадзора в строгом соответствии с административно-территориальным и национально-территориальным делением страны
б) развитие принципов экстерриториального построения службы путем укрупнения сети учреждений, создания межрайонных, зональных, межрегиональных центров, региональных объединений и ассоциаций
в) перечисленное в пп. а) и б)
067. Основным направлением перспективного развития Госсанэпидслужбы России являются
а) техническое перевооружение всех учреждений службы, повышение фондооснащенности и фондовооруженности учреждений и специалистов
б) конценрация государственных централизованных вложений и средств службы на строительстве и реконструкции, техническом оснащении крупных учреждений, лабораторных центров
в) перечисленное в пп. а) и б)
068. Основным направлением перспективного развития Госсанэпидслужбы России является
а) сохранение действующей нормативной базы санитарного законодательства, созданной за годы существования санэпидслужбы
б) разработка новых законодательных актов, пересмотр всех санитарных правил, норм, методических, инструктивных и директивных документов бывшего Минздрава СССР на основе современного законодательства с учетом опыта предыдущего нормативного регулирования
в) создание принципиально новой нормативной базы
069. Основным направлением перспективного развития Госсанэпидслужбы России является
а) наращивание кадрового потенциала службы за счет увеличения подготовки специалистов в ВУЗАХ
б) поэтапное сокращение подготовки специалистов гигиенического и эпидемиологического профиля в ВУЗАХ, мед. училищах на основе совершенствования и повышения качества додипломной и последипломной подготовки врачей и среднего медицинского персонала, введения системы лицензирования и аккредитации профессиональной деятельности в учреждениях службы
в) сохранение имеющегося кадрового потенциала службы
070. Основным направлением перспективного развития Госсанэпидслужбы России является
а) усиление госсанэпиднадзора по экстенсивному пути (увеличение числа и частоты обследований объектов, лабораторных исследований и т. п.)
б) усиление и повышение эффективности госсанэпиднадзора путем разработки и внедрения новых технологий, форм ип методов надзорной деятельности, информатизации службы, системного подхода к оценке санитарно-эпидемиологической обстановки на подконтрольных объектах, территориях, оценки состояния здоровья населения и среды обитания человека, использования в полном объеме представленных полномочий по борьбе с санитарными правонарушениями
в) усиление мер административного принуждения
071. Управление предусматривает последовательную реализацию следующих функций
а) постановка задачи – организация исполнения – контроль
б) определение целей – определение ресурсов – организация исполнения – оценка результатов
в) планирование – организация – мотивация – контроль
072. В государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации существует несколько уровней управления
073. Этапами планирования деятельности являются
а) оценка текущей ситуации, осуществление организационных мероприятий, установление системы контроля
б) оценка текущей ситуации, формулирование задач, определение ресурсов, необходимых для решения задач
в) подготовка плана мероприятий, установление системы контроля, подведение итогов исполнения плана
074. Основным фактором, определяющим структуру учреждения, является
а) наличие кадров и материально-технических ресурсов
в) место учреждения в структуре управления
г) все перечисленное
075. Основной функцией центров госсанэпиднадзора первого уровня является
г) все перечисленное
076. Основной функцией центров госсанэпиднадзора второго уровня является
г) все перечисленное
077. Основной функцией учреждения госсанэпидслужбы третьего уровня является
г) все перечисленное
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
001.Следующие затраты на национальное здравоохранение от ВВП отмечены в США в 2006 году:
002. Следующие затраты на национальное здравоохранение от ВВП отмечены в России в 2007 году:
в) в Великобритании
004. В мире есть следующее число моделей здравоохранения:
005. Детская смертность наименьшая:
в) в Великобритании
006. Использование коечного фонда самое эффективное:
в) в Великобритании
007. Наибольшие затраты на здравоохранение в расчете на душу населения в Европе
г) в Великобритании
008. Государственная модель здравоохранения работает
д) в Великобритании
009. Радикальная реформа государственного здравоохранения наиболее выражена
д) в Великобритании
010. Первичная медико-санитарная помощь как глобальная программа выдвинута
011. Семейные врачи имеют наибольшее распространение
г) в Великобритании
012. Доля государственных субсидий в финансировании здравоохранения наиболее высока (укажите 2 страны)
а) в Великобритании
а) частной, не коммерческой
015. Наибольший взнос в регулярный бюджет ВОЗ делает
016. Важным достижением ВОЗ в мире является:
а) ликвидация малярии
б) ликвидация полиомиелита
г) ликвидация холеры
017. Не является преимущественным направлением ВОЗ в современных условиях
а) прямая финансовая поддержка национальных программ
в) разработка международных классификаций, стандартов, нормативов, правил
020. Россия как правопреемница ВОЗ входит
а) в Восточно-Средиземноморский регион ВОЗ
б) в Африканский регион ВОЗ
в) в Американский регион ВОЗ
г) в регион Юго-Восточной Азии
д) в Европейский регион
е) в регион Западной части Тихого океана
021. Основной целью ВОЗ, закрепленной в ее Уставе, является
а) борьба с болезнями
б) достижение всеми народами возможности высшего уровня здоровья
в) совершенствование служб здравоохранения
022. В функции ВОЗ не входит
а) действовать в качестве руководящего и координирующего органа в области международного
б) поощрять и развивать борьбу с болезнями и медицинские научные исследования
в) оказывать техническую помощь правительствам по их запросам
д) разрабатывать и распространять международные стандарты
а) избавление человечества от всех болезней
б) обеспечение всему населению доступа к медицинскому обслуживанию и уменьшение разрыва в
состоянии здоровья населения разных стран
024. По данным Девятой общей программы ВОЗ, намеченобыло ликвидировать к 2001 году во всем мире следующие болезни
а) дракункулез, полиомиелит
025. ВОЗ планировал, что к 2001 году будет сокращена до минимума распространенность следующих болезней
а) столбняк новорожденных, лепра, корь
а) программа ВОЗ по оздоровлению окружающей Среды
б) общенациональная программа интегрированной профилактики неинфекционных заболеваний
027. Европейские региональные задачи по достижению здоровья для всех предусматривают, что к 2000 году в регионе не должно быть местных случаев заболевания, за исключением
Глава Минфина назвал долю направленных на соцподдержку расходов бюджета
На социальные вопросы в федеральном бюджете 2021 года заложено более 35% всех расходов, сообщил глава Минфина Антон Силуанов журналистам на полях инвестиционного форума «Россия зовет!», передает корреспондент РБК.
По его словам, эти средства будут направлены на поддержку «наиболее уязвимых слоев населения, включая пенсионеров, низкооплачиваемых работников и других малоимущих».
Силуанов пояснил, что в основу проекта бюджета ложатся предложения парламентариев, поручения президента и главы правительства, «которые основаны на запросах граждан и экспертной оценке органов власти, в том числе Минфина». Взаимодействие с регионами, по его словам, идет «в режиме онлайн», как и взаимодействие с представителями различных отраслей экономики.
«Анализируем поступающие предложения, оцениваем их эффективность и последствия принятия таких решений для граждан, бизнеса и региональных бюджетов. Видим все ограничения, часто скрытые от отраслевых специалистов, и ищем возможности для балансировки бюджета», — пояснил глава ведомства.
Социальные расходы федерального бюджета подсчитаны как сумма расходов по разделам «Социальная политика» (около 5,6 трлн руб. на 2021 год), «Здравоохранение» (более 1,1 трлн руб.) и «Образование» (около 1,1 трлн руб.), пояснили РБК в Минфине. Доля этих расходов в общем бюджете составляет около 36%. В 2020 году аналогично подсчитанная доля социальных расходов составит около 34% (исходя из плана на 1 сентября), в 2019 году составила около 35%.
В разделе «Социальная политика» преобладающее место занимают расходы на пенсионные выплаты. Структура социальных (в расширенном понимании) расходов в 2021–2023 годах претерпела определенные изменения относительно 2013–2019 годов за счет роста так называемых производительных расходов (способствующих росту ВВП) по разделам «Здравоохранение» и «Образование» в процентах к ВВП при снижении трат на социальную политику в узком смысле, отмечали РАНХиГС и Институт Гайдара в недавнем заключении на проект бюджета.
Раздел 1 Общественное здоровье и здравоохранение в современных условиях (стр. 30 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 |
в) определяют вину, в зависимости от обстоятельств
055. При отказе органов прокуратуры в возбуждении уголовного дела главные государственные санитарные врачи и их заместители
а) могут привлекать виновных лиц к другим видам ответственности
б) не могут привлекать виновных лиц к другим видам ответственности
056. Основанием для рассмотрения дел о санитарных правонарушениях является
а) акт санитарного обследования
б) протокол о санитарном правонарушении
в) все вышеперечисленное
057. Дела о санитарных правонарушениях вправе рассматривать
а) главные государственные санитарные врачи и их заместители
б) должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы
в) должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы и административные комиссии местных органов исполнительной власти
058. Постановление о наложении штрафа на граждан и должностных лиц может быть обжаловано
а) вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю
б) в районный (городской) народный суд
в) вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю, после чего жалоба может быть подана в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным
059. Социально-гигиенический мониторинг-это
а) деятельность учреждений госсанэпидслужбы по организации и осуществлению наблюдения за состоянием здоровья населения в связи с состоянием здоровья населения и в связи с состоянием среды обитания
б) государственная система наблюдения, анализа и оценки состояния здоровья населения и среды обитания, а также определения причинно-следственных связей показателей состояния здоровья с воздействием факторов среды обитания
в) деятельность органов и учреждений здравоохранения по наблюдению за состоянием здоровья населения, разработке и обеспечению реализации мер, направленных на устранение влияния вредных факторов среды обитания на здоровье
060. В случае отказа лица, совершившего санитарное правонарушение, от подписания протокола в нем обязательно
а) излагаются мотивы отказа
б) делается запись об этом
в) подписываются свидетели
061. Дело о санитарном правонарушении рассматривается
а) по месту жительства обвиняемого
б) по месту учета транспортных средств
в) по месту его совершения
062. Руководители предприятий обязаны налагать дисциплинарные взыскания по представлению главного государственного санитарного врача
б) в отдельных случаях
063. Руководитель предприятия самостоятельно определяет вид дисциплинарного взыскания за совершение его подчиненным санитарного правонарушения
б) в отдельных случаях
064. Постановление о наложении административного взыскания объявляется по окончанию рассмотрения дела
б) в недельный срок
в) в десятидневный срок
065. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении с момента его вынесения
066. Правом получать без ограничений сведения и документы, необходимые для решения возложенных на Роспотребнадзор задач, наделены
а) руководители управления Роспотребнадзора, их заместители, специалисты
в) врачи, работающие в ЦГиЭ
067. Правом приостанавливать или прекращать проектирование, строительства и эксплуатацию объектов надзора наделены
а) главные государственные санитарные врачи и их заместители
б) руководители структурных подразделений центров ГСЭН
в) врачи, работающие в учреждениях госсанэпидслужбы
г) все специалисты, осуществляющие Госсанэпиднадзор
068. Правом передачи материалов в органы прокуратуры по санитарным правонарушениям обладают
а) главные государственные санитарные врачи и их заместители
б) руководители отделов (отделений) центров ГСЭН
в) врачи, работающие в учреждениях госсанэпидслужбы
г) все перечисленные выше категории лиц
069. Правом рассмотрения дела о санитарном правонарушении обладают
а) главный государственный санитарный врач территории
б) заведующий отделом (отделением) центра Госсанэпиднадзора
г) помощник санитарного врача
д) все перечисленные выше лица
070. Лицо, привлекаемое к административной ответственности за санитарное правонарушение, вправе
а) знакомиться с материалами дела
б) представлять доказательства
в) пользоваться юридической помощью адвоката
г) обжаловать постановление по делу
д) реализовать все перечисленное выше
071. Виды ответственности за совершение санитарного правонарушения
в) гражданско-правовая (экономическая)
д) все перечисленное выше
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
001. В мире есть следующее число моделей здравоохранения:
002. Младенческая смертность наименьшая:
в) в Великобритании
003. Использование коечного фонда самое эффективное:
в) в Великобритании
004. Наибольшие затраты на здравоохранение в расчете на душу населения в Европе
г) в Великобритании
005. Государственная модель здравоохранения работает
д) в Великобритании
006. Радикальная реформа государственного здравоохранения наиболее выражена
д) в Великобритании
007. Первичная медико-санитарная помощь как глобальная программа выдвинута
008. Семейные врачи имеют наибольшее распространение
г) в Великобритании
009. Доля государственных субсидий в финансировании здравоохранения наиболее высока (укажите 2 страны)
010. Здравоохранение максимально децентрализовано
а) в Великобритании
а) частной, не коммерческой
012. Наибольший взнос в регулярный бюджет ВОЗ делает
013. Важным достижением ВОЗ в мире является:
а) ликвидация малярии
б) ликвидация полиомиелита
г) ликвидация холеры
014. Не является преимущественным направлением ВОЗ в современных условиях
а) прямая финансовая поддержка национальных программ
в) разработка международных классификаций, стандартов, нормативов, правил
015. ВОЗ существует
016. ВОЗ объединяет
017. Россия как правопреемница ВОЗ входит
а) в Восточно-Средиземноморский регион ВОЗ
б) в Африканский регион ВОЗ
в) в Американский регион ВОЗ
г) в регион Юго-Восточной Азии
д) в Европейский регион
е) в регион Западной части Тихого океана
018. Основной целью ВОЗ, закрепленной в ее Уставе, является
а) борьба с болезнями
б) достижение всеми народами возможности высшего уровня здоровья
в) совершенствование служб здравоохранения
019. В функции ВОЗ не входит
а) действовать в качестве руководящего и координирующего органа в области международного здравоохранения
б) поощрять и развивать борьбу с болезнями и медицинские научные исследования
в) оказывать техническую помощь правительствам по их запросам
д) разрабатывать и распространять международные стандарты
а) избавление человечества от всех болезней
б) обеспечение всему населению доступа к медицинскому обслуживанию и уменьшение разрыва в состоянии здоровья населения разных стран
021. ВОЗ планировал, что к 2001 году будет сокращена до минимума распространенность следующих болезней
а) столбняк новорожденных, лепра, корь
022. Европейские региональные задачи по достижению здоровья для всех предусматривают, что к 2000 году в регионе не должно быть местных случаев заболевания, за исключением
в) столбняк новорожденного
д) эпидемический паротит
023. Европейской региональной организацией ВОЗ поставлена задача, чтобы к 2010 году продолжительность предстоящей жизни при рождении составляла не менее
024. Всемирный день здоровья, установленный ВОЗ, ежегодно отмечается
Тема 3. Государственные расходы
Целью изучения темы является ознакомление с сущностью и структурой государственных расходов.
Достижение цели предусматривает решение следующих задач :
Оглавление
3.1. Понятие и принципы организации государственных расходов
При возникновении финансовой науки внимание учёных было занято преимущественно процессами формирования доходов. Только во II половине XIX в. появляются так называемые цивильные листы, где отражались расходы на содержание монарха и членов его семьи, расходы на народное образование, пенсии по старости, расходы на развитие народного хозяйства. К концу же XIX в. ситуация изменилась на противоположную – учеными было признано, что в финансовом хозяйстве не доходы, а расходы имеют решающее значение, т. к. частное хозяйство не может тратить больше, чем у него есть доходов.
Государственные расходы – это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием фондов финансовых ресурсов субъектов экономических отношений в целях финансирования основных затрат расширенного воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей.
Специфика общественного назначения государственных расходов состоит в обеспечении финансирования государственной деятельности: экономической, социальной, управленческой, военной и т. д.
Объём и структура государственных расходов в ВВП зависят от следующих факторов:
Государственные расходы осуществляются из различных фондов: как централизованных (бюджеты различных уровней, а также государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фонды государственных предприятий).
В настоящий период в странах со смешанной экономикой определяющими остаются централизованные государственные расходы, а государственный бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для осуществления государством своих конституционных функций. Таким образом, расходы государственного бюджета уже государственных расходов. Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для их последующего перераспределения и использования в целях государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на всей её территории.
Основная часть расходов местных бюджетов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством: финансирование муниципального строительства, дорожного хозяйства, общественного транспорта, затрат на просвещение, здравоохранение.
Финансовое звено внебюджетных фондов осуществляет расходы, обусловленные назначением этих фондов. Сюда относятся расходы по социальному обеспечению и социальному страхованию граждан страны, обязательному медицинскому страхованию, занятости населения, проведению различных экономических мероприятий и пр.
Расходы, относящиеся к финансам государственных предприятий, включают два вида затрат – текущие, которые связаны с обеспечением функционирования этих предприятий, и капитальные, т. е. инвестиции, идущие на обновление и расширение основного капитала. В составе текущих расходов основное место занимает заработная плата, а также затраты по различным элементам, обеспечивающим производство продукции или предоставление услуг. Среди инвестиций наиболее крупные расходы относятся к пополнению парка оборудования, строительно-монтажным работам. Расходы государственных предприятий подчинены задаче обеспечения воспроизводства общественного капитала, стимулирования получения монополиями высоких прибылей.
Финансирование осуществляется в различных формах, зависящих от субъекта, которому предназначаются государственные средства. Формы и методы финансирования государственных расходов определяются сущностью производственных отношений, экономической природой и функциями государства.
Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляет систему государственных расходов. Организационное построение данной системы базируется на определённых принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся: целевое направление средств, безвозвратность расходования государственных ресурсов, бесплатность, соблюдение режима экономии, контроль за их использованием.
Целевое направление средств означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой – заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т. п.
Государство устанавливает приоритетность тех или иных потребностей, регламентируя порядок их удовлетворения, исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов.
Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, выделяемые на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к итогу использования государственных ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.
Бесплатность означает, что выделение бюджетных средств производится без уплаты государству каких-либо доходов в виде процентов или других видов оплаты ассигнований.
Принцип соблюдения режима экономии может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.
Контроль направлен на борьбу с бесхозяйственностью и расточительством, на соблюдение законности и требований финансовой дисциплины при расходовании средств.
3.2. Виды государственных расходов
Государственные расходы могут классифицироваться по различным признакам. Дадим характеристику основных видов госрасходов (рис. 1).
Риc. 1. Классификация государственных расходов
В отношении экономических результатов государственные расходы делятся на производительные и непроизводительные. Производительные – это те расходы, которые или увеличивают преимущественное достояние государства или укрепляют экономические основы частного хозяйства. Непроизводительные расходы – это те, которые не дают ни одного из этих результатов, но не являются бесполезными.
По характеру потребностей расходы делятся на обыкновенные и чрезвычайные. Обыкновенные – отвечают постоянным потребностям государства и возобновляются с каждым финансовым годом. Чрезвычайные – обусловлены случайными и изменчивыми потребностями. Обыкновенные расходы покрываются обыкновенными доходами (налогами, пошлинами и пр.), а чрезвычайные – посредством чрезвычайных поступлений (продажа государственного имущества или заключение займа).
В самом общем виде расходы государства могут быть разделены на две большие группы:
Основную часть расходов составляет первая группа. Лишь в случае войны или внешнеэкономической экспансии доля второй группы может возрасти.
По целевому назначению расходы государства подразделяются на три группы: текущие расходы (бюджет текущего потребления), капитальные (бюджет развития) и расходы, связанные с образованием и обслуживанием страховых и резервных фондов. Каждая группа расходов утверждается отдельно.
Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, услуг народному хозяйству, выплату процентов по государственному долгу – внутреннему и внешнему, бюджетные ссуды на текущие нужды и др.
Капитальные расходы включают в себя затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, т. е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.
По общественному назначению расходы государства могут быть поделены на следующие группы:
Кратко рассмотрим каждую из них.
Экономические расходы – имеют важное народно-хозяйственное значение: они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства. Важное место принадлежит инвестициям. Они расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь, дороги, мелиорацию), которые требуют огромных капиталовложений, поскольку низко рентабельны; финансирование новых прогрессивных отраслей, таких как атомная, космическая и т. д.; финансирование убыточных отраслей – угольно-добывающих, сельского хозяйства, научно-исследовательских работ, особенно фундаментальных исследований, требующих крупного сосредоточения финансов.
Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важнейшим государственным расходам. В их состав всегда включаются такие основные группы расходов: на содержание личного состава, вооружение, материально-техническое оснащение; на строительство военных объектов, на военные исследования и разработки; на пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей; на подготовку кадров; на создание запасов и ресурсов на случай войны и др. Это – прямые военные расходы. Существуют косвенные военные расходы, т. е. расходы на ликвидацию последствий войны и милитаризации, пенсии и пособия участникам войны, на восстановление разрушенного хозяйства, затраты на перевод экономики на мирные рельсы. Скрытые военные расходы включают в себя исследовательские расходы, расходы на подготовку к мобилизационным мероприятиям, по подготовке населения на случай ведения войны. При формировании военного бюджета следует учитывать его безвозвратный и непроизводительный характер. Лишь часть затрат, а именно затраты на военные исследования и разработки, могут косвенно принести экономический эффект. Доходы государства, получаемые от реализации третьим странам военной техники и технологий, не сокращают военных расходов, поскольку предприятия, производящие вооружение, как правило, не относятся к военному ведомству, однако составляют значительную часть доходов бюджета.
Расходы на управление – сюда входят расходы на содержание законодательных органов, правительства, местных органов власти и управления, милиции, органов судопроизводства и прокуратуры.
Внешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это – прямые субсидии компаниям из бюджета (субсидируют некоторые виды товаров, в частности, имеющих важное значение для военно-промышленного комплекса), освобождение экспортёров от налогов, предоставление кредита экспортёру или импортёру на льготных условиях, страхование экспорта и т. п. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.
Среди расходов федерального бюджета России особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Данный вид затрат зачастую включается в состав внешнеэкономических расходов. Государственный долг возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита. Его появление связано с превышением бюджетных расходов над его доходами, т. е. государство становится заёмщиком финансовых средств или у населения, банков и предприятий, и в этом случае возникает внутренний государственный долг, или у другого государства или международных финансовых организаций, когда возникает внешний государственный долг. Формами привлечения заёмных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.).
Государственные расходы по признаку участия в общественном воспроизводстве подразделяются на средства государства, направляемые на финансирование материального производства и непроизводственной сферы. Такое разграничение в направлении средств характеризует совокупную роль государства в регулировании экономического и социального развития общества.
По отраслевому признаку расходы группируются в материальном производстве по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т. д. В непроизводственной сфере выделяются расходы на социально-культурные мероприятия:
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
Законодательные и инструктивные материалы
Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
«Практикум» содержит методические указания и задания для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов по 3 теме дисциплины «финансы»