доплата фнд что это
Приложение 2. Положение о фонде надбавок и доплат работникам образовательных учреждений
Приложение 2
к постановлению администрации Сургутского района
от 9 апреля 2010 г. N 1056
Положение о фонде надбавок и доплат работникам образовательных
учреждений
1.2. ФНД представляет собой сумму денежных средств, направляемых на выплаты стимулирующего характера и выплаты в случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работникам образовательного учреждения.
1.3. ФНД учитывается в бюджетной смете образовательного учреждения в составе фонда оплаты труда и финансируется в пределах утвержденных ассигнований за счет средств бюджета района, средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и безвозмездных поступлений.
II. Величина и состав ФНД
2.1. Величина ФНД устанавливается в процентном отношении к фонду должностных окладов руководителей, специалистов и служащих и фонду тарифных ставок (окладов) рабочих образовательного учреждения, с учётом начисленных районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и исчисляется по формуле:
ФНД = (ФДО + ФС) x Кнд,
2.2. ФНД состоит из фонда доплат, фонда надбавок и исчисляется по следующей формуле:
ФНД является источником следующих видов выплат:
— выплаты в случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, из фонда доплат работникам образовательных учреждений;
— выплаты стимулирующего характера из фонда надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, по итогам работы работников образовательных учреждений.
2.3. Выплаты в случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, из фонда доплат для работников образовательного учреждения, включая руководителя первого уровня, носят обязательный характер и осуществляются в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, с учётом установленных приложением к настоящему положению размеров основных видов обязательных выплат в случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных.
2.4.Фонд надбавок состоит из фонда руководителя и фонда надбавок образовательного учреждения и исчисляется по следующей формуле:
Из фонда руководителя производятся выплаты руководителю первого уровня образовательного учреждения в соответствии с положением о порядке установления выплат стимулирующего характера руководителям первого уровня из фондов руководителей (приложение 4 к настоящему постановлению).
Экономия фонда руководителя может быть использована для выплат стимулирующего характера работникам образовательного учреждения.
Распределение выплат стимулирующего характера из фонда надбавок образовательного учреждения осуществляется образовательным учреждением самостоятельно.
2.5. Фонд руководителя устанавливается в процентном отношении от фонда надбавок и исчисляется по формуле:
Коэффициент фонда руководителя составляет:
III. Основные принципы распределения фонда надбавок
образовательного учреждения
3.1. Определение размера фонда надбавок образовательного учреждения осуществляется по следующей формуле:
3.2. Из фонда надбавок образовательного учреждения производятся стимулирующие выплаты работникам образовательного учреждения, за исключением руководителя первого уровня образовательного учреждения, с учётом особого персонального вклада работника в общие результаты деятельности, основанного на специфике его должностных обязанностей, особенностей труда и личного отношения к делу.
Руководителю первого уровня образовательного учреждения из фонда надбавок образовательного учреждения производятся стимулирующие выплаты по совмещаемой должности.
3.5. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает процентное соотношение размеров фонда регулярных (постоянных) выплат и фонда разовых (непредвиденных) выплат.
3.6. Рекомендуется предусматривать не менее 15% на разовые (непредвиденные) выплаты, которые связаны с возможными достижениями, сложно прогнозируемыми в планируемом периоде.
3.7. Определение размеров регулярных (постоянных) выплат осуществляется на основе критериев для оценки качества деятельности работников образовательных учреждений.
3.8. В качестве критериев для оценки качества деятельности работников образовательных учреждений используются индикаторы.
Для эффективного использования в качестве инструмента оценки деятельности работников индикатор должен быть представлен в баллах.
Оценка деятельности с использованием индикаторов производится на основании статистических данных, результатов диагностик, замеров, опросов и прочее.
3.9. Инструменты оценки (критерии, типы работы и индикаторы, оценивающие данный критерий, вес индикатора) устанавливаются в зависимости от принятых принципов и показателей анализа деятельности образовательного учреждения.
3.10. Определение размеров регулярных (постоянных) выплат может осуществляться с использованием структурного метода либо экспертного метода.
3.11. В основу структурного метода положено пропорциональное деление фонда надбавок образовательного учреждения на части в соответствии со структурой штатной численности образовательного учреждения. Фонд надбавок образовательного учреждения состоит из частей, равных долям представленности разных категорий работников в штатном расписании образовательного учреждения (руководители второго и третьего уровней, специалисты (педагогический персонал и прочие специалисты), служащие, рабочие).
ФН/оу = ФНрук + ФНпп + ФНпсс + ФНраб,
3.12. В основу экспертного метода положено определение индикаторов, указывающих на участие работников образовательного учреждения в создании и использовании ресурсов образовательного учреждения (человеческих, материально-технических, финансовых, информационно-технологических).
3.13. Определение размера средств, приходящихся на регулярные (постоянные) выплаты одного работника образовательного учреждения, производится в следующем порядке:
3.13.1. Проведение промежуточной балльной оценки результатов деятельности работников образовательного учреждения с использованием установленных баллов по индикаторам. Результатом промежуточной оценки является сводный «балльный» список работников образовательного учреждения.
3.13.2. Определение «стоимости» 1 балла:
— структурный метод: сумма средств фонда регулярных (постоянных) выплат, приходящихся на соответствующую категорию работников образовательного учреждения, делится на общее количество баллов, которое набрали работники этой категории;
— экспертный метод: сумма средств фонда регулярных (постоянных) выплат делится на общее количество баллов, которое набрали работники образовательного учреждения.
3.13.3. Расчёт регулярных (постоянных) выплат одного работника образовательного учреждения путём умножения «стоимости» одного балла на количество баллов, которое набрал работник образовательного учреждения.
3.14. Размер регулярных (постоянных) выплат работнику образовательного учреждения может быть изменен по представлению непосредственного руководителя работника образовательного учреждения, выборного органа первичной профсоюзной организации, управляющего совета, а также в случае добровольного отказа работника образовательного учреждения от выполнения вида работ, за которые предусмотрена выплата. Порядок принятия решения об изменении размера регулярных (постоянных) выплат работнику образовательного учреждения регулируется локальным актом образовательного учреждения.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1. Методические рекомендации по расчету надтарифного фонда (фонда надбавок и доплат)
Методические рекомендации по расчету надтарифного фонда
(фонда надбавок и доплат)
В состав надтарифного фонда (фонда надбавок и доплат) входят средства на следующие цели:
— расходы на замену лиц, уходящих в отпуск;
— оплата праздничных дней;
— оплата работы в ночное время;
— оплата 2-х дней временной нетрудоспособности;
— расходы на замену лиц, уходящих на учебу;
— премии и надбавки стимулирующего характера;
— оплата дежурств на дому;
— выплата разницы в окладах.
Расчет расходов на замену работников, уходящих в отпуск
Ассигнования на оплату замены уходящего в отпуск постового медицинского персонала не должны предусматриваться, поскольку при расчете штатных нормативов их число рассчитано с учетом необходимости замены уходящих в отпуск. В случае, если количество должностей постового персонала установлено в меньшем объеме по сравнению со штатными нормативами (без учета должностей, необходимых для замены уходящих в отпуск), что должно быть подтверждено расчетами, допускается планирование оплаты труда лиц, для замены уходящего в отпуск постового медицинского персонала.
Если замена лиц, уходящих в отпуск, не может быть обеспечена в пределах месячной нормы рабочего времени (при полной нагрузке медперсонала), то оплата за замещение может производиться за фактически отработанное время.
Не подлежат замене и не могут быть включены в данный перечень следующие должности:
— руководители всех уровней, имеющие штатных заместителей;
— сезонные работники (садовники, гардеробщики и т.п);
— узкие штатные специалисты на время отпуска которых привлекаются врачи-консультанты (эти средства должны быть запланированы в фонде оплаты труда консультантов);
— работники подразделений, уходящих в коллективный отпуск;
На предполагаемый прирост занятых ставок ассигнования на замену уходящих в отпуск не планируются.
Схема расчета расходов на оплату труда лиц, замещающих уходящих в отпуск работников, приведена в таблице 1.
Расчет расходов на замену уходящих в отпуск работников
Наименование должностей | Число утверж- денных долж- ностей | Из них кол-во заменя- емых ра- ботников | Количество дней отпуска | Средняя зарплата | Исчисленная сумма на всех работников | ||
на одного работника | на всех работников | в месяц | в день | ||||
Врачи | |||||||
Средний медицинский персонал | |||||||
Младший медицинский персонал | |||||||
Прочий персонал | |||||||
Итого |
В связи с тем, что продолжительность отпусков у работников различных специальностей, подразделений и должностей различна, соответствующие расчеты по отпускам различной продолжительности необходимо делать отдельно.
Следует обратить внимание, что средняя заработная плата в данном случае рассчитывается без учета работы в праздничные дни и ночное время, поскольку расходы на оплату работы в праздничные дни и ночное время будут сделаны отдельно на весь персонал, независимо от того, работают ли в это время основные работники или замещающие их лица.
Планирование количества дней отпуска производится только исходя из установленной нормативными актами продолжительности основного и дополнительного отпуска. Это же касается и случаев, когда учреждение устанавливает дополнительные отпуска за счет собственных средств (за счет доходов от платных услуг и т.д.).
Планирование расходов на доплаты работникам за работу в ночное время.
Согласно ст. 96 ТК РФ ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра (с 22 до 6 часов). Порядок оплаты работы в ночное время определяется статьей 154 ТК РФ.
Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Повышенная оплата работы в ночное время реализуется с помощью доплат к основной заработной плате работника за каждый час ночной работы.
Доплата за работу в ночное время исчисляется исходя из должностного оклада (ставки) без учета других надбавок и доплат.
Планирование расходов на доплаты работникам за работу в ночное время производится только в учреждениях (подразделениях) где режим работы предусматривает круглосуточную работу (работу в ночное время). В учреждении должен быть составлен Перечень должностей сотрудников, работающих в ночное время с указанием процента доплат по каждой должности. Перечень должностей, работающих в ночное время должен прилагаться к расчету.
Планирование расходов на доплаты работникам за работу в ночное время производится только на действующие посты, бригады.
Расчет производится на количество постов (независимо от того, сколько должностей или физических лиц обеспечивают работу поста).
Для учреждений (подразделений) скорой медицинской помощи, операционных и в других случаях, когда речь идет о работе бригад, расчет производится с учетом количества должностей, входящих в бригаду.
Одна из возможных форм расчета расходов на оплату персонала за работу в ночное время приведена в таблице 2.
Расчет расходов на оплату персонала за работу в ночное время
Категория персонала | Кол-во постов (человек в брига- де), ра- ботающих в ночное время | Кол-во ночных часов на одну смену | Кол-во ночных часов на одну смену на всех работ- ников | Кол-во ночных часов за год | Средний оклад (ставка), руб. из тари- фикации | Стоимость часа, руб. | Норма- тив оплаты ночных | Исчис- лено на год, руб. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
гр. 4 = гр. 2 x гр. 3 | гр. 5 = гр. 4 x 365 | гр. 7 = гр.6/норма часов в месяц | гр. 9 = гр. 5 x гр. 7 x гр. 8 | ||||||||
Врачи В связи с тем, что размер доплат за работу в ночное время имеет два уровня, то необходимо сделать отдельные расчеты исходя из уровня доплат. Расчет доплат за работу в ночное время (Дн) можно представить и в другом виде: Расчет расходов на оплату работы в праздничные дни. Порядок оплаты работы в праздничные дни определяется статьей 153 ТК РФ. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. Оплата в указанном размере производится за часы, фактически отработанные работником в праздничный день. Учитывая, что в фонде должностных окладов уже предусмотрена оплата труда за работу в праздничные дни в одинарном размере, расчет расходов на оплату работы в праздничные дни производится в одинарном размере (т.е. как дополнение к уже учтенной один раз оплате). Схема расчета расходов на оплату труда персонала в праздничные дни приведена в таблице 3. Расчет расходов на оплату персонала в праздничные дни
Расчет расходов на оплату 2-х дней временной нетрудоспособности Расчет затрат на оплату 2-х дней временной нетрудоспособности (Н) производится по формуле: Н = ЗПдн x Чсл.нетр x 2 дня, Среднедневная заработная плата в расчете на 1 работника определяется как отношение плановой величины среднемесячной заработной платы по учреждению в целом на среднее число рабочих дней в месяц, но не более, чем утвержденный в установленном порядке размер пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам а полный календарный месяц (на 01.01.2006 составляет 15000 руб.). Для удобства и для целей дополнительного контроля правильности расчетов, можно сумму выплаты за первые 2 дня временной нетрудоспособности по итогам предыдущего года умножить на % (коэффициент) роста фонда должностных окладов текущего года. Расчет расходов на оплату труда на замену уходящих на учебу Расчет расходов на оплату труда на замену уходящих на учебу производится исходя из планового числа дней отсутствия работников, ушедших на учебу, замена которых необходима и оплаты труда 1 дня по соответствующим категориям работников. Расчет производится аналогично расчету расходов на замену работников, уходящих в отпуск. Премии и надбавка стимулирующего характера В надтарифный фонд включаются премии и надбавки стимулирующего характера (до 3% от планового фонда по тарификации) из расчета: — фонд премирования в размере до 2%; Расчет средств на оплату дежурств на дому Расчет средств на оплату дежурств на дому производится исходя из планового количества часов дежурств на дому и оплаты 1 часа дежурства на дому (с учетом должностных окладов работников, привлекаемых для указанных дежурств). Должности и количество лиц, одновременно привлекаемых к дежурствам на дому, а также конкретные дни дежурств (праздники и т.д.) устанавливаются приказом по учреждению в соответствии с приказом вышестоящего органа, либо по согласованию с вышестоящим органом (при отсутствии приказа вышестоящего органа). Расчет средств на выплату разницы в окладах В соответствии со статьей 7 Закона Санкт-Петербурга от 05.10.2005 N 531-74 «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга», в случае, когда установленные в соответствии с указанным Законом Санкт-Петербурга для работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, должностные оклады, тарифные ставки (оклады) с учетом доплат и надбавок оказываются ниже установленных по состоянию на 31 декабря 2005 года должностных окладов (тарифных ставок) с учетом надбавок и доплат указанным работникам на время работы в данном учреждении в занимаемой должности выплачивается соответствующая разница в заработной плате. При определении размера указанной разницы необходимо сравнивать должностные оклады (тарифные ставки), установленные в соответствии с Законом с 1 января 2006 года и должностные оклады (тарифные ставки) согласно тарификационным спискам, с учетом надбавки за продолжительность непрерывной работы, а также ежемесячных доплат, установленных работниками государственных учреждений в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2004 N 2051 «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга в 2005 году», по состоянию на 31 декабря 2005 года. При определении размера вышеуказанной разницы не учитываются компенсационные и стимулирующие выплаты, выплаты, носящие разовый и временный характер, в том числе персональные надбавки, материальная помощь, премии и другие выплаты, установленные приказами руководителя учреждения. При условии работы работника государственного учреждения более чем на 1 ставку вышеуказанная разница выплачивается не более чем на 1 ставку. Доплата производится пропорционально отработанному времени. Указанным работникам разница выплачивается на время работы в данном учреждении в занимаемой должности или до изменения оклада. При изменении оклада размер разницы пересчитывается. С даты, с которой размер оклада, устанавливаемого в 2006 году оказался выше оклада на 31.12.2005 (с учетом надбавки за продолжительность непрерывной работы, а также ежемесячных доплат, установленных работниками государственных учреждений в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2004 N 2051 «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга в 2005 году»), выплата разницы прекращается. Указанная разница включается в систему оплаты труда и учитывается при исчислении средней заработной платы, а также при оплате ночных и в других предусмотренных законодательством случаях. Возможны два основных варианта установления размера выплаты разницы: 1. Вариант: Издание приказа, в соответствии с которым устанавливается разница в окладах в расчете на 1,0 ставку (или объем работы, установленный по тарификации, если он менее 1,0 ставки) с ежемесячным расчетом на основе данного приказа величины выплачиваемой разницы исходя из фактического объема работы (количества отработанных часов). Указанный приказ в этом случае может не издаваться каждый месяц. Примерная форма приказа по выплате разницы в заработной плате приведена в приложении 1. 2. Вариант: Ежемесячное издание приказа, в котором указывается, как величина разницы в окладах в расчете на 1,0 ставку (или объем работы, установленный по тарификации, если он менее 1,0 ставки), так и объем работы (количество отработанных часов) и, соответственно, величина выплачиваемой разницы исходя из фактического объема работы. Примерная форма приказа по выплате разницы в заработной плате приведена в приложении 2. Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно! Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доплаты Согласно ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отличающихся от нормальных, работнику могут быть установлены доплаты компенсирующего характера, предусмотренные коллективным, трудовым договорами: –за тяжелые, вредные или опасные работы; –за работу в местностях с особыми климатическими условиями; –за работу в ночное время; –за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; –за выполнение работ различной квалификации; –за совмещение профессий. При этом нужно учитывать следующее: –установленные размеры доплат не могут быть ниже предусмотренных законодательством; –доплаты не могут быть отменены решением учреждения; –доплаты устанавливаются всем без исключения работникам, занятым на соответствующих работах. Заслуживает особого внимания порядок начисления оплаты работ различной квалификации, связанный с определенными трудностями, поскольку ее путают с оплатой труда при совмещении профессий (должностей). Рассмотрим особенности исчисления оплаты работ различной квалификации, совмещения профессий (должностей) и исполнения обязанностей временно отсутствующего работника. Оплата труда при выполнении работ различной квалификации регламентируется ст. 150 ТК РФ. Следует учитывать, что выполнение таких работ осуществляется в рамках одной профессии или должности (одной трудовой функции) и в течение нормальной продолжительности рабочего времени. В соответствии с Трудовым кодексом труд работника, выполняющего работы различной квалификации, должен оплачиваться исходя из расценок по более высокой квалификации. Соответственно, доплаты, например, за особые условия работы, климатические условия исчисляются исходя из процентной ставки доплаты к окладу, установленному по более высокой квалификации. Пример 1. Согласно штатному расписанию оклад водителя легкового автомобиля составляет 6 000 руб., грузового – 7 000 руб. На основании трудового договора водитель трудится как на легковых, так и на грузовых автомобилях. Ему установлена доплата в размере 20% от оклада за особые условия работы. Заработная плата водителя за месяц составит 8 400 руб. (7 000 руб. + (7 000 руб. х 20%)). Трудовой кодекс не ставит оплату труда работников-повременщиков при осуществлении ими работ различной квалификации в зависимость от количества труда, затраченного ими для выполнения работы более высокой квалификации. Если фактически затраченное время на такие работы поддается учету, а работник, которому установлена повременная оплата труда, большую часть рабочего времени выполнял работу более низкой квалификации, независимо от этого оплата его труда должна производиться исходя из оклада, предусмотренного по работе более высокой квалификации. При выполнении работником со сдельной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам выполняемой им работы. В случаях когда с учетом характера производства работникам со сдельной оплатой труда поручается выполнение работ, тарифицируемых ниже присвоенных им разрядов, работодатель обязан выплатить им межразрядную разницу. Если работник в течение рабочего времени выполняет несколько трудовых функций, это является совмещением профессий (должностей). Таким образом, под совмещением профессий (должностей) следует понимать одновременное выполнение сотрудником своей основной работы по трудовому договору и дополнительной работы по другой профессии (должности). Частным случаем совмещения профессий (должностей) является выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. В этом случае к совмещению профессий (должностей) нормы ст. 150 ТК РФ применить нельзя. Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, регламентируется ст. 151 ТК РФ. Согласно данной статье работнику, выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от его основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора. Таким образом, расчет доплат зависит от методики их исчисления, утвержденной в локальных актах учреждения, но с учетом положений Трудового кодекса РФ. Однако данной статьей установлен основной критерий, который должен приниматься во внимание сторонами при определении размера доплаты. Таким критерием является содержание и (или) объем дополнительной работы. В локальных актах организации можно предусмотреть доплату в твердой денежной сумме. Пример 2. Трудовым договором с работником предусмотрено совмещение профессий водителя (основная профессия) и экспедитора (дополнительная профессия) с доплатой в размере 2 000 руб. к заработной плате по основной профессии. В июле работнику по основной профессии начислены следующие денежные суммы: –тарифная ставка (за месяц) – 7 000 руб.; –премия за июль – 800 руб. Заработная плата работника с учетом доплаты за совмещение должностей составит 9 800 руб. (7 000 + 800 + 2 000). Кроме того, доплаты могут устанавливаться в процентах к тарифной ставке (окладу). Пример 3. На секретаря организации с окладом 10 000 руб. возложены обязанности временно отсутствующего по болезни инспектора отдела кадров, оклад которого –12 000 руб. Приказом руководителя организации за увеличение объема работы секретарю установлена доплата в размере 40%. (Согласно условиям коллективного договора данная процентная ставка устанавливается к окладу работника по основной работе.) Помимо окладов секретарю выплачивается доплата в размере 10% от оклада, инспектору отдела кадров – 15%. Оплата труда секретаря составит 15 000 руб. (10 000 руб. + (10 000 руб. х 10%) + (10 000 руб. х 40%)). Обратите внимание: надбавка к окладу инспектора отдела кадров не учитывается при исчислении заработной платы секретаря. Совмещение профессий (должностей) следует отличать от работы по совместительству. Если при работе по совместительству оплата осуществляется в полном объеме в соответствии с заключенным трудовым договором, то за совмещение профессий работнику производятся доплаты, размер которых устанавливается по соглашению работника и работодателя. На сегодняшний день законодательством не определены минимальные размеры доплат за совмещение профессий или должностей, поэтому в локальных актах организации также может быть предусмотрена доплата в процентах к заработной плате работника. Пример 4. Изменим условия примера 3. За месяц секретарю были выплачены ежемесячная премия в сумме 800 руб. и материальная помощь – 1 000 руб. За увеличение объема работ приказом руководителя ей установлена доплата в размере 40% от заработной платы. За увеличение объема работ секретарю начислят 4 720 руб. ((10 000 руб. + (10 000 руб. х 10%) + 800 руб.) х 40%). Заработная плата секретаря с учетом доплаты за совмещение должностей составит 17 520 руб. (10 000 руб. + (10 000 руб. х 10%) + 800 руб. + 4 720 руб. + 1 000 руб.). Однако действие ст. 151 ТК РФ не распространяется на случаи, когда совмещаемая работа предусмотрена в нормах трудовых затрат, обусловлена трудовым договором (входит в круг обязанностей работника) или поручается работнику в установленном законодательством порядке в связи с недостаточной загруженностью исходя из действующих норм трудовых затрат по основной работе. Выше было рассмотрено исчисление доплат за работы различной квалификации, совмещение профессий, выполняемых в течение рабочего дня. Иногда приходится замещать работника, отсутствующего по болезни или по другим причинам, не только в свое рабочее время. Оплата часов, отработанных за время отсутствия заболевшего работника по указанным причинам, – почасовая. В данном случае доплата исчисляется исходя из размера оплаты одного часа указанной работы в месяц, определяемой путем деления месячной ставки заработной платы работника в соответствии с разрядом ЕТС на установленную норму часов в текущем периоде, умноженной на количество часов замещения. Если норма рабочего времени для отдельных категорий работников отличается от установленной ТК РФ, то порядок определения размера оплаты одного часа отличается от рассмотренного выше. В гл. 5 совместного Письма Минобрнауки и профсоюза народного образования и науки № АФ-947/96 (далее – Письмо № АФ-947/96) для педагогических работников образовательных учреждений почасовая оплата труда применяется: –за часы, отработанные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей и других педагогических работников, продолжавшегося не более двух месяцев; –за часы педагогической работы, отработанные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного им при тарификации; –при оплате педагогической работы специалистов предприятий, учреждений и организаций (в том числе из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения; –при оплате часов преподавательской работы в объеме 300 часов в год в другом образовательном учреждении (в одном или нескольких) сверх учебной нагрузки, выполняемой по совместительству на основе тарификации в соответствии с п. 4.1 Единых рекомендаций; –при оплате преподавательской работы сверх уменьшенного годового объема учебной нагрузки преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования. Согласно п. 5.1 Письма № АФ-947/96 размер оплаты одного часа указанной работы в месяц определяется путем деления месячной ставки работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов. Среднемесячное количество рабочих часов рассчитывается путем умножения нормы часов педагогической работы в неделю на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделю), а затем на 12 (количество месяцев в году). Пример 5. Продолжительность рабочего времени воспитателя дошкольного учреждения составляет 36 час. в неделю. Помимо своего рабочего дня он отработал за заболевшего коллегу 10 часов. Воспитателю установлен оклад – 2 958,48 руб., доплаты за особые условия труда – 15% к окладу, за выслугу лет – 20% к окладу, губернаторская доплата – 10% к заработной плате. У его заболевшего коллеги оклад – 3 200 руб., надбавка за выслугу лет – 25% к окладу, губернаторская доплата – 10% к заработной плате. Рассчитаем заработную плату воспитателя. Для исчисления оплаты труда воспитателя при замещении им отсутствующего на время болезни другого воспитателя следует воспользоваться правилами расчета заработной платы при почасовой оплате. Определим среднемесячное количество рабочих часов по 5-дневной неделе. В 2007 году при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями 249 рабочих дней, в том числе 6 предпраздничных дней (22 февраля, 7 марта, 22 апреля, 8 мая, 9 июня, 29 декабря), и 116 выходных дней с учетом 2 дополнительных дней отдыха 8 января, 5 ноября в связи с совпадением праздничных нерабочих дней 7 января, 4 ноября с выходными днями. ((36 час. х 249 дн. / 5 дн.) – 6 час.) / 12 мес. = 148,9 час., где 6 час. – предпраздничные часы. Начислим зарплату из расчета часовой ставки и количества рабочих часов: 2 958,48 руб. / 148,9 час. х 10 час. = 198,69 руб. По основному месту работы воспитателя его заработная плата составит 4 393,35 руб.: –надбавка за особые условия труда – 443,77 руб. (2 958,48 руб. х 15%); –надбавка за выслугу лет – 591,70 руб. (2 958,48 руб. х 20%); –губернаторская надбавка – 399,40 руб. ((2 958,48 + 443,77 + 591,7) руб. х 10%). Заработная плата воспитателя за месяц – 4 592,04 руб. (198,69 + 4 393,35). Виды надбавок Надбавки носят стимулирующий характер. К ним относятся надбавки за классность, непрерывную работу, выслугу лет, высокое качество, напряженность и интенсивность труда и различные достижения в работе. Они устанавливаются локальными актами организации в соответствии с законами и иными законодательными актами, изданными на соответствующем уровне, и представляют собой утвержденный процент к месячной ставке (окладу) работника по основной должности или абсолютную величину. Так, в соответствии с п. 6.1 Положения об оплате труда старшим врачам станций скорой медицинской помощи, врачам, среднему и младшему персоналу выездных бригад скорой медицинской помощи надбавки выплачиваются в размере 30% тарифного оклада за первые три года и по 25% за каждые последующие два года непрерывной работы. Вместе с тем общий размер надбавки не должен быть более 80% оклада. Пример 6. П. Н. Круглов работает в должности старшего врача выездной бригады скорой медицинской помощи и имеет первую квалификационную категорию. Ему установлен 14-й тарифный разряд оплаты труда с окладом 3 434,67 руб. Стаж работы на станции скорой медицинской помощи – два года. Вместе с тем П. Н. Круглов устроился на работу, имея стаж, дающий право на 30%-ную надбавку. Работнику положена надбавка в размере 55% (30 + 25). Произведем расчет оплаты труда П. Н. Круглова: а) надбавка за непрерывную работу составит 1 889,07 руб. (3 434,67 руб. х 55%); б) общий заработок – 5 323,74 руб. (3 434,67 + 1 889,07). В случае если работнику предусмотрено повышение ставок (окладов) по двум и более основаниям (в процентах или в рублях), абсолютный размер каждого повышения, установленного в процентах, исчисляется из оклада без учета повышения по другим основаниям. При этом ставки сначала увеличивают на размеры повышений в процентах, а затем на размеры повышений в абсолютных величинах. Письмо Министерства образования и науки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.2004 № 96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году». Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 № 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения».
|