доп соглашение к трудовому контракту образец рб
Как внести изменения в трудовой договор (контракт), ЛПА бюджетной организации
Продолжает совершенствоваться законодательство об оплате труда работников бюджетных организаций. С 01.07.2021 вступят в силу очередные изменения в области оплаты труда бюджетников в различных сферах. Как к ним подготовиться и в случае необходимости внести изменения в трудовой договор (контракт), ЛПА бюджетной организации – рассмотрим в материале.
Что меняется
С 01.07.2021 вносятся изменения в постановления отраслевых министерств, регулирующих установление, а также порядок и условия осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций.
Кроме того, вступят в силу изменения, касающиеся выплаты премий и единовременной выплаты на оздоровление.
Пример
Минздравом утвержден Перечень стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных и (или) входящих в систему Минздрава, а также работникам бюджетных организаций, подчиненных местным исполкомам, относящихся к области деятельности Минздрава. К ним относятся:
До 01.07.2021
С 01.07.2021
— за особенности профессиональной деятельности;
— сложность и напряженность работы;
— обеспечение показателей деятельности;
— высокие достижения в труде;
— осуществление деятельности, связанной с организацией и оказанием медицинской помощи, проведением медицинской экспертизы
— за особенности профессиональной деятельности;
— сложность и напряженность работы;
— обеспечение показателей деятельности;
— осуществление деятельности, связанной с организацией и оказанием медицинской помощи, проведением медицинской экспертизы
— за работу в сельской местности;
— особый характер труда
— за работу в сельской местности;
— особый характер труда;
— базовая доплата
Нужно ли опять уведомлять работников
На заметку
По общему правилу изменение нанимателем системы оплаты труда, изменение гарантий, устанавливаемых в соответствии с ТК, является изменением существенных условий труда .
Однако дабы избежать недопонимания с работниками и исключить возможные негативные последствия, нанимателю рекомендуется все-таки проинформировать своих работников о предстоящих изменениях законодательства об оплате труда. С этой целью наниматель может разместить информацию об изменении законодательства в общедоступных для работников местах. Также наниматель может провести собрание трудового коллектива с целью ознакомления всех работников с изменениями в оплате их труда.
На заметку
Напомним, что в связи с отсутствием оснований для применения ст. 32 ТК у работника не наступает оснований для увольнения по причине отказа от продолжения работы из-за изменения существенных условий труда по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК.
Что будем менять
Как правило, сведения о стимулирующих и компенсирующих выплатах, а также условия и порядок их осуществления определяются не только в законодательстве, но и в ЛПА организации, например, в Положении об оплате труда работников или Положении о стимулирующих и компенсирующих выплатах, колдоговоре, иных ЛПА организации.
Таким образом, необходимо внести изменяющиеся сведения не только в ЛПА организации, но и в трудовые договоры (контракты) работников, которых затронут изменения.
Обратите внимание!
Отдельные условия трудового договора (контракта) могут быть признаны недействительными, если они ухудшают положение работника по сравнению с законодательством, коллективным договором, иными ЛПА .
Таким образом, если наниматель не внесет изменения в трудовой договор (контракт), то условия последнего, не соответствующие законодательству, будут признаны недействительными и будут действовать нормы законодательства. Однако признание отдельных условий трудового договора недействительными не повлечет недействительности самого трудового договора в целом .
Также и с ЛПА организации. К примеру, условия колдоговора, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными .
Как вносим изменения в трудовой договор (контракт)
Таким образом, нанимателю необходимо привести в соответствие изменяющим нормам законодательства о труде все заключенные с работниками трудовые договоры (контракты), в которых упоминаются изменяемые нормы НПА.
В случае внесения изменений в законодательство, предполагающих безусловное внесение изменений в трудовой договор (контракт), наниматель:
Пример формулировки приказа:
«…В связи с изменением законодательства: вступлением в силу с 01.07.2021 Указа от 22.12.2020 N 482 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2019 N 948 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2019 г. N 475», на основании ч. 4 ст. 19, п. 9 ч. 1 ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь
1. Привести в соответствие требованиям действующего законодательства заключенные с работниками трудовые договоры (контракты) путем заключения дополнительных соглашений к ним.
2. Инспектору по кадрам А.С.Петровой в срок до 30.06.2021 подготовить проекты дополнительных соглашений к трудовым договорам (контрактам) работников.
…».
Наниматель должен ознакомить работника с приказом (распоряжением) под подпись;
— оформляет и подписывает дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту) и (или) трудовой договор (контракт) с работником в новой редакции.
Обратите внимание!
Изменения в трудовой договор (контракт) вступают в силу с той же даты, что и изменения в НПА.
На заметку
Как и трудовой договор (контракт), дополнительное соглашение составляется в письменной форме в двух экземплярах, которые подписываются нанимателем и работником, при этом подписывается и нумеруется каждая страница .
Пример 1 формулировки в дополнительном соглашении:
«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ N 2
к контракту от 01.10.2020 N 13
Бюджетная организация «А» в лице директора Ильиной Станиславы Ивановны (далее — Наниматель), действующей на основании Устава, с одной стороны, и Петрина Жанна Васильевна (далее — Работник), с другой стороны, вместе именуемые Стороны, заключили настоящее дополнительное соглашение N 2 к контракту от 01.10.2020 N 13 (далее — Соглашение) о нижеследующем:
1. Изложить пункт 5 контракта от 01.10.2020 N 13 (далее — Контракт) в следующей редакции:
«…5. Работнику устанавливаются следующие условия оплаты труда:
5.1. оклад в размере _______ (__________________________) руб. на день подписания настоящего Соглашения к Контракту;
— за работу по контрактной форме найма согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительной дисциплины» повышение оклада на ________процентов;
— за стаж работы в бюджетной организации ______________________________;
— за особенности профессиональной деятельности в соответствии с _______________________;
— за сложность и напряженность труда в соответствии с ___________;
— за работу в сельской местности______________________;
— за особый характер труда ___________________________;
5.4. премия при условии выполнения обязанностей, изложенных в пункте 3 Контракта, и в соответствии с Положением о премировании _____________________;
5.5. единовременная выплата на оздоровление из расчета _________оклада в соответствии с Положением_____________________;
5.6. иные выплаты, предусмотренные законодательством.
Впоследствии условия оплаты труда Работника изменяются в соответствии с законодательством о труде.
2. Условия Контракта, не затронутые настоящим Соглашением, остаются неизменными.
3. составлено в двух экземплярах – по одному для каждой из Сторон.
4. Соглашение вступает в силу с 1 июля 2021 г. и является неотъемлемой частью Контракта…».
Пример 2 формулировки в дополнительном соглашении:
«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ N 4
к контракту от 01.10.2019 N 43
Бюджетная организация «Б» в лице директора Альбертович Евгении Станиславовны (далее — Наниматель), действующей на основании Устава, с одной стороны, и Жук Елена Васильевна (далее — Работник), с другой стороны, вместе именуемые Стороны, заключили настоящее дополнительное соглашение N 4 к контракту от 01.10.2019 N 43 (далее — Соглашение) о нижеследующем:
1. Подпункты 7.2 – 7.4 пункта 7 контракта от 01.10.2019 N 43 (далее — Контракт) изложить в следующей редакции:
«7.2. премия при условии выполнения обязанностей, изложенных в пункте 4 Контракта, и в соответствии с Положением о премировании работников бюджетной организации «Б»;
7.3. единовременная выплата на оздоровление в соответствии с Положением ___________________ из расчета:
0,5 оклада — по 31 декабря 2021 г.;
1 оклада — с 1 января 2022 г.;
7.4. Надбавка за сложность и напряженность работы, которая устанавливается в зависимости от личного вклада работника в повышение эффективности деятельности бюджетной организации «Б» в соответствии с Положением об оплате труда работников.».
2. Дополнить подпункт 7.5 пункта 7 Контракта абзацем следующего содержания:
3. Исключить из подпункта 7.6 пункта 7 абзац:
«за высокие достижения в труде;».
4. Условия Контракта, не затронутые настоящим Соглашением, остаются неизменными.
5. составлено в двух экземплярах – по одному для каждой из Сторон.
6. Соглашение вступает в силу с 1 июля 2021 г. и является неотъемлемой частью Контракта…».
На практике может возникнуть ситуация, когда работник отказывается подписывать ознакомление с приказом, дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту). В таком случае нанимателю рекомендуется огласить при свидетелях содержание приказа, соглашения вслух. При этом наниматель также составляет акт, подтверждающий такой отказ (акт об отказе). В акте излагается, что работник отказался от подписания приказа, дополнительного соглашения, причины отказа (при их указании), а также что их содержание оглашено работнику вслух при свидетелях. Акт подписывается нанимателем и свидетелями. Дополнительное соглашение действует без подписи работника в соответствии с законодательством.
Как вносим изменения в ЛПА
ЛПА организации, как правило, подлежат изменению, если:
1) изменяются соответствующие акты законодательства либо принимаются новые, регулирующие соответствующие правоотношения;
2) наниматель по собственной инициативе либо по инициативе работников считает нужным их изменить, например, при возникновении производственной, организационной или иной необходимости.
ЛПА организации, в том числе и бюджетной, подлежат изменению в том же порядке, как они и принимались первоначально.
Как было упомянуто выше, в бюджетной организации уже разработаны и утверждены положения о премировании, осуществлении единовременной выплаты на оздоровление. Сведения о стимулирующих и компенсирующих выплатах, а также условия и порядок их осуществления, как правило, определяются не только в законодательстве, но и в ЛПА организации, например, в Положении об оплате труда работников или Положении о стимулирующих и компенсирующих выплатах.
Пример
Перечень работников спорта, которым устанавливается надбавка за специфику труда, конкретный размер и порядок ее выплаты определяются руководителями бюджетных организаций физической культуры и спорта . Организацией спорта в таком случае может быть утвержден как отдельный перечень таких работников, так и разработано Положение о порядке выплаты надбавок и доплат либо такие сведения могут быть включены отдельным разделом в уже утвержденные ЛПА организации, например, Положение об оплате труда работников.
Поскольку соответствующие положения утверждаются руководителем бюджетной организации, то и изменения в них также должны быть ими утверждены.
Пример формулировки:
Директор бюджетной организации «В»
Изменения и дополнения в Положение о премировании работников бюджетной организации «В»
(вступают в силу с 01.07.2021)…».
В связи с изменением норм законодательства, которые вступят в силу с 01.07.2021, следует внести изменения во все ЛПА организации, которые они затрагивают.
При необходимости значительного изменения ЛПА он может быть изложен (принят) полностью в новой редакции.
Обратите внимание!
Если ЛПА принимался по согласованию или при участии профсоюза, изменения вносятся также при соблюдении порядка учета мнения этого органа.
С изменением ЛПА работники также должны быть ознакомлены. Ознакомление с изменениями в ЛПА осуществляется теми же способами, что и с самим ЛПА.
Составление дополнительного соглашения к трудовому договору
Формирование дополнительного соглашения к трудовому договору происходит тогда, когда в процессе исполнения договора возникают какие-то новые обстоятельства.
Основные причины для составления доп. соглашений
Дополнительное соглашение может составляться по самым разным поводам:
Также соглашение должно составляться в тех случаях, когда произошла смена наименования организации, поменялся ее юридический адрес или действующий основной трудовой договор истек.
Таким образом, все изменения, которые касаются функций, прав, полномочий работника и работодателя, а также все перемены, имеющие отношение к самой организации, должны фиксироваться в дополнительном соглашении к трудовому договору.
Новый трудовой договор или доп. соглашение
Некоторые работники ошибочно полагают, что для того, чтобы изменить условия работы у действующего работодателя, необходимо заключить еще один трудовой договор. Это не так. Дело в том, что чтобы оформить новый трудовой договор с уже зачисленным в штат сотрудником, необходимо разорвать прежний. А это нецелесообразно, поскольку, помимо собственно расторжения договора, это влечет дополнительные сложности: прерывается стаж работника, фактически происходит увольнение, что в свою очередь приводит к необходимости внесения соответствующих записей в его личное дело, кадровые документы, трудовую книжку.
Именно поэтому законодательство предоставило возможность руководству предприятий и организаций формировать дополнительные соглашения, которые становятся неотъемлемой частью действующих трудовых договоров.
Суть дополнительного соглашения
Если трудовой договор имеет характер основного документа и устанавливает факт трудовых взаимоотношений между работником предприятия и его работодателем, их период, условия, особенности и прочие параметры, то дополнительное соглашение – это прилагающийся документ.
Обычно доп. соглашение удостоверяет факт достижения согласия между работником и работодателем только по одному-двум измененным пунктам основного договора, полностью отменяя их прошлую редакцию и вводя в действие новую.
После того, как соглашение подписывается, как уже говорилось выше, оно считается частью договора. Надо сказать, что к одному трудовому договору может быть сделано несколько дополнительных соглашений.
Дополнения, изменения или уменьшения
Перемены, включаемые в трудовой договор путем составления дополнительного соглашения могут как увеличивать число пунктов основного договора, изменять их содержание, так и уменьшать их количество:
Ответственность за нарушение или неисполнение дополнительного соглашения
К формированию дополнительных соглашений следует относиться так же внимательно и серьезно, как к заключению основного трудового договора. Последствия их нарушения или неисполнения для работников и работодателей ровно такие же – административное наказание (в виде штрафов), дисциплинарные взыскания или даже (в особо тяжких случаях) уголовное преследование.
Можно ли формировать дополнительное соглашение без согласия работника
В самом названии документа заложен ответ на этот вопрос. Соглашение подразумевает двусторонний характер отношений и означает, что стороны пришли к обоюдному, добровольному и полному согласию в каком-либо вопросе.
Исходя из этого, делать соглашение в одностороннем порядке недопустимо – оно попросту не будет считаться законным.
Кто формирует доп. соглашения
Обычно обязанность по формированию дополнительных соглашений к трудовым договорам лежит либо на юрисконсульте организации, либо на специалисте/руководителе кадрового отдела. В любом случае, это должен быть работник, имеющий представление о том, как составлять подобного рода документы и хорошо знакомый с гражданским и трудовым законодательством Российской Федерации.
После написания дополнительное соглашение обязательно должно быть завизировано руководителем компании — без его автографа оно не получит статус юридически законного документа.
Как составить доп.соглашение
Для составления дополнительного соглашения к трудовому договору законом РФ не предусмотрено заполнения какой-либо единой унифицированной формы, так что писать его можно исходя из собственного представления о документе и потребностей или, если на предприятии есть разработанный и утвержденный шаблон документа, – по его образцу. Важно соблюсти только два основных правила: бланк по своей структуре должен отвечать общепринятым стандартам кадрового делопроизводства, а по тексту включать в себя ряд обязательных данных.
Далее идет основная часть, куда вносится:
Затем, по пунктам прописывается, какие именно изменения вносятся в трудовой договор при помощи данного соглашения. Если речь идет о заработной плате, то она должна указываться как цифрами, так и прописью.
Далее обязательно следует отметить, что не затронутая в тексте данного документа часть трудового договора, остается без изменений, написать, с какой даты соглашение вступает в законную силу, а также удостоверить тот факт, что стороны пришли к соглашению добровольно.
При наличии каких-либо дополнительных бумаг, которые одна из сторон желает прикрепить к соглашению, их тоже надо внести в бланк в виде отдельного пункта.
Как оформить соглашение
К оформлению соглашения, также как и к его тексту, никаких особых критериев не предъявляется: его можно писать на обычном чистом листе любого удобного формата или на фирменном бланке компании, от руки или печатать на компьютере.
Неукоснительно требуется соблюдать только одно условие: дополнительное соглашение должно иметь «живые» подписи обеих сторон.
Если организация-работодатель применяет в своей работе для визирования документации штемпельные изделия, то бланк соглашения нужно проштамповать.
Документ надо формировать в двух идентичных экземплярах – один из них остается у работодателя, второй передается сотруднику.
Где фиксируется дополнительное соглашение, условия и период его хранения
Надлежащим образом сформированное и завизированное дополнительное соглашение должно фиксироваться в журнале учета трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним.
После того, как документ проходит все стадии оформления, он передается на хранение в кадровый отдел предприятия, где весь период работы сотрудника в организации лежит в отдельной папке, вместе с основным трудовым договором.
После увольнения работника его можно передать в архив предприятия, где он должен содержаться период, установленный для такого рода документов локальными нормативно-правовыми актами компании или законодательством Российской Федерации.
Приводим контракты с работниками в соответствие с изменениями-2020
С 28.01.2020 в ТК введена глава 18-1, установившая особенности регулирования труда работников, с которыми заключаются контракты. С целью приведения контрактов с работниками в соответствие с указанными изменениями и дополнениями в новой редакции изложена Примерная форма контракта нанимателя с работником, утвержденная постановлением Совмина N 1180.
Контракт нанимателя с работником должен содержать обязательные сведения и условия, установленные ч. 2 ст. 19 и ст. 261-2 ТК.
Таким образом, все действующие контракты нанимателя с работниками необходимо привести в соответствие с новыми требованиями трудового законодательства.
Обратите внимание!
В соответствии с комментарием Минтруда и соцзащиты о внесении изменений в примерные формы контрактов с работниками при внесении изменений в контракты с работниками с целью приведения их в соответствие с новыми требованиями законодательства не применяется ст. 32 ТК. То есть такие изменения не будут являться изменением существенных условий труда.
Кроме того, изменения в контракты вносятся путем оформления дополнительного соглашения о внесении изменений в заключенные с работниками контракты путем изложения их в новой редакции. Данное действие не является заключением нового контракта и, соответственно, не влечет изменения сроков его действия.
Необходимо также учитывать ч. 1 ст. 18 ТК, согласно которой каждая страница трудового договора и приложений к нему нумеруется и подписывается работником и нанимателем либо уполномоченным им должностным лицом.
Подписание самого контракта с работником будет осуществляться в прежнем порядке, установленном в организации. При этом на подписание каждой страницы контракта и приложений к нему, т.е. на совершение действий технического характера, может быть уполномочено иное должностное лицо нанимателя путем издания соответствующего приказа нанимателя.
Таким образом, контракт с работником может быть подписан непосредственно нанимателем (руководителем организации), а каждая страница контракта, к примеру, уполномоченным в установленном порядке работником кадровой службы.
Рассмотрим вопросы, которые часто возникают у работников кадровой службы в связи с необходимостью приведения контрактов с работниками в соответствие с требованиями законодательства.
1. Как привести старые контракты с работниками в соответствие с новой примерной формой контракта с работником?
Необходимо подготовить проект контракта в новой редакции.
Также необходимо пронумеровать и подписать каждую страницу контракта с целью исполнения требований ч. 1 ст. 18 ТК. Наниматель путем издания приказа может уполномочить иное должностное лицо на подписание каждой страницы контракта и приложений к нему, т.е. на совершение действий технического характера.
Если работник отказывается подписывать дополнительное соглашение о внесении изменений в контракт, нанимателю необходимо составить акт об отказе работника от подписания дополнительного соглашения в присутствии не менее двух свидетелей.
С целью выполнения требований п. 15 ч. 1 ст. 55 ТК наниматель на основании акта об отказе работника от подписания дополнительного соглашения издает приказ о том, что в отношении отказавшегося от подписания работника с 28.01.2020 действуют условия трудового договора с учетом дополнительного соглашения.
2. Каким образом подписать каждую страницу контракта с работником, если контракт действует уже несколько лет?
Подписание самого контракта с работником будет осуществляться в прежнем порядке, установленном в организации. При этом на подписание каждой страницы контракта и приложений к нему, т.е. на совершение действий технического характера, может быть уполномочено иное должностное лицо нанимателя путем издания соответствующего приказа нанимателя. Соответственно, контракт с работником может быть подписан непосредственно нанимателем (руководителем организации), а каждая страница контракта, к примеру, уполномоченным в установленном порядке работником кадровой службы.
Работнику и нанимателю (уполномоченному должностному лицу) необходимо подписать каждую страницу контракта, изложенного в новой редакции дополнительным соглашением, с целью исполнения требований ч. 1 ст. 18 ТК, несмотря на то что контракт действует уже несколько лет.
3. Как нумеровать дополнительные соглашения к контракту с работником?
В настоящее время разъяснения по данному вопросу отсутствуют.
Требование о необходимости нумерации каждой страницы контракта и приложений к нему установлено ч. 1 ст. 18 ТК. Полагаем, ввиду того что указанное требование вступает в силу с 28.01.2020 и ранее отсутствовало в ТК, дополнительные соглашения необходимо нумеровать с цифры 1.
4. Можно ли в связи с внесенными в законодательство изменениями заключить с работником новый контракт?
Контракт может заключаться по соглашению сторон :
1) при приеме на работу;
2) с работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, срочный трудовой договор;
Приведение контракта в соответствие с новыми требованиями законодательства не является основанием для заключения с работником нового контракта. Срок действия контракта остается прежним.
Внесение изменений в контракты осуществляется путем оформления дополнительного соглашения о внесении изменений в заключенные с работниками контракты путем изложения их в новой редакции.
5. Нужно ли в контракте с работником с 28.01.2020 изменять формулировку «должностной оклад»?
В соответствии с ч. 4 ст. 61 ТК понятие «должностной оклад» применяется в отношении оплаты труда государственных служащих.
Поэтому, по нашему мнению, если в ЛПА организации, регулирующих оплату труда работников, применяется понятие «должностной оклад», то его можно использовать в контракте с 28.01.2020, в том числе не в отношении государственных служащих.
6. Нужно ли переносить в контракт с работником в новой редакции отметки о его продлении, сделанные ранее (продлевали данный контракт четыре раза на срок один год)? Что делать, если в контракте с работником не хватает места для простановки отметки о продлении?
Полагаем, отметки о продлении переносить не нужно.
Примерной формой контракта нанимателя с работником, утвержденной постановлением Совмина N 1180, предусмотрен порядок продления контракта в следующем виде:
Контракт продлен на _________ лет
с ___ ____________ г. по ___ ____________ г.
При этом необходимо учитывать, что такое приложение к контракту нумеруется и подписывается работником и нанимателем либо уполномоченным им должностным лицом в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 18 ТК.
Таким образом, полагаем, что необходимо распечатать дополнительный лист с формой для продления контракта. Его также должны подписать стороны трудового договора.