дон кихот этика отношений
Дон Кихот
Дон Кихот — интуитивно-логический экстраверт (иррационал). Любопытный, изобретательный, увлекающийся. Квадра Альфа.
Дон Кихот (ИЛЭ) – это один из самых любознательных соционических типов во всем соционе.
Что получается лучше всего
Базовая функция — ЧИ (Интуиция возможностей)
Дон Кихоты живут идеями, причем, не одной идеей, а их круговоротом. Эти люди всегда оценивают перспективность и интересность каждой идеи, которая приходит им в голову, а приходит их много. Загоревшись чем-то, Дон Кихот будет думать и работать по 24 часа в сутки, создавая необычные и смелые способы решения проблем. Дон Кихот очень не любит быть «обычным», «таким как все», для него рутина – это скука смертная, он всячески пытается ее избежать. Дон Кихот всегда готов выдать порцию новых идей, каждая из которых будет оригинальной и непохожей на все, что было придумано до этого. Стоит отметить, что Дон Кихот принадлежит к группе соционика инфантилы.
Что помогает в жизни
Творческая функция – БЛ (Структурная логика)
Дон Кихот умеет и любит объяснять различные явления и ситуации. Чем меньше известно однозначных концепций по вопросу, тем с большим интересом он будет выдвигать свои объяснения и выводы. Он легко может увидеть связь между различными схемами, определениями, он умеет «жонглировать» понятиями и доказывать недоказуемое. Дон Кихот всегда пытается найти причинно-следственные связи между общим и частным, отыскать единое объяснение различным вещам.
Что хочется продемонстрировать
Ролевая функция – ЧС (Силовая сенсорика)
Этот человек сам по себе довольно-таки спокойный, но, иногда, особенно, когда задевают его интересы или территорию, он может довольно-таки резко дать отпор. На сильное и постоянное противостояние Дон Кихот не способен, но дать быструю и агрессивную атаку он может, правда случается это редко, для этого человека нужно «довести до ручки». Чтобы отвечать на агрессию, Дон Кихоту требуется много сил, поэтому он старается избежать вражды и соперничества.
Что является самыми слабым местом
Болевая функция – БЭ (Этика отношений)
Самую большую неуверенность Дон Кихот испытывает при общении и взаимодействии с другими людьми. Он часто не понимает, как к нему относятся его близкие люди, он не воспринимает полунамеков на отношения, чтобы достучаться до него, нужно говорить предельно ясно: «Дон Кихот, ты мне нравишься, и я хочу быть с тобой». С близкими людьми представителя этого типа может «колбасить» в области отношений: то он фамильярен и хлопает вас по плечу, то он становится суровым и смотрит на вас, как на незнакомого человека в метро. Это – нормально, поскольку человек не имеет определенного паттерна поведения в отношениях и ему тяжело выстраивать корректные отношения как с родственниками и друзьями, так и с коллегами и приятелями. Дон Кихот может быть нетактичным, может сказать глупость или грубость, сам того не осознавая. В этой ситуации не стоит обижаться на этого человека, ведь он не хотел вас обидеть, он просто не знает, как сказать фразу более вежливо. Дон Кихот, не знающий соционики, может сильно комплексовать по поводу неуверенности в общении с людьми.
Что нравится в других
Суггестивная функция – БС (Сенсорика ощущений)
В области ощущения своего тела и его потребностей Дон Кихот может быть очень неуверенным. Этот человек нуждается в помощи, он хочет учиться понимать свое тело: в этом ему отлично поможет его дуал Дюма, у которого сенсорика ощущений – базовая функция, он в ней эксперт. Чтобы чувствовать себя отлично, Дон Кихоту нужен некий комфорт, которым он сам себя обеспечить не может. Ему приятно, когда он приходит с работы, а его ждет вкусный ужин и теплая постель.
Чему хочется научиться
Активационная функция – ЧЭ (Этика эмоций)
Дон Кихоту нужны эмоции. Он очень любит теплые вечера с близкими, дружеские вечеринки, веселые посиделки с коллегами. Благодаря заряду эмоций, он может дальше работать по 12 часов в сутки и генерировать еще более оригинальные идеи. Дон Кихот всегда с радостью поучаствует в бурном эмоциональном споре, причем не ради результата, а ради процесса спора. Дону приятно, когда в его семье поддерживается теплый и позитивный эмоциональный фон.
Что тяготит и напрягает
Ограничительная функция – БИ (Интуиция времени)
Дон Кихот имеет внутренний будильник, который часто звонит слишком поздно. Если Дон Кихот куда-то собирается, то мысль «Я опаздываю!» приходит к нему тогда, когда он действительно уже опаздывает, а не заранее. Именно поэтому представители этого типа часто делают важные дела в последний момент, в институте готовятся к экзаменам в последние сутки, забывая еду и сон, на работе в отчетные дни сидят с утра до ночи, просто не распределив время правильно. Иногда Дон Кихоты бывают слишком суетливыми и торопящими других, а иногда слишком медленными. Часто начинают обсуждение важных для них вопросов в неподходящее для других время. Одной из главных печалей в жизни представителей этого типа является мысль о том, что время течет так быстро, а он не успел сделать и части того, чего хотел.
Что отслеживается неосознанно
Фоновая функция – ЧЛ (Деловая логика)
Дон Кихот неплохо умеет работать над несколькими проектами одновременно и старается быть максимально эффективным. Он умеет превратить идею в крупное дело, правда, обычно, идей у него гораздо больше, чем окончательных реализаций, поскольку в жизни Дон Кихота сама идея находится в приоритете над ее реализацией.
4-я функция, слабая — «болевая», место наименьшего
сопротивления, по болевой функции человек
болезненно воспринимает информацию
и нуждается в тактичной помощи.
Отношения с окружающими у Дон-Кихота складываются очень нелегко, причем на любой дистанции.
Например, заниженные требования к себе наряду с завышенными требованиями к другим часто воспринимаются его окружением как вопиющая несправедливость.
Привычка завышать собственные способности и одновременно с этим презрительно отзываться об интеллектуальном потенциале других людей также не вызывает особых симпатий.
Буквально на каждом шагу Дон-Кихот создает ситуации, при которых всем присутствующим становится крайне неловко за его поведение, не говоря уже о его ближайшем окружении, часто готовом сквозь землю провалиться отстала за него. Например, такая ситуация (описана А. С. Грибоедовым в комедии «Горе от ума»): Дон-Кихот приходит знакомиться с родственниками своей невесты, во время беседы разворачивает дискуссию на общественно-политические темы и, не сойдясь взглядами с большинством присутствующих, говорит каждому из них пренеприятнейшие вещи. Невеста и ее родственники шокированы как самой ситуацией, так и тем, что их называют «жалкими и ничтожными людьми, неспособными мыслить». В результате помолвка расторгнута, & Дон-Кихот рассуждаете том, как много вокруг недоумков и сволочей.
Такие характерные для Дон-Кихота «неловкости» поведения, как бесцеремонность, навязчивость, бестактность, граничащая с хамством, полнейшее пренебрежение приличиями — все это мелочи по сравнению с теми, действительно серьезными проблемами, которые возникают в процессе его взаимоотношении на более близкой дистанции.
И первая из них заключается в том, что свободу и независимость Дон-Кихот, в основном, признает только для себя, не оставляя за своим партнером иногда даже права на собственное мнение. В условиях чуть усложнившейся этической ситуации он может сразу же поставить партнеру жесткие этические условия, иногда даже в форме ультиматума. Например, уже на начальном этапе знакомства Дон-Кихот может потребовать, чтобы его подруга порвала отношения со всеми своими поклонниками, поскольку желает сразу же оградить ее от всяких посторонних влияний (а заодно и себя от возможных соперников).
Это происходит по причине логического подхода Дон-Кихота к вопросам этики, а также в силу того, что он вообще не видит дистанции между собой и человеком, с которым намеревается близко общаться. Едва успев завязать отношения, Дон-Кихот уже рассматривает своего партнера как часть самого себя — из чего делается «логический» вывод о том, что партнер теперь уже принадлежит ему целиком и полностью. Следовательно, теперь уже никакого права выбора и личной свободы у партнера не остается, равно как и не может быть несовпадения взглядов, поскольку теперь за него решает, думает и выбираетДон-Кихот.
Посторонний человек еще может иметь некоторую свободу мнений. Это Дон-Кихот вполне может допустить. Но что касается партнера, тут все решается им однозначно: партнер — это уже часть его самого, и следовательно, должен во всем ему подчиняться. («Партнером» Дон-Кихота можно стать уже через 15 минут после знакомства с ним и именно потому, что он так решил.)
Для Дон-Кихота этическая ситуация тем удобнее, чем меньше она дает предпосылок для возникновения этических проблем. Поэтому в своем стремлении создать беспроблемные (для себя) отношения Дон-Кихот может до крайней степени ужесточить свои требования к партнеру, контролирует его связи, отношения, поведение и образ мыслей.
Впрочем, все вышеописанное происходит, как правило, в условиях психологической несовместимости с партнером (иногда, впрочем, бывает и при нарушении дуального равновесия).
В условиях психологического дискомфорта Дон-Кихот раздражается по любому поводу, постоянно испытывая к партнеру неприязнь и недоверие (разумеется, ничем не обоснованные).
Раздражение и неприязнь к партнеру могут возникнуть у Дон-Кихота и на самом начальном этапе его взаимоотношений. И тем не менее Дон-Кихот будет стараться эти отношения продолжать, развивать и даже настаивать на том, чтобы они были узаконены. Поступая таким образом, он рассчитывает, что со временем сможет создать условия, при которых партнер вынужден будет «переделаться» и приспособиться к его взглядам. Причем, именно супружество как раз и представляется ему таким условием. Кроме того, вследствие проблематичной коммуникабельности у Дон-Кихота всегда трудно складываются отношения с окружающими, и он это знает, к этому привыкает и считает такие отношения нормой.
Дон-Кихоту нравится прилюдно разворачивать диспут на этические темы, особенно, если для этого есть подходящий (как ему кажется) повод. Иногда создается впечатление, что он обожает привлекать посторонних к обсуждению своих личных проблем.
Когда поведение Дон-Кихота выходит за рамки, допустимые нормами общения, его совершенно невозможно призвать к порядку, поскольку это приводит к абсолютно противоположному результату. Именно потому, что никаких «норм общения» Дон-Кихот в принципе не желает признавать, он пользуется любым случаем эти нормы разрушить. Поэтому, чем более критикуется поведение Дон-Кихота, тем большую неловкость он испытывает и тем более начинает протестовать против предъявляемых к нему этических требований, чем еще более усугубляет ситуацию. Получив замечание по поводу бестактности, он начнет откровенно грубить, грубость перейдет в хамство, следующие стадии — откровенный цинизм и хулиганство. Причем направить его реакцию в другое направление можно только в том случае, если вовремя перестать осуждать его поступки” найти способ его успокоить. А это может сделать столько психологически совместимый с ним партнер.
Это, как правило, удается одному только его дуалу — Дюма, способному очень тонко чувствовать состояние собеседника, умеющему вовремя подметить и отрегулировать перепады его настроения. Кроме того, общество Дюма практически всегда действует на Дон-Кихота успокаивающе и расслабляюще — состояние, свойственное каждому человеку при общении с дуалом. Дипломатичный и обходительный, Дюма оказывает Дон-Кихоту неоценимую услугу не только тем, что смягчает его поведение, но и тем, что смягчает его отношения с окружающим.
*Стратиевская «Как сделать чтобы мы не расставались», МСП, 1997 г.
6-я функция, слабая — «активационная», по ней человек
ориентируется на ближайшее окружение,
положительно реагирует на воздействие.
Настроение Дон-Кихота во многом зависит от ощущений, которые он испытывает. Например, чувство голода делает его не просто раздражительным — агрессивным. Дон-Кихот очень чувствителен к неприятным ощущениям. На его настроение может повлиять неприятный, пронизывающий взгляд собеседника или властные интонации его голоса. Бесцеремонное поведение, равно как и любое проявление неуважения вызывают у Дон-Кихота приступы внезапного раздражения.
Дон-Кихот не любит и не умеет открыто говорить о своих эмоциях. Обычно он выражает их косвенно, говоря о своих побуждениях. Например, будучи раздраженным, Дон-Кихот может сказать партнеру: » Я вышвырну тебя в окно!» — но это вовсе не означает, что он именно так и поступит. И это даже не означает крайнюю ненависть — это всего лишь раздражение, обычно вызванное какими-то неприятными ощущениями.
Свои симпатии Дон-Кихот часто выражает в виде какой-либо позитивной информации. Например, он не скажет девушке: «Вы мне нравитесь». (Если он нечто подобное из себя выдавит, это будет откровенной фальшью.) Нет, обычно Дон-Кихот подает эту информацию намеком — сообщает девушке, что рассказал про нее своим родителям и теперь она приглашена к ним в гости. Предложение руки и сердца также делает в форме намека. «Через месяц я вернусь из командировки и мы с тобой сможем подать заявление».
Открыто признаться в своих чувствах Дон-Кихот не может, как, впрочем, и любой логик, потому что для него это слишком загадочное явление, природу которого он не может до конца осознать и объяснить. Кроме того, для него это слишком интимный момент. Поэтому он будет испытывать неловкость и раздражение, если заставить его об этом говорить. (Дон-Кихот не считает нужным об этом говорить еще и потому, что подсознательно сориентирован на очень гибкую и чуткую этику эмоций своего дуала Дюма, способного уловить любые оттенки чувств и настроений своего партнера)
Ощущение психологического (или сенсорного) дискомфорта всегда сказывается на настроенни Дон-Кихота. Долгое время пребывать в подавленном состоянии он не может, поэтому иногда сам провоцирует скандал, дает выход своему раздражению, а заодно и пытается что-либо изменить в условиях невыносимой для него обстановки.
Дон-Кихот очень тяжело переживает нанесенную ему обиду, этическую неловкость или ситуацию кризиса отношений. В этом случае он может бурно изливать свои отрицательные эмоции на окружающих, обсуждая наболевшую тему с кем угодно, даже с совершенно посторонними людьми. Может заниматься самокритикой или «этическим самобичеванием»:
рассказывать о каких-то своих неблаговидных поступках, признаваться в супружеских изменах, в каких-то своих «коварных» планах и подлых намерениях. У него начинаются приступы раскаяния и совершенно не контролируемых откровений — какого-то мучительного, этического самоочищения. (Своего рода «этическая рвота», освобождение от каких-то эмоциональных и этических «шлаков».) Находясь в таком состоянии, Дон-Кихот может производить впечатление человека несдержанного, неуравновешенного, вспыльчивого, агрессивного, жестокого, скандального, но не следует забывать, что все это является только следствием испытываемого им психологического дискомфорта, это всего лишь болезненная реакция на какие-то определенные раздражители, природу которых можно выявить и понять и которые можно устранить. (Что, собственно, и делает его дуал Дюма: в период эмоционального кризиса окружает его особенно тщательной заботой, стараясь не допускать к нему никаких раздражителей. А также старается игнорировать его болезненные «откровения» и ту неприятную информацию, которую они в себе несут.)
Ситуация коренным образом меняется, когда Дон-Кихот попадает в обстановку искреннего радушия и доброжелательности. Когда приятные ощущения у него сочетаются с положительными эмоциями. Такая обстановка его очень активизирует: он чувствует, что ему действительно рады, что он интересен, обаятелен и привлекателен. У него сразу же появляются уверенность в себе, легкость и непринужденность в манерах и в общении. Его поведение становится раскованным, свободным и естественным. Он производит на окружающих благоприятное впечатление. Проявляет себя как интереснейший и остроумный собеседник. В такие минуты он чувствует особый эмоциональный подъем, испытывает особенное расположение к человеку, у него возникает желание сделать для этого человека что-то хорошее.
Такое состояние Дон-Кихот испытывает только в условиях общения с психологически совместимым партнером. Благодаря способности Дюма тонко чувствовать и регулировать эмоциональное состояние своего партнера, Дон-Кихот попадает в условия самого благоприятного и наиболее оптимального для себя эмоционального режима. Ощущение душевного тепла, уюта, покоя, искреннего интереса к себе и радушия — все это необходимо Дон-Кихоту для того, чтобы чувствовать себя спокойным и счастливым, и именно это он испытывает, общаясь со своим дуалом Дюма.
*Стратиевская «Как сделать чтобы мы не расставались», МСП, 1997 г.
Соционика и Дон Кихот
Согласно типологии соционики Дон Кихот принадлежит к первой квадре, и это определяет его основные ценности: новые идеи и бесконечные возможности, позитивные эмоции и ясность ума, комфорт и созерцательность — вот то, что привлекает людей этого типа.
Поскольку социотип Дон Кихот — иррациональный тип, он не обременен традиционными шаблонами мышления, и видит действительно самые неожиданные и абсолютно новые возможности.
Его экстраверсия позволяет с интересом и любопытством поглощать большие объемы информации, поэтому Доны часто производят впечатление людей, у которых на любой вопрос обязательно найдется ответ, а скорее всего — сразу три.
Соционика: Дон Кихот. Описание функций.
Базовая функция — интуиция возможностей. Дон Кихот видит сразу несколько решений любой задачи, осознает, какой потенциал скрывается в каждом объекте. Некоторые из этих идей нередко могут оказаться фантастическими, но тем не менее Дон Кихот действительно трезво оценивает возможности. «Я могу предложить как минимум три решения одной проблемы, и одна из них точно сработает».
Благодаря творческой структурной логике Дон Кихот успешно систематизирует любую теорию, видит и может объяснить причинно-следственные связи. Поэтому именно люди этого типа чаще становятся изобретателями и новаторами, они — двигатели прогресса в нашем мире.
На людях и в новой ситуации Дон Кихот часто стремится играть роль уверенного в себе человека. Это происходит потому, что в позиции ролевой функции у него находится силовая сенсорика. Для него является важным произвести впечатление, люди этого типа также любят спорт и физические нагрузки, но только в меру, пока это не начинает становиться дискомфортным.
Самая слабая функция этого типа — этика отношений. Дон Кихот с трудом может определить, как к нему относятся люди, очень болезненно воспринимает интриги и этические манипуляции. Чаще всего Доны стараются избегать конфликтных ситуаций, поэтому в общении ведут себя мягко и осторожно.
Суггестивная функция — та функция, на которую Дон Кихот с наибольшим удовольствием поглощает информацию — это сенсорика ощущений. Люди этого типа с благодарностью принимают заботу и тепло, для них важен уют и комфортная атмосфера: вкусная еда, красивый интерьер и гармоничная энергетика.
Люди типа Дон Кихот очень отзывчивы к позитивным эмоциям — за это отвечает активационная этика эмоций. Эта функция, не смотря на то, что является подсознательной и довольно слабой, легко запоминает шаблоны. Поэтому Доны часто могут сами веселить публику и эффектно рассказывать необычные истории (которые находят и запоминают в огромном количестве благодаря интуиции возможностей).
В ситуации защиты у Дона включается интуиция времени. «У меня нет времени», «Что, прямо сейчас?» — типичные фразы Дона, когда он в категорической форме хочет прекратить неприятную ситуацию. Именно потому что интуиция времени находится в ограничительной позиции, Доны не любят, когда от них требуют избыточной пунктуальности или задают вопросы по срокам, но в то же время эта функция достаточно сильная для того, чтобы всегда все складывалось именно тогда, когда нужно. «В конце концов, все получается вовремя, правда в самый последний момент», — рассказывал один Дон Кихот.
Самая сильная подсознательная функция — деловая логика. Дон Кихот великолепно видит, как следует распоряжаться ресурсами. Но в то же время не стремится много говорить об этом, и не уделяет этому слишком много сил, просто бессознательно поддерживает эту область своей жизни в порядке. Он также всегда идет на помощь, когда требуется совет по поводу организации какого-либо дела, быстро и аккуратно может подсказать варианты решения.
Дон Кихот. Соционический паспорт
Псевдоним в соционике: ДОН КИХОТ
Социотип: ИНТУИТИВНО-ЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСТРАВЕРТ
Дон Кихот: признаки Рейнина | |
---|---|
Логика | Этика |
Интуиция | Сенсорика |
Экстраверсия | Интроверсия |
Иррациональность | Рациональность |
Демократизм | Аристократизм |
Уступчивость | Упрямство |
Беспечность | Предусмотрительность |
Конструктивизм | Эмотивизм |
Тактика | Стратегия |
Статика | Динамика |
Позитивизм | Негативизм |
Процесс | Результат |
Веселость | Серьезность |
Рассудительность | Решительность |
Квестимность | Деклатимность |
Дон Кихот: функции модели А | ||
---|---|---|
Базовая | интуиция возможностей | |
Творческая | логика соотношений | |
Ролевая | волевая сенсорика | |
Болевая | этика отношений | |
Внушаемая | сенсорика ощущений | |
Активационная | этика эмоций | |
Защитная | интуиция времени | |
Фоновая | деловая логика |
Таблица отношений Дон Кихота.
Чем дальше находится квадрат и чем сильнее он отличается по цвету, тем хуже взаимоотношения.