должны ли все люди изучать право в школе
Нужны ли детям правовые знания?
НУЖНЫ ЛИ ДЕТЯМ ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ?
В Конвенции о правах ребенка записано: «Дети всегда должны иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учебы и роста».
А нужны ли правовые знания взрослым? Детям? Однозначно нужны, ведь правовые знания нужны – основа поведения в разных жизненных ситуациях.
Необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Наша задача помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в демократическом обществе.
Ребенок очень быстро вырастает и становится взрослым. Научив сегодня детей, умело сочетать права и обязанности, мы воспитаем их правовую культуру. Завтра, превратившись во взрослых, эти дети научатся соблюдать и защищать не только свои права и свободы, не только права своих детей, но и наши права, права старшего поколения.
Основная линия в современной политике – построение демократического государства, а основная линия обучения и воспитания – развитие гармоничной и всесторонне развитой личности ребенка, которая стала бы полноценной единицей этого самого демократического общества.
Мы решили провести опрос, целью которого стало определение потребности детей в правовом просвещении.
Общая выборка респондентов, принимавших участие в опросе, составила 50 человек, из которых 35 человек – дети среднего и старшего звена и 15 обучающиеся 3-4 кл..
Обрабатывая результаты анкетирования, мы увидели, что дети сами отмечают свою потребность в правовых знаниях. Данное анкетирование помогло нам в разработке мероприятий по правовому воспитанию. Анкетирование было проведено в октябре 2016 г., планируем повторить его с теми же респондентами в мае 2017 г., чтобы проследить динамику правового просвещения.
Уважаемые ребята! Предлагаем вам заполнить анкету, которая является частью проекта «Страна Правознания». Анализируя ваши анкеты, мы обязательно учтем ваши пожелания при разработке занятий по правовым знаниям. Анкета анонимна. Поэтому, пожалуйста, отвечайте откровенно. Прочитайте внимательно каждый вопрос и обведите кружочком номер ответа (номера ответов), наиболее подходящего для вас или ответьте на поставленный вопрос. Надеемся на ваше понимание и поддержку.
1.Считаете ли Вы необходимым знать о своих правах?
г) Затрудняюсь ответить
2. Нужны ли Вам обязанности?
а) нет, потому что они нарушают мои права
в) нужны, но если они не нарушают мои права
г) затрудняюсь ответить
3. Что такое Конвенция о правах ребенка?
а) международный правовой документ, определяющий права детей
б) региональный правовой документ, определяющий права детей
в) понятия не имею, что это такое
г) что-то связанное с правами детей
4. Если вдруг будут нарушены ваши права, куда Вы обратитесь?
б) позвоню по телефону доверия
в) к родителям или учителям
г) в правоохранительные органы
5. От кого Вы узнаете о своих правах и обязанностях?
г) Ваш вариант_________________________________
6 . Как Вы считаете, на что имеет право каждый ребёнок?
7. Нарушают ли Ваши права в школе?
в) не припомню такого случая
г) Ваш вариант_________________________________
8. Есть ли у Вас потребность в знаниях о защите прав?
в) затрудняюсь ответить
г) нет, потому что всё, что мне надо, я нахожу в Интернете
9. Какой способ защиты для Вас приемлем?
б) незаконный (применение силы и т.д.)
10. Что является документом, удостоверяющим личность гражданина?
а) справка из поликлиники
б) водительское удостоверение
в) медицинский полис
г) свидетельство о рождении
11. Запишите право, которое для Вас является наиболее важным:
12. Какую форму получения информации по правовым знаниям Вы предпочитаете? (отметьте только два варианта)
Должны ли все люди изучать право в школе
Юрист домашней онлайн-школы «Фоксфорда», выпускник факультета права Высшей школы экономики
Права ребёнка в школе
Вот какими правомочиями обладают дети на территории учебного заведения.
Право на получение бесплатного среднего образования
Статья 43 Конституции России.
Обучение в общеобразовательных государственных школах должно быть бесплатным. В школе должны быть классы для занятий, гардероб, санузлы, библиотека, столовая, спортзал, которыми дети могут пользоваться бесплатно.
Школа не может заставить родителей скидываться на ремонт, учебные пособия и другие нужды. Но если родители проявят инициативу, учебное заведение вправе принять помощь.
Право на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность
Статья 16 Конвенции ООН «О правах ребёнка», статья 34 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Применение к ребёнку физического и психологического насилия недопустимо. Границы психического насилия чётко не определены, но обычно это оскорбления, угрозы, критика, выводящую ребёнка из душевного равновесия.
Право выбирать школу, форму обучения, программу и язык
Статья 44 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Ученики вместе с родителями могут выбрать любую образовательную организацию. Например, можно в любой момент сменить школу или перейти на семейное образование. Но нельзя прийти в школу во дворе и потребовать, чтобы ребёнка учили китайскому, если этот предмет не предусмотрен учебным планом этого заведения.
Право не посещать кружки и факультативы
Статья 34 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Любые дополнительные занятия в школе — дело добровольное. Преподаватели не могут занижать оценки или психологически давить на детей, которые не ходят на факультативы.
Право не участвовать в благоустройстве школы
Статья 37 Конституции Российской Федерации, статья 34 закон «Об образовании в Российской Федерации».
Школа может проводить субботники и приглашать на них учеников. Но школьник с письменного согласия родителей может отказаться. Помогать школе с уборкой и благоустройством — право, а не обязанность.
Право бесплатно получать учебную литературу в школьной библиотеке
Статья 35 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Школа должна бесплатно обеспечить учеников учебниками, рабочими тетрадями и другими необходимыми пособиями по всем предметам. Покупать учебную литературу самостоятельно родителям нужно только на факультативы и в случае, если ребёнок испортил школьный учебник.
Право на бесплатную медицинскую помощь в школе
Статья 41 закона «Об образовании в Российской Федерации».
В школе обязательно должен работать медпункт с квалифицированным медицинским работником, оборудованный всем необходимым для оказания первой помощи.
Право на неприкосновенность имущества
Статья 35 Конституции Российской Федерации.
Учитель не имеет права отбирать у ребёнка смартфон и любые другие вещи, если в уставе школы нет запрета на использование гаджетов во время занятий или на территории школы.
Обязанности ребёнка в школе
Кроме прав, у школьников есть и обязанности, которые установлены законом «Об образовании в Российской Федерации» и Уставами образовательных организаций. В каждой школе — свои правила, вот некоторые обязательства учеников.
Не пропускать занятия без уважительной причины
Если ребёнок отсутствовал на уроке, он должен принести в школу справку от врача или заявление от родителей.
Добросовестно учиться
Отвечать на вопросы учителя на уроках, не мешать другим ученикам, выполнять домашние и контрольные работы.
Следовать распорядку школы
Ученик должен вовремя приходить на уроки, в классе занимать определённое ему место, носить форму, если она предусмотрена.
Беречь школьное имущество
Если ученик сломал стул, разбил проектор или порвал учебник — родители должны будут возместить ущерб.
Уважать других учеников и работников школы
Не приносить в школу опасные предметы
Оружие, химикаты и тому подобное.
Не курить, не употреблять алкоголь и наркотики
А также не находиться на территории школы в нетрезвом виде.
Нарушения прав ребёнка в школе
Пока ребёнок находится в школе, за соблюдение его прав и свобод отвечает школьная администрация, а за исполнение обязанностей — родители.
В штате каждой школы должен быть уполномоченный по правам ребёнка, который должен предотвращать нарушение прав учеников, рассматривать жалобы, а также рассказывать школьникам и их родителям о правах и обязанностях. На практике, к сожалению, такой специалист есть не везде.
Важно отметить, что о нарушении прав можно говорить, только если имело место самоуправство со стороны школы, и ребёнка действительно заставили что-то сделать. Большинство родителей не видит ничего плохого в том, чтобы дети помыли класс, в котором учатся, и понимают, что забрать гаджет на время урока — порой необходимая дисциплинарная мера.
Но если ситуация угрожает здоровью или психике ребёнка, следует немедленно принять меры. О том, что делать в случае нарушении прав ребёнка в школе, читайте в этой статье.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Школьникам полезно изучать право
Практика определяет сознание
материала будет интересна и доступна, это осядет в головах молодежи, которая оценит это как явление интересное, важное, популярное, раз о нем столько говорят или пишут. Правовые вопросы могут и должны изучаться сегодня и на уроках обществоведения и истории (особенно при изучении современного этапа реформ). На уроках обществоведения и истории необходимо использовать не только текстовую, но и визуальную информацию. Для этого целесообразно применять активные формы подачи материала: просмотр документальных и учебных фильмов, изучение различных художественных изображений, схем, таблиц, ток-шоу, тренинги, игры, беседы, самостоятельную работу учащихся с текстами различных источников (учебником, законами, кодексами, статьями СМИ), написание творческих сочинений, эссе, работу над текстами с допущенными ошибками, сопоставление и сравнение статей различных правовых документов.
Особое значение имеет практическая направленность при изучении правовых вопросов. Учащиеся должны понимать для чего дается и изучается этот материал и смогут ли применить свои навыки в жизни. Только в этом случае можно добиться положительного результата и заинтересованности в изучении основ права. Таким образом, можно сделать следующий вывод: основы права в школе можно и нужно преподавать. Учащиеся с 14 лет должны соприкасаться со сферами права. Они должны понимать, что через два-четыре года за совершенные неправомерные поступки их могут привлечь к ответственности. Уже не родители будут за них отвечать, а они сами.
Ольга КИЧКАЙЛО, педагог СШ № 68 г. Минска.
Необходимо ли изучать законодательство страны (например ГК) в школе? Можно ли считать полноправным гражданина, который не знает законов, своих прав и обязанностей, не умеет взаимодействовать с госорганами?
Можно ли считать полноправным гражданина, который не знает законов, своих прав и обязанностей, не умеет взаимодействовать с госорганами?
Можно. Подавляющее большинство наших граждан «не знает законов, своих прав и обязанностей, не умеет взаимодействовать с госорганами».
Если не знает, то почему МОЖНО считать «ПОЛНОПРАВНЫМ» гражданином?
По-моему, это все равно, что человека не умеющего читать и писать, а умеющего только говорить, называть грамотным.
обязательно надо изучать законодательство страны начиная со школы так как эти знания очень пригодятся ему в жизни и чтобы не попадать впросак при очередной жизненной проблеме.
Если не знает, то почему МОЖНО считать «ПОЛНОПРАВНЫМ» гражданином?
Если человек не знает всех своих законных прав, это не значит, что он этих прав не имеет.
Значит, что не имеет, потому что не может, по незнанию, этими правами воспользоваться. Получается, что эти права существуют вне досигаемости от него (по незнанию о них и о способах их реализации), что аналогично их отсутствию.
Верно, убрать литературу, математику (оставить арифметику), физику, да и остальное только забивает голову, а учить английский (язык хозяев) и ГК, УК, АК, а СК и ТК можно вообще выбросить, да еще пк.
Вы уж очень кардинально подходите 🙂
Литература учит взаимоотношениям с другими людьми, показывает что хорошо, что плохо, если конечно знать куда смотреть. В школьном курсе и должны давать соответствующие взгляды и оценки;
Математика, помимо арифметики, включает еще много полезных разделов, например геометрию, что тоже для жизни необходимо;
Физика, так это вообще наше окружение в современном мире, без нее и не понять природу и многие технологии. Тоже в жизни пригодится;
Про языки разговор особый, например в Китае, в школах, дети изучают родной язык, а их там достаточно много, государственный язык и еще языки соседних народов, из этой же или из соседних провинций. Делается это для того, чтобы люди могли взаимодействовать в социуме на той территории где они проживают.
У нас по ряду причин предпочитают английский, Ваша трактовка также имеет свое обоснование. Если это поможет людям в их дальнейшей жизни, то ничего плохого в этом нет.
Теперь про ГК и ТК. Многие молодые люди, которые приходят впервые на работу не понимают как им действовать, во многом их мнение о своих действиях складывается из того, что кто-то где- то сказал. Отсюда очень много казусов и взаимного непонимания между молодым работником и работодателем. Тоже самое зачастую происходит и при взаимодействии граждан как между собой, так и с госорганами. Если бы граждане понимали (были обучены) как им действовать в ситуациях, когда нарушаются их права ( о которых они также не всегда знают), то меньше было бы мордобития и ругани, люди выходят из себя зачастую от ощущения невозможности решить проблему разумным (понятным человеку и достижимым) образом.
Получается, что эти права существуют вне досигаемости от него (по незнанию о них и о способах их реализации), что аналогично их отсутствию.
Да, был такой, факультативный предмет, во всяком случае у меня в советской школе:)
На уроках рассказывали как устроено государство, какие палаты есть, что такое КПСС и т.д. Не было практически применимых знаний. Как обращаться в госорганы, какие органы за что отвечают, какая реакция от них может или должна быть.
Сейчас взаимоотношения гражданина с государством пытаются впихнуть в одно окно (в Москве это МФЦ). В принципе верно, но мне непонятно, как научится решать вопросы через МФЦ, которые в компетенциях этого органа еще не присутствуют. Получить консультацию в госорганах (в некоторых, с которыми мне приходилось сталкиваться) достаточно проблематично, у многих из них такая функция просто не предусмотрена.
Каждый раз обращаться в юридическую консультацию, но в таком случае, получается, что я для взаимодействия с государством должен использовать посредника, обладающего определенным, закрытым от меня по ряду причин, знанием. Т.е. я ущемлен в свободе взаимодействия с государством, и еще должен это взаимодействие оплачивать посреднику.
Каждый раз обращаться в юридическую консультацию, но в таком случае, получается, что я для взаимодействия с государством должен использовать посредника, обладающего определенным, закрытым от меня по ряду причин, знанием. Т.е. я ущемлен в свободе взаимодействия с государством, и еще должен это взаимодействие оплачивать посреднику.
Если ничего и никак- то это иностранный агент или просто лесной (горный) партизан
Хороший вопрос.Только нужно тогда привсти в «чувство» саму юриспруденцию вместе с «законодательством»..Это для начала.А когда сидит «законодательный» орган под названием ГД,»выпекает» хрен знает что,оторванное от здравого смысла и интересов той страны,которую этот «орган» олицетворяет-о каком «законодательстве можно ветси речь.Дальше.Постоянные поправки в теже самые кодексы.Отдельная песня-Налоговый. Это вообще за гранью разумного.Те же 44,223,275-ФЗ-фактически база для укоренения коррупции.А СРО?И это только капля. ))
Сейчас в школе есть предметы: граждановедение; обществознание; правоведение.
Мое мнение. Циркуляр морского технического колледжа от 29.11.1910г: «никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного лица, предусмотрев все отдельные случаи и дать вперед соответствующие указания, а поэтому господа инженеры должны проявит инициативу, и руководствуясь знаниями своей специальности и пользой дела, прилагать все усилия для оправдания своего назначения.» Это так же можно сказать и о юристах, а мы можем консультироваться у них. И еще есть программа, если не ошибаюсь «Гарант», где можно найти ответ на вопрос по правам и обязанностям
Елена Солодкова. а может государству и не надо чтобы у людей были права. права то есть но они размыты так что каждого из нас могут привлечь к ответственности за то что что ты будешь отстаивать эти свои права так как у чиновников у власти свои права рулением людей и они считают что они всегда правы. поэтому наши права только в Конституции РФ но они не подтверждены законами. можно кое какие найти но они размыты как и все у нас
В этом то и основная проблема, что
Поэтому и решается у нас все через верх, т.к., насколько я смог понять, именно верховная власть очень хорошо описана и преподается в обозначенных Вами предметах.
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОЙСТВО. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО.
Только вот на деле, какой материал дается например по разделу «Споры, порядок их рассмотрения.»? Если это отсылка идите в суд, и дальше куча вопросов «В какой суд?», «С чем идти?» и т.п. это одна и не очень полезная история. Если же это объяснение какие споры кто может улаживать и как надо двигаться снизу и до верха, то это совершенно иное. Например, не нравится моей соседке, что подростки с нижнего этажа курят на лестничной площадке. Ей что в суд сразу бежать, когда слов подростки не понимают?
Как изучать права человека в школе?
Федеральный омбудсмен Татьяна Москалькова предложила Министерству просвещения создать обучающий модуль «Права человека» для школьников. «Мы неоднократно ставили вопрос, что в школах нет предмета, посвященного правам человека, даже маленького модуля. Но именно с ученика младшего класса начинает формироваться понятие уважения к правам другого человека, уважения к государству», – сказала Москалькова. Первый замминистра просвещения Дмитрий Глушко в свою очередь идею поддержал и пообещал помочь с ее развитием.
Достаточно ли внимания правам человека уделяется в современной школьной программе по обществознанию и другим гуманитарным предметам? Нужен ли отдельный курс на эту тему и если да, каким он должен быть? Об этом размышляют наши эксперты и читатели.
Евгений БУНИМОВИЧ, заслуженный учитель РФ, депутат Московской городской Думы VII созыва, председатель Комиссии по образованию:
– В школе правам человека, конечно, уделяется недостаточно внимания. Кроме того, у учителей есть настороженность, опасения перед правозащитной тематикой. Я был в Москве уполномоченным по правам ребенка десять лет, часто посещал школы, встречался с ребятами. При этом от учителей и директоров неоднократно слышал реплики о том, что следовало бы сначала рассказать детям не про права, а про их обязанности…
Формальные лекции о правах бессмысленны, так не зацепить современных ребят, нужен диалоговый режим. Совместно с преподавателями юридического факультета Московского городского педагогического университета мы разработали интерактивные правовые квесты, которые уже несколько лет успешно проводят в школах студенты. Издано несколько сборников, по которым такие занятия сегодня проводятся не только в Москве, но и в регионах. Возможно, стоит подумать и о создании онлайн-версий, компьютерной игры. Но главное, чтобы понимание того, что такое права человека, права ребенка, было встроено во всю систему школьной жизни. Если ученика с первого по пятый урок будут унижать, дрессировать окриками и наказаниями, а потом на шестом уроке придут и скажут: «Здравствуйте, сейчас я буду рассказывать о справедливости, о ваших правах», то это, простите, шизофрения.
Я не считаю, что нужно добавлять в школьную программу новые часы, отдельные предметы по правам человека. Но в рамках ОБЖ и обществознания, в других курсах можно было бы больше внимания уделять правовым знаниям, включать такие модули, квесты. Это на самом деле нужно каждому школьнику.
Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании МГПУ:
– Поднятая тема не нова для образования. Еще в 1990-х годах такая проблема встала, были разработаны курсы (в том числе и для начальной школы), проводились занятия. Хорошо бы этот опыт критически рассмотреть, чтобы не выдумывать заново велосипед, взять все удачное и успешное, внести новое с учетом современных реалий. Я лично считаю, что воспитание ответственного и активного гражданина базируется на понимании сути и ценностной основы прав человека. В современных учебниках обществознания формально такие материалы присутствуют, часто выделяются в отдельные главы. Но говорит ли это о серьезном понимании важности прав человека? Не уверен. В свое время я предлагал построить весь курс обществознания через сквозную идею права, вокруг которой рассматриваются различные сферы жизни человека, государства и общества. Но это осталось на уровне идей и нескольких статей в журнале «Преподавание истории в школе». Поэтому вопрос назрел.
При этом существует серьезная опасность формализации данной темы, превращения ее в очередную кампанию по «модному направлению». Так в свое время произошло с избирательным правом: в школах появлялись отдельные курсы, проводились конкурсы и олимпиады. Но не было институционализации. Мой опыт показывает, что только при системном подходе эта тема может быть адекватно интегрирована в образование. Без изменения в содержании базовых школьных предметов это останется временным явлением и поводом для отчетов. Если права человека станут важным принципом при изучении обществознания, истории и литературы, то можно будет говорить о настоящей заинтересованности в том, чтобы школьники не только получали абстрактную информацию, но и приобретали опыт рассуждений и дискуссий по данным вопросам.
Самый важный вопрос: каков ожидаемый результат преподавания курса прав человека? Ответ на него подскажет, какая концепция прав человека будет взята за основу в преподавании (а их много, и они разные). Предлагаю перед принятием решения о внедрении курса обсудить видение гражданина в гражданском обществе, выделить базовые принципы и ценности, сделать четкое техническое задание на содержательную и методическую составляющие, ответственно подойти к отбору авторского коллектива. Если есть иллюзия, что можно просто взять материал и заставить школы его использовать, то опыт подсказывает общую профессиональную реакцию: «И это пройдет». Инициатива важна, но еще важнее организация и четкое выстраивание всего процесса.
Геннадий САРАЕВ, уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия, детский психолог:
– Низкая правовая грамотность населения – серьезный вызов времени, на который надо отвечать. Курс обществознания в школе сегодня в принципе раскрывает основы общественного права, и вполне вероятно дополнение этого предмета модулем «Права человека». При этом надо отметить тот факт, что правовое поведение человека является частью правовой культуры общества, и достигнуть эффективных изменений можно, на мой взгляд, только системным подходом. Например, через повышение правовой грамотности родителей, которые являются главным образцом поведения для ребенка. Таким образом, считаю возможным создать обучающий модуль «Права человека», включающий в себя инструменты погружения взрослого окружения ребенка в формирование правовой культуры как в самой семье, так и в обществе. Показателен в этом плане карельский опыт реализации проектов по обучению правилам дорожного движения, когда дети, по сути, становились субъектами изменений через формирование устойчивых правил проезда в автомобиле. Например, ребенок отказывался ехать без автокресла, так как в детском саду ему объяснили, что это небезопасно. Таким образом, дошкольник становился инициатором правового поведения родителей и водителей автотранспорта.
Лариса ПАВЛОВА, адвокат, председатель правления некоммерческого партнерства в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет»:
– Предложение, высказанное Татьяной Москальковой, не ново. Изучение прав человека в школе началось еще 20 лет назад с предмета «Граждановедение». Сегодня в первую очередь о них говорят в рамках курса обществознания при изучении Конституции. Правам человека в ней посвящено около 45 статей. Поэтому, изучая Конституцию РФ в школе, на сегодняшний момент дети изучают и права человека, а также учатся уважению к государству.
Думаю, идея о специальном модуле избыточна. Можно создавать хорошие новые программы по этой теме, но не выделять в отдельный модуль. Такой модуль будет способствовать перегрузке детей при их занятости, особенно с учетом дистанта. Но, разумеется, уделять внимание этой теме надо. Потому что многие дети знают, что у них есть права, но, к сожалению, понимают их не совсем правильно и, бывает, злоупотребляют ими.
Надежда РУКИНА, учитель истории и обществознания школы №75, Воронеж:
– Я против введения лишних предметов, так как наши дети и без того перегружены. Говорю это и как мама, и как учитель. У меня дочь-старшеклассница занимается каждый день до десяти вечера, чтобы выполнить все домашние задания. Кроме того, в самом предмете «Обществознание» есть разделы о правах человека, даже о правах ребенка. Правовые нормы рассматриваются и в девятом, и в десятом, и в одиннадцатом классах. В дополнение в нашей школе в 10-11-х классах один час в неделю изучается обществознание, еще один час – экономика, а третий час специально отводится на изучение права, и в расписании этот урок так и называется. Поэтому получается, что в 10-11-х классах уже идет более углубленное изучение права. Зачем еще один лишний предмет, тем более дублирующий?
Алина ТКАЧЕВА, ученица 10‑го класса, Великий Новгород:
– Я, наверное, странный человек, но вместо какой-нибудь художественной книжки у меня под подушкой лежит Конституция РФ. Я ее изучаю, потому что когда начала читать Конституцию для школьного задания, то обнаружила, что не только мы, школьники, совершенно не знаем своих прав, но и взрослые люди тоже. В школьном курсе обществознания есть раздел «Основы права», но он очень мал. Раздел «Конституция РФ» есть еще в курсе ОБЖ. Получается, что в школе о правах говорится мало, и эти сведения разбросаны по разным предметам.
Я бы хотела, чтобы люди с подросткового возраста знали и о правах, и об обязанностях. Но я прошу, не надо раздувать школьную программу! Мы так много занимаемся, что у меня голова часто болит. Думаю, нужно сделать так: добавить сведения о правах и обязанностях в курс обществознания и убрать раздел «Конституция РФ» из ОБЖ. Что-нибудь еще сократить в обществознании, чтобы права и обязанности туда поместились. А вот изучать права человека и Конституцию в начальных классах – по-моему, ошибка. Я помню себя в этом возрасте. Малыши не смогут понять всего этого, и для них получится просто лишняя нагрузка.