дом в форме гроба
Дома для покойников: Что такое моровые избы и зачем их на Руси строили
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Душа на небо, тело к земле и моровая изба как обитель после смерти
В глубокой древности на Руси покинувшие этот мир устремлялись в последний путь на лодке, которая могла быть к тому же сожжена. Это было своеобразное совмещение кремации и водного погребения. Позднее то, что оставалось после кремации, стали предавать земле. Представления о жизни на том свете менялись, и предкам нужно было, с одной стороны, согласиться с тем, что душа улетает на небо (от которого зависят дождь, солнце, снег), а с другой стороны, умершего нужно было приобщить к Земле, являющейся источником пищи. Потому сожженный прах закапывали над местом погребения и делали домовину, то есть модель дома.
Воздушные похороны и почему избушка на курьих ножках могла оказаться особым способом погребения
Исследователи утверждают, что прообразом известной избушке на курьих ножках могла стать домовина, то есть небольшой дом с двускатной крышей, устанавливаемый над могилами. Люди приносили туда еду и вещи, чтобы сделать существование покойного более комфортным. В домике для этого делалось окно или же просто не возводилась четвертая стена. Такие дома для усопших чаще всего стояли на пеньках или деревянных сваях, которые обкуривались дымом. Именно поэтому опоры носили название «курьи», иными словами обкуренные ножки. Курицы тут не причем.
Вот вам и избушка на курьих ножках, в которой жила Баба-Яга. Скорее всего, такой дом не соприкасался с землёй, поскольку она имела отношение к миру живых. А возможно, всё гораздо проще, и это делалось для того, чтобы грызуны и насекомые не повредили тела усопших.
Старинные похороны – сосуды на столбах
В «Повести временных лет», созданной летописцем Нестором, можно найти упоминания об иных способах захоронения людей. Нестор отмечал, что после смерти мертвеца клали на колоду и сжигали, а после собирали прах в небольшой сосуд и устанавливали его на столбах, вкопанных вдоль дорог. Скорее всего, всё так и начиналось. Были опоры с урнами, на которых потом стали возводить маленькие дома для покойников. Воздушное погребение — это своеобразное совмещение кремации и похорон в воздухе. На многих континентах умершего человека располагали на помосте или подвешивали на дереве, для того чтобы его душа возносилась к небу без проблем.
Массовые захоронения и что такое скудельница
Исследователи отмечают, что в летописях говорится о скудельницах, которые «ставили». То есть в древности для таких захоронений не копали могилы, а возводились дома или иные большие сооружения. Это, конечно, предположение, но оно имеет под собой почву. Например, исследователь Сорокин А. Н. предполагает, что во время сильных эпидемий люди не могли построить в моровую избу достаточного размера и просто то копали яму. Да, чрезвычайные ситуации бывали всегда.
Как английский дипломат был поражен Божедомом
В 1588 году Москву посетил английский дипломат Джильс Флетчер. Им был написан трактат «О государстве русском», который затем был опубликован в Санкт-Петербурге (1911 год) в переводе князя М. А. Оболенского. Флетчер отмечал, что зимой, когда много снега и земля промерзает очень сильно, так, что даже ломом не проломить, русские не хоронят покойников, а ставят их в домах за городом. Такие постройки называют Божьим домом или Божедомом. Трупы кладут словно дрова, от мороза они замерзают, каменеют. Когда наступает весна, люди забирают своих покойников и хоронят их. Возможно, что англичанин пишет как раз о временной моровой избе, где хранили трупы преступников, неопознанные тела, пьяниц, уснувших на морозе, то есть тех, кто находил своё последнее пристанище в общей могиле за церковным погостом.
Удивление сегодня вызывают не только языческие обряды прощания с усопшим. Но и более поздние похоронные обряды, значение которых современные люди не поймут.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
В центре Петербурга построят дом, который в народе называют «гробом» Шедевр или ошибка?
Если на пересечении набережной Карповки и Каменноостровского проспекта построят к 2022 году элитный жилой комплекс на 165 квартир — двор соседнего, 25-го дома превратится в типичный петербургский «колодец». «Практически всем жильцам перекроют свет», — говорит Ирина Архипова, которая недавно поселилась в модерновом доходном доме начала ХХ века. «Наш дом имеет душу, в отличие от новостроек», — объясняет она свой выбор.
История с ЖК, который пытаются возвести на месте мебельной фабрики Мельцера на Петроградской стороне, тянется уже семь лет. Летом на объект пришел новый хозяин, и начался очередной сезон градостроительной драмы.
У этого сюжета — три главных аспекта. Первый — борьба жильцов двух соседних домов с будущей стройкой. Второй — сохранение исторического наследия: прямо сейчас на набережной Карповки, 27, сносят дореволюционную трубу (ее должны восстановить).
Третий и, пожалуй, самый интересный — архитектура. Одни придумывают для проекта ЖК макабрические метафоры — «гроб», «крематорий», «саркофаг». Другие считают произведение архитектурного бюро «Студия-44» достойным европейского города.
The Village поговорил с местными жителями, застройщиком и экспертами. Рассказываем, как первые боятся уплыть в Карповку, вторые не понимают могильных сравнений, а третьи ругают и хвалят архитектуру XXI века.
Неизвестный застройщик
«А почему нет?! — ответил на наш вопрос о причинах покупки сложного участка на набережной Карповки глава ООО „Альфа Фаберже“ Виталий Бахарев. — Да, [проект] довольно сложный, но это не означает нереализуемый. В Петербурге достаточное количество сложных участков — это особенность нашего города».
В конце XIX века на набережной Карповки, у Силина моста, построили новые корпуса фабрики Мельцеров — знаменитой семьи петербургских мебельщиков. В советское время здания не стали перепрофилировать: здесь работала мебельная фабрика «Интурист». В постсоветское производство пришло в упадок. В 2013 году участок приобрела шведская компания NCC (после ребрендинга — Bonava). «Студия-44» Никиты Явейна разработала для нее проект элитного ЖК Meltzer Hall. В 2014-м фабричные корпуса, не стоявшие под охраной КГИОП, снесли.
У шведов не сложилось со сложным участком, еще в 2015 году его выставили на продажу за 1,2 миллиарда рублей. Купили землю и проект только пять лет спустя, причем значительно дешевле — за 730 миллионов рублей.
Покупатель — компания «Альфа Фаберже». Ее зарегистрировали ровно год назад, уставный капитал — 10 тысяч рублей, руководитель и единственный сотрудник — Виталий Бахарев. Кто-то из жителей Петроградской стороны, возможно, вспомнит его по муниципальным выборам 2014 года: он выдвигался (безуспешно) от «Справедливой России» в депутаты округа Чкаловское. «ООО „Альфа Фаберже“ и Виталий Бахарев неизвестны на рынке недвижимости Петербурга. Но компанию связывают с банком „Дом.рф“, который уже выделил проектное финансирование в размере 3 миллиардов рублей на реализацию комплекса», — писал 3 июня «Деловой Петербург».
«Наш дом „поплывет“»
«Меньше месяца назад я узнала из СМИ, что никому неизвестная компания ООО „Альфа Фаберже“ выкупила участок у Bonava. Вот тогда мне стало страшно за сохранность нашего дома», — говорит Ирина Архипова с набережной Карповки, 25.
За сохранность беспокоятся и собственники с Каменноостровского проспекта, 53/22 — модернового доходника со 110-летней историей. «Наш дом „поплывет“. Его объявят аварийным, нас будут расселять», — считает жительница доходного дома Каплуна Инна Моисеева.
27 июля прошла неформальная встреча с жильцами, на которой присутствовали представители компании АМП (технический заказчик строительных работ). «Было давление: „Если вы не согласитесь [с проектом] — сами будете с вашими бедами справляться“», — говорит председатель совета дома 53/22 по Каменноостровскому проспекту Елена Долгина.
жительница дома 25 на набережной реки Карповки
Запрошенную нами техническую документацию по проекту и по укреплению фундамента и стен нашего дома нам до сих пор не предоставили. Со слов главного инженера застройщика, укреплять будут только Каменноостровский, 53/22, так как новый дом будет встраиваться в их фундамент. Но даже там укрепление фундамента будет минимальным и не спасет от трещин.
По нашему же дому никакие укрепления не планируются, так как между фундаментом застройки и нашим расстояние аж 60 сантиметров. По мнению главного инженера, котлован глубиной более 10 метров в 60 сантиметрах от нашего фундамента не сможет оказать никакого влияния на подвижку грунтов.
Елена Долгина (Каменноостровский, 53/22) рассказывает, что несущие конструкции их дома действительно должны усилить: «Еще в 2017 году общее собрание собственников проголосовало против решений проекта. Он предусматривает пересадку части нашего дома на новые сваи. Проект не изменился».
Сейчас жильцы обоих домов пытаются получить от нового застройщика свежую проектную документацию. Пока безуспешно. Через депутата ЗакСа Бориса Вишневского они обратились к «строительному» вице-губернатору Петербурга Николаю Линченко. Готовят также обращение в прокуратуру и петицию.
Руководитель ООО «Альфа Фаберже» Виталий Бахарев на просьбу прокомментировать опасения и консолидированную борьбу жителей двух домов ответил так: «Никакой консолидации нет! Есть и те, кто устал жить на развалинах! Опасения [жителей] понятны — это нормально, но они абсолютно беспочвенны! В рамках строительства будут применяться уникальные технологии беспрерывного мониторинга».
Доминанта
Утром 3 августа на территории бывшей фабрики Мельцера начали сносить дореволюционную дымовую трубу — один из нескольких объектов охраны. «Рабочие отбивали кирпичи перфораторами и сбрасывали их с высоты башни», — писало издание «Бумага». Снос согласован с комитетом по охране памятников. В будущем застройщик должен восстановить трубу.
координатор движения «Живой город»
Нынешний снос — фактически окончание сносов 2014 года, изначально незаконных. Именно они сделали возможным существующий проект застройки.
Сохранение исторических дымовых труб — вообще один из больных вопросов. С одной стороны, они важная часть старой промышленной застройки, без них силуэт бывших промышленных окраин много теряет. С другой — им трудно найти какое-то новое функциональное назначение, консервация стоит больших средств, поэтому застройщики при любой возможности стараются от этих труб избавиться. Показательна судьба труб Невской мануфактуры Штиглица.
В данном случае снос явно вызван желанием построить подземный паркинг. Сам факт хотя бы воссоздания [трубы] — хорошо. Но у нас очень мало современных примеров достойного воспроизведения исторической кирпичной кладки.
По проекту ЖК Meltzer Hall, все охраняемые постройки на Карповке, 27, должны остаться. «Здания-памятники словно вплавлены в каменную массу нового сооружения», — указано в описании на сайте «Студии-44». Фабричная труба должна стать «смысловой и пластической доминантой».
Жители и эксперты говорят, что, на самом деле, доминантой станет сама новостройка. «ЖК Meltzer Hall значительно превышает примыкающую историческую застройку. Он станет доминантой набережной реки Карповки, что совершенно поменяет историческое лицо этого квартала», — говорит председатель совета дома 53/22 по Каменноостровскому проспекту Елена Долгина.
«Гроб» vs «петербургский стиль»
ЖК Meltzer Hall
наб. реки Карповки, 27
II квартал 2022 года
Первый проект жилого комплекса с курдонером, разработанный архитектором Никитой Явейном и его коллегами, показали в 2013 году. Картинки ругали уже тогда. «Представленную „Студией-44“ архитектурную массу критики сравнили с хлынувшей наружу кашей», — писала «Новая газета».
В народе в итоге прижились другие, могильные, сравнения: «саркофаг», «крематорий», «гроб». А также «пемза» — «за цвет, фактуру и окна», уточняет главный редактор «Канонера» Дмитрий Ратников (читатели этого издания придумали больше всего мемоемких эпитетов).
Исторический центр Петербурга не для экспериментов
главный редактор издания «Канонер»
Самое худшее градостроительное решение, которое может быть использовано в Петербурге, — высотный контраст. Неспроста в закон о зонах охраны заложен запрет строить здания во дворе выше лицевых корпусов. Результат такого уродливого подхода можно наблюдать в Москве, где двухэтажные особнячки кажутся скамейками на фоне советских и современных высоток.
Проект Явейна в этом плане очень показателен. Он абсолютно бесцеремонно влезает между старыми домами, будто строительная пена заполняя все пространство.
Явейн — мастер создавать уникальные здания. Но я бы многие из них отнес скорее к концептам. Они имеют право существовать, удивлять, шокировать, очаровывать, но на бумаге. Как не доходят до массового производства феноменальные автомобили. Исторический центр Петербурга не для экспериментов.
Застройщик Виталий Бахарев рассказал The Village, что не понимает, откуда взялись сравнения с саркофагом. По его мнению, настоящий проект вообще мало кто видел. К старту продаж «Альфа Фаберже» подготовит рендеры. При этом в компании АМП корреспонденту The Village устно сообщили, что не собираются менять проект «Студии-44».
«Лично мне [этот] проект очень нравится. Явейн не зря один из лучших архитекторов России. И не надо забывать, что он был председателем КГИОП, поэтому кому, если не ему, делать проект в сердце города (после продажи участка в 2020 году „Студия-44“ не курирует проект ЖК. — Прим. ред.)?! Данный проект — это консолидация Петроградской стороны, органично вписывающийся в существующий ансамбль. Он будет знаковой точкой на прямой Каменноостровского проспекта», — говорит Виталий Бахарев.
На самом деле, в Петербурге нет единого мнения об этом проекте. Жители ближайших домов, с которыми пообщался The Village, считают будущий дом ужасным. «Этому монстру, занимающему каждую пядь земли под застройку, не место на пересечении Карповки и Каменноостровского», — говорит Ирина Архипова.
Градозащитник Дмитрий Литвинов, напротив, называет проект Явейна удачным: «Решается задача, с одной стороны, сделать что-то оригинальное, с другой — сделать монструозные новые объемы максимально „фоновыми“ по отношению к остаткам исторических лицевых домов по Карповке. В первую очередь к очень добротному, с моей точки зрения, шаубовскому (архитектор Василий Шауб. — Прим. ред.) фабричному корпусу».
Впрочем, координатор «Живого города» сразу добавляет, что считает сам факт строительства в таком виде и таких объемах «несомненной градостроительной ошибкой».
Проект одного из тех домов, которые поначалу все критикуют и ненавидят, а по прошествии лет начинают понимать и даже защищать
архитектор-градопланировщик в бюро MLA+
Проект интересен тем, что одновременно затрагивает по меньшей мере три ключевые для Петербурга градостроительных сюжета. Это вопрос уместности уплотнительной застройки в городском центре, проблема сохранения и использования архитектурных памятников (их на участке сразу несколько) и по-прежнему живой дискурс, связанный с культивацией загадочного «петербургского стиля».
Те ответы, которые дают архитекторы «Студии-44» на каждый из этих вызовов, с моей точки зрения, выглядят вполне убедительно. Последняя тема — самая неопределенная и потому конфликтогенная. Проектируемый жилой комплекс сложно назвать архитектурным шедевром, но это пример нормальной универсально-контекстуальной архитектуры, укладывающейся в методологическую рамку постмодернизма, по-своему смелой и, безусловно, достойной Петербурга. То упорство, с которым город в последнее время избегает реализации таких проектов, предпочитая яркому просто неплохое, вряд ли можно назвать его достоинством. Однако содержание самого понятия «петербургского стиля» у каждого свое, поэтому те находки, которые один посчитает несомненной удачей и прямым выражением духа места, другой может счесть вопиюще чужеродными.
Если появляются планы по застройке очередной такой лакуны, мне лично всегда обидно, когда выбранная архитектурная тональность оказывается до предела скучной, безликой и компромиссной. А в последние годы все чаще происходит именно так. Получается неравноценный обмен: мы теряем место с образом, взамен получая дом, который боится выделяться и иметь яркий характер. Что касается этого дома на Карповке, то имеющиеся в нашем распоряжении визуализации обещают, что характер у него будет. Поэтому думаю, что перед нами — проект одного из тех домов, которые поначалу все критикуют и ненавидят, а по прошествии лет начинают понимать и даже защищать.
А может, общественное пространство?
Напротив будущего ЖК Meltzer Hall раньше стоял знаменитый долгострой — гостиница «Северная корона». В конце 2019 года ее начали сносить. А в конце июля работы приостановили из-за близости к историческим зданиям. «Деловой Петербург» писал, что участком интересуется все то же ООО «Альфа Фаберже». Но Виталий Бахарев не подтвердил изданию эту информацию.
Елена Долгина (Каменноостровский, 53/22) говорит, что сейчас жильцы борются, по сути, за весь квартал. Их цель — добиться общественных слушаний и открытого конкурса. «Как можно закрыть памятники этим мастодонтом? Мы бы хотели, чтобы на территории фабрики возникла общественная зона, с лофтами, кафе, арт-мастерскими, ландшафтным дизайном. А в будущем набережная реки Карповки стала пешеходной, как это сделано напротив Ботанического сада».
Дома в форме гробов
Сонник Дома в форме гробов приснилось, к чему снится во сне Дома в форме гробов? Для выбора толкования сна введите ключевое слово из вашего сновидения в поисковую форму или нажмите на начальную букву характеризующего сон образа (если вы хотите получить онлайн толкование снов на букву бесплатно по алфавиту).
Сейчас вы можете узнать, что означает видеть во сне Дома в форме гробов, прочитав ниже бесплатно толкования снов из лучших онлайн сонников Дома Солнца!
Видеть во сне гроб предвещает препятствия; для пожилых – близкую кончину или утрату дорогого родственника; для семейных людей – прибыль и благоденствие; для молодых – свадьбу и долгую безбедную жизнь.
Гроб, увиденный в церкви, – к неудачному замужеству. Открытый гроб – к веселому торжеству. Усыпанный цветами – к неудачам и болезням. Видеть в гробу друга – получить важное известие. Лежать в гробу – к приобретению спокойного занятия, долгую жизнь. Нести во сне гроб – предвестие болезни, которая омрачит предстоящее торжество. Видеть, как его несут другие, – печальные обстоятельства и злые вести.
Опускать гроб в могилу – трагическая гибель. Копать яму для гроба – счастливое супружество. Закапывать гроб – хроническое заболевание. Заколачивать гроб – сильно испугаться.
Видеть себя сидящей на гробу – к ссорам с последующим раскаянием и взаимным прощением. Покупать гроб – понести большие расходы.
Видеть во сне гробницу – наяву получить покровительство, а через него обрести удачу. Быть во сне запертой в гробнице – к разочарованию и устранению от дел.
Гроб снится к тяжелой утрате. Гроб, усыпанный цветами, в церкви – к неудачной женитьбе.
Сон, в котором вы видите себя в гробу, – к ссорам, болезни.
Вот как трактовала Ванга сны, в которых присутствует гроб.
Предположим, вам приснилась траурная процессия. Вы подходите ближе и с ужасом замечаете, что на гробу написано ваше имя. Сон этот означает, что вам необходимо менять не только свои привычки, но и образ жизни.
Пустой гроб символизирует внутреннюю опустошенность и душевные тяготы.
Приснилось, что идете в траурной процессии и несете гроб, – наяву совершите некрасивый поступок, который принесет много бед и неприятностей кому-то из близких.
С усилием забиваете в крышку гроба гвозди – в реальной жизни вы сделаете все, чтобы избавиться от своих пороков и слабостей.
Видеть во сне упавший гроб – хорошее предзнаменование. Ваш ангел-хранитель поможет вам избежать беды.
Гроб, засыпанный землей, предвещает зло.
Гроб — тоска, страх (стремление укрыться от внешнего мира), прибыль от трудов; бесполезные хлопоты; трагическое разоблачение.
Гроб раскрытый и пустой – опасность для жизни близкого.
Гроб делать – повышение по службе.
Гроб нести – прибыль.
В гроб залезать – тоска по знаниям.
Со стороны себя в гробу видеть – помеха в осуществлении планов.
В гробу лежать — грех сопережить; по детской наивности тосковать; стремление от мира скрыться; страх перед широким пространством испытывать.
В гробу лежать, а потом из него вылезти — возрождение сил, обновление души.
В гроб упасть – вред от доброй славы.
Гроб раскапывать – твоя тайна станет явной.
Гроб зарывать — пытаться что-либо забыть.
Гробовые доски воровать – опасность.
Предвещает избавление от беспокойства.
В большой зале стоит гроб — предвещает радость и покой.
Гроб вносят в жилище — будет повышение по службе.
Видеть гроб, который плывет по воде — сулит большое богатство.
Новый гроб — предрекает избавление от беспокойства.
Гроб появляется сам по себе из могилы — к счастью.
Покойник встает из гроба — приедет гость со стороны.
Покойника видеть в гробу — предвещает материальный прибыток.
Открывать гроб и говорить с покойником — к несчастью.
Пустой гроб символизирует внутреннюю опустошенность и душевные тяготы.
Сон, в котором вы с усилием забиваете в крышку гроба гвозди, означает, что в реальной жизни вы сделаете все от вас зависящее, чтобы избавиться от своих пороков и слабостей.
Гроб, засыпанный землею, означает присутствие страшного, ни с чем не сравнимого зла.
Говорят, как снятся гробы на кладбище, то это плохо.
Гроб во сне означает препятствие в делах. Если гроб стоит поперек дороги в вашем сне, то вас ждут перемены в делах (хорошие или плохие), но связанные с большими переживаниями. Все зависит от того, куда вы направлялись во сне и куда не дошли.
Если во сне вы так и не дошли до места, куда направлялись, то сон предсказывает вам, что в будущем вы перестанете посещать его.
Лежать в гробу во сне — к большим переживаниям, которые счастливо закончатся.
Увидеть во сне гроб с веревками означает, что скоро вы услышите о кончине близкого человека.
Открытый гроб во сне означает важное событие.
Видеть, как несут гроб, — знак получение дурных известий.
Смотрите толкование: Катафалк, Похороны, Мертвец.
Закрыть крышку гроба во сне — знак окончания какого-то неприятного затянувшегося дела или спора.
Изготавливать гроб — к предстоящей свадьбе, получению прибыли или повышению в должности.
Для влюбленных такой сон к предстоящей свадьбе.
Раскрытый и пустой гроб видеть — к опасности.
Плывущий по воде гроб — к большому богатству.
Появляется гроб из могилы — к счастью.
Лежать в гробу самому во сне, а потом встать из него — к возрождению сил, обретению спокойствия и уверенности в своих силах.
Гробницу видеть — вас ждет удача и покровительство,.
Внутри гроба находиться — к разочарованию, трудностям в делах.
Катафалк во сне — к разлуке, переменам в делах.
Гроб чаще всего является символом женских половых органов, матки.
Дорогой и красивый гроб символизирует здоровье и возможную плодовитость.
Гнилой или сломанный гроб символизирует бесплодие.
Дешевый гроб символизирует комплекс неполноценности и говорит о недостаточной самооценке сновидца.
Цинковый гроб символизирует возможные опасности и неприятности для сновидца, в том числе и в сексуальной сфере.