должна ли дискуссия проходить в форме диалога
Диалог и дискуссия: слышать и быть услышанным
Александр Лузин, эксперт учебного центра Международной организации труда (Турин, Италия), кандидат экономических наук, член Американской академии менеджмента, международный консультант по управлению
Наш «инструментарий» межличностного общения практически ограничен лишь двумя инструментами — диалогом и дискуссией. Используя их ежедневно, мы, тем не менее, не удосуживаемся провести грань между этими принципиально отличными формами коммуникации. А напрасно — ведь простое осознание их особенностей, плюсов и минусов открывает для нас возможность значительно повысить содержательность и качество принимаемых решений. Кроме того, умелое использование этих инструментов способствует росту доверия и взаимного уважения.
Наш «инструментарий» межличностного общения практически ограничен лишь двумя инструментами — диалогом и дискуссией. Используя их ежедневно, мы, тем не менее, не удосуживаемся провести грань между этими принципиально отличными формами коммуникации. А напрасно — ведь простое осознание их особенностей, плюсов и минусов открывает для нас возможность не только сократить продолжительность совещаний и обсуждений, но и значительно повысить содержательность и качество принимаемых решений. Кроме того, умелое использование этих инструментов способствует росту доверия и взаимного уважения в коллективе.
Слово «диалог» происходит от древнегреческого dialogos, означающего свободное течение идей между «берегами» — участниками дискуссии. Диалог призван способствовать спокойному восприятию, осмыслению и развитию высказываемых идей. В противоположность диалогу термин «дискуссия», имея один и тот же корень со словами percussion и concussion (столкновение, отражение, противостояние), подразумевает словесный пинг-понг, когда идеи перебрасываются от одного участника дебатов к другому. При этом каждый стремится доказать свою правоту или продвинуть собственную идею.
Игнорирование принципиальных различий этих двух основных инструментов коммуникации часто приводит к изменению характера обсуждения. Вместо того чтобы постараться достичь объемного видения, глубокого и всестороннего понимания рассматриваемой проблемы всеми участниками, они оказываются вовлечены в острую, эмоциональную полемику. Эмоции и амбиции каждого придают обсуждаемой проблеме все более субъективную окраску и лишают участников возможности достичь разумного решения.
Основные различия между дискуссией и диалогом
Диалог | Дискуссия |
Развитие идеи | Убеждение |
Целостное восприятие | Селективный отбор |
Логика | Эмоции |
Победитель — победитель | Победитель — побежденные |
Консенсус | Компромисс |
Эти коммуникационные инструменты — диалог и дискуссия — нацелены на получение принципиально разных результатов (в одном случае — это совместное осмысление, углубление высказываемых идей, во втором — их продвижение, навязывание, критика). В первом случае доминирует логика, во втором — эмоции. Для того чтобы придать дискуссии более спокойный и конструктивный характер и уменьшить эмоциональное влияние выступающего, в племенах американских индейцев говорящему полагалось стоять спиной к участникам.
Как правило, по завершении дискуссии большинство участников остаются недовольными: их идеи оказались отвергнутыми, и торжествует лишь малая группа «победителей». Диалог, наоборот, нацелен на достижение консенсуса, когда каждая точка зрения должна быть услышана и совместно найдено общее оптимальное (по мнению участников) решение.
Достоинства и преимущества диалога очевидны, однако в современном «реактивном» мире временной фактор часто становится решающим. Это означает необходимость пожертвовать консенсусом (достижение которого потребовало бы массу времени) и довольствоваться компромиссом. Следует также иметь в виду, что эмоции могут играть и положительную роль — брошенный вызов зажигает людей, активизирует мышление и воображение, формирует мощный эмоциональный настрой.
Несколько практических советов
1. Диалог всегда должен предшествовать дискуссии. Это позволит получить единое, более многогранное и глубокое видение проблемы, которое редко удается сформировать в одиночку.
2. Успешный диалог возможен лишь при соблюдении трех условий:
3. Чаще используйте «мозговой штурм» (идеальная комбинация диалога и дискуссии), особенно при поиске новых, неординарных решений. Сессия «мозгового штурма» включает две фазы:
Главное и в диалоге, и в дискуссии — это умение слушать и слышать, что именно ваши коллеги и подчиненные пытаются донести до окружающих. Это трудно, значительно труднее, чем говорить и спорить, но намного важнее.
Дискуссия как форма диалога.
1) Тезисы должны быть чётко сформулированы и понятны субъекту
2) Тезис должен оставаться неизменным в ходе диалога
3) Тезис не должен содержать в себе логических противоречий
4) В процессе диалога решаются 3 взаимосвязанные задачи:
— отношение к проблеме дискуссий
— отношение к участникам дискуссий
— отношение к каждому участнику
Технологии проведения дискуссий.
Задача модератора на каждом из этапов дискуссий.
1) Этап ориентации. Задача: объяснить, что обсуждается, зачем нужна дискуссия и до какой степени следует решать обсуждаемую проблему, установить время дискуссий, объявить участникам о месте и времени, создать необходимую мотивацию, заинтересовать всех участников дискуссий, изложить проблему в виде некоторого противоречия, добиться понимания участников пробелы дискуссии, сформулировать вопросы и попросить, чтобы все участники задавали вопросы, начать обмен мнениями лучше без оценок, предоставить всем участников высказать свои предположения, представить участника друг друга, ориентировать участников на коллективное решение, сообщить о преимуществах группового общения, создать приятную атмосферу, активизировать пассивную часть, оказывать поддержку и помощь выступающим, внимательно слушать каждого, рекомендовать без боязни.
2) Оценка. Максимум инфо, выслушать всех, свои предложения модератор (руководитель) высказывает последним, подвести частичные итоги, держаться в русле проблемы, тактично останавливать отклонившихся от темы, всем поочерёдно предоставлять слово, не допускать диалогов и монологов и чрезмерной активности одних за счёт других, поддерживать деловую атмосферу, требовать ясного изложения мыслей, модератору больше спрашивать и слушать, говорить по существу, не допускать личной конфронтации, устранять недоразумения между участниками, и оценочные суждения, которые направлены на личные качества оппонента, поддерживать тёплую атмосферу, уделять внимание каждого участника, внимательно выслушивать каждого, требовать ясной аргументации, уточнять неясное предположение, активизировать пассивных участников, обратиться к молчунам с вопросами и попросить, чтобы они высказались, сохранять беспристрастность.
3) Чёткие внятные подведения итогов, формулировка выводов, решения, сравнить итог с поставленной целью, напомнить участникам цель и сопоставить с темой дискуссий, принять решения на основе мнений всех субъектов, учитывать мнение всех участников при подведении итогов, помочь участникам прийти к согласованному мнению, сохранять обстановку несмотря на разность мнений, подчеркнуть вклад каждого.
Мишель Монтель «Оборотень».
Функции модератора: связать дискуссии с жизненными ситуациями, сформулировать противоречия как проблемы, поддерживать обстановку критичности, оказывать содействия в нейтрализации некорректных выступлений, следит за регламентов, направлять дискуссию в нужное русло, видеть замечания, которые могут возникнуть (возражения, вопросы), нейтраизация:
— локализация, ограничение области ответов
— анализ, выяснения оценок, неточности
— выбор тактики ответа
Опережение зависит от тактики выбора ответов. Не противоречит высказыванию, мнению участников, оправдываться, прикрывать слабые места, защищаться, лучше наступать.
Для конструктивного ведения дискуссии обходимо:
Находить в высказываниях противоречия, вскрывать и отмечать в случае некорректного суждения и неправильного ответа, выявлять искажения и цитирования мыслей, доказывать недопустимость обобщения.
Беседа – самая распространённая форма диалога в коммуникативной деятельности, целенаправленный вид группового общения, в основном беседа направлена на достижение определённых целей.
Преимущества деловой беседы: возможность дифференцированного подхода к предмету обсуждения, быстрота реагирования на высказывания партнёра.
Разновидности беседы: аналитическая, конструктивная, профессиональная.
В совокупности все перечисленные формы диалога составляют часть аналитического жанра в структуре средств массовой коммуникации.
Ток-шоу, обозрение, комментарий и корреспонденция.
Ток-шоу как современный метод воздействия на массовые аудитории и как аналитический жанр является наиболее современным видом деятельности коммуникации поскольку организация и проведение данной формы возможно лишь с помощью телевидения, потому что одновременно в даннй форме используется интервью, дискуссия, оценка и анализ конкретной проблемы.
1) строгая персонифицированность, т.е. личность ведущего имеет очень важное значение и влияние
2) наличие или присутствие медиа-персон или героев во время передачи
3) наличие зрителей
4) наличие компетентных экспертов
все аналитические жанры имеют специфические особенности поскольку в обязательной форме проводится как анализ, так и оценка. И одновременно осуществляется личностно-групповая, личностно межгрупповая коммуникация.
Корреспонденция. Современная форма корреспонденции независимо от семантического и семиотического происхождения очень широко используется в радио, телевидении или интернете. Главной особенностью: выбор актуальных проблем и оценка со стороны коммуникатора, журналиста, пиарщика, менеджера, и, как правило, чаще всего, обсуждает мнение конкретных субектов.
Радио-телесюжет, как форма корреспонденции.
Комментарий – одновременно и жанр и форма коммуникативной деятельности в общей структуре коммуникации. Комментарий
осуществляется либо профессиональным экспертом, либо журналистом. Во многих случаях, это анализ некоторых событий.
В комментариях также используется критика, а также способы разрешения конкретных ситуациях в частности управленческиж решений.
Обозрение является конкретной формой, которая выносится на суд зрителя (реальная картина действительности). Зритель воспринимает ситуацию через собственные формы и во многих случаях – субъективная форма коммуникаций, нуждающаяся в объективизации. Однако, имея особенности в процессе обозрения можно обсуждать либо конкретную проблему, либо общую.
Обозрение имеет временные особенности, поскольку их актуальность может меняться через некоторое время.
Информационные жанры: заметка, отчёт, репортаж. Основная задача информирование. Характерной особенности является, прежде всего, информирования. Объективная, достоверная и актуальная информация является главным атрибутом всех форм информационностц коммуникации.
Современные экономически условия способствовали взирали. Из прессы в радио, в передачи.
Отчёт представляет собой формы коммуникаций, которые осушествояются после завершения мероприятия.
Осузествляются: научные, деловые, производственные и персональные отчёты. После завершения.
Формы отчёт: письменная, устная.
Отчёт, как форма коммуниации для решения маркетинговых проблем носит положительный характер для деятельности журналиста и пиарщика может оказаться, как полити.
Репортаж – форма, информация с места события, непосредственная участника субъектов в коммуникативном акте. Рассказ без оценки, поскольку актауотность данной формы является привалирующим.
Особенности репортажа – отличие эмоциональной окраски, различные метафоры.
При организации и проведении данной формы коммуникации, высшим мастерством субъекта или коммуникатора является создания эффекта присутствия, эффект компетенции.
Сатирические формы деятельности, которые широко используются во всех средствах массовой коммуникации. Основу жанра оставляют юмор, ирония, насмешки. Формы: фельетон, памфлет.
Фельетон – это форма, коммуникативной деятельности, где оценивают с точки зрения критики деятельность конкретных субъектов или социальных институтов их взаимоотношения в обществе. Эффект фельетона зависит от мастерства автора, поскольку в некоторых случаях оценка не является результатом деятельности авторов.
Памфлет – жёсткая, грубая лценка деятельности коммуникации. Чаще всего используется в прессе и других СМИ.
ВЫВОД: независимо от типологизации все указанные формы, жанры коммуникативной деятельности могут выполнять как общую цель, так и частную, а также есть формы, которые носят универсальный характер и их проявление можно обнаружить во всех жанрах и СМИ. Например, репортаж. Следовательно, с развитием технологии они будут меняться и некоторые из них могут стать универсальными, интергративными. Однако, необходимо осуществлять отбор форм деятельности в зависимости от объективных и субъективных условий: время, место, наличие материальной базы, средств, компетентных лиц и технических возможностей.
Корпоративная коммуникация – это социо-культурное пространство, которое создаётся искусственным образом и в рамках данной системы формируются ценности, функции, отношения всех субъектов участвующих в коммуникативной деятельности. Основными элементами данной системы являются нормы социальные, ценности, ритуалы, а также корпоративные принципы, которые способствуют формированию данной субкультуры.
Все формы корпоративной коммуникации осуществляются по следующей схеме:
1) по вертикали: руководитель – подчинённый, субъект воздействия – исполнитель.
2) По горизонтали: работник – работник (исполнители одинаковых социальных ролей). Однако немаловажной особенностью указанных форм является соблюдение принципов взаимодействия, которые впоследствии обеспечивают жизнедеятельность организации (объединения) или корпорации.
Корпоративная коммуникация в первую очередь предусматривает согласованное взаимодействие всех субъектов для корпоративного имиджа. Корпоративный имидж предусматривает наличие следующих качеств:
8) взаимодействие как внутри, так и вне корпорации (положительное сотрудничество) (кризисная коммуникация)
корпоративная коммуникация, имея уникальную предысторию, начиная с 16 века (является неформальной (иногда формальной формой организации, ассоциации, концернов, синдикаторов), которые впоследствии формируются в виде субкультуры, где объединяются высококвалифицированные специалисты, профессионалы, как главные акторы, а также других субъектов (работники, ремесленники) и т.д. Иногда даже, РАБОТНИКОВ С ПЛОХОЙ РЕПУТАЦИЕЙ.
Следовательно, данная субкультура формально является закрытой и имеет особенности, которые характерны только для подобных объединений. Однако, имеются и открытые формы организации, например, акционерные общества, товарищества и т.д.
Следует отметить, что главная цель всех корпораций, независимо от открытой, закрытой формы – это взаимодействие со внешними организациями, коммуникация со субъектами, которые являются основными акторами. Всё это делается для:
1) продвижения имиджа
2) Продвижения товаров, услуг
3) Для их реализации
4) Получения прибыли
5) Положительные оценки конкурентов, модернизации и внедрение инноваций
Технологии корпоративной коммуникации.
Алгоритм действия всех субъектов коммуникативного акта в корпорации состоит из следующих основных элементов:
1) Функциональное взаимодействие всех участников коммуникативной деятельности, т.е. изначально все члены корпорации определяют определённые соц. Функции и роли, и соответсвенно, на основе этих обязанностей осуществляется коммуникация (согласованность, информированность и деловитость).
2) Межличностные отношения – т.е. каждый член данной корпорации независимо от уровня притязания личностных особенностей обязан строго соблюдать существующие нормы внутри корпораций.
3) Корпоративная сплочённость – командный дух, стратегия справедливого распределения материальных ценностей в команде.
Деятельность коммуникативная всех корпораций осуществляется на основе следующих принципов:
1) Информированность всех субъектов
2) Создание подлинного интереса к заботам всех участников корпоративной деятельности
3) Принцип доверительного отношения между всеми субъектами, начина от производственных отношений, включая финансовые обеспечения
4) Принцип взаимопомощи в кризисной, чрезвычайной ситуации и форсмажорных обстоятельств
5) Принцип взаимного согласия, решение конфликтных проблем
6) Принцип честного взаимодействия всех субъектов как по вертикали, так и по горизонтали
При соблюдении всех этих принципов в любой социальной корпорации проводятся следующие акции, мероприятия, которые обеспечивают положительное действие и деятельность организаций. К этим акциям относятся ритуалы:
1) Ритуалы сообщения
2) Ритуалы поощрения
3) Ритуалы посвящение (инициация)
4) Ритуалы порицания
Кроме вышеуказанных алгоритмических действий коммуникативной деятельности корпорации выделяют следующие признаки:
1) Девиз (лаконичность, понятность, запоминаемость)
2) Торговая марка (бренд)
4) Корпоративная программа
5) Корпоративный журнал
6) Корпоративная газета
7) Корпоративное телевидение
Минорити – количество людей, участвующих в жизни гос-ва и общества уменьшается в политической жизни.
Утечка важной информации:
— нарушение взаимодействия с органами власти, партнёрами, противниками
— раздрай в коллективе
Все указанные разновидности кризисных проявлений имеют негативное последствие, поскольку нарушается взаимодействие между субъектами управления и объектами воздействия. Следовательно, кризисы имеют характер неопределённости, непрогнозированные, непредвиденные обстоятельства и факторы, которые в совокупности способны деградировать, разрушать деятельность, как социальных организаций, так и люде й.
— Организация деятельности людей и предотвращений последствия кризиса, специалисты рекомендуют создание искусственно-кризисной ситуации, т.е. симулирование происшествия.
— Необходимо определение слабого звена в деятельности организаций для разработки кризисного плана.
— Тренинг кризисный персонала.
Медиатренинг и тренинг персонала предусматривает научно обоснованное практически рациональное и эффективные способы налаживания отношений с пиарщиками, журналистами и представителями СМИ.
Управление кризисной коммуникации, которые предусматривают соблюдение следующих принципов в деятельности, социальных ассоциаций, компаний и т.д.
1) Первый принцип (сначала свои), т.е. вся позитивная негативная информация с помощью пиарщика, журналиста, менеджера, в первую очередь доводится до сведения работников, сотрудников, субъектов внутренней совместной деятельности, о том, что произошло, о том, что будет.
2) Сообщение одним голосом – эмоциональная окраска результатов последствия чрезвычайного происшествия или природного катаклизма, должны исходить из уст представителей СМИ или руководителя в едином формате.
3) Без паники. Реализации данного принципа предусматривает информацию, сообщения руководителя. В доступно логически аргументированной форме, доступным языком передать информацию без волнения, эмоциональной окраски предстоящих ситуаций.
4) Не тяни кота за хвост. все принципы, которые будут озвучены обязательно нужно перевести на простой язык, понятней и в лаконичной доступной форме информировать всех субъектов, начиная от управленцев, включая исполнителей.
5) Когда речь идёт о кризисной ситуации или происшествий, которые имеют отрицательно финансовые последствия, улучшения условий труда, сокращений штата и т.д., специалисты предлагают строгое соблюдение принципов взаимодействия субъектов управления с подчинёнными, на уровне встречи, пресс-конференции или беседы с конкретными лицами.
Регулярные встречи с сотрудниками с помощью пиарщиков журналистов.
Субъект: политические партии, группы, фракции, лидеры, лоббисты.
Вся коммуникация происходит либо в открытой форме, либо в закрытой. Лоббирование – полуоткрытое, полузакрытое.
Объекты: народ, электорат, активные участники процесса.
Кроме консумера и миноризации есть ещё эклиптическое.
Закон циркуляции является основан фактором, смена лис на львов, львов на лис.
Классификация политической коммуникации:
2) коммуникация органов власти
3) коммуникация лидеров партий социальных групп
4) протесты, демонстрации, митинги, шествия, террористические акты – следствия неправильной организации политической коммуникации
Религиозная коммуникация.
Закон сокращения времени.
средства религиозной коммуникации:
1) письмо, письменные произведения
2) создание учебных заведений
3) культовые здания, которые привлекали людей
6) массовые зрелища (жертвоприношения)
7) и другие мероприятия, проводившиеся в лоне церкви
8) Гермес – покровитель массовой коммуникации, строили геммы
9) Организация массовых спортивных мероприятий
В Древней Греции и Риме религиозная коммуникация основывалась на результатах практической деятельности, следовательно происходила дифференциация в обществе появились страты: пантифики – хранители знаний и религиозных изречений; агувры – хранители права; фетицилы – хранители политических культурных идей и взглядов, связанных с религиозной деятельностью. Одновременно в Европе стали возникать династии священнослужителей, религия стала управлять обществом (государством), с целью придания важности, их святости, религиозные деятели придумали разные мифы.
Средства и методы коммуникации:
1) формирование религиозных специалистов
2) создание культовых сооружений
3) учебные заведения. В Средневековье с помощью и под руководством церкви в Европе стали создавать университеты, такие как Сорбона, Оксфорд, Кембридж и подобные заведения во всех европейских странах и тем самым они заняли позицию руководителей, управленцев по всем вопросам жизнеобеспечения людей. Книги.
4) Религия становится законодателем мод, она определяла имиджевую акцию, как в Европе, так и на Востоке. На Востоке – брахманы – высшая каста. В Китае – монахи, священнослужители управляли государством, в Азия – трансформация религиозных учений в Ислам.
Религиозная коммуникация способствовала формированию культа личности, имиджа понимающих деятелей и одновременно создало предпосылку для вторжения в личную жизнь всех людей в обществе: религия стала надзирать, контролировать каждого в отдельности в искажённой форме, например, католики – долгое время создавали образ врага на основе телосложения человека, его отношения с религиозными организациями и т.д. Религия создала предпосылку для формирования закрытого профессионального сообщества.
Деятельности религиозных организаций и субъектов – послужило основанием для проведения реформ (реформаций) и контрреформаций. И в последствии всё это способствовало зарождению новых религиозных государств, таких как Мавритания, Ислам, Ватикан.
Использование диалоговой технологии в воспитательной системе образовательного учреждения
Елена Ластикова
Использование диалоговой технологии в воспитательной системе образовательного учреждения
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯКРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ТЕМРЮКСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»
Использование диалоговых технологий в воспитательной системе учреждения
Ластикова Елена Степановна
пос. Светлый Путь Ленина
• анализ конкретных ситуаций,
Важнейшим компонентом диалоговой технологии являются –проблемность, общение и сотрудничество. На их основе организуется разноуровневая деятельность учащихся, групповое создание проектов и т. д. в процессе диалога происходит формирование критичности мышления, обучающиеся не боятся высказывать свое мнение, защищать свою позицию.
Диалогможно подразделить на три уровня:
1) Диалог с собственным Я (собственные размышления) это личностный уровень
2) Я и другой (взаимодействия двух ценностно-интеллектуальных позиций). Это межличностный уровень.
3) Мультидиалог (возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5-7 человек).
Диалог возникает тогда, когда ребенок делает высказывания типа «я хочу сказать», «моё мнение», «мне хочется добавить», «моя точка зрения». Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию.
1) Организации занятий с использованием диалоговых технологий начинается с организации учебного пространства группы. Диалоговые формы взаимодействия осуществляются при общение лицом к лицу.
2) Приветствие. Поприветствуйте друг друга, словно увидели в первый раз. Поприветствуйте себя любимого (потрите ладони друг о друга).
3) Объединение в группы для обсуждения проблемы (по одинаковым картинкам, по полоскам одного цвета)
4) Цель ДТ состоит ещё и в том, чтобы обучать детей полноценному участию в диалоге. Ведь практику участия в обсуждении различных тем дети будут приобретать, овладевая умениями диалогической речи. В ходе диалога формируется речевая культура общения, подразумевающая культуру общения, навыки публичного выступления и обсуждения проблем. А это часть коммуникативной культуры, которая включает умение слушать и понимать собеседника, анализ разных точек зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения.
• Участники должны иметь достаточный запас знаний и (или) жизненного опыта для аргументированного обсуждения проблемы, выдвижения альтернативных идей, суждений и их обоснования.
• Проблема, чтобы заинтересовать учащихся,должна быть:
• либо личностно значимой, либо общественно значимой, либо просто увлекательной, занимательной.
• Предметом дискуссии должны быть действительно спорные, неоднозначно решаемые проблемы, т. е. должны существовать как минимум две реальные (а не надуманные) полярные точки зрения.
• При выборе темы, отборе содержания и приемов ведения диалога необходим учет возрастных особенностей детей.
• Микроклимат, обстановка должны располагать к свободному выражению мыслей.
• Нужно иметь достаточный резерв времени (при его отсутствии дискуссия сводится к беседе).
• Необходимы компетентность педагога в обсуждаемой проблеме и владение им технологией диалога.
6) Разогрев учебной группы. Проведение интеллектуальной разминки.
7. Ведение диалога
Приемы ведения диалога:
1. Парафраз (краткий пересказ сказанного) — используется ведущим, если участником диалога мысль выражена недостаточно ясно.Будет корректным такое начало этой фразы: «Правильно ли я тебя понимаю: ты хочешь сказать, что.».
2. Стимулирование идей, суждений («Интересная мысль! Давайте подумаем вместе над.»).
Технологические правила:
— не спешите брать на себя роль арбитра в споре;
— не прерывайте обсуждение собственными высказываниями («Ведущий говорит не ранее, чем пятый»);
— оперативно определяйте и заостряйте противоречия;
— используйте разногласия в суждениях выступающих (при этом очень важна атмосфера доброжелательности).
3. Промежуточное подведение итогов.
Если поток новых идей прекратился, смысл высказываний повторяется, но проблема еще не полностью раскрыта, рекомендуется подвести предварительные итоги, суммировав сказанное. Это может дать новый всплеск активности участников спора. Но лучше для этого использовать приемы расширения мысли.
4. Приемы расширения мысли,изменения ее направления:
— приемы, представленные при описании подготовки диалога (см. выше);
— акцент на разъяснение смысла противоположных точек зрения.
При разработке сценарного плана необходимо учесть этапы технологии, особое внимание уделив приемам начала диалога и подведения к теме раз-говора. К числу приемов, позволяющих активизировать мышление участников дискуссии, пробудить интерес к проблеме, стимулировать потребность в высказывании собственной точки зрения на вопрос, можно отнести следующие.
1. Простое изложение сути проблемы. Этот прием эффективен в том случае, если проблема личностно значима и способна вызвать живой интерес участников. («Ребята, вы знаете, что у нас очень шумно. Давайте подумаем, как это исправить»)
2. Эффектная формулировка проблемы.
Возможны преднамеренное сужение проблемы до личностно значимого вопроса (описано выше, формулировка проблемы в виде дилеммы и др.
Пример: «Учиться нельзя лениться» — где поставить запятую?
3. Демонстрация аудиовизуального ряда.
Импульс к началу разговора может дать просмотр фрагментов видеозаписи (в том числе кинофильмов, спектаклей, прослушивание заранее подобранной песни (большим философским потенциалом обладают песни авторов-исполнителей).
4. Краткий пересказ легенд, сказок, притч, несущих в себе глубокий философский смысл (борьба добра и зла, свобода и долг человека и т. п.).
5. Цитирование «крылатых» выражений (афоризмов). («Согласны ли вы с утверждением А. Шопенгауэра о том, что «здоровый нищий счастливее, чем больной король»)
В современной педагогике существует разные взгляды и разные классификации, но мы должны знать,что дискуссии бывают:
Целью дискуссии могут быть:
• анализ, исследование проблем;
• преобразование проблем;
• принятие конкретных решений.
1) Приветствие друг друга и себя.
2) Деление на 2 группы.
3) Правила ведения диалога. Скажите,пожалуйста:
• Верно ли, что все участники должны быть вовлечены в обсуждение?
• Верно ли, что желающие взять слово должны перебивать оппонента?
• Верно ли, что каждый участник имеет право и возможность высказаться?
• Верно ли, что обсуждению подлежат все высказывания и мнения?
• Верно ли, что участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.
• Таким образом, мы вместе вывели сейчас правила ведения дискуссии.
Провести дискуссию поможет прием «Шесть шляп».
(Что на сегодняшний день заменил телефон? – Письмо) Итак, ребята, скажите, как вы думаете, где в одном месте может храниться вся вселенная в алфавитном порядке?
— В словарях. Молодцы. Какие словари вы знаете?
Толковый, орфографический, фразеологический, словарь иностранных слов, анонимов, синонимов и т.д: Мы сегодня будем говорить о словаре.
А поможет нам прием «Шесть шляп». Шесть мышлений, шесть точек зрения. Дети у нас современные и у них на все свои взгляды.
Ребята у вас сегодня у каждого своя роль. Расскажите нам кто вы и что должны делать?
А вы кто «черная шляпа»? Мы критики. А, что Вы нас не узнали? А нам это не нравится. Мы все критикуем.
Итак, мы познакомились с вами. Замечательно.
Ребята, а давайте рассмотрим обычную вещь с позиции «Шести шляп».
Давайте рассмотрим толковый словарь. Самый обычный толковый словарь. Какой он?
Ведущий: Спасибо всем шляпам интересно было послушать ваши рассуждения.
Методика мозгового штурма.
Рассмотрим сначала классическую методику мозгового штурма для решения «взрослых» задач, а потом его многоцелевое использование для детей. На первый взгляд, метод предельно прост,так как содержит всего четыре шага:
1. Постановка задачи.
4. Принятие решения.
Использование методики мозгового штурма при работе с детьми.
Мы рассмотрели методику в основном для взрослых, а как использовать идеи мозгового штурма при работе с детьми?
Сначала определим цели:
— Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.
— Научить детей смело высказывать свои идеи «на людях».
— Научить детей фантазировать.
— Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.
— Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она и слабая.
— Оценить общую активность детей.
Возможный порядок проведения мозгового штурма в группе.
Как Робинзону спустить к морю тяжелую лодку?
1. Разделить детей на две группы.Одна группа: «Генераторы идей»,другая группа: «Проницательные аналитики» или «Эксперты».
2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За все идеи выдавать фишки, можно разного цвета.
3. Поставить обеим группам задачу.
4. Попросить «генераторов» высказывать свои решения, а «аналитиков» внимательно слушать, запоминать или записывать все идеи, но молчать!
5. Когда идеи иссякнут, надо дать слово «аналитикам». Пусть они дружелюбно оценят каждое решение и выберут несколько лучших, а также предложат свои решения.
Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных.
1. Дискуссия //Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. /Гл. ред. В. В. Давыдов. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. — С. 273.
2. Шин А. А. Искусство правильно мыслить. — М. : Просвещение, 1986.