домашняя и гостевая форма хоккейная
Как устроен рынок игровой формы в КХЛ: компания Ротенберга не первая, а топ-клубы ушли к регионалам
Исследование «БИЗНЕС Online».
В КХЛ нет единого поставщика формы для клубов, как в НХЛ. За океаном свитера для всех команд шьёт adidas. В нынешнем сезоне немецкий производитель впервые в истории вышел на российский хоккейный рынок – в свитерах, в которых выступают североамериканские клубы, начал играть СКА.
Таблица: Виктор Майоров, БИЗНЕС Online
Немного о каждой компании.
Здесь вы узнаете, сколько клубы тратят на формы на сезон, как разрабатывают и пошивают игровые свитеры и как себя позиционируют компании на рынке.
СКОЛЬКО КЛУБЫ ТРАТЯТ НА ФОРМУ ЗА СЕЗОН?
«Металлург» – единственный клуб в КХЛ, который заказал по два комплекта формы одного цвета, то есть, не 35-40 свитеров, а 70-80. Если они порвутся, то «Магнитка» просто достанет новые из запаса.
Самое большое количество свитеров в нынешнем сезоне у «Ак Барса». За сезон казанцы сыграют сразу в шести комплектах – домашний зелёный, выездной белый, черный, зелёный и белый для матчей с «Салаватом», а также ретро-форма. Клуб заказал все джерси у «Луча». Суммарно для Казани подмосковный экипировщик подготовит примерно 200 игровых свитеров.
Альберт Яруллин / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online
По информации нашего издания, ценовой диапазон свитера варьируется от 6,5 до 8,5 тыс рублей. Если у клуба всего два комплекта свитеров – домашний и выездной – то их стоимость обойдётся от 450 тыс до 700 тыс рублей, и это без учёта стоимости гамаш и чехлов для шорт. «Ак Барс», по нашим подсчётам, за сезон только на свитера потратил около 1,5 млн рублей.
КАК РАЗРАБАТЫВАЮТ И ШЬЮТ ХОККЕЙНЫЕ СВИТЕРА?
Дизайн формы делает либо сам клуб, либо экипировщик, либо стороннее агентство. К примеру, форму «Металлурга» разработал производитель Steel Axes, «Северстали» – компания Quberten, а «Ак Барса» – клубный дизайнер.
Производитель и клуб начинают делать форму за несколько месяцев – сначала обе стороны согласовывают ткань и крой свитеров. И этот процесс занимает намного больше времени, чем пошив свитеров и поиск материала для него. Так, один клуб Восточный конференции нашёл компромисс с производителем по итоговому варианту формы только с восьмого раза. В целом производители делают один игровой свитер менее чем за сутки, на комплект для всей команды уходит примерно неделя.
Фото: официальный сайт «Авангарда»
Во время сезона клуб дозаказывает пару свитеров, если в команду пришёл новый хоккеист. Рассмотрим эту ситуацию на примере «Ак Барса». Состав команды пополнил новичок, затем казанцы отправляют заказ в «Луч» со всеми антропометрическим данными необходимой формы. Производитель шьёт по два свитера и гамаши – домашний и выездной комплекты – за несколько часов, после чего её отправляют представителю команды.
«ЛУЧ»: РАБОТАЛ С РОССИЙСКИМИ КЛУБАМИ ЕЩЁ ДО КХЛ, НО СЕЙЧАС ТЕРЯЕТ ПОЗИЦИИ
Крупнейший производитель спортивной экипировки в России. Компания работает с 1991 года и делает атрибутику для пяти тысяч команд, включая любительские. Фабрика «Луча» находится в подмосковном городе Апрелевка. В нынешнем сезоне «Луч» делает форму для 11 российских клубов КХЛ и минского «Динамо» – это половина всей лиги.
Данис Зарипов / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online
При этом у «Луча» есть ряд недостатков, на которые жалуются дизайнеры и клубы. Так как это крупнейший бренд России, который работал с российскими командами еще до создания КХЛ, компания редко разрабатывает уникальные дизайны, предпочитая свои стандартные модели – просто в разных расцветках. Но это типичная ситуация у всех крупных экипировщиков, в том числе и международных.
Однако в последние годы на рынок игровых свитеров вышли новые поставщики, и к ним всё чаще обращаются топ-клубы лиги. Из крупных клубов в «Луче» заказывают форму только «Ак Барс», московское «Динамо» и ЦСКА. В нынешнем сезоне к конкурентам ушли «Салават Юлаев», «Автомобилист», «Локомотив» и «Барыс», а новых клиентов не появилось.
«РОССПОРТ»: КУПИЛ РОТЕНБЕРГ ПОСЛЕ УСПЕШНОГО ЗАКАЗА ДЛЯ СКА
В 2016 году холдинг «Фонд развития российского спорта», связанный, по данным Forbes, с вице-президентом СКА Романом Ротенбергом, приобрёл 80% акций «Росспорта». Forbes, ссылаясь на со-основателя компании Алексея Зуева сообщил, что переговоры о продажи «Росспорта» Ротенбергу начались в 2014 году после того, как фабрика выполнила срочный заказ для СКА.
Клубу понравилось качество работы, поэтому петербургский бизнесмен и заинтересовался в покупке фабрики. Все контракты на дистрибьюцию иностранных брендов, таких как CCM, теперь принадлежат «Спортконцепту».
Роман Ротенберг / фото: БИЗНЕС Online
Тогда же Ротенберг основал холдинг «Спортконцепт», в который вошли все несвязанные со СКА активы бизнесмена – например, компания Vitawin, занимающаяся спортивным питанием. Согласно данным агентства RNS, спустя некоторое время холдинг перешёл в собственность закрытого паевого фонда долгосрочных прямых инвестиций «Фонд развития российского спорта», также связанный с Ротенбергом.
В прошлом году 51% акции «Спортконцепта» приобрела компания «Винерджи». Тогда же холдинг вышел на международный уровень – подписал контракт с ИИХФ и стал поставщиком одежды и атрибутики всех сборных на чемпионатах мира до 2021 года.
CCM: «СПОРТКОНЦЕПТ» – ДИСТРИБЬЮТОР БРЕНДА, НО У «РОССПОРТА» НЕТ ПРАВ НА ШИЛЬДИК
Из четырех клиентов «Спортконцепта» – «Сочи», «Авангард», «Локомотив» и «Спартак». Первые три работают с дочерней компанией «Росспортом», а с главной компанией контактируют только москвичи. И именно поэтому у «Спартака», в отличие от остальных клубов, на форме есть шильдик с логотипом CCM – у «Росспорта» нет прав на дистрибьюцию этого бренда.
Фото: официальный сайт «Металлурга»
По информации «БИЗНЕС Online», в прошлые сезоны у «Спартака» был запрет на покупку формы у компаний, не связанных со «Спортконцептом» – клуб даже если бы хотел, не мог закупить форму, допустим, у «Луча». Сейчас эти правила носят скорее рекомендательный характер. Такая же ситуация и в «Сочи».
Из иностранных клубов с «Росспортом» работает «Барыс». «Куньлунь» также выступает в свитерах с шильдиком ССМ, но нам не удалось узнать, с кем работает клуб – со «Спортконцептом» или китайскими дистрибьютерами. «Йокерит» также выступает в ССМ-овской форме, но финнам джерси шьют польские дистрибьютеры, а не «Спортконцепт».
Фото: пресс-служба СКА
Также по нашей информации, «Росспорт» подготовит форму для Матча звёзд КХЛ, который пройдёт в 18 и 19 января в Москве.
STEEL AXES: УЖЕ ПОЛУЧИЛ ДВУХ ОБЛАДАТЕЛЕЙ КУБКА ГАГАРИНА
По уровню возможностей и масштабам производства Steel Axes не может сравниться с «Лучом» и «Спортконцептом». Если провести аналогию с шоу-бизнесом, то магнитогорскую компанию можно назвать «инди-проектом», который развивается и выживает только благодаря своей клиентоориентированности.
К примеру, альтернативная форма «Магнитки» вообще единственная в своём роде, так как дополнительные элементы вырезаны из комбинезонов работников «ММК», а потом пришиты на свитера.
Фото: официальный сайт «Металлурга»
Также Steel Axes в этом сезоне пошила форму для фарм-клуба «Ак Барса» в ВХЛ. По информации нашего издания, магнитогорцы претендовали на пошив специальных комплектов «Ак Барса» и «Салавата Юлаева» к «зелёному дерби», но в итоге клубы выбрали «Луч».
Главная проблема у этой компании – она не может работать на большое количество клубов из-за технических возможностей. К тому же, Steel Axes в борьбе за клиента в данный момент всегда подстраивается под желания клубов, из-за чего конечный результат получается спорным.
Так «Салават» в нынешнем сезоне выступает в странных свитерах с флагом республики на плечах – «Луч» или «Росспорт» просто бы не допустили такой переработки собственного дизайна. Первоначальный концепт от Steel Axes сильно отличается от итогового, но компания пошла на уступки, чтобы не упустить клиента.
Фото: официальный сайт «Салавата»
ПОЧЕМУ КХЛ НЕ ПЕРЕШЛА К ЕДИНОМУ ЭКИПИРОВЩИКУ?
В 2016 году, после покупки «Спортконцептом» «Росспорта», среди дизайнеров и руководителей клубов появилось мнение, что в будущем КХЛ планирует перейти к единому экипировщику всей лиги на базе «Спортконцепта».
«Мы несколько раз делали попытку заходить в эту историю. Но пока встречаем категоричное неприятие клубов. Пока клубы хотят работать с тем поставщиком, который им интересен. Мы стараемся принимать решения, выгодные для всех клубов», – сказал Доброхвалов.
Фото: официальный сайт «Северстали»
Главное преимущество единого экипировщика в том, дизайн всех клубов становится унифицирован, а значит и сокращается время на разработку формы. Командам не нужно тратить время на тендеры и на согласования с лигой и производителем. Качество форм у всех команд – одинаковое.
Однако такая монополия может привести к деградации производства. Например, Steel Axes выживает благодаря желанию угодить клиенту, что позволяет всем игрокам на рынке расти. Дизайнеры и представители клубов отмечают, что качество формы от «Луча» улучшилось за последние годы во многом из-за «Спортконцепта». Если бы у производителя был долгосрочный контракт со всей лигой, то компании не пришлось бы обновлять свои цеха.
Как устроен рынок игровой формы в КХЛ: компания Ротенберга не первая, а топ-клубы ушли к регионалам
Исследование «БИЗНЕС Online».
В КХЛ нет единого поставщика формы для клубов, как в НХЛ. За океаном свитера для всех команд шьёт adidas. В нынешнем сезоне немецкий производитель впервые в истории вышел на российский хоккейный рынок – в свитерах, в которых выступают североамериканские клубы, начал играть СКА.
Таблица: Виктор Майоров, БИЗНЕС Online
Немного о каждой компании.
Здесь вы узнаете, сколько клубы тратят на формы на сезон, как разрабатывают и пошивают игровые свитеры и как себя позиционируют компании на рынке.
СКОЛЬКО КЛУБЫ ТРАТЯТ НА ФОРМУ ЗА СЕЗОН?
«Металлург» – единственный клуб в КХЛ, который заказал по два комплекта формы одного цвета, то есть, не 35-40 свитеров, а 70-80. Если они порвутся, то «Магнитка» просто достанет новые из запаса.
Самое большое количество свитеров в нынешнем сезоне у «Ак Барса». За сезон казанцы сыграют сразу в шести комплектах – домашний зелёный, выездной белый, черный, зелёный и белый для матчей с «Салаватом», а также ретро-форма. Клуб заказал все джерси у «Луча». Суммарно для Казани подмосковный экипировщик подготовит примерно 200 игровых свитеров.
Альберт Яруллин / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online
По информации нашего издания, ценовой диапазон свитера варьируется от 6,5 до 8,5 тыс рублей. Если у клуба всего два комплекта свитеров – домашний и выездной – то их стоимость обойдётся от 450 тыс до 700 тыс рублей, и это без учёта стоимости гамаш и чехлов для шорт. «Ак Барс», по нашим подсчётам, за сезон только на свитера потратил около 1,5 млн рублей.
КАК РАЗРАБАТЫВАЮТ И ШЬЮТ ХОККЕЙНЫЕ СВИТЕРА?
Дизайн формы делает либо сам клуб, либо экипировщик, либо стороннее агентство. К примеру, форму «Металлурга» разработал производитель Steel Axes, «Северстали» – компания Quberten, а «Ак Барса» – клубный дизайнер.
Производитель и клуб начинают делать форму за несколько месяцев – сначала обе стороны согласовывают ткань и крой свитеров. И этот процесс занимает намного больше времени, чем пошив свитеров и поиск материала для него. Так, один клуб Восточный конференции нашёл компромисс с производителем по итоговому варианту формы только с восьмого раза. В целом производители делают один игровой свитер менее чем за сутки, на комплект для всей команды уходит примерно неделя.
Фото: официальный сайт «Авангарда»
Во время сезона клуб дозаказывает пару свитеров, если в команду пришёл новый хоккеист. Рассмотрим эту ситуацию на примере «Ак Барса». Состав команды пополнил новичок, затем казанцы отправляют заказ в «Луч» со всеми антропометрическим данными необходимой формы. Производитель шьёт по два свитера и гамаши – домашний и выездной комплекты – за несколько часов, после чего её отправляют представителю команды.
«ЛУЧ»: РАБОТАЛ С РОССИЙСКИМИ КЛУБАМИ ЕЩЁ ДО КХЛ, НО СЕЙЧАС ТЕРЯЕТ ПОЗИЦИИ
Крупнейший производитель спортивной экипировки в России. Компания работает с 1991 года и делает атрибутику для пяти тысяч команд, включая любительские. Фабрика «Луча» находится в подмосковном городе Апрелевка. В нынешнем сезоне «Луч» делает форму для 11 российских клубов КХЛ и минского «Динамо» – это половина всей лиги.
Данис Зарипов / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online
При этом у «Луча» есть ряд недостатков, на которые жалуются дизайнеры и клубы. Так как это крупнейший бренд России, который работал с российскими командами еще до создания КХЛ, компания редко разрабатывает уникальные дизайны, предпочитая свои стандартные модели – просто в разных расцветках. Но это типичная ситуация у всех крупных экипировщиков, в том числе и международных.
Однако в последние годы на рынок игровых свитеров вышли новые поставщики, и к ним всё чаще обращаются топ-клубы лиги. Из крупных клубов в «Луче» заказывают форму только «Ак Барс», московское «Динамо» и ЦСКА. В нынешнем сезоне к конкурентам ушли «Салават Юлаев», «Автомобилист», «Локомотив» и «Барыс», а новых клиентов не появилось.
«РОССПОРТ»: КУПИЛ РОТЕНБЕРГ ПОСЛЕ УСПЕШНОГО ЗАКАЗА ДЛЯ СКА
В 2016 году холдинг «Фонд развития российского спорта», связанный, по данным Forbes, с вице-президентом СКА Романом Ротенбергом, приобрёл 80% акций «Росспорта». Forbes, ссылаясь на со-основателя компании Алексея Зуева сообщил, что переговоры о продажи «Росспорта» Ротенбергу начались в 2014 году после того, как фабрика выполнила срочный заказ для СКА.
Клубу понравилось качество работы, поэтому петербургский бизнесмен и заинтересовался в покупке фабрики. Все контракты на дистрибьюцию иностранных брендов, таких как CCM, теперь принадлежат «Спортконцепту».
Роман Ротенберг / фото: БИЗНЕС Online
Тогда же Ротенберг основал холдинг «Спортконцепт», в который вошли все несвязанные со СКА активы бизнесмена – например, компания Vitawin, занимающаяся спортивным питанием. Согласно данным агентства RNS, спустя некоторое время холдинг перешёл в собственность закрытого паевого фонда долгосрочных прямых инвестиций «Фонд развития российского спорта», также связанный с Ротенбергом.
В прошлом году 51% акции «Спортконцепта» приобрела компания «Винерджи». Тогда же холдинг вышел на международный уровень – подписал контракт с ИИХФ и стал поставщиком одежды и атрибутики всех сборных на чемпионатах мира до 2021 года.
CCM: «СПОРТКОНЦЕПТ» – ДИСТРИБЬЮТОР БРЕНДА, НО У «РОССПОРТА» НЕТ ПРАВ НА ШИЛЬДИК
Из четырех клиентов «Спортконцепта» – «Сочи», «Авангард», «Локомотив» и «Спартак». Первые три работают с дочерней компанией «Росспортом», а с главной компанией контактируют только москвичи. И именно поэтому у «Спартака», в отличие от остальных клубов, на форме есть шильдик с логотипом CCM – у «Росспорта» нет прав на дистрибьюцию этого бренда.
Фото: официальный сайт «Металлурга»
По информации «БИЗНЕС Online», в прошлые сезоны у «Спартака» был запрет на покупку формы у компаний, не связанных со «Спортконцептом» – клуб даже если бы хотел, не мог закупить форму, допустим, у «Луча». Сейчас эти правила носят скорее рекомендательный характер. Такая же ситуация и в «Сочи».
Из иностранных клубов с «Росспортом» работает «Барыс». «Куньлунь» также выступает в свитерах с шильдиком ССМ, но нам не удалось узнать, с кем работает клуб – со «Спортконцептом» или китайскими дистрибьютерами. «Йокерит» также выступает в ССМ-овской форме, но финнам джерси шьют польские дистрибьютеры, а не «Спортконцепт».
Фото: пресс-служба СКА
Также по нашей информации, «Росспорт» подготовит форму для Матча звёзд КХЛ, который пройдёт в 18 и 19 января в Москве.
STEEL AXES: УЖЕ ПОЛУЧИЛ ДВУХ ОБЛАДАТЕЛЕЙ КУБКА ГАГАРИНА
По уровню возможностей и масштабам производства Steel Axes не может сравниться с «Лучом» и «Спортконцептом». Если провести аналогию с шоу-бизнесом, то магнитогорскую компанию можно назвать «инди-проектом», который развивается и выживает только благодаря своей клиентоориентированности.
К примеру, альтернативная форма «Магнитки» вообще единственная в своём роде, так как дополнительные элементы вырезаны из комбинезонов работников «ММК», а потом пришиты на свитера.
Фото: официальный сайт «Металлурга»
Также Steel Axes в этом сезоне пошила форму для фарм-клуба «Ак Барса» в ВХЛ. По информации нашего издания, магнитогорцы претендовали на пошив специальных комплектов «Ак Барса» и «Салавата Юлаева» к «зелёному дерби», но в итоге клубы выбрали «Луч».
Главная проблема у этой компании – она не может работать на большое количество клубов из-за технических возможностей. К тому же, Steel Axes в борьбе за клиента в данный момент всегда подстраивается под желания клубов, из-за чего конечный результат получается спорным.
Так «Салават» в нынешнем сезоне выступает в странных свитерах с флагом республики на плечах – «Луч» или «Росспорт» просто бы не допустили такой переработки собственного дизайна. Первоначальный концепт от Steel Axes сильно отличается от итогового, но компания пошла на уступки, чтобы не упустить клиента.
Фото: официальный сайт «Салавата»
ПОЧЕМУ КХЛ НЕ ПЕРЕШЛА К ЕДИНОМУ ЭКИПИРОВЩИКУ?
В 2016 году, после покупки «Спортконцептом» «Росспорта», среди дизайнеров и руководителей клубов появилось мнение, что в будущем КХЛ планирует перейти к единому экипировщику всей лиги на базе «Спортконцепта».
«Мы несколько раз делали попытку заходить в эту историю. Но пока встречаем категоричное неприятие клубов. Пока клубы хотят работать с тем поставщиком, который им интересен. Мы стараемся принимать решения, выгодные для всех клубов», – сказал Доброхвалов.
Фото: официальный сайт «Северстали»
Главное преимущество единого экипировщика в том, дизайн всех клубов становится унифицирован, а значит и сокращается время на разработку формы. Командам не нужно тратить время на тендеры и на согласования с лигой и производителем. Качество форм у всех команд – одинаковое.
Однако такая монополия может привести к деградации производства. Например, Steel Axes выживает благодаря желанию угодить клиенту, что позволяет всем игрокам на рынке расти. Дизайнеры и представители клубов отмечают, что качество формы от «Луча» улучшилось за последние годы во многом из-за «Спортконцепта». Если бы у производителя был долгосрочный контракт со всей лигой, то компании не пришлось бы обновлять свои цеха.
LYNX sport
Если посмотреть на старые фотографии, посвящённые хоккеистам и хоккейным матчам, то на большинстве из них довольно сложно узнать современную игру в хоккей с шайбой. И распознать на них хоккеистов можно только по наличию у них коньков и клюшек, так как остальные элементы хоккейной экипировки у игроков того времени, как правило, отсутствуют. С годами этот вид спорта становился динамичнее и жёстче, а экипировка становилась всё более безопасной и лёгкой. В сегодняшней статье швейное производство полного цикла LYNX, в котором вы можете выполнить пошив волейбольной формы, производство баскетбольной формы, изготовление хоккейных свитеров, а также рашгарды на заказ, расскажет читателям о том, как эволюционировала хоккейная экипировка по мере развития самого хоккея с шайбой.
Эволюция коньков
Коньков в привычном для нас понимании не существовало довольно долго, ведь изначально они представляли собой специализированные металлические полозья, которые крепились к обуви. Многие старики и сейчас могут рассказать своим внукам, как катались на замёрзших реках и озёрах, просто привязав эти лезвия к валенкам. Само собой, такие коньки были очень ненадёжными, и поэтому в начале 50-х годов прошлого столетия производители начали изготавливать коньки, получившие в народе ласковое прозвище «спотыкачи». Первые коньки изготавливались из плотной кожи, не имели фиксатора голеностопа, оснащались очень тяжёлыми и массивными лезвиями и поэтому, чтобы на них играть в хоккей, требовалось высочайшее мастерство. К большому сожалению, подобная экипировка практически не защищала хоккеиста от попадания шайбой, и уже в 80-х годах прошлого века производители начали изготавливать коньки из искусственных материалов.
Композитные коньки, изготовленные из искусственных материалов, практически сразу получили огромную популярность, так как они имели высокую надёжность и лёгкость. Довольно тонкий на первый взгляд материал очень надёжно защищал ноги спортсмена от попадания шайбы, а также положительно влиял на скоростные качества игрока. Так, например, благодаря использованию композитных коньков скорость хоккеиста во время пробега по полному кругу арены возрастала практически вдвое.
В начале 90-х годов прошлого века случился ещё один технологический прорыв в области производства коньков для хоккея с шайбой. Производители данной экипировки начали использовать технологию термоформовки, позволяющую изготавливать коньки, учитывая индивидуальные особенности стопы каждого спортсмена. С того времени технологии изготовления меняются практически ежегодно, так как ведущие производители постоянно улучшают собственные модели, делая их более удобными и надёжными. Единственным недостатком всех современных моделей является их низкая долговечность. И если в коньках конца 90-х годов прошлого века многие любители катаются до сегодняшнего дня, то современные модели не выдерживают более двух сезонов, даже в самом щадящем режиме.
Несколько слов об эволюции клюшки для хоккея с шайбой
Клюшка – это ещё один важнейший атрибут хоккея, без которого невозможно представить эту игру. При этом интересен тот факт, что данный игровой инструмент был придуман задолго до того, как изобрели хоккей. В одном из музеев Голландии находится картина «Ледяной город», датированная началом XVII века. На этой картине изображены люди, катающие что-то при помощи палок на ледяном озере. Кроме того, историкам знакомо большое количество упоминаний об играх, в которых в качестве игровых атрибутов использовались клюшки.
Официально самая старая хоккейная клюшка, сохранившаяся до наших дней, была изготовлена в 1852 году. Стоит сказать, что данный спортивный инструмент был куплен в конце 90-х за сумасшедшие 4 000 долларов. Очень надеемся, что сын этого коллекционера не отрабатывает во дворе при помощи этой клюшки щелчки или броски по воротам.
Первоначально все хоккейные клюшки изготавливались из цельного куска древесины и только в 1928 году начали изготавливать композитные клюшки, состоящие из нескольких пород дерева. В то время хоккеисты не знали таких слов, как «флекс» или «точка прогиба», однако это не мешало им играть в хоккей и забрасывать красивые шайбы в ворота своих соперников. В 1940-х годах ряд производителей начал разрабатывать и продавать клюшки, изготовленные из алюминия. Такие клюшки были очень лёгкими, но при этом очень легко деформировались. Существует легенда, что благодаря подобной деформации алюминиевой клюшки и был придуман загнутый крюк, делающий клюшку более удобной.
Такое нововведение привело к тому, что данные игровые инструменты стали делиться на две категории: для праворуких и леворуких спортсменов. В начале 60-х годов клюшки, изготовленные из алюминия, полностью вытеснили те, что изготавливались из дерева. А чуть позже конкуренцию деревянным клюшкам составили те, что изготавливаются из пластика. Использование пластика в процессе изготовления клюшек позволило хоккеистам получить игровые инструменты, обладающие более высокой долговечностью, гибкостью, а также устойчивостью к ударам. В начале этого века клюшки начали производить из композитных материалов, что ещё более снизило вес этого игрового инструмента, а также сделало его более эластичным. Наличие у клюшки более высокой эластичности и лёгкости практически полностью изменило и технику броска.
Несмотря на такую жёсткую конкуренцию и использование в процессе производства клюшек самых современных материалов, клюшки, изготовленные из дерева, всё ещё продолжали пользоваться популярностью и ушли из Национальной Хоккейной Лиги только после 2010 года. При этом стоит сказать, что все любители, занимающиеся хоккеем на открытом воздухе, продолжают играть в хоккей деревянными клюшками, так как те, что изготавливаются из композитных материалов, не выдерживают низких температурных режимов и становятся довольно ломкими. Стоит также сказать, что современные клюшки изготавливаются не только различной длины, но и жёсткости. Кроме того, существует несколько вариантов загиба крюка клюшки. Для профессиональных хоккеистов, играющих в таких лигах, как НХЛ или КХЛ, клюшки производятся по индивидуальным предпочтениям.
Как менялся хоккейный шлем?
Как бы это не казалось удивительным, но именно хоккейный шлем является одним из самых молодых видов защитной экипировки хоккеиста. Ведь даже когда голкиперы стали использовать во время игры специализированные защитные маски, полевые игроки продолжали играть в хоккей, не имея защиты головы. Легко вспомнить кадры из довольно спорного фильма «Легенда №17», в котором все канадские хоккеисты играют во время Суперсерии 1972 года без шлемов.
Однако в целях повышения безопасности хоккеистов в процессе игры большинство из них уже в 80-х годах начали надевать защитные шлемы. При этом стоит сказать, что первые шлемы, используемые хоккеистами, защищали голову игрока от ударов об борт или клюшкой. В 90-х годах прошлого столетия стали появляться хоккейные шлемы, дополнительно защищавшие лицо спортсмена при помощи хоккейной сетки. На сегодняшний день шлемы с металлической хоккейной сеткой используют юниоры, а также многие хоккеисты, играющие на любительском уровне. А профессиональные игроки носят во время хоккейных матчей шлемы, оснащённые специализированными пластиковыми визорами. Стоит отметить, что только настоящие легенды НХЛ до сих пор имеют разрешение выходить на матчи в шлемах, не имеющих визора.
Какой была эволюция хоккейных краг?
Хоккеисты начали защищать кисти рук практически сразу, так как именно они чаще всего страдали от случайных или намеренных попаданий клюшкой соперника. Первоначально для обеспечения защиты рук во время игры хоккеисты использовали специализированные плотные перчатки, которые также активно использовались в строительных и других тяжёлых работах. Первые хоккейные краги стали изготавливать в 30-х годах прошлого столетия. Изготавливалась данная экипировка из натуральной кожи и поэтому она имела высокую долговечность, однако не была удобной для игры. Связано это было с тем, что кожа была очень плотной и жёсткой, из-за чего сильно сковывало руки. Если говорить о современных крагах, то их производители стараются стремиться к тому, чтобы производимая ими экипировка была наиболее лёгкой и удобной. В результате этого краги не только надёжно защищают руки от ударов, но и позволяют спортсмену получить максимум удобства во время игры.
Эволюция защиты хоккеистов
Основными элементами защиты хоккеиста являются нагрудник, налокотники, шорты, наколенники и ракушка. Первые хоккеисты во время своих игровых баталий использовали в качестве защитной экипировки простую одежду, имеющую высокую плотность. При этом тяжёлый вязаный свитер довольно долго считался у хоккеистов прекрасным нагрудником, хотя при этом у него полностью отсутствовала возможность защищать плечи игрока.
В начале 40-х годов прошлого века хоккеисты начали использовать для повышения собственной защиты специализированные комплекты, состоящие из кожи и различных вставок. При этом такую защиту старались уменьшить в размерах и прикрыть с её помощью наиболее уязвимые места. Уменьшение объёмов защиты было связано с тем, что если бы использовались полноразмерные комплекты, то тогда игроки стали бы похожи на рыцарей. Через некоторое время экипировку из кожи вытеснил пластик, который мог похвастаться более высокой лёгкостью, а также надёжностью. Современная защита производится из целого комплекса защитных материалов, при этом производители, разрабатывая новые модели, стараются повысить их надёжность и при этом снизить весовую планку. Ведь современный хоккей становится всё более быстрым, поэтому производители стараются предложить хоккеистам экипировку, которая бы имела минимальный вес и была наиболее удобной для игры.
Как проходила эволюция хоккейных свитеров?
Первоначально основное назначение хоккейных свитеров заключалось в том, чтобы зрители, а также игроки могли различать соперников во время матча. А так как большинство хоккейных команд летом играло в футбол, а зимой в хоккей, то хоккейная форма сильно напоминала футбольную. Здесь также присутствовала майка, правда имеющая длинный рукав, и шорты, к которым добавлялись такие элементы, как шарф, а также тёплые вязаные чулки. И если первое время у команд не было ограничений по цветовой гамме и дизайну используемой ими хоккейной экипировки, то очень скоро организаторы таких турниров, как НХЛ, столкнулись с проблемой, что на лёд выходили команды, обе имеющие, например, зелёные хоккейные джерси. Для исключения подобных инцидентов было принято решение обязать хоккейные команды иметь два комплекта игровой формы – гостевую и домашнюю. По этим новым правилам в гостевой форме должна преобладать тёмная цветовая гамма, а в домашних комплектах – светлая. В 1995 году двух игровых комплектов формы командам НХЛ показалось мало, и была введена третья, так называемая, «альтернативная» хоккейная форма. Также в 2002 году был изменён формат ношения домашней и гостевой формы и теперь хоккеисты клубов выходят на домашние матчи в тёмной игровой экипировке, а на гостевые в светлой.