должен ли экономист проверять табель учета рабочего времени
Экономист и кадровик: доверяй, но проверяй!
Метод разделения труда существует с древнейших времен. Такой способ работы использует в своей деятельности практически любая организация. При этом разделение труда требует, чтобы все отделы взаимодействовали между собой. Так и кадровики, выполняя свои обязанности, должны учитывать потребности других подразделений.
Журнал «Я кадровик» уже освещал вопрос взаимодействия отдела кадров и отдела по расчету зарплаты на производственном предприятии. Сейчас мы решили поговорить о важности взаимопонимания и взаимопомощи между кадровиками и экономистами в медицинском учреждении. О точках пересечения этих двух отделов и о том, как проще и быстрее они могут найти общий язык, рассказывает менеджер по проектной работе Дмитрий ШАФРАН.
В чьих руках благополучие ЛПУ?
Основные задачи экономиста — анализ, планирование и прогнозирование деятельности медучреждения, составление штатного расписания и тарификационных списков, формирование фонда оплаты труда. Экономисты контролируют хозяйственную деятельность организации, работают над эффективной экономией и производительностью труда, выявляют резервы и стараются предупреждать потери. Во многом от профессионализма и ответственности планово-экономического отдела зависят эффективная работа больницы и уровень оплаты труда специалистов.
Для формирования штатного расписания, тарификационных списков, фонда оплаты труда, для планирования численности персонала и составления свода отчетов экономисту необходимы актуальные сведения из отдела кадров: они вносят приказы о приеме, переводе, увольнении, изменении надбавок, об очередном отпуске. Поскольку здесь присутствует человеческий фактор, возможны ошибки, которые сразу же находят отражение в неточных цифрах.
Во многих ЛПУ экономисты не доверяют тем данным, которые предоставляют кадровики. Встречаются организации, у которых в приказе о приеме указано «оплата соответственно положению» или отдел кадров готовит и распечатывает «рыбу» приказа о приеме на работу, в которую экономисты вписывают необходимые цифры. Подобные ситуации происходят именно в тех ЛПУ, где экономисты не доверяют отделу кадров.
По мнению некоторых экономистов ЛПУ, доверие — не метод работы. Порой экономисты утверждают, что для составления отчетов по стажу или персоналу кадровики им не нужны и что проще вносить данные самим, чем исправлять ошибки.
А кто-то из экономистов предполагает, что легче вести свою тарификационную таблицу в Excel. Тогда взаимодействие отделов строится по такой схеме: кадровик принимает сотрудника, а приказ о приеме или копию его относит экономисту, который вносит сведения из приказа в тарификационные списки. Вероятность ошибки снижается, но при этом любые изменения по сотрудникам экономистам надо отслеживать и обновлять вручную: смена фамилии, перевод, повышение квалификации. Если в штате ЛПУ не более ста человек, то экономисты уже наизусть знают, где кто работает, у кого когда должна смениться надбавка, кто получил категорию. Но если штат большой, то все держать в голове очень сложно.
В программе «Контур-Персонал Медицина» успешно работают:
Автоматизация спешит на помощь!
Основной источник недоверия экономистов к кадровикам заключается в устаревшей информации. Внедрение программы, автоматизирующей кадровое делопроизводство, позволяет решить эту проблему и грамотно распределить обязанности между кадровиками и экономистами.
Прежде всего, в системе «Контур-Персонал Медицина» экономист формирует штатное расписание, где расписаны все источники финансирования, оклады и надбавки, положенные по должности. В нем можно посмотреть количество ставок всего, количество нормативных ставок и количество ставок по источникам финансирования: бюджет, ОМС, хозрасчет и др. Таким образом, экономисты снимают с плеч кадровиков обязанность по заведению штатного расписания. Затем специалисты СКБ Контур загружают в программу информацию по сотрудникам, а кадровики ее корректируют, формируют приказы о приеме. В приказах они указывают, на какой должности работает сотрудник, основная это работа или по совместительству, количество ставок. А также отмечают, какие у него надбавки за стаж и категорию, почетные звания, персональные коэффициенты. И в этом случае уже отдел кадров работает во благо планово-экономического отдела: теперь можно в любой момент построить тарификационные списки, они будут актуальны и будут постоянно обновляться без участия экономистов. Например, сформированный приказ о переводе, измененная надбавка, увольнение — все это сразу же отражается в тарификации.
Но и тут есть нюанс: если кадровик не внес изменения надбавок за стаж, оперативно не отследил присвоение какой-либо категории, то в тарификации будут отражаться некорректные надбавки. Поэтому, даже используя программу автоматизации кадрового делопроизводства, экономисты тщательно проверяют тарификационные списки.
Затем на основе тарификации экономист делает сводный отчет, после чего формирует фонд оплаты труда. Кроме основного фонда экономисты должны учитывать затраты на различные переработки, замещения, оплату праздничных и ночных часов, дежурств, замещений на период отпусков и стажировок. «Контур-Персонал Медицина» помогает все учитывать и рассчитывать.
Мы устраним остатки разногласий
Иногда у кадровиков и экономистов возникают разногласия по поводу источников финансирования в тарификационных списках. Например, у врача 0,5 ставки финансируется из бюджета, а 0,5 — из ОМС. Соответственно, экономисты хотят иметь возможность построить тарификацию отдельно по ОМС и по бюджету. А с точки зрения кадров, этот врач работает на одной ставке: у него один трудовой договор и один приказ о приеме.
Специалисты проекта «Контур-Персонал Медицина» делают все возможное, чтобы работать с программой было комфортно всем участникам процесса кадрового делопроизводства. В ближайшей новой версии программы появится возможность делить ставку сотрудника по различным источникам финансирования и формировать соответствующие тарификационные списки.
Вне зависимости от того, какие складываются взаимоотношения между кадровым и планово-экономическим отделами, программа «Контур-Персонал Медицина» упрощает работу и минимизирует риски ошибочного ввода данных.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Что бухгалтер должен проверить в табеле перед тем, как считать выплаты работникам
«Зарплата», 2015, N 10
Из этой статьи вы узнаете:
Табель является первичным учетным документом, поэтому должен быть оформлен правильно.
Кто заполняет табель учета рабочего времени
Работодатель обязан вести учет времени, отработанного каждым работником (ч. 4 ст. 91 ТК РФ). Этот учет ведут в табеле. В нем отражают часы работы, дни отпуска, нетрудоспособности и т.д.
Руководитель компании назначает работников, ответственных за ведение табеля. Как правило, это руководители подразделений. Назначение ответственных оформляют приказом и знакомят с ним ответственных работников под роспись. В компаниях с большой численностью может быть отдельная ставка табельщика. Табельщик передает табель в кадровую службу, оттуда он попадает в бухгалтерию уже заполненным. Бухгалтер использует данные табеля для начисления выплат работникам компании.
Какой должна быть форма табеля
Чем удобны унифицированные формы
Унифицированные формы N N Т-12 и Т-13 утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1. В них предусмотрены все обязательные реквизиты, коды для обозначения периодов времени.
Форма N Т-12 содержит два раздела:
В разд. 1 содержится информация об использовании сотрудниками рабочего времени.
Раздел 2 предназначен для заполнения бухгалтером, но заполнять его необязательно. Как правило, для расчетов с работниками бухгалтер использует другие регистры: лицевой счет, расчетно-платежные ведомости и т.д.
Форма N Т-13 состоит из одного раздела и предназначена для автоматизированного учета присутствия (входа/выхода) работников на территории работодателя.
Какой должна быть собственная форма табеля
Компания вправе разработать свою форму табеля (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Письмо Роструда от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1). Ее можно подготовить на базе унифицированных бланков и дополнить графами и строками для информации, которая нужна для учета рабочего времени.
В собственном варианте табеля должны быть предусмотрены:
Бухгалтер должен проверить оформление табеля учета рабочего времени.
Что бухгалтер должен проверить в табеле
Поскольку табель является первичным учетным документом для расчета зарплаты, он должен быть правильно оформлен.
Обязательные реквизиты готового табеля
Перечень обязательных реквизитов первичных бухгалтерских документов установлен в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Обязательные реквизиты табеля
Что должно быть в табеле
Табель учета рабочего времени
Последнее число периода табелирования (например, 15 и 30 сентября).
Наименование экономического субъекта, составившего документ
Наименование компании (можно типографским способом).
Наименование структурного подразделения
Содержание факта хозяйственной жизни
Информация об использовании сотрудниками рабочего времени (Ф.И.О., табельные номера, должности работников, буквенные или числовые коды времени)
Величина натурального измерения факта хозяйственной жизни, единицы его измерения
Числовые показатели использованного времени (единица измерения (час, день))
Наименование должности лиц, ответственных за оформление документа
Наименования должностей ответственных:
Подписи лиц, ответственных за оформление документа
Коды в табеле
В табеле используют коды для обозначения времени работы и отдыха. Они могут быть буквенными или числовыми.
Совет от редакции. Удобнее использовать буквенные коды. Вы не перепутаете числа кода с числом часов.
В унифицированных формах табеля есть возможность дополнить список готовых кодов. Например, при необходимости можно добавить коды:
Какие проблемы возникнут, если табель оформлен неправильно
Табель учета рабочего времени могут требовать при проверках:
Опираясь на данные табеля, они вправе не признать расходы на оплату труда и выплату пособий. Приведем несколько примеров из судебной практики.
Пример спора по налогу на прибыль
При проверке налоговые инспекторы обнаружили, что в табеле не отмечено время работы исполнительного директора компании. В совокупности с другими обстоятельствами дела инспекторы исключили из состава расходов начисленную ему зарплату. Инспекторы пояснили свою позицию следующим образом.
Суммы расходов на оплату труда должны быть обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ и ст. 255 НК РФ). В этом случае их можно учесть при расчете налога на прибыль.
Одним из документов для обоснования заработной платы является табель. В нем не было записей об отработанном времени.
В итоге компания проиграла дело. Судьи сочли, что налоговые инспекторы правильно доначислили налог на прибыль, пени и штраф на общую сумму более 1,5 млн руб. (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.05.2014 по делу N А29-1550/2013).
Примеры споров по незачету пособий
Одним из аргументов стали записи о рабочем времени в табеле. В нем было указано, что отпуск по беременности и родам начался с 3 октября.
Как отметили судьи, это обстоятельство является нелогичным и необоснованным, поскольку работодатель 3 октября не мог предполагать, что 24 октября работнице будет выдан листок временной нетрудоспособности по беременности и родам с освобождением именно с 3 октября.
Контролеров поддержали судьи первой, апелляционной и кассационной инстанций (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.08.2014 по делу N А70-9085/2013).
С его помощью компания смогла обосновать выплату пособия по беременности и родам (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.09.2015 N Ф04-23509/2015 по делу N А03-23802/2014).
Если табель оформлен неправильно
Итак, бухгалтер проверил табель, который поступил ему из отдела кадров. Если в табеле не хватает обязательных реквизитов или есть лишние записи, бухгалтер должен вернуть документ в кадровую службу для исправления и доработки.
Ответы на вопросы читателей об оформлении табеля
Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы подписчиков журнала «Зарплата» об оформлении табеля учета рабочего времени.
Как показать в табеле время работы совместителя по двум должностям?
Если работник-совместитель занят в двух разных подразделениях, его фамилия будет отражена в табеле каждого из них.
Если работник трудится по совместительству в том подразделении, где исполняет основную работу, сведения о времени его работы будут показаны в одном табеле двумя строками.
Во второй строке будут повторяться фамилия, имя, отчество работника, но профессия (должность) и табельный номер должны соответствовать второму трудовому договору, заключенному на условиях внутреннего совместительства.
Кого нельзя указывать в табеле учета рабочего времени?
Н.И.Ивашова, инспектор отдела кадров
В табеле не должно быть отметок о выполнении работ по договорам гражданско-правового характера. Если бухгалтер обнаружит их в табеле, это ошибка. Она грозит тем, что гражданско-правовой договор могут переквалифицировать в трудовой и доначислить взносы в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также пени и штраф.
Как при суммированном учете рабочего времени отразить в табеле часы сверхурочной работы?
При суммированном учете рабочего времени есть два вида сверхурочных.
Могут ли быть проставлены два кода в один день?
Если в течение одной смены работник трудился в пределах нормы рабочего времени, а также за ее пределами, в табеле будет два кода. И это не ошибка табельщика.
Также через дробь коды могут быть проставлены в других случаях, например когда работник:
Пример. Два кода в один день
В ходе инвентаризации расчетов с работниками выяснилось, что в предпраздничный рабочий день 30 апреля 2015 г. инженер Е.И. Вольф отработал 8 часов. В табеле стоит код «Я».
Правильно ли это? Как должен быть отмечен этот день в табеле учета рабочего времени, если работнику установлена норма 40 ч в неделю?
Решение. В табеле учета рабочего времени 30 апреля нужно проставить два кода и два показателя количества отработанных часов через дробь: Я/С и 7/1 (см. образец ниже).
Фрагмент табеля учета рабочего времени. Отражение сверхурочной работы накануне нерабочего праздничного дня
Фамилия, инициалы, должность (специальность, профессия)
Отметки о явках и неявках на работу по числам месяца
Учет рабочего времени: фиксируем, подсчитываем, оплачиваем
От выбранного режима работы на предприятии, от способа фиксации фактически отработанного времени напрямую зависят зарплатные начисления и прочие выплаты сотрудникам. Об основных правилах и сложных нюансах учета рабочего времени подробно расскажет наш постоянный автор Эмма Форштретер.
Нормативно-правовое обоснование
В процессе изучения правил учета рабочего времени мы неоднократно обратимся к следующим нормативно-правовым актам:
— Трудовому кодексу РФ (далее — ТК РФ);
— Федеральному закону от 6.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ);
— Постановлению Госкомстата РФ № 1 от 1.01.2004 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее — Постановление Госкомстата № 1).
С 1 января 2013 года необязательно использовать унифицированные формы. Табель учета рабочего времени, графики сменности, кадровые приказы и иные документы организации вправе разрабатывать самостоятельно. Но опыт показывает, что чаще всего применяются предложенные Госкомстатом формы.
Режим работы
Понятие режима рабочего времени включает в себя порядок распределения нормы рабочего времени сотрудника в конкретной организации в течение определенного периода (сутки, неделя, месяц). И здесь можно выделить несколько вариантов:
Общие для предприятия положения указывают в коллективном договоре или в Правилах внутреннего трудового распорядка, режим конкретного сотрудника — в его трудовом договоре.
В документе, который регламентирует режим работы сотрудника, должно быть прописано несколько важных моментов. Во-первых, продолжительность рабочей недели. Это может быть стандартная 5-дневная рабочая неделя, плавающие выходные, работа 2 через 2 и пр.
Как бы ни была организована трудовая неделя, вы должны обеспечить сотрудникам обязательные дни отдыха — не менее 42 часов подряд (ст. 110 ТК РФ). Исключение — вахтовый метод: допускается только 1 выходной в неделю.
Второй важный вопрос — продолжительность ежедневной работы (смены). В большинстве случаев это 8-часовой рабочий день, но существуют и другие варианты, например, сокращенный день для определенных категорий сотрудников (несовершеннолетние, инвалиды, сотрудники на вредных и опасных производствах и пр.).
Обратите внимание на такое понятие, как «ненормированный рабочий день». Оно не подразумевает работу в выходные, праздники или по ночам. Речь идет только о превышении нормальной продолжительности рабочего дня. Такой формат занятости оплачивается в обычном размере, но работнику полагается дополнительный оплачиваемый отпуск сроком не менее 3 дней.
Врезка: Ненормированный рабочий день не фиксируется в табеле учета рабочего времени. В табеле проставляются часы стандартного рабочего дня, а указание на особый режим работы и продолжительность дополнительного отпуска содержится в трудовом договоре.
В документах может быть отражено разделение рабочего дня на части, гибкое рабочее время и иные варианты, допустимые законодательством.
В трудовом договоре или в Правилах внутреннего распорядка обязательно указывается время начала и окончания рабочего дня, время и продолжительность перерывов на отдых и обед (не менее 30 минут и не более 2 часов).
Табель учета рабочего времени
Данные об отработанном и неотработанном времени коллег специалист по кадрам или другой уполномоченный сотрудник вносит в первичную форму учета — табель. Традиционно используются унифицированные форма № Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда» или форма № Т-13 «Табель учета рабочего времени» (Постановление Госкомстата РФ № 1). Организация может разработать и утвердить свою форму табеля учета рабочего времени, но в этом случае документ должен содержать все необходимые реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.
Программа Контур-Персонал автоматически ведет табель в соответствии с выбранным графиком и с учетом всех отклонений, оформленных приказами по отпускам, больничным, неявкам, переработкам и пр
Для заполнения табеля Госкомстат предусмотрел систему условных обозначений. Но вы вправе разработать собственные. Тем более что предложенный ведомством перечень учитывает далеко не все возможные варианты занятости сотрудников. Например, для отражения работы в ночное время на вахте или в выходные дни в командировке условные обозначения отсутствуют.
Заполнение табеля может быть организовано по-разному:
Компаниям с небольшой численностью и стандартным режимом рабочего времени удобно фиксировать только отклонения. Если же на предприятии большое количество сотрудников с разными режимами работы, целесообразно использовать сплошную регистрацию.
Поденный и суммированный учет рабочего времени
Для учета рабочего времени бухгалтер вправе выбрать один из методов в зависимости от особенностей организации труда на предприятии: поденный или суммированный учет рабочего времени. Первый метод подходит небольшим организациям с нормальным режимом работы: 5-дневная неделя с 8-часовым рабочим днем.
Более трудоемким считается ведение суммированного учета рабочего времени. Его применяют, когда затруднительно соблюдать ежедневную, еженедельную, ежемесячную продолжительность рабочего времени, соответствующую нормальной продолжительности рабочего времени по производственному календарю (ст. 100 ТК РФ). При внедрении в организации суммированного учета рабочего времени регистрация явок/неявок в табеле учета рабочего времени выполняется сплошным методом.
При суммированном учете показатели фактически отработанного времени за месяц/неделю/день, как правило, отличаются от норм, установленных производственным календарем. Работодатель обязан установить учетный период: месяц, квартал, полугодие или год, по итогам которого фактически отработанное время должно совпадать с нормой рабочего времени по производственному календарю. Переработки в течение одних временных отрезков учетного периода должны быть компенсированы за счет недоработок в другие промежутки времени.
Пример. Охранник, режим работы — сутки через трое. Для данного сотрудника применяется суммированный учет рабочего времени с учетным периодом — квартал. В январе за счет выхода охранника на смену в праздничные и выходные дни фактически отработанное время превысило норму производственного календаря. В феврале показатели совпали. В марте специалист кадровой службы должен таким образом составить график работы данного сотрудника, чтобы по итогам квартала фактически отработанное время совпало с нормой по производственному календарю.
Сменный режим работы
Особо следует поговорить про сменный режим работы. Он вызывает много вопросов как при табелировании, так и при расчете оплаты труда. Вводить сменный режим работы целесообразно, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность трудового дня или оборудование на предприятии работает круглосуточно.
Если работодатель принимает на работу нового сотрудника, сменный режим работы уже прописан в трудовом договоре. Однако если возникла необходимость перевести на работу в сменном режиме всех или нескольких ранее принятых на работу сотрудников, необходимо соблюсти несколько процедур:
При составлении графика сменности необходимо учитывать ограничения по продолжительности рабочего дня для отдельных категорий граждан и в предпраздничные дни.
Особые случаи
Существует еще несколько моментов, о которых нельзя забывать при учете рабочего времени. Так, для сотрудников, чей труд связан с вредными или опасными условиями, с 1 января 2014 года ограничен учетный период — не более 3 месяцев (ст. 104 ТК РФ).
В 2015 году в ТК РФ внесено уточнение: если сезонный или технологический характер производства требует увеличения учетного периода, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года. Пока, однако, подобных соглашений не разработано, а значит, предприятия не могут в одностороннем порядке отказаться от максимальной продолжительности учетного периода в 3 месяца.
Еще один сложный для работодателя вопрос — возникшая по итогам учетного периода недоработка. Это может стать результатом неграмотного составления графика смен. Если такому сотруднику установлена почасовая система оплаты труда, снижается уровень его дохода, а значит, работодатель обязан доплатить до уровня среднего заработка. Причиной недоработанных смен могут быть и форс-мажорные обстоятельства, когда виноваты внешние факторы. В этом случае работодатель должен сохранить за работником 2/3 тарифной ставки или оклада пропорционально отработанному времени (ст. 155 ТК РФ).
Обратная ситуация — переработка у сотрудника. Сложность заключается в том, что о переработке кадровик узнает только в конце учетного периода при сопоставлении фактически отработанного времени и нормы производственного календаря. При расчетах помните о неотработанных на законном основании днях: отпуск, отгул, больничный и пр. — все они уменьшают норму. Далее определите, работал ли сотрудник в течение учетного периода в праздничные дни. Эти дни уже были оплачены не менее чем в двойном размере (ст. 153 ТК РФ), поэтому дополнительно оплачивать эти часы (дни) как сверхурочные не следует (п. 4 Разъяснений от 08.08.1966 № 13/П-21, утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 № 465/П-21; Решение ВС РФ от 30.11.2005 № ГКПИ05-1341). Если после всех вычислений у сотрудника сохраняются отработанные сверх нормы часы, работодатель оплачивает их в повышенном размере: первые два часа — не менее чем в полуторном размере, последующие — не менее чем в двойном (ст. 152 ТК РФ).
Подчеркнем, что чрезвычайно важно соблюдать правила учета рабочего времени. Это влияет на расчет заработной платы и доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Корректное заполнение табеля учета рабочего времени позволяет правильно рассчитаться с работником за его труд и, что немаловажно, учесть всё фактически отработанное время в трудовом стаже.
Об авторе: Эмма Форштретер, юрист (специализация — трудовое право), аттестованный преподаватель Минфина России в области бухгалтерского учета и отчетности, аттестованный консультант по налогам и сборам.