должностные обязанности отдела учета и отчетности
Должностная инструкция бухгалтера
Должностная инструкция бухгалтера – документ, который определяет перечень обязанностей, прав и ответственность специалистов бухгалтерских отделов.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Образец должностной инструкции бухгалтера
УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор
ООО «Поставки оптом»
Широков /Широков И.А./
«12» августа 2014 г.
Должностная инструкция бухгалтера
І. Общие положения
1.1. Данный документ регулирует следующие параметры, касающиеся деятельности бухгалтера: должностные функции и задачи, условия работы, права, полномочия, ответственность.
1.2. Прием на работу и увольнение бухгалтера происходит через выпуск руководством организации соответствующего приказа либо распоряжения и регулируется законодательством РФ в области труда.
1.3. Непосредственный начальник бухгалтера – главный бухгалтер организации.
1.4. В период отсутствия бухгалтера на рабочем месте его функции переходят на лицо, обладающее необходимыми знаниями, навыками и компетенцией и назначенное в установленном внутренними правилами порядке.
1.5. Требования, предъявляемые к бухгалтеру: образование не ниже среднего специального, со стажем работы не менее двух лет, либо высшее профессиональное со стажем работы от полугода.
1.6. Бухгалтер должен быть ознакомлен с:
1.7. Бухгалтер должен владеть:
ІІ. Должностные обязанности бухгалтера
2.1. В круг должностных задач и функций бухгалтера входит:
ІІІ. Права
3.1. Бухгалтер организации обладает следующими полномочиями и правами:
IV. Ответственность
Дисциплинарная ответственность грозит бухгалтеру на следующие действия:
4.1.Пренебрежение к исполнению трудовых обязанностей, в том числе полное уклонение от них.
4.2. Злостное, регулярное нарушение установленных на предприятии правил внутреннего распорядка, режима труда и отдыха, дисциплины, а также нарушение любых видов безопасности и пр.регулирующих нормативных актов.
4.3. Несоблюдение изданных руководством организации или непосредственным руководителем распоряжений и приказов.
4.4. Причинение (умышленное или неумышленное) материального ущерба компании.
4.5. Разглашение конфиденциальных сведений об организации.
4.6. Все вышеописанные пункты строго соответствуют рамкам действующего законодательства РФ.
V. Условия работы
5.1. Бухгалтер обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка компании, подробно регламентирующим условия его работы.
5.2. При необходимости бухгалтер может быть отправлен в служебные поездки.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по экономическим вопросам
ООО «Поставки оптом»
Стерхов /Стерхов Р.А./
«12» августа 2014 г.
С инструкцией ознакомлен:
Симонов Андрей Александрович
Бухгалтер ООО «Поставки оптом»
Паспорт 2435 № 453627
Выдан ОВД Ленинского р-на г. Пермь
14.09.2012 код подразделения 123-425
Подпись Симонов
«17» августа 2014 г.
Для чего нужна должностная инструкция
Данный документ имеет большое значение, как для руководства предприятия, так и для самих бухгалтеров. Первым он позволяет грамотно координировать и управлять работой подчиненных, вторым – четко понимать рабочий функционал и ответственность. Кроме того, в случае возникновения спорных ситуаций, требующих разрешения в суде, должностная инструкция может служить доказательством наличия или отсутствия вины со стороны сотрудника или работодателя. Чем тщательнее и точнее будут прописаны требования к работнику, а также его права, ответственность и прочие пункты должностной инструкции, тем лучше.
Основные правила должностной инструкции бухгалтера
Унифицированной формы данного документа нет, поэтому предприятия могут разрабатывать должностную инструкцию бухгалтера самостоятельно. В силу отсутствия утвержденного образца, на разных предприятиях сотрудники, занятые на одних и тех же должностях, могут исполнять несколько различные обязанности, хотя основные функции все же стандартны и похожи.
Документ делится на четыре основных части:
но, по желанию, руководство предприятия может добавлять и другие разделы.
Составляется должностная инструкция в одном экземпляре, а если бухгалтеров в организации несколько, то затем распечатываются ее копии, в количестве, равном числу бухгалтеров. Каждый бухгалтер, чьи функции соответствуют прописанным в документе должностным обязанностям, должен поставить под ним свою подпись. Точно также каждый документ должен заверить сотрудник, который несет ответственность за соблюдением правил и функционала, прописанных в должностной инструкции и руководитель организации.
Составление должностной инструкции бухгалтера
Правая верхняя часть документа отведена для утверждения руководителем предприятия. Здесь следует вписать его должность, наименование организации, фамилию, имя, отчество, а также оставить строку для подписи с обязательной расшифровкой. Затем по центру строки пишется название документа.
Основная часть инструкции
В первом разделе под названием «Общие положения» надо вписать к какой категории работников относится кладовщик (специалист, рабочий, технический персонал и т.д.), затем указывается, на основании какого распоряжения назначается бухгалтер, кому он подчиняется и кто его замещает, в случае необходимости (здесь не нужно писать конкретные фамилии, достаточно указывать должности уполномоченных сотрудников).
Следующим шагом в документ вносятся квалификационные требования, которым должен соответствовать бухгалтер (специализация, образование, дополнительная проф.подготовка), а также стаж и опыт работы, при наличии которого сотрудник может быть допущен к исполнению рабочих функций.
Далее в этом же разделе нужно перечислить все нормативные акты, правила, распоряжения, с которыми бухгалтер обязан быть знаком: стандарты и формы документов, принятых в организации, правила ведения счетов и корреспонденции, организацию бухгалтерского документооборота, правила по технике безопасности, охране труда и внутреннему распорядку и т.д.
Второй раздел
Второй раздел «Должностные обязанности бухгалтера» касается непосредственно функций, которые возлагаются на бухгалтера. Они могут быть различны на разных предприятиях, но описывать их нужно всегда максимально подробно. Если бухгалтеров на предприятии несколько и у них разных функционал, надо тщательно следить за тем, чтобы в должностных обязанностях он не дублировался.
Третий раздел
Раздел «Права» включает в себя полномочия, которыми наделяется бухгалтер с целью эффективного исполнения своей работы. Здесь можно отдельно указать его право на взаимодействие с руководством организации и другими работниками, а также представителями иных структур при возникновении такой потребности. Права должны быть расписаны так же, как и обязанности – точно и четко.
Четвёртый раздел
В разделе «Ответственность» устанавливаются конкретные нарушения бухгалтера, за которые предусмотрены внутренние санкции и взыскания. В одном из пунктов нужно обязательно указать, что применяемые меры воздействия соответствуют рамкам закона и Трудового кодекса РФ.
Пятый раздел
В последний раздел должностной инструкции вписываются «Условия работы» — в частности, чем они определяются (например, внутренним трудовым распорядком), а также какие-то особенности, если они есть.
В завершение документ должен быть согласован с сотрудником, который несет ответственность за соблюдением правил и норм, прописанных в должностной инструкции бухгалтера (это может быть непосредственный руководитель, начальник кадровой службы и т.п.). Здесь нужно вписать его должность, название организации, фамилию, имя, отчество, а также поставить подпись и обязательно ее расшифровать.
Ниже необходимо указать данные о бухгалтере:
Печать на должностной инструкции ставить не надо.
Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Что входит в обязанности бухгалтера
Должностные обязанности бухгалтера — это перечень задач и функций, которые обязан выполнять работник, занимающий такую должность. Причем объем и сложность заданий могут варьироваться.
Знакомьтесь — бухгалтер
Ведение бухгалтерского учета — обязанность для организаций, закрепленная на законодательном уровне. Привилегий и освобождений от этого требования практически нет. Следовательно, в компании кто-то должен отвечать за работу финансовой службы.
В крупных фирмах бухгалтерскую работу выполняет целое структурное подразделение. В небольших — справится и один человек. А некоторые учреждения вообще передают бухучет сторонним компаниям. Например, централизованным бухгалтериям в бюджетной сфере и аутсорсинговым компаниям в коммерческой среде.
Но независимо от того, кто будет вести бухучет: сторонняя компания или штатный сотрудник, — требования к бухгалтерам определены законом. Кто же такой бухгалтер?
Бухгалтер — это ответственный работник, в обязанности которого входит документальное оформление фактов финансово-хозяйственной деятельности организации в соответствии с установленными нормами и требованиями. По сути, работник регистрирует операции и факты жизнедеятельности компании в специализированных формах документов (первичка, книги, журналы). И уже на основании учетных регистров составляет отчетность.
Используйте бесплатно шаблон должностных инструкций бухгалтера от КонсультантПлюс.
Специализация должностей и обязанности бухгалтера
Трудовые обязанности бухгалтера напрямую зависят от структуры предприятия, в котором он работает. Например, в маленькой фирме придется вести учет по всем объектам. В большой компании должности в бухгалтерии могут быть специализированы. Обычно специализации выделяют по категориям учетных объектов:
Замыкает перечень должность главбуха. Это руководитель финансовой службы, который контролирует правильность отражения хозяйственных операций подчиненными, отвечает за составление финансовых и налоговых отчетов. Но обязанности бухгалтера по отчетности можно выделить, например, назначить отдельного работника для составления налоговых деклараций и расчетов.
Профессиональные стандарты
Для должности «бухгалтер» утвержден отдельный регламент — профстандарт. В отличие от классификации должностей по специализациям, профстандарт не предусматривает аналогичного дробления. Так, чиновники выделили всего три категории в профессиональном бухгалтерском стандарте:
Действующие нормативы закрепляет Приказ Минтруда России от 21.02.2019 № 103н. Причем требования в части образования и необходимого опыта работы в занимаемой должности значительно ужесточены. Например, на должность руководителя бухгалтерской службы можно назначить работника с высшим образованием и опытом работы в бухгалтерии не менее пяти лет. Если у главбуха среднее профессиональное образование, то необходимый опыт работы увеличивается до семи лет.
Должностная инструкция
Порядок ведения бухгалтерской работы должен быть закреплен документально. Работодатель указывает некоторые задачи и общие функции в трудовом договоре со счетным работником. Но помимо этого, рабочий процесс следует детализировать специальным документом — должностной инструкцией.
Структура должностной инструкции:
Пример должностной инструкции главного бухгалтера
Разберем подразделы должностной инструкции подробнее.
Бухгалтерия: обязанности
Перечень, что входит в обязанности бухгалтера, зависит от специализации должности и необходимости применения профессионального стандарта. Обозначим основные задачи.
Обязанности бухгалтера расчетного стола (зарплата):
Обязанности бухгалтера материального стола (имущество: основные средства, материальные запасы, склад)
Обязанности бухгалтера по расчетам
Обязанности главного бухгалтера:
Права и полномочия
Финансист не только выполняет обязанности, но и имеет ряд полномочий и прав. Например, счетный работник вправе требовать с работников компании своевременного предоставления первичных документов. К тому же бухгалтер может проводить встречные сверки с контрагентами, инспекцией и фондами для выявления задолженностей и корректировки правильности расчетов. Принимать участие в контрольных, ревизионных и прочих проверочных мероприятиях.
Права, полномочия и порядок взаимодействия с иными структурными подразделениями компании следует прописать максимально подробно и четко. Если оставить лишь общие формулировки, то споры и разногласия неизбежны.
Пример формулировок
Ответственность за проступки
Этот раздел должностной инструкции не может противоречить ТК РФ и иным нормативным актам. То есть работодатель не вправе ввести собственную систему штрафов за проступки, опоздания и иные отклонения от рабочих норм.
Какую ответственность предусмотреть:
За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и причинение морального ущерба — «в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации».
За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности — «в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации».
Администрация Сортавальского муниципального района
Официальный интернет-портал органа местного самоуправления
Первое лицо
Глава администрации Сортавальского муниципального района
О районе
Население 01.01.2021: 30365 ч
Площадь: 2190 км 2
Географическое положение:
Сортавальский муниципальный район расположен на юго-западе Республики Карелия, на северном берегу Ладожского озера, в 270 км от Санкт-Петербурга и в 240 км от Петрозаводска.
Инвестиционный паспорт
Прогноз погоды
Важные ссылки
Сортавальский район
Официально
Жителям района
Важные ссылки
должностная инструкция главного специалиста отдела казначейства, бухгалтерского учета и отчетности
Публикуются: Информационные материалы и документы, финансового управления.
Должностные инструкции
должностная инструкция главного специалиста отдела казначейства, бухгалтерского учета и отчетности
1.1. Главный специалист отдела казначейства, бухгалтерского учета и отчетности в своей работе подчиняется начальнику отдела казначейства, бухгалтерского учета и отчетности и руководителю Финансового управления Сортавальского муниципального района.
1.2. Главный специалист замещает старшую должность муниципальной службы.
1.3. Главный специалист отдела казначейства, бухгалтерского учета и отчетности назначается на должность и освобождается от должности по приказу Руководителя Финансового управления.
1.4. Главный специалист в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, Конституцией РК, законами РК, Уставом Сортавальского муниципального района, решениями Совета Сортавальского муниципального района, постановлениями и распоряжениями администрации Сортавальского муниципального района, Положением о Финансовом управлении Сортавальского муниципального района, положением об отделе казначейства, бухгалтерского учета и отчетности, настоящей должностной инструкцией;
1.5. Главный специалист подлежит аттестации один раз в три года.
с полной версией документа возможно ознакомиться по ссылке>>>>
Дата создания: 28.09.2012 12:35:59
Дата изменения: 26.04.2016 18:21:40
© 2021 «Администрация Сортавальского муниципального района»
Официальный интернет-портал органа местного самоуправления
186790 Республика Карелия, г.Сортавала, пл.Кирова, д.11
тел: +7 (81430) 4-53-42 fax: +7 (81430) 4-81-56
Должностная инструкция по специальности «Экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности»
Вы можете скачать должностную инструкцию экономиста по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности бесплатно. Должностные обязанности экономиста по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности
_____________________________ (Фамилия, инициалы)
(наименование организации, ее ________________________________
утверждать должностную инструкцию)
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ЭКОНОМИСТА ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЁТУ
И АНАЛИЗУ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(наименование учреждения)
00.00.201_г. №00
I. Общие положения
1.1. Данная должностная инструкция определяет ответственность, права и должностные обязанности экономиста по бухгалтерскому учёту и анализу хозяйственной деятельности _____________________ (далее – «предприятие»).
1.2. Назначение на должность экономиста по бухгалтерскому учёту и анализу хозяйственной деятельности и освобождение от нее производится в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя учреждения.
1.3. На должность экономиста по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности
— I категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности экономиста по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности II категории не менее ______ лет;
1.4. На время отсутствия экономиста по бухгалтерскому учёту и анализу хозяйственной деятельности (болезнь, отпуск, командировка и т.д.) его обязанности возлагаются на заместителя, назначаемого в установленном порядке и несущего полную ответственность за надлежащее исполнение порученных обязанностей.
1.5. Для своей работы экономист по бухгалтерскому учёту и анализу хозяйственной деятельности должен знать:
— нормативные, правовые и законодательные акты, а также методические материалы по организации бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности;
-методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и его подразделений;
— рыночные методы хозяйствования;
— порядок учета отгрузки и реализации готовой продукции, издержек производства (обращения), калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);
— формы и методы бухгалтерского учета;
— порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;
— экономику, организацию производства (обращения), труда и управления;
— порядок осуществления контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
— возможности применения вычислительной техники для осуществления бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности, правила ее эксплуатации;
— правила и нормы охраны труда, производственной санитарии, техники безопасности и противопожарной защиты.
1.6. В работе экономист по бухгалтерскому учёту и анализу хозяйственной деятельности руководствуется:
— настоящей должностной инструкцией;
— нормативными документами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;
— правилами трудового распорядка;
— распоряжениями и приказами директора предприятия.
II. Функции
Экономиста по бухгалтерскому учёту и анализу хозяйственной деятельности выполняет следующие функции:
2.1. Составляет бухгалтерскую отчетность о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
2.2. Осуществляет бухгалтерский учет на предприятии, а также анализ и контроль за состоянием и результатами хозяйственной деятельности.
2.3. Участвует в разработке мероприятий по соблюдению финансовой дисциплины, своевременной уплаты налогов
2.4. Изучает и внедряет передовой опыта организации бухгалтерского учета.
2.5. Участвует в подготовке рабочего плана счетов и форм первичных документов.
III. Должностные обязанности
Экономист по бухгалтерскому учёту и анализу хозяйственной деятельности предприятия обязан:
3.1. Осуществлять бухгалтерский учет на предприятии, анализ и контроль за состоянием и результатами его хозяйственной деятельности.
3.2. Следить за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в целях выявления внутрихозяйственных резервов, снижения себестоимости продукции, предупреждения потерь и непроизводительных расходов.
3.3. Составлять отчетные калькуляции себестоимости готовой продукции
(выполняемых работ, услуг).
3.4. Осуществлять учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств и своевременное отражение на соответствующих бухгалтерских счетах операций, связанных с их движением, а также учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции (выполнения работ и услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности.
3.5. На основе данных бухгалтерского учета и отчетности проводить комплексный анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и его подразделений. Подготавливать предложения по устранению недостатков в расходовании средств, повышению эффективности производства, последовательному осуществлению режима экономии.
3.6. Выполнять необходимую работу, связанную с нерегламентными расчетами и контролем за правильностью осуществления расчетных операций.
3.7. Подготавливать данные для составления баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств на производство продукции, об использовании бюджетных средств, прибыли.
3.8. Участвовать в разработке мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины, своевременную уплату налогов.
3.9. Участвовать в работе по подготовке рабочего плана счетов, форм первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, определении содержания основных приемов и методов ведения учета, технологии обработки бухгалтерской информации.
3.10. Проводить работу по совершенствованию организации и внедрению прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и отчетности на основе применения современных средств вычислительной техники, упорядочению первичной учетной документации, применению типовых унифицированных форм.
3.11. Составлять в установленные сроки бухгалтерскую отчетность о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
3.12. Выполнять работы по формированию, ведению и хранению базы данных о хозяйственных операциях и финансовых результатах деятельности предприятия.
3.13. Изучать передовой опыт организации бухгалтерского учета.
3.14. Вносить изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.
3.15. Обеспечивать руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией о деятельности предприятия, его имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях, доходах и расходах.
3.16. Участвовать в формировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определять возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки бухгалтерской информации.
IV. Права
Экономист по бухгалтерскому учёту и анализу хозяйственной деятельности имеет право:
4.1. Вносить предложения руководству предприятия по вопросам оптимизации и совершенствования медико-социальной помощи, в том числе по вопросам своей трудовой деятельности.
4.2. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4.3. Получать информацию от специалистов предприятия, необходимую для эффективного выполнения своих должностных обязательств.
4.4. Проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории.
4.5. Привлекать для решения возложенных на него обязанностей специалистов всех структурных подразделений (если такая возможность предусмотрена положениям).
4.6. Пользоваться трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российском Федерации
V. Ответственность
Экономист по бухгалтерскому учёту и анализу хозяйственной деятельности несет ответственность:
5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За правонарушения в процессе своей деятельности и причинения материального ущерба в рамках административного, уголовного и гражданского законодательством Российской Федерации.
5.3. За организацию своей работы и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений от руководства предприятия.
Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
С инструкцией ознакомлен,
один экземпляр получил: _____________ __________________