донское казачье войско форма
Указ Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 171 «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Указ Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 171
«О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
14 октября 2010 г., 4 февраля 2021 г.
В соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» постановляю:
1. Утвердить прилагаемые:
а) форму одежды членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
б) знаки различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
а) порядок изготовления предметов формы одежды, знаков различия по чинам и знаков различия по принадлежности к войсковым казачьим обществам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, определяется соответствующими казачьими обществами;
б) форма одежды, знаки различия по чинам и знаки различия по принадлежности к войсковым казачьим обществам лиц, не являющихся членами казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, не могут быть аналогичными форме одежды, знакам различия по чинам и знакам различия по принадлежности к войсковым казачьим обществам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также сходными с ними до степени смешения;
в) изготовление предметов формы одежды и знаков различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, осуществляется за счет средств соответствующих казачьих обществ и их членов;
Информация об изменениях:
г) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации утверждает:
описание предметов формы одежды, знаков различия по принадлежности к войсковым казачьим обществам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и порядок ношения формы одежды, утвержденной настоящим Указом;
форму одежды, знаки различия по чинам членов окружных (отдельских) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, но не входящих в состав войсковых казачьих обществ, в соответствии с утвержденными настоящим Указом формой одежды и знаками различия по чинам членов казачьих обществ, а также описание предметов формы одежды, знаков различия по принадлежности к указанным окружным (отдельским) казачьим обществам и порядок ношения формы одежды членов этих казачьих обществ.
Информация об изменениях:
4. Признать утратившими силу:
Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. N 447 «О форме одежды, знаках различия и чинах не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 18, ст. 2016);
Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 1739 «О внесении дополнения и изменения в Положение о порядке присвоения чинов не проходящим военную службу членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. N 447 «О форме одежды, знаках различия и чинах не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 1, ст. 102);
пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 1740 «О внесении изменений и дополнений в акты Президента Российской Федерации по вопросам казачества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 1, ст. 103);
Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2001 г. N 308 «О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. N 447 «О форме одежды, знаках различия и чинах не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст. 1215);
пункт 5 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 21 марта 2005 г. N 316 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 13, ст. 1135);
пункт 4 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 485 «О внесении изменений в акты Президента Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов Президента Российской Федерации по вопросам российского казачества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18, ст. 2222).
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Одежда Донских казаков
Описание одежды Донских казаков и казачек
Казаки донских станиц одевались весьма непритязательно, практически одинаково с жителями южно-русских губерний. Рубаха подвязывалась поясом, плетеным из шерстяных нитей, и одевалась навыпуск поверх портков-шаровар. Портки отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Сверху рубахи надевали бешмет — стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды.
Одежду донских казачек составляла рубашка, юбка и кофта. На праздники женщины надевали кружевную юбку и кирасу (короткую кофту). Дамы обязательно надевали фартук. Если в гардеробе была красная одежда, то она автоматически становилась лучшей.
История одежды Донских казаков и казачек
Подробнее по теме публикации смотрим на видео…
Интересное видео по теме Одежда Донских казаков
Благодарим автора за интересное видео и подписываемся на канал.
Смотрите также:
Гладко выбритая голова и ниспадающий чуб были характерной чертой донского казака. Как назывался такой чуб? Зачем он был нужен и какова его история? Вот некоторые…
История и значение казачьей серьги Серьга в ухе казака указывала на его положение в семье. Если казак носил серьгу в левом ухе, это означало, что…
История костюма донских казаков: от зипуна до мундира
Одежда казаков — это своеобразный симбиоз народного костюма и военной формы. Сегодня я хочу предложить рассмотреть историю костюма донских казаков. Во все времена одежда донских казаков славилась уникальностью и красотой, которая менялась всю историю казачества. Жизнь донских казаков всегда была тесно связанна с военой службой, и это, конечно, нашло отражение в их костюме.
Казаки верхнедонских станиц одевались весьма непритязательно, практически одинаково с жителями южно-русских губерний. Примером такого костюма служит одежда казаков-некрасовцев. У них традиционный мужской костюм включал белую рубаху, отделанную красной полосой (кырмызом) по нижнему краю (подолу). Юноши и женатые мужчины носили рубахи с «воротом» — яркой вышивкой счетным крестом на груди (т. е. крестиком, который имел равные лучи и который использовался в счете как зарубка на память). Рубаха подвязывалась поясом, плетеным из шерстяных нитей, и одевалась навыпуск поверх портков-шаровар. Портки отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Сверху рубахи надевали бешмет — стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды.
Костюм низовых казаков представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов.
Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс.
Зипун — это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей часто назывались «походами за зипунами». Не случайно в казачьих песнях часто звучал мотив: «По синю морю гулять, зипунов-то доставать». Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными размерами, а также относительно мягкими климатическими условиями донского края.
В костюм входили также сапоги татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого. Завершала старинный костюм казака шапка с околышем из меха соболя или куницы, верх которой изготавливался из голубого или красного бархата, вышивался золотом или обкладывался позументом.
В зимнее время казаки носили шубы из лисьих и собольих мехов, покрытые бархатом и по краям украшенные опушкой из меха бобра или соболя.
Походная одежда казаков состояла из грубого суконного зипуна кавказского покроя, подпоясанного ремнем, широких шаровар, убранных в голенища сапог, и шапки из овчины. Любимыми цветами казаков были красный и синий, которые использовались и в походном костюме.
Донцы своеобразно следили за своим внешним видом. Помимо одежды они заботились и о прическе. Волосы на голове постригали кружком, «под горшок». Любили носить бороды среднего размера. Некоторые казаки бороды сбривали, но обязательно оставляли усы. Усы являлись предметом особой казачьей гордости.
Реформы Петра I в области костюма, предписывавшие повсеместное употребление немецкого платья и запрет на бороды, не коснулись территории Войска Донского. Очевидно, великий реформатор решил сохранить для потомков своеобразие народной культуры, да и не пожелал он лишний раз тревожить беспокойные казачьи станицы.
Старинный костюм донского казачества сохранялся до 18 в., т. е. во времена относительной самостоятельности Войска Донского. Когда же прекратились казачьи походы за «зипунами», на Дону стало больше появляться одежды, изготовленной из домотканных материалов и тканей, покупаемых в России: хлопка, льна, сукна, шерсти.
Кардинальные изменения в мужском казачьем костюме произошли при Екатерине II в результате введения в 1769 г. военной формы. Сначала установили общую форму только для трех полков: Таганрогского, Азовского и крепости Дмитрия Ростовского. В 1774 г. для этих трех полков ввели единую форму, состоявшую из кафтана, бешмета, шаровар, заправленных в сапоги, и шапок из смушки с суконным верхом. С 1801 г. военная форма стала обязательной для всего Войска Донского. Она включала куртку, шаровары, заправленные в сапоги, пояс с портупеей, чекмень (долгополый кафтан), шинель, кивер. Куртку, чекмень и шаровары изготавливали из синего сукна с красной отделкой по швам. Шаровары имели широкие лампасы красного цвета. Темно-серая шинель отделывалась синим воротником с красными выпушками (Выпушка — опушка, оторочка, выпуск, обшивка по шву, кант). В качестве головного убора ввели кивер — высокую шапку из черных смушек с висячим верхом из красного сукна. У офицеров кивер выделялся султаном из красных перьев, который впоследствии заменили серебряной кокардой и помпоном (шариком из мягкого материала). Киверы рядовых казаков украшались суконными кокардами и помпонами из шерсти.
Эта весьма эффектная, помпезная военная форма больше подходила для красочных военных парадов, нежели для активных боевых действий. Неудобства новой формы сказывались в ходе Отечественной войны 1812 г. Искрометные в бою донцы так и не смогли к ней привыкнуть. Впрочем, она просуществовала недолго. В течение 19 в. форма постепенно совершенствовалась, и к началу первой мировой войны обмундирование казака состояло из гимнастерки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, башлыка, папахи, пояса.
Длинный, слегка приталенный мундир темно-синего цвета имел разрез для облегчения посадки в седло и застегивался на крючки левой полой наверх. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. В летнее время вместо мундира носили гимнастерку защитного цвета с воротником-стойкой и застежкой на пуговицах. Шинель изготавливалась из грубого сукна защитного цвета и имела на воротнике красные лацканы (петлицы) с серебряной (или из белого металла) пуговицей. Головными уборами служили папахи и фуражки. Казачья фуражка в цветовом отношении сочетала темно-синий верх, красный околыш и черный козырек. Она носилась сдвинутой козырьком в правую сторону, а слева из-под него выпускался традиционный казачий чуб. Во время первой мировой войны фуражки стали делать защитного (серовато-зеленого) цвета. В зимний период казаки ходили в серых папахах и башлыках серовато-зеленого тона.
Введение формы коренным образом изменило быт казаков. Только при выполнении грязной домашней работы они надевали широкие штаны, рубахи, зипуны. Все остальное время они носили форму. В ней казаки ходили даже в церковь.
Обычной повседневной формой казака была гимнастерка, до 1907 года белая, затем защитного цвета, а также шаровары синего цвета с красными лампасами и ремень с пряжкой. Казачий мундир, или чекмень, был без пуговиц и застегивался на крючки. Обшлаги и ворот чекменя были обшиты кантом, на вороте имелось петлицы из тесьмы с каждой стороны.
Д
Современная форма донских казаков: синий мундир, красные лампасы, синий погон с красным кантом, синяя фуражка с красным околышем.
Костюм и в наши дни говорит о месте человека в обществе. Как говорится, «по одежке встречают…» Но в отличие, пожалуй, от всех народов и сословий мира казаки, жившие в строгих рамках военного сословия, обязанные носить стандартную униформу, видели в одежде и другое… Мельчайшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, особым образом повязанный башлык или надетая папаха — для казака были раскрытой книгой, паспортом, по которому он узнавал о незнакомом собрате всё.
Всевеликое Войско Донское
Юртовое казачье общество «Михайловский юрт»
Move site, choose language.
Икона дня
Православный календарь
Неделя 22-я по Пятидесятнице. Глас 5-й.
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.
Утр. – Ев. 11-е,Ин., 67 зач., XXI, 15–25.Лит. –Гал., 215 зач., VI, 11–18.Лк., 39 зач., VIII, 41–56.Бесплотных:Евр., 305 зач., II, 2–10.Лк., 51 зач., X, 16–21.
На утрене величание: «Величаем вас, Архангели и Ангели, и вся воинства, Херувими и Серафими, славящия Господа».
Во Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий (третье воскресенье ноября / третье воскресенье после 18 октября по ст. ст.), в кафедральных соборах епархий необходимо совершать литию о всех трагически погибших в результате автомобильных катастроф145.
Донская икона Божией Матери
По преданию икона Донской Божьей Матери была преподнесена православными казаками-бродниками Московскому князю Дмитрию Ивановичу (в последствие названному «Донским») перед Куликовской битвой.
Ближайшие Православные праздники
ПОЗДРАВЛЕНИЯ
ОТ ВСЕЙ ДУШИ ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ КАЗАКОВ И КАЗАЧЕК НАШЕГО ЮРТА!
Ноябрь 2021
Крапивин Дмитрий Григорьевич
Краснов Олег Александрович
Синельников Сергей Анатольевич
Слышкин Виктор Федорович
Марчуков Федор Яковлевич
Поляков Владимир Павлович
Жаринов Анатолий Александрович
Курин Сергей Валерьевич
Дьяконова Наталья Алексеевна
Тарасов Владимир Иванович
Холина Наталья Александровна
Сеничкин Виктор Иванович
Кучеренков Юрий Николаевич
Ремизов Андрей Викторович
Егоров Александр Геннадьевич
Ануфриев Сергей Владимирович
Семисотова Наталья Сергеевна
Малышкин Анатолий Владимирович
Шведов Юрий Петрович
Прокопнев Анатолий Алексеевич
Чекунов Николай Иванович
Гугняев Сергей Михайлович
Гудков Валерий Николаевич
Юров Александр Константинович
Ивин Виктор Валентинович
Свиридов Александр Владимирович
Объедков Владимир Александров.
Попов Михаил Ванифатьевич
Харитонов Евгений Юрьевич
Косырев Алексей Сергеевич
Борцов Сергей Иванович
Топилин Михаил Анатольевич
Борисов Александр Сергеевич
Ястребова Ольга Анатольевна
Меньков Михаил Иванович
Самонина Татьяна Михайловна
Макарихин Вячеслав Олегович
Гостевая книга
Нажмите на картинку и заходите в гости!
Волгоградская областная еженедельная общественно-политическая газета
Усть-Медведицкая газета
Официальная страница в VK
Вольная Медведица
Канал на YouTube «Душа моя — КАЗАЧЕСТВО»
Православие.Ru — Встреча с Православием.
Баннер нашего сайта (код для вставки на сайт в меню»Контакты»)
Казачий Информационно — Аналитический Центр
Донская казачья форма в быту
По фильмам, таким, например, как «Тихий Дон» большинство современных жителей России знают, что до Октябрьской революции казаки свою казачью форму носили не только на службе, но и дома, в быту. В казачьей форме они ходили на сенокос, в ней пасли коней, в ней чистили конюшни от навоза. А после революции эта форма куда-то исчезла.
Многие считают, что казачью форму запретили во время компании по «расказачиванию». Сегодня прочитал статью А.П. Скорик «Костюм «советских казаков» на Дону в 1930-е годы». Оказывается никто никогда казачью форму не запрещал. Всё это выдумки антисоветчиков.
Цитата:
«Формально не существовало никаких нормативно-правовых и подзаконных актов (декретов, правительственных постановлений и т.п.), запрещавших казакам носить свою военную форму, которая в мирное время использовалась ими как повседневная и парадная (выходная) одежда. Более того, в августе 1925 г. Северо-Кавказский крайисполком в своем циркуляре всем окружным и областным исполкомам об учете особенностей казачьего быта довольно внятно рекомендовал: “Казак может оставаться и называться казаком со всеми своими привычками, носить ту или иную одежду, то или иное холодное оружие”.
В ноябре того же года первый секретарь Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) А.И. Микоян заявлял:
“Нигде в нашей программе не написано, что нельзя носить лампасы и что кубанка означает контрреволюцию, а английская кепи – революцию”.
Более того, к середине 30-х советская власть активно приветствовала оказачивание юга России.
Скорик приводит случай, который описал участник съезда в Москве колхозников казаков-животноводов Ф.Т. Токмачев. После своего выступления на съезде Толмачев общался с “первым маршалом” К.Е. Ворошиловым и с самим И.В. Сталиным.
Цитата:
«После своей речи я пожал руки товарищам Сталину, Ворошилову и другим членам президиума. Товарищи Сталин и Ворошилов говорили мне: “Многие делегаты приехали по форме одетые, а почему же донские казаки без формы?” Я отвечаю: “В 1936 году увидите нас в казачьей форме”». В ответ на это Шеболдаев важно указал: “Надо, чтобы у всех донцов форма была – и у казаков, и у иногородних”.
Б.П. Шеболдаев – это на тот момент первый секретарь Азово-Черноморского крайкома ВКП(б).
Право ношения казачьей формы, отмечает Скорик, предоставлялось не только «потомственным казакам», а всему населению юга России.
То есть запретов не было – наоборот. Советская власть активно поддерживала введение казачьей формы в быту. От казачьей формы отказались сами казаки. Они посчитали её не современной. На моду активней всего реагируют военные и женщины.
Не удивительно, что не все казаки Дона выражали желание восстанавливать в новых исторических условиях традиционную казачью форму без каких-либо изменений.
В частности, 45-летний казак-колхозник сельхозартели имени С.М. Буденного Мигулинского р-на Азово-Черноморского края г. Лутченко предлагал в апреле 1936 г.:
“Старая форма у нас, донских казаков, не совсем подходит теперь. Во-первых, она очень неудобная, второе, это то, что она уж очень несовременна. Нам нужно было бы от старой формы оставить одни красные лампасы да фуражки, остальное сделать такое же обмундирование, которое носят в армии сейчас кавалерийские части”.
Особенно активно выдвигали предложения модернизировать казачью форму молодые казаки. Они стремились следовать складывавшейся тогда моде и зачастую предлагали создавать новые образцы обмундирования:
“Нам нужна форма такая, которая бы казака красноармейца облагораживала бы и вместе с тем выделяла от других частей РККА. Старая форма для молодежи советского казачества не подойдет”.
Казачья форма стала восприниматься как «стариковская». Одеваться как в русско-японскую войну желали не все.
Насколько мода властна над военными можно судить и по тем примерам, что ещё относительно недавно даже на парадах День Победы в Екатеринбурге, например, военнослужащие маршировали не в парадной форме, а в камуфляже, кепи и берцах.
В газетах, в 90-х, даже военные в высоких чинах уверяли читателей, что в советской форме, в пилотках и кирзовых сапогах современная война невозможна – необходимо обмундирование, подобное обмундированию НАТО.
И казачья форма из быта ушла по причине старомодности. В то время, когда я жил на юге России (70-80-е годы), некоторые элементы казачьей формы в виде штанов с лампасами и фуражек использовали только отдельные дряхлые старики в сельской местности.
Все остальное население мечтало о джинсах, адидасах и саломандрах…