доминирующая в современных цивилизованных государствах форма демократии
Непосредственная демократия в современном государстве. Прямая демократия
Страны мира в той или иной степени создают или стремятся создать демократическое общество. Это довольно сложная система управления. Давайте рассмотрим, что такое непосредственная демократия, чем она отличается от представительской, какие преимущества дает простым людям. Основные тезисы современных политиков так или иначе связаны с «волей народа». То есть, никто не отрицает важности мнения населения в выборе стратегии развития страны, принятии менее важных решений. Для легитимации народных взглядов придумана непосредственная демократия. Но не все понимают, что она из себя представляет на практике. Мы постараемся разобраться.
Определение терминов и понятий
Любое общество в идеале стремится удовлетворить потребности всех своих членов. Кому-то приходится соглашаться с большинством, однако политические инструменты и институты развиваются в направлении учета взглядов каждой группы или прослойки, не исключая и маргинальных. Непосредственная демократия представляет собой совокупность инструментов и правовых норм, позволяющих организовать волеизъявление народа, учесть его в государственной политике. Принципы ее записаны в основном законе страны – конституции. Следует учитывать, что формы демократии на сегодняшний день различны. В научной литературе выделяют представительную и непосредственную. Обе они связаны с основной идеей – волеизъявлением населения, но имеют различные методы его реализации. Добавим для тех, кто забыл, демократия – это такой режим, где решения принимаются коллективно, как правило, большинством. При этом реализацией одобренного плана занимаются также все члены коллектива. То есть, демократия – это такой строй, где существует солидарная (читай «общая») ответственность. Граждане не просто выполняют то, что им диктует государство. Они наделены правом советовать ему, выражать собственное мнение, участвовать в управлении страной как на стадии планирования, так и в процессе воплощения идей и проектов.
Определение непосредственной демократии
Решить, как и куда идти огромной стране, не так просто. Граждан множество, у каждого есть свое мнение по этому поводу. Но прямая демократия, то есть участие народа в инициировании и планировании развития, касается не только глобальных, в рамках одной страны, но и более конкретных вопросов. К примеру, людям не нравится состояние дорог в поселке. Они имеют полное право обратиться к местной администрации с предложением за счет денег общины провести ремонт. Это и есть конкретный пример демократии. Люди сами видят, что следует сделать для их поселка, города, страны. Они могут инициировать проекты лично (граждане) или в рамках общественного движения, как правило, политической партии. На практике оргкомитет проводит исследование мнения, чтобы выяснить, что народ волнует. Эти вопросы включаются в программу партии, которую она воплощает в реалиях. То есть, непосредственная демократия – это право на участие в руководстве страной, организации общественной жизни, распределении и контролировании бюджета, подтвержденное законодательно.
Формы демократии
Если представить себе, что каждый гражданин будет принимать непосредственное участие в решении любого важного вопроса, страна перестанет развиваться. Технически организовать голосование, подсчет и анализ мнений довольно непросто и дорого. Поэтому, кроме непосредственной, существует представительная демократия. Это система выборных органов, формируемая гражданами в результате волеизъявления. Группы людей делегируют свое право участвовать в развитии страны конкретным лицам или партиям. Те, в свою очередь, выступают от их имени, выражая заявленные взгляды. То есть, граждане заключают договор со своим представителем – депутатом, поручая ему заботиться о своих интересах. Это и есть представительная демократия. Причем она невозможна без прямой, то же верно и в обратном случае. Две формы демократии взаимозависимы и не могут существовать друг без друга.
Методы и формы непосредственной демократии
Деятельность государства – дело сложное. Приходится решать множество важных вопросов. Часть из них касается отдельных групп населения, другие – всех граждан. Население участвует во власти не хаотично, а строго определенными, законодательно закрепленными способами. Среди них следует выделить:
Формы непосредственной демократии отличаются по уровню обязательности для властных органов. Императивные не требуют последующего утверждения и являются окончательными. Консультативные предназначены для того, чтобы государственные органы учитывали мнение народа при выработке решений, организации их исполнения.
Выборы
Современная демократия основана на учете взглядов большинства населения. Для организации представительства граждан проводятся выборы в местные советы и парламент страны. В некоторых государствах эта процедура проводится в отношении судей (в РФ их назначает президент). Выборы относятся к императивным методам демократии. Их результаты являются окончательными и не требуют последующего подтверждения. Когда люди проголосовали за определенного депутата или партию, они получают часть мест в парламенте или совете. Оспорить это решение можно только в суде, имея для этого серьезные основания.
Референдум
Этот демократический метод первоначально относился также к императивным, то есть окончательным. Граждане путем голосования принимают обязательное для исполнения решение. В последнее время в некоторых странах стали организовывать совещательные референдумы, относящиеся к консультативным методам. Это форма выявления мнения большинства, используемая для выработки консенсуса в обществе, иногда для пропаганды. Например, референдум в Нидерландах о ратификации соглашения с Украиной о евроассоциации носил рекомендательный характер. Есть страны, где путем прямого волеизъявления может быть распущен парламент, отозван президент (в РФ нет такого положения). На определенных территориях представительные органы отсутствуют. Условия демократии в этих регионах создаются путем организации общего обсуждения важных вопросов населением. Они решаются прямым голосованием.
Народное обсуждение и инициатива
Представительные органы не всегда принимают популярные решения. Демократия предполагает инициативу снизу. То есть возможность вносить предложения парламенту изменить пункты или часть постановлений. Этот метод именуется народным обсуждением. В настоящее время оно не имеет закрепления в конституциях государств, в том числе и в РФ. Народной инициативой считают право граждан предлагать представительному органу обязательные решения. Парламент обязан их обсудить и отреагировать. Иногда инициатива приводит к роспуску представительного органа. Императивный мандат – это возможность давать наказы своим депутатам. В ходе его реализации люди имеют право поручать избранным представителям определенные задачи, требовать отчета или отзывать их. Считается, что прямая демократия наиболее развита в Швеции, Италии, Лихтенштейне и некоторых других странах. В них чаще, чем в иных, проводятся референдумы. Европейские государства прибегают к этой форме общения с народом в сложных ситуациях, чтобы обеспечить консенсус в обществе.
Заключение
Значение непосредственной демократии для современных стран трудно переоценить. На ее основе формируются законодательные органы, отвечающие за развитие общества. Важнейшие для людей вопросы решаются путем проведения референдумов. Каждому гражданину предоставляется возможность принять участие в судьбоносном событии, как это было в Крыму в 2014 году. Это позволяет сохранить спокойствие в обществе, предотвратить революционные взрывы. Кроме того, институты прямой демократии нацелены на поднятие общего интеллектуального уровня населения. Без понимания сути происходящих процессов невозможно участие людей в принятии решений. Следовательно, необходима просветительская работа, основанная на интересе населения к темам референдумов и плебисцитов.
21. Демократия: сущность, формы, модели
Термин «демократия» появился в Древней Греции. Образован из двух слов
В современной политической науке преобладает понимание демократии
как формы общественного устройства, основанной на признании народа в
качестве источника и субъекта власти. В реальной практике народовластие
нигде не было реализовано и, по существу, представляет собой идеал
общественного устройства, вобравший в себя ценности свободы, равенства,
прав человека и солидарности. Под термином «демократия» нередко
понимается не народовластие, а совокупность качеств общественно-
политических структур и систем управления, сложившихся в наиболее
Генезис демократии имеет длительную историю. Формы
догосударственной демократии существовали в первобытном обществе, где все
взрослые члены рода голосованием избирали и смещали руководителей. В
Афинской республике VI-V вв. до н. э. ключевые вопросы государственной
собрании. В Римской республике этот механизм демократии получил правовую
основу. Государства, сходные с афинской демократией, существовали в
Древнем Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик. С Новым
временем связано появление основных форм демократии, существующей в
большинстве западных стран.
Принципы демократии таковы:
• равенство прав граждан на участие в управлении государством,
предполагающее возможность избирать и быть избранным в структуры власти,
участвовать в контроле за ее деятельностью;
• регулярность выборов и разделение властей;
• свобода личности, осуществляемая через права человека;
• плюрализм, реализуемый через конкурентную борьбу различных
социальных сил, групп, партий и организаций;
• подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их
Принципы демократии, прежде всего суверенитет народа, являются
главными критериями для классификации ее основных форм и практических
В зависимости от того, какой смысл вкладывается в понятие «народ»,
демократии классифицируются как социально ограниченные, всеобщие и
охлократические. Ограничение народа классовыми и демографическими
рамками дает основание называть демократии социально ограниченными.
Равенство политических прав для всего народа делает демократию всеобщей.
Власть демоса, черни характеризуется понятием охлократия (в переводе с
греческого «власть черни»).
В зависимости от характера участия народа в управлении различают
следующие формы демократии: прямая (идентитарная), плебисцитарная,
представительная (репрезентативная) и партисипаторная.
Прямая демократия означает непосредственное участие граждан в
принятии решений. Практически возможна в небольших группах людей,
причем в случаях, когда необходимо принятие решений, не требующих
специальных знаний. В современном мире реализуется главным образом на
уровне местного самоуправления.
Достоинства прямой демократии: прочная легитимация власти,
преодоление политического отчуждения граждан, возможность оптимизации
управления за счет использования интеллектуального потенциала всего
общества, эффективность контроля за политическими институтами и
Слабые стороны идентитарной демократии: возможность принятия
ошибочных решений вследствие недостаточной компетентности и
эмоциональной неуравновешенности населения; снижение ответственности
должностных лиц в результате принятия решений массой непрофессионалов;
сложность и дороговизна привлечения большого числа людей к управлению
обществом; возможность манипулирования сознанием населения для
установления тоталитарных режимов.
Плебисцитарная демократия также предполагает прямое волеизъявление
населения, осуществляемое в ходе референдумов, опросов. Позволяет
гражданам одобрять или отвергать проекты законов или других решений,
подготовленных президентом, правительством или какой-либо партией.
Представительная демократия — доминирующая в современных
цивилизованных государствах форма демократии. Ее суть — в опосредованном
(через выборных представителей) участии граждан в принятии решений. Эта
форма необходима в связи со сложностью обеспечения непосредственного
волеизлияния граждан по тем или иным вопросам (например, из-за большой
территории), потребностью в специальных знаниях для эффективного
Слабые стороны представительной демократии: фактическая
отстраненность народа от власти в промежутке между выборами, по существу,
являющаяся отходом от сути демократии как народовластия; неизбежные
вследствие сложности системы управления бюрократизация и олигархизация
власти, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан; приоритетное
влияние на политику наиболее мощных групп интересов и прежде всего
капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц;
вероятность принятия неугодных большинству решений вследствие сложности
и многоступенчатости системы власти.
Представительная демократия реализуется в парламентаризме,
партийное, корпоративное и этническое.
Партисипаторная демократия (т.е. основывающаяся на непосредственном
участии человека в политическом процессе) предполагает всестороннюю
демократизацию общества, социальную эмансипацию и самоопределение
личности. Согласно партисипаторным теориям, демократия должна быть везде
— в семье, в школе, в вузах, на производстве, в партиях, в государстве. Это
обеспечит максимальный учет интересов народа, прочную легитимацию
власти; расширит интеллектуальный потенциал для принятия решений;
предотвратит бюрократизацию и злоупотребления властью.
Существующая в развитых странах демократия совмещает идеи
самоуправления и партисипации (главным образом на местном уровне, на
производстве) с представительством (в масштабах всего общества). В целом это
преимущественно репрезентативная демократия, базирующаяся на
либеральных ценностях и учитывающая некоторые христианские и
В зависимости от того, как понимается народ — как совокупность
индивидов, единое целое с доминирующим общим интересом или
взаимодействующие группы со своими специфическими интересами,
различаются индивидуалистические, коллективистские и плюралистические
Для индивидуалистической модели демократии характерны: признание
личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида
над законами государства; ограничение компетенции государства
преимущественно охраной общественного порядка, безопасности и прав
граждан; ограничение власти большинства над меньшинством.
В своем классическом варианте индивидуалистическая модель
представлена формой демократии, возникшей в XVIII—XIX веках под
влиянием идеологов раннего либерализма Дж. Локка и Ш. Монтескье.
Основные недостатки этой модели: узость сферы демократии и
политического участия граждан, которая охватывает состоятельные слои
населения; принижение роли государства в управлении обществом и
обеспечении социальной справедливости; игнорирование коллективистской
природы человека, его принадлежности к различным социальным группам.
Для коллективистских моделей демократии, претендовавших на роль
альтернативы индивидуалистическим моделям, характерны: отрицание
автономии личности; понимание народа как единого целого; отношение к
оппозиции как патологии или врагу, подлежащему устранению; абсолютизация
роли большинства в политическом процессе. Существенный вклад в создание
коллективистских моделей демократии внесли Ж.-Ж. Руссо, К. Маркс и В.И.
Ленин. Марксистский подход к демократии основывается на идее отмирания
государства и развития самоуправления трудящихся.
Попытки реализации коллективистских моделей демократии (прежде всего
в «социалистических странах») приводили не к народовластию, а к появлению
власть народа (нации или класса) нельзя обеспечить без гарантий
индивидуальной свободы, без признания и институционального закрепления
прав личности. Вместе с тем коллективистские эксперименты обогатили
теорию и практику демократии постановкой проблемы социального равенства и
социальных прав личности.
В основе плюралистической модели демократии лежат следующие идеи: 1)
реальным творцом политики является не личность и не народ, а
заинтересованные группы; личность формируется в группах и с их помощью
может выражать и защищать свои интересы; 2) общая воля народа является
результатом конфликтного взаимодействия групп и компромиссов между ними;
3) соперничество и баланс групповых интересов — основа динамики
политической власти; 4) государство обеспечивает социальную справедливость,
выступает в качестве арбитра в межгрупповом соперничестве.
Плюралистическая модель сохраняет ценности либеральной демократии,
но во многом идет дальше классического либерализма, отводившего
государству роль «ночного сторожа», обеспечивающего лишь общественный
порядок. Она предполагает наличие в обществе множества центров власти,
вступающих в конфликты и разрешающих их на основе соглашений и
Такая модель демократии характерна для стран Запада, где существует
политическая конкуренция объединений граждан, всевозможных ассоциаций,
групп интересов, политических партий. Она рождает реальную политическую
В настоящее время механизм властных отношений, основывающийся на
принципах демократии, включает следующие элементы:
• законодательно закрепленные основные экономические, социальные и
политические права человека;
• автономию личности, приоритет прав индивида над законами
• наличие развитой системы представительства (парламентаризма);
• равные возможности политического участия и свободные выборы;
• доступность информации, осознание субъектами политики своих
• разделение властей и их относительную самостоятельность в рамках
• наличие легитимной оппозиции;
• верховенство принятого в установленном порядке закона;
• взаимную ответственность граждан и власти;
• разрешение возникающих конфликтов ненасильственными методами;
• признание решающей роли большинства при учете интересов
В целом демократия представляет собой наиболее эффективную форму
общественного устройства, создающую наилучшие возможности для развития
личности и общества, для реализации гуманистических ценностей.
Несмотря на все успехи, в глобальном масштабе перспективы демократии
западного образца весьма неопределенны. Во многих регионах ее ценности и
институты либо рассматриваются как чуждые, не отвечающие национальному
опыту населяющих их народов, либо воспринимаются поверхностно,
формально, маскируя авторитарные и недемократические режимы. Институты
демократии могут причудливо сочетаться с архаическими традициями, как это
имеет место в Индии, где механизм всеобщих демократических выборов
уживается с кастовой системой. Демократический миропорядок может
возникнуть на основе взаимодействия различных моделей демократии.
В утверждении и развитии демократии ограниченную роль играет
внешний фактор. Демократию невозможно экспортировать в государства, где
отсутствуют предпосылки для формирования демократической системы
правления. Навязанная демократия по своей сущности антидемократична.
Демократическое устройство жизнеспособно, если формируется на
национальной социокультурной почве, является закономерным следствием
Перспективы российской демократии зависят от сроков и темпов
формирования таких ее атрибутов, как законопослушность населения,
обеспеченность гражданских прав и свобод, полноценное разделение властей,
эффективная многопартийность, независимый и компетентный суд. Эти
атрибуты могут стать реальностью при условии социального структурирования
общества и прежде всего консолидации среднего класса, по мере приобщения
большинства населения к ценностям демократии и осознания ее как
организованной свободы, т.е. обеспеченной индивидуальеой и коллективной
ответственностью. Политика власти должна способствовать вызреванию
демократии и расширению ареала ее институтов.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
СОГЛАСИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕМОКРАТИИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ А. ЛЕЙПХАРДА
ТРАКТОВКИ ДЕМОКРАТИИ
Демократия (народовластие) — политическая система, в основе которой лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым социальным институтам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:
1) Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов;
2) Народ является единственно легитимным источником власти;
3) Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов.
Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С современной демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.
· принцип народного суверенитета, согласно которому единственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ
· свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей
· участие граждан в управлении делами государства с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной)
· конституционализм, при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом
· наличие оппозиции, которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство
· принцип разделения властей, в соответствие с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них.
В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на:
Прямая демократия — это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации.
Плебисцитная демократия — это вид прямой демократии, который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона либо другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.
Представительная демократия — ведущая форма политического участия граждан в современных политических системах. Ее суть — опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.
Современные исследователи солидарны в том, что классическое определение демократии как народовластия является неубедительным, так как народ в силу своей многочисленности не может управлять страной. Сегодня является очевидным, что реальные рычаги власти и влияния находятся у лиц и органов, представляющих граждан. Для демократии принципиально важно, чтобы народ выступал в качестве источника власти, а органы государственной власти формировались через процедуру выборов гражданами, обладающими равными политическими правами. Поэтому трактовки демократии в современной политической науке достаточны широки.
В политической науке при изучении данного феномена акцентируют внимание на исследовании демократии, во-первых, как формы правления, которая определяется исходя из источников власти правительства и целей, которым оно служит, во-вторых, из процедур образования органов власти. Как отмечает С. Хантингтон, «при определении демократии по источнику власти или целям правительства возникают двусмысленность и неточность, создающие серьезные проблемы…». Поэтому исследователи отдают предпочтение процедурному определению демократии, которое вписывается в русло демократическо-политической практики. Демократию отличает определенная процедура и результат функционирования, которые составляют сложную и упорядоченную систему переговоров внутри власти, внутри общества и между властью и обществом по поводу целей общественного развития, средств их достижения и распределения ресурсов.
Свободный выбор правителей управляемыми, детерминация политического выбора по принадлежности к социальным, экономическим или культурным группам, уважение к правам человека – именно из сочетания, считают французские исследователи, этих институциональных установлений, этого нравственного индивидуализма и рождается демократия. Как отмечает Людвиг Мизес, цель индивидуализма – создание сферы, в которой индивид свободен думать, выбирать и действовать, не наталкиваясь на ограничивающее вмешательство государства, общественного аппарата сдерживания и принуждения.
Мы больше не можем в наше время признавать, что демократия должна быть выражением всеобщей воли, потому что это может привести к устранению меньшинств и установлению бесконтрольной и неограниченной абсолютной власти.
Для большинства граждан их приверженность демократии основывается на убеждении, что она является единственным политическим режимом, способным обеспечить надежное сочетание защиты индивидуальных интересов и заботы об общем интересе.
МОДЕЛИ ДЕМОКРАТИИ
Исторически в представлениях о демократии преобладали две базовые модели. При прямой демократии полноправные граждане принимают политические решения непосредственно путём голосования с дальнейшим подчинением меньшинства воле большинства или за счёт достижения полного согласия. В представительной демократии граждане делегируют эту функцию избранным ими представителям, которые отвечают перед избирателями за свои действия. Практические реализации демократии стали развитием этих представлений, причём ранние модели с течением времени подвергались дискредитации и сегодня рассматриваются лишь как этапы к современным формам народовластия.
Олигархическая демократия позволяет только крупным собственникам принимать непосредственное участие в управлении государством и гарантирует им гражданские права. Избирательное право подвергается имущественным ограничениям. Родственной моделью является плутократия, где правящий класс проводит политику преимущественно в интересах крупного капитала.
Эгалитарная демократия имеет своей целью достижение политического равенства. Эгалитарная политика предполагает равное участие в политическом процессе, равное представительство, равную защиту прав и свобод, а также равный доступ к политически значимым ресурсам. Сторонники такого подхода обычно призывают к осуществлению политики в интересах всей нации и ставят их выше интересов меньшинства или отдельного гражданина. Националистические варианты этой модели трактуют нацию в этническом смысле, а не в гражданском, и наделяют полными правами только лица определённых национальностей.
Социалистическая демократия схожа с эгалитарной, однако сфокусирована на воле простого народа. Она предполагает постепенную ликвидацию классового общества и преимущественно государственную собственность на средства производства. Термин «социалистическая демократия» был закреплён Программой Российской Коммунистической Партии от 1919 года. В конце 1940-х годов коммунистическими партиями был введён ещё один термин — «народная демократия» — как разновидность социалистической демократии.
Либеральная (также буржуазная и конституционная) демократия основана на ряде принципов:
· Правление с согласия народа на основе волеизъявления большинства
· Мирная смена власти путём периодических выборов
· Общественный компромисс и поиск консенсуса
· Информационная открытость процесса принятия политических решений
· Влияние граждан на принятие решений
· Система сдержек и противовесов для предотвращения произвола со стороны большинства
· Гарантии политических, гражданских и социальных прав человека
· Гарантии прав оппозиции
Имитационная демократия имеет ряд внешних атрибутов народовластия, однако фактически влияние граждан на процесс принятия решений крайне мало. Это может быть связано с тем, что часть граждан лишена избирательного права, либо избранные представители не определяют всю политику правительства, либо исполнительная власть подчиняет себе законодательную и судебную, либо система правосудия не способна обеспечивать соблюдение заложенных в конституции принципов. Разновидностью этой модели является система с доминирующей партией.
В современной литературе по политологии сложилось также несколько теоретических концепций демократии:
1. Агрегативная модель рассматривает демократию как набор правовых механизмов, обеспечивающих устойчивое равновесие в обществе за счёт достижения компромисса между интересами разных кругов.
2. Делиберативная (совещательная) теория фокусируется на роли общественных дискуссий в принятии решений и стремлении участников к общему благу. Она утверждает, что демократичность системы пропорциональна её информационной открытости.
3. Институциальная теория видит главную роль демократического государства в реализации и охране общественных представлений о политических и гражданских правах.
4. Консенсусная демократия стремится к принятию таких решений, которые учитывают как можно более широкий спектр предпочтений, а не только предпочтения большинства.
5. Мажоритарная концепция сочетает требование состязательности выборов с тезисом о верховенстве воли большинства, для чего политические институты должны способствовать концентрации власти, а не её децентрализации.
6. Минималистская концепция видит демократию как систему управления, в которой граждане делегируют свои права на осуществление политической власти выборным должностным лицам, поскольку у них самих нет достаточного количества времени и знаний. В рамках этой теории, восприимчивость руководства к пожеланиям руководимых обеспечивается главным образом конкурентной борьбой за голоса избирателей.
7. Партисипативная демократия исходит из необходимости широкого и по возможности непосредственного участия граждан в разработке правовых норм. Предметом её внимания являются политический активизм и готовность граждан нести ответственность за последствия своих решений.
8. Плебисцитарная модель сводит участие граждан к периодическому вынесению «вотума доверия» тому или иному кандидату и обычно изучается с точки зрения деградации института выборов.
9. Экономическая демократия утверждает, что для участия широких масс в принятии политических решений необходимо распределить частную и государственную собственность среди общественных пайщиков, например, в форме кооперативной собственности.
СОГЛАСИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕМОКРАТИИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ А. ЛЕЙПХАРДА
Существенный вклад в развитие теории современной демократии внес американский политолог Аренд Лейпхарт, предложивший идею консоциальной демократии, под которой он понимал «сегментарный плюрализм», включающий все возможные в многосоставном обществе линии разделения.
Большинство современных обществ являются многосоставными, характеризующимися «сегментарными различиями», которые могут иметь религиозную, идеологическую, языковую, региональную, расовую или этническую природу. Группы населения, выделяемые на основе указанных различий, американский политолог назвал сегментами многосоставного общества. Для такого общества в качестве важнейшей характеристики выступает политическая стабильность, включающая в себя такие понятия, как поддержание системы, гражданский порядок, легитимность и эффективность. К важнейшим характеристикам демократического режима относятся высокая вероятность сохранения качества демократичности и низкий уровень насилия, применяемого к обществу.
Данную модель демократии А. Лейпхарт определял через четыре характерных элемента:
— осуществление власти большой коалицией политических лидеров всех значительных сегментов многосоставного общества, что предполагает, прежде всего, создание коалиционного правительства с участием всех партий, представляющих основные слои общества;
— пропорциональность как главный принцип политического представительства, распределения постов в государственном аппарате и средств государственного бюджета;
— взаимное вето или правило «совпадающего большинства», выступающие как дополнительная гарантия жизненно важных интересов меньшинства, что предполагает при принятии окончательного решения не обычное, а квалифицированное большинство (в две трети или три четверти голосов), что давало бы представителям меньшинств дополнительные шансы на защиту своих интересов;
— высокая степень автономности каждого сегмента в управлении своими внутренними делами.
Однако на практике такая модель демократического соучастия во власти, направленная против оттеснения меньшинств на политическую периферию и в оппозицию, применима лишь в том случае, если группы имеют свою политическую организацию и проводят относительно самостоятельную политику. При этом характерно, что решающая роль здесь также признается за элитами, которые должны получить большую свободу и независимость от давления рядовых членов для заключения соглашений и компромиссов, которые могут не вполне одобрять их приверженцы. Это дает возможность избежать обострения противоречий, даже если на низовом уровне существуют непонимание между людьми, разногласия, а то и враждебность. Однако и при данном подходе предполагается наличие минимального консенсуса относительно основных общественных ценностей. Поэтому особую важность такой автономный элитизм приобретает в глубоко разделенных обществах (например, в Северной Ирландии). В то же время особое положение элит провоцирует их эгоизм, ведет к неподотчетности руководителей членам группы. Вследствие этого консоциация как практическая модель демократии может применяться в основном в тех странах, в которых действует высоко ответственная элита.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение демократии остается одним из самых востребованных направлений политической науки. Политическим системам, основанным на демократических ценностях, удается достаточно эффективно решать стоящие перед обществом задачи. Однако, преувеличение возможностей демократии чревато серьезными издержками, последствиями которых может стать неприятие данной системы ценностей и политического устройства. Демократические режимы достаточно предсказуемы, их
политика открыта для общества, что создает условия для политической стабильности, необходимой для экономического, социального и культурного развития.
Большинство исследователей единодушны в том, что стабильность демократии зависит от глубокой и широко укорененной поддержки со стороны граждан. Демократии, которые не обладают таким основанием для легитимности, не стабильны. Демократические политические режимы, которым в течение длительного времени не удается выполнить возложенные на них ожидания, могут потерять свою легитимность, следовательно могут перестать существовать.
Политический режим является демократическим только в том случае, если он представляет интересы широких слоев населения. Политическая элита должна править в интересах большинства общества, а не для выгоды привилегированного меньшинства. Демократия исходит из ценности каждого человека, поэтому стремится к созданию цивилизованных условий жизни для всех граждан не зависимо от богатства и таланта.
Демократия предполагает наличие гражданского общества, так как способна эффективно функционировать только при активных, инициативных гражданах. Как свидетельствует мировой опыт, развитое гражданское общество является как источником, так и следствием политической и гражданской активности общества, образуя прочный фундамент демократии. Однако, становление гражданского общества связано не столько с развитием демократии, сколько с формированием устойчивых демократических традиций и культуры, основанной на уважении прав меньшинства и отдельной личности, толерантности, социальной ответственности. Гражданское общество не может быть просто заимствовано, оно должно вырасти на основе традиционной культуры, по мере экономического и политического развития страны, роста благосостояния и самосознания народа.
Дата добавления: 2020-11-23 ; просмотров: 76 ; Мы поможем в написании вашей работы!