доплата к пенсии федеральная или региональная
С 2022 года в Москве увеличивается размер городского социального стандарта
С 1 января 2022 года повышается размер региональной социальной доплаты к пенсии, а в Москве – и уровень городского социального стандарта для москвичей, имеющих постоянную регистрацию в столице не менее 10 лет (будет повышен до 21 193 рублей)*.
Отделение ПФР по городу Москве и Московской области напоминает, что всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии.
В Московском регионе это региональная социальная доплата к пенсии, которая выплачивается органами социальной защиты населения.
В 2022 году прожиточный минимум пенсионера в Москве составит 14 009 рублей**, в Московской области – 12 146 рублей***.
Федеральным законом от 26.05.2021 № 153-ФЗ в части осуществления социальных доплат к пенсии внесены изменения в статью 12.1 Федерального закона от 17.07.1997 № 178-ФЗ «О государственной помощи», закрепляющие установление с 01.01.2022 социальной доплаты к пенсии в беззаявительном порядке со дня, с которого установлена соответствующая пенсия, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.
Ознакомиться с правилами установления указанных доплат можно на официальных сайтах Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы и Министерства социального развития Московской области.
*постановление Правительства Москвы от 26.10.2021 № 1668-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2022 год»;
**постановление Правительства Москвы от 12.10.2021 № 1597-ПП «Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве на 2022 год»;
***постановление Правительства Московской области от 24.08.2021 № 706/29 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области на 2022 год».
7 видов доплат к пенсии: с 80 лет, за иждивенцев и северный стаж
Кроме пенсии, которая установлена с учетом стажа и пенсионных баллов, можно получать разные пенсионные доплаты. Они зависят от возраста, статуса и льгот. Иногда они совсем символические, но бывают и существенные — за которые стоит побороться с бюрократической машиной.
Вот несколько вариантов прибавки к пенсии, на которую могут претендовать пенсионеры.
⤴️ Ежегодная индексация
Неработающим пенсионерам каждый год индексируют назначенную пенсию. В 2021 году повышение составило 6,3%, в 2022 составит 5,9%.
🍏 Социальная доплата
Чтобы получить доплату, нужно подать заявление в пенсионный фонд или соцзащиту. Право на особые льготы подтверждать не нужно
💊 Компенсация за социальные услуги
Это доплата для пенсионеров-льготников: например, ветеранов, инвалидов, чернобыльцев, бывших узников фашизма и героев.
Такой пенсионер может выбрать набор услуг или заменить его денежной компенсацией. Но придется отказаться от льгот: лекарств, проезда и путевок в санатории.
👵 С 80 лет
Когда пенсионеру исполняется 80 лет, у него автоматически увеличивается фиксированная часть пенсии — в 2 раза. В 2021 году это плюс 6044,48 Р к прежнему размеру выплат.
Доплата придет автоматически: пенсионный фонд знает про возраст и сам назначит прибавку
🚼 Доплата за иждивенцев
Такую прибавку назначают по заявлению с подтверждающими документами. Например, понадобится свидетельство о рождении ребенка или справка об очном обучении. Иждивенцы от 18 лет должны доказать, что находятся на содержании пенсионера
🏘️ За работу в сельской местности
Обычно доплату назначают без заявлений, но иногда это может не произойти из-за путаницы в документах — тогда нужно обратиться в ПФР для проверки. Иногда работа агронома не считается сельским стажем, а бухгалтер имеет право на такую доплату
❄️ За северный стаж
Для такой прибавки нужно иметь общий стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. А еще — северный стаж — 15 лет на Крайнем Севере или 20 лет в приравненных к нему местностях.
А еще пенсия увеличивается на районный коэффициент — но только для тех, кто остался жить на Крайнем Севере
💡 Субсидия за коммуналку
Если пенсионер тратит на оплату услуг ЖКХ больше установленного в регионе норматива, можно получить компенсацию. На федеральном уровне такой норматив составляет 22% дохода семьи, в регионах бывает и меньше.
Субсидия может составить до 100% расходов по квитанциям. Оформлять ее нужно через центр жилищных субсидий.
Суть субсидии в том, что каждый месяц на счет приходят деньги — сумма зависит от расходов и размера пенсии. Ее назначают на полгода, потом надо продлить
💌 Как получить от государства максимум
Пенсионерам будет полезно:
Хотелось бы льготы за проезд в общественном транспорте
Людмила, у меня пенсионный проездной на общественный транспорт, вместо 28 рублей поездка стоит 12.50. Нижний Новгород.
Если пенсионер не имеет машину, дачу, не пользуется льготным налогом,почему бы его не избавить от оплаты кап.ремонта?
Если пенсионер ухаживает за престарелым родителем( инвалид 1 гр.не обслуживает себя)
Какие доплаты пенсионерам которые ушли на пенсию в 50лет?по статусу многодетной, на иждевении несовершеннолетний ребенок
За лихие наши годы, когда почти все предприятия закрывались и очень много осталиcь без работы, приходилось работать без оформления, лишь бы заработать и хоть как-то выжить. Это время конечно забыть трудно.
1000р, раз в месяц, на посещение выставок, кинотеатров, театров.
Дорого время суток.Я мать одиночка,инвалид 3группы,работаю. Полагается ли мне прибавка пенсии по инвалидности.По возрасту вижу в описаниях что есть,а по болезни?За ответ,спасибо.
Повышение пенсий что бы жить а не существовать
Хочется просто достойно жить
Хотя б пенсию до 30 тыс. Сын взрослый, но учиться и работает. Субсидию сказали давать не будут. А я хочу скопить деньги зуьы сделать, лечиться надо. На что с сына драть. Но ему семью создавать надо внуков зочеться. Ну вот что лелать?
К маленькой пенсии положена доплата. Как ее считает ПФР и почему мы думаем, что ПФР ошибается
Прожиточный минимум пенсионера на 2021 год для целей определения размера минимальной пенсии власти регионов должны утвердить до 15 сентября 2020 года.
К этому их обязывает пункт 4 статьи 4 Федерального закона №134-ФЗ от 24.12.1997 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
Таблицу с данными по всем регионам мы традиционно опубликуем в начале следующего года.
В этом материале рассмотрим вопрос назначения доплаты к пенсии на примере одного региона. ОПФР Курской области на днях опубликовало материал, в котором приведены два примера расчета доплаты, один из которых вызвал у нас недоумение.
ПМП, ФСД и РСД
Для начала немного теории. Всем неработающим пенсионерам, проживающим в РФ, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная (ФСД) или региональная (РСД) социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.
До недавнего времени для неработающих пенсионеров ПМП представлял собой размер минимальной пенсии.
Однако в 2019 году ситуация поменялась, причем задним числом.
Изменение правил для ФСД и РСД в 2019
Многие пенсионеры жаловались, что январская индексация на 7,05 % почему-то обошла их стороной – и без того маленькая пенсия не выросла ни на копейку. Причина этого явления вполне вписывалась в рамки тогдашнего законодательства.
ПФР индексирует маленькую пенсию, но она все равно оказывается меньше ПМП. В этом случае ее доводят до размера ПМП. Наступает следующий год, пенсию вновь индексируют, а она снова не дотягивает до ПМП. Ее вновь доводят до размера ПМП. И если ПМП из года в год повышается незначительно, а то и вовсе не повышается, пенсионер никакой прибавки не получает.
В послании Федеральному собранию он заявил, что индексация пенсий должна осуществляться сверх уровня прожиточного минимума пенсионера.
Путин потребовал немедленно восстановить справедливость. Оперативно были приняты поправки в Федеральный закон №178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи».
В частности, статью 12.1 вышеназванного закона дополнили частью 8.2, которая гласит, что при определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией в текущем году, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размер пенсии без учета индексации, произведенной в текущем году.
Также добавили часть 8.3, согласно которой при определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением с 1 января текущего года величины ПМП, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включается пенсия с учетом их индексации, произведенной в предыдущем году.
То есть сначала старый (прошлогодний) размер пенсии сравнивают с прожиточным минимумом, определяют разницу (социальную доплату), а потом уже индексируют пенсию. В итоге пенсионер получает проиндексированную пенсию и социальную доплату.
В 2018 году (на начало 2019 года) пенсия была 7 000, а ПМП в регионе — 8 600. Поэтому в 2019 году сначала надо высчитать ФСД. Она составит 1 600 (8 600 — 7 000).
Затем пенсию индексируют до 7 493,50 (7 000 * 1,0705).
ФСД и РСД в 2020 году
Наступает 2020 год. Пенсионеры с маленькой пенсией снова возмущены – после индексации на 6,6 % прибавка составила 1 рубль.
Снова поднимается шумиха в СМИ. Пишут про пенсионерку, которая свою рублевую прибавку отправила в Кремль, заплатив за отправку письма 81 рубль.
Между тем такая маленькая прибавка объясняется незначительным ростом ПМП.
В 2019 году (на начало 2020 года) пенсия была 7 493,50.
ПФР высчитывает ФСД, вычитая пенсию из ПМП.
ПМП в 2020 году в регионе точно такой же, как и в 2019, и как и в 2018 — 8 600.
ФСД = 8 600 — 7 493,50 = 1 106,50 руб.
Проиндексированная пенсия = 7 988,07 (7 493,50 * 1,066).
Итого пенсия в 2020 году 7 988,07 + 1 106,50 = 9 094,57 руб.
А в 2019 году пенсия была 9 093,50 руб.
То есть пенсионер получил прибавку в размере 1 руб. 07 коп.
Справедливости ради отметим, что если бы в 2019 году методика расчета ФСД не поменялась, то маленькая пенсия пенсионеров в 2020 году была бы еще меньше – 8 600 руб., а 9 094,57.
Подробно про алгоритм расчета доплаты в 2020 году мы писали ранее.
ФСД в 2021 году
Не за горами 2021 год. ОПФР по Курской области объявило размер ПМП на 2021 год – он составит 8 678 руб.
Уточним, в 2018, 2019 и 2020 году ПМП в регионе составлял 8 600 руб. То есть теперь спустя 3 года он вырос на 78 рублей. На столько подорожала жизнь для пенсионеров в Курской области.
Размер индексации тоже известен: в 2021 году он составит 6,3 %. Значит без труда можно посчитать размер пенсии с учетом доплаты бедным пенсионерам в 2021 году.
На сайте ПФР приводится два примера такого расчета.
Пример №1 вопросов не вызывает. Для наглядности представим все данные из этого примера в удобной таблице.
Пенсия в 2019 году (без учета ФСД)
Индексация в 2020 году
7 411 * 106,6% = 7 900
Пенсия в 2020 году (всего)
7 900 + 1 189 = 9 089
Индексация в 2021 году
7 900 * 106,3 % = 8 397,70
Пенсия в 2021 году (всего)
8 397,70 + 778 = 9 175,70
Из таблицы видно, что в 2021 году пенсионер №1 получит пенсию на 86,70 руб. больше, чем в 2020 году.
Пример №2 вызывает вопросы.
По мнению ПФР, пенсионер №2 в 2021 году утратит право на доплату к пенсии, так как его проиндексированная пенсия превышает ПМП. Однако, как было сказано выше, по закону №178-ФЗ сравнивать ПМП нужно не с новой, проиндексированной пенсией, а со старой, прошлогодней. Она у этого пенсионера до ПМП не дотягивает, а значит доплата человеку положена и ПФР ошибочно полагает, что такое право утрачено.
Для наглядности представим все данные из этого примера в удобной таблице.
Сумма по расчетам ПФР
Сумма по нашим расчетам
Пенсия в 2019 году (без учета ФСД)
Индексация в 2020 году
7 786 * 106,6% = 8 300
7 786 * 106,6% = 8 300
Пенсия в 2020 году (всего)
Индексация в 2021 году
8 300 * 106,3 % = 8 822,90
8 300 * 106,3 % = 8 822,90
Пенсия в 2021 году (всего)
8 822,90 + 0 = 8 822,90
8 822,90 + 378 = 9 200,90
Как следует из таблицы, по нашим расчетам пенсионер №2 в 2021 году получит пенсию на 86,90 руб. больше, чем в 2020 году.
Если же опираться на расчеты из примера, которые приводит ПФР, то данный гражданин в 2021 году получит на 291,10 руб. меньше, чем в 2020 году.
Вот тебе и индексация пенсии. Что это за повышение такое, после которого размер пенсии уменьшается?
Между тем часть 8 статьи 12.1 Закона № 178-ФЗ гласит, что при пересмотре размеров социальных доплат к пенсии в связи с изменением величины ПМП в регионе общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года.
Напомним, ранее Счетная палата вывила ряд ошибок, которые ПФР допускал при расчете и индексации пенсий.
Доплата к пенсии федеральная или региональная
Срок приостановки: 10 рабочих дней
Основанием для приостановления рассмотрения заявления о назначении региональной социальной доплаты, поданного с использованием Портала, является необходимость представления заявителем в любой МФЦ города Москвы в течение 10 рабочих дней документов, указанных в пунктах 2.4.1-2.4.4 Правил, а именно:
— справка пенсионного органа федерального органа исполнительной власти или иной ведомственной пенсионной службы о размере пенсии и сроке ее назначения в городе Москве (за исключением случаев назначения пенсии (пенсий) пенсионными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации или Федеральной службы безопасности Российской Федерации);
— уведомление о снятии с учета в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации страхователя, прекратившего правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (в случае добровольного вступления в такие правоотношения);
— архивные документы, содержащие сведения о периодах регистрации в городе Москве по месту жительства лица, в отношении которого обращается заявитель, по прежним адресам проживания в городе Москве;
— документы, подтверждающие регистрацию актов гражданского состояния (в случае если регистрация акта гражданского состояния произведена компетентными органами иностранного государства). При этом указанные документы должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, и переведены на русский язык. В случаях, предусмотренных федеральными законами, верность перевода должна быть нотариально удостоверена.
Результат оказания услуги
Формы получения
Вы можете отправить сообщение в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) УСЗН города Москвы, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, работников МФЦ
1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) УСЗН города Москвы, ГБУ МФЦ города Москвы, их должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в УСЗН города Москвы, работников МФЦ.
2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляются в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546- ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве».
3. Заявитель может обратиться с жалобами в случаях:
3.1. Нарушения срока регистрации заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении заявления и иных документов (информации) от заявителя.
3.2. Требования от заявителя:
3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.
3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.
3.4. Отказа заявителю:
3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.
5.3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в УСЗН города Москвы, рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) УСЗН города Москвы.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) УСЗН города Москвы по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) Департамента.
Жалобы на решения руководителя Департамента, в том числе на решения руководителя (уполномоченного заместителя руководителя), принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, подаются заявителями в Правительство Москвы и рассматриваются Главным контрольным управлением города Москвы.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников МФЦ, совершенные при предоставлении государственной услуги по принципу «одного окна» в соответствии с соглашением о взаимодействии с Департаментом, рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) ГБУ МФЦ города Москвы.
Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) ГБУ МФЦ города Москвы, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Аппаратом Мэра и Правительства Москвы.
5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).
5.3. Почтовым отправлением.
5.4. С использованием Портала с момента реализации на Портале соответствующей технической возможности.
5.5. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
6. Жалоба должна содержать:
6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.
6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, МФЦ либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего города Москвы, работника МФЦ, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.
6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.
6.4. Дату подачи и регистрационный номер заявления на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме заявления и его регистрации).
6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.
6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
6.7. Требования заявителя.
6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).
6.9. Дату составления жалобы.
7. Жалоба должна быть подписана заявителем (представителем заявителя). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.
Полномочия представителя заявителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статус и полномочия законного представителя заявителя подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.
8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее поступления.
9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:
9.1. Отказа в приеме документов.
9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.
10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.
11. Решение должно содержать:
11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.
11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).
11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя.
11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.
11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.
11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).
11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.
11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты города Москвы.
11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы полностью или в части или об отказе в ее удовлетворении).
11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы полностью или в части).
11.11. Порядок обжалования решения.
11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.
12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.
13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:
13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).
13.2. Обеспечение приема и регистрации заявления, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).
13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).
13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:
14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.
14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.
14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.
14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).
15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:
15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.
15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.
15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.
15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.
16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.
17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.
20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:
20.1. Размещения соответствующей информации на Портале, информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственной услуги.
20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.
21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
При выявлении нарушений порядка предоставления государственной услуги города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в срок не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе, но не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственной услуги.