доп осаго максимальная выплата
ДСАГО
ДСАГО, он же ДАГО, ДоСАГО, ДГО, ДСГО, — дополнительное страхование автогражданской ответственности водителя.
Это добровольный вид страхования, существенно увеличивающий максимально возможную выплату по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО).
Особенности ДоСАГО
Полис ДоСАГО пригодится, когда максимальные выплаты по ОСАГО не компенсируют весь причиненный ущерб (каждому пострадавшему 400 тыс. рублей — по имуществу, 500 тыс. рублей — по здоровью и жизни).
Такое происходит с каждым пятым пострадавшим, а страховые компании склонны занижать выплаты по ОСАГО в среднем на 20–25%, учитывая износ автомобиля.
Дополнительная страховка своей ответственности за причиненный третьим лицам ущерб по имуществу и/или здоровью расширяет установленный государством лимит ОСАГО до суммы, определенной страхователем.
Этот вид страхования имеет свои особенности:
Наглядное объяснение того, как работает ДСАГО – в видео.
Кому нужно
Полис ДСАГО будет полезен тем, кто не исключает вероятность въехать в чужую люксовую иномарку и разбить ее в хлам.
Такая страховка пригодится:
Сколько стоит
Стоимость услуги по заключению договора ДоСАГО завит от:
В среднем полис ДоСАГО стоит порядка 0,5–2% от общей страховой суммы, на которую заключен договор. Годовой полис ДСАГО с лимитом в 1–1,5 млн рублей обойдется в 1800–3600 рублей, а при максимально возможной выплате в 30 млн — порядка 18 тыс. рублей.
Лучше оформлять ДоСАГО пакетом с ОСАГО в одной страховой компании. Некоторые страховщики, активно продвигающие продукты с телематикой, например, фирма «Согласие», теперь предлагают полис ДСАГО только в пакете с полисом каско.
ВАЖНО! При покупке полиса ДоСАГО со страховой суммой от 1,5 млн. рублей и выше в страховой компании потребуется осмотр автомобиля.
При заключении договора ДоСАГО нужно:
1. Проверить наличие лицензии у страховой организации на сайте Банка России.
2. Чтобы избежать обмана со стороны лжеагентов и брокеров, предъявляющих поддельные агентские договоры и доверенности можно проверить договор и полис ОСАГО на сайте Российского Союза Автостраховщиков.
3. Выбрать страховку ДоСАГО без учета износа, со страховой суммой не менее 1 млн рублей. Иначе, существенно снижается степень защиты, а экономия на цене страховке минимальна.
4. Уточнить, чтобы в договоре было прописано, что выплаты без учета амортизации распространяются и в отношении небольших сумм (из них можно будет покрыть исключенный из выплаты по ОСАГО амортизационный износ пострадавшего автомобиля и судебные издержки, если пострадавший обратиться в суд, а также оплату независимой экспертизы и услуг адвоката).
5. Разобраться и проверить, чтобы это было зафиксировано в договоре, как будет производиться выплата:
6. Выяснить, есть ли
ВАЖНО! Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ст. 4 пп.5 и 6 предусматривает
Выплаты
Выплаты по полису ДоСАГО начинаются только после исчерпания ресурсов ОСАГО, и выплачивается с вычетом и без вычета лимитов по ОСАГО.
Например, если страхователь имеет ДоСАГО с лимитом 1 млн рублей при страховом случае, в котором ущерб автомобилю потерпевшего оценен
Условия осуществления выплат детально прописаны в договоре. Важно своевременно и точно соблюсти их.
Обычно для оформления выплаты требуются:
ДСАГО не заменяет ОСАГО, а лишь эффективно дополняет. Для оптимального результата необходимо внимательно подойти к заключению страхового договора, выбрав и закрепив в тексте ключевые факторы (без учета износа, с перечнем дополнительных услуг и детальным разъяснением всех спорных моментов).
Ответят без износа: как получить за ремонт по ОСАГО больше
Новый подход, позволяющий автомобилистам компенсировать стоимость ремонта без учета износа запчастей по ОСАГО, начал применять финансовый уполномоченный с апреля 2021 года. Такую возможность ему дало решение Верховного суда, ставшее событием на рынке автострахования. В Российском союзе автостраховщиков считают, что пока никакой новой практики не сложилось: каждый случай рассматривается индивидуально. Страховые компании продолжают оспаривать в судах решения, при которых приходится оплачивать новые запчасти. В каких случаях можно отремонтировать машину новыми запчастями, разбирались «Известия».
Если страховщик отказал в ремонте
Финомбудсмен начал учитывать позицию Верховного суда при рассмотрении обращений автомобилистов, которым по каким-то причинам страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.
Теперь, если окажется, что страховщики поступили так без законных оснований и водитель починит свою машину новыми запчастями, есть шанс получить их полную стоимость без учета износа через суд. Такой вариант развития событий стал возможен после вступления в силу определении Верховного суда. В нем высший судебный орган при рассмотрении жалобы автомобилиста пришел к выводу, что направление на ремонт страховой компанией выдано не было, поэтому обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего не исполнена.
В связи этим одна из страховых компаний, по мнению Верховного суда, обязана была возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).
Новый подход
Опрошенные «Известиями» юристы назвали такое решение крайне важным для отрасли и посоветовали подождать, когда появятся примеры новой практики.
И теперь, как сообщили «Известиям» в пресс-службе финомбудсмена, новые подходы при рассмотрении таких дел уже начали применять. Там уточнили, что при наличии правовых оснований финансовые уполномоченные действительно принимают соответствующие решения — взыскивают со страховых компаний стоимость запчастей без учета износа.
«Вопрос возможности изменения практики рассмотрения споров финансовым уполномоченным в связи с принятием определения Верховным судом был рассмотрен методологическим комитетом в апреле текущего года и подходы, принятые им, применяются с 26 апреля 2021 года», — рассказали в пресс-службе финансового уполномоченного.
Там также добавили, что отдельной статистики по вынесенным решениям о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО в денежной форме без учета износа не ведется.
«Сказать, что появилась новая практика, нельзя»
Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил «Известиям», что практика действий финомбудсмена остается прежней.
«Каждый случай рассматривается персонально с учетом конкретных особенностей обстоятельств дела. Сказать, что появилась новая практика, нельзя», — объяснили в РСА. При этом, по оценке РСА, в среднем разница между стоимостью запчастей с учетом износа и без него составляет около 30%.
По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.
«Должны быть обстоятельства направления автомобиля на ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. Финомбудсмен должен выяснить, эти обстоятельства искусственно созданные или объективные, — в зависимости от этого и формируется решение», — пояснил представитель страхового сообщества.
В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.
«Например, такая ситуация характерна для Дальнего Востока, когда практически при ремонте в 90% случаях устанавливаются б\у запчасти, так как это праворульные автомобили, но расчет идет по новым запчастям», — привел пример Ефремов.
Страховщики требуют доказать реальные убытки
В ПАО СК «Росгосстрах» (РГС) в свою очередь отметили, что в практике финомбудсмена, действительно есть случаи, когда со страховщиков, неправомерно заменивших ремонт на выплату по ОСАГО, взыскивают стоимость запчастей без учета износа.
«На данный момент количество принятых решений по данной категории дел составляет не более 30, — сообщили «Известиям» в пресс-службе РГС. Там подчеркнули, что практика принятия подобных решений нуждается в усовершенствовании.
«В том числе по причине того, что финансовому уполномоченному в первую очередь необходимо руководствоваться фактом несения потерпевшим фактических расходов на ремонт транспортного средства», — сообщили в РГС.
В пресс-службе «Росгосстраха» завили, что не могут согласиться с данными решениями финансового уполномоченного.
«В своем определении Верховный суд указал на необходимость учета фактических убытков потерпевшим, тогда как финансовый уполномоченный данный факт игнорирует. Таким образом, Верховный суд пришел к выводу о праве требовать выплату страхового возмещения без учета износа на основании ст. 393 ГК РФ, так как потерпевший произвел ремонт самостоятельно, то есть понес реальные убытки», — сообщили в РГС.
Там добавили, что, кроме того, еще в п. 5 постановления пленума Верховного суда от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу ст. 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
«Таким образом, Верховный суд четко установил, что разница между стоимостью восстановительного ремонта без учета износа и стоимостью восстановительного ремонта с учетом износа может быть расценена как убытки, которые были только реально понесены потерпевшим, — объяснили свою позицию в РГС. — В большинстве заявленных финансовому уполномоченному обращений отсутствуют как доказательства несения убытков потерпевшим, так и доказательства виновных действий страховщика, из-за которых не был проведен восстановительный ремонт. При этом финансовый уполномоченный продолжает ссылаться на положения ст. 393 ГК РФ без предоставленных доказательств, подтверждающих наличие у потребителя убытков, а также обосновывающих с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства страховщиком и названными убытками».
По мнению РГС, финансовый уполномоченный должен учитывать такие обстоятельства, как волеизъявление самого потерпевшего на получение страховой выплаты в денежной форме, предусмотренные федеральным законодательством основания для замены формы выплаты с натуральной на денежную и проведенную страховщиком выплату в течение предусмотренного федеральным законом срока, противодействия потребителя натуральной форме возмещения.
Данные обстоятельства, уверены в РГС, не должны позволять финансовому уполномоченному принимать решение о выплате без учета износа.
В РГС заявили о необходимости выработать четкие и соответствующие действующему законодательству критерии применения обсуждаемой нормы с учетом вышесказанного. Без этих изменений страховщики будут оспаривать такие решения в судах.
«Подобные решения финансового уполномоченного по большей части обжалуются страховщиками. Определение ВС было принято по одному страховому делу, поэтому конкретизирует лишь обстоятельства этого дела. И было бы неправильно применять его ко всем другим спорам по аналогии», — подытожили в РГС.
«Эти иски еще не „шаблонизировались“»
Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.
«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.
По оценке Афанасьева, сейчас для основной массы водителей такой повод для суда со страховщиков звучит очень сложно:
— Надо изложить суть событий, написать заявление или потратиться на юристов. Эти иски еще не «шаблонизировались». В судах будет первое время сложно доносить всю суть. Придется долго объяснять, рассказывать, проводить аналогии, ведь не все судьи знают об этом определении ВС. А еще нужно понимать, что судиться придется за эту разницу в цене между новыми и старыми деталями, а это примерно 30%, о которых говорят в РСА. Допустим, ремонт был на 200 тыс. рублей, а страховщики самовольно заплатили 140 тысяч. И захочет ли водитель судиться за 60 тыс. рублей? Другими словами, многое еще будет зависеть от общей суммы ущерба.
Максимальная сумма страховой выплаты по ОСАГО
Система обязательного автострахования действует в России около 17 лет. Одним из базовых понятий выступает максимальная сумма страховой выплаты по ОСАГО. В статье подробно рассматривается значение этого параметра, регламентированное действующим законодательством, в зависимости от обстоятельств ДТП и способа оформления аварии.
Максимальная сумма выплаты по ОСАГО при ДТП
Базовые правила обязательного автострахования, в том числе – максимальная выплата по ОСАГО, регламентируются положениями №40-ФЗ (датируется 25 апреля 2002). В соответствии с актуальной версией законодательного акта, в случае ущерба транспортному средства значение этого показателя ограничено 400 тыс. руб.
Исключение составляет ситуация, когда из-за последствий аварии восстановление авто не представляется возможным.
Если автомобиль не подлежит восстановлению
В этом случае допускается полная компенсации стоимости владельцу машины. Но даже при такой ситуации выплата в рамках ОСАГО остается неизменной и составляет 400 тыс. рублей. Превышение указанного ограничения достигается посредством обращения в суд и взыскания с непосредственного виновника дорожно-транспортного происшествия.
Максимальная выплата по ОСАГО при угрозах жизни и здоровью
Если в ходе ДТП нанесен вред здоровью или жизни людей, максимальная выплата по ОСАГО в 2021 году составит полмиллиона рублей.
Конкретная величина компенсации определяется с учетом тяжести последствия попадания в аварию.
Расчет максимальной выплаты по страховому полису
Например, при летальном исходе выплата составляет 500 тыс. руб. Денежные средства распределяются по двум направлениям: 475 тыс. руб. – выгодоприобретателю по страховке, 25 тыс. руб. – в виде компенсации организаторам похорон.
Аналогичная сумма в размере полумиллиона выплачивается, если пострадал ребенок, а результатом стала его инвалидность любой степени. Применительно к взрослым максимальная компенсация назначается, если речь идет об инвалидности первой степени. Получение вреда меньшей тяжести ведет к снижению суммы страховой выплаты в рамках ОСАГО.
Оформление ДТП по Европротоколу
Оформление большей части дорожно-транспортных происшествий происходит с применением так называемого Европротокола, то есть по упрощенной процедуре. Обязательными условиями ее использования выступают три требования:
Последний пункт наглядно демонстрирует, какова максимальная выплата по ОСАГО в 2021 году при оформлении ДТП с применением Европротокола. Превышение указанной суммы, равной 100 тыс. руб., означает необходимость вызова сотрудников ГИБДД.
Формы и сроки страховых выплат
Действующая версия законодательства об обязательном автостраховании предусматривает не только выплату денежной компенсации, но и ремонт поврежденного транспортного средства. Второй вариант страховой компенсации невозможен только в нескольких ситуациях, четко прописанных в №40-ФЗ. К ним относятся:
Срок, который предоставляется страховой компании на выплату компенсации, равняется 20 рабочим дням. Его отсчет начинается с момента предоставления страхователем полного комплекта необходимых для совершения выплаты документов.
Важно отметить, что автостраховщик далеко не всегда выплачивает компенсацию в рамках ОСАГО. Законодательство предоставляет ему несколько оснований для законного отказа от возмещения. К их числу относятся такие:
Обязательным условием для получения выплаты по ОСАГО, в том числе максимального размера, выступает четкое выполнение процедуры оформления страхового случая. Поэтому особенно внимательно следует относится к грамотному составлению и сбору необходимых документов, а также соблюдению установленных сроков обращения в страховую компанию.
Ответы на вопросы
Как определяется максимальная сумма гражданской ответственности виновника ДТП в рамках ОСАГО?
Какие предельные выплаты по ОСАГО допускает законодательство?
При нанесении вреда здоровью и жизни людей, сумма выплаты доходит до полумиллиона рублей. Если речь идет об ущербе имуществу пострадавшей стороны, максимальный размер компенсации ограничивается 400 тыс. рублей.
Какие формы страховой компенсации допускаются по закону, помимо денежной выплаты?
Возможным вариантом компенсации ущерба по ОСАГО выступает восстановительный ремонт транспортного средства. Но использование этого способа имеет свои ограничения, установленные законодательно.
Как решается проблема несогласия страхователя с размером страховой выплаты?
В этом случае имеет смысл обратиться с исковым заявлением в суд.
Позицию истца следует обосновать результатами независимой экспертизы.
Подведем итоги
Законодательство регламентирует максимальную суммы выплат по ОСАГО величиной в полмиллиона рублей (при нанесении вреда здоровью людей) и в 400 тысяч рублей (при причинении ущерба транспортному средству). Альтернативной формой компенсации становится восстановительный ремонт пострадавшего автомобиля. Обязательным условием получения всей причитающейся по закону выплаты становится четкое соблюдение сроков обращения к автостраховщику и грамотное оформление необходимых документов.
Что такое добровольное страхование гражданской ответственности
И зачем оно нужно
В России все знают про ОСАГО и каско, но мало кто понимает, зачем нужен ДСАГО — полис добровольного страхования автогражданской ответственности. Cам по себе ДСАГО никогда не работает, зато он всегда может прийти на помощь и ОСАГО, и каско. Я расскажу, как правильно его использовать и как он может помочь водителю.
Виды автомобильных страховок
Автострахование можно условно разделить на следующие виды.
Каско — добровольное автомобильное страхование. Полис каско защищает автомобиль страхователя от ущерба независимо от того, кто в этом ущербе виноват. Даже если владелец сам водил неаккуратно и попал в ДТП, страховая компания все равно оплатит ему ремонт. Еще плюс каско в том, что оно не привязано к размеру ущерба и, как правило, покрывает полную стоимость автомобиля. Об этом мы рассказывали в статье «Как работает каско».
ДСАГО — добровольное страхование автогражданской ответственности, которое защищает ответственность страхователя перед другими участниками дорожного движения. ДСАГО очень похоже на ОСАГО, но в большинстве случаев работает, только если покрытия по ОСАГО не хватает, чтобы возместить ущерб.
Что такое ДСАГО
Это добровольное автострахование ответственности автовладельца. Называют его по-разному : ДСАГО, ДГО, ДАГО. В статье мы будем называть его ДСАГО, но под этим названием будем понимать все виды полисов добровольного страхования гражданской ответственности владельца. Бывает, что ДСАГО выписан на одном бланке с каско, но даже в такой ситуации работают они по-разному : каско защищает автомобиль страхователя, а ДСАГО — других участников движения, их имущественные интересы. Как работает такой полис страхования — проще всего объяснить на примере.
Какой ущерб компенсируют разные страховки
Вид ущерба, компенсируемого страховкой | Каско | ОСАГО | ДСАГО |
---|---|---|---|
Ущерб автомобилю виновного владельца страховки | Да | Нет | Нет |
Ущерб, который виновный владелец страховки причинил другим участникам дорожного движения | Нет | Да, в пределах 400 000 Р | Да, в части, превышающей 400 000 Р |
Если ущерб больше, пострадавшие могут обратиться в суд и взыскать разницу с виновника в порядке гражданского судопроизводства. В этом случае и придет на помощь полис ДСАГО — при условии, что договор такого страхования был заключен. 400 тысяч возместит страховая компания по полису обязательного автострахования. А все, что больше, — страховая по договору ДСАГО. И водителю не придется самому выплачивать пострадавшим деньги.
Если авария произойдет не по вине владельца полиса ДСАГО или тех, кто был допущен к управлению, — полис не поможет, ущерб будут покрывать по тем полисам, которые есть у водителя. Если есть действующий полис каско — машину отремонтируют по нему. Если у виновника есть только полис ОСАГО, будут считать размер ущерба, и если он окажется меньше 400 тысяч — виновнику из своего кармана платить не придется.
Отдельного закона для ДСАГО нет. Оно регулируется следующими документами:
Чем отличается от ОСАГО и каско
Основное отличие — ДСАГО нельзя приобрести отдельно от полиса ОСАГО, по крайней мере, я не нашел на рынке таких предложений. В большинстве случаев автомобиль должен иметь действующий полис обязательного автострахования и срок действия полиса ДСАГО не может превышать срок действующего полиса ОСАГО.
Но при этом полисы ОСАГО и ДСАГО могут быть оформлены в разных компаниях — никаких ограничений нет. Просто ущерб до 400 тысяч покрывает одна компания, свыше 400 тысяч — другая.
Чем отличается ДСАГО от ОСАГО и каско
ДСАГО | ОСАГО | Каско | |
---|---|---|---|
Что страхует полис | Гражданскую ответственность на сумму свыше 400 000 Р — по ремонту автомобиля или имущества пострадавшего | Гражданскую ответственность на сумму до 400 000 Р — по ремонту автомобиля или имущества пострадавшего | Личный автомобиль от ущерба и других рисков |
Условия страхования | Страховая компания может предлагать свои условия | Указаны в законе и правилах страхования Центробанка. Страховая компания не может их менять по своему усмотрению | Страховая компания может предлагать свои условия |
Можно ли отказаться от страхования | Полис не обязателен | Нельзя. Иначе — штраф 500—800 Р | Полис не обязателен |
Стоимость полиса и размер выплат | Зависит от страховой компании | Контролирует государство. Оно устанавливает минимальные и максимальные цены | Зависит от страховой компании |
Кто получает выплаты | Только пострадавшие в ДТП. Владелец автомобиля по своему полису выплаты получить не может | Только пострадавшие в ДТП. Владелец автомобиля по своему полису выплаты получить не может | Владелец автомобиля получает выплаты по своему полису |
Может ли страховая компания отказаться продать полис | Да | Нет, не может. Но может сослаться на технический сбой или недоступность базы данных РСА. Тогда клиента переадресуют в другую компанию | Да |
Можно ли приобрести отдельно, без другого полиса | Как правило, он работает только с полисом ОСАГО | Можно | Можно |
Плюсы, минусы, подводные камни ДСАГО
Допустим, неопытный водитель попал в ДТП по своей вине — не успел затормозить на светофоре — и собрал несколько автомобилей. Один из них выкатился на перекресток, столкнулся с другой машиной, пострадали люди. Как обычно в такой ситуации — ГИБДД, скорая помощь, разбирательство.
Но на этом неприятности не заканчиваются. Бывает, что после оценки ущерба выясняется, что у виновника аварии нет денег. Его страховая компания по ОСАГО должна будет выплатить пострадавшим деньги. Но лимит выплат по закону — 400 000 Р на каждого пострадавшего в части возмещения вреда имуществу и 500 000 Р — в части возмещения вреда здоровью. Этого не всегда достаточно.
Если выплаты не покроют весь ущерб, потерпевшие имеют право обратиться в суд, чтобы взыскать с виновника деньги на ремонт или возместить ущерб, который причинили их здоровью. Скорее всего, суд решит, что виновник должен платить. А если денег у него нет или не хватает, могут арестовать банковские счета, имущество и ограничить выезд за рубеж. Также придется оплачивать не только ущерб, но и судебные издержки.
Если бы у виновника был полис добровольного страхования автогражданской ответственности, он дал бы следующие преимущества:
Минусы у ДСАГО тоже есть, хотя их не так много: