должен ли быть договор со школой
Должен ли быть договор со школой
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Должна ли образовательная организация заключать договор (договор о предоставлении бесплатного начального общего образования) с родителями (законными представителями)? Существует ли типовая форма? Не будет ли это являться нарушением, так как образование (начальное, общее, среднее) является бесплатным?
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Должна ли школа заключать договор с родителями первоклашки?
Должна ли образовательная организация заключать договор (договор о предоставлении бесплатного начального общего образования) с родителями (законными представителями)? Существует ли типовая форма? Не будет ли это являться нарушением, так как образование (начальное, общее, среднее) является бесплатным?
Из содержания ч.ч. 2-3 ст. 53 Закона N 273-ФЗ следует, что в отдельных случаях распорядительному акту образовательной организации должен предшествовать договор на образование. К таковым относятся:
Как видим, лица, поступающие в образовательную организацию для освоения программы начального общего образования, равно как и иные лица, которым гарантирована бесплатность образования (ч. 3 ст. 5 Закона N 273-ФЗ), в этом перечне не поименованы. Следовательно, заключение с ними письменного договора на образование не требуется.
Указание в п. 1 ч. 1 ст. 54 Закона N 273-ФЗ о том, что сторонами договора на образование являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, и лица, зачисляемые на обучение (их законные представители), на наш взгляд, имеет ограничительную сферу действия и в совокупности с положениями ст. 53 Закона N 273-ФЗ обязательно лишь в отношении несовершеннолетних, зачисляемых по образовательным программам дошкольного образования, либо иных граждан, независимо от формы образования, но на платной основе (смотрите также п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706).
Если же образовательная организация, помимо образовательных услуг, оказывает учащимся дополнительные услуги, например, по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня (ст. 66 Закона N 273-ФЗ), то заключение договора необходимо (письмо Министерства образования и науки РФ от 14 ноября 2014 г. N 08-ПГ-МОН-35967).
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Должен ли быть договор со школой
Статья 54. Договор об образовании
1. Договор об образовании заключается в простой письменной форме между:
1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);
2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.
2. В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).
4. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» на дату заключения договора.
5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.
7. Наряду с установленными статьей 61 настоящего Федерального закона основаниями прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке этой организацией в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося.
8. Основания расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре.
9. Правила оказания платных образовательных услуг утверждаются Правительством Российской Федерации.
С 01.01.2023 в ч. 10 ст. 54 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).
10. Примерные формы договоров об образовании по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и дополнительным общеобразовательным программам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Примерные формы договоров о высшем образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Примерная форма договора о дополнительном профессиональном образовании утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
(часть 10 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
Договор о предоставлении общего образования подписать или нет?
С началом нового учебного года много чего интересного и нового было придумано в школах. А в целом, что в них происходит в реальности знает далеко не каждый родитель или просто некогда это узнавать. Зачастую если нам дают в школе что-либо подписать, мы, полагаясь на компетентность «Дающего» подписываем, даже не прочитав, что же мы подписываем.
Обращаюсь к родителям, чьи дети уже посещают школы или чьи дети еще не пошли в школу, но это не за горами. В данном посте речь пойдет о договоре об образовании. Многие родители как уже было написано выше уже столкнулись с таким договором и опять же повторюсь, не глядя подписали его (устали после работы, лишь бы отстали и так проблем хватает и прочее). Из личного опыта могу сказать следующее.
1. Не каждая образовательная организация может составить грамотный договор, именно поэтому его необходимо прочитать от и до.
2. В таких договорах всегда есть подвох. В моем случае подвох заключался в том, что родители обязаны якобы обеспечить ребенка канцелярией, одеждой за свой счет и далее следовало «И Т.П.». Вот это самое «и т п» сразу смутило. Начались вопросы к руководству школы, зачем такой договор и что подразумевается под » И Т П? Сразу внесу ясность, что накануне «рождения» данного договора о предоставлении бесплатного общего образования со школой возник буквально скандал на пустом месте, том, кто же должен обеспечивать детей рабочими тетрадями, которые я думаю каждый родитель уже покупал за свой счет и неоднократно, а каждый год, но по теме Рабочих тетрадей к учебникам, а также прописей для детей начальной школы в другом посте. Вот это самое И Т П в последствии дает по большому счету школе право, в случае бездумного подписания договора родителями, требовать от нас того самого обеспечения наших детей, за свой счет хотя-бы теми же рабочими тетрадями. Кроме того, в ст. 53 Федерального закона «Об образовании в РФ» четко оговорено в каких случаях договор об образовании обязателен, а в каких он просто не предусмотрен. Так вот при получении бесплатного общего образования такой договор — это инициатива школы и при чём какая-то безграмотная инициатива. Родители имеют право подписать такой договор, равно такое же право не подписывать ничего. Соглашусь, что во многих школах практикуется оказание давления на родителей и даже давление на детей. Это уже давно не секрет. Мой личный опыт в этом плане дает мне право говорить об этом открыто. Один из моих детей подвергался такому давлению, что не увенчалось для школы успехом, а увенчалось приобретением проблем и вопросов со стороны контролирующих органов. Но это снова другая тема. Все описанное жизненно, реально и многие родители не знают, как противостоять этим надуманным школами условиям и рамкам, в которые нас как стадо вгоняют повсеместно. Конституцией РФ установлено право каждого на получение бесплатного образования. Федеральным законом об образовании» установлены права и обязанности, школ и родителей. Чётко разграничена ответственность. И вывод из этого однозначный, никаких договоров на получение бесплатного общего образования ВЫ ИМЕЕТЕ ПОЛНОЕ ПРАВО НЕ ПОДПИСЫВАТЬ.
Уважаемые родители, берегите себя и обязательно своих детей. И не нужно бояться противостоять тем, кто совершает или пытается совершить противоправные действия в отношении Ваших ребятишек. Своих детей нужно защищать и делать это грамотно. Прошло то время, когда все плыли по течению, дома в тихушку поплакав делали что потребуют. Защищайте своих детей, не давайте их унизить, обидеть. Они Ваши, и никто кроме Вас их не защитит. А что касается того, идти ли на компромиссы с «ошибающимися учреждениями образования» или наказывать их за ВСЁ, решать только Вам.
Должен ли быть договор со школой
В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Аналогичное положение предусмотрено статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.
Частью 2 статьи 63 Федерального закона установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона).
Учитывая, что статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования и обучения, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).
Обучающиеся в форме семейного образования в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. Образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом вышеуказанный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно статье 33 Федерального закона, экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Следует отметить, что согласно Федеральному закону экстерны являются обучающимися (часть 1 статьи 33 Федерального закона) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.
Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона).
Основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона).
Необходимо отметить, что в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несёт ответственность за качество образования, при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несёт ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.
Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона).* Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.
Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося и образовательные организации, обеспечивающие получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (часть 4 статьи 58 Федерального закона).
В связи с изложенным:
Представляется разумным, что по желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка.
Взаимоотношения между родителями (законными представителями) и образовательной организацией определяются в заявлении родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.
Следует отметить, что в качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, могут быть определены не только общеобразовательные организации, но и образовательные организации других типов, например, вузы, которым Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. Это будет способствовать повышению объективности оценки получения образования и обучения в семейной форме. Особенно актуально в условиях, когда ребенок, не ликвидировавший в установленные сроки академическую задолженность, должен продолжить получение общего образования, как правило, в общеобразовательной организации.
2. Учитывая целостность образовательного процесса, взаимосвязь обучения и воспитания, для обучающихся в форме семейного образования системой образования должны быть созданы условия по их социализации, интеграции в соответствующие детские коллективы. Указанные условия могут быть обеспечены путем предоставления возможности таким обучающимся осваивать дополнительные образовательные программы, в том числе в образовательных организациях, в которых они проходят соответствующую аттестацию.
3. Статья 35 Федерального закона гарантирует право обучающихся по основным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней в пределах федеральных государственных образовательных стандартов на бесплатное пользование во время обучения учебниками и учебными пособиями, необходимыми в учебном процессе.
В этой связи, обучающиеся по образовательным программам в форме семейного образования должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями.
Причём обеспечение указанных обучающихся учебниками и учебными пособиями возможно производить не только из фондов библиотеки организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся проходит промежуточные и (или) государственную итоговую аттестации, но и посредством создания специализированного библиотечного фонда субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
4. Согласно статье 9 Федерального закона обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации организуется предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Указанная помощь в том числе, помощь обучающимся в составлении индивидуального учебного плана, в случае необходимости обучающимся в семейной форме может быть оказана психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети проходят аттестацию, либо в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
5. В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).
Таким образом, учредителем образовательной организации могут быть определены нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций, затраты на приобретение учебных изданий (учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы), периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией общеобразовательной программы, затраты на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Кроме того, при выборе родителями (законными представителями) сочетания различных форм получения образования (семейная форма) и форм обучения (в организации, осуществляющей образовательную деятельность) нормативные затраты помимо вышеуказанных должны предусматривать затраты, покрывающие возможность освоения отдельных компонентов образовательной программы в организации.
6. В части возможности оказания поддержки родителям (законным представителям) при получении несовершеннолетними общего образования в форме семейного образования.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (статья 5 Федерального закона).
Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»)**.
* Зачисление в образовательную организацию лица, находящегося на семейной форме образования для продолжения обучения в образовательной организации осуществляется в соответствии с Порядком приема в общеобразовательные учреждения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № 107
** В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Обзор документа
Новым Законом об образовании предусмотрены различные формы его получения. Учитываются потребности и возможности личности.
Образование можно получить как в соответствующих организациях, так и вне них. Речь идет, в частности, о семейном образовании. Родителям нужно учитывать мнение ребенка и должным образом организовать процесс обучения.
При выборе семейного образования родители информируют об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, где они проживают.
Обучающиеся в форме семейного образования вправе пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях по аккредитованной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, могут пройти экстерном аттестацию бесплатно. Образовательной организацией должен быть принят локальный акт, регламентирующий прохождение процедур.
Экстернами являются лица, зачисленные в организацию для аттестации. Они наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах и в других мероприятиях. Могут рассчитывать на социально-педагогическую и психологическую помощь, на бесплатную психолого-медико-педагогическую коррекцию.
Рассмотрен еще ряд нюансов при получении семейного образования.
Так, в качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, могут быть определены не только школы, но и, например, вузы, которые вправе реализовывать общеобразовательные программы.
Для рассматриваемых категорий обучающихся нужно создать условия по их социализации, интеграции в детские коллективы. Также их необходимо обеспечивать необходимыми учебниками и пособиями.
Представляется важным обратить внимание на следующее. Федеральные, региональные органы госвласти, органы местного самоуправления полностью или частично обеспечивают содержание лиц, нуждающихся в соцподдержке, в период получения ими образования. Таким образом, можно предусмотреть компенсации для семей, которые выбрали указанную форму образования.