должны ли муниципальные служащие сдавать декларацию о доходах
Должны ли муниципальные служащие сдавать декларацию о доходах
Статья 15. Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
1.2. Контроль за соответствием расходов муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые муниципальным служащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральными законами они не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Не допускается использование сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера для установления или определения платежеспособности муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды религиозных или других общественных объединений, иных организаций, а также физических лиц.
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
(часть 5 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
(часть 6 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Запросы о представлении сведений, составляющих банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, запросы в правоохранительные органы о проведении оперативно-разыскных мероприятий в отношении граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальных служащих, замещающих указанные должности, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей таких граждан и муниципальных служащих в интересах муниципальных органов направляются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(часть 7 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
8. Граждане, претендующие на замещение должности главы местной администрации по контракту, и лицо, замещающее указанную должность, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
(часть 8 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
9. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицом, замещающим должность главы местной администрации по контракту, размещаются на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
(часть 9 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
10. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, осуществляется по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
(часть 10 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
11. При выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 10 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим должность главы местной администрации по контракту, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего должность главы местной администрации по контракту, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
(часть 11 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
Должны ли муниципальные служащие сдавать декларацию о доходах
Статья 8. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):
1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 431-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1) граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
1.2) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
(п. 1.2 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 431-ФЗ)
2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 04.06.2018 N 133-ФЗ)
3) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
3.1) граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.12.2012 N 280-ФЗ)
3.2) лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
(п. 3.2 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 431-ФЗ)
(п. 4 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 431-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Граждане, поступающие на обучение в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
1.2. Граждане, призываемые на военную службу, не представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
2. Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, относятся к информации ограниченного доступа. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданином в соответствии с частью 1 или 1.1 настоящей статьи, в случае непоступления данного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения или на обучение в образовательную организацию высшего образования, находящуюся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в дальнейшем не могут быть использованы и подлежат уничтожению. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, отнесенные федеральным законом к сведениям, составляющим государственную тайну, подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
(в ред. Федеральных законов от 03.04.2017 N 64-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, служащим или работником в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, для установления либо определения его платежеспособности и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.
(в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, служащим или работником в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 28.11.2015 N 354-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полномочия по направлению запросов в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных лиц определяются Президентом Российской Федерации.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 29.12.2012 N 280-ФЗ)
8. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения.
(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 29.12.2012 N 280-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, в том числе от должностей финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.
(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 29.12.2012 N 280-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Для целей настоящего Федерального закона цифровая валюта признается имуществом.
(часть 10 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)
Бумага не стерпит
Если ошибка в декларации связана с желанием сокрыть преступный доход, это дело правоохранительных органов. Но в большинстве случаев речь идет именно о ляпах.
Другой распространенный источник ошибок связан с банковскими счетами, добавляют в минтруде. Люди смотрят информацию об остатке средств в sms-сообщениях от банка, а не в выписке. Из-за этого при проверке случаются несовпадения сумм, на которые обращают внимание борцы с коррупцией.
Декларанты часто путают должности, род занятий и места работы супругов, забывают о проданной год назад машине, сдаваемых в аренду квартирах, ошибаются при указании места нахождения своей недвижимости, перечисляет юрист Оксана Обухова.
Не каждая ошибка, допущенная в декларации, может привести к серьезным последствиям, напоминает юрист и медиатор Юрий Капштык. Не последует серьезного наказания, если величина ошибки составила менее 20% годового дохода семьи госслужащего. Не считаются существенным сокрытие данных о счетах, на которых лежит менее 10 тыс. рублей, неуказание в декларации дохода от продажи автомобиля дешевле 300 тыс. рублей.
Чтобы помочь заполнять декларации, минтруд ежегодно обновляет методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки, отмечают в ведомстве. И рекомендуют для безупречного заполнения анкеты внимательно их изучить, а также скрупулезно переписывать данные с оригиналов всех документов о собственности, зарплате и имуществе.
Должны ли муниципальные служащие сдавать декларацию о доходах
Общие вопросы по представлению сведений.
1. Является ли уважительной причина непредставления сведений о доходах служащим, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу? Каков порядок применения мер юридической ответственности за непредставление указанных сведений такими лицами?
Статья 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не содержит каких-либо исключений из установленной для служащих обязанности представлять сведения о своих доходах, а также о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Рассмотрение на заседании комиссии вопроса о непредставление сведений о доходах служащего, а также причин их непредставления может быть инициировано любым членом комиссии (подпункт «в» пункта 16 Положения о комиссиях). Уважительной причиной непредставления сведений о доходах служащего может быть любая жизненная ситуация служащего, которую комиссия должна коллегиально рассмотреть (с учетом всех обстоятельств конкретной ситуации) и направить представителю нанимателя рекомендации о привлечении либо отсутствии объективных причин для привлечения служащего к ответственности.
1.1. Куда подают заявления о невозможности представить сведения о доходах лица, замещающие муниципальные должности? Каким органом рассматриваются данные заявления, какие решения могут приниматься?
Лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о доходах высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 4.2 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
Руководствуясь федеральным Положением о комиссиях целесообразно предусмотреть положения, касающиеся подачи высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации заявления о невозможности представить сведения о доходах, обеспечения рассмотрения им таких заявлений, а также возможные решения при рассмотрении данных заявлений в соответствующих субъектовых и муниципальных Положениях о комиссиях. Например, данный вопрос может быть рассмотрен на заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации.
К ситуациям, когда отсутствует возможность представить сведения о супруге, относятся, например, случаи, когда супруга (супруг) находится в длительной командировке или в местах отбывания наказания, или супруги не проживают совместно. Кроме того, супруга (супруг) может также отказаться по субъективным причинам представить соответствующие сведения.
При этом сам по себе факт разрыва отношений, на наш взгляд, не может расцениваться как объективная и уважительная причина, в силу особого характера обязанностей, возложенных на лицо при замещении им соответствующей должности.
Причину непредставления служащим сведений о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей можно признать объективной и уважительной в случае, если служащий принял все зависящие от него меры для обеспечения надлежащего исполнения им соответствующей обязанности (принимались ли меры к установлению места жительства супруги (супруга), несовершеннолетних детей, получению таких сведений от супруги (супруга) и в отношении несовершеннолетних детей, запрашивалась ли доступная лицу информация из регистрирующих органов).
При получении антикоррупционным подразделением заявления о невозможности представить сведения необходимо дать объективную оценку разумной достаточности мер, принятых служащим для получения сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также результатов, которые были получены. Проведенная оценка данных мер и результатов, а также иной доступной информации, которая способна повлиять на решение комиссии, должна быть оформлена в информационную справку и направлена членам комиссии для возможности их предварительного ознакомления с конкретной ситуацией.
Учитывая, что обязанность служащих представлять сведения о доходах возникает ежегодно (с 1 января), направление заявления о невозможности представить сведения должно осуществляться ежегодно.
3. Обязан ли служащий подавать сведения о доходах при увольнении в период с 1 января по 30 апреля?
Законодательством установлен конкретный перечень лиц, на которых распространяется обязанность представлять сведения о доходах. После увольнения со службы на гражданина вышеуказанная обязанность не распространяется.
Исполнение служащим указанной обязанности по предыдущему месту службы может свидетельствовать о надлежащем соблюдении им запретов и ограничений, исполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Рекомендуем доводить данную информацию до служащих, планирующих свое увольнение.
Обращаем внимание, что в случае поступления гражданина на службу в период декларационной кампании гражданин представляет сведения о доходах в установленном порядке. Обязанность повторного представления (в качестве служащего) сведений о доходах до 30 апреля отсутствует, поскольку служащий не замещал соответствующую должность по состоянию на 31 декабря.
4. Является ли нарушением требований законодательства о противодействии коррупции, влекущим применения взысканий, указание в справке о доходах сведений о расходах при отсутствии правовых оснований для представления данных сведений?
5. Вопрос, касающийся возможности подтверждения состава семьи лица, подающего сведения о доходах.
В каждом конкретном случаи необходимо принять все доступные меры по установлению состава семьи лица, подающего сведения. Например, запросить личное дело лица и проверить информацию, хранящуюся в нем; направить запросы в органы ЗАГС по месту жительства или рождения лица; провести беседы с лицом и (или) его коллегами.
Кроме того, отдельные должностные лица наделены правом направлять запросы в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, о проведении оперативно-разыскных мероприятий по основаниям, установленным частью 3 статьи 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», при осуществлении соответствующих видах проверки. Ответы на указанные запросы также могут способствовать установлению состава семьи лица, подающего сведения о доходах.
6. В течение какого периода времени с момента представления сведений о доходах данные сведения должны быть проанализированы?
Ответ: законодательство Российской Федерации о противодействии коррупции устанавливает, что анализ сведений о доходах проводится в отношении представленных сведений о доходах. Момент представления данных сведения наступает тогда, когда служащий сдает справку о доходах, а антикоррупционное подразделение ее принимает. Таким образом, анализ сведений о доходах может проводиться с 1 мая года, когда сведения о доходах были представлены.
Однако необходимо учитывать, что срок давности для привлечения служащего к ответственности три года. В этой связи необходимо учитывать данный срок при анализе сведений о доходах и последующем принятии решения о проведения соответствующей проверки при необходимости.
С целью выявления и своевременного исправления возможных ошибок (неточностей) в справках о доходах рекомендуем оказывать консультативно-методическую помощь служащим до представления ими данных справок в установленном порядке.
Вопросы, касающиеся заполнения отдельных разделов справки о доходах.
Пролог: если не ясны какие-либо положения или сноски к форме справки о доходах, содержащиеся в Указе Президента Российской Федерации № 460, обращайтесь к Методическим рекомендациям по вопросам представления сведений о доходах, ежегодную подготовку которых осуществляет Министерство.
Раздел 1 Сведения о доходах
1. Необходимость отражения страховых выплат при досрочном расторжении договора и выплат при наступлении страхового случая «дожитие».
Выплаты при досрочном расторжении договора (выкупная сумма) не указываются, поскольку происходит возврат части денежных средств по несостоявшемуся договору.
В случае наступления страхового случая, в том числе при «дожитии», полученные выплаты подлежат указанию.
Раздел 2 Сведения о расходах
1. Необходимо ли заполнять раздел 2 справки при приобретении недвижимого имущества посредством участия в долевом строительстве, в случае, если оплаченная в 2017 г. по указанному договору сумма превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за 2014-2016 г., а государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество произведена в 2018 г.?
Раздел 2 справки заполняется только в случае, если в отчетном периоде служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми осуществлены расходы по сделке (сделкам) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, и сумма расходов по такой сделке или общая сумма совершенных сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.
В случае, если оплата суммы по договору произведена в 2017 г. и данная сумма превышает общий доход семьи за предшествующий трехлетний период, сведения о расходах необходимо предоставить в рамках декларационной кампании 2018 г. и без учета того, что государственная регистрация права собственности произведена только в 2018 г., поскольку именно в 2017 г. были понесены расходы по сделке.
При этом обращаем внимание на необходимость заполнения в данной ситуации подраздела 6.2 справки с указанием на обязательство застройщика перед служащим.
В случае если в сделке по приобретению недвижимости на стороне покупателя выступает множественность лиц, одним из которых является лицо, на которое распространяются положения Федерального закона № 230-ФЗ, имущество приобретается в общую собственность, в том числе с определением долей, о такой сделке, превышающей доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, необходимо представить сведения о расходах.
В случае если заключаются отдельные сделки по приобретению долей в недвижимости, то учитывается общая стоимость каждой из сделок совершенных лицом, на которое распространяются положения Федерального закона № 230-ФЗ, и его супругой (супругом).
3. При определении необходимости заполнения раздела 2 справки необходимо соотносить расходы по приобретению имущества и доходы, полученные за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Например, в случае приобретения служащим имущества в 2017 г. учитываются доходы, полученные в 2014-2016 гг. При этом, ранее в 2016 г. служащий приобрел другое имущество. Необходимо ли при определении доходов за 2014-2016 гг. учитывать расходы по приобретению имущества в 2016 г.?
Из положений Федерального закона № 230-ФЗ следует, что оценка соразмерности понесенных расходов на сделки в отчетном периоде доходам осуществляется исходя из доходов, полученных служащим и его супругой (супругом) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. При осуществлении подсчета дохода, полученного за три последних года, предшествующих отчетному периоду, обязанность учета понесенных (возможно понесенных) расходов в течение данного трехлетнего период законодательством Российской Федерации не установлена.
Вместе с тем, при установлении фактов ежегодной покупки объектов имущества, ценных бумаг, акций рекомендуем проводить тщательный анализ расходов и доходов, с целью последующего проведения проверки при необходимости.
Подраздел 3.1 Недвижимое имущество
Аналогично: заполнение раздела 1 справки в случаях, когда договор купли-продажи заключен в конце отчетного периода, а деньги поступили на счет лица, в отношении которого представляются сведения, в следующем отчетном периоде.
Данное имущество в подразделе 3.1 справки не отражается. Если по состоянию на 31 декабря служащий пользуется купленным имуществом, то данное имущество отражается в подразделе 6.1 справки.
Подраздел 3.2 Транспортные средства
В случае, если сельскохозяйственная техника зарегистрирована в соответствующих органах на депутата в статусе физического лица, то она подлежит отражению в справке о доходах. В ином случае, когда такая техника зарегистрирована на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, она является коммерческим имуществом и не подлежит отражении.
Аналогичным подходом необходимо руководствоваться при возникновении срочных обязательств финансового характера.
Раздела 4 Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях
1. Заполнение графы 6 «Сумма поступивших на счет денежных средств» раздела 4 справки на несовершеннолетнего ребенка.
Графа 6 раздела 4 справки заполняется в случаях, если указанная сумма превышает общий доход служащего (работника) и его супруга (супруги) за отчетный период и два предшествующих ему года. Таким образом, графа 6 раздела 4 справки должна быть заполнена, если сумма поступивших денежных средств на счет ребенка превышает трехгодовой доход его родителей.
Подраздел 6.1 Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании
1. Указание в подразделе 6.1 справки земельного участка под гаражом (машино-места) (в гаражном кооперативе, на многоуровневой (подземной/надземной) парковке, на придомовой территории, на обособленном (выделенном) земельном участке).
Подраздел 6.2 Срочные обязательства финансового характера
1. Заполнение подраздела 6.2 справки в случае, если по кредитному обязательству (не превышающему 500 тыс. руб.) накоплены проценты (суммарно с суммой займа превышающие 500 тыс. руб. / сами проценты превышают 500 тыс. руб.)
Пени, штрафы, проценты за просрочку платежа по кредитному договору предусматриваются в условиях кредитного договора и являются финансовым обязательством перед кредитором при наступлении определенных условий.
Таким образом, при возникновении таких условий возникает обязательство финансового характера, вытекающее из кредитного договора. В случае, если данное обязательство является равным или превышает 500 тыс. руб., то сведения о таком обязательстве отражаются в подразделе 6.2 справки.
2. Договора страхования жизни в подразделе 6.2 справки не указываются.
Раздел 7 Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки
1. Необходимо ли отражать информацию об утилизации автомобиля в случае самостоятельной утилизации транспортного средства (например, разбор на запчасти) без заключения договора на утилизацию с организацией, осуществляющей данный вид деятельности (документы, подтверждающие утилизацию отсутствуют), или должен быть документ, подтверждающий утилизацию транспортного средства, фактическое его уничтожение, гибель (акт об утилизации и др.).
Самостоятельная утилизация, например, разбор автомобиля на запчасти, не прекращает право собственности на данный автомобиль. В данном случае раздел 7 справки не заполняется, такой автомобиль необходимо отражать в разделе 3.2 справки.
1. Основания для инициирования проверки.
1.1. Критерии признания информации достаточной для инициирования процедуры проверки.
Достаточность информации предполагает наличие совокупности данных, свидетельствующих о несоответствии фактическим обстоятельствам представленных служащим сведений. Как правило, данная информация содержится в различных документах, отражающих действительное имущественное положение служащего и членов его семьи. Она может находиться в открытом доступе (например, в открытых государственных реестрах, в том числе иностранных, в средствах массовой информации) или содержаться в представленных служащим документах.
Признаками, свидетельствующими о необходимости проведения проверки, могут служить:
— не совпадение (расхождение) представленной служащим информации, в том числе в бумажном виде и (или) в ходе беседы;
— сомнение в подлинности представленных сведений;
— путаность и оговорки, допускаемые служащим при проведении с ним беседы.
В случае, если работниками подразделений при проведении анализа представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера выявлены обстоятельства, позволяющие усомниться в достоверности данных сведений, необходимо инициировать проведение проверки.
Полученная от органов и организаций информация, свидетельствующая о несоответствии представленных служащим сведений фактическим обстоятельствам (без приложения соответствующих документов), не означает, что проверку проводить нельзя.
Учитывая, что достаточность информации является оценочной категорией, необходимо помнить, что любая информация (кроме анонимной) о несоответствии представленных служащим сведений фактическим обстоятельствам либо наличии сомнений в объективности такой информации может быть признана достаточной.
2. Организационные вопросы осуществления проверки.
2.1. Необходимо ли при проведении проверки осуществлять комплексную проверку всех отраженных в справках сведений или только в части тех недостоверных сведений, которые явились основанием для проведения такой проверки?
При наличии оснований для проведения проверки (например, представление органов прокуратуры о сокрытии недвижимого имущества) рекомендуется проводить проверку всех сведений, содержащихся в справке, несмотря на то, что сомнение в достоверности представленных сведений заключается, например, лишь по одному разделу справки.
Указанный подход позволяет полноценно оценить исполнение служащим обязанности по представлению достоверных сведений о доходах и избежать повторного проведения проверки и возможного привлечения служащего к ответственности в случае, если выявляются новые ошибки в ранее представленных сведениях.
Доклад о результатах проверки, а также сведения о соблюдении служащим ограничений, установленных федеральными законами, приобщается к личному делу служащего.
2.2. Может ли быть проведен контроль за расходами за год, выходящий за пределы трехлетнего периода (например, может ли быть проведена в 2018 году проверка о расходах, совершенных в 2013 году)?
Также установлено, что основанием для осуществления контроля за расходами является достаточная информация о том, что данным служащим, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) на общую сумму, превышающую общий доход служащего и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.
Федеральный закон № 230-ФЗ не содержит ограничений по временному периоду совершения сделок, по которым может быть осуществлен контроль за расходами.
В соответствии со статьями 196 и 200 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Таким образом, с момента поступления в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 230-ФЗ информации о том, что лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, начинает исчисляться трехлетний срок исковой давности в течении которого процедуры контроля за расходами являются целесообразными, так как могут привести к обращено в доход Российской Федерации соответствующего имущества.
2.3. Проведение проверки в случаях, когда лицо, в отношении которого проводится проверка, уволилось (было уволено) по другим основаниям до ее завершения.
В данном случае рекомендуется довести проверку до конца, поскольку возможно выявление по результатам проверки состава административного правонарушения или уголовного преступления.
2.4. Возможность использования специализированных программных продуктов в целях осуществления проверки (например, СПАРК-интерфакс);
Запрет на использование подобных программных продуктов законодательство Российской Федерации не устанавливает.
2.5. Получение согласия на проведение бесед с гражданами и служащими в рамках проведения проверки (в том числе форма получения согласия, последствия отказа и пр.);
При проведении в отношении служащего проверки антикоррупционное подразделение вправе проводить беседы с данным служащим и получать необходимые пояснения. Подтверждение согласия на проведение беседы нецелесообразно, поскольку при таком согласии беседа состоится. В случае отказа служащего от проведения беседы, рекомендуется документально зафиксировать факт такого отказа в присутствии трех служащих уполномоченного подразделения.
В рамках проведения анализа сведений о доходах согласие или отказ служащего на проведение с ними беседы, получение от него пояснений целесообразно оформлять в письменном виде в произвольной форме.
2.6. Ответственность уполномоченных должностных лиц, осуществляющих проверку.
В случае ненадлежащего исполнения должностными лицами возложенных на них обязанностей данные лица могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, установленной законодательством.
2.7. Кадровое подразделение обязано ознакомить служащего, в отношении которого проведена проверка, с результатами проверки. В какой форме и сроки целесообразно осуществлять данное ознакомление (письменная форма, под роспись, выдача копии доклада или выписки из него, др.)?
Подпунктом «в» пункта 24 Положения о проверке установлено право служащего давать пояснения в письменной форме, в частности, по результатам проверки. В соответствии с пунктом 25 Положения о проверке такие пояснения приобщаются к материалам проверки. В этой связи в целях защиты интересов служащего представляется целесообразным уведомлять служащего в произвольной письменной форме (с отметкой об ознакомлении) о результатах проверки до направления соответствующего доклада представителю нанимателя (уполномоченному лицу).
2.8. Каков объем прав у антикоррупционного подразделения по выяснению наличия финансовой возможности у родственников служащего при предоставлении им денежных средств, которые используются для обоснования сделки по приобретению нового имущества?
Права антикоррупционного подразделения на установление финансового состояния родственников служащего ограничены. Вместе с тем, Федеральным законом № 230-ФЗ предусмотрено, что антикоррупционные подразделения обязаны уведомить служащего в письменной форме о проведении в отношении него или членов его семьи контроля за расходами и о необходимости представить сведения, в том числе об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. В целях подтверждения финансовой возможности родственников служащего антикоррупционным подразделениям предоставлено право проведения бесед со служащим и иными лицами с их согласия, в рамках которых может быть запрошена и установлена необходимая информация.
Кроме того, отдельные должностные лица наделены правом направлять запросы в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, о проведении оперативно-разыскных мероприятий по основаниям, установленным частью 3 статьи 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», при осуществлении соответствующих видах проверки.
3. Межведомственное взаимодействие в ходе проведения проверки.
Подпунктом «л» Указа Президента Российской Федерации № 1065 антикоррупционные подразделения при осуществлении анализа сведений о доходах наделены правом получения от государственных (муниципальных) органов, предприятий, учреждений и организаций информации о соблюдении служащими требований к служебному поведению (за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну). Таким образом, до начала проведения соответствующей проверки государственные органы вправе направлять запросы и получать указанную информацию. Однако стоит отметить, что в случае подтверждения несоблюдения служащими требований к служебному поведению привлечение такого служащего к ответственности возможно только по результатам проверки.
3.1. Если в рамках анализа сведений о доходах направлялись запросы в организации, например Росреестр, необходимо ли при проведении проверки повторное направление запросов или возможно использование ответов, полученных в рамках проводимого анализа?
Ответ: в случае получения в рамках анализа сведений о доходах необходимой информации от государственных органов, свидетельствующей о совершении служащим коррупционного правонарушения, повторное направление аналогичных запросов при проведении проверки в отношении данного служащего не целесообразно.
III. Применение мер ответственности по результатам проверки.
1. Критерии квалификации недостоверной информации в сведениях в качестве «технической ошибки».
Ответ: к числу таких ошибок могут быть отнесены, в частности:
— ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по счету, выданной кредитной организацией и т.п., а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от служащего;
— некорректное указание почтового адреса (вместо правильного написания «проспект Строителей» или «пр-т Строителей» указывается «пр. Строителей»);
— некорректное указание наименования, адреса кредитной организации, при правильном предоставлении иной информации по соответствующему разделу справки (случаи, когда указан не юридический адрес банка, а фактический адрес его филиала, открывшего счет, или вместо правильного указания организационно-правовой формы кредитной организации ПАО «Сбербанк России» указано ПАО «Сбербанк», Сбербанк и т.п.), при условии, что указанное наименование кредитного учреждения позволяет его достоверно установить;
— ошибки в наименовании вида транспортного средства и в наименовании места его регистрации (при условии достоверного указания субъекта Российской Федерации).
2. Сроки давности привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Ответ: взыскания за совершение коррупционных правонарушений применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения. В данный месячный срок не включается период временной нетрудоспособности служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов.
Вместе с тем взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Таким образом, настоятельно рекомендуем, в частности касательно сведений о доходах, не дожидаться представлений органов прокуратуры, а самостоятельно в кратчайшие сроки осуществлять комплексный анализ представляемых сведений о доходах и инициирование при необходимости проверочных мероприятий.
Для иных видов службы или трудовой деятельности законодательством Российской Федерации установлены иные сроки.
3. Может ли служащий быть привлечен к ответственности за неполноту и недостоверность представленных сведений о доходах в случае, если проверкой, проведенной до истечения месячного срока, предусмотренного законодательством для внесения уточненных сведений, были выявлены нарушения?
Ответ: согласно пункту 8 Положения о представлении сведений о доходах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 559, в случае если служащий обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения в порядке.
Служащий может представить уточненные сведения в течение одного месяца. Таким образом, данный срок предусмотрен для уточнения представленных сведений работником в инициативном порядке.
Выявление кадровыми подразделениями нарушений при представлении указанных сведений до истечения названного месячного срока не препятствует привлечению работника к установленной ответственности.
Однако важно в целях соблюдения права служащего на внесение необходимых изменений в справку о доходах полагаем целесообразным проводить соответствующие проверки достоверности представленных сведений по истечении указанного срока для внесения уточненных сведений.
Обзор документа
Проанализированы вопросы, возникающие при представлении, анализе и проверке достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Представляется важным отметить следующее.
Уважительной причиной непредоставления сведений может быть любая жизненная ситуация госслужащего, которую комиссия по урегулированию конфликта должна коллегиально рассмотреть и направить представителю нанимателя рекомендации о привлечении лица к ответственности либо отсутствии объективных причин для этого. Заявление о невозможности направить сведения необходимо подавать ежегодно.
При поступлении гражданина на службу в период декларационной кампании он подает сведения о доходах. Обязанность повторного предоставления (в качестве служащего) сведений о доходах до 30 апреля отсутствует, поскольку лицо не замещало соответствующую должность по состоянию на 31 декабря.
Даны разъяснения по вопросу формирования некоторых разделов справки о доходах и расходах.