должны ли меняться способы формы и критерии оценки профессиональной деятельности педагога
Выступление на педагогическом совете: «Изменения в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС»
Тема: «Изменения в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС»
1). Изменения в содержании образования
изменения в организации учебно-воспитательного процесса, методики проведения учебных занятий, отслеживании результатов обучения.
Изменились требования к школьной подготовке обучающихся, а значит, изменилась и сама модель ученика, то есть изменился конечный продукт образовательного процесса.
Главным критерием успешности которого является освоение учебных предметов – не «знания» в чистом виде, а способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе системы знаний и представлений, обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений.
По новому стандарту он должен обладать компетенциями, которые позволят ему легко ориентироваться в мире, информационной среде, научат, как отобрать нужную информацию, усвоить ее, интерпретировать, использовать как для личностного развития, так и для решения профессиональных и социальных задач.
Школа должна ориентировать выпускника на профессиональную мобильность, когда он может сменить 4–5 специальностей за период зрелой жи зни.
2). Как эти изменения должны отразиться на личной профессиональной деятельности педагога.
Изменения ФГОС не могут не отразиться на личной профессиональной деятельности педагога. Это связано и с изменением образовательных программ, нормативной базы образовательных учреждений, с новой логикой построения учебников и новым построением содержания учебных предметов.
Осложняется работа и огромным лексическим материалом, который учитель должен освоить, осознать, использовать в своей работе.
Меняется концепция обучения, переход на ФГОСы заставит измениться мировоззрение педагога.
3). В чем состоят критерии практической готовности учителя к реализации требований ФГОС.
Анализ готовности педагога к переходу на новые стандарты является основой для целенаправленного развития профессиональных компетенций учителя.
Критериями практической готовности учителя к реализации требований ФГОС можно считать:
принятие целей нового образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС;
овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;
включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;
владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;
владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы;
отслеживание и оценка уровня сформированности предметных результатов, выделяя компетентностный уровень;
владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;
отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;
предоставление школьникам возможности проявления учебной инициативы;
выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников.
4). Какие проблемные моменты видит учитель в своей подготовке (какие из них требуют исправления в первую очередь)?
психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии
Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность и педагогов через системное сотрудничество на уровне всех структурных подразделений школы.
5).На какие элементы имеющегося опыта педагог может опереться при подготовке к занятиям в условиях ФГОС.
достаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости обучающихся;
владение информационными технологиями;
умение работать с нормативной документацией;
опыт разработки примерных и рабочих программ на основе требований ФГОС;
креативный тип мышления;
активная социальная позиция;
обеспеченность учебного заведения новейшим информационным оборудованием;
Настоящее внедрение новых стандартов возможно лишь в том случае, если большая часть учителей будет мотивирована на перелом в методах и приемах своей обучающей деятельности. Мало быть готовым к реализации ФГОС, необходимо понять, что изменений в образовательной системе требует наша реальная действительность.
Результаты подобного анализа должны стать основой для целенаправленного развития профессиональных компетентностей учителя
6) Примерный план действий учителя при разработке его сценария.
Урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, — это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.
1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..
2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.
5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:
Традиционная деятельность учителя
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к уроку
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Главная цель учителя на уроке
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность детей:
по поиску и обработке информации;
обобщению способов действия;
постановке учебной задачи и т. д.
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Нестандартное ведение уроков
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
Взаимодействие с родителями обучающихся
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Создается учителем. Выставки работ обучающихся
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
Нет портфолио обучающегося
Основная оценка – оценка учителя
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Приложение 1. Критерии оценки эффективности и качества профессиональной деятельности учителя
Критерии оценки
эффективности и качества профессиональной деятельности учителя
Основные группы критериев:
Критерий (К1): Успешность образовательной деятельности.
Критерий (К2): Успешность внеурочной работы (проводимой за рамками функционала классного руководителя).
Критерий (КЗ): Результативность научно-методической деятельности
Критерий (К4): Инновационная деятельность учителя.
Критерий (К5): Результативность коммуникативной деятельности
Критерий (К6): Работа с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении.
Шкала оценивания индикатора
Критерий (К1): Успешность образовательной деятельности
Качество освоения обучающимися учебных программ по 5-бальной системе (П1)
Доля обучающихся, получивших по предмету за период оценки «4» и «5» (расчет возможен в соответствии с уровнем сложности учебного предмета)
Количество учащихся, получивших оценки «4» и «5» по итогам периода/численность обучающихся
Сформированность универсальных учебных действий (П2)
Доля обучающихся, у которых сформирована оценочная самостоятельность
Число обучающихся, у которых сформирована оценочная самостоятельность/ общему числу обучающихся
Доля обучающихся, у которых сформировано умение работать с учебной информацией
Число обучающихся, у которых сформировано умение работать с учебной информацией/ общее число обучающихся
Динамика сформированное учебной деятельности (П3)
Доля обучающихся в данном классе, повысивших уровень сформированности умения учиться (умение ставить учебные задачи, цели, работать с учебной информацией, контролировать результат и процесс достижения цели, оценочная самостоятельность)
Количество обучающихся в данном классе, повысивших оценку по предмету по итогам периода/численность обучающихся в данном классе
Максимальный балл-20 б.
Результативность образовательной деятельности учителя по независимой внешней оценке выпускников начальной, основной и средней ступеней образования (4-е, 9е, 11-е классы) (П4)
Доля выпускников начальной, основной, средней ступеней образования в классах данного учителя, получивших на ЕГЭ, ГИА или иной независимой аттестации результаты (в баллах) выше средних по району (краю)
Объективность оценки учебной деятельности (П5)
Доля обучающихся начальной, основной, средней ступеней образования в классах данного учителя, подтвердивших текущие оценки результатами ЕГЭ, ГИА или иной независимой оценки
Количество обучающихся начальной, основной, средней ступеней образования в классах данного учителя, подтвердивших текущие оценки результатами ЕГЭ, ГИА или иной независимой оценкой/ количество обучающихся начальной, основной, средней ступеней образования в классах данного учителя
Критерий (К2): Успешность внеурочной работы (проводимой за рамками функционала классного руководителя)
Заинтересованность обучающихся в дополнительном (углубленном) изучении предмета данного учителя (за рамками его тарификации) (П6)
Доля обучающихся по данному предмету, посещающих предметный факультатив и/или кружок по предмету
Количество обучающихся, имеющих положительные оценки по предмету и участвующих в факультативах и/или кружках/количество обучающихся с положительными оценками по предмету
Степень вовлеченности обучающихся в социально-ориентированные или исследовательские проекты, сопряженные с предметом данного учителя и инициированные им (П7)
Доля обучающихся по данному предмету, вовлеченных в социально- ориентированный или исследовательский проект, разработанный (инициированный) учителем
Количество обучающихся по предмету, участвующих в социально-ориентированном или исследовательским проекте по предмету / количество обучающихся по предмету
0,49-0,30-10 6. 0,29-0,1-5 б.
Степень вовлеченности обучающихся в социально ориентированные проекты, не сопряженные с предметом данного учителя и инициированные им (П8)
Доля обучающихся вовлеченности в социально ориентированные проекты, не сопряженные с предметом данного учителя и инициированные им
Количество обучающихся вовлеченности в социально ориентированные проекты, не сопряженные с предметом данного учителя и инициированные им / количество обучающихся по предмету
0,49-0,30-10 6. 0,29-0,1-5 б.
Уровень подготовленности обучающихся к исследовательской деятельности по предмету (П9)
Участие (чел.) обучающихся в научно-практических конференциях/форумах разного уровня с докладами (тезисами) по предмету
Документальное подтверждение участия в конференции соответствующего уровня
Вовлеченность слабоуспевающих обучающихся в дополнительную работу по предмету (индивидуальные консультации по предмету) (П10)
Доля обучающихся, успевающих не более, чем на оценку «Удовлетворительно» по предмету, вовлеченных в систематическую дополнительную подготовку по данному предмету (при наличии утвержденного графика индивидуальных консультаций по предмету)
Количество обучающихся, имеющих оценки «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» и занимающихся дополнительно с учителем/количеству обучающихся, имеющих удовлетворительные и неудовлетворительные оценки по данному предмету и у данного учителя
Уровень достижений обучающихся по внеучебной деятельности (П11)
Результативность участия школьников в олимпиадах, конкурсах и др.
Критерий (КЗ): Результативность научно-методической деятельности учителя
Качество научно-исследовательской и методической деятельности учителя (П12)
Уровень обобщения опыта и его публикации
Документальное подтверждение участия в конференциях соответствующего уровня в статусе докладчика или участника
Качество обобщения и распространения передового (в т.ч. собственного педагогического опыта) (П13)
Уровень, вид и периодичность проведения консультаций, мастер-классов, открытых уроков, семинаров, статей в СМИ, публикаций и др.
Документальное подтверждение проведенного мероприятия, организации события, стажерской практики
Результативность презентации собственного педагогического опыта (П14)
Уровень и статус участия в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах
Наличие дипломов (сертификатов) победителя или призера в профессиональных конкурсах различного уровня, экспертные заключения на публикации в профессиональных сетевых сообществах
Качество распространения своего опыта через публикации статей (П15)
Наличие опубликованных статей
Критерий (К 4): Инновационная деятельность учителя (действуют до 01.01.2014 г.)
Самообразование педагога через участие в инновационных формах повышения квалификации педагога (П16)
Участие педагога в учебно-методических объединениях школьного, окружною, муниципального, краевого уровней (не ниже муниципального уровня) (П17)
Эффективная деятельность педагога в рамках школьного округа, руководство методическим объединением, творческой группой (П18)
Осуществление общественной и общественно-профессиональной экспертизы учителем (школа, округ, муниципалитет, край) (П19)
Участие педагога в развитии дистанционного обучения (П20)
Участие педагога в сетевых формах взаимодействия (например: «Сетевой город», «Сетевой край») (П21)
электронный дневник и электронный журнал
электронный журнал (текущие и итоговые оценки, темы уроков, домашнее задание)
электронный журнал (текущие и итоговые оценки)
электронный журнал (итоговые оценки)
Участие в развитии иных сетевых форм взаимодействия (например: сетевое профильное, углубленное обучение и др.) (П22)
с 2 учреждениями, организациями
с 1 учреждением, организацией
Участие педагога в развитии инклюзивного образования (П23)
Участие педагога в реализации ФГОС начального общего образования (П24)
эффективное участие педагога в реализации ФГОС НОО
участие педагога в реализации ФГОС НОО
участие педагога в разработке нормативных документов для внедрения ФГОС НОО
Участие педагога в подготовке к реализации ФГОС основного общего образования (П25)
эффективное участие педагога в подготовке к введению ФГОС ООО (экспериментальные школы)
участие педагога в подготовке к введению ФГОС ООО
участие педагога в разработке нормативных документов для внедрения ФГОС ООО
Участие педагога в разработке системы мониторинга качества образования (личностные, мета-предметные, предметные) (П26)
Эффективная деятельность педагога в рамках экспериментальной деятельности АКИПКРО (ресурсный центр, базовая, стажерская площадка) (П27)
Участие педагога в реализации краевых и муниципальных пилотных проектов (П28)
Использование нового поколения учебных материалов (цифровые образовательные ресурсы) (П29)
использование нового поколения учебных материалов (ЦОР)
Диссеминация передового опыта педагога (через публикации, участие в семинарах, вебинарах, НПК) (П30)
Участие педагога в государственном общественном управлении (попечительские и управляющие советы, советы учреждений и др., использование различных форм обеспечения открытости образования) (П31)
эффективность участия педагога в ГОУ
Наличие функционирующего, обновляемого персонального сайта (страницы на официальном школьном и иных профессиональных сайтах, сообществах) педагога, раскрывающего его инновационный опыт (П32)
сайт успешно функционирует, регулярно обновляется, является средством общения для детей, педагогов, родителей, способом обмена информацией и опытом
сайт успешно функционирует, регулярно обновляется, на нем опубликована вся необходимая информация
сайт обновляется реже, чем 1 раз в месяц
сайт не обновляется
Развитие системы поддержки сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях учащихся (портфолио учащегося, класса, в том числе электронное, его анализ) (П33)
Анализ достижений учащихся на основе реализации инновационных идей (суть инновации, ее результат в повышении качества образования школьников) (П34)
Критерий (К5): Результативность коммуникативной деятельности учителя
Уровень коммуникативной культуры при общении с обучающимися, родителями (П35)
Доля родителей (обучающихся), положительно оценивающих коммуникативную деятельность учителя
Количество родителей (обучающихся), положительно оценивших деятельность учителя за период/количество опрошенных
Владение особенностями коммуникативной деятельности в сети Интернет, использование электронной почты, чата, конференций в учебной коммуникации (П36)
Доля школьников, обучающихся у учителя, участвующих в инициированных им телекоммуникационных учебных проектах
Количество школьников, участвующих в инициированных учителем телекоммуникационных учебных проектах/ общее количество обучающихся у учителя
*Критерий (К 6) Работа с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении
Внедрение новых технологий и представление опыта по профилактике безнадзорности и преступлений несовершеннолетних, употребления психоактивных веществ и наркомании (школьные службы примирения, наркопосты, добровольчество и волонтерство и др.) (П37)
Количество технологий, используемых в работе и представленных на различных уровнях
Приказы об организации работы профилактических объединений;
программы семинаров, конференций и т.д.;
Работа по предупреждению безнадзорности и преступлений несовершеннолетних (П38)
Доля обучающихся/ семей, состоящих на учете в КДНиЗП, ПДН
Организация внеурочной/каникулярной занятости несовершеннолетних «группы риска», находящихся в социально опасном положении (П39)
Доля обучающихся «группы риска», находящихся в социально опасном положении, занятых во внеурочное/каникулярное время
Количество обучающихся «группы риска», находящихся в социально опасном положении, занятых во внеурочное (каникулярное время)/количество обучающихся «группы риска», находящихся в социально опасном положении, в школе, классе
Организация профилактической работы с привлечением специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (П40)
Охват профилактическими мероприятиями с участием специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся/семей «группы риска», находящихся в социально опасном положении
Количество обучающихся, семей «группы риска», находящихся в социально опасном положении, охваченных профилактическими мероприятиями с участием специалистов разных (всех) органов и учреждений системы профилактики:
органы управления социальной защитой населения; органы управления образованием; органы опеки и попечительства;
органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости;
органы внутренних дел/количество обучающихся, семей «группы риска», находящихся в социально опасном положении, в школе, классе
Уровень профессионального самоопределения выпускников (обучающихся «группы риска», находящихся социально опасном положении)
Доля выпускников (обучающихся «группы риска», находящихся в социально опасном положении), продолживших обучение в учреждениях НПО, СПО, ВПО
Количество выпускников (обучающихся «группы риска», находящихся в социально опасном положении), продолживших обучение в учреждениях НПО, СПО, ВПО/количество выпускников (обучающихся «группы риска», находящихся в социально опасном положении) в школе, классе
* Методические рекомендации муниципальным органам управления образованием по разработке порядка распределения средств на стимулирование деятельности педагогических работников, работающих с детьми из семей, находящихся в социально-опасном положении
1. Настоящие Методические рекомендации регулируют распределение средств на стимулирование деятельности педагогических работников, работающих с детьми из семей, находящихся социально-опасном положении, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (подпункта «в» пункта 2 Указа).
2. Основанием для расчета средств на стимулирование деятельности педагогических работников, работающих с детьми из семей, находящихся социально-опасном положении, является единая система оценки эффективности и качества профессиональной деятельности педагогических работников.
3. Основанием для стимулирования деятельности педагогических работников, работающих с детьми из семей, находящихся социально-опасном положении, является оценка его профессиональной деятельности через оценочный лист по оценке профессиональной деятельности в части «Критерий (К6) Работа с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении».
Финансирование части «Критерий (К6) Работа с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении» осуществляется из средств, направленных на стимулирование деятельности педагогических работников, работающих с детьми из семей, находящихся социально-опасном положении.
Образовательные организации самостоятельно определяют перечень должностей и круг лиц, которым производится оплата за работу с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении, и вносят в оценочные листы этих категорий работников (социальные педагоги, педагоги- психологи, классные руководители, заместители директоров по ВР и др.) данный критерий.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.